Как оспорить признание дома аварийным

Обновлено: 07.07.2024

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:

- ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

7 августа 2017, 00:59

Порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:

- ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

- расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;

- получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Фото паспорта дома

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным в установленном Правительством РФ порядке. Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее – Положение № 47).

В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного закона капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В отличие от капитального ремонта при реконструкции обязательно происходит изменение параметров объекта капитального строительства или его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). В то же время и при реконструкции, и при капитальном ремонте могут проводиться работы по замене и восстановлению конструктивных элементов общего имущества многоквартирного дома.

Основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции перечислены в разделе III Положения № 47.

В соответствии с п. 7 Положения № 47 оценка и обследование многоквартирного жилого дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, которая создается органом государственной власти или органом местного самоуправления. В Москве эта функция в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП возложена на Городскую межведомственную комиссию города Москвы по использованию жилищного фонда города Москвы.

Состав комиссии указан в п. 41 Положения о Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы (утв. постановлением № 274-ПП, далее – Положение № 274-ПП). Председатель комиссии – заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюков П.П. К работе комиссии согласно п. 42 Положения № 274-ПП должен быть привлечен представитель собственников помещений в многоквартирном доме и представитель организации, управляющей этим домом.

Проверка дома на аварийность осуществляется на основании заявления собственника помещения в доме или обращения надзорного органа. Согласно пунктам 17-18 Положения № 274-ПП если вопрос об аварийности дома рассматривается по заявлению одного из собственников помещений, то для рассмотрения комиссией вопроса о признании дома аварийным необходимо наличие протокола общего собрания собственников помещений в доме о готовности или неготовности собственников самостоятельно обеспечить снос или реконструкцию дома в случае его признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае отсутствия такого протокола префектура округа обеспечивает проведение такого собрания.

Результатом работы МВК является заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.п. 30-31.3 Положения № 274-ПП, п. 47 Положения № 47).

В случае отсутствия согласия, а также в случае невключения дома в адресную программу происходит выкуп жилья по рыночной стоимости в соответствии со ст. 32 ЖК РФ сначала во внесудебном, затем – в судебном порядке. Согласно ч. 10 указанной статьи признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

И заключение МВК, и распоряжение Правительства Москвы могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства (КАС РФ).

Стоит учитывать, что можно оспаривать действия или бездействие органов власти, принятые решения, но нельзя заявить требования о признании дома неаварийным или аналогичные требования. Как указал Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Суды не могут подменить МВК или Правительство Москвы по данным вопросам.

В делах об оспаривании заключений комиссий или решений органов власти о признании дома аварийным суды обращают внимание на правильность формирования комиссии, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций. Важно соблюдение процедуры обследования дома. Визуальный осмотр дома без привлечения специалистов и без использования необходимого оборудования не является достаточным для вынесения комиссией обоснованного заключения.

В судебное заседание можно представить досудебную строительно-техническую экспертизу, или в ходе разбирательства назначить и провести судебную экспертизу.

Как указал Верховный Суд в указанном обзоре судебной практики, удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении № 47 требованиям, не предрешая ее существа.

В ряде случаев интересы жителей эффективно защищает прокурор путем подачи иска в их интересах. Поэтому во внесудебном порядке целесообразно обратиться за защитой своих прав в прокуратуру.

Резюме

В случае признания дома аварийным проведение капитального ремонта не имеет смысла.

Критерии аварийности дома перечислены в разделе III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

В случае признания дома аварийным жильцы могут быть переселены в другие помещения, помещения, находящиеся в собственности, могут быть изъяты для муниципальных нужд с выплатой рыночной стоимости квартиры (которая включает стоимость общего имущества и придомового участка).

Скорее всего, дом числится аварийным ошибочно. Для прояснения информации нужно письменно запросить в Мосжилинспекции и Префектуре ЦАО информацию о том, признан ли дом аварийным и в случае признания дома аварийным попросить предоставить копии заключения МВК и правового акта Правительства Москвы по этому вопросу или выписки из них. Также следует письменно запросить информацию о признании дома аварийным в управляющей компании.

Если дом все-таки признан аварийным, то во внесудебном порядке могут помочь решить проблему обращения в Правительство Москвы и прокуратуру.

В случае, если Правительство не пожелает пересмотреть свое распоряжение, а прокуратура не найдет нарушения прав граждан, единственный выход – оспаривать заключение МВК и распоряжение Правительства Москвы в порядке, установленном КАС РФ. Не нужно пропускать установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок, который в данном случае, полагаю, должен исчисляться с момента ознакомления гражданина с текстом решения, подлежащего обжалованию.


Признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется при наличии соответствующих оснований и в порядке, предусмотренном законом.

Порядок признания дома аварийным
Для признания дома аварийным рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определитесь, есть ли основания для признания дома аварийным
Дома признаются аварийными, в частности, если они (п. п. 34, 36, 38 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):
имеют аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости;
расположены в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
расположены в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях или иных обстоятельствах, в результате которых сложилась чрезвычайная ситуация, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение;
получили повреждения, в том числе в результате взрывов, аварий, пожаров, неравномерной просадки грунтов, других сложных геологических явлений, чрезвычайных ситуаций, если проведение восстановительных работ невозможно или нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Шаг 2. Подготовьте и подайте документы в специальную комиссию
Оценка и обследование многоквартирного дома (МКД) в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях межведомственной комиссией.
Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника. Если МКД принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти или его подведомственному предприятию (учреждению), решение на основании заключения комиссии принимается таким органом (абз. 1, 7 п. 7 Положения N 47; п. 1 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 11.01.2017 N 11).
В межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения вам необходимо подать, в частности, следующие документы (п. 45 Положения N 47):
заявление о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
заключение специализированной организации, проводившей обследование МКД.
Вы можете по своей инициативе представить также сведения из ЕГРН о правах на жилое помещение и технический паспорт жилого помещения (п. п. 45, 45(2) Положения N 47).
Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить на бумажном носителе лично или по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием Единого портала госуслуг, регионального портала (при наличии) или посредством МФЦ (абз. 8 п. 45 Положения N 47).
Дополнительно отметим, что в Москве по данной проблеме можно обратиться в государственную жилищную инспекцию. Она принимает решение о внесении заключения о признании МКД аварийным на рассмотрение вышеуказанной межведомственной комиссии, а также осуществляет жилищный надзор за соблюдением обязательных требований к порядку признания МКД аварийным (ст. 20 ЖК РФ; п. п. 4.2.7, 4.3.1.4 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП).
Следует иметь в виду, что, если жилые помещения получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации, комиссия принимает решение на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее — сводный перечень), сформированного и утвержденного субъектом РФ на основании полученных посредством межведомственного взаимодействия сведений из Единого государственного реестра недвижимости (абз. 1 п. 42 Положения N 47).
В указанном случае представлять документы не требуется (п. 45(1) Положения N 47).
Собственник, правообладатель или наниматель жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации, вправе обратиться в комиссию с заявлением, если указанное помещение не включено в сводный перечень (абз. 2 п. 42 Положения N 47).

Шаг 3. Получите решение о признании дома аварийным
Межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней, а сводный перечень или заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и не включено в сводный перечень, — в течение 20 календарных дней и принимает решение в виде заключения об оценке соответствия МКД установленным требованиям либо решение о проведении дополнительного обследования.
В случае непредставления необходимых документов и невозможности их истребования в порядке межведомственного взаимодействия заявление возвращается без рассмотрения (п. 46 Положения N 47).
Если дополнительное обследование не требуется, комиссия примет одно из следующих решений (заключений) (п. п. 46, 47 Положения N 47):
о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заключение комиссии в трехдневный срок направляется в уполномоченный орган для принятия решения о признании дома аварийным (п. п. 7, 47(1) Положения N 47).
В случае выявления факторов, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, заключение комиссии направляется в соответствующий орган, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения (п. 51 Положения N 47).
Если МКД признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение пяти лет со дня выдачи разрешения о его вводе в эксплуатацию по причинам, не связанным со стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы, комиссия в пятидневный срок направит заключение в органы прокуратуры (п. 51 Положения N 47).
На основании полученного заключения комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным соответствующий уполномоченный орган в течение 30 календарных дней, а в случае обследования жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней со дня получения заключения, принимает решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает, в частности, распоряжение с указанием сроков отселения граждан. В пятидневный срок со дня принятия этого решения уполномоченный орган направляет по одному экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю и в орган государственного (муниципального) жилищного надзора (контроля) по месту нахождения МКД (п. п. 49, 51 Положения N 47).
Решение уполномоченного органа, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. При этом следует учитывать, что решение вопроса о признании дома аварийным не входит в полномочия судебных органов (п. 52 Положения N 47; разд. I Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Согласно документу Межведомственная комиссия администрации г. Екатеринбурга с 2018 г. выносит заключение об отсутствии оснований для признания аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома, а жильцы оспаривают его


В частном определении указывается, что решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15 ноября 2018 г. признано незаконным заключение Межведомственной комиссии администрации г. Екатеринбурга от 28 августа 2018 г. об отсутствии оснований для признания аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного жилого дома.

Решением того же суда от 8 февраля 2019 г. по иску З. об оспаривании решения Межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания требования удовлетворены частично. На ответчика была возложена обязанность назначить межведомственную комиссию для проведения обследования квартиры № 22 по заявлению о признании помещения непригодным для проживания.

Решением того же суда от 26 ноября 2019 г. признано незаконным заключение межведомственной комиссии от 30 августа 2019 г. об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Суд возложил обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу назначить межведомственную комиссию для повторного рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции.

6 февраля 2020 г. Ленинский районный суд признал незаконными заключения межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания помещения подлежащим ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения.

Отмечается, что указанные судебные решения административным ответчиком были обжалованы, вступили в законную силу.

23 июня на заседании межведомственной комиссии принято решение о выявлении оснований для признания помещений, чердачных перекрытий многоквартирного дома подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке. Не согласившись с таким решением, жильцы вновь обратились в суд с иском к администрации, и 14 августа это заключение было признано незаконным.

При принятии решения суд установил факт ненадлежащего исполнения обязанностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В частном определении указывается: ранее судебными решениями было установлено, что заключения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции принимаются без учета фактического состояния многоквартирного дома, в противоречие установленным судебными решениями обстоятельствам и выводам, изложенным в исследованных технических заключениях об аварийности чердачных перекрытий, а также о необходимости полной замены деревянной стропильной системы, наличия множественных разрушений, расслоения древесины, следов гнили, аварийности несущих конструкций многоквартирного дома.

Суд указал, что согласно ст. 1 Жилищного кодекса жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Отмечается, что вопросы контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в силу ст. 4 Жилищного кодекса отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Суд заметил, что неоднократное принятие Межведомственной комиссией решений по вопросу о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, признанных в дальнейшем незаконными, свидетельствует о формальном и необъективном подходе к разрешению поставленного вопроса. Данные действия, указал суд, влекут за собой нарушение прав заявителей на разрешение вопроса в разумный срок и их неоднократное обращение за судебной защитой.

Таким образом, суд вынес частное определение, в котором определил обратить внимание главы администрации г. Екатеринбурга на нарушение норм жилищного законодательства при рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. До 14 сентября суд должен был быть уведомлен о принятых мерах.

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко предположила, что глава администрации мог принять следующие меры:

  • указать лицу, допустившему нарушение закона, на недопустимость впредь подобных действий;
  • организовать меры, направленные на совершенствование работы соответствующих органов, в данном случае Межведомственной комиссии;
  • привлечь к дисциплинарной ответственности виновных работников.

Большинство гражданских и административных дел в 2019 г. связаны со взысканием различных долгов с граждан

Как следует из статистики Судебного департамента, речь идет о взыскании просроченных сумм займов и кредитов, платы за жилую площадь и коммунальные услуги, а также задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам

Читайте также: