Как обеспечить себе мотивацию для саморазвития и самообразования

Обновлено: 28.04.2024

Людям свойственна тяга к новым знаниям. Все начинается с детства. Для детей обучение — это способ существования. С возрастом, после того, как базовые и профессиональные знания уже получены, для самообразования нужна четкая и обоснованная причина, то есть мотивация. Мотивация к самообразованию связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью к признанию, с потребностью к самовыражению, она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических потребностей и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу Maslow A. H. (1987) Motivation and Personality ).

Учиться никогда не поздно!

Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообразования внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Внутренняя мотивация к самообразованию может находиться на низком уровне в силу различных заблуждений. Одно из самых распространенных – заблуждение о том,что с возрастом снижается способность восприятия, что чем старше человек, тем менее он обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Особенно, если речь идет об обучении иностранным языкам.

Существует целый ряд исследований, которые опровергают это предположение. (Goldenberg C. (2008) Teaching English Language Learners. What the Research Does – and Does Not – Say. American Educator.) Оказывается, обучение взрослой аудитории имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, большой опыт использования родного языка, навыки которого можно перенести на иностранный.

Во-вторых, восприятие структуры иностранного языка облегчается, так как обучаемые владеют логическим и аналитическим мышлением, а также способностью к ассоциациям и обобщениям.

В-третьих, общие знания позволяют быстрее расширить словарный запас за счет уже известных из других областей интернациональных слов. К тому же взрослые люди могут использовать различные техники запоминания и свои собственные приемы обучения, которые они выработали раньше. Кроме того, взрослые люди обычно имеют хорошо развитую долговременную память, что тоже очень важно для процесса самообразования.

Теперь, когда стереотип о низком пороге восприятия у взрослых разрушен, посмотрим, как можно влиять на мотивацию. Приоритет личной мотивации делает необходимым определение цели обучения, все подчинено этой цели, поэтому личностно-ориентированная система хорошо здесь работает.

Личностно-ориентированная система, где главным действующим лицом является обучаемый, позволяет ему активно участвовать уже в процессе создания программы.

Непосредственно в процессе обучения можно использовать все упомянутые выше преимущества взрослой аудитории. Так, при изучении иностранного языка, мы можем говорить о сознательном обучении, потому что обучаемые не воспринимают материал в виде готовых данных, а участвуют в интерактивном объяснении, используя логику. Известно, что прочность запоминания в форме логических структур выше, чем при получении фрагментарных разрозненных знаний. Применение логики облегчает понимание и снижает нагрузку на память.

При решении языковых задач важно дать возможность самостоятельно принимать решения, так как самостоятельно сделанный выбор способствует лучшему запоминанию. Для этой цели могут применяться игровые практики, в которых нет одного единственно правильного ответа, а есть несколько возможных подходов. Здесь мы имеем дело и с самореализацией, которая является основой для мотивации, а удовольствие от выполненного задания – сигнал для мотивации.

Лучше один раз увидеть, чем.

Важную роль играет наглядность, она работает безотказно при обучении и детей, и взрослых. С возрастом предметная наглядность (картинки) уступает место символической наглядности (схемы, символы). Сочетание обоих видов наглядности увеличивает эффективность обучения в несколько раз.


Наглядность, самостоятельность при определении способа решения задач и анализ разнообразных ситуаций тесно связаны с вниманием; мы можем одновременно задействовать разные виды внимания, а именно: зрительное внимание, слуховое, произвольное и непроизвольное.

Долговременная память у взрослых людей развита лучше, чем кратковременная, поэтому, используя приемы, позволяющие закрепить информацию на долгое время (это касается в первую очередь словарного запаса), мы повышаем мотивацию. К этим приемам следует отнести в первую очередь повторение материала через определенные промежутки времени, которые просчитаны с учетом работы памяти. Еще один вид памяти, комбинационная память, позволяет систематизировать знания, генерировать что-то новое и сопоставлять новое с уже известным.

Прочность запоминания связана так же и с интересом. С одной стороны, интерес и есть мотивация (легко учится то, что интересно), с другой стороны, нравится то, что хорошо получается. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. Однако, даже эмоциональность должна проверяться целесообразностью: например, насколько реальны и жизненны ситуации, в которых отрабатываются полученные знания.

Таким образом, обучение должно быть и будет мотивирующим, если цели обучаемого учтены, применяемые приемы эффективны, а сам процесс обучения приятен.


Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.

учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;

постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.

На основании этого существует 4 вида самообразования:

Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).

Познавательное – познание окружающего мира.

Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).

Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.

Мотив ----потребность---самообразование---

познавательное

самореализации

профессиональное

Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.

Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

мотивы преодоления профессиональных затруднений;

мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;

мотивы профессионального признания;

Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.

Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;

обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;

умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности.

Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития.

Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции.

Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.

Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Калугин Ю.Е. Виды самообразования // журнал дополнительное образование // 2-2003

Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1

Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2007. – №7

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, знание, профессиональная деятельность, современный человек, умение, мотив, самостоятельная работа, информационное общество, многогранность интересов, профессиональный уровень.

Похожие статьи

Самообразование как основа развития успешной.

самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.

Самообразование как источник индивидуального роста.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное.

самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, ученик, познавательная активность, знание

Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность современного учителя

Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н

Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис.

Самообразование – необходимость современного общества

непрерывное образование, информационное общество, знание, самообразование, процесс, образование, рынок труда, навык, современное общество, умение.

Самообразование — это важнейший признак качества.

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно.

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе.

Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями.

3.) Развитие навыка самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования.

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

В современном обществе происходят изменения на экономическом, социальном, культурном уровнях.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Самообразование: мотивы, этапы, достижения.

Самообразование-есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой и является профессия воспитателя.

Самообразование тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть - в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.

Формы повышения квалификации педагогов

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:

- обучение на курсах (один раз в пять лет);

- самообразование;

- участие в методической работе детского сада, района.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Руководителю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители выбирают детский сад для своего ребенка.

• Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Направления самообразования:

• Профессиональное (по образовательным областям программы)

• Психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и их родителей)

• Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)

• Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• Интересы и хобби

Формы самообразования воспитателя

• Индивидуальная форма самообразования

• Групповая форма самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.)

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Воспитатель постоянно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же источники этих знаний и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, музеи, выставки, театры, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники знаний, способствующие профессиональному росту. Однако могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования воспитателя:

• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать мероприятия, проводимые коллегами и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики и психологии

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

• Работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;

• Участие в работе научных конференций, семинаров;

• Ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

• Чтение методической, педагогической литературы

• Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий

• Решение тестов, кроссвордов повышенной сложности или нестандартной формы

• Посещение тренингов, открытых занятий коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых мероприятий для коллег для анализа со стороны коллег

• Изучение информационно компьютерных технологий

• Общение с коллегами в своем ОУ, районе и в Интернете

• Ведение здорового образа жизни, занятия физическими упражнениями. Болезни - большое препятствие для профессионального роста

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается продукт, или нет каких- либо достижений. И в личном плане воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования воспитателя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• Доклады, выступление по итогам работы и обмену опытом;

• Составление картотеки по проблеме;

• Игры и пособия, сценарии, статьи, программы, исследования

• Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• Составление перспективного плана работы с детьми;

• Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

• оформление передового педагогического опыта

• Разработка новых форм, методов и приемов обучения

• Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

Продуктивность процесса самообразования:

Самообразование воспитателя будет продуктивным, если

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию

• Воспитатель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Воспитатель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

• Воспитатель обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом воспитателя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой, диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализировать педагогический опыт.

• Воспитатель обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Часть 2. Организация процесса самообразования

Выбор тем для самообразования

Тематикой самообразования также может быть:

- одна из годовых задач ДОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важно убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме. Для воспитателей, обучающихся в вузе, могут не определяться темы для самообразования на этот период. Однако руководитель может предложить педагогу поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Личный план самообразования воспитателя

На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план

• Фамилия, имя, отчество

• Этапы работы

• Сроки выполнения каждого этапа

• Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• Способ демонстрации результата проделанной работы

• Форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой воспитатель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов ДОУ. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-то вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

Важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует воспитатель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет воспитателю не дать, самое главное – желание воспитателя и способность воспитателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Основные этапы речевого развития Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух,.

Этапы эволюции детского рисунка Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся.

Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы Технология дифференцированного обучения Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных.

Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте. Наблюдение — это самая первая ступенька к началу экспериментальной деятельности.

Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте Этапы организации эксперимента в дошкольном возрасте Наблюдение — это самая первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок.

Данная разработка подходит для высупления на педсовете, семинаре.

ВложениеРазмер
prez_1.ppt 2.01 МБ
k_seminaru.docx 411.96 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации; - получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности ; отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег); отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов; - напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и т.д. Факторы, способствующие профессиональному педагогическому застою:

В анкетировании, направленном на выявление способности к саморазвитию , приняли участие 20 педагогов. активное развитие - 14 человек не сложившееся развитие - 3 человека остановившееся развитие – 3 человека.

Из проведенного анализа можно сделать общие выводы: увеличивается нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников; часть учителей стремится избежать наказания и критики; педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету; отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту и уважению со стороны коллег; часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации;

КАК сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию педагогов к самообразованию?

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Административные методы страх перед увольнением страх перед наказанием желание иметь стабильную работу - желание формального признания заслуг - издание приказов и распоряжений; объявление выговоров и благодарностей; предоставление дополнительных отпусков; разумное распределение учебной нагрузки.

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Экономические Обеспечение своего существования; Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности; - Желание быть защищенным в случае экономических спадов - премирование из внебюджетных фондов построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями) предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.)

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Психологические мотив получения уважения, признания заслуг; мотив достижения успеха; потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд; - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства. предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам; привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д.; включение в резерв руководящих кадров; - перевод на самоконтроль, предоставление самостоятельности в действиях

Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Социальные желание иметь безопасное и комфортное рабочее место; желание удобного режима работы; желание спокойной работы без стрессов и конфликтов; - желание уверенности в завтрашнем дне. четкие должностные инструкции; своевременное предоставление информации о проверках; составление удобного расписания занятий; - корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки

В результате вышеперечисленного исследования было установлено, что в основе мотивации педагогов к саморазвитию лежат следующие виды факторов, которые расположились по степени приоритета: 1. Материальные стимулы; 2. Стремление избегать неприятностей; 3. Выполнение требований начальства; 4. Сохранение взаимоотношений с коллегами; 5. Изменение, ради самоутверждения, для того, чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности.

РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА. ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, А НЕБОЛЬШИЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

В рамках инновационной площадки индивидуальные программы профессионального саморазвития будут сопровождаться проведением проблемных семинаров, психолого-педагогических практикумов и обязательным методическим и психолого-педагогическим консультационным обеспечением.

Читайте также: