Как организовать рабочее место в мастерской

Обновлено: 18.05.2024

На фото изображено - Как организовать пространство для творчества, рис. Комната

​Мастерская — светлое, просторное, хорошо организованное помещение — мечта каждого творческого человека. Как быть, если ее нет, и не предвидится? Отложить приятное увлечение до лучших времен или совсем от него отказаться? Нет. Время и место для творчества должны быть в жизни всегда. Надо учиться творить там, где есть возможность.

​Волны вдохновения приходят неожиданно, чтобы момент не был упущен, важно держать все необходимое под рукой. Рассказываем, как и где хранить инструменты, подсобные материалы и готовые изделия.

Подготовка рабочей поверхности

​Когда семья накормлена, а ее члены разбрелись по своим делам, жилая комната превращается в ремесленную мастерскую.

​Чтобы обеденный стол, пол в гостиной и комод в спальне сохранили первоначальный вид после художественного процесса, их необходимо защитить. Если капли гуаши и акварели легко отмыть, то с потеками клея и алкогольной краски могут возникнуть сложности. Совет: застелите рабочую плоскость полиэтиленовой пленкой или другим непромокаемым материалом.

На фото изображено - Как организовать пространство для творчества, рис. Стол под пленкой

​Творчество не терпит беспорядка, да и муза не будет ждать, пока вы найдете кисть нужного размера. Поэтому храните канцелярские принадлежности, выкройки и ткани в определенном месте, где они аккуратно сложены и никому не мешают. Органайзером может служить вместительная корзина или картонная коробка. На выкладку инструмента не должно уходить более 5 минут.

На фото изображено - Как организовать пространство для творчества, рис. Хранение в коробке

​Если не мыслите жизни без рисования, стоит задуматься о приобретении этюдника. За мобильным ящиком-трансформером удобно работать в любом положении. В собранном виде он занимает совсем мало места.

На фото изображено - Как организовать пространство для творчества, рис. Этюдник

​Окружите себя приятными мелочами: красивые предметы, любимая музыка и ароматы создадут атмосферу уюта и настроят на позитивный лад. Станут неотъемлемыми атрибутами рукоделия.

Техника безопасности

​Занятия живописью, вышивкой, бисероплетением требуют усидчивости и особой концентрации внимания. В постоянном напряжении находятся глаза, ведь работать приходится с мелкими деталями. Чтобы получить 100% положительный результат и не посадить зрение, советуем работать в хорошо освещенном помещении.

На фото изображено - Как организовать пространство для творчества, рис. Светлое помещение

Наилучший вариант — естественный солнечный свет. Обустройте мастерскую у большого окна. Если нет возможности работать в утреннее или дневное время, на помощь придут люминесцентные или светодиодные лампы.

​Современные материалы дают бесконечные возможности творцу, но при неправильном использовании могут навредить здоровью.

  1. Комната, где вы занимаетесь лепкой из полимерной глины, должна хорошо проветриваться.
  2. При рисовании эпоксидной смолой, кроме вентиляции, надо позаботиться о личных средствах защиты — маска, фартук, перчатки.
  3. Спиртовые краски легко воспламеняются, берегите их от огня и горячих предметов.

Инструменты: хранение и уход

​Выше уже сказано о том, что инструменты и сопутствующий материал надо содержать в одном месте, желательно рядом с рабочим столом.

  • Выделите для органайзера отдельную полку или отсек в шкафу.
  • Следите за порядком и выкладкой: не смешивайте наборы для творчества — карандаши хранятся с карандашами, нитки с нитками.
  • Для удобства и мобильности используйте пеналы, контейнеры, папки для бумаг.

​Инвентарь должен быть не только доступен, но и исправен.

  • Периодически проводите ревизию, утилизируйте все, что пришло в негодность, заменяйте новыми предметами.
  • Краски и фломастеры должны находиться в плотной упаковке (можно оставить заводскую). Без крышки они могут высохнуть и загрязниться.
  • Чтобы кисти служили дольше, после использования хорошо их промойте и высушите ворсом вверх.

Внимательно следите за температурой хранения сложных химических составов. Клей, эпоксидная смола, полимерная глина, как правило, плохо переносят прямой солнечный свет, слишком высокую или низкую температуру.

Как хранить готовые работы, без ущерба для пространства

На фото изображено - Как организовать пространство для творчества, рис. Хранение работ

  • рисунки на простой бумаге можно поместить в широкие ящики комода, предварительно упаковав их в картонные или пластиковые папки;
  • тоже проделываем с нежными пастельными работами, только перекладываем каждую калькой или тонкой бумагой, чтобы не осыпалась краска;
  • масляные полотна должны быть расположены вертикально на небольшом расстоянии друг от друга. Для этой цели можно использовать офисный разделитель для документов;
  • вязаные изделия боятся вредителей, могут напитаться посторонними запахами, их следует содержать в сухом, темном месте;
  • для декоративных фигурок и бижутерии нужна индивидуальная упаковка — тканевые или полиэтиленовые пакеты, картонные коробки.

Из мастерской в жилую комнату

​Не каждый художник или рукодельница может похвастаться наличием профессиональной мастерской. Но организовать уютный рабочий уголок в домашних условиях по силам человеку, увлеченному жаждой творчества.

  • Планируйте время и организацию пространства таким образом, чтобы не стеснять своим занятием членов семьи (когда они на учебе, работе или прогулке), так вас не будут отвлекать от важного процесса.
  • Соблюдайте меры безопасности: работайте по инструкции, хорошо проветривайте помещение, тщательно промывайте рабочий инструмент (духовку после полимерной глины).
  • Содержите пространство в чистоте и порядке: используйте защитные покрытия, определите каждой вещи свой уголок. Так вы не будете терять силы и время на дополнительную уборку, и поиск необходимых предметов.

​На приобретение ремесленной мастерской могут уйти годы, подумайте об упущенных возможностях, не написанных картинах и не сшитых игрушках. Дышите вдохновением и новыми идеями, созидайте здесь и сейчас, не стоит тратить жизнь на поиск и ожидание подходящего момента.


Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.

Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.




Площадь сарая получилась около 80 м 2 . Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.


Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.

Пиление

В первую очередь, заготовки нужно торцевать — делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале — ещё и под определёнными углами.

Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила — это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.


Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.


Ещё дерево нужно распускать или кромить, то есть распиливать вдоль. Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.

Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь — но не улучшить качество обработки! — можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.


Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.


Точение

Описанные три операции — торцевание, фугование и рейсмусование — позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.

Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.


Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.

Сушка

Поэтому главное правило — древесина должна быть сначала высушена до 8 — 12 % влажности, только после этого её можно использовать.

Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.


Изгиб

Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками.
Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.


Фрезерование

Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю). Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом. Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.

Сверление

Фанерование

Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями — ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.

Склейка и защитно-декоративное покрытие

Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай — не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.

Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.

Соединения

В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.

Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.

Обустройство мастерской

Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет. А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию. Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место.

Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.

Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.


Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.

Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.

А вот всё, что я успел пока сделать своими руками — стол для рисования песком для дочери:


Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.


Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.


Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.


Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.



Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое — контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.

Читайте также: