Как переводится административное право с латинского
Обновлено: 19.05.2024
А 28 чина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль:
ЯрГУ, 2010. – 111 с.
Практикум содержит материалы основных тем лекций, планы семинарских занятий, дополнительные вопросы для самоконтроля, списки рекомендуемой литературы, перечни нормативных правовых актов, практические задания и задачи, примерную тематику курсовых и дипломных работ, тестовые задания.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010
Административное право – самостоятельная отрасль системы российского права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
- познакомить студентов с организационной структурой публичного управления;
- научить ориентироваться в административно-правовом статусе органов исполнительной власти, граждан, государственных служащих и других субъектов административного права.
- знать особенности и виды форм и методов государственного управления;
- иметь представление об основных институтах администра- тивно-юрисдикционного и административно-процессуального права.
Курс административного права включает лекции, практические (семинарские) занятия, подготовку курсовых и дипломных работ, завершается сдачей экзамена.
При освоении данной дисциплины следует обратить внимание на следующие ключевые моменты.
1. Административное право – это логически завершенная отрасль права, представляющая собой весьма четкую и стройную систему административно-правовых институтов и подотраслей. В связи с этим изучение курса должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения отрасли. В административном праве все институты взаимосвязаны и взаимозависимы. Не разобравшись с предыдущей темой лекционного или практического занятия, трудно понять следующую. Тем более что административное право сегодня находится в стадии глубокого реформирования и в ближайшем будущем может быть подвергнуто глубоким изменениям.
2. Административное право – одна из самых сложных и объемных отраслей права, которая опирается на массивный нормативный материал. Освоение данной дисциплины предполагает основательную и постоянную работу как с различными норма-
3. Тщательное конспектирование информации, даваемой преподавателем на лекционных занятиях, позволит студентам сориентироваться как в том объеме и разнообразии изучаемого теоретического материала, так и в постоянно меняющемся законодательстве.
4. При анализе сущности отрасли административного права необходимо прежде всего основательно разобраться в вопросах управления в целом и социального и государственного управления в частности. Особое внимание следует уделить административной реформе, ее целям и основным направлениям.
5. В свете активно обновляющегося административного законодательства полезным будет проведение сравнительной характеристики ранее действовавших и новых нормативных правовых актов.
6. Для лучшего усвоения проблем, не имеющих своего четкого научного понимания и должного юридического оформления (например, относительно природы и видов административного договора, сущности дефектных актов управления, содержания и структуры административного процесса и др.), рекомендуется на
основе изучения специальной литературы анализировать существующие в науке точки зрения и проекты нормативных правовых актов.
7. Темы, связанные с особенностями управления отдельными отраслями и сферами деятельности (материального производства, социально-культурной, административно-политической и т. п.), как правило, даются студентам на самостоятельное изучение. Они должны осваиваться по следующей схеме: организационноправовые основы управления данной отраслью; система и полномочия государственных органов, осуществляющих управление в данной сфере; государственный контроль и надзор в указанной сфере деятельности.
8. Подробное изучение административного права зарубежных стран возможно в рамках написания курсовых и дипломных работ, подготовки рефератов (докладов) и выступлений на научных конференциях.
9. Решению задач на семинарских занятиях должно предшествовать повторение теоретического материала, важно выполнять
и дополнительные практические задания, предлагаемые в практикуме. Решение задач должно быть развернутым, мотивированным с обязательными ссылками на конкретный пункт, часть (если они есть в статье) и номер статьи нормативного акта. Приветствуется использование дополнительной литературы и официальных разъяснений. Полное решение задач оформляется письменно.
10. Настоятельно рекомендуется приносить на практическое занятие все необходимые нормативные правовые акты, чтобы иметь возможность найти ответ на дополнительные вопросы преподавателя.
11. Предлагаемые в лекциях преподавателя и практикуме списки дополнительной литературы являются примерными. Допускается использование и других источников, в том числе и монографического характера. Студенты должны стремиться к формированию навыков поиска и отбора всей необходимой информации по заданной теме.
12. При освоении курса административного права необходимо учитывать взаимосвязь этой отрасли права с другими отрас-
лями. Так, невозможно изучать административное право без знания общетеоретических терминов, понятий, конструкций. Свое исходное начало оно берет из норм конституционного права. Очень важно четко отграничивать административное право от трудового, гражданского, уголовного и других отраслей. Также необходимо учитывать, что значительная часть отношений, отнесенных к предмету финансового, земельного, экологического, таможенного и некоторых других отраслей права, фактически регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами и соответственно является базой для их изучения.
Предлагаемый практикум содержит материалы основных тем лекций, планы семинарских занятий, дополнительные вопросы для самоконтроля, списки рекомендуемой литературы, перечни нормативных правовых актов, практические задания, задачи и тесты, что позволит студентам юридического факультета всех форм обучения глубже усвоить важнейшие разделы курса административного права, овладеть навыками самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и специальной литературой, научиться решать практические казусы в сфере административного права. В издании также приводится примерная тематика курсовых и дипломных работ.
1. Агапов, А. Б. Административное право / А. Б. Агапов. – М., 2009.
2. Административное право / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. – М., 2008.
3. Алехин, А. П. Административное право России / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. – Ч. 1. – М., 2009.
4. Бахрах, Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах, В. Г. Татарян. – М., 2009.
5. Бельский, К. С. Феноменология административного права
/ К. С. Бельский. – Смоленск, 1995.
6. Демин, А. А. Государственная служба / А. А. Демин. – М.,
7. Дмитриев, Ю. А. Административное право / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М., 2009.
8. Егоров, С. А. Государственная гражданская служба: история и современность / С. А. Егоров, Л. А. Чувакова. – Ярославль, 2006.
/ В. П. Иванов, А. И. Стахов, П. И. Кононов, Д. Г. Степанов, Т. В. Лорткипанидзе. – М., 2009.
10. Козырин, А. Н. Административное право зарубежных стран / А. Н. Козырин, М. А. Штатина. – М., 2003.
12. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) / под ред. Н. Г. Салищевой. – М., 2009.
13. Конин, Н. М. Административное право России / Н. М. Ко-
14. Попов, Л. Л. Административное право России / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, Ю. А. Тихомиров. – М., 2009.
15. Сорокин, В. Д. Административно-процессуальное право
/ В. Д. Сорокин. – СПб., 2004.
16. Старилов, Ю. Н. Административная юстиция: Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. – М., 2001.
17. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А. Тихомиров. – М., 2001.
18. Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления / В. Е. Чиркин. – М., 2008.
Тема1. Административное право
как отрасль права
1. История возникновения и развития административного
2. Государственное управление: понятие, признаки, принципы, функции.
3. Административная реформа: цели, задачи, основные направления, проблемы реализации реформы.
4. Предмет административного права.
5. Метод административного права.
6. Система административного права.
7. Соотношение административного права с другими отрас-
1. Конституция РФ.
2. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции админи-
– 2005. – № 46. – Ст. 4720.
1. Аврутин, Ю. Е. Перспективы развития административного права в контексте конституционной самоидентификации современной России / Ю. Е. Аврутин // Журнал российского права. – 2008. – № 5. – С. 38.
2. Бельский, К. С. К вопросу о предмете административного права / К. С. Бельский // Государство и право. – 1997. – № 11. –
3. Бельский, К. С. Феноменология административного права
/ К. С. Бельский. – Смоленск, 1995.
4. Буравлев, Ю. М. Коррупция в госаппарате. Правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу
/ Ю. М. Буравлев // Государство и право. – 2008. – № 11. – С. 98.
5. Валяев, Ю. К. Метод разрешения в административном праве России / Ю. К. Валяев. – М., 2009.
6. Демин, А. А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования / А. А. Демин // Государство и право. – 2005. – № 6. – С. 13.
7. Ломакина, В. Ф. Административная реформа: проблемы
/ В. Ф. Ломакина // Государство и право. – 2006. – № 8. – С. 2.
9. Нарышкин, С. Е. Административная реформа в субъектах РФ / С. Е. Нарышкин, Т. Я. Хабриева // Журнал российского пра-
ва. – 2008. – № 10. – С. 3.
10. Тихомиров, Ю. А. О концепции развития административного права и процесса / Ю. А. Тихомиров // Государство и право.
11. Хабриева, Т. Я. Административная реформа: решения и проблемы / Т. Я. Хабриева, А. Ф. Ноздрачев, Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. – 2006. – № 2. – С. 3.
Как отрасль права, административное право сформировалось во второй половине XIX века. Ее появление и развитие было обусловлено тремя факторами: а) необходимостью регламентации охраны общественного порядка в крупных городах; б) потребностью в регулировании различных аспектов государственного управления; в) требованием обеспечения реализации прав граждан в сфере государственного управления. Таким образом, административное право исторически развивалось как совокупность полицейского и управленческого права, а также административной юстиции. После 1917 г. развитие данной отрасли приостанавливается, с 1938 г. приобретает новую окраску. Советское ад-
Управление – целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений (Ю. Н. Старилов) . Виды управления: техническое, биологическое, социальное.
Социальное управление – такая общественно значимая деятельность людей, которая осуществляется с целью обеспечения согласованности и упорядоченности совместных действий людей
и их коллективов в интересах эффективного достижения стоящих перед ними задач (Ю. М. Козлов). Виды социального управления: общественное, религиозное, семейное, международное, муниципальное, государственное.
Государственное управление – это практическое, органи-
зующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу ( Г. В. Атаманчук) . Это реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Государственное управление в широком смысле осуществляется всеми органами власти (представительными, исполнительными, судебными), в узком – специальными субъектами исполнительной власти. Таким образом, государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственно-властной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Принципы государственного управления – основопола-
гающие начала, идеи, на которых базируются система, структура
и процесс государственного управления. К ним относятся: принцип верховенства закона, народовластия, ответственности, обес-
Читайте также: