Как партия привлекает граждан к участию в политической деятельности
Обновлено: 07.07.2024
Политическое сознание – это отношения граждан к политике, политическим нормам и ценностям, а также их политические представления и установки.
Типы политического сознания:
1) Индивидуальное политическое сознание представляет собой индивидуальную способность человека оценивать политику, вырабатывать определенное отношение к ней и принимать участие.
2) Групповое политическое сознание объединяет интересы определенных социальных групп или слоев общества, которые представляет политическая партия в виде политической программы.
3) Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политиче- ской действительности и представлено общественным мнением.
Функции политического сознания
1) Регулятивная (регулирует поведение человека)
2) Оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни и к конкретным политическим событиям)
3) Интегрирующая (способствует объединению людей на основе общих ценностей, идей, установок)
4) Мобилизующая (побуждает граждан к участию в политике).
Политическое сознание тесно связано с политическим поведением , так как наполняет его смыслом.
↑ Политическое поведение
Политическое поведение – это форма участия личности или социальной группы в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.
Политическое поведение подразделяется на
1) Политическое участие и политический протест
3) Абсентеизм
↑ Политическое участие
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.
Политическое участие бывает:
1) Опосредованное (представительное)
Осуществляется через избранных представителей.
2) Непосредственное (прямое)
Воздействие гражданина на власть без посредников
Также различают следующие виды политического участия:
Проявления политического участия:
- чтение о политике в газетах или других СМИ,
- участие в выборах (электоральное поведение),
- участие в деятельности политических организаций, движений, партий, посещение политических собраний,
- участие в митингах, демонстрациях, забастовках, освободительных войнах или революциях (политический протест),
- обращения к государственным деятелям, посредством писем или СМИ,
- встречи с политическими лидерами и т. д.
Демонстрация — массовое шествие сторонников определённой идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.
Шествие — форма демонстрации, проводимой путём передвижения граждан по заранее определённому маршруту.
Митинг — собрание людей с неограниченным составом участников, посвящённое обсуждению той или иной проблемы.
Пикетирование — форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемого путём размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
- самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.
- самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.
- наличие системы политических ценностей, норм
- стабильность политических мотивов
- способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям
- способность ставить политические цели и добиваться их реализации
- степень активности участия в политической жизни
- способность включить других в политическую деятельность
- уважение к другим взглядам и позициям
- общий уровень политической культуры (знания о политической системе общества и ее разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним; действия, которые совершает человек как участник политической жизни)
Функции политического участия:
1) Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений
2) Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.
Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.
↑ Абсентеизм
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм (от лат. — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.
С каждым годом в Российской Федерации острее становится проблема взаимодействия гражданского общества и государства, в лице его органов и должностных лиц. Данная проблема обусловлена тесным взаимодействием обоих элементов между собой. При демократическом политическом режиме представить государство без гражданского общества просто невозможно. В свою очередь и гражданское общество не может без государства существовать, ввиду постоянного взаимодействия и происходят некоторые конфликты и недопонимания. Автора работы заинтересовала проблема взаимодействия государства и гражданского общества в России. С помощью чего гражданское общество может влиять на государство и его политику?
Иногда случается такая ситуация, что отсутствует конструктивный диалог между властью и гражданским обществом. Низкая активность гражданского общества обусловлена тем, что зачастую нет четкого регулирования деятельности общественных организаций во взаимодействиях с властью. В настоящее время, в России существует огромное количество различных волонтерских движений, которые занимаются в основном социальными функциями, получая денежные средства из добровольных пожертвований в определенные фонды. Однако данные движения и организации никаким образом не могут влиять на политику государства. Даже некоторые митинги и собрания большого количества населения не всегда помогают в достижении конкретных целей. Некоторые требования государство удовлетворяет, некоторые нет. Такая политика весьма оправдана в современных реалиях, безусловно, что каждое требование государство не должно удовлетворять, во многом государство само определяет на что стоит обратить внимание, а что оставить без него. Получается, что у гражданского общества нет инструмента, с помощью которого оно бы всегда могло добиться тех целей, которые ставит перед собой. В свою очередь государство имеет рычаги давления на гражданское общество. В виду неравной позиции рассматриваемых субъектов, хочется выделить тот инструмент, с помощью которого гражданское общество все-таки сможет влиять на жизнь в государстве и решать свои цели и задачи.
Выводы, к которым приходит автор работы, следующие:
- Гражданское общество и государство в лице его органов и должностных лиц, два элемента одной системы;
- Политическая партия – это наиболее реальный способ, с помощью которого гражданское общество может воздействовать на политику государства;
- Гражданское общество в России пользуется поддержкой государства и защищается им, но ввиду незрелости еще не может быть на равных с государством.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : К 20-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель / под. ред. С.В. Степашина. – Москва : Статут, 2013. – 160 с.
2. О политических партиях : Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – №29. – ст. 2950.
3. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №3. – ст. 145.
4. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №21. – ст. 1930.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года №11-П. – Электрон. дан. – Доступ из СПС Консультант. – (дата обращ. 27.12.2018).
6. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №1251-О. – Электрон. дан. – Доступ из СПС Консультант. – (дата обращ. 27.12.2018).
7. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти : закономерности и отклонения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 10. – С 247.
© 2012 - 2022 Петрозаводский государственный университет
Разработка и техническая поддержка - РЦ НИТ ПетрГУ
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookies
и других пользовательских данных, в соответствии сПолитикой конфиденциальности
Политическое сознание – это отношения граждан к политике, политическим нормам и ценностям, а также их политические представления и установки.
Типы политического сознания:
1) Индивидуальное политическое сознание представляет собой индивидуальную способность человека оценивать политику, вырабатывать определенное отношение к ней и принимать участие.
2) Групповое политическое сознание объединяет интересы определенных социальных групп или слоев общества, которые представляет политическая партия в виде политической программы.
3) Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политиче- ской действительности и представлено общественным мнением.
Функции политического сознания
1) Регулятивная (регулирует поведение человека)
2) Оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни и к конкретным политическим событиям)
3) Интегрирующая (способствует объединению людей на основе общих ценностей, идей, установок)
4) Мобилизующая (побуждает граждан к участию в политике).
Политическое сознание тесно связано с политическим поведением , так как наполняет его смыслом.
↑ Политическое поведение
Политическое поведение – это форма участия личности или социальной группы в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов.
Политическое поведение подразделяется на
1) Политическое участие и политический протест
3) Абсентеизм
↑ Политическое участие
Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.
Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.
Политическое участие бывает:
1) Опосредованное (представительное)
Осуществляется через избранных представителей.
2) Непосредственное (прямое)
Воздействие гражданина на власть без посредников
Также различают следующие виды политического участия:
Проявления политического участия:
- чтение о политике в газетах или других СМИ,
- участие в выборах (электоральное поведение),
- участие в деятельности политических организаций, движений, партий, посещение политических собраний,
- участие в митингах, демонстрациях, забастовках, освободительных войнах или революциях (политический протест),
- обращения к государственным деятелям, посредством писем или СМИ,
- встречи с политическими лидерами и т. д.
Демонстрация — массовое шествие сторонников определённой идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.
Шествие — форма демонстрации, проводимой путём передвижения граждан по заранее определённому маршруту.
Митинг — собрание людей с неограниченным составом участников, посвящённое обсуждению той или иной проблемы.
Пикетирование — форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемого путём размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
- самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.
- самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.
- наличие системы политических ценностей, норм
- стабильность политических мотивов
- способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям
- способность ставить политические цели и добиваться их реализации
- степень активности участия в политической жизни
- способность включить других в политическую деятельность
- уважение к другим взглядам и позициям
- общий уровень политической культуры (знания о политической системе общества и ее разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним; действия, которые совершает человек как участник политической жизни)
Функции политического участия:
1) Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений
2) Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.
Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.
↑ Абсентеизм
Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
Абсентеизм (от лат. — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.
Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.
Характерные черты деятельности
Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:
- установленный политический режим;
- наличие соответствующих традиций;
- уровень развития общества;
- текущая политическая обстановка в стране;
- личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).
По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.
Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.
Основные формы участия
В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.
Выборы и референдумы
Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:
Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.
Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.
Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:
- изменения статуса субъекта РФ;
- досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
- продления сроков полномочий главы государства и правительства;
- переноса сроков выборов;
- принятия ЧС.
Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.
Жалобы и публичные выступления
Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:
Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.
В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.
Государственная служба и политическая карьера
Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.
Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.
Опосредованная форма (представительная) | Непосредственная форма (прямая) |
---|---|
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров | Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности |
Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.
Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.
Читайте также: