Как по другому называется законодательная власть
Обновлено: 16.05.2024
Понятие законодательная власть подразумевает ту ее ветвь, основной функцией которой является создание законов, контроль и распределение государственного бюджета. Орган рассматриваемой власти утверждает правительство, систему налоговых сборов, занимается подтверждением юридической силы международных документов.
В странах с разделением властей данным видом полномочий обладает отдельный государственный орган – парламент.
Признаки законодательной власти в РФ
- совместная деятельность нижней и верхней палат Федерального Собрания РФ;
- право представительных органов субъектов государства на законотворческую инициативу в Госдуме;
- возможность субъектов страны участвовать в создании законов на федеральном уровне;
- право на выдвижение предложений об изменениях пунктов Конституции, на одобрение поправок в основной закон страны;
- единые нормы избирательного права в отношении главы региона и депутатов представительного органа региона РФ;
- юридическая ответственность законодательного органа субъекта России.
Основной субъект законодательной власти
В Российской Федерации законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федераций. Парламент является постоянно действующим представительным и законодательный органом. Согласно статье 10 Конституции РФ законотворческая власть в системе государственного управления является самостоятельной.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Структура законодательной власти РФ
Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федераций – состоит из двух представителей от каждого региона страны: один от представительного и один от исполнительного органа государственной власти. Состав СФ избирается на пять лет. Семь сенаторов могут быть назначены пожизненно.
В нижнюю палату – Госдуму – входят 450 парламентариев. Состав Думы формируется по итогам выборов на 5 лет. На первое заседание депутаты собираются спустя 30 дней после избрания или ранее по инициативе главы государства. Полномочия предыдущего созыва прекращаются, как только новый приступил к своим обязанностям.
Заседания верхней и нижней палат проходят раздельно и бывают открытыми и закрытыми. Совфед и Госдума могут собираться для заслушиваний:
- Послания президента РФ;
- Конституционного суда;
- речей глав других государств.
Работой палат руководят их председатели, которых выбирают из числа членов парламента. Внутри Совета Федераций и Государственной Думы могут действовать комитеты и комиссии по отдельным вопросам. Образованная верхней и нижней палатами Счетная палата контролирует федеральный бюджет.
Функции законодательной власти
- Разработка законодательных актов. Парламент обладает правом издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции.
- Утверждение системы налогообложения. Представительные органы могут устанавливать порядок определения налоговой базы, налоговые льготы и особенности их применения.
- Учредительная функция подразумевает утверждение правительства страны, создание организаций, комиссий.
- Утверждение бюджета и контроль над его исполнением.
- Принятие международных соглашений заключается в придании документам юридической силы.
Основная задача законодательной власти
Главной задачей является законотворчество, то есть разработка законопроектов и их принятие.
Органы, не входящие в законодательную власть
В Российской Федерации, кроме органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, существуют органы с особым статусом:
- Счетная палата РФ;
- Уполномоченный по правам человека;
- Центральный банк РФ;
- Генеральная прокуратура РФ;
- Центральная избирательная комиссия.
Руководителей этих органов по представлению президента назначает Федеральное Собрание. Право законодательной инициативы эти органы не имеют.
Носителями законодательной власти обычно являются общегосударственные и региональные представительные органы – парламенты, изредка – также представительные органы местного самоуправления, преимущественно городского. Во многих странах законодательную власть могут осуществлять избиратели посредством народного голосования – референдума.
Законодательная власть парламентов может быть неограниченной, относительно ограниченной и абсолютно ограниченной. Неограниченная законодательная власть принадлежит парламентам обычно в унитарных государствах, где законодательная власть осуществляется исключительно центральным парламентом. Относительно ограниченная законодательная власть принадлежит парламентам в федерациях и так называемых регионализованных государствах (например, в Италии), а также в государствах, передавших часть своих суверенных прав наднациональным формированиям (например, Европейскому союзу). Абсолютно ограниченная законодательная власть имеет место в странах, где конституцией жёстко ограничена сфера законодательной власти (напрмер, во Франции и ряде стран, воспринявших её конституционную систему), – отношения, не перечисленные в Основном законе, считаются не вошедшими в законодательную власть; они входят в сферу регламентарной власти, осуществляемой исполнительной ветвью. При этом установлена презумпция компетенции исполнительной власти.
2) Одна из ветвей государственной власти в странах, где действует конституционный принцип разделения властей, предполагающий не только разделение властных полномочий между разными системами государственных органов, но и взаимное уравновешивание полномочий этих систем (принцип сдержек и противовесов). законодательная власть представлена парламентами, которые часто, по умолчанию или выраженно, характеризуются конституциями как единственные органы законодательной власти. Так, статья 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом РФ; раздел 1 статьи I Конституции США провозглашает, что все предоставляемые ею законодательные полномочия вверяются Конгрессу Соединённых Штатов (в штатах носители законодательной власти определяются их конституциями). Обычно принятые парламентом законы нуждаются в санкции главы государства, который также часто осуществляет их промульгацию и, как правило, обеспечивает их официальное опубликование. Поэтому в конституциях некоторых государств эти функции главы государства рассматриваются как участие в законодательной власти. Например, согласно статье 2 Конституции Исландии, законодательная власть принадлежит совместно альтингу (парламенту) и Президенту республики; аналогичное регулирование содержит часть 1 статьи 26 Конституции Греции. Парламенты как органы законодательной власти, наряду со своей законодательной функцией, осуществляют и некоторые другие - контроль за исполнительной властью, верховное распоряжение государственной казной, выборы и назначения должностных лиц и тому подобное.
В ряде стран конституциями допускается осуществление законодательной власти также иными, чем парламент, органами. Это прежде всего делегированное законодательство, осуществляемое исполнительной властью по поручению или с согласия парламента. Так, согласно статье 38 Конституции Франции, правительство может обратиться к парламенту за разрешением осуществлять в течение ограниченного срока меры, обычно входящие в область законодательства, и, получив такое разрешение, принимает после заключения Государственного совета ордонансы, подписываемые президентом, обретающие силу закона после опубликования и утверждаемые впоследствии законом парламента.
Ряд конституций наделяет законодательной властью также органы парламентов. В Италии, Испании, Бразилии законы могут приниматься парламентскими комиссиями, образованными на основе пропорционального представительства партийных объединений парламентариев. В некоторых странах акты с силой закона издаются также более узкими коллегиями, которые образуются верховными представительными органами из своего состава и в отличие от этих органов действуют постоянно. Так, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей издаёт законы по широкому кругу вопросов и может вносить изменения в законы, изданные Всекитайским собранием; Государственный совет Кубы в периоды между сессиями Национальной ассамблеи народной власти (эти периоды весьма продолжительны) может издавать декреты-законы - акты, имеющие силу закона и утверждаемые впоследствии Национальной ассамблеей.
В России Конституционный суд РФ в ряде своих постановлений признал за Президентом РФ право своими указами восполнять пробелы в действующем законодательстве на период до вступления в силу соответствующих законов.
В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
К федеральным относятся:
Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
Федеральное Собрание
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами РФ;
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
К ведению Государственной Думы относятся:
утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Правительство РФ
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Судебная власть
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.
Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.
КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.
О чем эта статья:
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Характеристики органов государственной власти
В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.
Разновидности органов государственной власти РФ:
- единоличные — такие, как президент;
- коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
- единоначальные — министерства;
- высшие — президент, Государственная Дума;
- центральные — различные ведомства;
- территориальные — органы местной или региональной власти.
К федеральным органам власти относятся:
- Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
- Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
- Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Президент
Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.
По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функционирование.
Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предоставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.
Сфера деятельности | Основные полномочия Президента РФ |
Правотворческая деятельность | Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подписывает федеральные законы. |
Правовой статус личности | Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилования. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания. |
Федеративное устройство государства | Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. |
Отношения с парламентом | Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке. |
Отношения с органами исполнительной власти | Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. |
Отношения с органами судебной власти | Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ. |
Оборона и безопасность страны | Является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Утверждает военную доктрину. Вводит в случае необходимости на территории РФ или отдельных ее местностей военное или чрезвычайное положение. |
Внешняя политика | Ведет переговоры и подписывает международные договоры. Назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. |
Основные функции Президента РФ:
Выступает в роли гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
- гражданство РФ;
- постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
- возраст не младше 35 лет;
- отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.
Законодательная власть
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).
Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.
Полномочия Совета Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
- Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
- Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
- Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
- Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
- Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
- Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
- Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.
Полномочия Государственной Думы:
- Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
- Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
- Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
- Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Исполнительная власть
Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.
Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.
Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.
Полномочия Правительства РФ:
Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.
Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.
Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Осуществляет управление федеральной собственностью.
Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.
Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.
Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.
Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.
Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Судебная власть
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.
Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.
Элементы судебной системы РФ:
- Конституционный суд РФ;
- Верховный суд РФ;
- федеральные суды общей юрисдикции;
- арбитражные суды;
- мировые судьи субъектов РФ.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.
Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.
Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров РФ.
Разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими государственными органами субъектов РФ.
По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Дает толкование Конституции РФ.
Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Читайте также:
- Какие из перечисленных признаков характеризуют аутосомно доминантный тип наследования
- Где составить завещание в ельце
- Брак не зарегистрирован но отцовство установлено какие будут выплаты
- Кто осуществляет контроль за исполнением владельцем опасного производственного объекта
- Как зайти в гас управление через госуслуги