Как откликнуться на вакансию центра занятости

Обновлено: 25.06.2024

В феврале 2020 г. на учете в службах занятости стояло около 730 000 человек, а в конце августа уже 3,6 млн человек. Но приходят люди в основном не за помощью в трудоустройстве, а за пособиями, тем более что суммы выплат в пандемию заметно выросли.

В начале августа портал поиска работы HeadHunter спросил у 4482 соискателей, имеющих работу или безработных сейчас, становились ли они когда-либо на учет в государственной службе занятости и получали ли пособие по безработице. В момент опроса работали 1330 респондентов, а 3152 не имели работы. Шире всего в выборке были представлены кандидаты без опыта работы, специалисты по продажам, административный персонал, специалисты из отраслей IT, интернет- и телекоммуникаций, а также бухгалтеры и финансисты.

Среди не работающих в момент опроса соискателей 57% потеряли работу в этом году. В 2020 г. на учет встали 37% безработных респондентов.

80% вставших на учет в 2020 г. оформили пособие по безработице. И лишь 6% соискателей, обратившихся в службу занятости, по данным HeadHunter, нашли таким образом работу. Почему так мало?

Как выживают в кризис фрилансеры и самозанятые

Не те предложения

75,2% зарегистрировавшихся в службах занятости сообщили, что это не помогло им найти работу. 16,1% ответили, что нашли место с помощью службы занятости.

А 9% респондентов сказали, что им предложили вакансии, соответствующие их специальности и должности, но с нерыночной зарплатой.

Большинство нашедших новое место с помощью служб занятости сказали, что устроились на зарплату выше, чем на предыдущем месте, или такую же (69,6% респондентов), а 24,6% заявили, что на новом месте потеряли в зарплате.

12 130 руб.

Разные аудитории

Роструд создаст умную систему трудоустройства

Платыгин указывает, что аудитории центров занятости и частных сайтов поиска работы и подбора персонала редко пересекаются, отсюда и такой низкий процент трудоустройства среди участников опроса. Многие граждане, обращающиеся в центры занятости, имеют рабочие специальности, в том числе не требующие профессионального образования. А, например, высокооплачиваемый инженер, программист, менеджер среднего звена в случае потери работы не будет обращаться в центры занятости, говорит Платыгин. Скорее всего, он разместит или обновит резюме на HeadHunter.

В очередь за пособием

У большинства вставших на учет основной целью обращения было желание получать пособие по безработице – так сказали 55,1%. Еще 34,8% сообщили, что главной причиной обращения в службу занятости было стремление получить помощь в трудоустройстве. 6,0% встали на учет, рассчитывая на то, что служба занятости не сможет подобрать им подходящие вакансии и они вернутся к прежнему работодателю за компенсацией при сокращении (один месячный оклад).

В центре занятости Томской области 40% вакансий приходится на служащих и 60% – на рабочие специальности, рассказывает Светлана Грузных, начальник департамента труда и занятости населения Томской области. По ее словам, всего в банке вакансий центра обычно находится 12 000–13 000 вакансий.

В начале пандемии число вакансий сократилось незначительно – до 11 000, а число вставших на учет безработных сильно выросло благодаря обещанным государством пособиям и выплатам, отмечает Грузных. Однако выяснилось, что большинство вставших на учет потеряли работу еще до пандемии и пришли в центр занятости, когда государство увеличило материальную помощь.

Кандидаты и работодатели

Нужны стандарты

У ухудшения статистики трудоустройства есть несколько объективных причин, говорит Платыгин: сокращение найма в период пандемии и объективное отсутствие рабочих мест в этот период, недостаток достойной работы – сейчас максимальное пособие по безработице с учетом доплат на детей превышает зарплатное предложение по некоторым позициям в отдельных регионах, кроме того, недостаточная активность региональных центров занятости в работе с каждым конкретным соискателем. В этот период все ресурсы были сконцентрированы на регистрации безработных, администрировании пособий. Возможности оказывать услуги по подбору работы были крайне ограниченны.

Иванков отметил, что качество оказания услуг в регионах различается из-за разной нормативной базы, информационные платформы органов занятости разрозненны и многие данные приходится собирать вручную. Он сказал, что для повышения эффективности работы органов занятости нужна единая цифровая платформа, единые технологии работы сотрудников, а также система обеспечения качества услуг.

Обычно новую работу ищут самостоятельно. В Интернете полно баз данных: ищи варианты, отправляй резюме, проходи собеседования. Никто не отменял и трудоустройство "по знакомству". И все же не стоит игнорировать еще одну возможность: службу занятости. Трудоустройство с ее помощью имеет некоторые преимущества. Какие именно и как ими воспользоваться, "РГ" рассказали специалисты Роструда.

Фото: Владимир Аносов/РГ

Например, мой знакомый с высшим образованием, пока числился безработным, прошел через службу занятости курсы парикмахера, и это помогло его семье продержаться в трудные времена. Позже он нашел работу по специальности и сменил ножницы на компьютер. Но до сих пор он с удовольствием стрижет всю семью и друзей, делает это качественно и шутит, что если снова потеряет работу, обязательно откроет собственный салон.

Куда и как обращаться?

Обратиться, обязательно лично, в любой "Центр занятости населения" можно независимо от места жительства. Получение госуслуги содействия в поиске работы не привязано к месту регистрации гражданина.

Какие документы понадобятся?

Обязательно:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации с рекомендациями об условиях и характере труда.

Документы, подтверждающие профессию, квалификацию:

  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • трудовые договоры и контракты;
  • документы об образовании, об обучении на курсах, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • документы, подтверждающие прекращение трудовой деятельности (копия приказа об увольнении и др.).

Также могут пригодиться:

Документы, подтверждающие отнесение вас к особым категориям:

  • одинокие и многодетные родители; родители (усыновители, опекуны) детей-инвалидов;
  • уволенные с военной службы или члены их семей;
  • пострадавшие вследствие чернобыльской и др. радиационных аварий и катастроф.

Важно! Если вы предполагаете оформить пособие по безработице, придется обращаться в службу занятости по месту постоянной регистрации (даже в том случае, если вы временно проживали и работали в другом регионе).

В этом случае обязательными станут следующие документы:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или ее дубликат;
  • документы об образовании и о квалификации, об обучении, об ученых степенях и званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
  • для инвалидов - индивидуальная программа реабилитации.

Как происходит подбор вакансий?

После постановки на учет сотрудник Центра занятости назначит дату посещения для подбора работы. Срок не должен превышать 11 дней со дня предъявления всех документов. Служба занятости вправе проверить достоверность представленных сведений. В частности, проверяется информация об иных видах занятости (индивидуальное предпринимательство, обучение по очной форме, работа по договорам гражданско-правового характера).

Важно! Средний заработок за последние три месяца должен быть рассчитан работодателем в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 62.

Иные справки о среднем заработке, в том числе и справка о доходах в форме 2-НДФЛ, не могут заменить справку, представляемую в службу занятости.

Что делать, если нет справки о зарплате?

Справка нужна и для подбора подходящей работы, и для решения о размере пособия по безработице либо стипендии (если гражданин будет направлен на учебу). В любом случае гражданин может обратиться в суд для установления факта отсутствия (невозможности предоставления) необходимых документов и права регистрации для поиска подходящей работы и в качестве безработного при их отсутствии.

Какую работу могут предложить?

Фото: Сергей Михеев/ РГ

Если гражданин встает на учет в службе занятости в течение 12 месяцев после увольнения, рабочее место подбирается с учетом профессии, должности, уровня образования и квалификации. Учитывается также средняя зарплата за последние 3 месяца. Берется во внимание и транспортная доступность рабочего места (если до работы сложно и долго добираться, то такие места предлагать не должны).

При подборе подходящей работы не допускается:

  • предложение одного и того же варианта работы дважды;
  • предложение работы, которая потребует переезда (без согласия гражданина);
  • предложение работы, не соответствующей нормам по охране труда;
  • предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка за последние 3 месяца на последней работе (если зарплата была ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе).

Если средняя зарплата превышала прожиточный минимум, не может предлагаться работа с заработком ниже этого порога.

Как происходит трудоустройство?

Гражданину выдаются направления на работу, но не более двух одновременно. Кандидатуры граждан, если они согласны на вакансию, согласовываются с работодателями. Работодатель в пятидневный срок возвращает в Центр занятости направление с указанием даты, когда гражданин был принят на работу.

Если гражданину отказывают, работодатель делает в направлении отметку о дне явки гражданина и причине отказа и возвращает направление гражданину.

Важно! При очередном посещении Центра занятости нужно возвращать направление на работу (отрывную часть) с отметкой работодателя, заверенной подписью уполномоченного лица и печатью.

Что делать, если подходящей работы нет?

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Если гражданин согласен, ему могут предложить:

  • работу по смежной профессии;
  • участие в общественных работах;
  • участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест, профориентацию.

Если служба занятости не смогла предложить подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации, гражданина признают безработным с того дня, когда он подал документы.

В каких случаях гражданина не признают безработным?

  • Если гражданин отказался от 2 вариантов подходящей работы (включая работы временного характера), в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет;
  • если гражданин не явился в течение 10 дней со дня постановки на учет в Центр занятости для подбора подходящей работы; отсутствие по уважительной причине нужно подтвердить документально (больничный лист, справка об участии в судебном процессе в качестве присяжного, справка о пожаре и т.д.);
  • если гражданин не явился в срок, установленный Центром занятости, для принятия решения о признании его безработным;
  • если представленные документы содержали ложные сведения.

Важно! Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право повторно обратиться в службу занятости через один месяц со дня отказа.

Центр занятости уведомляет гражданина письменно (под роспись) или по почте об отказе в признании его безработным и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.

Порядок и условия признания граждан безработными регулируются статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Как правильно откликнуться на вакансию: 9 советов от HR-менеджера Хекслета Лю. главное изображение

Привет, меня зовут Людмила Семёнова, работаю HR-менеджером в Хекслете. Каждый день я получаю десятки откликов на вакансии, но многие из них причиняют мне боль. Сегодня расскажу, как правильно откликнуться на вакансию. Эта информация поможет вам получать больше приглашений на собеседования.

Что делает больно рекрутёру, и почему эта боль возвращается к соискателям

Пару слов о работе рекрутёра. Когда нужно найти специалиста в штат, я публикую вакансию на специализированных сайтах и в других источниках. Изучаю отклики и приглашаю на первичное собеседование только некоторых соискателей.

Часть людей, откликнувшихся на объявление, на собеседование не попадает. Некоторые кандидаты не соответствуют требованиям, это можно увидеть по отклику и резюме. Но большая часть не попавших на собеседование кандидатов проигрывает из-за неудачных откликов.

Поясню на примере. Допустим, я ищу SMM-маркетолога с релевантным опытом работы. Получаю отклики — это могут быть десятки или сотни писем. Допустим, пришло 20 откликов. Отказываю пяти соискателям из-за нерелевантного опыта — откликнулись три CRM-маркетолога и два контент-маркетолога.

Остаётся 15 откликов. Пять из них пришли с сопроводительным письмом, в котором кандидаты написали, почему решили откликнуться на эту вакансию и кратко описали свои преимущества. Остальные отклики пришли без сопроводительных писем или с шаблонными сопроводительными письмами.

Как вы думаете, кого из соискателей рекрутёр пригласит на собеседование в первую очередь? Вопрос риторический.

Возможно, среди откликов без сопроводительного письма есть интересные кандидаты с релевантным опытом работы. Но у них меньше шансов попасть на собеседование, потому что их отклик я просмотрю во вторую очередь. Возможно, к этому времени уже найдётся достаточное количество кандидатов на собеседование.

Что уменьшает шансы попасть на собеседование:

  • Отклик без сопроводительного письма
  • Неинформативное или шаблонное сопроводительное письмо
  • Явное несоответствие кандидата требованиям вакансии

Два первых пункта связаны с сопроводительным письмом, поэтому уделю этому вопросу внимание.

Что писать в сопроводительном письме и чего писать не надо

Пишите уникальное сопроводительное письмо для каждой интересующей вас компании и позиции.

Основная задача сопроводительного письма — обратить внимание рекрутёра на ваше резюме. Именно поэтому оно пишется очень кратко — не более двух или трёх абзацев — и содержит такую информацию:

  • Приветствие
  • Позиция, на которую претендуете
  • Ваши конкурентные преимущества

В преимуществах напишите, что выделяет вас среди людей со схожим опытом и образованием. Это должно быть что-то уникальное и очень интересное работодателю с точки зрения компетенций.

Хорошо, если вы знаете, над каким проектом предстоит работать, и понимаете, какие компетенции хочет видеть работодатель у соискателей. Найдите соответствующие компетенции у себя и напишите о них.

Также напишите, почему хотите работать именно в этой компании и именно на этой позиции.

Не пишите огромные письма, сэкономьте время — своё и рекрутёра. Избавьте HR-менеджера от описания ваших жизненных обстоятельств, например, не пишите, что хотите получать какую-то определённую сумму, так как вам нужно выплачивать ипотеку.

Найдите баланс между демонстрацией своих сильных сторон и скромностью. Письма, в которых кандидаты хвалят себя без меры, выглядят фальшиво. Вот лайфхак, которым пользуются продавцы: постарайтесь в письме перевести свои сильные качества в выгоды для потенциального работодателя.

Никогда не останавливайтесь: На Хекслете есть сотни курсов по разным направлениям и языкам программирования — продолжайте учиться и развиваться, чтобы быть классным разработчиком

Обратите внимание на опыт наших выпускников. Вот несколько историй трудоустройства, авторы которых говорят о важности сопроводительного письма:

Промежуточный итог: сопроводительное письмо должно отвечать на 2 основных вопроса:

  • Зачем вы этой компании?
  • Зачем эта компания вам?

Покажу вам несколько откликов ребят, которые сейчас работают в Хекслете. В них есть как сильные стороны, так и моменты, которые можно улучшить.

Разбираем реальные отклики на вакансии: сильные и слабые стороны

Вот первый отклик:

Хорошие моменты в отклике:

  • Соискатель представился
  • Указал вакансию, на которую претендует
  • Очень кратко описал свой опыт и профессиональные достижения
  • Указал то, что может быть релевантно требованиям к вакансии (книги)
  • Оставил контакты для связи: профили в социальных сетях и скайп

Можно улучшить

Как сказано выше, сопроводительное письмо должно отвечать на 2 основных вопроса:

  • Зачем вы этой компании?
  • Зачем эта компания вам?

Важный момент: резюме обязательно прикладывать сразу, есть вероятность, что запроса просто не будет. Можно добавить цифр: количество статей, рейтинги. В качестве контактов лучше давать телефон, ник в Telegram или email.

Ещё один отклик:

Хорошие моменты в отклике:

  • Обращение к конкретному лицу
  • Соискатель представился
  • Заранее прочитал Handbook компании и отметил совпадения со своими ценностями
  • Написал кратко о своем опыте и сопоставил его с требованиями к вакансии
  • Приложил резюме
  • Контакты
  • Уложился в формат сопроводительного письма — 3-4 абзаца

Можно улучшить:

Я бы лишь добавила немного информации о достижениях с цифрами.

Сильные моменты в отклике:

Можно улучшить:

Можно добавить побольше результатов, цифр.

Даже если вы напишете безупречное сопроводительное письмо, HR-менеджер посмотрит резюме, чтобы решить, стоит ли приглашать вас на собеседование. То есть сопроводительное письмо — хорошее дополнение к резюме, а не его замена. Поэтому информация в резюме должна соответствовать требованиям к кандидату на конкретную вакансию. В письме можно пояснить, чего вам не хватает, рассказать о своей мотивации работать в компании.

Что нужно знать о резюме программиста: подборка полезных материалов

У нас накопилось много полезных материалов о резюме, поэтому в этом разделе ограничусь ссылками.

Ещё одна полезная ссылка: сервис Hexlet CV. Здесь вы можете опубликовать резюме, а опытные рекрутёры и разработчики бесплатно проанализируют его и дадут рекомендации по улучшению.

Этих материалов достаточно, чтобы составить резюме, которое обязательно прочитают. А предложенные ниже рекомендации, основанные на моём анализе откликов соискателей, помогут вам учесть в откликах на вакансии тонкие нюансы, на которые обращают внимание рекрутёры.

Как эффективно откликаться на вакансии и каким должно быть резюме: 9 практических советов

Эти рекомендации я написала по результатам анализа откликов кандидатов на наши вакансии.

Совет № 1: внимательно читайте название вакансии и ее описание

Совет № 2: объясняйте, почему вы откликнулись без релевантного опыта

Ситуация: ваш опыт не соответствует описанию ожиданий в вакансии, но вы все равно откликаетесь. Но не объясняете в сопроводительном письме, почему без определенных навыков откликнулись на эту вакансию. Рекрутёр не будет тратить время на ваше резюме. Но вдруг вы талантливый и всё быстро осваиваете? Увы, без хорошего сопроводительного письма до вашей кандидатуры рекрутёр не дойдёт.

Совет № 3: в резюме указывайте, какие задачи решали и каких результатов добились

Если резюме выглядит, как сочинение без акцентов на результаты или текст длинною в жизнь, у вас мало шансов попасть на собеседование. В каждой работе есть задачи и результат. Все эти простыни никто не читает. Поэтому указывайте, что делали на предыдущем месте работы и чего достигли.

Совет № 4: указывайте причины увольнения

В резюме отсутствуют причины увольнения, особенно, если есть частая смена мест работы — тут 4 месяца, там 5 месяцев — выглядят странно. А может, вас сократили? Но этого никто не знает, и вашу кандидатуру отложат в долгий ящик.

Совет № 5: будьте реалистичными при описании результатов и достижений

Описание эпических достижений и грандиозных результатов при продолжительности работы в 4-6 месяцев выглядит странно. Вы серьезно? Адаптация длится как минимум 3 месяца. Будьте реалистами, указывайте правдивые достижения.

Совет № 6: если добавляете в резюме фото, оно должно быть нейтральным

Не надо присылать работодателю фотографии с бокалами, кошками или на море. Лучше сделайте нейтральное фото на рабочем месте. Фотография с веб-камеры ноутбука подойдёт.

Совет № 7: детально описывайте обязанности на предыдущих должностях

Совет № 8: не указывайте неуместные предложения или компетенции

Описание того, что компания не просит в данный момент, обычно выглядит неуместным. Например, мы хотим выстроить и запустить систему работы с партнерскими сетями — это совершенно конкретная задача. Вы в сопроводительном письме пишете, что готовы заняться стратегическим планированием и выстроить рекламные кампании, да потом ещё и всех маркетологов оценить. Спасибо, нам этого не надо.

Совет № 9: не заставляйте рекрутёра переходить по ссылкам и искать ваше резюме

Что следует предпринять соискателю в процессе поиска работы, как выделиться среди остальных претендентов?

Три действенных способа привлечь внимание

Некоторые рекрутеры признаются, что обращают внимание на заявки лишь 30% соискателей. То есть, как минимум прочитывают их резюме до конца. Не стоит принимать отказ или более вероятное молчание от работодателя строго на свой счёт. Дело не всегда в том, что вы посредственный или неопытный специалист. Просто пока вы, с точки зрения рекрутера, – безликая строчка в почтовой программе, которая ничем не отличается от других таких же безликих резюме. Но стоит попробовать некоторые тактики, чтобы выделиться и привлечь к себе внимание рекрутера.


Снимите видеовизитку

Для подачи резюме снимите минутное видео, объясняющее три важных аспекта:

  • Что вас заинтересовало в вакансии и организации?
  • Какую ценность принесёт ваша работа компании?
  • Почему ВЫ подходите на эту роль больше остальных?

Только не пытайтесь выглядеть нарочито позитивным и жизнерадостным, натянув на лицо искусственную улыбку, чтобы понравиться – фальшь, наоборот, только оттолкнет.


Обратитесь к менеджеру по найму лично

Ещё один способ обозначить, что вы настроены серьёзно, — связаться с HR-специалистом компании напрямую (через Facebook, LinkedIn, Telegram).

Да, отыскать контакты менеджера по найму – задачка не из простых. Можно испытать теорию семи рукопожатий в социальных сетях, или просто найти сотрудника нужной компании и узнать у него, как зовут кадровика. Наконец, можно просто позвонить в приёмную компании – если повезет, то секретарь вас соединит.

Кстати, лично контактировать вовсе не обязательно с кадровиком: можно написать, например, руководителю подразделения, в которое ищут нового сотрудника.


Выберите нужный момент

Поиск работы в новой реальности: удаленка и искусственный интеллект:

1. Перехитрите робота

В наше время рекрутеры могут быть не единственными, на кого придётся произвести впечатление. Некоторые организации уже частично или полностью автоматизировали процедуру просмотра резюме роботами. HR-боты работают в отраслях с большой текучкой кадров: например, в ритейле, HoReCa-индустрии, в банках и страховых компаниях.

С таким подходом у вас будет больше шансов перехитрить ИИ и продвинуть свою заявку через первоначальный фильтр для соискателей.

2. Продемонстрируйте навыки удалённой работы

Сейчас в компаниях становится все больше позиций, которые предполагают частично или полностью удалённый формат работы. Например, копирайтер, дизайнер, бухгалтер, аналитик совершенно не нужны в офисе. Если вы дружите с современными технологиями, можете работать на разных онлайн-платформах управления задачами и коммуницировать с коллегами соцсетях — демонстрируйте это!

Отметьте, что у вас есть возможность общения в Zoom и Teams, а также наличие ноутбука и мобильного доступа в интернет – значит, вы будете всегда на связи.

3. Напоминайте о себе после подачи заявки

После отправки заявки резюме через интернет дайте работодателю разумное количество времени для ответа (не менее 7 дней). Помните, что почта – это не оперативный способ связи, плюс кадровику нужно время, чтобы отобрать нескольких кандидатов для дальнейшего собеседования, обсудить их с другими сотрудниками. Если же ответа все равно нет, привлеките к себе внимание — напишите рекрутеру или вашему знакомому, который уже работает в этой компании. Так можно увеличить шансы, что ваше резюме всё-таки заметят. Или вам хотя бы скажут, что вы не подходите.

4. Адаптируйте сопроводительное письмо под каждую вакансию

Переписывать его с нуля каждый раз, когда откликнетесь, не требуется. Сделайте себе визитку-шаблон, в которую будет удобно добавлять несколько деталей для привязки к вакансии.

Пусть сопроводительное письмо будет коротким. Не повторяйте в нём информацию из резюме, это пустая трата времени. Автобиографию на десять страниц тоже отправлять не нужно: просто напишите о своем опыте простым человеческим языком.

Как видите, существует масса способов оптимизации резюме и привлечения к нему внимания! Пробуйте все сразу или каждый по отдельности, разумно сочетая их в зависимости от того, какую работу вы ищете. Вы быстро поймете, какие из них работают именно в вашем случае и сможете выбрать самые эффективные для себя.

Читайте также: