Как оформляется решение вкк

Обновлено: 16.05.2024

ВКК организуется в ЛПО (больницах, поликлиниках, диспансерах, женских консультациях, клиниках НИИ и др.) в составе председателя (заместителя главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности, а при его отсутствии – заместителя главного врача поликлиники по медицинской части или главного врача) и членов – заведующего соответствующим отделением и лечащего врача. При необходимости на заседаниях ВКК могут привлекаться соответствующие специалисты данного или иного лечебного учреждения, сотрудники медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей.

На ВКК больные направляются лечащим врачом или заведующим отделением. График работы ВКК составляется с учетом обеспечения максимальной возможности представления больных лечащим врачом и заведующим отделением.

Основные функции и разделы работы ВКК:

1. Консультирование больных в сложных и конфликтных ситуациях

ВКК принимает решение только после осмотра больного, изучения медицинской карты амбулаторного или стационарного больного, данных обследования, условий и характера труда, профессии. При необходимости ВКК направляет больных на дообследование в диагностические центры, на консультацию и лечение в специализированные учреждения или в реабилитационные отделения

2. Контроль за обоснованностью выдачи и продления ЛН

3. Обязательные плановые освидетельствования длительно болеющих и в сроки 30, 60, 90, 105 дней от начала ВН

4. Своевременное выявление лиц, нуждающихся в реабилитации и направление больных и инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий

5. Выдача ЛН и СВН в следующих случаях:

- продление ЛН при амбулаторно лечении свыше 30 дней

- продление ЛН по уходу за больным, достигшим 14-и летнего возраста в исключительных случаях свыше 3 дней

- выдача СВН по уходу за больным ребенком (до 14 лет) свыше 14 дней

- выдача ЛН при направлении больного на консультацию или лечение в другой город или за границу не более чем на 10 календарных дней; продление и закрытие этого ЛН по возвращению больного после обследования (лечения) на основании справки (выписки из истории болезни) о проведенной консультации (лечении)

- выдача ЛН по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет в случае лечения за пределами РБ на весь период отъезда, включая время проезда туда и обратно

- выдача ЛН при проведении инвазивных методов обследования или лечения (на день или дни проведения процедур)

- выдача ЛН при направлении на санаторно-курортное лечение (больных туберкулезом; перенесшим лучевую болезнь, вызванную катастрофой на ЧАЭС; инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС; одному из родителей больного ребенка в возрасте до 16 лет из зоны радиоактивного загрязнения для ухода за ребенком в санатории)

- выдача ЛН при направлении больного на спелеолечение на весь период спелеолечения с учетом времени проезда к месту лечения и обратно

- выдача ЛН в случае осложненных родов, рождения двух и более детей сроком на 14 календарных дней

- при родах, наступивших до 30 недель (27 недель на территории радиоактивного загрязнения) беременности и рождении живого ребенка – на 140 (160) календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка – на 70 календарных дней

- при усыновлении (удочерении), оформлении опекунства ребенка в возрасте до 3 мес – на 70 дней со дня усыновления, опекунства

- обмен в установленном порядке справок и заключений о ВН на ЛН после предварительного рассмотрения каждого случая и выявления оснований для обмена

6. Направление на освидетельствование в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) в следующих случаях:

- длительно болеющих – независимо от клинического и трудового прогноза – не позднее 120 дней со дня наступления непрерывной нетрудоспособности или не позднее 150 календарных дней с перерывами за последние 12 мес. при повторных случаях ВН вследствие одного или родственных заболеваний, а при туберкулезе не позднее 180 (240) дней соответственно

- работающих лиц с признаками инвалидности – в любые сроки от начала ВН (после выяснения диагноза)

- больных с детства и лиц пенсионного возраста при наличии признаков инвалидности

- инвалидов для очередного переосвидетельствования

- больных и инвалидов для определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, связанного с работой

- инвалидов для определения медицинских показаний для обеспечения спецавтотранспортом

- лиц, потерявших профессиональную трудоспособность из-за трудовых увечий и профессиональных заболеваний при необходимости возмещения ущерба

- для изменения причин инвалидности при наличии соответствующих документов

7. Выдача заключений ВКК по различным вопросам:

- о необходимости представления академического отпуска или перевода на другой факультет по состоянию здоровья студентов высших и средних учебных заведений, ПТУ

- об освобождении от выпускных экзаменов учеников общеобразовательных школ, гимназий и лицеев

- о наличии права на предоставление дополнительной или отдельной жилплощади

- других заключений по запросам органов исполнительной власти, общественных организаций и др.

Данные освидетельствования больного и решение ВКК записываются в первичных медицинских документах, а также в книге записей заключений ВКК (уч. ф. 035/у) и подписываются председателем и членами ВКК. В необходимых случаях заключение ВКК оформляется на соответствующей справке-заключении.

86. Организация экспертизы инвалидности. Документы, регламентирующие проведение экспертизы инвалидности. Порядок направления больных и инвалидов на МРЭК. Направление на МРЭК, правила его оформления.

Документы, регламентирующие проведение экспертизы инвалидности:

- Положение о МРЭК, утвержденное Постановлением Совета Министров РБ № 801 (1992 г.)

- Инструкция по определению группы инвалидности и причин инвалидности (2002 г.)

- приказы МЗ и др. инструктивно-методические документы

МРЭК находятся в подчинении органа ЗО административной территории и работают по территориальному принципу. Комиссии являются юридическим лицом, имеют печать и штамп со своим наименованием. Руководство работой МРЭК в областях и г. Минске осуществляет главный эксперт области (г. Минска), который является председателем одного из состава областной (Минской центральной городской) МРЭК.

1. высшие (областные, Минская центральная городская МРЭК)

2. первичные (городские, районные, межрайонные МРЭК):

а) комиссии общего профиля

б) специализированные комиссии (травматологическая, кардиологическая, онкологическая, фтизио-пульмонологическая, психиатрическая, офтальмологическая, детская и др.)

а) высшие МРЭК (областные, Минская центральная городская МРЭК) - 2-3 состава, в каждом составе 3 врача реабилитолога-эксперта (терапевт, хирург, невропатолог), один из которых назначается председателем состава; имеются также врачи реабилитологи-эксперты по узким специальностям, врач-статистик, средний медицинский персонал (старшая медсестра, медрегистратор-оператор ЭВМ), а также юрисконсульт, бухгалтер, бухгалтер-кассир, водитель, другой персонал.

б) первичные МРЭК (городские, районные, межрайонные)

- общего профиля - 3 врача реабилитолога-эксперта: терапевт, хирург, невропатолог, один из которых назначается председателем МРЭК, и другой персонал: методист-реабилитолог, старшая медицинская сестра, медрегистратор (оператор ЭВМ)

- специализированного профиля - 2 врача эксперта-реабилитолога по специальности, соответствующей профилю МРЭК, а также эксперт-реабилитолог терапевт или невропатолог, методист-реабилитолог, старшая медсестра, медрегистратор.

- проведение экспертизы ограничения жизнедеятельности больных

- устанавление причины и времени наступления инвалидности

- определение степени утраты профессиональной трудоспособности

- составление индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и осуществление контроля за ее выполнением

Порядок направления больных на МРЭК.

При появлении признаков инвалидности у больного в любом сроке от начала заболевания, а также при длительной временной нетрудоспособности (120 календарных дней от начала ВН при непрерывном течении заболевания или 150 дней при двух и более случаях обострений одного либо родственных заболеваний за последние 12 календарных месяцев) ВКК ЛПО направляет больного на МРЭК.

При этом оформляется "Направление на МРЭК" (ф. 088/у), которое заполняется лечащим врачом, утверждается ВКК, а при ее отсутствии - главным врачом ЛПУ. В этот документ заносятся паспортные данные о больном, описывается история настоящего заболевания, указывается частота и длительность ВН за последние 12 месяцев, отражаются изменения в профессии или условиях работы за последний год, а также вносятся данные осмотра больного врачами и результаты лабораторных и инструментальных исследований. На основании данных изучения медицинских документов и осмотра больного на ВКК формулируется диагноз (основной, сопутствующий, осложнения) и указывается основание для его направления на МРЭК (наличие признаков инвалидности, переосвидетельствование, досрочное переосвидетельствование, необходимость продления ЛН). Направление подписывается председателем ВКК и ее членами, заверяется печатью ВКК.

Порядок освидетельствования больных во МРЭК.

Амбулаторная карта больного, направление на МРЭК пересылаются во МРЭК, которая проводит освидетельствование больного в назначенный день после поступления его документов. Первичные МРЭК (городские, районные, межрайонные) обычно размещаются в поликлиниках (городских, районных) и проводят заседание в полном составе. Когда больной не может явиться во МРЭК по состоянию здоровья (согласно заключения ЛПО), проводится выездное заседание и экспертное освидетельствование больного дома или в стационаре, где он находится на лечении. В исключительных случаях экспертное решение может приниматься заочно на основании медицинских документов, представленных ЛПО.

После тщательного изучения документов, экспертного обследования больного каждым врачом реабилитологом-экспертом и коллективного обсуждения результатов осмотра МРЭК при наличии оснований устанавливают степень нарушения функций и ограничения жизнедеятельности больных, определяют степень потери профессиональной трудоспособности (в %).

При вынесении экспертного решения дается обоснованная оценка состояния трудоспособности путем оценки соответствия функционального состояния организма тем требованиям, которые предъявляются профессией и конкретно выполняемой работой.

Важнейшая задача МСЭ – определение группы и причины инвалидности. Инвалидность не является постоянной величиной. При неблагоприятных факторах состояние больного может ухудшаться, а под влиянием лечебно-реабилитационных мероприятий состояние больного может улучшаться. Поэтому при вынесении экспертного решения МРЭК определяет срок очередных экспертных переосвидетельствований инвалидов, в процессе которых осуществляется динамическое наблюдение за состоянием здоровья и трудоспособности инвалида, корректируется индивидуальная программа реабилитации, своевременно назначаются дополнительные восстановительные мероприятия.

В функции МРЭК входит также определение реабилитационного потенциала и составление индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида. Эта программа определяет виды, формы, методы реабилитации, оптимальные сроки, исполнителей реабилитационных мероприятий и является документом, обязательным для исполнения соответствующими органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

ИПР инвалида заполняется с учетом выраженности имеющихся функциональных нарушений и ограничения жизнедеятельности, а также с учетом социальных факторов (социальной группы, профессии, общеобразовательного уровня, места проживания, семейного положения и др.). ИПР включает 3 раздела, отражающие меры медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации, каждый из которых направляется для исполнения в соответствующие инстанции (ЛПО, управление социальной защиты, службу занятости или предприятие / организацию).

На руки инвалиду выдается краткий вариант программы (памятка) с указанием основных мер реабилитации, места и сроков ее проведения, адреса и часов работы учреждения, в которое он должен обратиться. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида, для инвалида ИПР носит рекомендательный характер.

Вынесение трудовых рекомендаций.

Для успешного лечения больных необходимы не только лечебные и медицинские реабилитационные мероприятия, но и правильный режим трудовой деятельности. Своевременное освобождение заболевшего человека от работы в противопоказанных ему условиях труда, а также своевременное возвращение инвалида после восстановления трудоспособности к обычной трудовой деятельности имеют важнейшее оздоровительное и моральное значение. Поэтому при проведении экспертизы больному или инвалиду определяются трудовые рекомендации, которые являются обязательными как для инвалида, так и для администрации предприятий и учреждений, где трудится человек. Многие инвалиды даже при наличии тяжелых видов патологии могут выполнять общественно полезную работу, если труд их правильно организован, протекает в требуемых санитарно-гигиенических условиях и соответствует функциональным возможностям организма.

При сохранении профессиональной трудоспособности инвалида или возможности ее восстановления методами реабилитации МРЭК выносит инвалиду трудовую рекомендацию и направляет ее в службу занятости или по месту работы инвалида. Трудовые рекомендации имеют не только медицинское, но и экономическое, и юридическое значение, определяя право инвалидов на труд с предоставлением им необходимых условий труда.

Справка МРЭК с решением о группе и причине инвалидности, сроке очередного переосвидетельствования пересылается в органы социальной защиты и по месту работы инвалида. При установлении инвалидности впервые больному выдается Удостоверение инвалида.

Оформление ЛН после освидетельствования на МРЭК.

По результатам освидетельствования оформляется "Акт освиде­тельствования в МРЭК", где отражается экспертное решение и его обоснование, отмечается группа инвалидности, причина инвалидности, дата очередного переосвидетельствования и т.д. Акт подписывается председателем МРЭК и ее членами, заверяется печатью и хранится в МРЭК.

После проведения МСЭ председатель МРЭК в ЛН указывает даты начала и окончания экспертизы, вносит закодированное решение, которое удостоверяет своей подписью и печатью МРЭК. Начало экспертизы - день регистрации документов, окончание - день вынесения решения МРЭК. Код заключения МРЭК кодируется двумя цифрами. В позиции 26 ставится: 0 - инвалидом не признан; 1 - инвалидность установлена впервые; 2 – повторно установлена та же группа инвалидности; если при повторном переосвидетельствовании инвалиду установлена более высокая группа инвалидности, ставится цифра 3, более низкая - 4. На месте второй цифры (позиция 27) проставляется: 0 - инвалидом не признан; 1 - установлена инвалидность первой группы; 2 - второй группы; 3 - третьей группы; 4 - нуждается в продлении лечения. Датой установления инвалидности считается день поступления документов в комиссию.

Дальнейшее оформление ЛН проводит ЛПО в зависимости от результатов освидетельствования на МРЭК.

Если МРЭК признает больного трудоспособным, ВКК продлевает листок нетрудоспособности на весь период проведения экспертизы, включая день ее окончания, и выписывает больного к труду со следующего дня.

В целях динамического наблюдения за течением патологического процесса и уровнем трудоспособности проводится систематическое переосвидетельствование инвалидов.

Повторное освидетельствование инвалидов 1-й группы проводится 1 раз в два года, 2-й и 3-й группы - 1 раз в год. Переосвидетельствования инвалидов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС (испытаний ядерного оружия, аварий на других атомных объектах) проводится МРЭК 1 раз в 5 лет. При стойких необратимых нарушениях функций, невозможности улучшения течения заболевания и социальной адаптации инвалидность устанавливается без указания срока повторного освидетельствования после 3 лет наблюдения в комиссии. Без указания срока переосвидетельствования инвалидность также устанавливается женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, а также при определенных видах анатомических дефектов, указанных в Инструкции по определению группы инвалидности.

87. Инвалидность, определение. Критерии для установления инвалидности. Причины, группы инвалидности. Показатели инвалидности – см. вопрос 63.

88. Медицинские реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК). Виды, состав и функции МРЭК. Порядок направления и освидетельствования больных и инвалидов на МРЭК. Документация МРЭК – см. вопрос 86.

89. Содержание работы врача по формированию здорового образа жизни. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения, их характеристика – см. вопрос 37, 38.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Алгоритм по составлению ежеквартального отчета по системе внутреннего контроля качества и безопасной медицинской деятельности и медицинской организации ( ВКК и БМД)

Составление ежеквартального отчета по внутреннему контролю качества – обязательное требование приказа МЗ №785 н от 31 июля 2020 года.

Форму ежеквартального отчета по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности (ВКК и БМД) в нормативно-правовой документации не утвердили, поэтому каждая медицинская организация разрабатывает его самостоятельно и утверждает его внутренним приказом.

Для составления ежеквартального отчета по ВКК и БМД необходимы следующие статистические данные:

— Анализ показателей качества и результативности и по направлениям (процессам) ВКК и БМД.

— Анализ выполнения Планов и Программ мероприятий по процессам ВКК и БМД. Например: Программы мероприятий по эпидемиологической безопасности, хирургической безопасности, Планы – графики по обучению персонала.

— Анализ проведения плановых и целевых внутренних проверок ( внутренних аудитов) по ВКК и БМД.

— Мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий.

— Анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

— Анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов.

— Мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации.

— Оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям.

— Оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности.

— Учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи.

— Анализ выявленных несоответствий, жалоб пациентов и принятых корректирующих мероприятий по выявленным несоответствиям и жалобам пациентов.

— Анализ предъявленных и полученных предписаний и штрафов проверяющих органов.

— Выполнение ранее утверждённых корректирующих и предупреждающих действий.

— Результаты анкетирования сотрудников и пациентов, законных представителей, посетителей и данные по удовлетворенности пациентов.

— Корректирующие и предупреждающие мероприятия.

— Мероприятия по улучшению.

Как собирать статистические данные по системе внутреннего контроля качества и безопасной деятельности медицинской организации

Для сбора и анализа статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности разработайте локальный акт, регламентирующий осуществление сбора статистических данных.

Статистические данные по ВКК и БМД анализируются на заседаниях комиссии по ВКК, решения фиксируются в Протоколах заседания комиссии по ВКК.

На основании согласованных высшим руководством медицинской организации протоколов заседаний комиссии по ВКК разрабатывается ежеквартальный отчет по ВКК и БМД.

Для того, чтобы собрать статистику по показателем качества по направлениям (процессам) ВКК рекомендуется для всех процессов системы внутреннего контроля качества установить форму отчета по анализу результативности процесса. В этом отчете приводятся планируемые целевые значения показателей качества и фактическое достижение целевых значений этих показателей. Если фактические значения не достигают планируемых, ответственный за процесс анализирует причины недостижения и предлагает корректирующие мероприятия.

Отчеты по анализу результативности процессов ответственные по процессам сдают в установленные сроки либо уполномоченному по качеству, либо представителю уполномоченного по качеству для анализа на заседании комиссии по ВКК.

Данные для ежеквартального отчета берутся из протоколов комиссии по ВКК.

Для того, чтобы быстро легко было составлять отчеты по ВКК рекомендуется установить специальную форму протокола (сделайте заявку и получите форму Протокола заседаний комиссии по ВКК) .

Также в ежеквартальном отчете по ВКК должны быть данные по проведенным внутренним проверкам системы внутреннего контроля качества и безопасной медицинской деятельности медицинской организации (внутренние аудиты по ВКК).

Эти данные берутся из отчетов по проведенным внутренним аудитам ВКК и отчетам о результативности процессов ВКК.

Пример заполнения отчета о результативности процесса ВКК:

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССА

за ___________ квартал 20___г.

Проанализированные документы, демонстрирующие достижение запланированных результатов

Примечание: если фактические показатели ниже установленного целевого значения,- это является несоответствием, и разрабатываются корректирующие(предупреждающие мероприятия).

Составил: Ответственный за процессДолжностьФИОПодписьДата

Отчет передать Уполномоченному по качеству (УПК).

Уполномоченный по качеству:_______________ __________200_г.

Для сбора данных по несоответствиям, нежелательным событиям ведется Журнал учета нежелательных событий и несоответствий ВКК, а для учета и анализа жалоб пациентов ведется журнал учета жалоб пациентов.

Примеры форм журналов:

ЖУРНАЛ УЧЕТА ПРЕТЕНЗИЙ И ЖАЛОБ ОТ ПАЦИЕНТОВ

Начат____________________ Закрыт__________________

Место хранения____________________________________

Ответственный за ведение___________________________

ЖУРНАЛ УЧЕТА НЕСООТВЕТСТВИЙ, НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ

Начат____________________ Закрыт__________________

Место хранения____________________________________

Ответственный за ведение___________________________

Данные по обязательным процедурам мониторинга также берутся из специальных журналов по мониторингу лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Обязательным пунктом в ежеквартальном отчете по ВКК является принятие решений по результатам анализа системы внутреннего контроля качества за квартал.

Принятые решения из ежеквартального отчета переходят в документы оперативного планирования по подразделениям медицинской организации.

Ответственными за составление ежеквартального отчета являются:

— в организации, где есть служба качества, – руководитель службы качества;

— в организации, где есть только уполномоченный по качеству, – уполномоченный по качеству;

— организации, где есть представитель руководства по качеству (например, зам главного врача по организационно-методической работе) и уполномоченный по качеству, – представитель руководства по качеству.

На основании ежеквартальных отчетов по ВКК раз в полугодие составляется Сводный отчет по ВКК.

Зачем и кому это нужно?
Внутренний контроль качества в медицинской организации - одно из главных лицензионных требований (пункт "И" статьи 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ постановления правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291.) Без него невозможно получить медицинскую лицензию, переоформить ее или пройти проверку на соответствие лицензионным требованиям.

ВАЖНО. Это не замена врачебной комиссии, это совершенно иной набор документов и действий по новому приказу №785н. Врачебная комиссия много лет работает по собственному приказу №502н. Теперь оба приказа работают месте и дополняют друг друга по функционалу, составляя единую систему ВКК клиники.


Ответы на часто задаваемые вопросы.

1) Этот блок универсальный для всех клиник или только для стоматологии?
Ответ: для всех клиник, универсальный. В приказе 785н нет различия в процессах по видам деятельности. Он подходит и для косметологии, и для пластической хирургии, для ЧЛХ, многофункционального медицинского центра и любой другой клиники. Все документы легко адаптируются по направлению деятельности медицинской организации.
Документы "Внутренний контроль качества" по приказу Министерства здравоохранения РФ №785н подходят для косметологической клиники (медицинской косметологии), стоматологии, многопрофильной поликлиники или стационара, клиники пластической хирургии, клиники челюстно-лицевой хирургии, поликлиники любого профиля,

2) Адаптирован ли он для небольших клиник без отделений на несколько кабинетов?
Ответ: да, блок сделан максимально просто для применения и в небольших клиниках с участием вместо комиссии по контролю качества всего лишь одного сотрудника - уполномоченного по ВКК.

3. Можно и нужно ли применять блок ВКК для Индивидуальных Предпринимателей с медицинской лицензией?
Ответ: да, можно. И нужно обязательно, поскольку это лицензионное требование. ИП назначается уполномоченным по ВКК и ведет всю документацию. Лишь для деятельности врачебной комиссии нужен договор с другой клиникой, поскольку там состав комиссии из нескольких врачей.

4. Подходит ли данный блок для лицензирования и для прохождения проверки соблюдения лицензионных требований?
Ответ: да, полностью подходит. Уже проверен на практике. Все новые требования приказа №785н в нём учтены.

5. Есть ли инструкции по применению документов в блоке?
Ответ: да, каждая папка по направлению снабжена подробной инструкцией с пояснениями.

6. Заменяет ли данный блок документы и работу врачебной комиссии и Ваш блок №11?
Ответ: нет, не заменяет. Врачебная комиссия работает по собственному приказу МЗ РФ №502н и выполняет составные части внутреннего контроля качества и безопасности в клинике. Положения и прочие документы данного блока для исключения дублирования функций по ВКК определяют полномочия врачебной комиссии как части общего ВКК. Эти два блока дополняют друг друга, но заменить не могут. Оба блока обязательно должны быть в клинике.

7. Какой штраф и другие санкции грозят клинике за отсутствие внутреннего контроля качества? Могут ли за это прекратить работу клиники и закрыть её?
Ответ: отсутствие внутреннего контроля качества является ГРУБЫМ нарушением лицензионных требований и согласно КоАП статье 14.1 часть 4 "Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)", влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или а дминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или а дминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Помните, что уже совсем скоро - с 1 января 2021 года, эти документы станут обязательными для всех клиник РФ.

8. Есть ли судебные прецеденты, подтверждающие отсутствие внутреннего контроля качества именно как ГРУБОЕ нарушение?
Ответ: да, есть. Высшая судебная инстанция страны - Верховный суд РФ в 2019 году выносил по этому поводу точное определение: от 18 марта 2019 г. № 306-ЭС19-1086
В нем ВС РФ однозначно подтвердил позицию нижестоящих инстанций, что отсутствие ВКК является грубым нарушением лицензионных требований и наказывается именно по статье КоАП 14.1 часть 4. Именно поэтому по данной статье клинику можно закрыть на 90 суток или оштрафовать на сумму до 200.000 рублей.

Как был создан блок документов по ВКК
Документация по внутреннему контролю ранее не регламентировалась нормативными актами, и входила в урезанной части в наш блок №11 по врачебной комиссии. После выхода приказа Минздрава №381н, а затем его замены на приказ №785н мы приняли решение выделить ВКК в отдельный блок документов. Естественно, не все документы мы разработали сами. Мы использовали коллективный опыт, накопленный в результате планомерного принятия всей системой зравоохранения принципов ВКК и документы коллег, которые отвечают этим принципам и требованиям нового приказа, систематизировали их, дополняли и приводили в соответствие с действующим законодательством. При его создании мы использовали как свои работы, так и заимствованные из открытых источников и рекомендаций Минздрава, образцы документов наших коллег. Мы получили огромную помощь от многих главных врачей в создании данного блока.
Недавно мы узнали, что часть документов, найденных нами в сети и использованных в блоке, содержит информацию, опубликованную в книгах наших коллег "Готовые решения к проверке медицинской организации по контролю качества и безопасности медицинской деятельности" (г.Санкт-Петербург, 2017), "Врач обязан или имеет право?" Готовые документы для медицинских организаций и комментарии к ним" (г.Санкт-Петербург, 2018),
"Порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по приказу Минздрава России №785н" (г. Санкт-Петербург, 2020 год). Множество документов из них "гуляет" по сети без признаков первоисточника. После получения информации о содержании книг мы переработали блок документов по ВКК без потери качества для того, чтобы в нем не содержались материалы, использованные коллегами в своих печатных изданиях. Блок стал при этом еще более удобен и лучше адаптирован к внедрению. Поскольку при отправке наших документов задействована система автоматической рассылки, то какое-то время после внесения изменений система может отправлять ранее созданный старый комплект документов. Это возможно только при оплате на карту, при оплате по безналичному расчету документы отправляются вручную и там уже гарантированно будет направлен обновленный комплект. Документы до и после переработки функционально ничем не отличаются, и тем, кто приобретал ранее, менять их не требуется. В новом блоке причиной переработки является только факт использования документов вышеупомянутых книг, авторы которых не разрешают распространять эти материалы.

Использование блока ВКК:
Документы созданы в соответствии с определенным направлением и последовательностью работы.

Относительно указанных в документации структурных подразделений: мы сделали блок универсальным, подходящим и для небольших клиник, и для крупных медицинских учреждений. Если у Вас маленькая клиника и структурные подразделения (отделения) отсутствуют, просто УДАЛИТЕ соответствующие пункты о них из документов. Если у Вас иные по профилю структурные подразделения – просто введите их наименования/профиль.
Блок подходит для ЛЮБОЙ клиники или даже для индивидуального предпринимателя (ПИП) с медицинской лицензией. Мы сделали блок максимально удобным и простым для использования, определив согласно приказу №785н в качестве исполнителя системы ВКК именно сотрудника (а не комиссию или службу) - уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности. Требования к нему минимально простые, соответствуют требованиям по образованию и квалификации любого врача с сертификатом по организации здравоохранения. Это позволяет для выполнения всех требований приказа 785н не собирать комиссию, а использовать лишь одного сотрудника клиники.

Это готовые к использованию ШАБЛОНЫ документов, которые требуют лишь индивидуализации для каждой конкретной клиники. Корректировку и индивидуализацию под условия Вашей клиники Вы проводите самостоятельно, внося данные сотрудников и юр.лица.

Блок ВКК экономит Вам огромное количество времени на создание документации с нуля и позволяет внедрить требования пр.№785н за несколько дней.

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА ДОКУМЕНТОВ ВКК и БМД по НОВОМУ ПРИКАЗУ МЗ РФ №785н актуализированы в 2021 году:

Приказ об утверждении Положения о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

Положение о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Дополнения в должностную инструкцию Уполномоченного лица по качеству и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

Дополнения в должностную инструкцию ответственного лица за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в подразделении медицинской организации

Форма журнала учёта контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Форма Плана проверок по контролю качества и безопасности медицинской деятельности

Форма Отчёта по результатам проверок по контролю качества и безопасности медицинской деятельности с формами следующих документов:

Мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников;

Форма анализа результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности

Форма Сводного отчёта о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности с формой Перечня корректирующих мер в части повышения качества и безопасности медицинской деятельности

Форма Акта контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях

Карта ВКК и БМД 203н

Приказ о част. возложении контроля качества на врачебную комиссию

Приказ об утверждении Порядка анкетирования пациентов медицинской организации, анкеты пациента и методики удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

Форма договора на оказание услуг по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности у индивидуального предпринимателя

Приказ об утверждении Положения о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации

Положение о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации

Приказ об утверждении Порядка организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации

Порядок организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации

Мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста

Листы ознакомления со всеми приказами и прочие полезные документы.


Стоимость блока ВКК со всеми документами - всего 8.700 рублей


С уважением,
руководитель "Центра Защиты Врачей",
доктор Владислав Аносов.

ВКК организуется в лечебно-профилактических учреждениях (больницах, поликлиниках, диспансерах, женских консультациях, клиниках научно-исследовательских институтов и др.) в составе председателя (заместителя главного врача по медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности, а при его отсутствии - заместителя главного врача поликлиники по медицинской части или главного врача) и членов — заведующего отделением и лечащего врача больного. При необходимости на заседаниях ВКК могут привлекаться соотв специалисты данного или иного леч учрежд-я, сотрудники мед институтов и институтов усовершенств-я врачей. На ВКК больные направляются лечащим врачом, зав отделением. График работы ВКК составляется с учетом обеспечения макс возм-ти представления больных лечащим врачом и заведующим отделением. Основные ф-ции ВКК: 1) Консультирование больных в сложных и конфликтных ситуациях. 2) Контроль за обоснованностью выдачи и продления листков нетрудоспособности. 3) Обязательные плановые освидетельствования длительно болеющих и в сроки 30, 60, 90 и 105 дней от начала временной нетрудоспособности. 4) Своевр выявл-е лиц, нужд в реабилитации и направление больных и инвалидов для проведения реабилитационных мероприятий. 5) Выдача ЛН и СВН в след случаях: продление ЛН при амбулаторном лечении свыше 30 дней; продление ЛН по уходу за больным, достигшим 14-летнего возраста в исключит случаях свыше 3 дней; выдача СВН по уходу за больным ребенком (до 14 лет) свыше 14 дней; выдача ЛН при направл больного на консультацию или лечение в другой город или за границу не более чем на 10 календарных дней; продление и закрытие этого ЛН по возвращении больного после обследования (лечения) на основании справки (выписки из истории болезни) о проведенной(ом) консультации (лечении); выдача ЛН по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет в случае лечения за пределами РБ на весь период отъезда, включая время проезда туда и обратно; выдача ЛН при проведении инвазивных методов обследования и лечения (на день или дни проведения процедур); выдача ЛН при направлении на санаторно-курортное лечение (больных туберкулезом; перенесшим лучевую болезнь, вызванную катастрофой на ЧАЭС; инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС; одному из родителей больного ребенка в возрасте до 16 лет из зоны радиоактивного загрязнения для ухода за ребенком в санатории); выдача ЛН при направлении больного на спелеолечение на весь период спелеолечения с учетом времени проезда к месту лечения и обратно; выдача ЛН в случае осложненных родов, рождения двух и более детей сроком на 14 календарных дней; при родах, наступивших до 30 недель (27 недель на территории радиоактивного загрязнения) беременности и рождении живого ребенка — на 140(160) календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка — на 70 календарных дней; при усыновлении (удочерении), оформлении опекунства ребенка в воз-

расте до 3 месяцев — на 70 дней со дня усыновления, опекунства; обмен в установленном порядке справок и заключений о временной нетрудоспособности на ЛН после предварительного рассмотрения каждого случая и выявления оснований для обмена. 6) Направление на освидетельствование в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) в следующих случаях: длительно болеющих — независимо от клинического и трудового диагноза — не позднее 120 дней подряд со дня наступления нетрудоспособности

или не позднее 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях ВН вследствие одного либо родственных заболеваний, а при туберкулезе не позднее 180 (240) дней соответственно; работающих лиц с признаками инвалидности — в любые сроки от начала временной нетрудоспособности (после выяснения диагноза); больных с детства и лиц пенсионного возраста при наличии признаков инвалидности; инвалидов для очередного переосвидетельствования; больных и инвалидов для определения степени утраты профессиональной трудоспособности вследствие увечья или иного повреждения здоровья, связанного с работой; инвалидов для определения медицинских показаний для обеспечения

Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия. Критерии установления инвалидности. Причины, группы инвалидности. Статистический учет инвалидности. Показатели инвалидности, методика вычисления. Уровни и структура первичной инвалидности в Республике Беларусь.

Инвалидность среди населения — одна из важнейших мед-соц проблем в мире. Показатели инвалидности являются отражениеммкак уровня здоровья и качества леч-профилактич мероприятий, так и состояния соц защиты человека с дефектом здоровья. По данным ООН

число инвалидов на планете составляет около 10 % населения земного шара Инвалидом является лицо, кот в связи с ограничением жизнед-ти вследствие наличия физич или

умств недостатков нуждается в соц помощи и защите. В соответствии с новой концепцией инвалидность определяется не только при длительной или стойкой утрате трудоспособности, но и в тех случаях, когда вследствие заболеваний, травм или дефектов происходит ограничение жизнед-ти. С 1993 г. в РБ инвалидность устанавливается по критериям ограничения жизнедеятельности и определяется как у взрослых, так и у детей. Огран-е жизнед-ти — невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека. Она выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, обучение, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. С позиций современной концепции последствий болезни инвалидность — это соц недостаточность, обусловл нарушением здоровья (заболеванием, травмой, физическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнед-ти и необходимости соц защиты. Социальная недостаточность — неспос-ть человека выполнять обычную для его положения роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования и др.), обусловленная нарушением функций организ-

ма и ограничением жизнед-ти. Инструкцией по определению группы инвалидности (2002) установлены критерии определения группы инвалидности. В основу критериев тяжести инвалидности положена степень ограничения жизнедеятельности вследствие заболеваний, последствий травм и врожденных дефектов, которые привели к снижению социальной адаптации различной степени тяжести в связи с затруднением или невозможностью общения, ориентации, контроля за своим поведением, передвижения, самообслуживания, участия в трудовой деятельности или обучения. Определяют три степени ограничения жизнедеятельности: резкое, значительное, умеренное. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, уста-

навливается группа инвалидности (I, II или III): 1-я группа инвалидности устанавливается при наличии зависимости от постоянной нерегулируемой помощи других лиц вследствие резко выраженного ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеваниями, последствиями травм, тяжелыми комбинированными дефектами и приводящего к социальной недостаточности. Первая группа инвалидности определяется также при заболеваниях с абсолютно неблагоприятным в отношении жизни прогнозом на ближайшее время вне зависимости от степени ограничения жизнедеятельности на момент освидетельствования. 2-я группа инвалидности устанавливается при значительно выраженном ограничении жизнедеятельности, обусловленном заболеваниями, последствия-

Показатели инвалидности


Первичная инвалидность = ×10000

(частота первичного выхода на инвалидность):

Показатели частоты первичной инвалидности рассчитываются для населения в целом, а также для отдельных групп (0–18 лет, старше 18 лет, трудоспособного населения, население пенсионного возраста, работающее население), а также нозологическим формам, группам, причинам инвалидности и др.


Структура первичной инвалидности = × 100


Процент инвалидов среди населения = × 100

Показатель полной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста:


× 100

Показатель частичной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста:


× 100

Показатель утяжеления инвалидности:


× 100

В РБ на 2012год: Первичная инвал-ть: 57493всего чел-к, показ-ль инвал-ти на 10тыс 74,39. Структура инвал-ти: бол-ни сист кровообращ (44%), злокач новообразов-я (21%), бол-ни костно-мыш сист (7,9%), последствия травм, отравлений и других воздействий (5,1%), болезни НС (4,1%), расстр-ва пит-я и наруш-я обмена в-в(СД) (3,8%), псих расстр-ва и расстр-ва повед-я (3,7%).

Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.

МСЭ – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилит. Основные понятия МСЭ: 1) трудосп-ть - такое состояние организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет человеку выполнять свои профессиональные обязанности (работу определенного объема и качества). При оценке трудоспособности учитываются критерии: а) медицинский - влияние биологических, медицинских факторов (болезненного состояния организма); при оценке состояния трудоспособности учитывают диагноз, стадию и течение заболевания, наличие и характер осложнений, степень функциональных нарушений, клинический прогноз. Многие заболевания, особенно в начальном периоде, не приводят к необходимости прекращения работы; в этом случае если труд больному не противопоказан, а заболевание не причиняет вреда окружающим, нетрудоспособность не определяется. б) социальные - включают характеристику профессии, должности, степени преобладания физического или нервно-психического напряжения, длительность рабочего дня, сменный характер труда, условия работы, трудовой прогноз, социальный статус человека, семейное положение и т.д. Нетрудоспособность может определяться по социальным показаниям, т.е. в тех случаях, когда отсутствует заболевание, но законодательством установлена возможность временного освобождения от работы в связи с различными обстоятельствами (например, уход за больным членом семьи, в связи с карантином и др.). 2) нетрудоспособность делится на: а) временную - функциональное состояние организма, вызванное болезнью, травмой или другой причиной, при котором нарушение функций, препятствующее продолжению профессионального труда, носит временный, обратимый характер и возможно возвращение больного к выполнению своей работы. Основной критерий временной нетрудоспособности -это обратимость функциональных нарушений, благоприятный клинический и трудовой прогноз. Это означает полное восстановление или значительное улучшение нарушенных функций организма с восстановлением трудоспособности в сравнительно короткий срок. б) стойкую - возникает, если нарушение функций, препятствующее выполнению профессионального труда, несмотря на лечение, приобрело устойчивый и длительный характер, в связи с чем выполнение профессионального труда становится невозможным или требуется значительное его изменение. Временная и стойкая нетрудоспособность могут: 1) полной - невозможность продолжения профессионального труда, в связи с чем больной освобождается от обязанностей трудиться и общество берет на себя заботу о его материальном обеспечении. 2) частичной (ограничение трудоспособности) - невозможность выполнения своей профессиональной работы, при этом больной без ущерба для здоровья способен выполнять другую, более легкую работу.

Организация медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушений жизнедеятельности пациентов). Документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.

МСЭ ограничений жизнедеятельности и инвалидности осуществляется МРЭК на основе всесторонней оценки состояния здоровья, степени нарушения функций и ограничения жизнедеятельности с учетом психологического статуса и мотиваций освидетельствуемого лица, социально-средовых и профессиональных факторов.

Документы, регламентирующие проведение экспертизы инвалидности:

- Положение о МРЭК, утвержденное Постановлением Совета Министров РБ № 801 (1992 г.)

- Инструкция по определению группы инвалидности и причин инвалидности (2002 г.)

- приказы МЗ и др. инструктивно-методические документы

МРЭК находятся в подчинении органа ЗО административной территории и работают по территориальному принципу. Комиссии являются юридическим лицом, имеют печать и штамп со своим наименованием. Руководство работой МРЭК в областях и г. Минске осуществляет главный эксперт области (г. Минска), который является председателем одного из состава областной (Минской центральной городской) МРЭК.

Медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК). Виды, состав и функции МРЭК. Порядок направления и освидетельствования пациентов на МРЭК, документация, правила ее оформления.

МРЭК делятся на высшие (областные, Минская центральная городская МРЭК) и первичные (городские, районные, межрайонные МРЭК). Первичные МРЭК подразделяются на комиссии общего профиля и специализированные (травматологическая, кардиологическая, онкологическая, фтизио-пульмонологическая, психиатрическая, офтальмологическая, детская и др.). В структуру высших МРЭК (областных, Минской центральной городской

Реабилитация - это комплекс мер различного характера, направленных на снижение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалида достижения социальной интеграции. Это межведомственное понятие ( в реабилитации должны участвовать не только врачи). Основные виды реабилитации: а) медицинская реабилитация - процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм. б) медико-профессиональная реабилитация - процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней; в) профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции; г) трудовая реабилитация - процесс трудоустройства и адаптации инвалида на конкретном рабочем месте; д) социальная реабилитация - система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества. Направления реабилитации: 1) реабилитация больных – направлена на предупреждение дефекта, профилактика инвалидности. 2) реабилитация инвалидов – снижение тяжести инвалидности, адаптация инвалида к бытовой и трудовой среде. Уровни предупреждения инвалидности: а) первичная профилактика инвалидности - снижение частоты возникновения нарушенных функций, затрудняющих жизнедеятельность и ограничивающих трудоспособность.б) вторичная профилактика инвалидности - ограничение степени нарушения функций или обратное развитие при уже имеющихся заболеваниях, врожденных или приобретенных дефектах. в) третичная профилактика инвалидности - предупреждение перехода возникших или врожденных функциональных нарушений на уровне инвалидности в устойчивые дефекты, приводящие к утяжелению инвалидности и нетрудоспособности. В 1994 г. принят закон "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов". На его основе действует государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. Статья 4. Задачи законодательства РБ в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов: создание правовых гарантий для организации и развития системы предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов; обеспечение и защита прав граждан Республики Беларусь на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; участие общественных организаций инвалидов в государственных программах реабилитации инвалидов. Статья 5. Государственная программа по предупреждению инвалидности включает: изучение причин инвалидности; разработку мер по предупреждению или ограничению случаев потери здоровья, включая программы иммунизации; разработку мер по предупреждению врожденных дефектов, хронических и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, травматизма, а также перестройку человеческой психики с помощью внешнего воздействия; создание системы раннего выявления и профилактики инвалидности; создание специальных программ по снижению травматизма; разработку программ аттестации и рационализации рабочих мест и условий труда как мер профилактики профессиональных и других заболеваний; проведение медицинского обследования и оздоровление детей; анализ всех случаев травматизма, вызванных чрезвычайными и экологическими обстоятельствами или риском возникновения таких обстоятельств; контроль за неумеренным использованием лекарственных средств, наркотиков, алкоголя, табака и других стимуляторов; создание специальных программ по снижению частоты и тяжести наследственной патологии, эндокринных, психических заболеваний, приводящих к инвалидности, а также заболеваний алкоголизмом; меры воспитания, разъяснительной работы о вреде курения и алкоголизма, избыточной массы тела, недостаточной физической активности как факторов риска онкологических, сердечно-сосудистых и

других хронических заболеваний; научное обеспечение разрабатываемых программ, подготовку кадров, образовательные, просветительные и другие меры.

Читайте также: