Как показано на схеме по инициативе граждан и общественных организаций

Обновлено: 30.06.2024

Вы не пошли на выборы мэра или губернатора, депутатов регионального заксобрания или местного совета? Или пошли, но проголосовали за проигравших кандидатов? А может, вас не устраивает, как ведет себя поддержанный вами на выборах депутат или городской глава, которым вы, похоже, зря отдали свой голос? Все это печально, но совсем не означает, что до следующих выборов вам только и остается, что платить налоги, а решать, как их тратить, будут без вас чиновники и депутаты.

Вот как это выглядит: сначала объявляется открытый для всех (совершеннолетних, а возможно, и подростков) жителей муниципального образования сбор заявок на участие в конкурсной комиссии по партиципаторному бюджетированию. Если заявок больше, чем мест (15–20 человек), места распределяются слепым жребием. Члены комиссии проходят базовое обучение основам бюджетного процесса, проектирования, госзакупок (1–2 месяца). Затем запускается процесс выдвижения жителями инициатив, претендующих на финансирование по определенному перечню направлений (благоустройство, транспорт и организация движения, зоны отдыха, спортивные площадки, социальные, образовательные проекты, досуг, экология). Сбор идет как через электронную платформу (специализированные городские краудсорсинговые платформы или просто тематические страницы в соцсетях), дополненную офлайн-альтернативой (возможностью подачи в муниципалитет, МФЦ и проч. – но с обязательной публикацией). Далее жители муниципалитета голосованием отбирают инициативы (тоже через специализированную электронную площадку, но с обязательной офлайновой альтернативой для исключения дискриминации не имеющих цифрового доступа или навыков граждан), с приоритизацией в рамках выделенного бюджета – то есть каждый голосующий может поддержать любое количество инициатив, но не более чем на сумму выделенного бюджета. После этого отобранные предложения-финалисты дорабатываются муниципальной комиссией (совместно с инициаторами проектов) и, наконец, с участием членов комиссии и инициаторов проектов на всех этапах реализации проекта, включая отбор подрядчиков, контроль за реализацией, приемку, реализуются.

Все это не плод фантазии, а рабочий процесс, детально отработанный на практике за 20 лет своего существования, как в мире, так и в большинстве (более 50 из 85) российских регионов. За редкими, но весьма заметными исключениями – например, Москвы.

Партиципаторное бюджетирование (от англ. to participate – участвовать; оно же инициативное, народное, оно же бюджет участия) появилось не в России и не вчера. Зародившись в 1999 г., оно быстро распространилось как по третьему миру (прежде всего Латинской Америке), так и по крупнейшим мегаполисам Западной Европы (например, в Берлине, Париже, Барселоне) и Северной Америке (включая Нью-Йорк и Лос-Анжелес), по ходу развиваясь и видоизменяясь как под влиянием национальной специфики, так и в адаптации к быстро меняющимся технологическим реалиям – в первую очередь, к возможностям прямого волеизъявления с помощью инструментов электронного взаимодействия граждан между собой и с властью (краудсорсинговых площадок, платформ электронного голосования, референдумов и опросов, онлайн-каналов обратной связи, социальных сетей и мессенджеров и проч.).

Например, в Петербурге в рамках процессов партиципаторного бюджетирования были обустроены вело-роллерная площадка и уличный скейт-парк, крытые перехватывающие велосипедные парковки, а также размещена городская система навигации. В Череповце – парк имени 200-летия города и детская площадка. В Сосновом Бору – метеостанция и островок спорта в детском саду, был проведен чемпионат по бальным танцам.

Участвовать по-разному

Несмотря на все многообразие практик партиципаторного бюджетирования в мире и в России, можно условно выделить два основных варианта.

Наиболее распространенный в России сельский вариант инициативного бюджетирования предполагает очное принятие решений (на сельском сходе) и софинансирование (или трудовое участие) со стороны как граждан, так и муниципального и регионального бюджетов. Он характерен для бюджетно дефицитных муниципалитетов и отвечает на специфические недостатки российской налоговой и бюджетной систем (сверхцентрализация и несбалансированность налоговых полномочий и расходных обязательств), решая зачастую базовые инфраструктурные вопросы через условно добровольное самообложение в дополнение к стандартному налоговому бремени.

Местного самоуправления в России станет меньше

Городской вариант партиципаторного бюджетирования не предусматривает софинансирования со стороны граждан и, как я писал выше, реализуется через комиссии (из состава граждан, с отбором на основе жребия) в сочетании с онлайновыми форматами учета мнения граждан при обсуждении и отборе проектов. Он характерен для бюджетно обеспеченных муниципалитетов, прежде всего крупных городов, отдельных районных центров и сельских районов. По сути это вариант мировой нормы, направленной на расширение базы граждан (избирателей, налогоплательщиков), вовлеченных в разные форматы диалога с властью по поводу принятия решений.

Это не чисто российская проблема. В самом деле: при общемировой тенденции формирования местной, городской власти меньшинством избирателей (24% в Нью-Йорке, 35% в Лондоне на последних выборах мэров – на этом фоне российские результаты, например явка в Москве в 15% на местных выборах в 2017 г., 21% на выборах в Мосгордуму в 2014 г. и 31% на выборах мэра в 2018 г. отнюдь не выглядит исключением), партиципаторное бюджетирование – это прежде всего дополнительный вариант вовлечения в активный диалог с властью тех социально-демографических групп, которые на выборы не ходят и не пойдут. А в отдельных случаях – приглашения к разговору даже тех, кто не допущен к выборам – например, не достигших совершеннолетия подростков 14–17 лет, мнение которых о вариантах городского благоустройства может оказаться ничуть не менее важным, чем мнение их родителей.

Побочные эффекты

Помимо очевидных результатов (повышение эффективности бюджетного процесса, удовлетворенности граждан и более бережное отношение к созданному с их участием), у партиципаторного бюджетирования (и прежде всего – его городского варианта) есть и ничуть не менее важные побочные эффекты.

Во-первых, участники партиципаторного бюджетирования в среднем гораздо моложе участников электоральных процессов (70% членов комиссии и инициаторов проектов в Сосновом Бору – младше 40 лет; в Санкт-Петербурге – преимущественно в возрасте 25–35 лет), среди них преобладают представители неполитизированных неформальных сообществ (экологи, спортсмены-экстремалы, велосипедисты), выше доля работающего населения. Во-вторых, инициативное бюджетирование – это альтернативная шахта социального лифта, канал интеграции инициативных граждан в органы государственной власти и местного самоуправления (10% совета депутатов Соснового Бора – выходцы из комиссии по инициативному бюджетированию, инициаторы проектов переходят на работу в местные администрации Башкирии, городские учреждения Петербурга). В-третьих, процесс партиципаторного бюджетирования вызывает куда больший интерес, чем традиционные формы общественного контроля за бюджетным процессом (на слушания по инициативному бюджетированию в Сосновом Бору приходит в 3 раза больше людей, чем на публичные слушания по проекту местного бюджета). В-четвертых, вовлечение невостребованных через традиционные электоральные формы активистов в процесс партиципаторного бюджетирования позволяет развернуть обе стороны, и власть и оппозицию, лицом друг к другу и обеспечить эффективную коммуникацию вместо безрезультатной конфронтации. Наконец, как показал опыт, например, Соснового Бора, сочетание онлайн- (даже через примитивные неспециализированные интернет-площадки типа форумов, страниц в ВК, как в Череповце) и офлайн- (обсуждение в комиссии) форматов работы механизма инициативного бюджетирования позволяет вовлечь на разных этапах и в разных формах (выдвижение инициативы, обсуждение, слушания, голосование, участие в реализации) в процесс до 20% граждан, существенная часть которых не участвует в традиционном электоральном процессе.

Взаимодействие гражданского общества и государства – нередко зона острого напряжения. Конфликт обычно связан с резонансным событием в чувствительной для людей сфере (социальные обязательства государства, экология, культура, градостроительство, политические права), когда баланс интересов между обществом и властью нарушается. Такие конфликты неизбежны и сами по себе являются важным каналом обратной связи. Но для того, чтобы конфликт послужил отправной точкой для перемен к лучшему и не переходил в неконтролируемую стадию, обществу и власти нужна работающая система диалоговых площадок для обсуждения вопросов по существу.

Сегодня очевидно растет запрос на отстаивание своих интересов, за несколько лет появились и окрепли новые гражданские сообщества с активной жизненной позицией. Большинству общественных организаций требуется в той или иной форме взаимодействовать с органами государственной власти.


Часто у активных граждан нет опыта прямого и конструктивного диалога с властями. В этих условиях общественные палаты и советы получают шанс для более интенсивного развития – как дискуссионные площадки, на которых обсуждаются и согласовываются позиции сторон по спорным вопросам. В идеале, такие институты-посредники должны становиться постоянно действующим интерактивным каналом передачи в высшие органы власти информации о том, что действительно волнует граждан на местах. Таким путем они могут обеспечить постоянное и деятельное участие граждан в обсуждении решений, способствовать созданию механизмов соуправления.

Важной формой взаимодействия граждан и государства являются обращения граждан. В 2018 году (на 21.11.2018) в Общественную палату Российской Федерации поступило 29 411 обращений граждан. Основная их часть касается социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, работы судебной и правоохранительной системы. В числе главных проблем: утилизация мусора, доступность и качество работы учреждений медико-социальной экспертизы, защита прав избирателей. Обращения поступают как через сайт Палаты, так и через горячие линии, работающие по наиболее острым вопросам.


Источник: Общественная палата Российской Федерации


Источник: Общественная палата Российской Федерации

Номинации и победители:


-->

В регионах ведущей площадкой общественно-государственного диалога становятся общественные палаты.

Общественные палаты существуют в первую очередь для того, чтобы обеспечивать взаимодействие отдельных граждан и их объединений с органами власти. Сегодня эти институты также участвуют в экспертизе законопроектов, осуществляют общественный контроль, участвуют в формировании региональных общественных советов. В некоторых субъектах Федерации общественные палаты наделены правом законодательной инициативы.




Источник: Общественная палата Российской Федерации43 Описание опроса см по ссылке 42.


Источник: Общественная палата Российской Федерации44 Описание опроса см по ссылке 42.

Авторитет общественной палаты строится благодаря конкретным реализованным проектам, освещению деятельности палаты в СМИ, четкой позиции по резонансным вопросам местной повестки, а главное, благодаря тем, кто входит в состав палаты, кто из лидеров общественного мнения там. Во многих палатах заседают люди, пришедшие, скорее, за статусом и не имеющие отношения к третьему сектору (в основном предприниматели, директора крупных предприятий, бывшие госслужащие). При этом активные общественники оказываются просто вне поля зрения региональной общественной палаты, реализуют свои проекты без всякого участия палаты. Почти в каждом регионе есть хотя бы несколько человек, чья деятельность хорошо заметна.

Кроме того, активность палаты напрямую зависит от финансирования. Даже для организации заседаний, тем более мероприятий общественного контроля – не говоря о более масштабных проектах – нужна определенная материальная база. Если говорить об общественной экспертизе – нужно привлекать квалифицированных экспертов. Речь идет о небольших средствах, необходимых для рабочего процесса. Но до настоящего времени правовая норма о бюджетном финансировании общественных палат субъектов Российской Федерации отсутствует. Ее закрепление будет способствовать независимости и продуктивности работы общественных палат.


Нельзя не заметить, что часто отсутствует взаимодействие региональных и муниципальных общественных палат. Показательно, что на сайтах региональных палат нередко нет сведений о палатах в муниципальных образованиях.

Говорить о том, что в нашей стране сложилась действенная система общественного контроля, пока нельзя. Тем не менее в некоторых областях есть значимые примеры общественного контроля, которые позволяют изменить ситуацию к лучшему.

По призыву Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат регионов в наблюдении за выборами приняли участие 1866 федеральных, региональных и муниципальных общественных организаций из всех регионов России и около 150 тыс. наблюдателей.

Наблюдатели от системы общественных палат были представлены почти на каждом избирательном участке. Это обеспечило прозрачность состоявшихся выборов, случаев фальсификаций и нарушений было наперечет.

Несущей конструкцией новой системы общественного наблюдения на выборах стали общественные палаты, проект во многом изменил их вес в регионах. По сути, за несколько месяцев был создан новый значимый общественный институт, инициированный гражданским обществом и подкрепленный новой законодательной базой. Стало очевидно, что общественные палаты в регионах обладают серьезным потенциалом.


В 2018 г. настоящим прорывом в развитии общественного контроля и системы общественных палат в регионах стало создание масштабной системы наблюдения на выборах.


Интересные практики в области общественного контроля появляются в некоторых регионах при участии региональных общественных палат.

Интересная инициатива реализуется в Челябинской области, где функционирует своеобразный центр общественного контроля — межкомиссионная рабочая группа, которая занимается только вопросами общественного контроля. К проведению общественных проверок привлекаются добровольцы, которые проходят соответствующее обучение и получают статус общественного инспектора.

Одним из направлений общественного контроля выступает общественная экспертиза проектов нормативных правовых актов. Оценка законодательных инициатив — одна из важнейших задач институтов гражданского общества, которая позволяет улучшить качество принимаемых законов не только с юридической точки зрения, но исходя из их соответствия ожиданиям и потребностям общества. Для этой работы нужны определенные ресурсы, в первую очередь экспертные. Поэтому общественная экспертиза проводится в первую очередь на площадке Общественной палаты Российской Федерации, а также ряда региональных палат. В 2018 году Общественная палата Российской Федерации провела 30 общественных экспертиз, из них 26 в формате нулевого чтения. Были поддержаны два законопроекта, поддержаны с учетом замечаний 15 законопроектов и не поддержаны два законопроекта (на 20.11.18). С июня 2017 по май 2018 года по итогам мероприятий Общественной палаты Российской Федерации в органы власти направлено четыре резолюции и 66 рекомендаций.


Общественные советы призваны не только обсуждать инициативы министерств, но и побуждать их заниматься существенными проблемами.

Важным институтом общественного контроля выступают общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Состав советов формируется Общественной палатой Российской Федерации на конкурсной основе, право выдвижения кандидатур в члены общественных советов получили профильные некоммерческие организации.

За первый год работы Общественной палаты VI состава проведено 20 конкурсов в составы общественных советов по новому стандарту. В среднем конкурс составил пять человек на место, самый высокий – 21 человек на место – в Общественный совет при Федеральной антимонопольной службе. В результате пять общественных советов сформированы полностью, пять находятся на заключительной стадии формирования, десять проходят стадию анализа и проверки анкет кандидатов57 По состоянию на 1 ноября 2018 года. .


Во многих субъектах Российской Федерации создана система общественных советов при региональных органах исполнительной власти.

В ближайшее время необходимо выработать более четкие критерии отбора нормативных правовых актов и проектов для общественного контроля, а также критерии разделения экспертной работы и оценки общественной значимости. В повестку работы советов автоматически, по регламенту, включается большое количество вопросов, не представляющих интереса для организаций гражданского общества, либо тех, по которым у представителей гражданского общества не может быть профессиональной позиции. При этом часто не остается времени для углубленного рассмотрения вопросов, принципиально важных для гражданского общества, в том числе вызывающих острые социальные конфликты — так, за все время на совете Минприроды ни разу не был рассмотрен вопрос об утилизации твердых бытовых отходов. В то же время необходима и определенная формализация деятельности советов: результаты обсуждений должны принимать понятную форму конкретных предложений и инициатив, адресованных руководству ведомства, с возможностю дальнейшего мониторинга их реализации. В ходе обсуждений в Общественной палате Российской Федерации высказывалось в том числе предложение, что многие недостатки в деятельности общественных советов могли бы быть устранены признанием общественных советов при органах государственной власти рабочими органами Общественной палаты, обязанными регулярно, с установленной периодичностью собираться и отчитываться о проделанной работе.


Источник: Общественная палата Российской Федерации59 Описание опроса см по ссылке 42.

Необходимо обеспечить взаимодействие между общественными палатами и общественными советами при органах власти на региональном уровне. На федеральном уровне оно существует благодаря тому, что Общественная палата Российской Федерации участвует в формировании общественных советов. Однако на уровне субъектов Федерации вместо конструктивной и слаженной работы активистов подчас можно наблюдать противостояние общественных палат и общественных советов – последние часто встают на защиту органов власти, при которых сформированы. Кроме того, непонятен статус иных общественных структур при региональных органах власти: советов по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности, экспертных советов и др. Пора более четко определить место этих органов в системе общественного контроля. Важное направление общественного контроля – контроль за содержанием лиц в местах лишения свободы.


Источник: Общественная палата Российской Федерации


В частности, одним из наиболее острых является вопрос ресоциализации осужденных. Единая законодательная база в этой сфере отсутствует. На площадке Общественной палаты Российской Федерации обсуждаются предложения о создании координационного совета, деятельность которого была бы направлена на реабилитацию и адаптацию осужденных. В таком случае региональные ОНК могут расширить свои полномочия и включиться в работу по ресоциализации лиц, освобожденных из заключения, как это и предусмотрено в Федеральном законе № 76-ФЗ62.




Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля является установление понятных правил их проведения — разработка методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля, утверждение типовых форм итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий, при этом без излишней формализации этой работы.

Одним из важнейших условий повышения эффективности мероприятий общественного контроля является установление понятных правил их проведения — разработка методики реализации каждой из предусмотренных законом форм общественного контроля, утверждение типовых форм итоговых документов, составляемых по результатам проведенных мероприятий, при этом без излишней формализации этой работы.

Острой проблемой остается отсутствие возможностей для привлечения к работе высококлассных специалистов, от которых во многом зависит результативность контроля. Дело в незакрепленном статусе общественных инспекторов и экспертов, не в разовом их привлечении для оценки ситуации в той или иной социально значимой сфере, а в постоянном сотрудничестве, сопряженном с выполнением большого объема работ. В области охраны окружающей среды под давлением общественности статус субъектов контроля был закреплен юридически, установлен порядок осуществления общественного экологического контроля и взаимодействия общественных инспекторов с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора. Такого рода правовые основы необходимо создать также для тех, кто участвует в охране общественного порядка, в добровольной пожарной охране.

Особенно острым остается вопрос наделения общественных контролеров полномочиями, в соответствии с которыми они смогут проводить инспекции мест массового пребывания людей, будь то частные, муниципальные или государственные объекты.

Остается открытым вопрос о расширении сферы общественного контроля. В частности, гражданские активисты неоднократно выступали за законодательное закрепление возможности осуществления общественного контроля не только за деятельностью органов власти и иных органов и организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, но и за хозяйствующими субъектами: предприятиями коммунальный сферы, крупнейшими банками, железнодорожными и авиаперевозчиками и др. Однако представители МВД, Генеральной прокуратуры и Следственного комитета, принимавшие участие в обсуждении этого вопроса в Общественной палате Российской Федерации, выступают категорически против, утверждая, что в этом случае произойдет пересечение полномочий органов, в компетенцию которых входит осуществление государственного и муниципального контроля, с субъектами общественного контроля.


В 2019 г. Общественная палата планирует запустить горячую линию общественного контроля по качеству связи и интернета в регионах.

от 27 апреля 2018 года N 115

Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан в городе Барнауле

(с изменениями на 24 сентября 2021 года)

1. Утвердить Положение о правотворческой инициативе граждан в городе Барнауле (приложение).

2. Признать утратившими силу решения городской Думы:

3. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать решение в газете "Вечерний Барнаул" и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

4. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по законности и местному самоуправлению (Огнев И.В.).

Председатель городской Думы
Г.А.БУЕВИЧ

Приложение
к Решению
городской Думы
от 27 апреля 2018 г. N 115

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ БАРНАУЛЕ

1. Общие положения

1.1. Положение о правотворческой инициативе граждан в городе Барнауле (далее - Положение) в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение внесенных гражданами проектов муниципальных правовых актов города Барнаула (далее - муниципальные правовые акты) органами и должностными лицами местного самоуправления города Барнаула.

1.2. Под правотворческой инициативой в Положении понимается право граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории города Барнаула, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления города Барнаула проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа в порядке, установленном Положением.

Не являются предметом правотворческой инициативы вопросы, связанные с принятием бюджета города Барнаула, внесением в бюджет города Барнаула изменений и (или) дополнений, а также вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения городского округа.

1.3. Правотворческая инициатива реализуется путем внесения проектов муниципальных правовых актов, в том числе о внесении изменений и (или) дополнений в действующие муниципальные правовые акты либо о признании их утратившими силу.

Внесение проектов муниципальных правовых актов предусматривает их подачу (направление) в орган или должностному лицу местного самоуправления города Барнаула, к компетенции которых относится принятие соответствующих муниципальных правовых актов (далее - уполномоченный орган).

1.4. Проект муниципального правового акта, вносимый в порядке реализации правотворческой инициативы, должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Алтайского края, законам и иным нормативным правовым актам Алтайского края, Уставу городского округа - города Барнаула Алтайского края и не должен содержать коррупциогенных факторов.

1.5. Проект муниципального правового акта, вносимый в порядке реализации правотворческой инициативы, оформляется в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими требования к оформлению проектов соответствующего вида муниципальных правовых актов.

1.6. До внесения в порядке реализации правотворческой инициативы проекта муниципального нормативного правового акта, подлежащего оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), инициативной группой граждан должна быть проведена ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула (далее - администрация города) в соответствии с законом Алтайского края.

2. Инициативная группа граждан

2.1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 500 человек, проживающих на территории города Барнаула (далее - инициативная группа).

2.2. Решение о выступлении с правотворческой инициативой принимается на собрании граждан или общественным объединением и оформляется протоколом.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края и (или) решением Барнаульской городской Думы, уставом территориального общественного самоуправления.

Сведения об участниках собрания или общественного объединения, поддерживающих решение о выступлении с правотворческой инициативой, вносятся в список членов инициативной группы, который должен соответствовать требованиям подпункта 3.1.5 пункта 3.1 Положения.

В решении о выступлении с правотворческой инициативой должны быть указаны:

дата и сведения об инициаторе принятия данного решения (собрание граждан или общественное объединение, количество участников собрания или общественного объединения, поддерживающих решение о выступлении с правотворческой инициативой);

наименование и цель проекта муниципального правового акта;

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) члена инициативной группы, уполномоченного представлять инициативную группу при внесении и рассмотрении проекта муниципального правового акта (далее - член инициативной группы, уполномоченный представлять инициативную группу);

срок полномочий члена инициативной группы, уполномоченного представлять инициативную группу;

почтовый адрес члена инициативной группы, уполномоченного представлять инициативную группу, по которому должны быть направлены уведомления, предусмотренные пунктами 3.6 и 4.3 Положения, а также информационное письмо, предусмотренное пунктом 5.1 Положения (далее - почтовый адрес представителя инициативной группы).

3. Внесение проекта муниципального правового акта

3.1. В целях реализации правотворческой инициативы член инициативной группы, уполномоченный представлять инициативную группу, в течение срока своих полномочий подает (направляет) в уполномоченный орган заявление о внесении проекта муниципального правового акта в порядке правотворческой инициативы (далее - заявление о внесении проекта) с приложением следующих документов:

3.1.1. Проект муниципального правового акта;

3.1.2. Пояснительная записка к проекту муниципального правового акта, содержащая обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, характеристику цели правового регулирования и описание основных положений проекта муниципального правового акта;

3.1.3. Финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта муниципального правового акта, принятие которого повлечет изменение параметров бюджета города Барнаула), которое основывается на анализе текущей экономической ситуации, оценке влияния реализации проекта муниципального правового акта на доходы и расходы бюджета города Барнаула и включает в себя статистические и иные сведения, используемые при расчете средств на реализацию проекта муниципального правового акта; расчет средств на реализацию проекта муниципального правового акта; сведения об изменении размеров доходов и расходов бюджета города Барнаула, об источниках и порядке исполнения предлагаемых видов расходных обязательств. Инициативная группа имеет право по собственной инициативе приложить к финансово-экономическому обоснованию статистические данные и иные документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в финансово-экономическом обосновании;

3.1.4. Перечень муниципальных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта муниципального правового акта, если признание утратившими силу, приостановление, внесение изменений, дополнений в муниципальные правовые акты не предусмотрено самим проектом муниципального правового акта или в нем не содержится указание на необходимость принятия новых муниципальных правовых актов;

3.1.5. Список членов инициативной группы по форме согласно приложению к Положению;

3.1.6. Решение о выступлении с правотворческой инициативой, оформленное в соответствии с пунктом 2.2 Положения.

3.2. Документы, указанные в пункте 3.1 Положения, в письменной форме на бумажном носителе подаются в ходе личного приема или направляются по почте в уполномоченный орган.

3.3. При подаче документов, указанных в пункте 3.1 Положения, в ходе личного приема член инициативной группы, уполномоченный представлять инициативную группу, предъявляет для проверки его личности документ, удостоверяющий личность.

Документы, указанные в пункте 3.1 Положения, регистрируются уполномоченным органом в день их поступления.

3.4. Орган или должностное лицо местного самоуправления города Барнаула, к которым поступило заявление о внесении проекта, проверяет отнесение к своей компетенции принятия муниципального правового акта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции другого органа или должностного лица местного самоуправления города Барнаула, указанные в пункте 3.1 Положения документы направляются в течение семи дней со дня поступления заявления о внесении проекта в уполномоченный орган с уведомлением члена инициативной группы, уполномоченного представлять инициативную группу, о переадресации правотворческой инициативы.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления о внесении проекта рассматривает вопрос о соблюдении порядка, установленного Положением, и принимает решение о принятии проекта муниципального правового акта к рассмотрению либо об уведомлении члена инициативной группы, уполномоченного представлять инициативную группу, о нарушении порядка, установленного Положением.

В случае, если уполномоченный орган принимает решение о принятии проекта муниципального правового акта к рассмотрению, он считается внесенным со дня поступления заявления о внесении проекта.

Проверка отнесения к компетенции принятия муниципального правового акта и рассмотрение вопроса о соблюдении порядка, установленного Положением, в случае поступления заявления о внесении проекта в Барнаульскую городскую Думу осуществляются председателем Барнаульской городской Думы; в случае поступления заявления о внесении проекта в иной орган местного самоуправления города Барнаула - руководителем соответствующего органа местного самоуправления города Барнаула; в случае поступления заявления о внесении проекта должностному лицу местного самоуправления города Барнаула - данным должностным лицом.

О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 452, от 17.09.2020 № 562)

В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

2. Установить, что рассмотрению в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Указом, подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива":

а) общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне, - с 15 апреля 2013 г.;

б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.

21. Установить, что общественные инициативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, могут быть направлены только гражданами Российской Федерации, лично предъявившими при регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

Не допускается голосование по таким общественным инициативам граждан Российской Федерации, не предъявивших при регистрации в указанной информационной системе основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

(Дополнен пунктом - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 452)

22. Установить, что ответственность за проверку основного документа и удостоверение личности гражданина Российской Федерации, регистрируемого в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", несут уполномоченные лица органов и организаций, осуществляющие регистрацию в указанной информационной системе. (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 452)

3. Установить, что некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление функций, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим Указом, является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

4. Правительству Российской Федерации включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

5. Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

4 марта 2013 года

УТВЕРЖДЕНЫУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 4 марта 2013 г. № 183

ПРАВИЛАрассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2020 № 562)

1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

15. Голосование по общественной инициативе с использованием интернет-ресурса начинается в день размещения этой инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и проводится в течение одного года.

16. Система голосования с использованием интернет-ресурса организуется по принципу "один человек - один голос" и предусматривает для граждан возможность проголосовать как за инициативу, так и против нее.

17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

б) возможность голосования, обработку голосов, поданных путем дистанционного электронного голосования, и достоверность его результатов.

18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

а) содержание инициативы;

б) уровень реализации инициативы;

в) количество голосов, поданных за инициативу, и количество голосов, поданных против нее, с указанием периода, в течение которого эти голоса были получены;

г) распределение голосов "за" и "против" по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (для общественных инициатив соответствующего уровня).

21. Состав экспертной рабочей группы федерального уровня определяется Правительством Российской Федерации и включает представителей федеральных органов исполнительной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторов Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, представителей бизнес-сообщества и общественных объединений. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2020 № 562, вступает в силу с 4 июля 2020 г.)

22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

24. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.

Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.

1. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов является _______________ экологической экспертизы.


правовой основой
критерием оценки
основной задачей
главным объектом


2. На схеме отсутствует такой вид экологической экспертизы, как …


общественная
политическая
муниципальная
социальная

3. Весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-гигиенических и экологических нормативов является нормативной базой …


экологической экспертизы
антропогенных воздействий
классификации полезных ископаемых
загрязнения окружающей среды


4. Согласно приведенной схеме, срок проведения государственной экологической экспертизы не должен …


превышать 6 месяцев
превышать 2 месяцев
быть менее 4 недель
быть менее 8 недель

5. Правовой основой экологической экспертизы является …


законодательство Российской Федерации и ее субъектов
кадастры природных ресурсов
принципы международного экологического сотрудничества
государственная экологическая политика

6. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС ) является стадией экологической …


экспертизы
сертификации
паспортизации
аттестации


7. На рисунке приведена последовательность установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду, которое называется экологической …


экспертизой
ответственностью
безопасностью
паспортизацией


8. Как показано на схеме, по инициативе граждан и общественных организаций, органами местного самоуправления может проводиться _______________ экологическая экспертиза.


общественная
государственная
политическая
идеологическая

9. В процессе экологической экспертизы выделяют такие основные этапы, как …


подготовительный, основной и заключительный
первостепенный, второстепенный и ведущий
главный, незначительный и дополнительный
запретительный, предупредительный и разрешительный


10. На федеральном уровне и уровне субъектов РФ проводится (отмеченная на приведенной схеме) _______________ экологическая экспертиза.

Читайте также: