Как оспорить предписание гжи заполнение гис жкх

Обновлено: 28.05.2024

Как государственный жилищный надзор работает с вашими жалобами

Для того, чтобы нашим читателем стало понятнее, какие процессы происходят в жилищных инспекциях при подаче в них жалоб на управляющие компании, мы подготовили этот материал.

Как жилинспекции работают с жалобами жильцов?

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции. Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала. И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

Итак, если вы написали жалобу в жилинспекцию, о нарушениях требований жилищного законодательства (или лицензионных требований) организацией, обслуживающей ваш дом, то далее разворачивается следующая цепочка событий:

1. Жилинспекция (далее - ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц…").

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

В большинстве известных нам случаев, ГЖИ не наказывают за найденные нарушения сразу же, а выписывают предписания, и только при невыполнении предписаний составляют протоколы об административных правонарушениях. Такой порядок действий рекомендован письмом Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

А теперь простые выводы:

Ну самыми лучшими способами заставить управляющую компанию работать остаются или смена управляющей компании, или составление актов, подтверждающих некачественную работу управляющей компании, и дальнейшее требование перерасчета по этим актам.

Дополнение. Все регламенты, в соответствии с которыми органы государственного жилищного надзора проводят проверки, должны соответствовать следующим документами:

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ";

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре";

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями";

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности";

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ";

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 N 360 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю";

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 91-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края";

Нормативные документы органов власти соответствующего субъекта Федерации, регламентирующие работу органов жилищного надзора.

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.

Что вы узнаете

На что жаловаться

Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.

Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.

Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.

Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:

  1. Работы, необходимые, чтобы содержать в порядке несущие конструкции дома: фундамент, стены, крышу и другие элементы. То есть УК, например, должна контролировать состояние дверей подвалов и замков на них, а также кровлю на предмет протечек. Если что-то обнаружит — устранять неисправность.
  2. Работы, которые нужны, чтобы поддерживать в порядке инженерные системы и общее имущество. Например, УК должна контролировать и заменять вышедшие из строя датчики, проводку и оборудование пожарной и охранной сигнализации.
  3. Работы, чтобы содержать в порядке сам дом. Например, УК обязана проводить сухую и влажную уборку тамбуров, лифтов, пандусов и других общих мест, очищать двор от наледи и льда и пр.

Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.

Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.

УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.

    , если, например, УК нарушит правила содержания общего имущества и его технической эксплуатации. или приостановление деятельности на срок до 90 суток, если УК не исполняет санитарные нормы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, в доме плохо работает вентиляция или лифт скрипит и дребезжит так, что стены дрожат. Это нарушение санитарных норм. Воздухообмен, уровни шума и вибрации должны соответствовать установленным нормам. , если компания не соблюдает правила пожарной безопасности. , если компания нарушает правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. , если компания в своей деятельности нарушает требования, установленные в лицензии на управление многоквартирными домами. , если компания не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемой услуге или включает в договор условия, которые ущемляют права потребителя.

Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.

Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Куда жаловаться

Это зависит от причины, по которой вы жалуетесь.

В аварийно-диспетчерскую службу подают жалобы и заявки об устранении выявленных недостатков. Недостатки могут быть такими:

  1. Дворники плохо убирают двор.
  2. В подъездах слишком редко моют лестницы и площадки.
  3. Батареи в вашей квартире недостаточно теплые.
  4. Из крана с горячей водой течет еле теплая.

Лучше обращаться письменно. Но можно и устно, например позвонить по телефону. Вы должны назвать свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где надо проверить батареи или наладить уборку в подъезде, и сказать, что именно вас не устраивает.

Вашу заявку сотрудники УК должны отработать — наладить работу дворников и уборщиц, устранить воздушные пробки в батареях, чтобы отопление заработало как надо, залатать текущую крышу.

Образец жалобы УК должна разместить на информационном стенде. Если ваша УК проигнорировала это требование законодательства, можете воспользоваться нашим образцом. Я приведу его ниже.

Жалобу надо составить в двух экземплярах. Один экземпляр передайте в УК, а на втором попросите в УК поставить отметку и оставьте себе.

В жилищную инспекцию следует обращаться, если считаете, что УК плохо исполняет свои обязанности по договору. Например, если УК:

  1. Не следит за работой лифтов.
  2. Не ремонтирует подъезды.
  3. Не чинит качели на детской площадке.

Вы вправе подать жалобу и потребовать проверить работы УК: насколько компания соблюдает установленные законом требования к содержанию общего имущества дома и придомовой территории либо предоставлению коммунальных услуг.

Государственный жилищный надзор осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, а муниципальный — уполномоченные органы местного самоуправления.

Например, региональный государственный жилищный надзор в Москве осуществляет Государственная жилищная инспекция г. Москвы — Мосжилинспекция.

Разница между ними заключается в жилье, которое они курируют. Государственный контроль надзирает за всем жильем независимо от формы собственности, а муниципальный может вести надзор только за жилыми домами и общежитиями, принадлежащими городу.

Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, некоммерческие организации, советы домов и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ. Такой контроль бывает в форме общественной проверки органов и организаций или публичных слушаний.

Общественная проверка проводится по инициативе, например, уполномоченного по правам человека в РФ или уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Вы можете поучаствовать в ней как общественный инспектор или общественный эксперт — если у вас есть нужные знания в области ЖКХ. Например, если вы финансист и хорошо разбираетесь в тарифах. Или вы инженер и хорошо знаете, как правильно должен работать в доме водопровод. Найти мероприятие, в котором вы хотели бы поучаствовать, можно на сайте ГИС ЖКХ.

На публичных слушаниях, как правило, обсуждают проблемные вопросы, которые не урегулированы действующим законодательством. Либо те нормы, которые в законе есть, а на практике не работают. По итогам составляют протокол, в котором излагают предложения, высказанные в процессе публичных слушаний, и направляют его в органы публичной власти и заинтересованным организациям для решения поднятых вопросов.

Для участия в публичных слушаниях специального образования и профессиональных знаний не нужно, туда может прийти любой желающий. И еще вы всегда можете подать жалобу в органы общественного контроля на свою УК.

Если УК плохо содержит дом, органы госжилинспекции (ГЖИ) могут привлечь ее к административной ответственности и вынести предписание об устранении нарушения. Есть даже случаи, когда УК могут лишить права управления конкретным домом. Например, если госжилинспекция выдаст предписание в отношении этого дома и в течение 12 месяцев с этого дня суд назначит УК два и более административных наказания за то, что она ненадлежаще исполняет предписания по этому дому.

В Роспотребнадзор можете обратиться, если УК вам не предоставляет сведения о сроках, качестве и объеме услуг или отказывается вернуть деньги, если у вас есть переплата. Любые жалобы по поводу нарушения ваших прав потребителя рассматривает Роспотребнадзор.

Сначала лучше обратиться с претензией непосредственно в УК, а если жалобу оставят без ответа или нарушение не устранят, следует писать в Роспотребнадзор.

Основанием для внеплановой проверки УК могут стать такие факты:

  1. Возможная угроза или вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также угроза, что возникнет чрезвычайная ситуация.
  2. Нарушение прав потребителей. Но только при условии, что заявитель обращался за защитой или восстановлением своих прав к нарушителю, но это обращение не рассмотрели или требование не удовлетворили.

В прокуратуру можно обратиться за восстановлением нарушенных прав. Органы Прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан.

Жалобу следует подать в районную прокуратуру: если обратитесь в вышестоящий орган, ваше обращение все равно перенаправят в орган по вашему месту жительства. Сотрудники прокуратуры проведут проверку законности действий или бездействий УК и направят вам ответ в течение 30 дней. В нем в зависимости от итога проверки будет сказано, что нарушений не нашли или что УК вынесено предписание об устранении нарушений в установленный срок.

В ФАС. Эта служба контролирует, чтобы плату с жильцов УК взимала по установленным тарифам. Если считаете, что ваша УК необоснованно завышает плату за коммунальные услуги, можете обратиться с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы. Ее специалисты проведут проверку и установят причины и обоснованность повышения. В случае если выявят нарушение, УК предпишут устранить такое нарушение и наложат штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Еще одно нарушение, которое входит в компетенцию ФАС — навязывание невыгодных условий содержания жилья. Чаще всего этим грешат УК в новых домах. Например, некоторые компании назначают плату за подъем строительных материалов и даже плату за проход в дом — жильцов вынуждают покупать пропуска в собственные квартиры. Разумеется, это нарушение законодательства, о котором нужно сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы вашего региона.

Подать жалобу вы можете лично, почтовым отправлением или написав письмо на сайте. Если выберете вариант электронного обращения, лучше сначала прочтите правила подачи.

Лучше описать ситуацию как можно подробнее и приложить все документы, которыми вы можете подтвердить обоснованность своей претензии к УК

В суд. Обратиться в суд вы можете по разным причинам — чтобы обязать УК устранить недостатки в обслуживании дома, выполнить ваши требования или взыскать с компании компенсацию ущерба.

Дополнительно можете потребовать, чтобы с УК взыскали штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда.

Платить госпошлину за подачу такого иска в суд не придется, если сумма иска не превышает 1 млн рублей. Если больше — госпошлину рассчитывают исходя из цены иска за вычетом миллиона.

Как написать жалобу

В жалобе нужно изложить суть проблемы. Чем подробнее вы изложите обстоятельства нарушения, тем больше шансов, что по вашему обращению все исправят. Вы можете обратиться к юристу, который поможет составить жалобу. Но вполне можно обойтись и собственными силами.

Искать в интернете информацию о нормах закона, которые, по вашему мнению, нарушила УК, тоже необязательно. Главное — подробно и последовательно описать ситуацию и по возможности приложить доказательства. Это может быть фото- и видеосъемка, квитанции, акты, показания свидетелей, копии предыдущих обращений.

Жалобу можно напечатать или написать от руки. В последнем случае постарайтесь писать разборчиво — в ваших интересах, чтобы ваше обращение смогли прочесть. В любом случае подпись под жалобой нужно написать от руки. Также надо указать дату обращения и перечислить приложения, если в подтверждение своих доводов вы прикладываете к жалобе документы и материалы либо их копии.

ВС указал, что административный орган не должен игнорировать волю собственников помещений в многоквартирном доме относительно избранного ими способа формирования фонда капремонта, подтвержденную последующими решениями общих собраний


По мнению одного из экспертов, в рассматриваемом деле Верховный Суд сделал три важных вывода, самый интересный из которых касается учета надзорным органом волеизъявления соответствующих лиц и его длительности. Другой отметил, что Суд резонно указал на отсутствие у жилищной инспекции права на признание ничтожным решения общего собрания, что позволяет соблюдать баланс интересов и гарантирует адекватное применение процессуального законодательства.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ опубликовала Определение № 301-ЭС21-2180 по делу № А79-590/2020 об оспаривании предписания жилищной инспекции о ничтожности решения общего собрания жильцов многоквартирного дома по проведению капитального ремонта силами частной компании, а не регионального оператора.

В дальнейшем Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики в ходе внеплановой документарной проверки общества выявила, что решение о проведении капремонта было принято при наличии 65,27% от общего числа голосов собственников помещений в МКД вместо необходимых 66,7%. Таким образом, инспекция пришла к выводу о ничтожности данного решения со ссылкой на то, что формирование фонда капремонта должно осуществляться на счете регионального оператора, и сочла, что общество нарушило ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в связи с чем выдала предписание о прекращении начисления взносов на капремонт и выставления платежных документов по взносам на такой ремонт собственникам помещений МКД. Госорган также обязал общество перечислить денежные средства, находящиеся на специальном счете, где аккумулировались взносы на капремонт МКД, на счет регионального оператора.

Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в арбитражный суд, который признал решение недействительным. При этом суд исходил из отсутствия у инспекции правовых оснований для признания ничтожным решения общего собрания собственников помещений МКД от 26 мая 2015 г. по формальным основаниям (ввиду отсутствия кворума), поскольку общество действовало добросовестно в интересах собственников помещений МКД – во исполнение их воли, состоящей в создании фонда капремонта на специальном счете, подтвержденной при проведении последующих собраний жильцов дома.

Тем не менее апелляция отменила решение первой инстанции и отказалась удовлетворять требования заявителя, согласившись с позицией жилищной инспекции об отсутствии нужного кворума жильцов, и признала правомерной необходимость формирования фонда капремонта на счете регионального оператора. Окружной суд поддержал постановление апелляции.

Общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд, и Судебная коллегия по экономическим спорам согласилась с доводами заявителя. Так, ВС напомнил, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение 6 месяцев со дня, когда лицо, чьи права нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Собственник помещения в МКД вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием жильцов этого дома, в течение 6 месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК).

ВС добавил, что жилищная инспекция не воспользовалась правом на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения собрания собственников помещений МКД от 26 мая 2015 г. Кроме того, при проведении проверки и вынесении предписания произвольное вмешательство административного органа в частные дела недопустимо (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Применительно к рассматриваемому делу, пояснил Суд, это означает, что при проведении проверки и вынесении предписания инспекция не могла не учитывать волю жильцов относительно избранного ими способа формирования фонда капремонта, подтвержденную последующими решениями собраний и реализованную фактически к моменту проведения проверки, – иное создавало бы угрозу нарушения прав собственников в результате действий административного органа.

Читайте также: