Как открыть нотариальную контору в украине

Обновлено: 16.05.2024

Нотариат в Украине: основы и система нотариата согласно закону о нотариате, нотариальные действия

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое нотариат

Нотариат в Украине - это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия, предусмотренные настоящим Законом, с целью предоставления им юридической достоверности.

Совершение нотариальных действий в Украине возлагается на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах (государственные нотариусы) или занимаются частной нотариальной деятельностью (частные нотариусы).

В населенных пунктах, где нет нотариусов, нотариальные действия, предусмотренные законом, совершаются уполномоченными на это должностными лицами органов местного самоуправления.

Совершение нотариальных действий за границей возлагается на консульские учреждения Украины, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - на дипломатические представительства Украины.

Нотариус - это уполномоченное государством физическое лицо, которое осуществляет нотариальную деятельность в государственной нотариальной конторе, государственном нотариальном архиве или независимую профессиональную нотариальную деятельность, в частности удостоверяет права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершает другие нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью предоставления им юридической достоверности.

Нотариусом может быть гражданин Украины, который имеет полное высшее юридическое образование, владеет государственным языком, имеет стаж работы в сфере права не менее шести лет, из них помощником нотариуса или консультантом государственной нотариальной конторы - не менее трех лет, сдавший квалификационный экзамен и получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Не может быть нотариусом лицо, имеющее судимость, ограниченное в дееспособности или признанное недееспособным по решению суда.

Нотариус не может заниматься предпринимательской, адвокатской деятельностью, быть учредителем адвокатских объединений, находиться на государственной службе или службе в органах местного самоуправления, в штате других юридических лиц, а также выполнять другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Нотариальные действия

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов;

6) выдают свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись;

7) проводят опись имущества физического лица, признанного безвестно отсутствующим или место пребывания которого неизвестно;

9) накладывают запрет на отчуждение недвижимого имущества (имущественных прав на недвижимое имущество), которое подлежит государственной регистрации;

9-1) накладывают запрет на отчуждение денежных сумм, которые будут зачислены заявителем требования, определенным в соответствии с части четвертой статьи 65-2 Закона Украины "Об акционерных обществах", на счет условного хранения (эскроу), открытый в соответствии с указанным законом;

Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления

В сельских населенных пунктах уполномоченные на это должностные лица органа местного самоуправления совершают следующие нотариальные действия:

7) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов.

Действия, предусмотренные пунктами 6 и 7 совершают уполномоченные должностные лица органа местного самоуправления, имеющие высшее юридическое образование, опыт работы в области права не менее трех лет, прошедшие в течение года стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, завершившие обучение по работе с едиными государственными реестрами, функционирующими в системе Министерства юстиции Украины, и сдавшие экзамен по наследственному праву в порядке, установленном Министерством юстиции Украины.

Контроль за организацией нотариальной деятельности уполномоченных на это должностных лиц органов местного самоуправления, соблюдением ими порядка совершения нотариальных действий и соблюдением правил нотариального делопроизводства осуществляется Министерством юстиции Украины.

Указанные должностные лица органов местного самоуправления не имеют права на оформление документов, предназначенных для использования за пределами государственной границы.

Нотариальные действия, совершаемые консульскими учреждениями Украины

1) удостоверяют сделки (договоры, завещания, доверенности и т.п.), кроме ипотечных договоров, соглашений об отчуждении и залоге жилых домов, квартир, дач, садовых домов, гаражей, земельных участков, другого недвижимого имущества, находящегося в Украине;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в совместном имуществе супругов в случае смерти одного из супругов;

Законодательством Украины могут быть предусмотрены и иные действия, которые совершаются консульскими учреждениями Украины.

Завещания (кроме секретных) и доверенности, приравниваемые к нотариально удостоверенным

1) завещания лиц, находящихся на лечении в больнице, госпитале, другом стационарном учреждении здравоохранения, а также лиц, проживающих в домах престарелых и лиц с инвалидностью, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей, других стационарных учреждений здравоохранения, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для пожилых людей и лиц с инвалидностью;

2) завещания лиц, находящихся во время плавания на морских, речных судах, которые ходят под флагом Украины, удостоверенные капитанами этих судов;

3) завещания лиц, находящихся в поисковых или других экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;

4) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных

заведений, где нет нотариусов или должностных лиц органов местного самоуправления, совершающих нотариальные действия, также завещания работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений;

5) завещания лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний, удостоверенные начальниками таких учреждений;

6) завещания лиц, содержащихся в следственных изоляторах, удостоверенные начальниками следственных изоляторов.

1) доверенности военнослужащих и других лиц, которые находятся на лечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками этих учреждений, их заместителями по медицинской части, старшими или дежурными врачами;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинской части, соединения, учреждения, военно-учебных заведений, где нет нотариуса или должностных лиц органов местного самоуправления, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений, учреждений или военно-учебных заведений;

3) доверенности лиц, содержащихся в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах, удостоверенные начальниками таких учреждений или следственных изоляторов;

4) доверенности лиц, проживающих в населенных пунктах, где нет нотариусов, удостоверенные уполномоченным на это должностным лицом органа местного самоуправления, кроме доверенностей на право распоряжения недвижимым имуществом, доверенности на управление и распоряжение корпоративными правами и доверенностей на пользование и распоряжение транспортными средствами.

Должностные лица, удостоверившие завещание, обязаны немедленно передать по одному из удостоверенных ими завещаний в государственный нотариальный архив по месту жительства завещателя.

Капитаны морских судов обязаны передать по одному экземпляру удостоверенных ими завещаний капитану морского порта или консулу Украины в иностранном порту для последующей отправки их в государственный нотариальный архив по месту жительства завещателя.

Государственный нотариус государственного нотариального архива обязан проверить законность завещания, поступившего на хранение, и оставить у себя полученный им экземпляр завещания с уведомлением об этом завещателя и должностного лица, заверившего завещание. В случае установления несоответствия завещания закону государственный нотариус государственного нотариального архива сообщает об этом завещателю и должностному лицу, заверившему завещание.

В случае если завещатель не имел места жительства в Украине или место жительства завещателя неизвестно, завещание направляется в Киевский государственный нотариальный архив.

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

Как стать нотариусом в Донецкой Народной Республике

Как стать нотариусом в Донецкой Народной Республике

Порядок прохождения стажировки определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции.

Приказом Минюста ДНР от 27.03.2018 № 138 утвержден Порядок прохождения стажировки у нотариуса Донецкой Народной Республики (далее – Порядок) с изменениями и дополнениями от 22.06.2018 № 326.

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, Министерством юстиции Донецкой Народной Республики ежегодно определяется количество стажеров нотариуса и назначаются руководители стажировки.

Стажировка проводится в целях подготовки лица, претендующего на приобретение статуса нотариуса в Донецкой Народной Республике, к сдаче квалификационного экзамена

Стажировка проводится в течение одного года в государственной нотариальной конторе, в которой работает нотариус. Срок стажировки может быть сокращен, если лицо, претендующее на приобретение статуса нотариуса, имеет стаж работы в сфере нотариата:

  • не менее 3 лет – 6 месяцев;
  • не менее 5 лет – 3 месяца.

К стажу работы в сфере нотариата относится период работы на должностях нотариуса, помощника нотариуса, консультанта государственной нотариальной конторы, а также работа в органах юстиции, связанная с организацией и контролем нотариальной деятельности, квалификационного уровня не ниже ведущего специалиста.

На 2018 год Министерством юстиции Донецкой Народной Республики еще не определено количество стажеров, а также кандидатуры руководителей стажировки

  1. Копия резюме;
  2. Копия документа удостоверяющего личность;
  3. Копия справки о присвоении регистрационного номера плательщика налогов;
  4. Копию документа, подтверждающего стаж работы в сфере права.

После определения количества должностей стажеров нотариуса, документы претендентов будут рассмотрены, о чем они будут извещены дополнительно.

В случае если число лиц, претендующих на должность стажера нотариуса и по которым принято решение об их соответствии установленным требованиям, превышает количество утвержденных вакантных должностей, Министерство юстиции Донецкой Народной Республики принимает решение о проведении конкурса с целью выявления наиболее подготовленных лиц.

Информация о дате и времени проведения конкурса, а также информация о лицах, допущенных к конкурсу, размещается на официальном сайте Министерства юстиции Донецкой народной Республики.

Конкурс проводится в форме тестирования. Порядок проведения экзамена и перечень вопросов, включаемых в тесты, утверждаются Министерством юстиции Донецкой Народной Республики.

В течение пяти рабочих дней со дня сдачи экзамена на информационных стендах в помещении Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, а также на его официальном сайте размещается информация о лицах, зачисленных стажерами нотариуса.

Приказ о назначении на должность стажера нотариуса издается Министерством юстиции Донецкой Народной Республики.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня проведения конкурса Министерство юстиции Донецкой Народной Республики своим приказом закрепляет за каждым стажером нотариуса руководителя стажировки и заключает договор о прохождении стажировки.

Руководитель стажировки обязан провести стажировку в течение срока, установленного приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики.

По окончании срока стажировки, руководитель стажировки обязан составить заключение о прохождении стажировки лицом, претендующим на приобретение статуса нотариуса Донецкой Народной Республики.

Лица, успешно прошедшие стажировку, допускаются к сдаче квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится Квалификационной комиссией (далее — КК), образуемой при Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.

Порядок проведения квалификационного экзамена для определения уровня профессиональной подготовки лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса в Донецкой Народной Республике утвержден приказом Министерства юстиции Донецкой Народной Республики от 19.03.2018 № 123.

Квалификационный экзамен проводится КК в зависимости от наличия лиц, прошедших стажировку и вакантных должностей, но не реже 1 раза в год.

Уведомление о проведении заседания КК размещается на официальном сайте Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, а также на информационном стенде в помещении Министерства юстиции Донецкой Народной Республики, не позднее, чем за месяц до дня проведения квалификационного экзамена.

Сдача квалификационного экзамена осуществляется в виде тестирования в письменной форме.

На выполнение письменной работы отводится не более трех часов.

После окончания квалификационного экзамена в течение 10 дней КК оглашает результаты его проведения (количество полученных баллов каждым лицом, принимавшим участие в тестировании), а также фамилии, имена и отчества лиц, которые могут быть допущены к осуществлению нотариальной деятельности.

Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной сдаче экзамена не ранее чем через один год. Для сдачи квалификационного экзамена повторно дополнительная стажировка не требуется.

По результатам сдачи квалификационного экзамена КК принимает решение о допуске претендента к осуществлению нотариальной деятельности или об отказе в допуске к осуществлению нотариальной деятельности.

О принятом квалификационной комиссией решении Министерство юстиции Донецкой Народной Республики в течение пяти рабочих дней уведомляет претендента, в отношении которого оно принято и выдает ему выписку из протокола заседания КК. Уведомление вручается под роспись лицу, в отношении которого оно принято, либо направляется заказной почтой с уведомлением о вручении.

Решения КК могут быть обжалованы в судебном порядке, в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Решение КК о допуске лица к осуществлению нотариальной деятельности является основанием для издания приказа Министерством юстиции Донецкой Народной Республики о его назначении на должность нотариуса. Копия приказа вручается под роспись лицу, в отношении которого издан приказ.

Не для кого не секрет, что работать нотариусом очень престижно и прибыльно. По сути, нотариусы всего-то заверяют своей подписью и печатью различные документы. С одной стороны, ничего сложного. Но с другой, для того, чтобы понимать какую и где печать можно ставить, а где нельзя, необходимы довольно серьезные знания.

Профессия нотариуса также связана со множеством рисков, ведь заверив неправильно оформленные или еще хуже, фальшивые документы, специалист может навлечь на себя нешуточные проблемы с законом. Для того, чтобы стать нотариусом, мало просто иметь диплом о высшем юридическом образовании. Необходимо обладать глубокими знаниями о современном законодательстве, уметь оперативно отлеживать любые изменения в нём и грамотно применять всё это на практике.

Нотариальный бизнес

Формально нотариальный бизнес не относится к предпринимательской деятельности. Однако, если вы хоть раз пользовались услугами нотариусов, то знаете, что это довольно недешево. А количество клиентов, желающих воспользоваться данными услугами весьма велико. Поэтому желание человека с юридическим образованием открыть свою нотариальную контору вполне понятно – это солидно, востребовано и прибыльно. Что же нужно для того, чтобы открыть собственную нотариальную контору?

Пройти стажировку

Стать нотариусом может только человек с высшим юридическим образованием. Если у вас такового не имеется – то для начала необходимо потратить несколько лет своей жизни на получение соответствующего диплома. Но и одного только диплома мало. Чтобы стать нотариусом, необходимо пройти годичную стажировку в одной из действующих нотариальных контор. Если ранее вы уже работали по специальности (юристом), то срок стажировки вам может быть уменьшен до полугода.

Можно, конечно, пойти и другим путем – попытаться попасть на стажировку в нотариальные конторы, которые сами ищут стажеров. Однако, скорее всего, вам придется стажироваться абсолютно бесплатно.

Получить лицензию

После прохождения стажировки вам предстоит испытание квалификационным экзаменом. Проходит такой экзамен в местном органе юстиции. Если экзамен не был сдан с первого раза, то повторная сдача может быть проведена только лишь через год (дается время на то, чтобы набраться больше теоретических и практических знаний).

В случае, если вы уверены в том, что вас оценили несправедливо, можно подать заявление на пересмотр ваших экзаменационных результатов, однако, как показывает практика, огромный процент таких заявлений получают отказы. При успешной сдаче экзамена, вы получаете лицензию, которая подтверждает ваше право осуществлять нотариальные операции.

Получить разрешение на открытие нотариальной конторы

И еще один немаловажный момент. В случае, если вы получили лицензию, но по каким-то причинам так и не начали заниматься нотариальной деятельностью в течение трех лет, то вас ждет повторная сдача квалификационного экзамена (если вы всё-таки захотите открыть нотариальную контору).

Выбрать помещение и месторасположение

Если все необходимые разрешения успешно получены, можно приступать к активному поиску помещения для нотариальной конторы. Как и в большинстве видов бизнеса, здесь очень большую роль будет играть место расположения конторы. Это не обязательно должен быть центр города, но обязательно должно быть место, которое находится на виду у людей.

Положительную роль могут сыграть и другие предприятия, расположенные рядом. Старайтесь выбирать место для нотариальной конторы не рядом с забегаловкой, а рядом с другими юридическими организациями, фирмами по продаже недвижимости, фирмами по переводу текстов и документов, адвокатскими конторами, и другими компаниями, клиентам которых могут понадобиться услуги нотариуса.

Для нотариальной конторы не требуется большого помещения. В связи с этим, эксперты рекомендуют сразу же приобретать помещение в собственность. Помещение стоит разбить на две части – приемная для клиентов и непосредственно кабинет нотариуса. Понадобится мебель, оргтехника, и обязательно, сейфы. Доступ к интернету и телефония – это само собой разумеющееся.

Важный момент в открытии нотариальной конторы – это размещение стенда с необходимой информацией для клиентов. На стенде должен иметься текст действующего закона о нотариате, тарифы на совершаемые нотариальные действия, список льготников и тарифы для них, данные нотариуса, график работы конторы и её адрес.

Как открыть нотариальную контору

Операции, осуществляемые нотариальными конторами

В целом, работа нотариуса заключается в том, чтобы удостоверять и заверять документы. Но вариантов нотариальных действий очень много. И чем более полный перечень услуг может предложить нотариус, чем более квалифицированным он будет считаться. Среди основных совершаемых нотариусом действий можно выделить следующие:

  • Удостоверение сделок.
  • Засвидетельствование подлинности подписи на документах.
  • Засвидетельствование правильности перевода документов с одного языка на другой.
  • Составление договора займа денежных средств.
  • Составление брачного договора, договора об уплате алиментов.
  • Составление договора купли-продажи или дарения.
  • Заверение подлинности копии документов.
  • Составление и заверение завещаний.
  • Удостоверение доверенностей разных типов: на пользование имуществом, на сдачу имущества в аренду, на управление автомобилем и т.д.
  • Оформление прав наследства.
  • И многие другие.

Также нотариусы могут совершать исполнительные надписи, принимать документы и ценные бумаги на хранение, обеспечивать доказательства, удостоверять различные сведения и факты о гражданах.

Сколько стоит открыть нотариальную контору

Если вы попытаетесь рассчитать стоимость открытия нотариального бизнеса с учетом стажировки и получения лицензий/разрешений, то вряд ли вы сможете получить более менее внятную цифру. Во-первых, возможно, вам придется проходить годичную стажировку абсолютно бесплатно (то есть, по сути, вы будете работать, но вам за это ничего платить не будут). Устроиться на оплачиваемую стажировку – это удача, которая благосклонна не ко всем.

Однако, даже если посчитать все расходы на аренду помещения, покупку оргтехники и мебели, рекламу, заработную плату сотрудникам и прочее по минимуму, то получается цифра никак не меньше 5-10 тысяч долларов.

Вопросы принятия и оформления наследства имеют много подводных камней. Часто наши клиенты, которые находятся в РФ и не могут приехать в Украину, задают такие вопросы: Как вступить в наследство иностранцу в Украине? Возможно ли вступление в наследство по доверенности в Украине? Сколько стоит вступить в наследство в Украине? Какой налог на наследство в Украине для нерезидентов и иностранцев? Как происходит вступление в наследство в Украине гражданином России? Как принять наследство в Украине для граждан России? И много, много других подобных вопросов.

Эта статья направлена на то, чтобы ответить на эти вопросы и дать вводные инструкции по пордяку вступления (принятия) наследства в Украине.

Процедура принятия (вступления в) наследства может значительно затруднится, если наследодатель последние свои дни жил за пределами Украины, или наследником является нерезидент Украины.

Поэтому, нижеописанная процедура подходит как для иностранцев, так и для украинских граждан, которые постоянно находятся заграницей, т.е. являются нерезидентами.

Что же делать, чтобы унаследовать недвижимое имущество, находящееся в Украине?

В соответствии со ст. 71 Закона Украины "О международном частном праве" наследование недвижимого имущества, которое находится в Украине, регулируется правом Украины. Это означает, что для наследования недвижимого имущества, необходимо пройти процедуру, предусмотренную законодательством Украины, и не имеет значения, где составлено завещание или где последний раз проживал и умер наследодатель (есть некоторые исключения, но мы их рассмотрим в другой статье).

В целом, согласно украинскому законодательству нет различия в порядке наследования гражданами Украины и гражданами других государств или нерезидентами. Различия есть только в размере налога, который необходимо оплатить за наследуемое имущество.

Поэтому, как иностранным гражданам, так и гражданам Украины, законодатель предоставил срок в 6 месяцев для вступления в наследство.

Что означает "вступление в наследство"?

Это, условно назовем, согласие наследника принять наследство, которое выражается путем подачи нотариусу письменного заявления о принятии наследства.

Обратите внимание, что до истечения 6-ти месячного срока со смерти наследодателя необходимо подать только заявление о принятии наследства. Вопрос по оформлению права собственности на наследственное имущество в течение этого периода не решается.

Обобщая вышесказанное, можем разделить процесс наследования на два этапа: первый - принятие наследства, второй - оформление права собственности на наследственное имущество. По первому этапу законом четко установлены временные рамки в шесть месяцев, по второму этапу – для оформления наследства, наследник не ограничен во времени.

Если же нет возможности приехать в Украину для вступления в наследство, что делать?

К счастью, в этом случае сможет помочь доверенное лицо (представитель), который находится в Украине и действует на основании полученной от наследника доверенности. А можно все документы оформить с помощью наших адвокатов по наследству в Украине. Мы все вопросы согласуем с нотариусом в Украине, отправим Вам образцы документов, которые нужно оформить, подробно объясним что и как нужно сделать. Обращайтесь!

Так, с чего же начать?

Начать стоит с выбора нотариуса. Нужно выбирать нотариуса по месту нахождения наследственного имущества (или основной его части) или по месту последнего проживания умершего. Это может быть как государственный, так и частный нотариус. Наши юристы (адвокаты) по наследству, уже на этом этапе, может значительно помочь с выбором, предварительно переговорив с нотариусом и согласовав будущие процедурные моменты. Ведь не все нотариусы хотят заниматься наследственными делами с участием нерезидентов, у каждого нотариуса свои порядки работы и цены на услуги.

Как происходит вступление (принятия) в наследство по доверенности (пошагово)?

Этап первый - открытие наследственного дела.

Оформление доверенности наследником в стране его пребывания на доверенное лицо (представителя), которое находится в Украине.

Для того, чтобы доверенное лицо могло представлять интересы наследника, ему необходимо иметь оригинал доверенности. В доверенности четко прописываются все полномочия и действия, которые доверенное лицо может осуществлять от имени наследника.

Если наследник оформляет доверенность за пределами Украины, то ее необходимо заверить у иностранного нотариуса и легализировать. Только при условии легализации, такая доверенность будет действительна в Украине (особенности легализации можно прочитать в другой статье). Также, вместо иностранного нотариуса, может заверить доверенность консул в посольстве Украины иностранного государства, но не в каждом посольстве консул наделен такими полномочиями.

Составление заявления у нотариуса о вступлении в наследство.

Избранный нотариус в Украине укажет, какое именно заявление, и какого образца он хочет от наследника для открытия наследственного дела. Образец, указанного нотариусом заявления, наследник должен подписать лично.

В случае, когда наследник находится за пределами Украины, такое заявление также необходимо заверить у иностранного нотариуса. Это можно сделать вместе с оформлением доверенности, так как процедура у иностранного нотариуса будет одинаковой для этих двух документов.

Подать это заявление к нотариусу в Украине уже может доверенное лицо.

Подготовка всех имеющихся документов.

Хотя и заявление является основным документом на первом этапе наследования, все же не стоит недооценивать важность подготовки других документов, которые бы засвидетельствовали право наследника на обращение к нотариусу по наследству. Документы, которые подтвердят родственные отношения с умершим являются обязательными для подачи нотариусу. Чужой человек, не имея родственных отношений с наследодателем (за исключением, если он указан в завещании, или есть договор пожизненного содержания) не может подать заявления на принятие наследства к нотариусу.

Перечень документов, которые являются обязательными для подачи нотариусу на первом этапе (может изменяться в зависимости от конкретной ситуации):

-Копия паспорта наследника.

Если наследник самостоятельно с оригиналом паспорта не приходит к нотариусу, то доверенное лицо подает заверенную нотариально копию. Если это паспорт иностранного государства, то заверенная нотариально копия должна содержать также и перевод паспорта на украинский язык.

-Справку о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов РНОКПП (так называемый идентификационный код, выданный налоговой инспекцией).

Идентификационный код является обязательным документом, как для граждан Украины, так и для иностранцев. Изготовить идентификационный код иностранцу нужно заранее. Доверенное лицо при наличии у него оригинала доверенности сможет это сделать в налоговых органах любого областного центра.

-Свидетельство о смерти наследодателя.

Если человек умер за пределами Украины, и свидетельство о смерти выдано уполномоченными органами иностранного государства, то оно подлежит легализации. Перевод на украинский язык свидетельства можно уже сделать в Украине, и избежать повторной легализации еще и перевода.

-Завещание (если наследование происходит по завещанию).

Завещание является обязательным документом, который подается нотариусу в оригинале, и если завещание написано в иностранного нотариуса, то конечно же, подлежит легализации и перевода на украинский язык.

-Документы, подтверждающие родственные отношения (если наследование происходит по закону, то есть, когда нет завещания).

Подтвердят родственные отношения с завещателем: свидетельство о рождении (усыновлении), свидетельство о браке и т.д. - все зависит от степени родства.

Если наследодатель находится за пределами Украины и не хочет передавать оригиналы таких документов в Украину, то выйти из этого положения можно сделав нотариально заверенные копии.

-Доверенность (если документы нотариусу наследник не в состоянии предоставить самостоятельно, поэтому это делает доверенное лицо).

Представление документов и открытие нотариусом наследственного дела.

Выполнение всех вышеперечисленных действий завершается подачей, самостоятельно наследником, или доверенным лицом, документов к нотариусу. На основе представленных документов нотариус открывает наследственное дело и выдает Выписка о регистрации наследственного дела.

Еще раз подчеркнем!

Открытие наследственного дела - это первый этап, который необходимо осуществить именно до истечения 6-ти месячного срока после смерти наследодателя. Результат первого этапа - это получение Выписки о регистрации наследственного дела. Все последующие действия (подача документов на наследственное имущество, его оформление и получение свидетельства на наследство) осуществляется по истечении 6-ти месячного срока.

Второй этап - оформление наследства.

Следующий этап обычно требует больше времени, поскольку нотариус должен проверить все нюансы и право наследодателя на то или иное имущество, которое передается в собственность наследника. Если необходимых документов нет, то их необходимо будет восстановить. Также, нотариус направляет запросы в компетентные органы для получения подтверждения о правах наследодателя на определенное имущество, а это требует время.

На этом этапе необходимо подать нотариусу все имеющиеся документы, которые подтвердят право собственности умершего человека на наследственное имущество (в том или ином случае документы могут значительно отличаться):

Документ, удостоверяющий смену фамилии (если это имело место в связи с браком или иными обстоятельствами).

Например, если правоустанавливающие документы о праве на имущество выдавались на девичью фамилию умершей, а завещание она составила уже после смены фамилии в связи с бракосочетанием.

Правоустанавливающие документы на все наследуемое имущество (оригиналы).

Подаются именно оригиналы (или дубликаты, если оригинал утерян), поскольку нотариус ставит отметку на оригинал документа, и таким образом отмечает изменение права собственности на объект или его часть (если есть несколько совладельцев).

К правоустанавливающим документам относятся: свидетельство о праве собственности, договор дарения, договор купли-продажи, договор мены, свидетельство о приобретении имущества с публичных торгов и тому подобное. В случае отсутствия правоустанавливающих документов, предварительно необходимо осуществить поиск и восстановление документов на имущество. Это может также сделать доверенное лицо на основе имеющейся доверенности от наследника. Если имущество ранее регистрировали в электронных реестрах, то нотариус может самостоятельно получить информацию о данном имуществе из реестров.

Экспертная оценка недвижимого имущества (нужна, если наследник обязан платить налог).

Для получения оценки стоимости недвижимого имущества необходимо обратиться к сертифицированному эксперту или фирме, которая уполномочена осуществлять такие действия. Экспертная оценка предоставляется нотариусу вместе с другими документами. Сумма налога, которую необходимо уплатить высчитывается в процентном соотношении от суммы имущества, указанной в экспертной оценке.

Квитанция об уплате налога.

Объекты наследования (то есть наследственное имущество) облагаются налогом на доходы физических лиц. От уплаты этого налога освобождаются лица первой и второй степени родства.

Стоит отметить, что даже если наследник подпадает под категорию лиц, которые освобождаются от уплаты такого налога, но он является нерезидентом, ему придется уплатить сумму в 18% от оценочной стоимости имущества.

Уплата налога на наследство должна состояться до дня нотариального оформления объектов наследства – т.е. выдачи свидетельства о праве на наследство, или же в день выдачи свидетельств о праве на наследство, но не позже.

Иностранные граждане еще дополнительно оплачивают военный сбор, который составляет 1,5% от оценочной стоимости имущества.

Подчеркнем, что на ставку налога в данном случае не влияет степень родства с наследодателем, а влияет налоговый статус наследника - нерезидент.

Заключительный момент - получение наследником свидетельства о праве на наследство.

Поскольку нотариусы могут регистрировать право собственности на имущество, то во время выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус также может самостоятельно осуществить регистрацию права собственности на наследственное имущество в Государственном реестре права собственности на недвижимое имущество. Это действие является окончательным в процедуре наследования - наследник становится полноправным собственником имущества.

Если Вы не можете самостоятельно заниматься вопросами наследования, обращайтесь к нам, и наш адвокат (юрист) по наследственным делам поможет! Ваше личное присутствие в Украине не понадобится!

Читайте также: