Как оценить ущерб причиненный незаконным ловом краба стригуна

Обновлено: 02.05.2024

17 июня вступили в силу новые правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Изменения напрямую коснулись приморских рыбаков-любителей: рыб лососевых пород и краба разрешили добывать без лицензии. Теперь под запретом рыбалка с фонарями и сетями.

Новые правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна были утверждены приказом Министерства сельского хозяйства России 23 мая, после принятия закона о любительской рыбалке. Сохранилось понятие суточной нормы, введенное в 2018 году. Это значит, что на определенные виды биоресурсов действует ограничение по количеству выловленных особей в сутки.

Однако серьезно изменился список разрешенных видов для ловли. Если раньше на добычу краба и лососевых (горбуша, кета, сима) требовались лицензии, то теперь в их ограниченных объемах и в определенных местах акватории любителям можно добывать свободно. Это залив Петра Великого (акватория, ограниченная мысами Брюса, Поворотный, Седловидный, Песчаный), Лазовский район (акватория от бухты Успения до мыса Столбового), Ольгинский район (акватория от мыса Маневского до мыса Собор), Кавалеровский и Дальнегорский районы (акватория от мыса Южного до мыса Опричник), Тернейский район (акватории от мыса Якубовского до мыса Егорова, от мыса Первенец до мыса Страшного, от реки Единка до мыса Золотого).

В Приморье по-прежнему можно ловить красную рыбу и краба по путевке на специальных рыбопромысловых участках. Однако после появления суточной нормы путевки для любителей становятся неактуальны: никаких преимуществ в ловле красной рыбы и краба они не дают. К тому же, по информации природоохранной прокуратуры, все путевки уже разыграны. Однако в Приморье есть масса мест, не являющихся рыбопромысловыми участками, где можно ловить лососевых и краба безо всяких документов, соблюдая суточную норму.

В течение 24 часов разрешается выловить не более одной суточной нормы биоресурсов. Если рыбачить дольше суток – не более двух суточных норм. При этом крабов, горбушу, кету и симу запрещено ловить больше одной суточной нормы, сколько бы ни длилась рыбалка.

Также теперь нельзя использовать осветительные приборы различных конструкций и видов в темное время суток – рыбаки уже переживают, что это осложнит добычу кальмара. Помимо прочего, законом запрещается рыбачить при помощи сетей (плавных, донных и ставных), а также заниматься любительским рыболовством и аквакультурой на одном водном объекте. Это позволит исключить споры между рыбаками-любителями и теми, кто разводит рыбу. По-прежнему нельзя использовать взрывчатку и глушить рыбу. Кроме этого, вне закона стала подводная охота с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения рыбы под водой.

С изменением законодательства в Приморье запретили любительское рыболовство всех видов водных биоресурсов круглогодично в притоках реки Раздольной: реках Нежинка, Ананьевка, Грязная, Вторая речка; в реке Желтой; в реках Рязановка, Барабашевка, Васильковка (приток реки Аввакумовка).

Правилами рыболовства установлены запретные сроки вылова водных биологических ресурсов:

– с 20 мая по 1 августа во внутренних морских водах и в территориальном море в границах Приморского края креветки травяной повсеместно;

– с 1 июня по 31 октября всех видов водных биоресурсов около устьев рек, впадающих в Японское море и залив Петра Великого, на расстоянии 2 км в обе стороны и 2 км вглубь моря или залива – во время хода тихоокеанских лососей, за исключением рыболовства разрешенными орудиями добычи, установленными правилами рыболовства, а также за исключением рыболовства по путевкам на рыбопромысловых участках;

– с 1 августа по 1 мая – симы;

– с 1 ноября по 1 мая и с 1 июня по 31 июля крабов камчатского, синего, волосатого четырехугольного, колючего, крабов-стригунов;

– в период с 20 апреля по 20 июля всех видов водных биоресурсов (за исключением рыболовства удебными орудиями) в озере Ханка, в устьях впадающих в него рек и на расстоянии 1 км от устья вверх по течению и в разливах;

– с 1 июня по 15 сентября в озерах Петропавловском (Дальнереченский район), Заря (Лазовский район), Гусином (остров Путятина), Орехово (Анучинский район), Ковчег (Хасанский район);

– с 1 сентября по 15 декабря в устье протоки Вербовой, впадающей в реку Большая Уссурка;

– с 20 апреля по 20 июня в реке Арсеньевка, на ее разливах и притоках;

– с 20 августа по 20 сентября в реке Кривой (Лазовский район);

– с 1 апреля по 1 июня в реке Спасовка от устья до Гайворонского шлюза;

– с 20 апреля по 20 июня на разливах реки Спасовка;

– с 10 ноября по 30 марта на зимовальных ямах на всех реках края.

Представители Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры напоминают: за нарушение правил рыболовства установлена административная ответственность по ст. 7.11, 8.17, 8.37 КоАП РФ. Рыбакам грозит штраф от 500 до 5000 рублей или от 50% до 100% стоимости водных биологических ресурсов, выловленных с нарушением. Также у рыбаков могут конфисковать судно. В прокуратуре также отметили, что привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает от возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам, добровольно или по решению суда.

В соответствии с утвержденными таксами, за один экземпляр незаконно добытых водных биоресурсов независимо от размера и веса придется возместить ущерб:

11 575 рублей – за нерку;

10 635 рублей – за тайменя, кету осеннюю амурскую;

5128 рублей – за симу;

2009 рублей – за кету;

961 рубль – за форель всех видов и ленка;

925 рублей – за хариуса, сазана, карпа, щуки, толстолобика, сома пресноводного;

500 рублей – за верхогляда;

250 рублей – за змееголова, краснопера, карася, окуня пресноводного;

7184 рубля – за краба камчатского, краба синего;

6864 рубля – за краба волосатого четырехугольного;

5507 рублей – за краба равношипого;

4768 рублей – за краба-стригуна (опилио, берди);

682 рубля – за других видов промысловых крабов, трепанга, трубача;

345 рублей – за морского гребешка, морского ежа серого, креветки гребенчатой;

27 455 рублей – за килограмм икры лососевых видов рыб;

4576 рублей – за килограмм икры морских беспозвоночных.

Суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов для одного гражданина при осуществлении любительского рыболовства в границах Приморского края, а также в прилегающих к его территории внутренних морских водах и территориальном море

Незаконный отстрел или отлов таких животных, нарушение сроков охотничьих сезонов и правил рыбалки влечет за собой штрафы и уголовную ответственность и именуется браконьерством.

Что такое браконьерство

Внимательно изучайте актуальные данные о редких видах, запрещенных способах и территориях на момент, когда вы собрались на охоту или рыбалку. Информация может обновляться и изменяться.

За что взимается штраф

Давайте разберемся, за что взимается штраф и на что следует обратить особое внимание.

  1. Не забывайте о разрешительных документах на охоту. Их отсутствие у вас во время охоты будет считаться нарушением законодательства.
  2. Помните о датахзакрытия и открытия охотничьего сезона, это касается и запретов для рыболовов во время нереста рыбы.
  3. Изучайте списки редких животных, отстрел и отлов которых запрещены законом. Помните и о животных, занесенных в Красную книгу.
  4. Актуализируйте информацию ежегодно о нормах и квотах отстрела или отлова животных.

К чему вы должны быть готовы?

Охотинспектор будет проверять:

  • соблюдение правил охоты и ее параметров;
  • наличие охотничьего билета;
  • наличие путевки;
  • наличие разрешения на добычу и на ношение и хранение охотничьего оружия.

Административная ответственность за нарушение правил охоты

Штраф: 500-4 000 руб., также возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 2 лет (ст.8.37 ч.1).

Штраф для лиц, занимающих должности: 25 000-35 000 руб., возможна конфискация оружия.

Штраф: 4 000-5 000 руб., возможна конфискация оружия либо лишение права на охоту до 1-3 лет (ст.8.37 ч.1.1).

Штраф для должностных лиц: 35 000-50 000 руб., возможна конфискация оружия.

Нарушение сроков охоты и охота неразрешенными видами оружия:

Для граждан: лишение права на охоту до 1-2 лет (ст.8.37 ч.1.2).

Для должностных лиц штраф: 35 000-50 000 руб., возможна конфискация оружия.

Непредставление путевки, разрешения или лицензии:

Для граждан: лишение права на охоту до 1-2 лет (ст.8.37 ч.1.3).

Для должностных лиц штраф: 25 000-40 000 руб., возможна конфискация оружия.

Нарушение правил пользования объектами животного мира:

Для граждан: 500-1 000 руб., возможна конфискация оружия (ст.8.37 ч.3).

Для должностных лиц: 2 500-5 000 руб., возможна конфискация оружия.

Для юрлиц: 50 000-100 000 руб., возможна конфискация оружия.

Административная ответственность за нарушение правил рыбалки

Уничтожение или повреждение специальных знаков, которые определяют границы особо охраняемых объектов, охраняемых зон водных объектов согласно КоАП ст.7.2 ч.2 влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.,

на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.

Рыбалка без разрешения, если "разрешение" обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением согласно КоАП ст.7.11 часть 1, влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 500 до 1 000 руб.,

на должностных лиц от 1 000 до 2 000 руб.,

на юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб.

Нарушение правил водопользования при осуществлении рыболовства согласно КоАП ст.8.14 ч.2 влечет наложение административного штрафа:

на граждан от 1 500 до 2 000 руб.,

на должностных лиц от 3 000 до 4 000 руб.,

на юридических лиц от 30 000 до 40 000 руб.

Уничтожение редких видов животных, растений (из Красной книги), а равно как и за бездействие, которое может привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений согласно КоАП ст.8.35, влечет наложение административного штрафа с конфискацией орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой:

на граждан в размере от 2 500 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 15 000 до 20 000 руб.,

на юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 руб.

Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов водных биоресурсов согласно КоАП ст.8.36 влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.,

на должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.,

на юридических лиц от 20 000 до 30 000 руб.

Нарушение правил вылова рыбы и иных правил об осуществлении рыболовства согласно КоАП ст.8.37 ч.2 влечет наложение административного штрафа с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой:

на граждан в размере от 2 000 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.,

на юридических лиц от 100 000 до 200 000 руб.

Управление маломерным судном без удостоверения КоАП ст.11.8.1 Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца влечет предупреждение или наложение административного штрафа: 100 руб.

Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: 100 руб.

Согласно КоАП ст.11.7 часть 1 под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

Стоянка, движение на авто у водоема и другие неправомерные действия в пределах водоохраной зоны согласно КоАП ст 8.13 (за исключением специальных автомобилей) влечет за собой штраф, в зависимости от правонарушения:

на граждан в размере от 500 до 5 000 руб.,

на должностных лиц от 1 000 до 30 000 руб.,

на юридических лиц от 10 000 до 300 000 руб.

Уголовная ответственность за браконьерство на охоте

Согласно УК РФ Статье 258 за незаконную охоту установлены новые штрафы за браконьерство в 2021-2022 году:

Штраф за незаконную охоту

  • Штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

Штраф за незаконную охоту с использование своего служебного положения (либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб)

Штраф от 500 тысяч до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3-х до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 3-х до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

Примечание: крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 40 тысяч рублей, особо крупным - 120 тысяч рублей.

Причиненный ущерб для каждого вида охотничьего ресурса исчисляется как произведение таксы для исчисления размера ущерба на количество добытых особей охотничьих ресурсов по формуле:

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к ст. 256 УК РФ

Пленум ВС РФ в п. 1 Пост. от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судам в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.

Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать и положения действующих для РФ международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.

Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по ст. 256 УК РФ.

К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 ст. 256 УК — специально выделенные из общей массы водных биологических ресурсов вследствие их охраны нормами международного права котики, морские бобры (иное названии — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Пленум ВС РФ в п. 10.2 Пост. от 23.11.2010 N 26 разъяснил, что в случае незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (их частей и производных), включенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (утв. Пост. Правительства РФ от 31.10.2013 N 978), содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 258.1 УК РФ.

Незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) в Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, но не включенных в указанный Перечень, при наличии признаков состава преступления следует квалифицировать по соответствующим частям ст. 256 УК РФ.

Не относятся к предмету данного преступления водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатры, выдры, речные бобры, нутрии и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК (см. ст. 11 Закона об охоте).

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция рассматриваемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи (вылова) водных биоресурсов.

Пленум ВС РФ в п. 3 Пост. от 23.11.2010 N 26, конкретизируя понятие незаконности вылова, указал, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (напр., без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова) при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

Статья 1 указанного Пост. Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть, по существу, Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие, нуждающееся в устранении .
———————————
На практике в ряде случаев Пост. Правительства РФ от 18.08.2008 N 625 при применении ст. 256 УК использовалось, но стали множиться случаи вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с его применением. Например, в Курганской области в 2014 — 2015 гг. прокуратурой было отменено три таких незаконных процессуальных решения и признано, что применение Пост. от 18.08.2008 N 625 в сфере уголовно-правовых отношений недопустимо, поскольку таковые не входят в предмет регулирования этого Постановления.

Таким образом, как следует из текста примеч. к ст. 256 УК РФ, никакие другие таксы, кроме утв. Правительством РФ, и никакие другие нормативные акты при подсчете ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, при применении ст. 256 УК приняты во внимание быть не могут.

К изложенному о подсчете ущерба следует также добавить, что предположительно таксы, утв. Правительством РФ, должны учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость, распространенность животных или растений; их отнесение к редким и исчезающим видам (специальным категориям); экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания (эндемичность); размер ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам. В частности, должны учитываться: гибель большого числа рыбы, в том числе неполовозрелой (мальков), вылов или уничтожение водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ (за исключением внесенных в указанный выше Перечень от 31.10.2013 N 978), уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. О необходимости учета данных обстоятельств говорится и в п. 4 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.

На деле многие из этих факторов в таксах не учитываются, и эти таксы подлежат совершенствованию.

Для оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты (п. 4 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая (причинивший) крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей (выловом), в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных (оснащенных двигателем) транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и иных моторных плавающих конструкций) подразумевает их использование исключительно как орудия совершения преступления, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова.

Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку (п. 8 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. комментарий к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые лежбища, где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 ст. 256 УК и ч. 2 этой статьи. Поскольку действие ч. 2 распространяется на запретные зоны, а действие ч. 1 не распространяется, применению подлежит ч. 2 ст. 256 УК РФ. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (напр., морские звери стали обустраивать себе лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (напр., в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из смысла и содержания ст. 256 УК РФ.

Мотив (преобладает корыстный) не относится к признакам состава, лежит за его пределами и на квалификацию преступления не влияет.

5. Субъект преступления — общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Квалифицирующим признаком состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (напр., работниками органов рыбоохраны, органов власти), либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в комментарии к ст. 35), либо с причинением особо крупного ущерба. При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

Понятие особо крупного ущерба изложено в п. 3 комментарий к этой статье.

7. Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 или ст. 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. Основаниями для признания действий подсудимого малозначительными могут служить, напр., незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов (п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

8. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков объективной стороны состава преступления, указанных в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.

Здравствуйте! Перевозил в багажнике личного транспорта вареного камчатского краба весом 58 кг.Был остановлен сотрудниками фсб. Составлен протокол. Изъята машина на время соедствия. Какие последствия могут быть ? И что можно предпринять с целью снижения ответственности? С уважением! Спасибо!

В объяснениях указал, что двигался в сторону города, на обочине стояла машина с аварийным сигналом, решил остановиться помочь. Остановившись попросили передать в город сумки, т.к. машина сломалась. Что находилось в сумках не знал. В городе мне должны были позвонить в течении дня и забрать сумки.

Рыболовство — это деятельность, которая не ограничивается только рамками добычи водных биологических ресурсов, а представляет собой также перегрузку и транспортирование уловов водных биоресурсов.

Необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов являются получение соответствующих разрешительных документов.

При перевозке краба при вас как я понимаю данных разрешительных документов обнаружено не было.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации № 27 от 23 ноября 2010 года,

ч. 2 ст. 8.17 КоАП Российской Федерациипредусмотрена возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соот. со ст.8.17 КоАП РФ:

Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Вам необходимо в судебном заседании доказать отсутствие своей вины, что данные крабы принадлежали не вам.Также если сумка была не вскрыта настаивать о том, что вы не видели что в этой сумки, так как ее не вскрывали.

Что касаемо снижения ответственности, то вы можете заявить о применении ст.2.9 КоАП РФ, так как объем добытого не большой и данное правонарушение совершено впервые.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Смена показаний будет расценена судом при рассмотрении дела не в вашу пользу.Если вы меняете свои показания, значит к ним будут относится критически.Лучше этого не делать.

Денис, добрый день!

У меня большие сомнения, что ФСБ Вас стало бы останавливать, если речь была бы об административном правонарушении по части 2 статьи 8.17. КоАП РФ. Это вообще сфера деятельности полиции. Хотя я допускаю, что быть может у них (у ФСБ) была какая-то информация и она не подтвердилась.

На самом деле тут речь может идти об уголовной ответственности по статье 256 УК РФ:

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

Крупного ущерба тут нет. В той же статье 256 УК РФ указано, что крупным признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей.

Камчатский краб по таксам, установленным Правительством РФ, оценивается намного дешевле, чем 100 тысяч рублей. Причем такса прописана за 1 экземпляр независимо от веса. Так что крупного ущерба Вы не причинили.

Уголовная ответственность возможна, если Вы, скажем так, не в том месте или не теми средствами выловили краба.

Если речь о возбуждении уголовного дела, то Вам обязательно надо нанимать адвоката, который возьмется и будет вести это дело. Ответственность по части 1 статьи 256 не такая страшная (относительно), до 2 лет лишения свободы, но тем не менее.

Если виновное лицо действовало в составе группы, тогда это будет часть 3 той же статьи и там уже до 5 лет лишения свободы можно получить.

Еще есть уголовная ответственность по статье 258.1. УК РФ за незаконный вылов Краснокнижных водных биологических ресурсов, но камчатский краб к ним не относится.

Если речь всего лишь об административном правонарушении по части 2 ст. 8.17. КоАП РФ, то переживать вообще не стоит.

Читайте также: