Как оформляется в росреестре блокированного частного дома

Обновлено: 01.05.2024

Блокированный жилой дом - ВРИ ЗУ

В генеральных планах поселений и ПЗЗ зона жилой застройки дробится на территории. Для зоны жилой застройки определены главенствующие виды использования земельных участков:

  1. индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
  2. малоэтажная застройка
  3. приусадебные участки личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  4. блокированная жилая застройка
  5. передвижное жильё
  6. среднеэтажная жилая застройка
  7. многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
  8. обслуживание жилой застройки

Блокированная жилая застройка – это один из типичных видов использования земельных участков в населённых пунктах. Точнее, это ВРИ ЗУ в части территориальной зоны жилой застройки.

Блокированная жилая застройка – объект недвижимости

Действующий Классификатор ВРИ ЗУ (утверждён Приказом Росреестра № П/0412 от 10.11.2020) – главный ориентир при анализе возможности застройки участков в черте населённого пункта.

  1. жилой дом, состоящий максимально из 10 совмещённых блоков
  2. гаражи
  3. сооружения вспомогательного назначения

Что такое совмещённые дома?

Совмещённые дома – гибридный вид малоэтажных жилых строений. Это расположенные в ряд однотипные жилые строения, блокированные друг с другом боковыми стенами.

Каждый из автономных блоков имеет:

  1. отдельный вход
  2. небольшой участок (палисадник)
  3. гараж (нередко)

Дома блокированной застройки не относятся к классу многоквартирных домов, в которых:

  • выход из собственной квартиры ведёт в парадную (место общественного пользования)
  • выход из парадной – на территорию (ЗУ)
  • участок находится в собственности всех жильцов дома

В совмещённых домах у каждого блока есть свой выход на личный участок, на котором может стоять собственный гараж.

Распространённые виды жилой блокированной застройки:

  • дуплексы
  • таунхаусы
  • лейнхаусы
  • квадрохаусы
  • британхаусы

Они различаются архитектурными решениями и внутренними планировками.

Земельные участки, прилегающие к блокам

У застройщиков блокированного дома, возникает вопросы по исходному ЗУ:

  • как он распределяется между совмещёнными домами
  • какой должна быть его площадь

Ответ на них есть в Градостроительном кодексе РФ (подпункт 2 пункта 2 статьи 49):

жилые дома блокированной жилой застройки соответствуют требованиям:

  • количество этажей – не более 3
  • количество блоков – не более 10
  • каждый блок:
    • предназначен для проживания одной семьи
    • имеет общую стену/стены:
      1. без проёмов с соседним блоком или соседними блоками
      2. стены – без окон и дверей
    • расположен на отдельном ЗУ
    • имеет выход на территорию общего пользования

    В отношении исходного земельного участка сказано:

    1. у каждого блока свой ЗУ
    2. каждый блок с изолированным выходом на общую территорию

    Исходный ЗУ, на котором будет возведена блокированная застройка, должен претерпеть некоторые изменения.

    Формирование земельных участков

    Поскольку каждый блок жилого дома блокированной застройки должен располагаться на отдельном ЗУ, то наделы для блоков:

    1. формируются из исходного участка:
      • при межевании
      • при определении их границ
    2. ставятся на учёт по завершении кадастровых работ

    При формировании ЗУ для блоков нужно учесть, что:

    Сведения о блочных участках будут отражены в дальнейшем в разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию (письмо Минэкономразвития России № Д23 и-1328 от 14.03. 2017).

    Жилой дом блокированной застройки – это единое строение:

    • из малоэтажных однотипных зданий
    • с общими стенами у соседних зданий

    Каждый блок - жилой дом с определённой спецификой. Она отражена в Жилищном кодексе РФ (пункт 2 статьи 16).

    Земельные участки для каждого из блоков должны соответствовать требованиям о предельных размерах земельного участка. Удобнее пояснить всё это на примерах:

    №1

    • установленный предельный минимальный размер ЗУ – 10 сот.
    • площадь исходного участка – 20 сот.

    максимальное количество блоков – 2

    площадь блочных ЗУ – 10 сот.

    №2

    • установленный предельный минимальный размер ЗУ – 4 сот.
    • площадь исходного участка – 16 сот.

    максимальное количество блоков - 4

    площадь блочного ЗУ – 4 сот.

    №3

    • установленный предельный минимальный размер ЗУ – 10 сот.
    • площадь исходного участка – 16 сот.

    возвести блокированный жилой дом на участке нельзя:

    • при минимальном числе блоков (2) получается:
      • площадь блочного ЗУ – 8 сот.
      • несоответствие требованию градостроительного регламента

      Площадь ЗУ, прилегающего к каждому блоку жилого дома, не должна быть меньше предельного минимума, установленного градостроительным регламентом для жилой застройки в ПЗЗ поселения.

      Жилой дом блокированной застройки на участке ИЖС

      Если в отношении самого строения особых проблем нет:

      то вопрос о том, позволяют ли вид разрешённого использования исходного участка и его площадь осуществить блокированное строительство, предстоит проанализировать.

      1. выписка из ПЗЗ о ВРИ ЗУ для территориальной зоны, в которую включён надел
      2. материалы градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

      Оба документа содержат перечни основных, условно-разрешённых и вспомогательных ВРИ ЗУ. Из них можно выбрать тот вид, что подходит для поставленной задачи.

      В отношении площади блочных участков нужно:

      1. выяснить предельный размер ЗУ для блокированной жилой застройки, установленный градрегламентом
      2. сопоставить площади будущих участков, прилегающих к блокам, с предельным размером

      Пример

      Установленный минимальный размер ЗУ – 10 сот.

      • построить блокированный жилой дом на ЗУ площадью 15 сот. не получится
      • на ЗУ площадью 25 сот. можно возвести дом с 2 блоками

      Чтобы выделить земельные участки, приходящиеся на каждый блок дома, потребуется провести работы по межеванию исходного участка.

      Разрешение на строительство блокированного жилого дома

      Строительство блокированного жилого дома должно вестись на едином исходном земельном участке (или на нескольких смежных земельных участках под блокированную жилую застройку). Разрешительная документация выдаётся с учётом этой ситуации (Письмо Минэкономразвития России № Д23 и-5649 от 28.11.2013).

      Если несколько владельцев земельных участков принимают совместное решение о блокированной застройке. Для получения разрешения на неё необходимо:

      • объединить участки в один
      • подготовить межевой план образованного ЗУ
      • поставить ЗУ на кадастровый учёт

      Раздел исходного участка на блочные ЗУ выполняется перед вводом блокированного жилого дома в эксплуатацию. На каждый образованный ЗУ оформляется межевой план.

      Разрешение на строительство

      • подтверждает соответствие проектной документации градостроительным требованиям
      • удостоверяет соответствие планировочной схемы расположению здания
      • даёт застройщику право на возведение/реконструкцию капитального объекта

      При подготовке разрешения выявляются и устраняются спорные моменты. За проведение строительных работ без него предусмотрена административная ответственность,

      Отсутствие разрешения на строительство исключает:

      • постановку объекта на кадастровый учёт
      • регистрацию права

      Порядок получения разрешения

      Упрощённых процедур, касающихся строительства или реконструкции блокированных домов, не существует.

      Применяются общие правила:

      • подготовка собственником:
        • материалов для получения ГПЗУ
        • проектной документации
        • на строительство объекта
        • на ввод объекта в эксплуатацию

        ГПЗУ выдаётся на основании выполненных работ по территориальному планированию и межеванию территорий. План содержит сведения:

        1. о границах ЗУ
        2. о минимальных отступах от границ
        3. о зонах действия публичных сервитутов
        4. о разрешённом использовании ЗУ
        5. требования:
          • к назначению
          • к параметрам ОКС
          • к размещению ОКС на ЗУ
        6. о технических условиях подключения ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения

        ГПЗУ – стартовый документ в процессе подготовки к строительству блочного жилого дома. В заявлении на его предоставление можно указать планируемого количество блоков.

        В полученном ГПЗУ должно предусматриваться выделение ЗУ под каждый блок жилого дом.

        Градостроительный план земельного участка – основа для подготовки схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ). На схеме обозначаются:

        • локация блокированного жилого дома
        • места подъездов и проходов
        • границы зон действия:
          • публичных сервитутов
          • ЗОУИТ

          Разработка СПОЗУ ведётся в соответствии:

          СПОЗУ согласовывается с главным архитектором муниципальной администрации. С ним также ведётся согласование:

          • проектных материалов
          • схем архитектурных решений блокированного жилого дома (фасады здания)

          Поскольку блокированный жилой дом является объектом капитального строительства, то порядок получения разрешения на его возведение должен соответствовать также требованиям статьи 51 ГрК РФ. Единственное исключение из него – отсутствие требования о проведения экспертизы проектной документации.

          Документы для получения разрешения на блокированную застройку (пункт 7 статьи 51 ГрК РФ):

          • заявление
          • правоустанавливающие документы на ЗУ
          • ГПЗУ, выданный не ранее чем за 3 года до дня представления заявления
          • материалы проектной документации:
          • пояснительная записка
          • СПОЗУ
          • схема планировочной организации земельного участка с расположением линейного объекта в пределах красных линий, утверждённых в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам
          • архитектурные решения
          • сведения об инженерном оборудовании
          • сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест технологического присоединения проектируемого ОКС
          • проекты:
            • организации строительства ОКС (ПОС)
            • организации работ по сносу или демонтажу ОКС, их частей
            • при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 ГрК РФ
            • в случае, если застройщику было предоставлено разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ

            Ввод блокированного жилого дома в эксплуатацию

            Правовой статус жилого дома блокированной застройки отличает:

            • обособленное право собственности на каждую составную часть здания (блок).
            • расположение каждого блока на отдельном ЗУ (пункт 2 части 2 статьи 49 ГК РФ)

            Каждый блок – объект капитального строительства:

            • количество технических планов частей блокированной застройки должно быть равным количеству блоков
            • количество ЗУ должно быть равным количеству блоков

            Сведения о земельных участках, прилегающих к блокам, включаются в разделы разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

            Для ввода блокированного дома в эксплуатацию необходимо выполнить ряд мероприятий:

            Основания для учёта блоков в ГКН:

            • разрешение на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию блоков

            Причины приостановки кадастрового учёта блоков

            1. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию было выдано в отношении блокированного жилого дома, но технический план был подготовлен в отношении многоквартирного жилого дома и помещений (квартир)
            2. в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию:
              • отсутствуют основные характеристики блоков (общая площадь)
              • указано только количество блоков

            Особенности блокированной застройки

            Особенности блокированной застройки, как объекта недвижимости с земельным участком:

            Оформить дом блокированной застройки – значит получить выписку из ЕГРН на свой блок и участок.

            Дом блокированной застройки законодательство определяет по признакам:

            • Здание от 1 до 3 этажей
            • В доме от 2 до 10 совмещённых блоков
            • Один блок рассчитан на 1 семью
            • Каждая часть-блок имеет отдельный вход-выход
            • Между блоками есть общая стена без проёмов
            • Каждый блок имеет отопление, освещение, канализацию, водопровод и выход на централизованные системы.

            Примеры домов блокированной застройки

            Примеры домов блокированной застройки: двухквартирные дома советской постройки, таунхаус, дуплекс, лэйнхаус, квадрохаус. В них нет общих подъездов, дверей, чердаков, лестниц, хозяйственных помещений. Общие только стены между соседними блоками. И у каждого блока есть часть земли перед ним, где могут располагаться гараж, палисадник.

            По закону дом с блоками считается цельным строением. Чем он отличается от многоквартирного?

            В многоквартирном доме из квартиры выходят на общую лестницу, в общий подъезд и на территорию, которая принадлежит всем жильцам дома, и выделить каждому часть невозможно.

            От обычного дома отличается тем, что в доме живут несколько семей через стенку. У хозяина отдельного дома сосед на расстоянии нескольких метров через забор на улице, а в блокированных домах сосед живёт через стену. По сути, блокированный дом – среднее между частным домом и многоквартирным.

            Когда жильцы хотят оформить собственность, то собирают пакет документов на дом и землю, регистрируют их в Росреестре.

            Оформление документов даёт право распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Блок с участком можно продать, завещать, сдать в аренду, застраховать независимо от соседей.

            Свидетельство о государственной собственности на дом и модель домика с ключами

            Строительство разрешается только на определённых категориях земель: ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и ЛПХ (личное подсобное хозяйство). На землях для огородничества строительство запрещено.

            Вторая возможная трудность – размеры наделов. Закон определяет минимальный и максимальный размер участка. Например, если на блок отводится 5,5 м 2 при минимальной норме в 6м 2 , то возникают проблемы с оформлением документов.

            Предположим, что все законные требования соблюдаются. Теперь приступаем к оформлению документов.

            Проверяем, есть ли документы на землю, имеет ли участок кадастровый номер. Если все документы в порядке, то приступаем к оформлению части-блока. Если нет, то в первую очередь оформляется и регистрируется земля, а затем наступает очередь дома.

            Блоки жилого дома располагаются на отдельных участках. Для этого их выделяют из общего участка межеванием и определяют границы каждого. Затем регистрируют документы на блок-секцию.

            Как проходит оформление домов блокированной застройки?

            Когда речь идёт о будущих домах на несколько хозяев, то порядок действий такой же, как и при индивидуальном строительстве. Выбирают участок, получают разрешение на строительство и оформляют пакет документации.

            Начинают с оформления земельного участка, на котором планируется строительство блокированного дома. Определяют границы, регистрируют в кадастре, получают кадастровый номер.

            Генеральный план земельного участка

            Перед началом строительства необходимо подать уведомление в администрацию – о начале строительства, и о его завершении.

            Также необходим генеральный план земельного участка (ГПЗУ). Он содержит информацию о категории земель, о том, что и как можно на нём строить, чертёж со схемой размещения и границами участка. Форма ГПЗУ установлена правительством России и разъясняет застройщику, как разрешено использовать данный участок, какова высота, размеры сооружений, которые могут быть там построены. На ГПЗУ отмечаются данные и границы разрешённого строительства, требования к объектам и наименьшие отступы от границ для их размещения.

            Генеральный план земельного участка

            Этот документ выдаётся бесплатно и обязателен для каждого застройщика. Получить его можно в МФЦ, на портале Госуслуг, на портале правительства Москвы.

            Для получения ГПЗУ потребуется список документов, который указан на сайте Москомархитектуры:

            • Заявление с указанием данных паспорта;
            • Схема земельного участка с указанием имеющихся зданий и расположения инженерных сетей;
            • Свидетельство на земельный участок.

            По закону, ГПЗУ выдаётся в течение 30 дней со дня подачи заявления. В выдаче плана могут отказать, если в заявлении не указаны данные заявителя.

            Далее последовательность действий выглядит так.

            1. Данные о будущем строении вносятся в градостроительный план;
            2. Получают разрешение на строительство;
            3. Проводят разграничение участка на блоки под стройку;
            4. Составляют технический план дома;
            5. Подготавливают технический план на каждый блок;
            6. Дом с участком оформляется в кадастровой палате.

            В кадастр вносят весь дом, а жильцы получают права на индивидуальную часть дома с участком. На каждый блок оформляются отдельные документы о праве собственности и получают индивидуальные номера кадастра.

            Для кадастрового учёта нужно разрешение на ввод всего дома в эксплуатацию и технические планы на каждый жилой блок.

            Примеры различных ситуаций

            Имеется 2-х квартирный дом советских времён со всеми признаками блокированной застройки. Общедомового имущества нет. У каждой части отдельный подъезд, индивидуальное отопление, водоснабжение, освещение, электричество. Каждый блок обладает независимой системой коммунальных услуг, нет общих элементов: кухни, санузла, коридора, лестницы, подъезда.

            Требуется подтвердить его соответствие законодательству и получить право собственности на свою часть. Для этого владельцы дома обращаются в местную администрацию. Её представители приезжают с осмотром и дают письменное заключение о соответствии данного дома признакам блокированной застройки. Копия документа подшивается в приложение к техническому плану.

            Одновременно собственники пишут заявление о прекращении прав на исходный объект, о включении в кадастров и госрегистрации прав. При этом каждый блок получает отдельный земельный участок с подъездными путями.

            Важно учесть нормы местного законодательства, которое устанавливает минимальные и максимальные размеры участков. Например, в г. Протвино Московской области максимальный размер участка 2 000 м 2 , а минимальный 400 м 2 . После раздела территории каждый участок становится самостоятельным.

            Как правило, в современных строениях особенности блокированных домов учитываются в градостроительной документации. Например, таунхаус современной постройки в посёлке принадлежит собственнику вместе с земельным участком.

            Дома с блокированной застройкой с автостоянкой.

            Сложность оформления блокированных домов заключается в разнице понятий. Жилые блоки в разных ситуациях считаются квартирами и долями в праве на жилой дом. В связи с этим различается статус здания и статус участка под ним. Поэтому в каждом случае с блокированным необходимо изучить документацию.

            Мы предлагаем комплексное решение в каждом случае. Сначала разграничить и оформить землю. Затем разработать проект реконструкции дома или составить общий технический план дома и планы на каждый блок.

            Какие документы вы получаете в конце получения услуги

            По окончании работ вы получаете выписку из ЕГРН на жилой дом. В ней указан объект недвижимости – здание, наименование – жилой дом блокированной застройки. В кадастре объект существует в виде жилого дома. У вас на руках будет технический паспорт дома и вашего блока.

            Жители загородных поселков часто обращаются к юристам с вопросом, как узаконить уже возведенные дома, которые считаются по факту самостроем.

            Легализовать свой дом нужно, чтобы не портить отношения с соседями, не иметь проблем с административными и контролирующими органами, не получить штраф или предписание на снос. Кроме того, только имея все документы, вы сможете полноценно распоряжаться домом как личным имуществом – продавать, дарить, сдавать в аренду и т. д.

            Для того чтобы узаконить уже существующую постройку, нужно следующее.

            1. Земля, на которой находится дом или пристройка, должна быть оформлена надлежащим образом.

            Она должна находиться либо в собственности, либо в аренде по договору аренды.

            Если документов на участок у вас нет, следует получить свидетельство о праве собственности на землю.

            Для этого необходимо обратиться в местную Регистрационную палату (или МФЦ) с пакетом документов:

            • заявлением,
            • паспортом,
            • правоустанавливающими документами на владение землей (это свидетельство о вступлении в наследство, договор купли-продажи, акт о приватизации, дарственной или пр.),
            • кадастровым паспортом (при условии, что производилось межевание и участок поставлен на учет в Кадастровой палате),
            • квитанцией об оплате пошлины.

            Если земля арендована, в договоре обязательно должна быть информация об участке: адрес или местоположение, площадь и границы, кадастровый номер, категория земли и ее целевое назначение. Иначе договор может быть признан недействительным.

            2. Тип постройки должен соответствовать назначению земли.

            Как правило, на участках ЛПХ, ДНП, ИЖС и СНТ разрешено возводить по одному отдельно стоящему жилому дому высотой не более чем трех этажей и подсобные хозяйственные постройки, если в документах не указано иного.

            Если требуется изменить один вид разрешенного использования земли и объектов капитального строительства на другой, придется обращаться в администрацию по месту нахождения участка. С разрешения главы администрации по итогам публичных слушаний вам могут выдать документ, подтверждающий соответствие разрешенного и фактического использования земельного надела.

            3. Постройка должна быть согласована.

            У кадастрового инженера следует получить технический план постройки. Затем объект надлежит поставить на кадастровый учет. Кроме того, характеристики постройки не должны нарушать норм, предписанных СЭС, пожарной инспекцией, Росприроднадзором.

            Могут потребоваться и другие согласования, если участок находится в зоне аэродромов или водоохранной зоне.

            4. Постройка не должна нарушать норм градостроения.

            У местных органов власти (отдела архитектуры, отдела строительства или градостроительного комитета) необходимо получить градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), который содержит заключение о том, что строение разрешено и соответствует требованиям.

            Таким образом, для добровольной легализации дома или пристройки административным путем на руках нужно иметь следующие документы:

            свидетельство о праве собственности на землю (выписку из ЕГРН);

            • паспорт заявителя или доверенность(если вы представляете интересы собственника);
            • схему участка;
            • ГПЗУ;
            • разрешение на строительство;
            • технический план.

            Право собственности на объект строительства оформляют в Росреестре (можно через МФЦ).

            5. Что делать в случае отказа?

            Если легализовать постройку административным образом не получилось (вы получили отказ в праве зарегистрировать объект в собственность на уровне местных органов власти или на уровне Росреестра), единственный способ решить проблему – подать в суд.

            Как показывает практика, шанс получить положительное решение довольно высок.

            Для это к предыдущему списку документов добавятся:

            • исковое заявление,
            • квитанция об оплате пошлины,
            • копия отказа в праве регистрации собственности.

            Размер пошлины исчисляется, исходя из стоимости постройки. Также определяется суд (мировой или районный), который будет рассматривать дело.

            Чтобы рассчитать стоимость постройки и получить соответствующее заключение, придется обратиться в специализированную компанию. А судебный процесс не обойдется, скорее всего, без привлечения квалифицированного юриста.

            При положительном решении суда вам нужно будет снова обратиться в Росреестр (или МФЦ), где право собственности оформят на основании уже данного решения.

            Мы пишем статьи, но российские законы меняются. С 4 августа 2018 года отменили разрешения на строительство частных домов. Теперь вместо них нужно подавать и получать уведомления. Это касается садовых домов и ИЖС.

            В статье все равно много полезного про подготовку участка, градостроительные нормы и присвоение адреса. Все это актуально, изменились только формальности. Если собираетесь строить дом — обязательно почитайте.

            Мой брат Олег получил по региональной программе участок 15 соток под Белгородом.

            Он хотел сразу построить на нем дом, но оказалось, что сначала надо собрать кучу документов и получить разрешение в местной администрации.

            Просто прийти к чиновникам и попросить разрешение нельзя. Сначала надо проверить статус участка, получить адрес и кадастровую выписку, начертить проект и ситуационный план. Для надежности до начала стройки стоит провести геологические изыскания — правда, на разрешение это не влияет. Расскажу, как это делал мой брат.

            Как правильно

            По закону возводить дом без разрешения нельзя. Без документов его не получится продать, поменять, подарить или оставить в наследство. Но по факту, если построиться на своем участке, потом уже готовый дом можно узаконить через суд. По гражданскому кодексу можно признать право собственности на самовольную постройку, если она соответствует всем нормам. На практике это иногда быстрее, дешевле и проще, чем получать разрешение.

            Но вдруг выяснится, что сосед против того, что дом близко к его забору? Или через участок проходит центральный кабель и земельные работы запрещены. Тогда постройку признают незаконной, дом потребуют снести, а хозяин заплатит штраф. Поэтому безопаснее все сделать как положено.

            Выписка из реестра

            По закону возвести частный дом можно только на земле, которая предназначена для индивидуальной жилой застройки или для личного подсобного хозяйства. В документах на землю должно быть именно такое назначение участка — официально. Если вы сами считаете, что земля подходит для строительства дома, этого мало. Может быть, вы и покупали землю для дома, а окажется, что строить там нельзя. Например, с садовым и дачным участком могут быть проблемы.

            Дом нельзя строить в санитарно-защитной зоне рядом с промышленными предприятиями, аэропортами, кладбищами и свалками.

            В каждом регионе свои правила и законы, где подробно расписано, на каком расстоянии от каких объектов запрещено строительство. Санитарная зона есть у заправок и автомоек и даже возле линий электропередачи.

            Разобраться самому в тонкостях местного земельного законодательства сложно, и если есть подозрения, что участок находится в такой зоне, то лучше обратиться в местный земельный комитет или межевой центр, где есть специалисты с нужными базами и кадастровыми планами.

            Мой брат получал участок специально под индивидуальное строительство фактически в чистом поле, поэтому у него проблем не возникло. Но это не значит, что у вас их тоже не будет. Есть случаи, когда люди покупают участки на большой свободной территории, а потом выясняется, что это водоохранная зона. И хотя назначение участка подходящее, строить там дома не разрешают. Семьи остаются с ненужной землей, кредитами и без денег.

            Инженерно-геологические изыскания

            Грунтовые воды и разная плотность грунта могут осложнить строительство. Если на плохой почве построить дом, то по стенам пойдут трещины, а фундамент и подвал будет подтапливать. Чтобы такого не произошло, желательно провести инженерно-геологические изыскания.

            Фирм, которые этим занимаются, много. Специалисты приедут на участок, пробурят скважины на месте будущего строительства, возьмут пробы почвы и воды. В итоге подготовят отчет на несколько десятков страниц, в котором будут разные схемы и графики, понятные только другим специалистам. Можно попросить геодезистов, чтобы они на словах объяснили, можно ли начинать стройку.

            Если денег на специалистов нет совсем, стоит поговорить с соседями: иногда совет старожила полезнее заключения эксперта. Хозяин, который сам строил дом и много лет в нем живет, знает все особенности почвы на участке и подскажет, какой глубины делать фундамент и подвал.

            стоят инженерно-геологические изыскания в Белгороде

            Белгородская компания, которую нашел брат, попросила за свою работу 65 000 Р . Так как денег было впритык, он решил геологические изыскания не делать и положиться на авось. Стройка еще идет, трещин пока не видно. Брат надеется, что ему повезет: у него участок без уклона, плотная почва, а грунтовые воды глубоко. Но вам он так делать не советует: переделка обойдется дороже изысканий.

            Адрес и кадастровая выписка

            Улица, на которой мой брат строит дом, существовала только на бумаге, поэтому ему пришлось самому получать адрес. В местной администрации будущему дому присвоили номер, а Олегу выдали постановление, что участок расположен по адресу с конкретным названием улицы и номером дома.

            Получать адрес придется, даже если улица существует и на ней есть дома с номерами. Например, если большой участок делят на два: тогда у одного из них будет новый адрес. Иногда документы приходится оформлять несколько месяцев.

            Каждый земельный участок имеет свой кадастровый номер. Фактически это адрес участка, но записанный специальным кодом в общей базе. Зная кадастровый номер, на сайте Росреестра можно посмотреть, где расположен участок, на землях какой категории, какой он площади. Разрешение на строительство можно получить только для участка, у которого есть кадастровый номер, подтвержденный кадастровой выпиской.

            Кадастровую выписку брат получил в местном МФЦ . К заявлению приложил копию свидетельства о регистрации права собственности и документ о присвоении адреса.

            Проект и ситуационный план

            Проект — это чертеж вашего будущего дома с планом помещений. Ситуационный план — это чертеж участка с расположенным на нем домом. Строить вы будете по проекту. Чтобы вам разрешили строительство, проект должен быть грамотным с инженерной точки зрения. Дом, который вы задумали, не должен угрожать окружающим и вам.

            Простой проект у инженерной или архитектурной фирмы обойдется в 20—30 тысяч рублей. Верхняя планка цен не ограничена. Чисто теоретически можно нарисовать проект и самостоятельно, но для этого нужны инженерные знания. Готовые проекты есть и в интернете. Кроме того, проект может сделать бесплатно компания, которая займется вашим строительством, — вариантов экономии много.

            Брат окончил строительный вуз, поэтому чертил план сам. Но ему все равно пришлось сверяться с документами, чтобы не пропустить ни одно из требований. Вот некоторые из них:

            1. Расстояние между соседними домами, если они сделаны из дерева, должно быть минимум 15 м; если из кирпича — 6 м.
            2. Расстояние от дома до хозпостроек должно быть минимум 4 м.
            3. Площадь общей комнаты должна быть не меньше 12 м², спальни — 8 м², кухни — 6 м².
            4. Газопроводные трубы нельзя проводить через весь дом.
            5. Каждая спальня должна иметь как минимум одно окно.

            Это не все требования — читайте документы или консультируйтесь с экспертами.

            Получить разрешение

            В Белгороде разрешение на строительство выдает местное управление архитектуры, на территории которого расположен участок. Чтобы получить разрешение, брат написал заявление. К нему попросили приложить проект и ситуационный план, копию кадастровой выписки и копию свидетельства о собственности на землю.

            Даже если заявление примут, но разрешение не выдадут, обязаны написать причины отказа. Официальный срок ответа — семь дней.

            Через неделю Олегу позвонили и пригласили прийти за разрешением на строительство и градостроительным планом участка.

            На градостроительном плане было указано, где находится участок, его площадь и размеры.

            В плане написаны основные требования федерального и местного законодательства, которые надо соблюдать во время строительства:

            На оформление всех бумаг для получения разрешения у Олега ушло три месяца. Но это может и затянуться. Я знаю случай, когда только на получение адреса ушло четыре месяца. А еще бывает, что нужно проводить межевание или наносить границы на план города. Кажется, что осталось получить одну справку, а на деле оказывается, что все только начинается. Иногда даже законы успевают поменяться, пока оформляется разрешение.

            Разрешение действительно 10 лет, поэтому можно начинать строить дом не сразу, а, например, через пять лет. А после строительства предстоит еще много бумажной волокиты и расходов.


            В нашей практике часто приходят люди с вопросами, относящимися к регистрации права и постановке на кадастровый учет домов блокированной застройки. Потому, мы хотим вам рассказать подробнее о процедуре постановки на учет и дальнейшей регистрации права касательно объектов недвижимости данного типа.

            Что такое дом блокированной застройки?

            Жилые дома блокированной застройки – жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

            Письмо Минэкономразвития от 26.08.2016 г. N 14-07394/16 содержит следующие разъяснения:

            Если здание можно отнести к дому блокированной застройки, а каждый блок соответствует признакам индивидуального жилого дома и расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве отдельного здания с назначением “жилой дом” и наименованием “жилой дом блокированной застройки” или “блок жилого дома блокированной застройки”.

            Количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию. Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

            Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений–комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания. При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

            Можно ли зарегистрировать комнаты в жилом доме для определения его как блокированного?

            Как признать индивидуальный жилой или многоквартирный дом домом блокированной застройки?

            При этом следует учитывать, что упрощенная процедура согласования органами власти реконструкции предусмотрена законодательством (ст. 51.1 ГрК РФ) в отношении садовых домов и объектов ИЖС (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти реконструкции осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).

            Вместе с тем на практике имеют место ситуации, когда здание изначально было построено с признаками жилого дома блокированной застройки. В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, подтверждение соответствия объекта признакам жилого дома блокированной застройки должно быть отражено в заключении, которое составляется проектной организацией после проведения технического обследования образованных зданий и подтверждает автономность их эксплуатации.

            · копия заключения включается в состав Приложения технического плана;

            А как поступить с земельным участком?

            Обращаем внимание, что, решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание (с учетом, например, требований к минимальному размеру земельного участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.

            Вид разрешенного использования (и категория) земельного участка, на котором будет создан жилой дом блокированной застройки, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации такого жилого дома.

            Необходимые документы

            “Образование” новых зданий с наименованием “жилой дом блокированной застройки” может быть осуществлено на основании:

            1) тех. плана здания, подготовленного на основании либо разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии), либо разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (в случае отсутствия проектной документации) в случае, если здание создано после введения в действие ГрК;

            2) тех. плана здания, подготовленного на основании изготовленного до 01.01.2013 тех. паспорта такого объекта недвижимости, если такое здание создано после 29.12.2004 (введения в действие ГрК), но до 01.01.2013 и в отношении него был осуществлен государственный технический учет (при этом орган регистрации прав направляет в БТИ запрос о предоставлении информации о причинах, в связи с которыми сведения о данном объекте недвижимости не были переданы в орган кадастрового учета, а также о представлении актуальных сведений, имеющихся в распоряжении организации технической инвентаризации);

            3) тех. плана здания, подготовленного на основании декларации об объекте недвижимости и судебного акта о признании права собственности на самовольную постройку в случае, если такое здание создано после введения в действие ГрК с нарушением порядка, установленного ГрК;

            4) тех. плана здания, подготовленного на основании: декларации об объекте недвижимости, если разрешительная и (или) проектная документация безвозвратно утеряны или отсутствуют, при условии обоснования подготовки тех. плана на основании декларации в разделе “Заключение кадастрового инженера”, а также подтверждения факта утраты либо отсутствия такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации (копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 41 Закона о кадастре документация), необходимо включать в состав приложения технического плана), либо документов (в том числе архивных копий), оформленных в соответствии с действовавшими до вступления в силу ГрК требованиями и предусматривающих принятие и утверждение акта о приемке в эксплуатацию в случае, если здание создано до введения в действие ГрК.

            Если у Вас остались какие-либо вопросы о подготовке документов для оформления права и постановки на учет жилого дома блокированной застройки обращайтесь к
            консультацией к нашим специалистам по телефону 8 (905) 259-67-68.

            Читайте также: