Как по другому называется законодательная власть

Обновлено: 16.05.2024

Понятие законодательная власть подразумевает ту ее ветвь, основной функцией которой является создание законов, контроль и распределение государственного бюджета. Орган рассматриваемой власти утверждает правительство, систему налоговых сборов, занимается подтверждением юридической силы международных документов.

В странах с разделением властей данным видом полномочий обладает отдельный государственный орган – парламент.

Признаки законодательной власти в РФ

  • совместная деятельность нижней и верхней палат Федерального Собрания РФ;
  • право представительных органов субъектов государства на законотворческую инициативу в Госдуме;
  • возможность субъектов страны участвовать в создании законов на федеральном уровне;
  • право на выдвижение предложений об изменениях пунктов Конституции, на одобрение поправок в основной закон страны;
  • единые нормы избирательного права в отношении главы региона и депутатов представительного органа региона РФ;
  • юридическая ответственность законодательного органа субъекта России.

Основной субъект законодательной власти

В Российской Федерации законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федераций. Парламент является постоянно действующим представительным и законодательный органом. Согласно статье 10 Конституции РФ законотворческая власть в системе государственного управления является самостоятельной.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура законодательной власти РФ

Верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федераций – состоит из двух представителей от каждого региона страны: один от представительного и один от исполнительного органа государственной власти. Состав СФ избирается на пять лет. Семь сенаторов могут быть назначены пожизненно.

В нижнюю палату – Госдуму – входят 450 парламентариев. Состав Думы формируется по итогам выборов на 5 лет. На первое заседание депутаты собираются спустя 30 дней после избрания или ранее по инициативе главы государства. Полномочия предыдущего созыва прекращаются, как только новый приступил к своим обязанностям.

Заседания верхней и нижней палат проходят раздельно и бывают открытыми и закрытыми. Совфед и Госдума могут собираться для заслушиваний:

  • Послания президента РФ;
  • Конституционного суда;
  • речей глав других государств.

Работой палат руководят их председатели, которых выбирают из числа членов парламента. Внутри Совета Федераций и Государственной Думы могут действовать комитеты и комиссии по отдельным вопросам. Образованная верхней и нижней палатами Счетная палата контролирует федеральный бюджет.

Функции законодательной власти

  1. Разработка законодательных актов. Парламент обладает правом издавать нормативные акты высшей юридической силы после Конституции.
  2. Утверждение системы налогообложения. Представительные органы могут устанавливать порядок определения налоговой базы, налоговые льготы и особенности их применения.
  3. Учредительная функция подразумевает утверждение правительства страны, создание организаций, комиссий.
  4. Утверждение бюджета и контроль над его исполнением.
  5. Принятие международных соглашений заключается в придании документам юридической силы.

Основная задача законодательной власти

Главной задачей является законотворчество, то есть разработка законопроектов и их принятие.

Органы, не входящие в законодательную власть

В Российской Федерации, кроме органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, существуют органы с особым статусом:

  • Счетная палата РФ;
  • Уполномоченный по правам человека;
  • Центральный банк РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Центральная избирательная комиссия.

Руководителей этих органов по представлению президента назначает Федеральное Собрание. Право законодательной инициативы эти органы не имеют.

Но­си­те­ля­ми законодательной власти обыч­но яв­ля­ют­ся об­ще­го­су­дар­ст­вен­ные и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны – пар­ла­мен­ты, из­ред­ка – так­же пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, пре­имущественно го­род­ско­го. Во мно­гих стра­нах законодательную власть мо­гут осу­ще­ст­в­лять из­би­ра­те­ли по­сред­ст­вом народного го­ло­со­ва­ния – ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательная власть пар­ла­мен­тов мо­жет быть не­ог­ра­ни­чен­ной, от­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ной и аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ной. Не­ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там обыч­но в уни­тар­ных го­су­дар­ст­вах, где законодательная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но центральным пар­ла­мен­том. От­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там в фе­де­ра­ци­ях и так называемых ре­гио­на­ли­зо­ван­ных го­су­дар­ст­вах (например, в Ита­лии), а так­же в го­су­дар­ст­вах, пе­ре­дав­ших часть сво­их су­ве­рен­ных прав над­на­цио­наль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ям (например, Ев­ропейскому сою­зу). Аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть име­ет ме­сто в стра­нах, где кон­сти­ту­ци­ей жё­ст­ко ог­ра­ни­че­на сфе­ра законодательной власти (напрмер, во Фран­ции и ря­де стран, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную сис­те­му), – от­но­ше­ния, не пе­ре­чис­лен­ные в Ос­нов­ном за­ко­не, счи­та­ют­ся не во­шед­ши­ми в законодательную власть; они вхо­дят в сфе­ру рег­ла­мен­тар­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мой ис­пол­нительной вет­вью. При этом ус­та­нов­ле­на пре­зумп­ция ком­пе­тен­ции ис­пол­нительной вла­сти.

2) Од­на из вет­вей государственной вла­сти в стра­нах, где дей­ст­ву­ет кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, пред­по­ла­гаю­щий не толь­ко раз­де­ле­ние вла­ст­ных пол­но­мо­чий ме­ж­ду раз­ны­ми сис­те­ма­ми государственных ор­га­нов, но и вза­им­ное урав­но­ве­ши­ва­ние пол­но­мо­чий этих сис­тем (прин­цип сдер­жек и про­ти­во­ве­сов). законодательная власть пред­став­ле­на пар­ла­мен­та­ми, ко­то­рые час­то, по умол­ча­нию или вы­ра­жен­но, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми как един­ст­вен­ные ор­га­ны законодательной власти. Так, статья 94 Кон­сти­ту­ции РФ ус­та­нав­ли­ва­ет, что Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­дательным ор­га­ном РФ; раз­дел 1 статьи I Кон­сти­ту­ции США про­воз­гла­ша­ет, что все пре­дос­тав­ляе­мые ею за­ко­но­дательные пол­но­мо­чия вве­ря­ют­ся Кон­грес­су Со­еди­нён­ных Шта­тов (в шта­тах но­си­те­ли законодательной власти оп­ре­де­ля­ют­ся их кон­сти­ту­ция­ми). Обыч­но при­ня­тые пар­ла­мен­том за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в санк­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый так­же час­то осу­ще­ст­в­ля­ет их про­муль­га­цию и, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет их официальное опуб­ли­ко­ва­ние. По­это­му в кон­сти­ту­ци­ях не­ко­то­рых го­су­дарств эти функ­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва рас­смат­ри­ва­ют­ся как уча­стие в законодательной власти. Например, со­глас­но статье 2 Кон­сти­ту­ции Ис­лан­дии, законодательная власть при­над­ле­жит со­вме­ст­но аль­тин­гу (пар­ла­мен­ту) и Пре­зи­ден­ту рес­пуб­ли­ки; ана­ло­гич­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со­дер­жит часть 1 статьи 26 Кон­сти­ту­ции Гре­ции. Пар­ла­мен­ты как ор­га­ны законодательной власти, на­ря­ду со сво­ей за­ко­но­дательной функ­ци­ей, осу­ще­ст­в­ля­ют и не­ко­то­рые дру­гие - кон­троль за ис­пол­нительной вла­стью, вер­хов­ное рас­по­ря­же­ние государственной каз­ной, вы­бо­ры и на­зна­че­ния долж­но­ст­ных лиц и тому подобное.

В ря­де стран кон­сти­ту­ция­ми до­пус­ка­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние законодательной власти так­же ины­ми, чем пар­ла­мент, ор­га­на­ми. Это пре­ж­де все­го де­ле­ги­ро­ван­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ляе­мое ис­пол­нительной вла­стью по по­ру­че­нию или с со­гла­сия пар­ла­мен­та. Так, со­глас­но статье 38 Кон­сти­ту­ции Фран­ции, пра­ви­тель­ст­во мо­жет об­ра­тить­ся к пар­ла­мен­ту за раз­ре­ше­ни­ем осу­ще­ст­в­лять в те­че­ние ог­ра­ни­чен­но­го сро­ка ме­ры, обыч­но вхо­дя­щие в об­ласть за­ко­но­да­тель­ст­ва, и, по­лу­чив та­кое раз­ре­ше­ние, при­ни­ма­ет по­сле за­клю­че­ния Государственного со­ве­та ор­до­нан­сы, под­пи­сы­вае­мые пре­зи­ден­том, об­ре­таю­щие си­лу за­ко­на по­сле опуб­ли­ко­ва­ния и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии за­ко­ном пар­ла­мен­та.

Ряд кон­сти­ту­ций на­де­ля­ет за­ко­но­дательной вла­стью так­же ор­га­ны пар­ла­мен­тов. В Ита­лии, Ис­па­нии, Бра­зи­лии за­ко­ны мо­гут при­ни­мать­ся пар­ла­мент­ски­ми ко­мис­сия­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми на ос­но­ве про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва пар­тий­ных объ­е­ди­не­ний пар­ла­мен­та­ри­ев. В не­ко­то­рых стра­нах ак­ты с си­лой за­ко­на из­да­ют­ся так­же бо­лее уз­ки­ми кол­ле­гия­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся вер­хов­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми из сво­его со­ста­ва и в от­ли­чие от этих ор­га­нов дей­ст­ву­ют по­сто­ян­но. Так, По­сто­ян­ный комитет Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей из­да­ёт за­ко­ны по ши­ро­ко­му кру­гу во­про­сов и мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в за­ко­ны, из­дан­ные Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем; Государственный со­вет Ку­бы в пе­рио­ды ме­ж­ду сес­сия­ми Национальной ас­самб­леи народной вла­сти (эти пе­рио­ды весь­ма про­дол­жи­тель­ны) мо­жет из­да­вать дек­ре­ты-за­ко­ны - ак­ты, имею­щие си­лу за­ко­на и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии Национальной ас­самб­ле­ей.

В Рос­сии Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ в ря­де сво­их по­ста­нов­ле­ний при­знал за Пре­зи­ден­том РФ пра­во свои­ми ука­за­ми вос­пол­нять про­бе­лы в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве на пе­ри­од до всту­п­ле­ния в си­лу со­от­вет­ст­вую­щих за­ко­нов.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: