Как победить синдром безработного

Обновлено: 28.06.2024

Для многих внезапная потеря работы оборачивается мощнейшим стрессом, из которого сложно выйти самостоятельно. Появляются соблазны и тяга залить депрессию алкоголем и другими стимуляторами. Это является большой ошибкой, которая только усугубляет ситуацию.

Острая фаза синдрома потихоньку перетекает в затяжную и человек становится хроническим безработным с комплексом страхов и ограничивающих убеждений. Немногие люди в момент кризиса в силах посмотреть на себя со стороны и принять радикальные меры, постараться изменить ситуацию.

  1. Ранний этап. Сопровождается первыми признаками депрессии. Когда человек только потерял работу, он переживает расстройство и страх, что не сможет найти новую. Особо мнительные и впечатлительные люди пытаются найти причину, копаясь глубоко в себе, тем самым еще больше усиливая фрустрацию (чувство беспомощности). Если семья и близкие не поддерживают безработного в этот момент, то появляется чувство вины за невозможность обеспечивать достаток и благополучие. Возникающая апатия после очередного отказа в приеме на работу формирует стойкие признаки депрессии и человек попадает в замкнутый круг.
  2. Второй этап. Характеризуется усугублением всех предыдущих симптомов, но уже человек плотно входит в состояние апатии, изменяются рабочие привычки и режим дня. Для этого периода характерна пассивность в поиске работы, повышенная нервозность и чувство отчаяния. Возникает опасный сигнал – страх перед новым работодателем и нежелание идти на собеседование.
  3. Третий этап. Обычно стадии применительны к болезни, но для более понятного восприятия читателем мы решили разделить на них и синдром безработного. Третья стадия становится хронической, у человека уже поменялись привычки и жизненный уклад, в котором все меньше места поиску новой работы. Пропало желание вести активную, насыщенную событиями жизнь, состояние хронической пассивности воспринимается как комфортное.

Эти условные этапы дают нам возможность четко проследить границы наступления депрессии, чтобы вовремя из нее выйти, начать новую трудовую деятельность со свежими силами и идеями. Как побороть это состояние мы расскажем ниже.

Советы, как не впасть в депрессию из-за неудач в трудоустройстве

Различные виды активностей и общение с приятными людьми помогут отвлечься и не уйти в хандру один на один с собой.

К тому же близкие, друзья и знакомые могут помочь вам найти работу.

2.Поддерживайте себя в хорошей физической форме.

Здоровое тело будет способствовать и душевному здоровью. К тому же хорошее здоровье вам наверняка понадобится на новой работе, особенно на начальном этапе, когда нужно будет пройти испытательный срок и как можно быстрее проявить себя.

4. Планируйте свои расходы, бережливо тратьте сбережения.

Чтобы не получилось так, что, потеряв работу, вы очень быстро останетесь без средств к существованию, необходимо планировать свои расходы. В общем, жить по средствам.

А, работая, нужно обязательно откладывать определенную сумму с каждой зарплаты, формируя свою “подушку безопасности”.

6. Ищите работу сразу в нескольких направлениях и несколькими способами.

Чтобы быстрее найти работу, нужно задействовать максимальное количество каналов поиска работы.

Также можно претендовать на: а) несколько разных позиций; б) в разных секторах экономики; в) в разных регионах. Это значительно увеличит широту вашего выбора.

8. Постарайтесь понять, почему работодатели вам отказывают, а то и вовсе не звонят.

Проанализировав вышесказанное, нужно попытаться понять, что является причиной ваших неудач в поиске работы, и далее эти проблемы нивелировать или хотя бы сгладить.

9. Попросите совета у знакомого рекрутера или hr-менеджера.

Необходимо налаживать отношения с рекрутерами и менеджерами по персоналу. Это гораздо лучше, чем заниматься “самокопанием”. Ведь специалисты, которые осуществляют найм сотрудников на регулярной основе, вполне в состоянии помочь вам выявить свои слабые места.

При этом сотрудники рекрутинговых агентств особенно хороши тем, что, являясь промежуточным звеном между соискателем и работодателем, более свободны в том, чтобы давать какие-то советы соискателям.

10. Обратитесь за помощью к консультанту по трудоустройству.

Это один из наиболее эффективных способов. Подробнее, кто такие консультанты по трудоустройству и карьере, чем они занимаются и как помогают, можно прочитать здесь.

11. Пройдите тренинги личностного роста.

Различные тренинги хороши тем, что помогут повысить самооценку, “подзарядиться” энергией, завести новые знакомства. Если с деньгами совсем напряженно, можно поискать какие-то недорогие или даже бесплатные варианты.

12. Посещайте мероприятия: ярмарки вакансий, конференции, семинары, выставки.

Посещение мероприятий должно быть естественной составной частью ваших активностей. Это позволит вам не только держать себя в тонусе, но и общаться с потенциальными работодателями, коллегами по “цеху”, и, опять же, развивать сеть профессиональных связей.

Желаю удачи в поиске работы, никогда не унывать и – вообще забыть о каких-либо депрессиях!

YouTube
Instagram

Только за последние десять лет официальный уровень безработицы в Беларуси снизился вдвое — до 0,8 процента. На Западе этот показатель составляет в среднем 10 процентов. Почему такая разница? Нобелевские лауреаты по экономике этого года уверены, что большие размеры пособия по безработице способствуют ее росту и многим государствам, чтобы не остановиться в развитии, придется идти на соответствующую корректировку своих программ занятости.

Рассмотрю любое предложение

За десять лет Елена Малышонок теряла работу уже дважды. В первый раз, когда закрылся детский сад, в котором она трудилась психологом. Во второй из-за того, что разорился предприниматель, у которого она пробовала свои силы в роли мебельного дизайнера. — Избавиться от статуса безработного не так-то просто, — рассказывает собеседница. — Особенно когда у тебя маленький ребенок на руках. Как только наниматели слышали о такой “нагрузке”, сразу же старались вежливо отказать. Найти новое место Елена пыталась разными способами: штудировала газеты с объявлениями, регулярно ходила в службу занятости, где изучала компьютерную базу вакансий. Однако сдвинуть ситуацию с мертвой точки не удавалось. Хотя бывшая психолог пробовала самые разные варианты, пыталась устроиться и продавцом, и курьером, и преподавателем. — Ощущение того, что ты никому не нужен, со временем нарастает, психологически очень сильно давит, — делится опытом Елена. — Чувствуешь себя пустым местом, человеком, абсолютно невостребованным и ни на что не способным. Спустя какое-то время стало страшно даже набирать номер очередного потенциального работодателя, потому что заранее опасалась услышать привычный отказ. Приходилось себя заставлять. После долгих поисков Елена решила сделать ход конем: стать индивидуальным предпринимателем. Сейчас она занимается пошивом штор.

— Я поняла одно: нельзя долгое время находиться в состоянии свободного полета, — считает собеседница. — Потому что человек привыкает к такому положению и потом уже ничего не хочет менять, ведь для этого необходимы определенные усилия. Конечно, в идеале хочется заниматься тем, что ты умеешь делать. Однако не всегда это получается. Поэтому иногда правильнее ухватиться за то, что тебе предлагают. Лучше поменять несколько мест, чем годами оставаться не у дел.

Сто путей к зарплате

Естественно, можно пойти другим путем. Как сделали на Западе — сместить акцент в сторону материальной поддержки безработного. Однако, считают многие специалисты, здесь существуют свои подводные камни. — Безусловно, государство должно оказывать финансовую поддержку безработным и в случае необходимости увеличивать размер пособия для этой категории людей, — отмечает Николай Кохонов. — Однако вопрос далеко не однозначен. Необходимо найти разумный баланс, чтобы, с одной стороны, поддержать людей, которые теряют работу, а с другой — не отобрать у них стимул к труду. С чем, собственно, и столкнулись наши соседи россияне, когда после наступления экономического кризиса резко увеличили выплаты этой категории населения. Сработал так называемый эффект пособия, когда после его повышения многие целенаправленно пошли в безработные. С такой же проблемой столкнулись и во Франции, Испании, Италии, других странах. Например, в Германии семья, состоящая из двух безработных, может получать в месяц около 600 евро на съем жилья и еще примерно столько же — на потребительские расходы. Такая социальная поддержка порождает иждивенчество как среди коренного населения, так и у эмигрантов. (Сейчас безработица в Германии более 7 процентов.) Зачем работать, если можно и так прожить, хоть и без шика. На это указали в своих работах британский и два американских экономиста, которые недавно были названы лауреатами Нобелевской премии по экономике. Исследователи, в частности, проанализировали, почему при наличии вакансий на рынке труда все равно есть безработные.

“Один из выводов заключается в том, что более крупные пособия по безработице способствуют повышению самой безработицы и удлиняют время поиска новой работы”, — отмечается в официальном пресс-релизе Нобелевского комитета. Поэтому резкое повышение в Беларуси месячного пособия по безработице, уровень которого у нас ниже 100 тысяч рублей, — это палка о двух концах, считают многие эксперты. Без случайных людей Существует риск, что у человека, который долго сидит дома, постепенно разовьется синдром безработного. Он начинает ждать, что работа свалится с неба, причем полностью будет соответствовать всем его требованиям. — Для таких людей действительно иногда невозможно подыскать вакансию, — уверен заведующий сектором занятости управления по труду, занятости и соцзащите Белыничского райисполкома Владимир Вершило. — Они всегда находят причину, чтобы отказаться: не такая зарплата, далеко добираться, не понравился начальник, не устраивает график. А потом человек теряет все свои навыки и оказывается беспомощным. Впрочем, как отмечают эксперты, изменять отношение к проблеме безработицы нужно не только людям, которые ищут работу, но и потенциальным нанимателями. — За рубежом потенциального работника анкетируют, тестируют, проверяют на психологическую совместимость в коллективе, — отмечает социолог и психолог Жанна Гринюк. Кроме того, наниматели стимулируют у работников стремление развиваться, повышать уровень квалификации, стараются удержать хороших специалистов в своем коллективе. У нас же, по мнению эксперта, порой подбор кадров производится не так тщательно. И от этого страдают и работники, и наниматели, и государство, которому приходится подыскивать лишившимся работы новые места. Однако в первую очередь успешность поиска работы зависит от самого безработного. Хоть и говорят, что работа — не волк, в лес не убежит, но ведь хорошо известно и то, что волка ноги кормят.

Синдром эмоционального выгорания: причины, последствия, профилактика

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для Вашего здоровья!

  1. Причины синдрома выгорания
  2. Симптомы эмоционального выгорания
  3. Патогенез эмоционального выгорания
  4. Стадии эмоционального выгорания
  5. Последствия эмоционального выгорания
  6. Диагностика эмоционального выгорания
  7. Лечение эмоционального выгорания
  8. Профилактика
  9. Краткие выводы
  10. Список использованной литературы

Эмоциональное выгорание напрямую связано с рабочей рутиной, независимо от профессии и статуса. Ему подвержены как руководители крупных корпораций, так и рядовые сотрудники. При этом рост числа безработных и страх потерять работу также способствуют появлению симптомов стресса и выгорания.


Бесплатные вебинары по антивозрастной медицине

Узнайте об особенностях Международной школы Anti-Age Expert, а также о возможностях для совершенствования врачебной практики изо дня в день. Также в программе вебинаров - увлекательные обзоры инноваций в антивозрастной медицине и разборы сложнейших клинических случаев с рекомендациями, которые действительно работают

Выгорание стало модным словом, поэтому его истинные симптомы часто упускаются из виду. При отсутствии лечения синдром эмоционального выгорания может привести к серьезным заболеваниям, таким как депрессия или соматические заболевания.

Причины синдрома выгорания

выгорание

Принято считать, что эмоциональному выгоранию больше других подвержены педагоги, а также врачи и медперсонал. Однако от него могут пострадать даже студенты, пенсионеры и домохозяйки. Ведь эмоциональное истощение не всегда связано с работой, оно также может быть вызвано слишком тяжелым бременем личных обязательств.

Условно разделим причины данного синдрома на личные и внешние.

Личные причины выгорания.

Индивидуальная стойкость и способность справляться с трудностями, конечно, тоже играют роль, но то, что человек очень хорошо сопротивляется стрессу, не означает, что он неуязвим для выгорания. Оно может затронуть как людей, которым не хватает уверенности в себе, так и тех, кто уверен в себе, решителен и полон энергии.

Вот некоторые из внутренних причин:

чрезмерно амбициозные и нереалистичные цели;

трудности с выражением чувств;

игнорировать свои собственные потребности и вместо этого стремиться удовлетворить потребности других;

постоянный стресс в личной жизни;

слишком высокие требования к себе.

Внешние причины выгорания.

И рабочее место, и общество могут оказывать значительное давление. Точно так же тяжелый эпизод в жизни или любое другое серьезное изменение могут привести к выгоранию.

Некоторые из возможных внешних причин:

давление на работе (например, призыв делать все быстрее);

отсутствие стимула или переутомление;

отсутствие признания и поддержки;

конфликты и плохая атмосфера в компании;

дискриминация или запугивание;

высокое конкурентное давление;

слишком много обязанностей;

сложность с тем, чтобы уложиться в сроки;

недостаток или отсутствие автономии.

Выгорание часто возникает в результате столкновения личных факторов и внешних причин. Со временем все эти стрессы ослабляют иммунную систему и считаются триггерами синдрома хронической усталости (СХУ).

Симптомы эмоционального выгорания

выгорание

По данным ВОЗ, выгорание - это явление, связанное с работой, и оно не считаетсясчитающееся болезнью. Эмоциональное выгорание или профессиональное истощение - это синдром, который рассматривается как результат хронического стресса на работе, с которым не справляются должным образом.

Симптомы синдрома эмоционального выгорания развиваются в течение длительного периода. И даже во время выходных и отпуска, как правило, лучше человеку не становится.

Как проявляется выгорание? Несмотря на то, что оно официально не считается заболеванием, некоторые его симптомы похожи на признаки депрессии.

Рассмотрим наиболее распространенные:

Эмоциональное истощение. Это один из основных признаков выгорания. Человек страдает от крайнего дефицита энергии, ему трудно приступить к работе и он чувствует себя обессиленным. В целом потребность в отдыхе продолжает расти, но “выгоревшему” человеку не удается полноценно отдыхать. Кроме того, он все больше чувствует себя подавленным, считая, что не может справляться со своими задачами и ожиданиями.

Сниженная эффективность работы. Эмоциональное и физическое истощение влияет на профессиональную деятельность. Обычно производительность снижается постепенно, концентрация уменьшается, и ошибки становятся более частыми.

Поведенческие изменения. Один из распространенных симптомов выгорания - обезличивание, которое проявляется в некотором равнодушии и цинизме. Сочувствие и сострадание к другим, будь то коллеги и клиенты, семья и друзья, ослабевают. Выгоревший человек слишком требователен к другим и даже может причинить боль. В результате его отношения с окружающими могут резко ухудшиться.

Психосоматические симптомы. Выгорание может иметь физические последствия. Типичные симптомы включают:

боли в спине и мышечное напряжение;

повышенное кровяное давление;

проблемы с пищеварением (диарея, запор и рвота).

Также могут возникать сексуальные расстройства. А если человек употребляет слишком много алкоголя, кофеина или никотина, это может привести к другим физическим проблемам. Некоторые из этих симптомов характерны для других состояний, например, при синдроме хронической усталости.

Другие симптомы выгорания. Его признаки у мужчин и женщин могут быть различными. Вот некоторые из возможных:

ощущение нехватки времени;

беспокойство и нервозность;

повышенный риск несчастных случаев;

чувство беспомощности и уныния;

снижение творческих способностей;

трудности с принятием решений;

депрессия, даже депрессивные приступы;

в некоторых тяжелых случаях суицидальные мысли.

Выгорание - это многофакторное зло. Другими словами, люди, страдающие одним из симптомов, не обязательно находятся в ситуации выгорания. С другой стороны, если несколько из этих признаков появляются одновременно, возможно, пора насторожиться.


Онлайн обучение
Anti-Age медицине

Изучайте тонкости антивозрастной медицины из любой точки мира. Для удобства врачей мы создали обучающую онлайн-платформу Anti-Age Expert: Здесь последовательно выкладываются лекции наших образовательных программ, к которым открыт доступ 24/7. Врачи могут изучать материалы необходимое количество раз, задавать вопросы и обсуждать интересные клинические случаи с коллегами в специальных чатах

Патогенез эмоционального выгорания

С точки зрения эволюции и физиологии люди адаптированы к острым стрессам и реагированию на них либо бегством, либо боем. Это наследственный механизм, который позволил выжить человеческому виду.

Физиологическая реакция на стресс проходит в три этапа:

Фаза тревоги. Она реализует гипоталамо-симпатико-адренергическую ось, в которой задействованы гипоталамус (область мозга), симпатическая нервная система (или активатор) и медулло-надпочечниковые железы.

Органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание) воспринимают фактор стресса и передают информацию лимбической системе мозга. Гипоталамус, определенная область мозга, получает эту информацию и запускает целый ряд реакций, которые облегчают бегство или борьбу. Первая реакция является немедленной и идет по пути вегетативной нервной системы: она происходит автоматически, а не сознательно.

Так называемая симпатическая нервная система, компонент вегетативной нервной системы, вырабатывает норадреналин и активизирует мозговое вещество надпочечников (центральные части надпочечников, железы, расположенные над почками), которые, в свою очередь, производят адреналин и норадреналин.

Эти два вещества, которые называются катехоламинами, увеличивают частоту сердечных сокращений, легочную вентиляцию, настороженность, остроту чувств (расширение зрачка), уровень сахара в крови. Мышцы напрягаются, гладкомышечные клетки стенок артерий тоже, отсюда и повышение артериального давления.

Все тело готово драться или бежать практически сразу. Всем знакомо выражение “прилив адреналина” и связанные с ним ощущения.

Кроме того, под действием норадреналина активируются две другие области мозга: миндалина и гиппокамп. Миндалевидное тело анализирует и оценивает серьезность ситуации по сравнению с прошлым опытом. Гиппокамп отвечает за запоминание пережитых событий, фиксирует новую информацию.

Фаза сопротивления. Она касается гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси или кортикотропной оси, в которую вмешиваются гипоталамус, гипофиз и кортико-надпочечники.

выгорание на работе

Если фактор стресса сохраняется, гипоталамус активирует гипофиз за счет выработки кортикотропин-высвобождающего гормона или кортиколиберина. Гипофиз, в свою очередь, активирует кору надпочечников, которая вырабатывает кортизол, также называемый гидрокортизоном.

Кортизол также имеет свойство проникать в мозг и активировать гиппокамп - область мозга, участвующую в запоминании и обучении . В физиологической ситуации гиппокамп замедляет работу гипоталамуса. Это контроль реакции на стресс с отрицательной обратной связью.

В фазе резистентности кортикотропная ось остается активной, при этом уровни кортиколиберина и кортизола повышаются и остаются высокими. Это явление называется фазой пригорания.

Кортиколиберин оказывает депрессивное и вызывающее беспокойство действие, что объясняет симптомы людей, находящихся в состоянии хронического стресса: депрессию, тревогу.

Повышенный уровень кортизола токсичен для гиппокампа, который постепенно теряет способность замедлять работу гипоталамуса и способность запоминать события. Это объясняет ухудшение мгновенной памяти и способности к обучению.

Кроме того, в центральной нервной системе (головной и спинной мозг) уровни некоторых нейротрансмиттеров падают. Например, дофамина (“гормона счастья”), связанного с вниманием, инициативностью, удовольствием и серотонина (“гормона благополучия”), связанного с чувством полноты и удовлетворения.

Фаза истощения. В условиях хронического профессионального стресса современный человек большую часть времени не может ни бежать, ни драться. Он испытывает повторяющийся стресс, иногда в течение длительного времени.

стресс

Когда состояние burn-out сохраняется, кора надпочечников истощается и выработка кортизола падает. Гипотония может быть признаком истощения надпочечников.

Наступает момент, когда у человека больше нет энергии. Он находится в ситуации физического, психического и эмоционального истощения. Он в депрессии, с дефицитом дофамина и серотонина. Это явление называется фазой выгорания.

Человек становится восприимчивым к инфекциям. У людей с выгоранием наблюдается снижение активности некоторых клеток иммунной защиты, естественных клеток-киллеров, снижение соотношения CD4 + / CD8 +. CD4 + Т-лимфоциты - это лимфоциты (белые кровяные тельца), которые усиливают иммунный ответ.

CD8 являются супрессорами или цитотоксическими лимфоцитами: они способны предотвращать определенные реакции и убивать аномальные клетки. Нормальное соотношение - 2: 1. Снижение соотношения CD4 + / CD8 + предполагает ненормальное функционирование иммунной системы с возможным иммунодефицитом.

Выгорание связано с увеличением уровней провоспалительных цитокинов, химических медиаторов воспаления и реактивного С-белка, еще одного маркера воспаления.

VEGF ( фактор роста эндотелия сосудов ) увеличивает циркуляцию крови у людей с выгоранием. VEGF вызывает образование новых кровеносных сосудов (что неблагоприятно при раке) и увеличивает проницаемость микрососудов.

И наоборот, белок BDNF ( нейротрофический фактор головного мозга ) снижает уровни циркуляции. BDNF способствует выживанию существующих нейронов и образованию новых. Он присутствует в центральной и периферической нервной системе, с заметной активностью в гиппокампе и коре головного мозга. Снижение уровня BDNF предполагает снижение способности мозга поддерживать и восстанавливать себя.

Стадии эмоционального выгорания

У данного синдрома существует несколько классификаций. Рассмотрим одну из них, которая выделяет 5 основных этапов.

Фаза медового месяца. Она характеризуется незнанием того, что что-то не так. На данном этапе этого лишь некоторая неудовлетворенность или обеспокоенность, не вызывающие подозрений.

Фаза медового месяца часто случается, когда мы меняем работу или принимаем новые задачи на старом рабочем месте. В этот момент мы по-прежнему полны энергии и оптимизма и чувствуем необходимость проявить себя с лучшей стороны.

Наиболее распространенные симптомы выгорания на ранней стадии:

Желание с готовностью брать на себя ответственность;

Устойчивый уровень энергии;

Ощущение, что что-то не так, но игнорирование этого;

Желание проявить себя и выйти за рамки собственных возможностей;

Состояние постоянной бдительности;

Повышенная энергия, как будто вы находитесь под приливом адреналина.

Начало стресса. Вторая стадия выгорания протекает с более явными симптомами. Обычно это начинается с осознания того, что одни дни труднее, чем другие. В эти тяжелые дни сотрудникам обычно сложно сосредоточиться, бодрствовать, они чувствуют себя вялыми и обеспокоены незавершенной работой. Все это начинает сказываться на их эмоциональном и физическом благополучии, которое со временем становится только хуже.

Вот некоторые из наиболее распространенных симптомов второй стадии выгорания:

Синдром выученной беспомощности

Помните серию экспериментов Павлова по изучению условно-рефлекторных реакций, связанных с работой пищеварительной системы? Иван Петрович был не единственным ученым, проводившим эксперименты на собаках с целью выявления новых знаний. О том, как друзья малые послужили людям средством получения важных психологических открытий, мы расскажем чуть ниже.

Никита, поразмыслив над словами мамы слегка в демотивированном настроении, соглашается с ее идеей и продолжает ходить на лепку. Идет время, но тут, на беду родителя, приходит еще одна затея Никиты.

Как вы думаете, правильные ли методы воспитания избрала мама? Какой мужчина получится из Никиты, если слова другого человека (пускай, самой важной женщины в его жизни) для него несколько раз стали препятствием на пути воплощения своих идей –приятных для него и инициированных им же? Скорее всего, вы согласитесь с тем, что Никита вместо реализации своих замыслов станет ожидать готовые результаты чужих трудов, перейдет от режима активности к пассивности.

Конечно, не все молодые люди склонны к потере инициативности. Существуют и те, кто, несмотря на уговоры других людей, придерживается своих позиций, замыслов, и таким людям однозначно повезло. Но что же делать тем, кто в достаточно большой степени может быть зависим от других? Оказывается, что такое состояние считается большой психологической проблемой. Более того, с ней живет немалое количество людей, часто даже не подозревая об этом.

Возвращаясь к Никите, давайте немного пофантазируем и предположим, что в детстве у юноши была собака по имени Дольф. Отвлекаясь от сюжетной линии Никиты, обратимся к истории его питомца и начнем нашу собственную историю про синдром выученной беспомощности.

Как все начиналось?

Встречайте: человек, позаимствовавший Дольфа у Никиты, – Мартин Селигман, психолог, основоположник позитивной психологии. На сегодняшний день Селигман является директором Центра позитивной психологии в Пенсильванском университете Филадельфии, где, собственно, в 1967 году он и проводил эксперименты с собаками.

Исследование состояло из двух стадий. Коротко опишем каждую из них.

Стадия первая

Всего имелось три группы собак. Первая группа помещалась в клетку с рычагом. На собаках размещалась шлейка, проводившая ток. Таким образом животные подвергались воздействию небольших электрических разрядов (довольно печальная история). Однако у собачек была возможность прекратить подачу тока, зацепив рычаг. Переключив его в противоположный режим, испытуемые получали возможность выхода из клетки.

Третья же группа собак (в которой и находился Дольф) вообще не испытывала никакого дискомфорта. Благо, подачи тока не осуществлялось, и животные просто какое-то время находились в клетке, а по истечении времени получали свободу. Это была контрольная группа [Л. Первин, О. Джон, 2001].

По проведении первой стадии были сделаны следующие выводы:

  • собаки из первой группы довольно быстро разобрались в принципе работы подачи тока и сумели понять, что положение рычага напрямую влияет на их мучения;
  • собаки второй группы показывали поведение, близкое к отчаянию – скулили и выли в ожидании прекращения подачи тока и освобождения.

Далее был проведен следующий этап эксперимента.

Стадия вторая

Эксперименты с подачей тока на этом для собак закончены не были. Животных поместили в новую клетку, поделенную на два отсека с помощью перегородки. В половину пола клетки (до перегородки) поступало небольшое количество тока, что доставляло неприятные ощущения животным, в то время как во второй половине клетки (после перегородки) было безопасно. Соответственно, чтобы избавиться от боли, собакам нужно было перепрыгнуть через перегородку.

По результатам проведенной второй стадии оказалось, что собачки из первой группы пытались найти способ избавления от болевых ощущений и в конце концов перепрыгнули через перегородку, отыскав безопасную территорию. Собаки же из второй группы лежали на бьющем током полу и скулили, ожидая спасения и даже не обращая внимания на перегородку. А собаки из третьей группы продолжали все также сидеть в клетке, в которую и вовсе не поступало никакого тока (Дольф, как видно, везунчик).

Результаты эксперимента оказались очень информативными и позволили Мартину Селигману открыть учение о выученной беспомощности [B. Overmier, M. Seligman, 1967].

Если проанализировать поведение собак, то становится понятным, что животные, испытав однажды негативный опыт своей беспомощности, поняв, что их действия не приводят ни к чему продуктивному, отчаялись, и при новой кризисной ситуации не стали даже пытаться ее исправлять.

Поведение индивида, основанное на мысли о том, что его действия не приведут ни к каким результатам, и называется выученной беспомощностью. Вернувшись к Никите, теперь мы можем с уверенностью и научной обоснованностью сказать, что мама была не права, потому что молодой человек должен реализовывать свои планы, стремиться воплощать свои идеи и видеть их результаты – негативные или позитивные, по сути, не имеет значения. Главное – его действия принесут плоды, судя по которым ему нужно будет дальше выстраивать стратегию своих действий.

Однако серия экспериментов по выученной беспомощности на этом не закончилась.

От собак к людям

Спустя 11 лет, психологи Э. Лангер и Дж. Роден продолжили исследования по изучению выученной беспомощности, однако на сей раз объектом эксперимента послужило поведение пожилых людей, находящихся в доме престарелых.

Группа участников включала два этажа с пожилыми людьми:

  • второй этаж (9 мужчин и 35 женщин);
  • четвертый этаж (8 мужчин и 39 женщин).

Так, по указаниям исследователей, администрация провела две встречи с жителями соответствующих этажей. Тех, кто располагался на втором этаже, заверили в полной безопасности и обеспечении комфортных условий. Фактически, посыл администрации заключался в том, что пожилым людям не стоит ни о чем беспокоиться, за них решены все организационные вопросы и им не о чем волноваться. Тех же, кто располагался на четвертом этаже, попросили быть более ответственными за свое пребывание в заведении. Участники этой группы должны были сами решать, что им есть на обед, когда и какой фильм смотреть, как в принципе проводить свой досуг, как обустраивать свой быт и т.д.

Результаты исследования оценивались по критерию уровня счастья. Так, в первой группе пациентов (второй этаж) наблюдалось отрицательное значение данного показателя, равное -0,12. Напротив же, вторая группа пациентов (четвертый этаж) показала противоположный результат: +0,28. По оценкам медсестер, работавших в доме престарелых и наблюдавших за испытуемыми, состояние пациентов изменилось в таком же направлении. В первой группе было замечено большее стремление и потребность в общении, в то время как во второй пожилые люди стремились в большей степени к пассивному наблюдению за персоналом [J. Rodin, E. Langer, 1978].

Такие результаты подтвердили теорию Мартина Селигмана о выученной беспомощности.

Оказывается, что ухудшение памяти, снижение когнитивных способностей, общего тонуса организма усугубляется тогда, когда престарелые теряют возможность контроля своей жизни, и это напрямую развивает синдром выученной беспомощности. Если оставлять таким группам населения большую возможность изменения некоторых аспектов своей жизни, давать возможность принимать решения самостоятельно, то можно предотвратить развитие выученной беспомощности.

Однако о том, как избавиться от синдрома выученной беспомощности, мы упомянем чуть позже. Сейчас же коротко остановимся еще на одном эксперименте, проведенном уже на молодых группах населения.

Эксперимент с шумом

Данное исследование проводилось в 1975 году уже знакомым нам Мартином Селигманом и его коллегой Дональдом Хирото. Испытуемые, на сей раз студенты колледжа, были поделены на три группы. Первые две группы на первой стадии эксперимента слышали неприятный шум, третья же группа участников не слышала ничего. Вновь первые две группы были поделены по следующему принципу:

  • при возникновении шума участники первой группы имели возможность нажать на кнопку и предотвратить поступление звуков;
  • при возникновении шума участники второй группы не имели возможности влиять на прекращение звуков.

На второй стадии эксперимента студенты вновь очутились в условиях шума, но теперь при появлении светового сигнала они могли отключить поступающие звуки самостоятельно, переложив руки с одной стороны ящика на другую. Как вы могли догадаться, первая и третья группы студентов быстро справились с задачей, а вот во второй группе возникли сложности – они сидели пассивно и ждали, когда шум прекратится сам [D. Hiroto, M. Seligman, 1975].

Итак, три эксперимента, показывающих действие выученной беспомощности, послужили отличным толчком к тому, чтобы начать обращать внимание на эту проблему, рассматривать ее с разных углов. Давайте теперь посмотрим на причины появления этого болезненного явления.

Причины выученной беспомощности

Выученная беспомощность не появляется сама по себе. Безусловно, некоторые люди склонны к обретению данного синдрома в большей мере, нежели остальные, однако существуют определенные объективные источники его появления. Вот некоторые из них:

Вспомните Никиту, нашего героя из начала статьи. Этот юноша, с одной стороны, поддавался чрезмерной опеке мамы, с другой – качества его личности не могли позволить ему противостоять и показывать характер. Однако самый главный фактор, объединяющий все вышеуказанные причины, – это отсутствие контроля, только с одной поправкой: давайте не будем путать мнимое отсутствие контроля и реальное.

Если вы закоренелый холостяк, не пользующийся спросом у девушек, т.к. была пара-тройка прецедентов неудач, это не значит, что вы не владеете ситуацией. Да, от поведения девушек зависит многое в данном вопросе, но будем откровенны: поиск партнера – вещь довольно сложная и с большой долей счастливого случая. Обрести человека, понимающего тебя и принимающего все твои недостатки, проблематично, и для этого нужно прилагать усилия. Именно последнее обстоятельство часто мешает избавиться от позиции выученной беспомощности.

Надеемся, что вы как следует разобрались в причинах выученной беспомощности. Если в описаниях выше вы нашли себя, самое время уделить внимание способам избавления от данного синдрома.

Как побороть выученную беспомощность?

Продолжая тему холостяка, мы фактически уже сказали о том, что нужно предпринимать реальные действия. Тем не менее перед реальными поступками нужно прийти к осознанности, поэтому:

Совет №1. Будьте осознанными

Пока вы не начнете анализировать свое поведение, пока жизнь вам не покажется скучной и полной проблем, пока вы не поймете, что ваша реальность наполнена зависимостью от действий других людей – ваших родных, друзей, коллег и т.д. – в какой бы то ни было сфере, не ждите того, что вы добьетесь преодоления выученной беспомощности.

Никита из нашей истории не обладает в силу своих лет глубокой жизненной мудростью, однако по прошествии времени будет отлично, если он задумается над тем, какое влияние мама оказывает на принятие решений, касающихся его жизни.

Совет №2. Верните контроль

Отлично, если вы разобрались в наличии проблемы. Вновь упомянув о главной причине выученной беспомощности – отсутствии контроля – логично будет порекомендовать его ввести.

Не стоит уповать на то, что вы сразу начнете контролировать все аспекты своей жизни. Начинайте с малого. Выделяйте небольшое количество времени, чтобы делать то, что обычно вы перекладываете на другого. Можно сесть и подумать над способами того, как сделать это более интересно.

Никита, желавший готовить завтраки, может, наконец, попробовать поучаствовать в этом процессе. Одно утро, к примеру, когда мама будет возиться на кухне, парень может помочь ей помыть и нарезать какие-то продукты или убрать посуду. Заодно мама поймет, что Никита и кухня не равнозначны катастрофе. Бесспорно, наступит момент, когда мама и вовсе будет просыпаться под запахи свежеприготовленной выпечки, идущие из кухни.

Совет №3. Радуйтесь маленьким победам

Поймите: если вы встали на путь исправления – это уже здорово. Если вы добились результата, но его слишком мало, он незначителен – радуйтесь, ведь до этого вы вообще ничего не делали на протяжении долгого времени. Каждый ничтожно малый шаг – это уже движение вперед.

Еще одной проблемой здесь может служить сравнение себя с другими. Заранее предупреждаем: не стоит этого делать. Выученная беспомощность – это проблема, касающаяся лично вас, вот и отслеживайте свои результаты, не нужно следить за успешными историями других людей.

Никита, если вы помните, хотел также лепить глиняные поделки и зарабатывать на этом. Конечно, не факт, что с самого начала творческого пути молодого человека ожидал бы успех, ведь в какой-то степени мама была права, говоря о том, что для продажи глиняных изделий требуется высокое мастерство. Тем не менее это не повод бросать затею! Никита занимался бы тем, что приносило ему удовольствие, отслеживал бы свой прогресс и все бы обязательно у него получилось.

Совет №4. Любите себя

Хотите вы этого или нет, но выученная беспомощность – это всегда про нелюбовь к себе. Казалось бы, наоборот, мы ищем того, кто за нас что-то сделает, паразитируем, привыкаем к такому образу жизни. Но почему мы при этом испытываем тревогу и депрессию? Ответ прост: мы осознаем нашу неспособность делать то, что делает тот, от кого мы зависим, и не уважаем себя за это.

Но подождите-подождите, а кто вообще сказал, что мы не способны на это? К сожалению, и здесь ответ на поверхности – это заложенная в детстве модель, когда родители говорят ребенку, что он не справится, а если предпримет попытку, то напортачит. Это их нападки за то, что дети что-то разбивают, некрасиво рисуют, слишком много разговаривают и т.д. Так не пора ли доказать главным образом себе, что вы вообще-то лучше?

Внутри каждого из нас, помимо критика, занимающего большую часть комнаты, живет где-то в уголочке и друг, поддерживающий нас, сопереживающий и милосердный. Обращайтесь почаще к этому другу, делитесь с ним переживаниями, и он откликнется. Не существует человека, который ненавидит себя с ног до головы [J. Leonard, 2019].

Никита тоже может поверить в свои способности, если поймет, что вообще-то завтрак, приготовленный с сестрой, действительно был вкусным, а кухня убрана; что его поделки из глины привлекли внимание преподавателя, и он даже похвалил его…

Еще пару советов и техник по преодолению синдрома выученной беспомощности вы можете узнать из этого видео:

А мы осветим заключительные моменты по теме.

Еще немного о феномене выученной беспомощности

Зачастую выученная беспомощность рассматривается не только в масштабе одной личности, но и в масштабе всей страны. В общих чертах мы знаем две главные стороны любой политической системы: сторонники существующего режима и оппозиционеры, и, к сожалению, в некоторых случаях обе стороны могут страдать данным синдромом. У первых это проявляется в том, что позитивная оценка ситуации не толкает на развитие или изменения, у вторых – резкое критиканство, за которым не следует предложений по исправлению. Как отмечает публицист Илья Клишин, в обоих случаях это ведет к пустым дискуссиям [И. Клишин, 2020].

Помимо этого, еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что некоторым людям действительно сложнее справляться с выученной беспомощностью. Нейроученые пока не выяснили, от чего конкретно зависит предрасположенность индивида, но все же понятно одно: стиль мышления напрямую влияет на развитие синдрома. Если вы склонны останавливаться на неудачах, с болью воспринимать ошибки, смиряться со своей никчемностью, то вам вряд ли удастся легко победить этот неприятный феномен [Н. Травкина, 2020].

Да, есть факторы, действительно не зависящие от нас. К примеру, вы не можете противостоять мировому кризису, землетрясению, эпидемии и т.д. Но в большинстве случаев вы способны обрести контроль. Помните эксперимент Селигмана? Ведь на самом деле в конце эксперимента ученый взял каждую из собачек, лежавших на полу и скуливших от бессилия, на руки и перенес через перегородку, тем самым показав, что они могут изменить свое положение.

Поддержка со стороны играет важную роль, но давайте пробовать поднимать себя и перепрыгивать через перегородки самостоятельно. Тогда и Никита сотворит настоящие глиняные шедевры, и мама будет довольна чистой кухней и вкусным завтраком.

Желаем вам успехов!

Пройдите небольшой тест и узнайте, насколько хорошо вы поняли сущность выученной беспомощности:

Читайте также: