Как открыть патронажную службу без лицензии

Обновлено: 30.06.2024

Услуги первичной патронажной организации являются на сегодняшний день одними из самых востребованных. Однако в нашей стране это дело совершенно новое, но именно это делает этот род занятий привлекательным и дает хорошую возможность занять свою нишу на рынке. Патронажный бизнес похож во многом на бизнес, связанный с подбором домашнего персонала, но уровень конкуренции в этой сфере деятельность намного ниже. Более того, стоит отметить, что не менее 10% пенсионеров испытывает потребность в помощи на дому, соответственно, патронажный бизнес имеет просто огромные перспективы.

Все фирмы, которые задействованы в этом виде бизнеса, условно можно разделить на три категории.
Первая категория включает организации, которые созданы специально для осуществления патронажного бизнеса. Большинство таких фирм расположено в столице, оставшаяся часть — в городах-миллионниках. Подавляющее большинство из них создано бывшими медицинскими работниками. Более того, такие фирмы тесно связаны с каким-либо из медицинских центров или частных клиник.

Вторая категория фирм, функционирующих на отечественном рынке, включает разные агентства по найму домашнего персонала, сотрудничающие с сиделками, нянями, домоправительницами и гувернантками. Причем все эти категории сотрудников могут, как состоять в штате агентств, так и работать по аутсорсингу.

Наконец, третья категория включает нянь, сиделок, гувернанток и пр., которые самостоятельно предлагают свои услуги посредством размещения соответствующих объявлений в печатных СМИ. Причем именно эта категория сферы патронажного бизнеса является наиболее массовой и распространенной. Стоит также отметить, что большинство людей, предлагающих такие услуги, являются медсестрами, которые не так давно вышли на пенсию, студентами медицинских вузов и представителями медицинского персонала, которые желают получать дополнительный доход.

Для организации патронажного бизнеса необходим стартовый капитал в сумме 3-4 тысяч долларов для столицы и 1-1,5 тысячи долларов для регионов. Эта сумма необходима для создания офиса, приобретения оргтехники и найма двух-трех диспетчеров, которые будут координировать работу персонала и отвечать на телефонные звонки. Уровень рентабельности бизнеса при условии наличия в штате фирмы профессионального персонала может достигать 25-50%.

Ключевым фактором успеха любой патронажной фирмы являются работники, которые непосредственно участвуют в выполнении заказов. К подбору и найму следует относиться очень серьезно. Ведь очень часто устраиваться на работу приходят люди, которые злоупотребляют алкоголем, являются нечистыми на руку или относятся к выполнению своих обязанностей спустя рукава. Поэтому при проведении первого же собеседования необходимо уметь их различать.

Своим работникам большая часть патронажных фирм выплачивают порядка 60% сумм, полученных от пациентов. Однако существуют и фирмы, в которых вознаграждение составляет не более 30-40%. Более того, одни фирмы применяют в своей практике систему штрафов за проступки работников, в то время как другие нет.

Работа патронажной фирмы осуществляется следующим образом: сначала необходимо заключить устный договор с квалифицированными медсестрами, которые и буду, собственно, выполнять всю работу, сообщить им адрес клиента. После этого медсестра прямо на месте заключает с клиентом договор на предоставление услуг, а после проведения работы получает оговоренную заранее оплату. При этом диспетчер патронажной фирмы в курсе, кто и какое количество часов отработал, а также какой размер оплаты получил. Причем работа патронажной сестры не является одноразовой, часто пациент нуждается в уходе на протяжении одного-двух и более месяцев, в особенности, если речь идет о послеоперационных пациентах.

По сути вся работу сводится к работе диспетчера, к которому, собственно, и обращаются клиенты, которых он в свою очередь передает сотруднику, непосредственно выполняющему работы.

Идеальным вариантом работы патронажной фирмы является работа при крупной поликлинике, больнице с предоставлением их руководителям дополнительного заработка, что обеспечивает своего рода монополию. Ведь в таком случае врачи будут рекомендовать вполне конкретную патронажную фирму.

Что касается уровня оплаты, то, как правило, стоимость одного часа работы патронажной сестры составляет от 13 долларов, сутки работы стоят порядка 40 долларов. Для установления ценовой политики имеет смысл провести анализ цен на услуги, которые установлены в уже функционирующих патронажных фирмах.

Особо важным является заключение с каждым клиентом договора на оказание услуг, который патронажная сестра по прибытии к клиенту на дом должна подписать с клиентом в обязательном порядке. Это позволит избежать возможных недоразумений в том числе и касающихся оплаты услуг.

Для создания стимула к работе сотрудникам рекомендуется устанавливать размер вознаграждения не меньше чем 60% от сумм, оплаченных клиентами.

Спрос на российском рынке патронажных услуг превышает предложение, и он активно развивается. Но при всем при том этот рынок застрял в ранних 90-х. Впрочем, его минусы являются одновременно и его плюсами.

Помните триллер "Сиделка", где представительница этой гуманной профессии всех убивает? Или "Руку, качающую колыбель", где безотказная няня оказывается отчаянным мстителем? Но это кино. В жизни все иначе: спрос на российском рынке патронажных услуг превышает предложение, и он активно развивается. Но при всем при том этот рынок застрял в ранних 90-х. Впрочем, его минусы являются одновременно и его плюсами.

Бесконтактный бизнес

Этот рынок интригует с первого шага. Где еще встретишь такое нежелание идти на контакт? Представители патронажных фирм (например, "Надежда. Медсервис", "Альфа-Престиж") говорили без обиняков: "Нам это неинтересно". Непонятно. "Яндекс" кишит директ-рекламой этих фирм, значит, публичности они вроде бы не должны бояться. Может, просто с СМИ не доводилось иметь дела? "А вдруг вы не корреспондент?" Вот в чем дело. Осторожничают. Из-за этого так и не удалось пообщаться, например, с компанией "МедСервис плюс", интересной тем, что помимо патронажной службы она владеет частным пансионатом для престарелых — говорят, самым успешным из ныне существующих. Поиски их финансового директора продолжались десять дней. Потом он обещал ответить на письмо и поговорить по телефону, еще через день попросил мои прежние статьи для ознакомления, озадачив вопросом: "А вы давно в 'Коммерсанте'?" Наученный опытом общения с прочими компаниями, свои прежние статьи я заблаговременно приложил к письму, о чем и сообщил собеседнику. "Ладно, посмотрю и позвоню". "Но обязательно сегодня, время поджимает!" "А почему такая спешка?" — тотчас насторожился собеседник. И погас, а мне стало ясно — не позвонит. И не позвонил.

Причину такой осторожности объяснила Лидия Дубинина, гендиректор Московской патронажной службы: Желающих заполучить технологии работы, рекламы, бланк договора хватает. Фирмы-однодневки появляются регулярно, мы их отслеживаем через интернет, по объявлениям около больниц и в газетах бесплатных объявлений. Они звонят нам, представляясь клиентами, с одной целью: получить информацию о том, как нужно работать. На стене висит список телефонов — пособие для сотрудников, вычисляющих шпионов.

Одни боятся шпионов, другие — налоговиков.

Многие компании работают "по-черному", иногда они действуют при крупных клиниках, предоставляя неплохой дополнительный заработок их руководителям (и обеспечивая себе тем самым монополию). Характерен пример патронажной службы "Президент", которая как раз работает при одной из таких клиник. О ней мне рассказывали как об элитной, услуги сиделки здесь стоят не 1 тыс. руб., как в среднем по рынку, а 3 тыс. руб. в сутки (бывают и VIP-заказы, когда речь идет о $5 тыс. в месяц). Именно с таким игроком мне и хотелось пообщаться, но посредник сообщил, что "это невозможно". В интернете я "Президента" тоже не нашел. Выводы делайте сами.

Но один из выводов очевиден: если уж представителю прессы не удалось получить подробности, то о качестве услуги чаще всего говорить не приходится. "Гнилое,— как заметил Шекспир,— не терпит прикосновения". Насчет "гнилого" утверждать не берусь, но отсутствие гласности — первый признак отсутствия гарантий.

Исследование патронажного рынка, проведенное недавно агентством Magram Market Research, подтверждает этот вывод.

Марина Семина, руководитель проекта: Мы обзвонили 15 самых известных агентств, и у нас сложилось впечатление, что все они являются лишь "машинами по выкачиванию денег", а судьба человека их не особо волнует, так нам показалось. Например, ни в одной из патронажных служб нам не предложили на выбор несколько сиделок, нужно было всякий раз, если сиделка не подошла, встречаться у метро с новой. Нигде мы не нашли сиделок-мужчин, а это часто необходимо, если нужно, например, переворачивать лежачего больного. Да и вообще, как-то все формально, иногда доходило до "подробности на месте". А уж о том, чтобы выслать договор, и речи не было. Если бы мы искали таким образом сиделок для родственников, не нашли бы. Доверия эти компании не вызывают.

Сегодня на этом рынке немало компаний, которые делают свою работу качественно. Немало и халтурщиков. Их, может быть, даже большинство. Такова общая картина.

Какова же цена вопроса?

В тени статистики

В США доходы служб помощи на дому уже перевалили за $20 млрд в год. Статистика по российскому рынку отсутствует. Есть только экспертные оценки. При подсчетах можно исходить из того, что редкая патронажная служба выполняет в месяц больше 30-40 заказов, на заказ уходит неделя, неделя стоит в среднем $250. Более или менее крупных служб — 15. Значит, на них может приходится $1,8 млн в год максимум. Но вообще только патронажем в Москве занимается около 200 фирм. С учетом этих фирмочек цифру можно смело удвоить — $3,6 млн. И это только на патронаж (мы отталкиваемся от патронажа, потому как это наиболее технологичная услуга). Но в общей доле домашней прислуги патронажные сестры (они же часто исполняют и роль домработниц) составляют, по оценке участников рынка, не более 40%. Еще 50% — няни. В целом рынок, исходя из этих подсчетов, можно оценивать в $10 млн.

Выходит, если патронаж на рынке этих услуг занимает 40%, то объем всего рынка помощи на дому можно оценить в $125 млн. Есть оценки и повыше. Например Татьяна Мельник, исполнительный директор бюро добрых услуг "Августина", считает, что сиделок в Москве — не меньше 50 тыс., а нянь — около 70 тыс. То есть речь идет о сумме гораздо большей, чем $125 млн. Почему же возникает такой разброс — $125 млн и $10 млн? Ответ прост: значительная часть рынка находится в тени.

Спрос на эти услуги постоянно растет — на 20-25% в год. Поскольку всем известных брэндов тут пока нет, то выйти на этот рынок несложно. Новые компании то и дело возникают и то и дело исчезают. А вот известные на рынки службы почти не развиваются и вовсе не жируют. В чем же дело? Многое объясняется исторически сложившимися принципами этого рынка.

Во всем виновата калмычка

Первой на этом рынке в Москве принято считать Московскую патронажную службу, открывшуюся в 1996 году. 30 октября 1996-го в прессе появилась информация об этой патронажной службе, созданной "по образцу нью-йоркских Personal Care Services и Home Care Services".

А предыстория такова.

Лидия Дубинина: В 1996 году руководитель городского комитета по занятости и трудоустройству Валерий Сидоров попытался найти патронажную сестру — и не смог. Ну и сказал по ТВ, что вот хорошо бы создать сеть таких служб — и услуга полезная, и граждан трудоустроить поможет. Потом был объявлен конкурс на создание такой службы. Победило кадровое агентство Christmas. Оно и основало Московскую патронажную службу. От города было небольшое финансирование — в основном для закупки инвалидной техники и средств по уходу за лежачими больными. Дальше выживали самостоятельно, как самоокупаемый проект.

Обычно кадровое агентство ищет кандидата по базе данных и получает за посредничество гонорар в размере месячной зарплаты кандидата. Служба пошла по другому пути: патронажных сестер берет в штат и получает на постоянной основе определенный процент от зарплаты работника (сейчас на рынке от 10% до 50%).

В конце 2003-го Карина Сименцова, занимавшаяся ранее организацией концертов, открыла собственную патронажную службу. Эта идея пришла ей в голову, когда она попробовала найти сиделку в свою семью. А теперь патронажная служба "Екатерина" — довольно успешный проект. Примерно такими же путями пришли на рынок ныне авторитетные компании HELP, "Вельта", ряд других.

Надо сказать, что схемой Московской патронажной службы (патронажные сестры и прочий персонал — в штате, хотя могут при необходимости привлекаться люди и со стороны) сегодня на рынке мало кто пользуется. Подчас не понять, в штате сиделки или это пиар-фантазии очередного директора. Впрочем, из этого вовсе не следует неизбежность низкого качества работ. Если агентство накапливает опыт сотрудничества с теми или иными сиделками, этого часто более чем достаточно.

На сегодняшнем рынке часто выстраиваются комбинированные схемы. Клиент заключает с фирмой договор, по которому она принимает на себя определенные гарантии (например, менять персонал в случае несовместимости), но передает заказ проверенному персоналу — этаким постоянным, как штатники, внештатникам, которым фирма доверяет.

Агентская схема получается более дешевой. Например, в Московской патронажной службе сутки стоят 2,5 тыс. руб. против 1 тыс. руб. в среднем по рынку. Правда, в эти 2,5 тыс., как говорит Лидия Дубинина, "все включено", тогда как при агентской схеме за каждую дополнительную услугу приходится доплачивать. Если персонал вне штата, то налоги на доходы сиделок остаются их личным делом, а фирма получает только гонорар за счастливую (или не очень) находку. Да и какой смысл держать штат, если все равно многие сиделки потом начинают работать с клиентом напрямую?

Разговор о персонале неизбежно переходит к сетованиям насчет пресловутых "калмычек", которые "почему-то всегда приезжают и живут по четырнадцать человек". "Калмычка" — это, конечно, фигура речи, часто такими "калмычками" в устах солидных бизнесменов от патронажа выступают калмычки, украинки или узбечки. По словам представителей фирм, эти "неорганизованные элементы" сильно подрывают рынок. Если согласная на все, демпингующая нянечка с Украины готова работать за $400 в месяц плюс проживание, то "разумные цены" в цивилизованном секторе рынка просто невозможны. Речь идет, понятно, о высоких ценах, хотя, как утверждают, за высококачественные услуги. Но клиент "пока не созрел" и часто гоняется за дешевизной в ущерб качеству. При этом, как правило, не без пафоса рассказывают про богатеев, которые готовы тратить тысячи долларов на казино и разгульную жизнь, но считают, что 1000 руб. в сутки для нянечки для его ребенка — это чересчур.

В этих условиях зачисление сиделок и нянечек в штат — занятие, как принято считать, неоправданное.

Однако именно это и мешает брэндированию, а значит, и росту бизнеса патронажных служб. На рынке регулярно появляются десятки новых фирм-однодневок (самый сезон — весна и осень), отличить которые от фирм солидных очень трудно, а то и просто невозможно. А ведь именно с однодневками обычно и связаны неприятные инциденты. Либо с клиентов деньги соберут, а выполнение заказа не обеспечат, либо сиделок обманут. Именно такие фирмы, кстати, и расплачиваются с сиделками на станциях метро. Но чаще не расплачиваются.

Так можно ли сделать этот бизнес более успешным? Есть ли здесь предпосылки для развития? Или этот рынок обречен на шаткость и непрозрачность?

Болезни недороста

Елена Федорцова, исполнительный директор патронажной службы "Индмедиа": Я — профессиональный проджект-менеджер, но пока, в нынешних условиях, когда эти услуги не покрываются медицинской страховкой, не вижу здесь сколь-нибудь значительных реальных перспектив. А клиенты не готовы платить больше. Мысль о том, что уход за родственником может стоить дорого, пока не становится популярней, хотя, по идее, благосостояние растет. Но платить много принято, например, за обучение сына в колледже, а патронаж пока рассматривают как обузу. Я не пессимист, но на вещи нужно смотреть объективно.

Алла Аверина, гендиректор агентства "Престиж": Жалобы на эти службы понятны: наша работа заключается в постоянном контакте с людьми. На протяжении длительного времени я работала в Московской лицензионной палате, курировала кадровые агентства по подбору домашнего персонала, поэтому знакома со всеми аспектами таких жалоб. Отношение клиентов к домашнему персоналу зачастую остается преувеличенно подозрительным. Могут и колечко в ванной серебряное оставить, и десять рублей под ковром спрятать — проверить на порядочность, а заодно и качество уборки. Такое отношение к домашнему персоналу сложилось из-за того, что зачастую персонал подбирают по газетам, соседкам и т. п., а не через профессиональные агентства. В таких условиях как развиваться?

А еще специфический менталитет. Например, известный адвокат настойчиво склонял сиделку работать в обход фирмы, аргументированно ей доказывая, что и она в этом случае 200 руб. выиграет, и он — 300. К фирмам уважения особого нет.

А заслуживают они уважения?

Григорий Трусов, гендиректор маркетинговой компании"Контакт-Эксперт": А зачем платить больше, если качество одинаковое? Хотите доказать, что качество именно у вас лучше,— доказывайте, создавайте себе имя, вкладывайтесь в рекламу, пиар, стандартизацию своих услуг. Если есть за что, платить будут больше, так было на всех рынках, так будет и здесь. Другое дело, что без существенных затрат развития не будет. Конечно, нужно не сидеть сложа руки, как это еще наблюдается, а искать инвесторов, которые готовы, может быть, даже подождать несколько лет, чтобы получить значительную долю рынка, достоинством которого является прежде всего стабильность.

Собственно, о правоте Григория Трусова свидетельствуют даже те несколько офисов, где мне удалось побывать. Это не офисы даже, а какие-то подсобки. Несолидно.

Татьяна Мельник: Этот бизнес может быть очень выгодным. Тот, кто первым начнет наступление, легко опрокинет тех, кто топчется на месте. Тот, кто не пожалеет средств на правильную, целевую рекламу и повышение качества услуг с гарантией, тот имеет шанс стать самым успешным в этом бизнесе.

Валерий Евлампиев, замдиректора "Пансионата для пожилых людей": Проблема в том, что создатели таких фирм — бывшие врачи, кадровики и те, кто создал фирму после того, как приобрел опыт поиска персонал для своей семьи,— смотрят на вещи приземленно, погрязли в текучке, не видят горизонтов. При наличии начальных инвестиций — например, $500 тыс.— можно легко взять значительную долю рынка и отбить инвестиции года через три. В такой службе наряду с внештатниками обязательно должны быть и штатные сотрудники — для клиента это может быть очень важно психологически.

И впрямь, о каком бизнесе можно говорить, если гендиректором одной из крупнейших патронажных компаний является практикующий хирург, который бывает на работе лишь по четвергам после обеда?

Марина Семина: Как мне кажется, развитие должно идти именно по вектору "качество плюс реклама". Пока же этот рынок мутноват, и это плохо. Хорошо то, что этот рынок находится в самом начале пути. Западный опыт доказал, что этот бизнес может быть успешным, Россия не станет исключением.

Дома заходящего солнца

Марина Семина, однако, не учитывает, что в США, как и во многих других странах, эти услуги оплачиваются частично государством, частично из пенсионных фондов, частично благотворительными организациями, частично страховыми компаниями. Но российское государство компенсировать часть затрат хотя бы отдельным категориям населения (например, ветеранам войны) не спешит, хотя патронажные компании не раз обращались с предложениями в федеральные и местные органы власти. Чиновники говорят: государство и так финансирует центры социального обслуживания. Всем, разумеется, известно, что сиделками соцработники не работают. Оплатить счет за квартиру, сделать укольчик — всегда пожалуйста, но не более того. Ветеран войны зачастую не в состоянии оплатить услуги сиделки, а государство на эти цели пока не выделяет денег. Бизнес ставит вопрос о солидарной работе патронажных компаний и государства. Чиновники пока не реагируют.

Все прочие источники компенсации затрат потребителей услуг (те же страховщики) пока тоже не торопятся принять участие в этой работе. Возможно, дело сдвинется с мертвой точки, если патронажные компании научатся грамотно лоббировать свои интересы. Сдвиги есть.

В ноябре 2003 года крупные агентства по подбору домашнего персонала объединились в Ассоциацию кадровых агентств по подбору домашнего персонала (АКАПДП), цель которой — не только лоббировать интересы рынка, но и улучшать работу агентств, повышать качество услуг. Его президентом стала Алла Аверина: С отменой лицензирования появилось множество фирм-однодневок, цель которых — просто быстро заработать. Значит, нужна сертификация агентств, этим наша ассоциация и занимается. Впрочем, пока в ассоциации всего шесть членов.

По мнению ряда экспертов, развитию рынка будут способствовать и игроки со смежных рынков. Например, патронажем собираются заняться некоторые фирмы, ранее занимавшиеся исключительно подбором персонала для медицинских компаний.

Георгий Куц, гендиректор компании "Медик": Вот уже несколько месяцев мы ведем кропотливый отбор персонала в столичных районах. Стартуем ближе к осени, когда в каждом районе Москвы у нас будет штат сиделок, и не думаю, что столкнемся с агрессивным сопротивлением конкурентов — город будет сдан без боя.

Ну, и напоследок отметим еще одно потенциально интересное для инвестиций направлений — частные дома для престарелых. За рубежом это огромный бизнес, в хорошие дома для престарелых очередь на много лет вперед: многие предпочитают в старости жить под присмотром квалифицированного персонала (в том числе медицинского), нормально питаясь и отдыхая. У нас, впрочем, считается, что частные дома для престарелых — это как-то не по-нашему. Речь идет об исторически сложившемся негативном ореоле вокруг домов престарелых, об отрицательном отношении к тем, кто "сдает" стариков-родителей в приют. Сломать эти стереотипы можно, если выстроить бизнес, предлагающий высококачественные услуги. А доходы этот бизнес сулит немалые, судя по западному опыту.

В России уже есть три подобных проекта, однако обобщения делать рано. Например, "Пансионат для пожилых людей", по словам Валерия Евлампиева, мог бы предложить и более качественные услуги, но маловато средств для развития. Хотя ни один из 15 номеров никогда не пустует, да и все инвестиции давно окупились. Второй проект — пансионат "Никольский парк" на 73 места, который был открыт на деньги мэрии Москвы в конце прошлого года. И это тоже не благотворительность, а настоящий бизнес. А насчет пансиона "МедСервис плюс" известно пока лишь, что он существует.

Пояснить причины задержки, равно как и поделиться подробностями проекта в "СоцПенсионИнвесте" отказались. "Мы в такой информации не заинтересованы" — это уже знакомый стиль.

Джамиля Сахабутдинова

Помочь в уходе за своим отцом она просила знакомых и родственников. Но целиком положиться на эту помощь не могла. Любой из родственников мог отказать в самый неподходящий момент, сославшись на личные проблемы. Обращения в специализированные службы тоже не приносили долгосрочного результата. На тот момент – в начале 2000-х годов - подобных услуг на рынке в Москве предлагалось довольно много. Но это были не патронажные службы в полном смысле слова, а, как правило, агентства по подбору персонала, многие из которых работали полулегально. Они направляли клиентам сиделок, профессиональный уровень которых никто не проверял и чью работу никто не контролировал.

За первые 3 месяца работы в проект вложили около 500 000 рублей. Эти средства понадобились на аренду офиса, рекламу, установку системы телефонии, а также на автоматизацию бизнес-процессов. Выйти на окупаемость получилось примерно через полтора года. Джамиля Сахабутдинова считает, что этот период мог быть гораздо короче, если бы не допущенные тогда ошибки.

Основная сложность на начальном этапе была связана с рекламой. Основатели патронажной службы долго не могли найти толковых специалистов по продвижению своего сайта. По рекомендации знакомых они обратились к специалистам, имевшим успешный опыт в этом вопросе. Но результата это сотрудничество не принесло.

Социальная поддержка

Джамиля Сахабутдинова утверждает, что их учебный центр для сиделок – единственный в России, созданный по инициативе частной патронажной службы. И его появление – это вынужденная и необходимая мера. Сначала основатели компании долго искали на рынке услуги по обучению сиделок, чтобы не приходилось самим тратить время и силы на обучение новых сотрудников. Но попытки найти нужные методики обучения и преподавателей ни к чему не привели.

Центр постоянно пополняется новинками, связанными с уходом за пациентами – например, специальными кроватями с подвижными элементами. Персонал службы учится работать с ними, так как они есть у многих их пациентов.

В патронажную службу принимают сиделок в возрасте до 60 лет. Если кандидат не может выполнять тяжелую физическую работу, ухаживая за лежачими больными, ему подыскивают другие заказы. Например, когда требуется накормить пациентов или проконтролировать приём лекарств.

Социальная поддержка

Основные личностные качества сиделки, по словам Джамили – отзывчивость и эмпатия. Эти качества выявляются как с помощью тестов на собеседовании, так и в процессе обучения.

При обработке каждого поступающего заказа менеджер патронажной службы ищет по базе незанятого на данный момент сотрудника нужной специализации. Сиделка выходит к пациенту и отрабатывает у него 1 день. Только после этого, если заказчик доволен работой, с ним заключают договор.


Каждая сиделка работает только по своей специализации. К примеру, сиделка, которая оказывает услуги по уходу за больным после инсульта, никогда не будет направлена к больному с переломом шейки бедра.

На капельницы и другие медицинские манипуляции выезжают медсёстры. Только они, а не сиделки, имеют право оказывать медпомощь. Также в штате компании есть персонал без медлицензии, который обучен делать лечебно-профилактические процедуры. К ним относятся массаж, лечебная гимнастика и т.д.

Сотрудники службы могут работать не только на дому, но и в больницах. В этих случаях от них требуется гигиеническое обслуживание больного и его кормление. Услуги сиделки в больнице стоят 1500 рублей за 12 часов. Это может быть как дневное, так и ночное дежурство.

Джамиля Сахабутдинова и Николай Кульков

Тарифы компании не менялись с 2013 года. Это объясняется тем, что более серьёзные суммы готовы платить далеко не все. Тем не менее, в ближайшие месяцы компания планирует пересмотреть свой прайс-лист в сторону увеличения. И это вызвано объективными причинами – инфляцией, ростом цен и увеличением размера прожиточного минимума.

Социальная поддержка

Джамиля Сахабутдинова

Также в ближайших планах – расширение по всей Московской области. Сейчас оттуда поступает большое количество заявок на услуги сиделок, но в штате службы - преимущественно жители Москвы. Из-за больших расстояний им неудобно добираться до клиентов, живущих в Подмосковье. Открытие филиала в Московской области позволит решить эту проблему.

Патронажная служба как бизнес с огромным будущим

По прогнозам Росстата, в 2031 году в России почти треть населения (28,7 % или 42,3 млн человек) будут составлять люди преклонного возраста. Это значит, что миллионам нашим граждан потребуется социально-медицинский уход, который осуществляет патронажная служба.

Конечно, государство ни в организационном, ни в финансовом плане не в состоянии справится с такой нагрузкой. Тем более что патронаж нужен не только старым и немощным, но и инвалидам всех возрастов, и взрослым людям, нуждающимся в длительной реабилитации после болезней, операций или травм, после которой они смогут вернуться к полноценной самостоятельной жизни. Кроме того, патронаж включает не только медицинскую, но и социальную, психологическую, бытовую и иные виды помощи. Такой всесторонний подход существенно повышает качество жизни не только пациента, но и его родных.

Российский рынок патронажа, осуществляемого негосударственными компаниями, растет на 20–30 % в год. К 2025 году эксперты ожидают его трехкратного увеличения. В ближайшее время частные агентства патронажа станут таким же привычным явлением, как и частные медицинские клиники.

Лучше всего рынок патронажных услуг развит, конечно, в столицах, а также в нескольких крупных городах центральной части России. В регионах – поле непаханое. Всё только начинается! Действующие в этой сфере предприниматели уверенно говорят, что места много и можно смело начинать.

Стандартная схема работы патронажного агентства примерно такова:

- прием заявок от сиделок и клиентов по всем возможным каналам связи;

- подбор специалиста для обслуживания конкретного заказа;

- подбор оборудования и расходных материалов;

- заключение договора/оплата услуг;

- организация живой или онлайновой консультации терапевта и/или узких специалистов;

- составление графика работы сиделки.

Часто патронажная служба предоставляет дополнительные услуги, в частности перевозку лежачих больных, монтаж в квартире видеонаблюдения и кнопки вызова, а также оборудование ее поручнями, организацию дистанционного мониторинга состояния подопечного, услуги парикмахера, мастера маникюра и педикюра для пожилых и т. д.

В 2018 году Министерство труда и социального развития утвердило профессиональный стандарт помощников по уходу, поэтому все сиделки перед выходом на работу обязаны окончить обучающие курсы и получить сертификат, без которого они не имеют права заниматься этой деятельностью. А компания, оказывающая услуги патронажа, должна иметь медицинскую лицензию.

Организовывая свое дело в 2019 году, Евгений Глаголев ориентировался на принципы голландской фирмы Buurtzorg, которая считается одним из мировых лидеров в этой сфере:

- Основа успешной работы патронажной службы – это отношения с пациентом и его близкими.

- Фокус на реабилитационном потенциале больного, а не на его диагнозах.

- Выдача предложений, а не предписаний. Сотрудники службы стремятся научить больного и его близких самостоятельно справляться со всем, с чем они могут справляться.

- Многодисциплинарный подход и целостное отношение к человеку (забота не только о его физиологических потребностях).

Голландские специалисты хорошо понимают, что люди, как бы тяжело они ни болели, хотят сохранять максимально возможную в их положении самостоятельность, а также иметь как можно более высокое качество жизни, в том числе минимальную социальную активность. Сотрудникам Buurtzorg удается найти подход к каждому больному, и их пациенты довольны уровнем обслуживания, а сиделки и медсестры, видя результаты своей работы, удовлетворены ею и в меньшей степени подвержены эмоциональному выгоранию.

Знакомясь с новым подопечным, сотрудники Buurtzorg пьют с ним кофе. Позже, поняв, какие отношения у больного и его родственников, медработники иногда помогают найти им общий язык и подсказывают, как находится рядом во время болезни. Такой истинно гуманистический подход, безусловно, является образцом для всех действующих и создаваемых патронажных служб мира.

Уникальное дело

Патронажный уход – это уникальное в своем роде дело, которое позволяет не только зарабатывать деньги, но и помогать конкретным людям и приносить пользу обществу, создавая рабочие места и решая важнейшие социальные задачи.

Читайте также: