Как обжаловать отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Обновлено: 02.07.2024

Тема административных барьеров в строительстве остается весьма острой, несмотря на очевидные позитивные сдвиги в этой сфере за последние годы. Активная работа по улучшению ситуации ведется федеральными властями.

С 10 января 2016 года Федеральная антимонопольная служба приступила к рассмотрению жалоб участников строительного рынка на действия органов власти либо осуществляющие функции указанных органов организации (органы), должностных лиц указанных органов или организаций (далее уполномоченный орган) и организации, осуществляющие эксплуатацию сетей.

ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающие перечни закрепляют функции, которые должны выполнять в сфере строительства органы власти, и услуги, которые должны оказывать сетевые организации

В сфере жилищного строительства исчерпывающий перечень административных процедур утвержден Правительством России (постановление Правительства № 403 от 30 апреля 2014 года) и включает 134 процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта жилищного строительстве, в том числе процедуры, связанные с:

получением прав на земельный участок и градостроительной подготовкой земельного участка;

заключением договоров о подключении к сетям инженерно- технического обеспечения, архитектурно-строительным проектированием;

осуществлением строительства и реконструкции;

получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

В 2016 году рассмотрению подлежали жалобы лишь на процедуры в сфере жилищного строительства.

В 2017 году вступили в силу новые перечни в сфере строительства объектов водо- и электроснабжения, в сфере строительства нежилых объектов, теплосетей.

Постановление Правительства Российской Федерации

Дата вступления в силу

от 30-04.2014 №403

30.10.2014 (с изм. от 27.12.2017)

строительство объектов водоснабжения и водоотведения

от 07.11.2016 № 1138

строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ

от 27.12.2016 № 1504

строительства объектов капитального строительства нежилого назначения

от 28.03.2017 №346

строительства сетей теплоснабжения

от 17.04.2017 №452

Сегодня бизнес-сообщество вправе обжаловать порядок осуществления процедур, включенных в утвержденные Правительством РФ исчерпывающие перечни в сферах жилищного строительства, строительства объектов водоснабжения и водоотведения, электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, капитального строительства нежилого назначения, сетей теплоснабжения в антимонопольную службу.

Заявители

Заявителями жалоб могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений, права или законные интересы которых нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур.

Такие жалобы антимонопольным органом рассматриваются в рамках ст.18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей сокращенную ускоренную процедуру рассмотрения жалоб.

Обжалуемые действия.

В рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы акты и (или) действия (бездействие);

- иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации,

- организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

- должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган)

при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Обращаем внимание, что при обжаловании действий (бездействия):

- территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии,

- организации водопроводно-канализационного хозяйства (организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение);

- организации, осуществляющие горячее водоснабжение;

- газораспределительные организации, теплоснабжающие организации (организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей),

перечень оснований для обращения в антимонопольный орган расширен.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющихся субъектами градостроительных отношений, могут подать жалобу в антимонопольный орган на действия (бездействия) сетевыз организаций в следующих случаях:

- незаконный отказ в приеме документов, заявлений; предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Установленный в Законе о защите конкуренции перечень оснований для обращения с жалобой в порядке статьи 18.1 указанного закона является исчерпывающим.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при обращении в антимонопольный орган в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в жалобе обязаны указать обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления соответствующих процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не обжалуются незаконный отказ уполномоченными в сфере градостроительных отношений органами власти в приеме документов и заявлений, а также предъявление ими к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами.

Срок обжалования

Обжалование актов и (или) действий (бездействия) органа власти и (или) сетевой организации допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия).

Требования к жалобе

Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) органов власти, организаций, осуществляющих функции органов власти и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом ч.7 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

В определенных случаях жалоба может быть возвращена заявителю). 1)жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы , направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление).

Срок рассмотрения жалобы

Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен еще на 7 дней.

Результат рассмотрения жалобы

Комиссия по итогам рассмотрения жалобы может выдать уполномоченному органу, организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений.

Антимонопольными органами по итогам 2016г., 2017г. рассмотрено незначительное количество жалоб в сфере строительства в рамках упрощенного производства по ст.18.1 Закона о защите конкуренции (по итогам 2016 года и трех кварталов 2017 года антимонопольные органы рассмотрели около 80 жалоб). Примечательно, что большая часть из них была подана на действия органов власти: основной причиной недовольства стало затягивание сроков принятия тех или иных решений.

По результатам изучения этих жалоб ФАС России выделила наиболее часто встречающиеся нарушения :

1. Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.

2. Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.

3. Отказы в подключении (технологическом присоединении) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

4. Нарушение сроков заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

5. Незаконные требования к заявителю и составу документов.

Небольшое количество жалоб не свидетельствует о том, что органами власти и организациями, осуществляющими функции органов власти не допускаются нарушения в сфере строительства. Все- таки, на данный момент это неосведомленность хозяйствующих субъектов о новом механизме обжалования процедур в строительстве.

Отдельные акты или действия органов власти, сетевых организаций требуют соответствующего контроля со стороны антимонопольного органа. Сокращение срока рассмотрения дел по жалобам на нарушения в сфере строительства существенно увеличивают шансы предпринимателей на защиту своих прав.

За нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, предусмотрена административная ответственность

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей - 14.9.1 "Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства".

Неправомерные действия (бездействие) должностных лиц органов власти, которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.

Что касается ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, исключительным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении решение комиссии по рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не является, что позволяет применять положения статьи 9.21 КоАП РФ независимо от процедуры, по которой была рассмотрена жалоба . Статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Процедура административного обжалования фактически является альтернативой судебному обжалованию, позволяет оптимизировать существующий регуляторный механизм в сфере строительства и значительно снизить бюрократические барьеры в отрасли.

На сайте Федеральной антимонопольной службы, а также на сайте Оренбургского УФАС Росси имеется достаточная информация для подачи жалобы, в том числе размещен образец жалобы для обращения.

Гражданин Б.И., собственник земельного участка и находящегося на нем старого (40 лет) ветхого дома, решил построить на своем участке новый дом и обратился в Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ижевска за разрешением на строительство. Но ГУАиГ в выдаче разрешения на строительство ему отказало в связи с расположением земельного участка в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов Градостроительным регламентом, утвержденным Правилами землепользования и застройки г. Ижевска от 27.11.2007 года, не предусмотрено. Б.И. считает, что такое решение нарушает его права как собственника, тем более, что по соседству, предположительно в этой же территориальной зоне, также ведется строительство жилого дома.

Вопрос: можно ли оспорить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома?

Ответ юриста.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Следовательно, Б. И. имеет возможность в течение оставшегося месяца обратиться в суд с административным исковым заявлением для обжалования принятого ГУАиГ Администрации г. Ижевска решения.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в выдаче разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.

Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.

Согласно пункту 2.7 Положением о ГУАиГ, к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, в связи с чем, оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ следует, что ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно - делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27.11.2007 года № 344, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 данных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.

В связи с указанным, намерение гражданина Б. И. осуществить строительство на данном участке нового дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка и должно подлежать судебной защите.

Для этого Б. И. было предложено обратиться с административным исковым заявлением в суд не позднее трех месяцев со дня вынесения спорного решения об отказе. Следует отметить, что судебная практика Октябрьского районного суда г. Ижевска (по месту нахождения ответчика) по делам с аналогичными обстоятельствами в подавляющем большинстве стоит на стороне истца.

Тема административных барьеров в строительстве остается весьма острой, несмотря на очевидные позитивные сдвиги в этой сфере за последние годы. Активная работа по улучшению ситуации ведется федеральными властями.

С 10 января 2016 года Федеральная антимонопольная служба приступила к рассмотрению жалоб участников строительного рынка на действия органов власти либо осуществляющие функции указанных органов организации (органы), должностных лиц указанных органов или организаций (далее уполномоченный орган) и организации, осуществляющие эксплуатацию сетей.

ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исчерпывающие перечни закрепляют функции, которые должны выполнять в сфере строительства органы власти, и услуги, которые должны оказывать сетевые организации

В сфере жилищного строительства исчерпывающий перечень административных процедур утвержден Правительством России (постановление Правительства № 403 от 30 апреля 2014 года) и включает 134 процедуры, необходимые на всех этапах реализации проекта жилищного строительстве, в том числе процедуры, связанные с:

получением прав на земельный участок и градостроительной подготовкой земельного участка;

заключением договоров о подключении к сетям инженерно- технического обеспечения, архитектурно-строительным проектированием;

осуществлением строительства и реконструкции;

получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

В 2016 году рассмотрению подлежали жалобы лишь на процедуры в сфере жилищного строительства.

В 2017 году вступили в силу новые перечни в сфере строительства объектов водо- и электроснабжения, в сфере строительства нежилых объектов, теплосетей.

Постановление Правительства Российской Федерации

Дата вступления в силу

от 30-04.2014 №403

30.10.2014 (с изм. от 27.12.2017)

строительство объектов водоснабжения и водоотведения

от 07.11.2016 № 1138

строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ

от 27.12.2016 № 1504

строительства объектов капитального строительства нежилого назначения

от 28.03.2017 №346

строительства сетей теплоснабжения

от 17.04.2017 №452

Сегодня бизнес-сообщество вправе обжаловать порядок осуществления процедур, включенных в утвержденные Правительством РФ исчерпывающие перечни в сферах жилищного строительства, строительства объектов водоснабжения и водоотведения, электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, капитального строительства нежилого назначения, сетей теплоснабжения в антимонопольную службу.

Заявители

Заявителями жалоб могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений, права или законные интересы которых нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур.

Такие жалобы антимонопольным органом рассматриваются в рамках ст.18.1 Закона о защите конкуренции, предусматривающей сокращенную ускоренную процедуру рассмотрения жалоб.

Обжалуемые действия.

В рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы акты и (или) действия (бездействие);

- иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации,

- организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг,

- должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган)

при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Обращаем внимание, что при обжаловании действий (бездействия):

- территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии,

- организации водопроводно-канализационного хозяйства (организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение);

- организации, осуществляющие горячее водоснабжение;

- газораспределительные организации, теплоснабжающие организации (организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей),

перечень оснований для обращения в антимонопольный орган расширен.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющихся субъектами градостроительных отношений, могут подать жалобу в антимонопольный орган на действия (бездействия) сетевыз организаций в следующих случаях:

- незаконный отказ в приеме документов, заявлений; предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Установленный в Законе о защите конкуренции перечень оснований для обращения с жалобой в порядке статьи 18.1 указанного закона является исчерпывающим.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при обращении в антимонопольный орган в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в жалобе обязаны указать обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления соответствующих процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

В порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не обжалуются незаконный отказ уполномоченными в сфере градостроительных отношений органами власти в приеме документов и заявлений, а также предъявление ими к заявителю, документам и информации требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами.

Срок обжалования

Обжалование актов и (или) действий (бездействия) органа власти и (или) сетевой организации допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия).

Требования к жалобе

Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) органов власти, организаций, осуществляющих функции органов власти и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом ч.7 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.

8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

В определенных случаях жалоба может быть возвращена заявителю). 1)жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы , направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление).

Срок рассмотрения жалобы

Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен еще на 7 дней.

Результат рассмотрения жалобы

Комиссия по итогам рассмотрения жалобы может выдать уполномоченному органу, организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений.

Антимонопольными органами по итогам 2016г., 2017г. рассмотрено незначительное количество жалоб в сфере строительства в рамках упрощенного производства по ст.18.1 Закона о защите конкуренции (по итогам 2016 года и трех кварталов 2017 года антимонопольные органы рассмотрели около 80 жалоб). Примечательно, что большая часть из них была подана на действия органов власти: основной причиной недовольства стало затягивание сроков принятия тех или иных решений.

По результатам изучения этих жалоб ФАС России выделила наиболее часто встречающиеся нарушения :

1. Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.

2. Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.

3. Отказы в подключении (технологическом присоединении) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

4. Нарушение сроков заключения договоров на подключение (технологическое присоединение) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

5. Незаконные требования к заявителю и составу документов.

Небольшое количество жалоб не свидетельствует о том, что органами власти и организациями, осуществляющими функции органов власти не допускаются нарушения в сфере строительства. Все- таки, на данный момент это неосведомленность хозяйствующих субъектов о новом механизме обжалования процедур в строительстве.

Отдельные акты или действия органов власти, сетевых организаций требуют соответствующего контроля со стороны антимонопольного органа. Сокращение срока рассмотрения дел по жалобам на нарушения в сфере строительства существенно увеличивают шансы предпринимателей на защиту своих прав.

За нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, предусмотрена административная ответственность

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей - 14.9.1 "Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства".

Неправомерные действия (бездействие) должностных лиц органов власти, которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.

Что касается ответственности организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, исключительным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении решение комиссии по рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не является, что позволяет применять положения статьи 9.21 КоАП РФ независимо от процедуры, по которой была рассмотрена жалоба . Статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.9.21 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Процедура административного обжалования фактически является альтернативой судебному обжалованию, позволяет оптимизировать существующий регуляторный механизм в сфере строительства и значительно снизить бюрократические барьеры в отрасли.

На сайте Федеральной антимонопольной службы, а также на сайте Оренбургского УФАС Росси имеется достаточная информация для подачи жалобы, в том числе размещен образец жалобы для обращения.

3) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

4) разрешение на строительство;

5) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии), а также документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии;

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее ‒ орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 ГрК РФ;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

12) копия документа, удостоверяющего личность, или его отсканированная копия (при заполнении электронной формы);

13) копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия представителя (если от имени заявителя действует представитель), или их отсканированные копии (при заполнении электронной формы).

Документы, кроме заявления, представляются в одном экземпляре.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины

Без взимания платы.

Основания для отказа в приеме документов

1) Подача документов неуполномоченным лицом.

2) Несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в Регламенте.

3) В заявлении и прилагаемых к заявлению документах имеются неоговоренные исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

4) Представление документов в неуполномоченный орган;

5) Представление заявления и электронных документов, не подписанных (не заверенных) электронной подписью в соответствии с требованиями федеральных законов №63-ФЗ и №210-ФЗ

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги

    Основаниями для приостановления предоставления муниципальной услуги являются наличие судебного спора в отношении земельного участка или в отношении объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, а также проведение правоохранительными органами проверки законности документов, послуживших основанием для регистрации права на указанные объекты недвижимости.

Предоставление муниципальной услуги приостанавливается до вступления в законную силу судебного решения либо до окончания проверки документов

Основания для отказа:

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 ГрК РФ;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 статьи 55 ГрК РФ;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом;

6) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных ч.18 ст.51 ГрК РФ.

Срок предоставления муниципальной услуги

В течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления.

Заявление считается поступившим в день регистрации запроса на предоставление муниципальной услуги.

Срок предоставления муниципальной услуги исчисляется со дня, следующего за днем поступления заявления.

Сроки и основания приостановления предоставления муниципальной услуги предусмотрены в Регламенте.

Выдача (направление) документов осуществляется в срок, предусмотренный Регламентом.

Читайте также: