Как определить право или левополушарный

Обновлено: 25.06.2024

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

  • доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта .Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

Причины школьных неврозов в младшем школьном возрасте.

Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем женщины.

Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Родители, воспитывая ребенка, часто хотят получить определенный результат, ожидают от него одну реакцию, а получают, бывает, полностью противоположную.

В младшем школьном возрасте у детей могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.

Что происходит при этом с ребенком? Исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат - постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Таким образом, создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.

Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: "не слышит", "не видит", "копается", постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.

Таким образом, при всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.

Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Родителям, общаясь с ребенком, полезно почаще вспоминать, что всем есть место под солнцем: лево-, право - и равнополушарным детям.

Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.

Практические рекомендации для учителей и родителей

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.

5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной" грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

13. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей деятельности.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

В рейтинге мифов, относящихся к головному мозгу, миф о функциональной ассиметрии больших полушарий успешно делит первое место с мифом о том, что мы используем свой мозг не более, чем на 5-10%. Проблема в том, что этот миф – не просто плод воображения интеллектуальных экстремалов, а твердая позиция ряда авторитетных представителей научного сообщества, вплоть до одного нобелевского лауреата. Какие же основания у исследователей и их доверчивой аудитории делать подобные выводы?

Истоки мифа

C легкой руки лауреата нобелевской премии Роберта Сперри и его коллеги Газзанига особенности реакций левого и правого полушария на внешние раздражители и были в дальнейшем соотнесены с теми или иными типами личности. Более того, концепцию полушарного доминирования навязывали, и продолжают навязывать аудитории лекторы медицинских и психологических факультетов.

Раскрой в себе криэйтора, мысли правым полушарием!

Миф опровергнут

Безусловно, существование функционально специализированных зон мозга – неприложный факт, подтвержденный убедительными результатами МРТ-сканирования и другими экспериментальными данными. Так, например, речевые центры взрослого человека на 100% сосредоточены в левом полушарии. Это подтверждается тем, что в случае травм или функциональных нарушений речевой зоны человек либо лишается возможности говорить, либо перестает понимать собеседника. С другой стороны, есть научное подтверждение тому, что сосредоточение речевых центров связано с возрастом человека – у детей 4-5 лет, осваивающих навыки речи, они распределены по обоим полушариям. Однако в зрелом возрасте у всех без исключения людей эти функциональные зоны концентрируются в левом полушарии.

Масштабное исследование, проведенное в 201й году группой под руководством нейробиолога Джеффри Андерсона из Университета Юты развенчало многолетний миф о связи способностей и поведения человека с особенностями развития правого или левого полушария. Результаты исследований были опубликованы в авторитетном научном издании PLoS ONE.

В ходе двухгодичного эксперимента нейрофизиологи обследовали мозг более 1000 человек в возрастном диапазоне 7-29 лет в их спокойном состоянии – во время чтения или отдыха. Карта мозговой активности, полученная методом МРТ позволила проанализировать нейросеть в пределах 7000 условных зон и сделать вывод: никаких убедительных доказательств того, что одно из полушарий доминирует над другим нет. Скорее наоборот, у всех участников эксперимента нагрузка на отдельные участки обоих полушарий распределялась почти равномерно.

На основании полученных результатов Андерсон смог заключить: то, что одни люди рассуждают более логично, а другие ищут ответы, руководствуясь интуицией ни в коей мере не связано с особенностями работы полушарий.

Миф о правополушарных и левополушарных людях оказывается не так безобиден, как кажется на первый взгляд, когда превращается в самоисполняющееся пророчество. Так, например, когда ваш 12-летний ребенок на основании результатов одного из популярных тестов своей личности может убедить себя, что он гуманитарий и в цифрах не силен, скатиться в изучении точных наук. И это самый безобидный пример. Миф о дихотомии мозга может сыграть деструктивную роль и в случае, когда человек неожиданно отказывается от предложения работы своей мечты только потому, что в перечень его должностных обязанностей встречаются творческие навыки, которыми, как он считает, он не располагает.

Удивительная способность мозга к гибкости проявляется в его способности к реорганизации зон мозговой активности даже во взрослом возрасте. Создание новых связей между отдельными клетками мозга – одно из условий, позволяющих нам учиться новому и менять наше поведение. Теперь, когда новые факты стали достоянием широкой общественности, примитивные мифы – тени прошлого больше не смогут вводить нас в заблуждение.

Резюме

Исследования Андерсона опровергают и однозначность того факта, что за эмоциональную сферу однозначно отвечает наше правое полушарие, а за способности мыслить логически – левое. В действительности эмоции и интуитивные способности в огромной мере завязаны на деятельность левого полушария, а умение анализировать и делать логические выводы – правого.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Особенности левополушарных и правополушарных типов людей


В готовой исследовательской работе по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" автор проекта дает определение понятия "левополушарный" и "правополушарный тип людей", рассматривает влияние развития полушарий на жизнь и интересы человека.

Подробнее о работе:


Учебный проект по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" рассматривает теоретические сведения о взаимосвязи выбора профессии и особенностей поведения человека с полушариями мозга. В работе дается развернутая характеристика таких типов личности человека, как "художник" или "мыслитель".

В исследовательском проекте по биологии "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" учащаяся 9 класса школы познакомилась с исследованиями, посвященными изучению важности развития межполушарной связи, и провела свое исследование правополушарных и левополушарных типов людей.

Оглавление

Введение

Проблема: как полушария головного мозга влияют на индивидуальность человека?

Гипотеза: в зависимости от преобладающей функции того или иного полушария каждый человек имеет свою индивидуальную особенность.

Цель: исследование левополушарных и правополушарных типов людей.

  • Изучить литературу по данной теме исследования.
  • Проанализировать интересы левополушарных и правополушарных типов людей.
  • Исследовать качество подчерка левополушапных и правополушарных.
  • Исследовать качество рисунка левополушарных и правополушарных.
  • Проанализировать успеваемость левополушарных и правополушарных.

Методы проведения исследования:

  • изучение литературных источников;
  • социологический опрос;
  • наблюдение;

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты данной работы могут быть использованы на классных часах и родительских собраниях, а также на уроках биологии.

Оба полушария взаимосвязаны и работают слаженно, одновременно. Но при этом каждое полушарие выполняет определенную психическую функцию: левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое полушарие – за образное мышление.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов выделил два основных типа деятельности головного мозга - художественный (доминирует правое полушарие головного мозга) и мыслительный (доминирует левое полушарие головного мозга). Художники захватывают действительность целиком, без всякого дробления. Мыслители именно дробят ее, делают из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части.

Правое полушарие дает нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять различные истории, а также отвечает за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку, а правополушарных – в искусство.

Важности развития межполушарной связи

Маленький ребенок равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе его развития и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Например, в математических школах мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Для успешной и активной жизни нужна слаженная работа обоих полушарий мозга. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

Мы можем самостоятельно тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, регулярно тренировался и в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Исследование левополушарных и правополушарных типов людей

На первом этапе мною был составлен опросник (Приложение 1), выявляющий, чем любят заниматься опрашиваемые, какие школы дополнительного образования они посещали или посещают до сих пор.

На втором этапе эксперимента мною было проведено индивидуальное тестирование опрашиваемых на доминирующие полушарие головного мозга. Для этого я использовала тест нейропсихолога Александра Романовича Лурия.

Все опрашиваемые распределились на три группы:

  • Правополушарные (доминирует правое полушарие) 28%
  • Левополушарные (доминирует левое полушарие) 18%
  • Равнополушарные (оба полушария развиты одинакового) 54%

И получилось, что независимо от того, какой рукой пишет или рисует человек, у него развито то или иное полушарие. То есть у праворукого человека не всегда доминирует левое полушарие, как это выходило из теории, у него может доминировать и правое или два полушария равномерно функционируют.

Именно эту особенность я и стала исследовать. И получилось, что левополушарные люди не посещали художественные школы, так как им свойственно логическое мышление, а не образное. По этой же причине левополушарные не любят заниматься рукоделием и творчеством. Большинство опрошенных людей, занимающихся танцами, пением, рисованием, - это правополушарные и равнополушарные (это указывает на их образное и творческое мышление).

Заключение

В ходе практического исследования мною были получены данные о том, что все праворукие отличаются друг от друга. Среди них есть правополушарные, левополушарные и равнополушарные. И им свойственны разные увлечения.

Практическая значимость моей исследовательской работы и проекта по биологии на тему "Особенности левополушарных и правополушарных типов людей" заключается в том, что в процессе изучения литературы по теме исследования, я нашла полезные рекомендации ученых, как тренировать мозг для развития межполушарной связи, способствующей успешной учебе. А практическое исследование показало, что этому способствуют занятия спортом, музыкой и стихотворство. Полученные данные подтвердили и то, что у равнополушарных высокая успеваемость в учебе.

А также конкретная информация о доминирующем полушарии у моих одноклассников поможет каждому из них использовать ее себе во благо, а в дальнейшем и определить свой путь при выборе профессии.

Список литературы

  1. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. М.: Генезис, 2008.
  2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
  3. Шохор-Троицкая М. Не переучивайте левшу!//Наука и жизнь, 2002, № 8.

Приложение 1. Тест на определение ведущей руки и ведущего глаза А.Р. Лурии

Замок Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Зафиксировать результат. Л / П
Прицел

Приложение 2. Упражнения для развития обоих полушарий

Однако истина заключается еще и в том, что тестирование — это, в принципе, самый легкий, пусть и очень важный этап оптимизации в целом. Определяет конечный результат правильно выбранная целостная стратегия: как и что вы тестируете.

Секрет в разнообразии тестируемых гипотез и идей.

Правополушарный или левополушарный сплит-тест

Левое полушарие: логичное, последовательное, рассудочное, аналитическое, объективное, оценивает детали.

Правое полушарие: случайное, интуитивное, целостное, синтезирующее, субъективное, оценивает все в общем.

Проигнорируем на минуту тот факт, что теория левого/правого полушария опровергается последними исследованиями.

Важна как творческая сторона решения проблемы, так и аналитическая.

Все это может показаться пустыми рассуждениями, но только до того момента как вы решите запустить свой первый сплит-тест.

Творческий Инь и строгий Ян

Создание новых идей так же необходимо, как их тестирование. Серьезные результаты основаны на серьезных идеях.

Инь — это инновационные, интуитивные, творческие маркетинговые идеи. Ян — это логическое, рациональное доказательство, луч света правды в темном царстве, высвечивающий реальность. Конечно, необходимо постоянно тестировать, но без появления новых идей нам будет просто нечего проверять.

Креативность необходима, так как каждая ситуация является по-своему уникальной, и ключ к ее пониманию лежит в контексте происходящего.

Нет книги рецептов по оптимизации конверсии

Да, да, ровно как и нет суперконверсионной зеленой кнопки для идеального лендинга.

Неважно, во сколько вам обойдется дизайн целевой страницы: в 30 000 рублей или 150 000 той же валюты. При неправильно сформулированном оффере и некорректно настроенной рекламной кампании лидов просто не будет.

Практика интернет-маркетинга показывает, что не существует универсальных принципов, схем и процессов, которые можно применить к любой ситуации, любой платформе, к каждому сегменту целевой аудитории и каждому маркетинговому каналу в одинаково равной степени.

Пример правополушарного сплит-теста

При оптимизации конверсии ресурса компании Expensify, предложенные варианты сплит-теста не были основаны на каком-либо алгоритме. Команда, состоящая из разнонаправленно думающих специалистов, но возглавляемая опытным стратегом, просто интуитивно разработала новые подходы, гипотезы, если точнее.

Вот оригинал целевой страницы перед началом сплит-тестирования:

Оригинал страницы

LIFT

Первые результаты подтвердили или опровергли эти гипотезы, что сузило круг вопросов, стоявших перед маркетологами и дизайнерами. В окончательном этапе оптимизации участвовали 4 варианта посадочной страницы, одному из которых предстояло стать окончательным победителем.

Окончательный вариант

Когда вы посмотрите на победивший по результатам промежуточных тестов лендинг, вы поймете, что его создание не основано на четкой логической модели. Этот вариант отличался от исходника следующими элементами:

Разумеется, что WiderFunnel протестировали и другие варианты посадочных страниц, оцените эволюцию дизайна и последний вариант лендинга:

Последний вариант

Замечательный дизайн и 47% претворения дополнительной конверсии в лиды или регистрации тестового аккаунта SaaS-платформы

Чтобы понять, что такое 47, казалось бы, невысоких процентов, представьте, что сегодня вы получаете 100 потенциальных клиентов, а завтра генерируете 147, что опционально может увеличить ваши продажи на 50%!

Вместо заключения

Эксперты WiderFunnel верят, что добиваются хороших результатов, необходимо используя современные методы анализа данных, однако не стоит забывать, что творческая сторона сознания также должна участвовать в поиске новых решений для существующих проблем.

Читайте также: