Как отказаться от должности руководителя шмо

Обновлено: 11.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Должностная инструкция

руководителя школьного методического объединения

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Положения о методическом объединении.

1.2. Руководитель школьного методического объединения назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. В своей работе руководитель ШМО руководствуется Конституцией и Законами РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;

правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами

школы (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и

распоряжениями директора), настоящей должностной инструкцией.

1.4. Руководитель школьного методического объединения должен иметь стаж работы не менее 5 лет.

1.5. Основными направлениями деятельности руководителя ШМО являются:

Организация методической, научно-исследовательской,

экспериментальной и инновационной работы в школе, руководство

ей и контроль за развитием этого процесса;

Профессиональная подготовка учителей;

Отбор содержания и составления рабочих программ по предметам

с учетом вариативности и разноуровневости;

Рассмотрение индивидуальных планов работы по предмету,

анализ авторских программ и методики.

II. Должностные обязанности

2.1. Руководитель школьного методического объединения работает в

режиме персонального трудового дня по индивидуальному плану в режиме школы.

2.2. Руководитель методического объединения обязан:

Организовывать текущее и перспективное планирование методической,

научно-исследовательской, экспериментальной деятельности МО

(план утверждается заместителем директора по УВР не позднее 10 дней с

начала планируемого периода);

Предоставлять заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании учебного года;

Координировать работу учителей по выполнению учебных планов и

Руководить работой по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта в учебный процесс;

Координировать качество преподавания учебных предметов;

Координировать разработку методических рекомендаций для учителей;

Организовывать проведение предметных олимпиад;

Организовывать работу с молодыми специалистами и учителями, вновь прибывшими в школу;

Посещать уроки и другие виды учебных занятий, проводимых

педагогическими работниками школ;

Оказывать помощь педагогическим работникам в освоении и

разработке инновационных программ и технологий, в работе по индивидуальным планам самообразования;

Организовывать повышение квалификации и профессионального

Принимать участие в подготовке аттестации педагогических работников школы;

Руководить работой методического объединения;

Организовывать работу творческих групп учителей, координировать

различные направления экспериментальной и научно-исследовательской работы с учетом возможностей ОУ;

Проводить анкетирование учителей по вопросам методической

Организовывать заслушивание творческих отчетов учителей,

побывавших на курсах повышения квалификации, участвовать

в работе семинаров, выставок, конференций и т.д.;

Организовывать составление текстов для проведения срезовых работ и их анализ.

Организовывать и принимать участие в проведении предметных, методических недель.

III. Права

Руководитель методического объединения имеет право:

3.1. Защищать профессиональную честь и достоинство.

3.2. Знакомиться с жалобами, давать объяснения.

3.3. Повышать квалификацию.

3.4. Привлекать педагогов и воспитателей к дисциплинарной ответственности (объявлять замечания) в соответствии с правами и

Правилами трудового распорядка.

3.5. Вносить предложения администрации школы о поощрении моральном и материальном стимулировании членов МО.

IV. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава или Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных ему прав, руководитель МО несет дисциплинарную ответственность вплоть до снятия с должности.

V. Взаимоотношения. Связи по должности

5.1. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с другими руководителями методических объединений.

5.2. Работает в тесном контакте с учителями-предметниками, воспитателями, руководителями методических объединений, специалистами служб школы и осуществляет взаимодействие с другими ОУ по вопросам методической, экспериментальной и инновационной деятельности.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 "О направлении разъяснений"


Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 "О направлении разъяснений"

Минпросвещения России направляет для использования в работе разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования.

Приложение: на 7 л. в 1 экз.

Разъяснения
по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций

Настоящие Разъяснения разработаны в целях оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям общеобразовательных организаций, региональным, территориальным и первичным профсоюзным организациям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. N 448 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"* (далее - постановление N 448, государственная программа "Развитие образования").

Постановлением N 448 утверждены изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие образования", которые предусматривают Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - Правила, утвержденные постановлением N 448; выплаты денежного вознаграждения за классное руководство).

Установлено также, что расчет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство в 2020 году осуществляется с 1 сентября по 31 декабря 2020 года.

В размере иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых субъекту Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за классное руководство, учитываются размеры районных коэффициентов (коэффициентов), применяемых для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, либо установленные органами государственной (исполнительной) власти бывшего Союза ССР, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В целях единообразного применения законодательства Российской Федерации при осуществлении выплат денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций предлагаем руководствоваться следующим.

1. Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевых показателей повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года.

Размер предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта определяется с учетом районных коэффициентов; процентных надбавок; заявленной субъектом Российской Федерации прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство; количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство; страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

2. В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется "ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам".

3. Пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением N 448, установлено, что денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2-х выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах.

Из этого следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

4. Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее - класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

5. Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

6. Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

- выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

- учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

- учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

7. Деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.

Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта.

Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

8. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.

В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.

9. В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (с изменениями и дополнениями), при расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и денежное вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться в соответствии с подпунктом "м" п. 2 указанного Положения при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.

10. Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

11. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

12. Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе по причине:

- отсутствия такого наименования должности педагогического работника в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";

- отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности. Следует также отметить, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке** классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
B.C. Басюк
Председатель Профессионального союза
работников народного образования и
науки Российской Федерации
Г.И. Меркулова

Обзор документа

Минпросвещения разъяснило порядок выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам школ.

Отмечено, что введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Освободить — не значит уволить

Суды, рассматривая иски по трудовым спорам и незаконным увольнениям, однозначно признают: для того чтобы работодатель получил право расторгнуть трудовой договор по желанию сотрудника, заявление обязательно должно содержать фразу, которую нельзя трактовать двояко. Сотрудник должен ясно выразить намерение уйти из компании. К таким фразам можно отнести:

  • уволить;
  • прекратить трудовые отношения;
  • расторгнуть трудовой договор.

В Трудовом кодексе выполнение работы является обязательной функцией сотрудника, занимающего определенную должность в штате предприятия. Без этого существование трудовых отношений между работником и работодателем становится невозможным.

Исключением может быть ситуация, когда сотрудник работает по внутреннему совместительству и хочет отказаться только одной из занимаемых должностей. То есть он просит освободить его от части работы, не требуя избавить его от других обязанностей.

Если же должность только одна, выполнить требование работника, озвученное в заявлении, не представляется возможным. Предоставить работнику полную свободу от обязанностей без расторжения контракта работодатель не может.

Ответная реакция

Чтобы решить вопрос с некорректным заявлением, руководитель компании должен обсудить с автором заявление. Лояльно настроенный сотрудник, скорее всего, пояснит, с какой целью он написал такой документ. Возможно несколько вариантов развития:

Ответная реакция руководителя

  1. Сотрудник хочет уволиться, а некорректное заявление написал по незнанию. В этом случае его нужно попросить переписать документ, представив образец с правильной формулировкой.
  2. Намерения уволиться у сотрудника нет. Он просто желает поменять должность и ждет от руководителя предложений о новом назначении. То есть работник своим заявлением выразил просьбу о переводе на другую работу. На основании такого заявления перевод оформить нельзя, так как в тексте название желаемой должности не озвучено. Да и сам перевод производится не по инициативе работника, а по соглашению обеих сторон трудового контракта. Итог один: работника нельзя уволить, а вопрос с переводом решает каждый работодатель совместно с автором заявления. Если договоренность достигнута, сотрудник пишет новое заявление, а изменение должности закрепляется путем подписания обеими сторонами дополнения к контракту.
  3. Освобождение о должности может камуфлировать потребность работника взять отгул или отпуск: в этот период он не должен работать, но и трудовой договор не расторгается. В таком случае опять же сотруднику нужно переписать заявление, точно сформулировав свое желание.

Официальный путь решения проблемы

Когда увольнение происходит по соглашению сторон, заявление не подается, но работнику и работодателю нужно составить соглашение к трудовому договору, в тексте которого должно быть четко сформулировано согласие обеих сторон на расторжение контракта.

Специфические случаи-исключения

Еще одна исключительная ситуация — это отстранение от должности в связи с состоянием здоровья, особенно есть речь идет о вредной работе. Сотрудник может подать заявление с просьбой об освобождении от работы в связи с плохим состоянием здоровья. Но если у него нет медицинского заключения, то работодатель может временно отстранить его от выполнения противопоказанных по состоянию здоровья работ, направив в медицинскую организацию для прохождения осмотра. После того как заключение будет получено, сотрудника переводят на другую работу.

Как уволить генерального директора

Руководитель организации выступает одновременно в двух ролях — это работодатель с одной стороны, и наемный работник — с другой. Его назначают участники ООО на общем собрании.

Он может уволиться по своему желанию, и его вправе уволить учредители. Во втором случае законом предусмотрены общие и специальные основания. Рассмотрим их подробнее.

Из этой статьи вы узнаете

За что можно уволить руководителя ООО

Если рассматривать руководителя организации как обычного наемного работника, то с ним можно расторгнуть трудовой договор:

  • в связи с закрытием ООО;
  • по окончании срока договора;
  • из-за невыхода директора на работу без уважительных причин;
  • по причине разглашения им коммерческой тайны;
  • из-за его появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии и т. д.

Порядок увольнения рядового сотрудника и руководителя ООО в этих случаях одинаков. Поэтому в статье мы рассмотрим специальные основания. Итак, если увольнять директора как должностное лицо, то расстаться с ним можно из-за того, что:

  1. Директор необоснованно заключил невыгодную сделку или серьезно нарушил налоговое законодательство, из-за чего фирма понесла убытки или получила крупный штраф (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  2. Директор не исполнил (грубо нарушил) свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Если он этого не сделал и заключил договор сам, без уведомления собственников, то в качестве дисциплинарного наказания его могут уволить по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;

Принятие необоснованного решения или грубое неисполнение своих обязанностей — это дисциплинарные проступки, которые нанесли фирме ущерб. За это увольняют так же, как за невыход на работу без уважительных причин или разглашение коммерческой тайны. Соблюдается такой же порядок и оформляются такие же документы. Но вот факты в каждом случае доказывают по-разному.

Когда нельзя увольнять руководителя

Ни при каких обстоятельствах (кроме ликвидации фирмы) нельзя увольнять беременную женщину (ст. 261 ТК РФ). Не увольняют работника, пока он находится на больничном или в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Есть трудовые гарантии для лиц с семейными обстоятельствами, к которым относятся:

  • женщины, у которых есть ребенок младше 3-х лет;
  • матери или отцы-одиночки, у которых ребенку меньше 14 лет (18 лет для ребенка-инвалида);
  • единственные кормильцы в многодетной семье, в которой есть ребенок младше 3-х лет или ребенок-инвалид, не достигший совершеннолетия.

Их не получится уволить ни по решению участников ООО, ни за необоснованно принятое решение, приведшее к нанесению ущерба фирме. Закон не допускает этого (ст. 261 ТК РФ, п. 26 ППВС РФ от 28.01.2014 № 1).

Как уволить директора за плохую работу

Увольнение за принятие неверных решений

Если руководитель принял решение, которое привело к неблагоприятным последствиям, то для его увольнения нужно доказать, что:

  • отрицательные последствия наступили, и это случилось по вине руководителя, принявшего неверное решение;
  • последствий можно было бы избежать, если бы решение было другим.

Заместитель гендиректора К. дал команду обесточить здание. В результате отключилась система продажи билетов, регистрации пассажиров, передачи персональных данных в централизованную базу персональных данных (ЕГИС).

Фирма понесла фактический ущерб в 8 000 рублей (из-за ремонта сервера). Этой суммы оказалось достаточно, чтобы уволить К. по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, суд подтвердил законность увольнения.

Организация Л. проводила тендер среди контрагентов на оснащение гаражных боксов системами контроля окиси углерода.

Главный инженер нарушил порядок проведения тендера: подложил документы и заведомо выбрал победителем одного из участников. За это его уволили по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Суд восстановил главного инженера на работу, указав, что действительный ущерб организация из-за действий этого работника не понесла.

При увольнении по п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ нужно доказать отрицательные последствия — действительный ущерб, который возник у организации в результате действий руководителя.

Доказать ущерб можно, например, с помощью платежного документа и договора на ремонт (восстановление, замену, покупку) оборудования, которое сломалось из-за руководителя.

Увольнение за грубое нарушение трудовых обязанностей

Если увольнять директора по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то нужно доказать, что:

  • неисполненная обязанность была указана в трудовом договоре и должностной инструкции;
  • нарушение было допущено и оно было грубым, то есть в его результате могли пострадать работники (физически), или фирма — материально.

Если возник спор, то к вышесказанному добавляется необходимость доказать, что порядок увольнения был соблюден.

Руководитель Г. умышленно нарушил порядок кассовой дисциплины (взял деньги под отчет и не отчитался по ним) — для предприятия появилась угроза понести ущерб. Он же продал нефтепродукты по цене ниже закупочной — организация понесла убытки.

Суд определил, что Г. грубо нарушил свои обязанности, и поэтому увольнение по п. 10 ч.1 ст. 81 ТК РФ законно.

Обратите внимание!

Уволить по п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно руководителя (его заместителя) организации, филиала или представительства. Главного бухгалтера или руководителя отдела, департамента, управления или другого структурного подразделения организации по этому основанию уволить нельзя (п. 49 ППВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Какие документы оформить для увольнения за дисциплинарный проступок

Перед увольнением руководителя, чьей работой недовольны участники ООО, в организации проходит служебное расследование. Это нужно, чтобы установить точную сумму нанесенного материального ущерба, если он был (ст. 247 ТК РФ). В иных ситуациях комиссия исследует обстоятельства события, устанавливает вину работника, определяет меру наказания.

Если в организации нет локального акта, устанавливающего порядок проведения служебного расследования в отношении руководителя ООО, то действуйте по порядку:

  1. Собрание участников Общества выносит решение о формировании комиссии, определяет ее состав, устанавливает сроки и цель проведения расследования;
  2. Если нужно установить размер материального ущерба, то проводят ревизию, инвентаризацию и другие мероприятия по определению размера потерь;
  3. Комиссия изучает документы, опрашивает свидетелей, определяет виновное лицо;
  4. Руководителю ООО вручают требование дать письменное объяснение о произошедшем;
  5. Если директор не реагирует, через 2 дня после вручения требования составляют акт, где говорится об отказе в даче объяснений;
  6. Комиссия составляет акт служебного расследования, где подробно расписывает результаты расследования;
  7. Общее собрание участников выносит решение об увольнении руководителя и назначает временно исполняющего обязанности директора (далее — врио);
  8. Врио директора издает и подписывает приказ об увольнении прежнего руководителя (по унифицированной форме № Т-8, либо по самостоятельно разработанному образцу). Последний расписывается об ознакомлении с этим приказом, в противном случае нужно составить акт об отказе в ознакомлении.


Приказ об увольнении директора

Таким образом, должно быть оформлено:

  • решение о формировании комиссии, ее составе, цели проведения расследования;
  • документ, где установлен размер ущерба (акт ревизии, отчет об оценке);
  • подтверждение о передаче требования о даче объяснений (например, второй экземпляр требования с подписью руководителя);
  • объяснительная от директора (акт об отказе в даче объяснений); ;
  • протокол решения о назначении врио руководителя и об увольнении настоящего директора ООО; .

Сроки для увольнения директора за дисциплинарные нарушения

Для того, чтобы уволить руководителя в качестве дисциплинарного наказания, нужно уложиться в сроки, установленные ст. 193 ТК РФ.

  1. На проведение расследования и увольнение работника дается месяц — срок начинается со дня обнаружения проступка.
    На время болезни или отпуска директора срок приостанавливается. При этом отпуск может быть любой: ежегодный, учебный, без сохранения зарплаты. Отгулы и командировки срок не прерывают.
    В общей сложности время наложения дисциплинарного взыскания можно растянуть до 6 месяцев, после чего уволить по этому основанию будет нельзя;
  2. Если в организации проходила ревизия или аудиторская проверка, в ходе которой нашли недостачу, неверно оформленные документы или другие признаки ненадлежащей работы (ущерба), то для увольнения руководителя дается месяц.
    Срок может увеличиться за счет больничных и отпусков и продлиться до 2 лет. Время отсчитывается со дня совершения проступка, а не обнаружения.
    Поэтому, если ревизию провели вчера, а проступок руководитель совершил больше 2-х лет назад, уволить его уже не получится.

Как уволить директора по инициативе участников ООО

Участники ООО могут решить поменять руководителя, не объясняя причин. И у них есть такое право (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ).

Они проводят общее собрание, выносят решение об увольнении прежнего директора и найме другого.

На что нужно обратить внимание при смене исполнительного органа:


  1. Увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ — это не мера дисциплинарного взыскания, а самостоятельное основание, поэтому сроки ст. 193 ТК РФ соблюдать не нужно;
  2. Двухнедельный или месячный срок предупреждения о предстоящем увольнении выдерживать не надо. Участники могут назначить дату прекращения трудового договора в любой день;
  3. Директору, увольняемому по этому основанию, положена компенсация в размере его трехкратной среднемесячной зарплаты. Можно выплатить больше, но меньше — нельзя, иначе сумму взыщут через суд (ст. 279 ТК РФ);
  4. Поскольку руководитель организации — материально ответственное лицо в силу закона, сдача имущества фирмы должна проходить по акту приема-передачи дел. Перед этим, разумеется, проводят инвентаризацию; директор выносит сам. Если он этого делать не хочет, это не страшно — достаточно решения собрания участников ООО;

Приказ об увольнении директором самого себя

Особенности увольнения директора — учредителя ООО

Если директор-учредитель ООО согласен со своим увольнением, то оно происходит без каких-либо особенностей. Сложности могут появиться, если между сторонами возник конфликт:

  1. Участники Общества хотят сменить исполнительный орган, но сам директор увольняться не хочет. Он может оспорить в суде не просто факт увольнения, а принятое собранием участников решение о смене руководителя (ст. 43 Закона об ООО № ). Это возможно только в случаях увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ;
  2. Директор хочет уволиться, но участники ООО его не отпускают. Без решения участников он уйти не может, поэтому он созывает внеочередное собрание в порядке ст. 35, 36 Закона об ООО № .

Если участники игнорируют желание директора ООО, не идут на почту, не забирают уведомление, и в результате не проводят собрание, то директору придется обращаться в суд.

Еще один интересный случай — увольнение директора ООО — единственного учредителя Общества.

Здесь возможны 2 варианта:

  • дисквалификация исполнительного органа по решению суда;
  • увольнение по собственному желанию.

Процесс расторжения трудового договора происходит в общем порядке: принимается решение о смене директора, издается приказ об увольнении прежнего директора и назначении нового, документы и имущество организации передаются новому руководителю.

Как уволенный директор передает должность

Установленного законом порядка передачи должности нет, каждая организация определяет его сама на уровне локального акта. Обычно передача происходит так:

  1. После принятия решения об увольнении создают комиссию для передачи дел (особенно, если предприятие крупное);
  2. Проводят инвентаризацию или ревизию;
  3. Составляют акт приема-передачи имущества и документов;
  4. Документы обычно передают заместителю руководителя или другому лицу, указанному в приказе об увольнении;
  5. В день заступления на должность нового директора, имущество переходит в его распоряжение также по акту приема-передачи.

Резюме: что делать, чтобы уволить директора

  1. Проведите общее собрание участников, где рассмотрите вопрос смены исполнительного органа;
  2. Проведите служебное расследование, если обнаружили дисциплинарный проступок директора;
  3. Оформите акт служебного расследования, решение об увольнении;
  4. Если вы хотите уволить руководителя ООО по желанию органа управления (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ), то в решении об увольнении укажите размер компенсации, положенной к выплате;
  5. Руководителя-участника ООО увольняют так же как наемного руководителя;
  6. При смене директора передаются имущества и документы Общества, поэтому целесообразно провести ревизию (инвентаризацию);
  7. Учитывайте сроки, семейные обстоятельства увольняемого.

Как отказаться от повышения. Когда следует отказываться, и как при этом не навредить карьере


Источник фотографии

Как ни странно звучит, но повышение далеко не всегда бывает в радость. Для кого-то новая должность может не укладываться в личный план развития карьеры, кто-то не готов взвалить на себя больше обязанностей из-за семейных обстоятельств, а кто-то вообще не видит себя в качестве руководителя. Главное — отклонить предложение о повышении так, чтобы не навредить карьере, а то и поспособствовать ее развитию.

Разные причины

Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower, советует планировать поведение, исходя из собственных целей. Например, они могут быть такими: вы не хотите и никогда не захотите стать руководителем, вы хотите стать руководителем, но чуть позже, скажем, через пару лет, вы хотите стать руководителем в иной профессиональной сфере.

Каковы бы ни были причины отказа, по мнению специалистов, он должен быть продуманным, взвешенным и сформулированным с позиции интересов работодателя.

Аргументы весомые

Если причина отказа заключается в неготовности к смене своего статуса в коллективе и в необходимости изменять отношение окружающих к себе, рассказывает Марина Миронова, покажите работодателю, что данное назначение может стать причиной конфликтов, а вероятно, и ухода ценных сотрудников.

И не очень

Отказ по причине нежелания менять существующий график работы Марина Миронова считает не самым лучшим вариантом, поскольку при грамотном распределении времени руководитель вполне может укладываться в привычный график работы.

Но худшим, по ее мнению, будет отказ из-за боязни дополнительной ответственности. Ведь ответственность в той или иной мере присутствует на каждом рабочем месте, и работодатель может заподозрить, что, избегая большей ответственности, вы также будете стремиться минимизировать существующую.

В деловой среде люди одной профессии нередко пересекаются, поэтому не следует портить отношения с потенциальными партнерами или коллегами. Кстати, рекомендуем статью о том, как правильно одеться на собеседование.

Если не хотите идти на запланированное собеседование?

Речь идет о ситуации, когда вы договорились прийти на собеседование в назначенные время и дату. Но по какой-то причине передумали.

Прямым отказом работодателю станет неявка. Но нельзя просто не прийти и всё. Даже в такой ситуации важно соблюдать деловую этику.

Иначе работодатель сделает определенные выводы, и в будущем это может плохо повлиять на вашу карьеру. Особенно, если ваши пути пересекутся вновь.

ВАЖНО! Чем выше уровень вакантной должности, тем важнее правильно отказаться от вакансии. Руководители и ключевые лица крупных компаний часто знакомятся между собой. Поэтому всегда есть шанс, что однажды вы встретитесь.

Как оповестить работодателя? Оптимальный вариант — личный звонок ему или HR-менеджеру. Сообщите, что не придете на собеседование. Возможно, в процессе телефонного разговора вы получите больше информации о вакансии и передумаете.

Давать отказ после собственного согласия бывает трудно психологически.Кстати, мы писали статью о том, как сказать нет начальнику.

Если вы точно уверены, что не поменяете принятое решение, что условия не подходят, то можно написать письмо в официально-деловом стиле.

В нем вежливо сообщить работодателю об отказе, а также поблагодарить за предоставленную возможность.

Как быть, если вы уже согласились занять должность, но передумали?

В процессе собеседования вы получаете новую информацию об условиях работы:

  • зарплате и социальных гарантиях;
  • деятельности компании;
  • должностных обязанностях;
  • вашей роли в компании;
  • руководстве и иерархии.

ВНИМАНИЕ! Поначалу всё может показаться прекрасным. Но когда вы вернетесь домой и основательно обдумаете все условия, то можете прийти к неприятному выводу. Быть может, окажется, что некоторые пункты вас не устраивают.

Почему следует как можно скорее сообщить работодателю об отказе от должности:

  1. Так вы проявите уважение и профессионализм. Чтобы найти нового сотрудника, нужно потратить массу времени и усилий. А элементарное оповещение об отказе соответствует всем канонам деловой этики.
  2. Так вы не окажетесь виноваты в остановке рабочего процесса. Вероятно, у работодателя были на примете и другие кандидаты. Если вы быстро сообщите об отказе, то он еще успеет предложить должность другому человеку.

Далее вы можете ознакомиться с подробной схемой того, как правильно отказаться о вакансии после собеседования или накануне первого выхода на новую работу.

Как сообщить об отказе?

Такому способу стоит отдать предпочтение только в том случае, если:

  • предлагаемая должность не очень серьезная, и нет необходимости ехать ради нее в офис;
  • встреча с интервьюером прошла неоднозначно, вам не удалось наладить контакт;
  • вам хочется хорошо продумать текст, чтобы ваш отказ был аргументированным и грамотным.

После отправки письма убедитесь, что оно дошло до работодателя, иначе последствия будут не самыми приятными. Вот пример ситуации из реальной жизни:

Придерживайтесь следующего алгоритма при отказе работодателю по телефону:

  • поприветствуйте его;
  • представьтесь и напомните, кто вы;
  • поблагодарите за предоставленную возможность;
  • вежливо сообщите об отказе;
  • перечислите причины;
  • пожелайте успехов и попрощайтесь.

Такой вариант общения гораздо сложнее, чем вышеупомянутый. Реакция работодателя может быть непредсказуема. Здесь в игру вступает человеческий фактор.


От собеседника может последовать недовольство, а также попытки переубедить вас. Если же вы звоните с четким настроем дать отказ, то возьмите на вооружение следующие правила:

  • предварительно продумайте убедительные аргументы, которые заставили вас отказаться от предлагаемой должности;
  • говорите уверенно, но тактично. Не позволяйте собеседнику начать обсуждение;
  • даже если работодатель проявит негативные эмоции, будьте вежливы и завершите беседу благожелательно.

Вот пример того, как можно красиво отказать по телефону:

Здравствуйте, Геннадий Иванович, вас беспокоит Денисова Марина Евгеньевна. Я проходила у вас собеседование на должность бухгалтера. Благодарю за то, что доверили мне эту работу, но вынуждена сообщить, что я получила более подходящее предложение из другой компании. Поэтому мне придется отказаться от Вашей вакансии. Желаю Вам удачи в поисках сотрудника.

Может показаться, что реальная встреча — самый подходящий вариант. Но действительно ли это правильное решение?

Если в процессе прохождения собеседования вы поняли, что хотите отказаться, — тогда да. Лучше сделать это сразу, глядя в глаза. Таким образом вы никого не подведете и при этом убережете себя от неподходящей работы.

Если причина весомая, то есть смысл подъехать в офис лично, чтобы сообщить об отказе нанимателю. Ну а в случае перемены решения из-за того, что офис расположен слишком далеко от дома, лучше написать или позвонить.

В личной встрече есть необходимость, если вы установили теплые, доброжелательные отношения с интервьюером. В особенности, если должность серьезная.

Теперь выясним, как отказаться от работы после собеседования самым правильным способом.

  1. Поприветствуйте работодателя и представьтесь.

Возможно, в офис звонят тысячи людей, и вас еще элементарно не запомнили. Обязательно представьтесь в начале разговора и сообщите, как вы связаны с компанией. Например:

Здравствуйте, Валентина Матвеевна, меня зовут Игорь Алексеевич Антонов. Позавчера я проходил собеседование в вашей компании на должность специалиста в отдел снабжения.

  1. Поблагодарите за интерес к вашей кандидатуре.

Это один из самых важных пунктов. Так как он подготавливает почву для будущего отказа. Благодарность поможет расположить к себе работодателя и улучшить его реакцию.

Вот один из вариантов, как это можно сделать:

Спасибо за то, что уделили мне внимание, несмотря на вашу занятость.

  1. Сделайте несколько комплиментов в адрес компании.

Важно только не переусердствовать. Навязчивая лесть вряд ли кому-то понравится. Ваши фразы должны быть лаконичными и по существу. Например:

В компании царит доброжелательная атмосфера. Встреча с интервьюером прошла очень хорошо. Мне было интересно пообщаться с сотрудниками. Они действительно горят своим делом.

  1. Покажите, что решение отказаться от должности далось вам нелегко.

При этом следите за тем, чтобы в вашей речи не было фальши. Если же слова будут звучать неискренне, то это вызовет раздражение у работодателя.

Вот удачный пример:

  1. Озвучьте, что стало главными причинами вашего отказа.

Подберите убедительными аргументы. Говорите уважительно, культурно и корректно. Например:

К сожалению, офис находится на большом удалении от моего дома. Я не могу тратить по 2 часа на дорогу туда и обратно.

Условия по заработной плате не совсем устраивают меня.

Сейчас я осознаю, что моего опыта недостаточно, чтобы успешно выполнять обязанности в этой должности.

Это позволит закончить беседу на весьма теплой и доброжелательной ноте. Пожелайте компании быстрого роста и профессиональных сотрудников. Например:

Желаю в кратчайшие сроки найти подходящего сотрудника на эту должность. Я не сомневаюсь, что вашу компанию ждет отличное будущее.

В случае, если ваше решение об отказе принято сразу после окончания собеседования, то план будет немного другим:

  1. Сначала сделайте комплимент компании (скажите только основное).
  2. Скажите спасибо за уделенное вам время.
  3. Укажите причину отказа.
  4. Пожелайте успехов.

Какие назвать причины при отказе от должности?

Не нужно врать, старайтесь говорить честно и по делу. Исключение — личная неприязнь к сотрудникам или работодателю.

Вот список причин, которые можно озвучить при отказе:

  • офис расположен очень далеко от дома, трудно добираться;
  • неудобная система начисления зарплаты, не устраивает социальный пакет;
  • не подходит функционал должности;
  • вы не согласны на командировки;
  • не подходит график;
  • нет вариантов карьерного роста;
  • нежелание работать по выходным или сверхурочно (если такая практика распространена в компании);
  • неподходящие бытовые условия;
  • вы нашли работу в другой компании и т.д.

А вот те причины, о которых не стоит сообщать нанимателю:

  • о низкой зарплате и возмущении, как кто-то вообще соглашается работать за такие деньги;
  • сотрудники компании показались вам людьми неприятными и скверными;
  • вы чувствуете личную неприязнь к работодателю или интервьюеру.

Никогда не просите посторонних лиц сообщить об отказе руководителю. В любом случае это должно произойти напрямую: будь то по телефону, через письмо или при личной встрече.

Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, какие ошибки сведут поиск работы на нет:

Вежливо и тактично отказать начальнику — довольно трудно. Учитывайте все вышеупомянутые рекомендации. Это поможет грамотно сформировать отказ, чтобы не оставить о себе плохое впечатление.

Читайте также: