Как отозвать жалобу из фас

Обновлено: 25.06.2024

Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.

  • в течение какого времени нужно уложиться;
  • какие документы подавать вместе с жалобой;
  • в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.

В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.

Законодательная база

Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.

  1. Через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.

Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:

Досудебный порядок

Не стоит сразу обращаться в суд, если можно попробовать урегулировать спорные моменты в досудебном порядке в вышестоящем ведомстве. Это значительно сэкономит ваши силы и время. Данная схема предполагает прохождение нескольких шагов:

Шаг № 1. Выберите подразделение ФАС.

Шаг № 2. Изложите свою жалобу в тексте письменного заявления.

Шаг № 3. Направьте свое обращение в вышестоящий антимонопольный орган.

Шаг № 4. Дождитесь, пока ФАС рассмотрит жалобу и вынесет решение по ее удовлетворению либо отказу.

Шаг № 5. Получите письменное уведомление о решении ФАС.

Порядок подачи жалобы

Досудебный процесс начинается на основании обращения заявителя, после чего происходит оценка действий ФАС.

В территориальных или коллегиальных органах ФАС работает апелляционная коллегия, куда попадает жалоба.

Обращение можно подать двумя способами: письменно или дистанционно (подписывается электронной подписью).

В тексте жалобы должны быть прописаны основные моменты:

  1. Сведения о подразделении ФАС, которое предположительно совершило правонарушение.
  2. Реквизиты документа, который является предметом разбирательств.
  3. Сведения об авторе заявления: для юрлица – наименование фирмы, адрес местонахождения, контакты; для физлица (ИП) – ФИО, эл. почта (если необходимо, чтобы на нее пришел ответ) адрес (для отправки письменного ответа).
  4. Описание правонарушений со ссылками на соответствующие НПА.
  5. Опись прилагаемых документов.

При дистанционной подаче жалобы её автор может дополнительно приложить электронные версии документов и материалов.

Образец досудебной жалобы:


Как можно подать жалобу?

Текст обращения должен соответствовать ряду требований:

  • Разборчивость почерка.
  • Уважительный стиль изложения (без ругательств, угроз, пропаганды терроризма);
  • Указать свои фамилию, имя и отчество, так как в противном случае антимонопольный орган не ответит.

Сроки обращения

Время подачи досудебной жалобы составляет 30 дней с момента вынесения решения. Если не успеть в этот срок, то нужно будет направлять ее в суд. Данные сроки исчисляются с момента принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в течение 10-ти дней с момента оглашения резолютивной части.

Сопутствующие документы

Вместе с жалобой дополнительно подаются следующие документы:

  1. Документальное подтверждение правоспособности лица подписывать и подавать подобные документы (доверенность на отстаивание интересов или копия устава).
  2. Копию предписания или решения ФАС, являющегося предметом разбирательств.
  3. Иные документы, подтверждающие ущемление прав заявителя.

Сроки рассмотрения обращения

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года. Срок рассмотрения: 30 дней. Если от заявителя потребуются дополнительные материалы или сведения, то срок может быть еще продлен максимум на 30 дней. О такой необходимости заявитель получает письменное уведомление.

Срок рассмотрения для коллегиальных органов: 2 месяца (при возможности продления еще максимум на 30 дней).

При рассмотрении досудебного заявления действие оспариваемого документа не приостанавливается.

Принятие решения

При рассмотрении жалобы ФАС может вынести следующий итоговый вердикт:

  • отказать в удовлетворении претензии;
  • согласиться с предъявляемым нарушением;
  • удовлетворить не все, а только некоторые пункты заявления.

При частичном или полном удовлетворении жалобы для выявления факта нарушения законодательства о государственной гражданской службе применяется дисциплинарное наказание либо иная ответственность. Лицо, ответственное за рассмотрение обращения пишет служебную записку на имя руководителя ФАС с указанием сути нарушения и виновников. Служебная записка будет являться основанием для принятия постановления о проведении надзорных действий в отношении госслужащих.

На что можно жаловаться, а на что — нельзя

Предметом обращения может стать:

Нельзя жаловаться на:

  1. Нарушения по заключенным контрактам.
  2. Неправомерные действия комиссии при оценке и рассмотрении заявок.
  3. Нарушения, которые уже были рассмотрены в судебном порядке, и было принято решение.
  4. Случаи, когда заявление уже рассматривалась надзорным ведомством, и по нему было принято постановление.

Судебный порядок

Для обжалования решения ФАС можно обратиться в арбитражный суд. Судебный орган уполномочен отменять принятые ранее акты и признавать неправомерность действий/бездействия ответственных лиц. К таким нарушениям относятся: несоблюдение сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении полученного претензионного письма.

При оспаривании решения или предписания ФАС стороны должны придерживаться такой схемы:

  1. Определиться с компетентным органом.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить пошлину.
  3. Подать иск по почте или через секретариат с дополнительными документами.
  4. Суд принимает решение о факте правонарушения антимонопольного органа либо отказывает в удовлетворении обращения.

Сроки обращения

Оценивать правомерность действий/бездействия ФАС уполномочен суд.

Подведомственность и подсудность подобных дел указана в ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем сообщается, что дела о нарушении этапов закупки разбираются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение вызывает споры.

Сроки обращения: 3 месяца после принятия решения ФАС или выдачи соответствующего предписания по погашению долга (ст.52 135-ФЗ).

Лицо либо организация, выявившие правонарушения могут обратиться с заявлением в арбитражный суд в трехмесячный срок, как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством (ст.198 АПК).

Акты ФАС, вынесенные коллегиальной комиссией антимонопольного ведомства, можно оспаривать в суде в более сжатые сроки – 30 дней с даты их вынесения.

Если заявитель опоздал с подачей жалобы, то суд все равно может ее принять, если посчитает причины несоблюдения срока подачи уважительными.

Как грамотно подготовить иск?

Алгоритм по составлению иска приведен в ст.199 АПК:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и данные оспариваемого документа (решение, предписание, акт).
  3. Описание правонарушения антимонопольной службы со ссылкой на законодательство.
  4. Ясная суть претензии: отменить решение ФАС (акт, предписание), наказать виновных лиц.

Образец судебной жалобы:


Если участник закупки посчитал, что сведения о нем незаконно внесены в реестр недобросовестных поставщиков, то он вправе оспаривать решение ФАС в судебном порядке.

Образец жалобы на включение сведений об участнике закупок в РНП:



Какие документы нужно собрать?

Суд обязательно примет исковое заявление, если истец подготовил всю необходимую документацию:

  1. Квитанция о погашении пошлины. Цена пошлины — 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса.
  2. Исковое заявление.
  3. Уставная документация истца или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП.
  4. Документальное подтверждение получения иска ответчиком.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

Рассмотрение дела и вердикт

Важный момент! Вынесенное судебное решение можно оспорить в апелляционной инстанции в течение 30-ти дней.

На что обратить внимание при досудебном и судебном обжаловании?

Итак, незаконная работа антимонопольных органов оспаривается в вышестоящих органах ФАС либо в суде. При выборе места разбирательств, следует учитывать:

  1. Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех случаев.
  2. Вышестоящее подведомство ФАС чаще всего принимает сторону своих сотрудников, поэтому при отказе, возможно, понадобится обратиться в суд.
  3. Только жалоба, направленная в суд, приостановит действие предписания.
  4. Если опоздали с подачей заявления, только суд может его принять, если были уважительные причины.

Где найти решения ФАС?

В качестве примера приведем несколько ресурсов:

— официальный сайт Федеральной антимонопольной службы;

— сайт Единой информационной системы (ЕИС);

— сайты территориальных ведомств ФАС.

— сфера деятельности (контроль госзакупок);

— тип правового акта;

— управление (можно выбрать как центральный орган, так и территориальный);


Быстрый поиск (в правой колонке):

— закон (44-ФЗ, 223-ФЗ);


— организации (указывается участник и контролирующий орган);

— дата (время поступления и обновления);

— результаты рассмотрения жалобы (обоснованность и вынесенное решение);

— информация о возврате жалобы (основание для возврата);

— информация об отзыве жалобы (основание для отзыва).


III. Отыскать вынесенные решения можно и на сайте конкретных территориальных антимонопольных служб.

База решений помогает участникам закупки:

— следить за ходом разбирательств;

— оценивать потенциального заказчика (анализировать уже проведенные торги и его добросовестность);

— изучить похожие дела, знание которых может пригодиться при отстаивании собственных интересов;

— найти конкретные документы – заключения заинтересованных участников процесса.

Есть бизнес-задача? У нас есть решение! Для получения бесплатной консультации звоните по телефону горячей линии:
8 800 333 91 03 или оставьте заявку.

Жалоба в ФАС – эффективный инструмент борьбы поставщика за выгодные закупки. Получили необоснованное отклонение заявки, нашли сомнительное требование в документации или попали в “серую” схему – смело составляйте жалобу и отстаивайте свои права.

Какие причины для подачи жалобы в ФАС на заказчика?

  • проведение закупки, которая ранее не была включена в план-график;
  • отсутствие размещения в ЕИС положения и информации о закупке, о договорах или заказчик опубликовал документы без соблюдения сроков;
  • предъявление требований, которые не были закреплены в положении;
  • отсутствие опубликованного отчета об объеме закупок у МСП.

Что обязательно нужно знать о жалобе в ФАС?

Но даже зная все основы и тонкости жалобы в ФАС, поставщики зачастую не решаются обращаться в антимонопольный орган. Самая популярная причина – страх испортить отношения с государственным заказчиком и остаться без закупок в целом.

Почему не нужно бояться подавать жалобу в ФАС, мы узнали у ведущего тендерного специалиста ITCOM, эксперта по антимонопольному законодательству, Мишаковой Кристины.

— Кристина, почему большинство поставщиков отказываются писать жалобу в ФАС, если их отклоняют без причин?

Некоторые поставщики просто боятся последствий, которые сами себе и придумывают. Например, что они могут испортить себе репутацию или заказчики увидят, что они жаловались в ФАС и не захотят с ними работать.

Другая часть поставщиков боится санкций. Этот страх самый необоснованный, потому что исходит от незнания порядка подачи жалобы и требований к содержанию.

В результате надуманных опасений большинство поставщиков остаются ни с чем. Важно помнить, что обжалование неправомерных действий заказчика дает высокий шанс на повторное участие в очень выгодной для поставщика закупке.

— Сразу ли нужно подавать жалобу в ФАС?

Всегда рекомендуется для начала направлять заказчику запрос разъяснений, в том случае, если вы заметили несоответствие или расхождение с действующими нормами. Например, если заказчик предъявил избыточные требования в техническом задании или поставил сроки выполнения работ, которые невозможно выполнить.

Если заказчик не ответил вам на этот запрос, либо ответ вас не устроил, а также в случае, если без запроса разъяснений очевидно, что нарушения приводят к ограничению конкуренции, то смело направляйте жалобу в ФАС.

— Это действия до подачи заявок, а что делать с жалобой после окончания подачи заявок?

— Может ли ФАС вернуть жалобу?

Без серьёзного подхода к оформлению и содержанию – еще как может. ФАС возвращает жалобу без рассмотрения в нескольких случаях:

  • если документ не соответствует требованиям закона (нет подписи уполномоченного лица или его представителя, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия и т.д.);
  • пропущен срок подачи жалобы;
  • если уже было принято решение по жалобе на те же действия (бездействие) заказчика или оператора электронной площадки.

Возвращение жалобы заявителю по перечисленным обстоятельствам, кроме повторного направления уже рассмотренной жалобы, не препятствует повторной подаче, при учете соблюдения сроков.

— Могут ли быть санкции для поставщика, если ФАС признает жалобу необоснованной?

Нет, никаких санкций за это не предусматривается.

— Что делать, если клиент знает, что прав, но жалобу признали необоснованной?

— А если клиент не знает, в какой именно ФАС нужно подавать жалобу?

Не страшно, если вы вдруг совершите ошибку и отправите жалобу “не по адресу”, в течение одного дня вашу жалобу перенаправят в рамках компетенции в правильное учреждение.

Конечно, есть один нюанс, если контракт уже подписан, то не старайтесь писать жалобу, пишите сразу заявление в суд.

— То есть жалоба в ФАС является единственным путем для повторного участия в той закупке, которая наиболее выгодна для поставщика?

Верно. Поставщики этим часто пренебрегают, а потом жалеют, что не сделали этого вовремя и упустили закупку, которая бы принесла им неплохой доход. Как многолетний практик, хочу сказать, что отстаивать свои права и интересы просто необходимо. Если вы не можете сделать это сами, обратитесь к специалисту, который вам с этим поможет.

— Кристина, основываясь на вашем опыте, какой результат стоит ожидать поставщикам, которые решились подать жалобу в ФАС? Есть ли статистика?

Если говорить про результат обжалования, всё очевидно – довольный поставщик, повторная закупка, есть шансы на победу.

Из своего опыта я могу сказать, что ни одна компания не пожалела о подаче жалобы в ФАС или об участии в судебном разбирательстве. Если говорить в цифрах, то за 6 лет работы – это более 100 обоснованных жалоб и более 50 выигранных дел в суде.

Мне очень хочется донести до поставщиков, что за свои права нужно и можно бороться, главное – перестать бояться необоснованных последствий, а лучше всего, для предотвращения наступления негативных последствий, обращаться в специализированную компанию тендерного сопровождения. Цену ОФД вы можете уточнить у наших менеджеров или на нашем сайте. По ссылке вы можете ознакомиться с электронной подписью для Уральской ЭТП.

Возражение на жалобу, поданную в ФАС, — это документ, который защищает ваши права и законные интересы, а также подтверждает правильность решения, если конфликт дойдет до антимонопольных органов.

Возражение на жалобу ФАС по 44-ФЗ

Жалоба в ФАС — это документ, подаваемый для разъяснения спора или недоразумения между двумя участниками тендера в ходе конкурсной процедуры.

Сама жалоба, подаваемая в ФАС, должна соответствовать положениям части 2 статьи 106 44-ФЗ. Согласно этому закону, если в рассмотрении жалобы ФАС заинтересованы две стороны, то подавать жалобу в ФАС должна та сторона, чьи интересы затрагиваются при рассмотрении жалобы ФАС.

Возражения на жалобу ФАС должны быть опубликованы в ЕИС. Это связано с тем, что данное заведение обязано опубликовать в ЕИС всю информацию о наличии жалобы. А также назначении комиссии, рассматривающей жалобу, и публикации полного решения по делу.

Начало заседания комиссии не может быть назначено позднее трех дней после получения документа органом ФАС.

При этом образец ответа должен быть направлен в ФАС за два дня до окончания срока подачи заявок. В случае запроса заказчик должен указать на необходимость соблюдения этого срока. Если он этого не сделает, то, скорее всего, не уложится в срок подачи жалобы.

Если сторона, подавшая жалобу, не укладывается в этот срок, жалоба должна быть передана в суд в течение трех месяцев после принятия ФАС решения по жалобе, в соответствии со статьей 219(1) Кодекса АС. Если вам нужна помощь в подготовке и подаче иска в ФАС, вы можете обратиться в «СтарТендер«.


Чтобы получить консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Как правильно составить возражение на жалобу?

Не забудьте указать подтверждающие доказательства и полномочия.

Как подать возражение на жалобу в ФАС?

Именно так возражение должно быть направлено в ФАС.

Следует отметить, что срок обжалования решений ФАС составляет один месяц в случае подготовительного производства и три месяца в случае судебного разбирательства; санкции ФАС остаются в силе на подготовительном этапе, но замораживаются на время судебного разбирательства. Кроме того, жалобы, поданные в досудебном порядке, направляются в орган, вышестощий ФАС, а в случае подачи жалобы в судебном порядке — в арбитражный суд.

Этот документ может быть представлен в печатном или электронном виде. Жалоба будет отклонена, если она составлена небрежно, неразборчиво или содержит оскорбления или угрозы.

Прежде чем приступить к составлению жалобы, клиент должен ознакомиться со всеми правилами составления необходимых документов, изложенными в 44-ФЗ ч. 2 ст. 106.

Фактический ответ на жалобу ФАС будет написан на идентифицированном бланке заявителя, и заявитель должен предоставить необходимую информацию, включая следующие сведения:

  • данные организации-заказчика;
  • реквизиты по закупке;
  • информация об организации;
  • доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.

В так называемом теле заявления содержится претензия, поступившая в ФАС.

Однако после этого клиент должен разбавить текст и включить абзац с доказательствами предпринятых действий.

Само заявление может сопровождаться приложениями, такими как:

  • документация к закупочной процедуре;
  • заявки, которые подавались участниками;
  • протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
  • видео и аудиозаписи, если они имеются;
  • остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч. 3, 4 ст. 106 44-ФЗ.

Сам процесс апелляции может быть рассмотрен Комитетом Совета ФАС в течение пяти дней. Заявитель или его представитель может участвовать в апелляционном процессе в качестве представителя.

Следует отметить, что договорные отношения могут быть не установлены в течение определенного периода времени, пока ведется процедура обжалования/апелляции. Комиссия сама может попросить клиентов, решивших принять участие, подтвердить свои документы.


Чтобы получить консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Особенности в закупках для отдельных видов юрлиц

Он также предусматривает, что заявитель и поставщик имеют право представить дополнительную информацию в ответ на жалобу. Поэтому ниже приведено руководство о том, как подать жалобу в ФАС в случае ошибки.

  1. Подготовьте дополнения, аппеляцию, возможно изменения к обращению.
  2. Успейте предоставить их в ФАС до заседания.

В ч. 13 ст. 18.1 135-ФЗ указано, направляйте жалобу в ФАС, не позже чем за 2 рабочик дня до рассмотрения.


Чтобы получить консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Возражение на жалобу, поданную в ФАС, — это документ, который защищает ваши права и законные интересы, а также подтверждает правильность решения, если конфликт дойдет до антимонопольных органов.

Возражение на жалобу ФАС по 44-ФЗ

Жалоба в ФАС — это документ, подаваемый для разъяснения спора или недоразумения между двумя участниками тендера в ходе конкурсной процедуры.

Сама жалоба, подаваемая в ФАС, должна соответствовать положениям части 2 статьи 106 44-ФЗ. Согласно этому закону, если в рассмотрении жалобы ФАС заинтересованы две стороны, то подавать жалобу в ФАС должна та сторона, чьи интересы затрагиваются при рассмотрении жалобы ФАС.

Возражения на жалобу ФАС должны быть опубликованы в ЕИС. Это связано с тем, что данное заведение обязано опубликовать в ЕИС всю информацию о наличии жалобы. А также назначении комиссии, рассматривающей жалобу, и публикации полного решения по делу.

Начало заседания комиссии не может быть назначено позднее трех дней после получения документа органом ФАС.

При этом образец ответа должен быть направлен в ФАС за два дня до окончания срока подачи заявок. В случае запроса заказчик должен указать на необходимость соблюдения этого срока. Если он этого не сделает, то, скорее всего, не уложится в срок подачи жалобы.

Если сторона, подавшая жалобу, не укладывается в этот срок, жалоба должна быть передана в суд в течение трех месяцев после принятия ФАС решения по жалобе, в соответствии со статьей 219(1) Кодекса АС. Если вам нужна помощь в подготовке и подаче иска в ФАС, вы можете обратиться в «СтарТендер«.


Чтобы получить консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Как правильно составить возражение на жалобу?

Не забудьте указать подтверждающие доказательства и полномочия.

Как подать возражение на жалобу в ФАС?

Именно так возражение должно быть направлено в ФАС.

Следует отметить, что срок обжалования решений ФАС составляет один месяц в случае подготовительного производства и три месяца в случае судебного разбирательства; санкции ФАС остаются в силе на подготовительном этапе, но замораживаются на время судебного разбирательства. Кроме того, жалобы, поданные в досудебном порядке, направляются в орган, вышестощий ФАС, а в случае подачи жалобы в судебном порядке — в арбитражный суд.

Этот документ может быть представлен в печатном или электронном виде. Жалоба будет отклонена, если она составлена небрежно, неразборчиво или содержит оскорбления или угрозы.

Прежде чем приступить к составлению жалобы, клиент должен ознакомиться со всеми правилами составления необходимых документов, изложенными в 44-ФЗ ч. 2 ст. 106.

Фактический ответ на жалобу ФАС будет написан на идентифицированном бланке заявителя, и заявитель должен предоставить необходимую информацию, включая следующие сведения:

  • данные организации-заказчика;
  • реквизиты по закупке;
  • информация об организации;
  • доказательства, которые подтвердят регламентированность и законность действий организации-заказчика.

В так называемом теле заявления содержится претензия, поступившая в ФАС.

Однако после этого клиент должен разбавить текст и включить абзац с доказательствами предпринятых действий.

Само заявление может сопровождаться приложениями, такими как:

  • документация к закупочной процедуре;
  • заявки, которые подавались участниками;
  • протоколы подведения результатов закупки и рассмотрения заявок;
  • видео и аудиозаписи, если они имеются;
  • остальные документы, которые могут понадобиться по требованию уполномоченных органов согласно с ч. 3, 4 ст. 106 44-ФЗ.

Сам процесс апелляции может быть рассмотрен Комитетом Совета ФАС в течение пяти дней. Заявитель или его представитель может участвовать в апелляционном процессе в качестве представителя.

Следует отметить, что договорные отношения могут быть не установлены в течение определенного периода времени, пока ведется процедура обжалования/апелляции. Комиссия сама может попросить клиентов, решивших принять участие, подтвердить свои документы.


Чтобы получить консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Особенности в закупках для отдельных видов юрлиц

Он также предусматривает, что заявитель и поставщик имеют право представить дополнительную информацию в ответ на жалобу. Поэтому ниже приведено руководство о том, как подать жалобу в ФАС в случае ошибки.

  1. Подготовьте дополнения, аппеляцию, возможно изменения к обращению.
  2. Успейте предоставить их в ФАС до заседания.

В ч. 13 ст. 18.1 135-ФЗ указано, направляйте жалобу в ФАС, не позже чем за 2 рабочик дня до рассмотрения.


Чтобы получить консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Читайте также: