Как отстаивать свои права дпс

Обновлено: 18.05.2024

Итак, есть в Москве такая замечательная улица в районе Лефортово – 1-й Краснокурсантский проезд. Это неширокая улица, две полосы движения, по одной для каждого направления, разделенные на всей ­протяженности прерывистой линией разметки.

Так вот, в один из сентябрьских вечеров (около 20:00) автомобиль двигался по 1-му Краснокурсантскому проезду в сторону улицы Солдатская. В плотном транспортном потоке обгон – вполне естественный маневр, разумеется, разрешенный правилами дорожного движения на том участке дороги (прерывистая линия разметки). В тот момент водитель и подумать не мог, что, выполняя разрешенный обгон, он совершает самое любимое ГИБДД административное правонарушение – выезд на встречную полосу в нарушение ПДД (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ)!

В момент окончания обгона (встречные транспортные потоки, повторимся, разделены прерывистой линией разметки) автомобиль был остановлен инспектором ДПС ГИБДД ЮВАО лейтенантом Д., который заявил водителю, что тот неправомерно выехал на встречную полосу.

– А как же прерывистая линия разметки?! – с удивлением спросил водитель.

– Вы создали угрозу безопасности движения, так как двигались по встречной полосе! – заявил инспектор Д.

– Что мы будем спорить, предлагаю пойти и посмотреть, какая ­разметка нарисована на дороге в месте, где я обгонял, – настоял водитель.

– Водитель вместе с инспектором ДПС подошли к месту, где был ­совершен обгон.

– Вот, смотрите, – водитель указал пальцем на прерывистую линию разметки, – здесь обгон разрешен, да и знака запрещения обгона нет.

– Ну не зря же я тебя остановил, – заявил инспектор ДПС, – не надо правила нарушать!

– Постойте, а какой именно пункт ПДД я нарушил, выезжая на встречную полосу через прерывистую линию разметки? – с еще большим ­удивлением спросил водитель.

Самый гуманный суд в мире

Через три недели водителя, как водится, вызвали в суд. Зная, насколько судебные решения бывают противозаконными, не полагаясь на судьбу, водитель основательно подготовился к судебному заседанию:

  • ознакомился с материалами дела;
  • подготовил письменное объяснение;
  • нарисовал схему движения транспортного средства;
  • подготовил комментарии к протоколу об административном правонарушении и к рапорту инспектора ДПС (т.к. в них было огромное количество неточностей и несоответствий действительности);
  • подготовил ходатайство о допросе инспектора ДПС и пассажира, ­который присутствовал в автомобиле во время совершения обгона;
  • подготовил ряд других ходатайств и доказательств отсутствия ­события правонарушения (как такового).

Плюс ко всему у водителя была полная уверенность в том, что:

  • судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ);
  • судопроизводство осуществляется на основе состязательности ­и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ);
  • каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ);
  • каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ);
  • все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 1.5 КоАП РФ).

Во всяком случае, водитель так думал. Казалось бы, что еще нужно для вынесения объективного, независимого и непредвзятого решения? Не тут-то было!

Инспектор ДПС Д, явившийся в суд, тоже ничего внятного сказать не смог.

– Я правомерно остановил данного водителя, – объяснял инспектор ДПС, – он выехал на встречную полосу.

– Постойте, – удивился водитель, – на том участке дороги можно ­выезжать на встречную полосу. Какой именно пункт ПДД я нарушил?

– Пункт 11.5 Правил дорожного движения, – заявил сотрудник ГИБДД в суде, – водитель проехал перекресток по встречной полосе.

– Ну как же?! – в еще большее недоумение пришел водитель. – Ведь мой автомобиль был остановлен задолго до перекрестка!

– Водитель неправомерно выехал на встречную полосу, – продолжал, как автоответчик, бубнить инспектор ДПС в суде, – он создал угрозу безопасности дорожного движения, а также помехи для движения других транспортных средств.

– Какие помехи, какая угроза безопасности, что вы несете? – возмущался водитель. – Маневр правилами разрешен, ДТП не было, какие тут могут быть вопросы?

– Суду все ясно, – перебил спор мировой судья, – инспектор ДПС свободен, а суд удаляется для вынесения постановления.

Все материалы дела были явно в пользу водителя: протокол говорит об одном, рапорт о другом, инспектор ДПС на допросе показал третье. Рапорт, помимо непонятных и незаверенных исправлений, вообще не был подписан! Этакая безобразная бумажка в деле лежит, даже назвать ее документом язык не поворачивается. Никто и не догадывался, что для мирового судьи Ф. все эти сомнительные документы будут железным доказательством вины!

Каково было удивление водителя, когда за пересечение прерывистой линии разметки мировой судья 271 судебного участка лишила его ­водительских прав на полгода!

На следующий день была подана жалоба в Лефортовский районный суд, которую взялась рассматривать федеральный судья К.

Судебное заседание по рассмотрению жалобы длилось… три минуты!

– Я понимаю, что вы правы, – призналась судья, – но оснований для отмены постановления у меня нет.

– Постойте, – удивился водитель, – а многочисленные нарушения всех возможных норм материального и процессуального права – это не основание? А то, что водителя лишили прав за то, что он пересек прерывистую линию разметки, – это тоже не основание? Что же тогда вообще является основанием?

– Мы не можем отменять постановления, – тяжело вздохнув, сказала судья, – обратитесь в Мосгорсуд. Там, скорее всего, рассмотрят вашу жалобу по существу…

Мысль о том, что в нашей стране существует право на судебную защиту, а также о том, что в нашей стране судьи независимы и подчиняются только Конституции, оказалась не совсем соответствующей действительности.

Конечно же, сдаваться рано. И за свои права (в прямом и переносном смысле) нужно бороться до конца. Повторная жалоба в Московский городской суд была подана уже на следующий день. Но вряд ли дело закончится этим, скорее всего, придется обращаться в Верховный Суд, Администрацию Президента, а также к Уполномоченному по правам человека.

Что делать, если вы столкнулись с произволом сотрудников ДПС

Подытоживая опыт общения с дорожными блюстителями порядка, – несколько советов о том, что нужно делать, если вы столкнулись с неправомерными действиями сотрудников ДПС ГИБДД или, того хуже, с их откровенным произволом.

И, наконец, еще один важный момент.

Пока вы пишете жалобу и она рассматривается в федеральном суде, постановление (в том числе и о лишении вас права управления ТС) не является вступившим в законную силу. В этот период времени вы имеете полное право ездить на автомобиле (даже если мировой судья лишил вас такого права). И только когда федеральный суд, куда вы обратились с жалобой на постановление, отказал вам в ее удовлетворении, с этого момента постановление по делу вступает в законную силу.

На период рассмотрения вашей жалобы обязательно возите ее с собой в автомобиле. И если очередной инспектор ДПС ГИБДД заявит вам, что вы управляете автомобилем в то время, когда вы лишены водительских прав, покажите ему жалобу с отметкой суда о ее принятии. Этот документ говорит о том, что постановление по делу еще не вступило в законную силу.

Кроме того, очень полезно в этом случае официально обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. И даже если по вашим жалобе и заявлению будет принято решение не в вашу пользу (соответствующие органы не найдут нарушений в действиях инспектора ДПС), будьте уверены, что в следующий раз сотрудник ДПС трижды подумает, прежде чем совершать неправомерные действия или нарушать закон.

Ну а если столкнулись с незаконными действиями или откровенным произволом сотрудников ДПС, будьте готовы доказывать свою невиновность и идти до конца. Ибо так и только так мы сможем постепенно перейти от варварского общества к цивилизованному правовому государству.

Автор - генеральный директор компании "Современное право" адвокат. Автор в этот момент находился в машине, а впоследствии непосредственно принимал участие во всех разбирательствах.

АКЦИЯ ГОДА

Как правильно водителю общаться с ДПС

Когда сотрудник ГИБДД может остановить водителя?

Приказы МВД №185 и №329 определяют ситуации, когда остановка ТС является обоснованной:

Внимание! Другие случаи остановки транспортного средства являются неправомерными. Если сотрудник ДПС не назвал четкие причины или перечислил неправомерные основания остановки автомобиля, можно обвинить его в нарушении служебной дисциплины. Чтобы доказать свою правоту, желательно при возникновении подозрения о неправомерной остановке ТС воспользоваться видеокамерой.

Как себя вести после остановки автомобиля?

Когда сотрудник ГИБДД может остановить водителя

После правомерной остановки транспортного средства инспектор должен подойти к машине, указать имя, фамилию, должность и звание. Также сотрудник ГИБДД обязан четко указать причину остановки авто, при необходимости дать пояснения. Если остановка произошла не по вине водителя, инспектор должен рассказать о конкретной проблеме, четко указать цель общения с водителем.

Попросите инспектора предъявить его служебное удостоверение. Необходимо не просто увидеть документ, а убедиться в его подлинности, внимательно рассмотрев важные поля. Если сотрудник ДПС просит предъявить документы, следует передать ему их лично в руки. Просто показать бумаги недостаточно, так как инспектор может запросить их для проверки подлинности. Сразу после ознакомления с документами инспектор обязан отдать их водителю. У участника дорожного движения сохраняется право находиться в своем автомобиле, не покидать его, а также не перемещаться в служебную машину по требованию сотрудника дорожно-патрульной службы. Водитель имеет право выйти из машины, однако без четких оснований не обязан этого делать.

Требование о выходе из автомобиля является правомерным при наличии таких оснований:

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

Поведение при составлении протокола

Поведение при составлении протокола

​Большинство конфликтов между инспектрами и водителями возникает в процессе составления протокола. Иногда водителям сложно разобраться в ситуации, также есть риск превышения полномочий сотрудниками ГИБДД. Важно поддерживать вежливое общение с инспектором, не допуская нарушения собственных прав.

Если сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в совершении каких-либо правонарушений, однако не может предоставить четких доказательств, не следует соглашаться с инспектором. Согласно положению о презумпции невиновности, без доказательства правонарушения составление протокола нецелесообразно.

При любых нарушениях инспектор обязан представить водителю доказательство и его вины, включая видеозапись, показатели специальных технических средств или свидетельства очевидцев. Правонарушение считается недоказанным даже в том случае, если водитель не может подтвердить свою невиновность, так как представление улик полностью возлагается на сотрудников ГИБДД.

Иногда при составлении протокола инспекторы приглашает водителей в служебный автомобиль или предлагают последовать в пост-пикет. Человек имеет право отказаться от этого, так как обязанность выполнять данные требования инспектора за водителем не закреплена. Помещение в служебный автомобиль без учета мнения водителя возможно только при задержании лица на законных основаниях в соответствии со ст. 27.3 КоАП.

Во время заполнения протокола необходимо проконтролировать, чтобы все поля оформлялись в соответствии с законами требованиями, не искажалась правдивая информация:

Необходимо соблюдать правила общения с инспектором ГИБДД, однако не поддаваться на провокации. До вынесения судебного решения можно предполагать, что в протоколе содержатся нарушения положений КоАП, из-за чего водитель имеет право на законных основаниях доказывать свою невиновность, опровергать необоснованные обвинения.

Протокол за превышение скорости

При составлении соответствующего протокола необходимо обратить внимание на показатели радара. Важно уточнить, что устройство показывает скорость конкретного автомобиля непосредственно перед его остановкой. Если инспектор предъявляет прибор, на котором отображаются цифры, не соответствующие скорости машины, составление протокола является неправомерным, необходимо оспаривать действия сотрудника ДПС в судебном порядке.

Протокол за нечитаемые номера

При управлении автомобилем с нарушением законных требований к состоянию номерных знаков возможно вынесение предупреждения или взыскание штрафа в размере 500 руб. Если причиной остановки транспортного средства являются грязные номера, желательно не спорить с сотрудником ГИБДД, а протереть знаки влажной тряпкой. Если инспектор настаивает на составлении протокола, желательно сфотографировать номерные знаки, подтвердив их читаемость.

В некоторых случаях инспекторы пытаются приравнять езду с нечитаемыми номерами к передвижению с отсутствием регистрационных знаков. Данное действие является неправомерным, так как загрязненность можно устранить на месте. Если инспектор составляет протокол, при этом оснований для признания водителя виновным недостаточно, необходимо выразить свое несогласие с информацией, указанной в документе. В суде желательно предоставить фото или видео подтверждение правоты водителя.

Протокол за непристегнутый ремень

Нередко сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль, однако не могут четко указать причину, назвать правонарушения, допущенные водителем. Если человеку удалось опровергнуть свою вину, основания, использованные инспектором для остановки ТС, не подтвердились, сотрудник дорожно-патрульной службы может сослаться на непристегнутый ремень. В этом случае необходимо указать на свою осведомленность о запрете на передвижение без резинового ремня безопасности. Важно уточнить, что водитель снял ремень сразу после остановки автомобиля.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

Вашу машину всё-таки остановили? Для начала вежливо поздоровайтесь и попросите для ознакомления предоставить его удостоверение. Инспектор должен чётко и ясно назвать свои данные и должность. Затем узнайте по какой причине вас остановили и преследующую цель. Если вас не устраивает, как проходит разговор с сотрудником Госавтоинспекции, вы вправе записать общение на видеокамеру телефона либо видеорегистратор. Записывая разговор это не будет являться нарушением.

Предлоги для остановки

Остановка транспортного средства работником ГИБДД

Ситуация уже произошла и ваш авто взмахом жезла останавливает сотрудник ДПС. Неважно по какой причине вас остановили, диалог следует вести уверено.

Для начала рассмотрим основные причины, по которым гаишник может вас остановить:

  1. Контроль документов.
  2. Нарушение правил дорожного движения.
  3. Похожая автомашина числится в розыске.
  4. Введение спец мероприятий в действие.
  5. Вождение в пьяном виде или состояние наркотического опьянения.

Последний пункт является популярным, поэтому если вы уверены, что не пили, но подышав в трубочку, она показала выше нормы, настаивайте отвезти вас на медосвидетельствование. Что касается контроля документов, то согласно закону, сотрудники ДПС не имеют права останавливать вас вне стационарных постов.

Самое верное действие при остановке ТС работником ГИБДД — это правильная парковка. Не переживайте, включите правый поворотник, и убедившись, что дорожному движению нет помех, остановитесь у края дороги. Даже в такой казалось бы мелочи, нужно быть внимательным, потому что за парковку в неположенном месте ИДПС может вас наказать штрафом.

Остановка ТС сотрудником ГИБДД

Если работник ДПС показывает вам тормозить у дорожного знака, где указано, что стоянка запрещена, следует помнить о пункте 66 Административного регламента ГИБДД, в нём перечислены моменты, при которых остановится под данным знаком можно:

  • необходимость остановки преступного деяния;
  • предотвращения угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу;
  • определение места остановки патрульной автомашиной с горящими спецсигналами;

В последней ситуации, инспектор должен подать знак жезлом либо же сказать словами через мегафон.

Права и обязанности водителей при остановке транспортного средства работником ГИБДД

За нарушение правил дорожного движения, административным наказанием являются штрафы. Сколько вы отдадите денег, зависит не только от инспектора, но и от вашего поведения при остановке. Чтобы общение со стражей правопорядка сложилось правильно, следует знать должностные инструкции сотрудника при исполнении, права и обязанности водителя. Знание законов поможет сконструировать верный разговор с сотрудником ДПС, и не быть обманутым (чем отличаются сегодняшние гаишники).

К основным правам водителя ТС относится:

Когда человек становится водителем, он даже представить не может какие обязанности на него возлагаются. В подсознании людей, водитель — это просто и доступно, но с этим стоит поспорить.

В ПДД РФ есть перечень функций шофёра при задержке автомобиля работником ГАИ.

Автомобилисту нужно при себе иметь для проверки всю необходимую документацию, начиная водительским удостоверением и заканчивая лицензиями на работу водителя, перемещением грузов, страховым полисом обязательного страхования.

Помимо того, что вам необходимо иметь всю документацию.

Есть ещё ряд обязанностей для водителя, к ним относятся:

  • наличие ремней безопасности (всем гражданам, находящимся в машине, нужно быть пристёгнутыми);
  • управляя мопедом либо скутером, обязателен шлем;
  • если вы мотоциклист или пассажир мотобайка, обязателен мотошлем;
  • необходимость устранения неисправного состояния автомобиля (водитель обязан держать ТС в надлежащем состоянии, следить за его исправностью);
  • обязанность предоставления транспорта для осмотра сотрудникам полиции.

Говоря о правах и обязанностях водителя, стоит отметить, что в мире огромное количество транспортных средств, управление которыми отличается друг от друга. В связи с этим, невозможно составить единый свод правил. В данной статье взят образец, в котором содержаться главные требования к водителям.

Круг обязанностей и прав сотрудников ДПС

Права и обязанности инспектора ДПС, ГИБДД и полиции прописаны законодательством. Участником дорожного движения является как водитель, так и инспектор, из этого делаем вывод, что диалог должен быть на равных. Если сотрудник стражи порядка нарушает ваши права и ведёт себя не корректно, можно подать на него жалобу.

Рассмотрим основные должностные обязанности сотрудника ГИБДД:

Сотрудники ГИБДД

Рассмотрев самую малую часть обязанностей, нельзя забывать, что у сотрудников ДПС есть и права, которыми они с удовольствием пользуются.

Рассмотрим ряд административных мероприятий, которые исполняют государственную деятельность:

Этот список практически в полной мере описывает права ДПСников. Подробнее о правах и обязанностях сотрудника ДПС можно в приказе №185 МВД.

Если гаишником составляется протокол

Чтобы возбудить дело об административном правонарушении составляется протокол, в некоторых случаях он может не возбуждаться вовсе, но если привлечённое лицо не согласно с предъявленными нарушениями, и оспаривает свою вину, протокол нужно составлять обязательно! Важно отличать протокол от постановления. Постановление сотрудником ДПС выносится тогда, когда водитель согласен с нарушением, а протокол составляется, если автолюбитель не согласен с нарушениями, в которых его обвиняет инспектор.

Если гаишником всё-таки выписывается штраф и протокол, безошибочно заполнить документацию, является важной задачей.

Основные пункты при составлении протокола:

Отмечайте в протоколе всё, отнеситесь к этому документу ответственно. Сосредоточено ознакомьтесь с ним и если, у вас или ваших свидетелей есть поправки, обязательно внесите их в протокол.

10 правил общения с инспектором ГИБДД при остановке автомобиля

Водители неоднократно сталкиваются с остановкой по требованию инспектора ГИБДД. Ситуация стрессовая и далеко не самая приятная. В такие моменты водитель реагировать может по-разному, особенно если причины остановки не объясняются. Кто-то начинает отшучиваться, кто-то угрожает, а другие, наоборот, молчат и впадают в ступор. Люди часто не знают как реагировать правильно, и этим могут усугубить свое положение практически на пустом месте.

Как не вызвать подозрений своим поведением и не “нарваться” на досмотр машины? Autonews пообщались с юристами и представителями дорожной полиции, и разработали 10 правил, как вести себя с инспекторами ГИБДД.

Не оспаривайте право остановки

У сотрудника полиции есть полное право остановить автомобиль. Возможно, у него появились какие-либо подозрения (например, что водитель в состоянии алкогольного опьянения), или водитель нарушил ПДД, или автомобиль проходит по ориентировке (например, машина скрылась с места ДТП).

Поэтому первое правило: при остановке автомобиля инспектором ГИБДД не спорьте. По крайней мере с первых минут. От того, что вы спорите, вас быстрее не отпустят, а наоборот проявят к вам больший интерес.

Передайте документы

Инспектор ГИБДД имеет законное право потребовать передать документы. Полицейский должен удостовериться, по крайней мере в том, что у вас есть действующие водительские права, и они не поддельные.

Отсюда второе правило, созвучное с первым: если просят передать документы, не вступайте в полемику. Это стандартная процедура.

Попросите документы

После остановки автомобиля инспектор ГИБДД обязан представиться – назвать свою фамилию и занимаемую должность.

Третье правило: Если сотрудник полиции не представился, вы имеете право попросить его предъявить служебное удостоверение.

Выходите по требованию

Инспектор ГИБДД имеет право потребовать водителя выйти из автомобиля, если у него возникло подозрение на счет состояния водителя. Эта мера нужна для того, чтобы убедиться, что водитель находится трезвом состоянии, у него нет нарушения речи и неустойчивости положения.

Четвертое правило: Выходите из автомобиля только по требованию. Самостоятельно проявлять инициативу не нужно, это может быть небезопасно. Общаться с инспектором можно и через окно автомобиля.

Осмотр или досмотр?

Осмотр и досмотр. Два созвучных слова, несущие разный смысл.
Пятое правило: уточните, какую процедуру намерен производить полицейский.

Осмотр – это процедура, при которой сотрудник полиции не может проникнуть в салон автомобиля, самостоятельно трогать и доставать вещи. Но важно знать, что во время процедуры осмотра инспектор ГИБДД имеет законное право попросить водителя открыть багажник.

Досмотр – это более детальная процедура, при которой сотрудник полиции уже может извлекать вещи из салона и рассматривать их. При досмотре должны участвовать понятые, в составе, как минимум, 2 человек или должна производиться видеосъемка процесса. По итогу проверки обязательно должен быть составлен протокол досмотра.

Фамильярность – не лучшая тактика

Настоятельная рекомендация правозащитников и юристов – использовать в общении с инспектором “Вы”, а не “ты”. Сами сотрудники ГИБДД обращаются к водителям на “Вы”. Фамильярность в официальном общении недопустима и может вызвать негативную реакцию у инспектора.

Шестое правило: проявите уважение и доброжелательность при общении с сотрудником, обращайтесь к нему на “Вы”. Это способствует меньшему стрессу от процедуры проверки. Фамильярность и грубость могут “вдохновить” инспектора на более пристальное изучение вас и ваших документов. Старайтесь сохранять спокойствие.

Шутить можно, но осторожно

При остановке автомобиля инспектором ГИБДД некоторые водители начинают отшучиваться. Иногда шутки могут привести к дополнительному осмотру, так как сотрудник полиции обязан проверить любую информацию, которую сообщает водитель. И если вы пошутите “Думаете, у меня заложник в багажнике?”, не удивляйтесь, что инспектор ГИБДД попросит открыть багажник для осмотра. Он обязан удостовериться, что там ничего нет. А шутить про алкоголь приведет к процедуре освидетельствования.

Седьмое правило: Юмор допускается, но прибегать к нему нежелательно. Лучше проявлять остроумие в неформальных беседах.

Видеосъемка сотрудника без оснований

Да, видеосъемка сотрудника полиции законом не запрещается. Но стоит помнить и о человеческом факторе. Камера перед лицом автоинспектора доброжелательному общению не способствует, а лишь вызывает негативную реакцию.

Восьмое правило: снимайте автоинспектора и его действия только при необходимости. Например, если нужно зафиксировать дорожную обстановку или противоправные действия сотрудника ГИБДД.

Улыбайтесь, вас снимают

Девятое правило: при общении с автоинспектором помните, что это может фиксироваться на видеорегистратор.

Видеорегистраторы могут быть установлены как внутри автомобилей ГАИ, так и на форме самого сотрудника. Для чего это нужно? Как мы уже рассматривали ранее, процедура досмотра подразумевает обязательное ведение видеосъемки процесса. Также это необходимо для освидетельствование состояния алкогольного опьянения водителя.
Размещать эти видеозаписи в свободном доступе сотрудники ГИБДД не имеют права. Это считается нарушением частной жизни. Записи с видеорегистраторов могут быть использованы только в качестве доказательств при рассмотрении административных дел.

“Звонок другу” – не аргумент

Заветные слова “да ты знаешь, кто я/мой друг/сват/начальник” – прямой путь к острому конфликту. По словам самих инспекторов дорожной полиции, большая часть спорных случаев на дороге сопровождается угрозами водителей позвонить “кому надо”. Как правило, к этому приему прибегают те, кто свою виновность осознает. Помимо повышения градуса агрессии в разговоре, угрозы еще и не помогают избежать наказания.

Десятое правило: не стоит угрожать сотрудникам ГИБДД своей должностью или влиятельными знакомыми/друзьями/родственниками.



Воскресенье, и Вы торопитесь в гости (а может, за покупками). Так много нужно успеть до начала новой рабочей недели. И тут на Вашем пути появляется он — инспектор ГИБДД.

Каждого водителя хотя бы раз останавливал сотрудник ДПС, однако далеко не все знают свои права в такой ситуации. Как правильно реагировать при составлении протокола, можно ли снимать инспектора на телефон и не отдавать водительское удостоверение (при нарушении), а также о других вопросах - читайте далее.

1. Вы не обязаны покидать автомобиль.

Согласно п. 89 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России №664 (далее — Регламент) после остановки транспортного средства сотрудник обязан незамедлительно подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности.

Перечень случаев, в которых инспектор имеет право попросить водителя покинуть автомобиль, закрытый (п. 93.1, 93.3 Регламента):

  • есть признаки опьянения водителя или его болезненного состояния;
  • необходимо провести личный досмотр, осмотр / досмотр ТС или груза;
  • необходимо в присутствии водителя сверить номера агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
  • необходимо участие водителя в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи участникам движения или сотрудникам полиции;
  • необходимо устранить неисправность ТС или нарушение правил перевозки грузов;
  • поведение водителя угрожает безопасности сотрудника.

2. Инспектор обязан сообщить Вам причину остановки.

Перечень таких причин также закрытый и содержится в пункте 84 Регламента — всего 14.

Приведем самые распространенные причины:

  • визуально или при помощи специального технического оборудования установлены признаки нарушений ПДД;
  • у инспектора имеются данные о том, что лицо, которое находится в автомобиле, причастно к совершению преступления, ДТП или иного правонарушения, либо может быть опрошено в качестве свидетеля;
  • проводятся санкционированные мероприятия (например, операция “Трезвый водитель” и т.д.); есть информация, что транспортное средство находится в розыске или же оно может применяться для противоправных действий.

3. Вы имеете право хранить молчание — или дать объяснения.

На многие нарушения правил дорожного движения нас толкает не желание “полихачить”, а какие-либо обстоятельства. Например, для того чтобы избежать столкновения с другим авто, Вы пересекли двойную сплошную полосу. Этот факт может стать смягчающим обстоятельством или позволит вовсе избежать штрафа. Вы можете объяснить происходящее так, как считаете нужным, а инспектор обязан Вас выслушать и занести объяснения в протокол. Если перед подписанием Вы не увидели своих объяснений в протоколе или если они неточные — смело вносите Ваши объяснения в специальную графу самостоятельно.

Инспектор требует объяснений, а Вы не хотите ничего объяснять? Имеете право! Ссылайтесь на 51 статью Конституции, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

4. Вы можете снимать сотрудника инспекции на камеру, а в случае досмотра требовать присутствия понятых или ведения видеозаписи инспектором.

Многие сотрудники пользуются тем, что в обновленном Регламенте отсутствует пункт о видеосъемке. На самом деле, запретить видеосъемку Вам могут только если это необходимо для сохранения тайны (например государственной) или когда проводится оперативное мероприятие. Естественно, об этом сотрудник ГИБДД должен об этом сообщить отдельно.

В остальных случаях снимать можно и нужно. Особенно, если Ваши права нарушаются, ведь позже эта видеозапись может стать доказательством в суде. Стандартное объяснение для инспектора может звучать так: “Я не снимаю, а фиксирую нарушение”.

Если у инспектора есть основания досмотреть Ваш автомобиль, он должен позвать понятых или вести видеосъемку. Если им не соблюдено это условие, но он продолжает досмотр — не останавливайте его. Позже обязательно укажите в протоколе, что досмотр производился без понятых/ведения видеосъемки: он будет признан недействительным.

5. Вы имеете право ознакомиться с текстом протоколов, актов и постановлений, указать разногласия и получить их копии.

Протокол составляется немедленно (ст.28.5 КоАП РФ).

После составления протокола, инспектор обязательно представит Вам его для ознакомления. Он предложит подписать протокол, однако не стоит торопиться: внимательно прочитайте написанное.

Помните, что согласно п. 151 Административного регламента Вы имеете право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть в нем отражены или приложены к протоколу.

Инспектор не подписал протокол? Попросите его завершить оформление и только потом приступайте к занесению своих пояснений. Частая уловка звучит как “мне будет нужно проверить написанное”. Предложите ему проверить сейчас и отдать Вам.

Если уловки продолжаются и в ход пошли требования подписать отказ от составления протокола, возьмите протокол, сделайте замечания и отделите от него вторую часть. В графе “объяснения” напишите, что правила не нарушали, “с нарушением не согласны”, производилось фотографирование, схема не составлялась, от предоставления свидетелей инспектор ДПС отказался.

Хотите написать подробнее? Тогда не делайте выводы в своем тексте, не следует писать о крайней необходимости и т.п., если только Вы не прожженный профи и не знаете, что делаете. Напишите об обстоятельствах “как есть”, а возможное толкование Вам позже подскажет юрист.

❗ В любом случае не пишите под диктовку инспектора ДПС. Оптимальный вариант: написать “с нарушением не согласен, правила не нарушал”. Позже можно будет решить, что с этим делать.

6. Вы имеете право не отдавать водительское удостоверение.

Помните, что основанием для изъятия водительского удостоверения является только исполнение приговора суда, вступившего в законную силу, или постановления по делу об административном правонарушении о лишении права управления транспортным средством. После вступления постановления в силу у водителя есть три рабочих дня, чтобы самостоятельно сдать удостоверение; в противном случае срок лишения будет продлен и дополнительно придется заплатить штраф.

Это правило установлено пунктом 221 Регламента, и оно призвано положить конец долгое время существовавшему обыкновению изъятия водительского удостоверения на месте остановки.

7. Вы имеете право узнать должность, звание и фамилию инспектора, а также дежурную часть, в которой он служит.

В соответствии с Административным регламентом и Законом “О полиции” инспектор, подойдя к автомобилю, должен представиться — сообщить водителю свою фамилию, звание и должность.

По Вашему требованию он также обязан показать служебное удостоверение (не передавая его в руки водителя).

Для того, чтобы проверить точно ли сотрудник находится при исполнении и служит в том подразделении, которое он назвал, Вы можете позвонить туда для проверки. Инспектор должен сообщить Вам телефонный номер подразделения.

8. Вы имеете право ничего не платить на месте: штрафы оплачиваются в ином порядке, а за взятку привлекут к ответственности как Вас, так и сотрудника.

Инспектор ГИБДД не может требовать деньги даже в случае нарушения Вами правил дорожного движения.

Не секрет, что некоторые из них склонны к коррупции: Вам могут предложить договориться на месте, обещать скидку, предложить за доплату указать в протоколе иное правонарушение с меньшим штрафом. Подумайте, нужно ли Вам это.

Проще оплатить штраф в установленном порядке (со скидкой в 50% — при оплате через Госуслуги) или оспорить его вместо того, чтобы рисковать быть оштрафованным еще на десятки тысяч за дачу взятки.

9. Вы имеете право потребовать медицинского освидетельствования.

В случае, когда у инспектора есть основания полагать, что Вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, он предложит пройти проверку на содержание алкоголя в крови — “подышать в трубочку”.

Если у Вас есть сомнения в точности алкотестера, инспектором нарушена процедура проверки или не составлен протокол — смело отказывайтесь. В таком случае Вы сможете пройти медицинское освидетельствование сдав пробы в лаборатории.

10. Вы имеете право обжаловать незаконные действия инспектора.

Любое правонарушение как со стороны обычного гражданина, так и со стороны сотрудника ГИБДД недопустимо и является основанием для взыскания сопутствующих убытков потерпевшей стороной.

Вы можете подать жалобу на какое-либо действие или бездействие со стороны инспектора, оспорить протокол или результат проверки, признать недействительными доказательства, отменить штраф, вернуть права, которых Вас незаконно лишили.

✔️Наши услуги.

В команду "Крайнев и партнеры" входят юристы, имеющие многолетний практический опыт не только в разрешении споров, но и в подаче жалоб в различные государственные органы.

Читайте также: