Как обеспечить ребенку счастливое детство

Обновлено: 04.07.2024

В детстве, когда я был маленьким, я был уверен, что детство есть у всех детей. Ребенок и детство - это синонимы. Пока ребенок маленький, у него идет детство, и лучше всего счастливое, безмятежное детство, где есть игрушки, возможность поиграть и побаловаться, поиграть в то что хочется и сколько хочется. Право на детство - естественное право любого ребенка. Это - естественно. Да?

Детство, как его стали понимать сейчас - очень неудачная придумка. Если ребенок в самые первые годы запечатлел идею, что счастье в том, чтобы играться и ничего не делать, то это плохая идея. Если он усвоил, что "раз он ребенок", то ему должны покупать кока-колу и киндер-сюрприз, то он привыкает, что его все должны обслуживать. Если он привык чуть что сразу плакать и требовать всего, что ему захотелось, он с нашей помощью приобрел плохой характер. Если он оказался центром мира, вокруг которого крутятся бабушка, мама и папа - то такой ребенок уже не захочет становиться взрослым. Действительно, зачем ему отказываться от счастья быть маленьким, которого обслуживают все эти дураки взрослые? Зачем ребенку взрослеть? Дети - умные, и если можно оставаться маленьким, чтобы получать все блага жизни, умные дети остаются маленькими. То есть паразитами, привыкшими жить за чужой счет.

И даже когда жизнь будет заставлять наших детей взрослеть, они будут тяжело вздыхать, вынужденные все-таки где-то работать с понедельника по пятницу, и ждать выходных, чтобы вернуться в счастливое детство, чтобы наконец ничего не делать, развлекать себя и смотреть телевизор. Ведь счастье - это развлекаться и ничего не делать, правда? Счастье - это ни о чем не думать. Счастье - это есть то, что хочется и выпить то, от чего тебя сейчас станет очень хорошо. Ведь мы имеем право на счастье, правда? Если им скучно, они ждут, что их кто-то развеселит. Когда они попадают в неприятности, они расстраиваются и ждут, что за них все их проблемы кто-то решит. Они жалеют себя сами и ищут тех, кто будет их жалеть. Как в детстве!

Родители, зачем вы закладываете такую мину под жизнь своих детей?

Счастливое детство - это плохая придумка. В детстве нужно ребенка не снабжать счастьем, а готовить базу для того, чтобы он становился человеком: учился уважать старших, учился быть старшим и начинал понимать, что жизнь - это работа. А счастливая жизнь - это любимая работа. Правильное детство - это время, когда ребенок учится, а не учится бездельничать. Это время, когда он учится сам завязывать шнурки, а не учится ныть, чтобы шнурки ему завязала мама. Это время, когда ваша обязанность не развлекаться ребенком, а готовить его к будущему. Не жалеть его несчастного, когда он упал и прямо поцарапал себе коленку, а учить его не плакать, когда он сталкивается с трудностями.

Смотрите на ребенка не как на игрушку, а как на своего будущего сотрудника. Как на того, кто, повзрослев, возглавит вашу фирму. Учите его сейчас, пока ему 4 года, - думать, не врать и отвечать за свои поступки. Учите старшего брата заботиться о младшем брате и сестре, и не просто заботиться - а отвечать за них. Учите младших слушаться старших, учите младшего брата и сестру слушаться старшего брата, потому что воля, как способность выполнять свои же распоряжения, начинается с того, что вы научились выполнять распоряжения других старших.

Готовьте детей к жизни, а не к игре в песочнице.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

  1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.
  2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
  3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
  4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения.

Педагоги проводят наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

  • информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
  • трансляция родителям положительного образа ребенка;
  • работа по коррекции детско-родительских отношений.

Для педагогов и родителей важно знать, что психическое (эмоциональное) насилие это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в его адрес в словесной форме;
  • замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

  • признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
  • индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
  • использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
  • определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Для изучения педагогом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.

Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.

Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.

В детском саду нельзя :

  • кричать на детей, наказывать,
  • выставлять поступки ребенка на всеобщее обозрение,
  • упрекать ребенка,
  • читать нотации,
  • унижать ребенка,
  • приходить к детям с плохим настроением,
  • распространять конфиденциальную информацию,
  • обсуждать с родителями поведение не их ребенка.

Памятка для родителей:

Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, принимали таким, какой он есть, не нарушали его личных границ, не оценивали, сотрудничали и конструктивно общались с ним. Тогда он сможет быть самим собой, работать над своими недостатками, реализовывать себя и развивать свои способности.

Все это нужно любому, но ребенку это необходимо для выживания и здорового роста. Рассмотрим подробнее:

2. Безусловное принятие. Этот термин ввела известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер. Принимать – значит любить просто так, без всяких условий. Потому что ты есть, и ты такой, какой есть! Можно иногда злиться, быть недовольным, не соглашаться, обижаться, ссориться, но при этом все равно любить! И ребенок обязательно должен это знать!

3. Уважение. Уважайте личность ребенка, его индивидуальные особенности и его мнение. Несмотря на то, что он еще мал, он имеет право на собственное мнение и участие в обсуждении различных вопросов, например семейных.

4. Конструктивная критика. Для ребенка очень важно мнение родителей о нем. Таким образом он строит свою самооценку и образ себя. Поэтому так важно удерживаться от негативной оценки самого ребенка, а не его поступков, от неконструктивной критики и ярлыков. Душевные раны от такого отношения остаются надолго.

5. Границы. Ребенок растет и нуждается в собственном опыте. Он должен становиться независимым, осваивать пространство и территорию, устанавливать свои границы. Поэтому так важно не увлекаться запретами и поощрять самостоятельность и инициативу. Важно больше хвалить и не ругать за ошибки. Нельзя научиться чему-то, не совершив никаких ошибок!

6. Сотрудничество и конструктивное общение. Ребенок растет с доверием к миру, когда самые важные в его жизни взрослые идут на диалог с ним, общаются на равных, признавая его, уважая и договариваясь, когда родители дают ему возможность выражать любые чувства и также открыты в выражении своих чувств. Тем самым они учат его строить здоровые отношения с людьми, конструктивно общаться и сотрудничать.

Это универсальные правила отношения к человеку подходят как для взрослых, так и для детей. Но есть еще некоторые условия, необходимые для счастливого проживания своего детства ребенком. Чтобы ребенок правильно взрослел, был здоров и счастлив, родителям надо помнить еще о не менее важных условиях.

1. Участие в жизни ребенка. Как можно больше времени будьте с ребенком, особенно в первый год жизни. Не считайте время, проведенное с ним, пустым и бесполезным. Общайтесь с ним, играйте, читайте, гуляйте, дурачьтесь. Чаще обнимайтесь (не менее восьми раз в день), не бойтесь выражать ласку и заботу. Все это очень важно. Это все – в копилку взрослой счастливой жизни вашего ребенка!

Психологи советуют родителям всегда знать ответ на три вопроса: где мой ребенок? с кем мой ребенок? что делает мой ребенок?

3. Конечно, избегайте физических наказаний!

Воспитать счастливого ребенка непросто. Нельзя обеспечить ребенка всеми материальными благами мира. Но это и не нужно! Ребенку нужна ваша любовь и внимание, и ребенок это оценит. Став взрослым, он будет благодарен вам за свое счастливое детство!

Самокат — неизменный атрибут детства

Искали истину в устах младенца

Счастье, когда мама и папа рядом

Фото: Анна Лебедева

В начале лета детская жизнь абсолютно счастливая, если следовать формуле, данной детьми. Каникулы впереди!

Фото: Анна Лебедева

Счастья много не бывает

Мамы и папы важным для счастья ребенка считают всё. От материального комфорта до благополучия страны. Список мог бы быть бесконечным, пришлось сокращать.

Основные моменты, которые можно выделить из перечислений взрослых, это любящая семья, желательно полная, обеспеченность необходимыми благами, возможность получить образование, время на досуг и друзей.

Главные защитники

Уполномоченный по правам ребенка по Курганской области Алена Лопатина считает, что счастливое детство — это успешная в отношениях семья, возможность общения с теми, кто дорог и интересен. Компонент, без которого, по мнению детского омбудсмена, невозможно счастливое детство, это понимание.

Начальник отдела организации деятельности участковых и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД по Курганской области Сергей Семовских полагает, что сейчас детям виртуальный мир заменил реальную жизнь, а для счастья нужно другое: живое общение, спорт, учеба, активный отдых.

Психолог дал вводные разговора:

— Есть возрастные периоды: от рождения до года, от года до трех лет, от трёх до шести лет, дальше идут младшие школьники и подростки. В современной психологии дети в этих возрастных периодах различаются качественно. Психологическое благополучие будет разным, — пояснил нам психолог.

В результате беседы у нас получилось несколько рецептов счастливого детства.

В этом возрасте пока всё ещё просто. Благополучие младенца, по словам Чумакова, будет состоять из заботы родителей.

— Он должен быть окружен вниманием, купаться в родительской заботе и любви, — говорит Чумаков.

— В этом возрасте ребенку очень важно доказать, что он всё может сам. Это главная составляющая его психологического благополучия. Ему нужно дать возможность самоутвердиться. От родителей требуется терпение, ведь зачастую ребенок все делает несовершенно, после него нужно переделывать. А мы торопимся, возиться с ребенком некогда. Но тут важно понимать, что когда ребенок учится самостоятельности, он чувствует себя хорошо и развивается правильно, — рассказывает психолог.

Основа психологического комфорта дошкольников — похвала.

— Похвала должна преобладать над критикой. Причем независимо от того, как он что-либо сделал. Не нужно бояться перехвалить его в этом возрасте. Завышенной самооценки не сформируется, но зато он будет позитивно настроен по отношению к самому себе. Очень важно готовить детей к школе. От этого зависит будущее благополучие, — советует Михаил.

В этом периоде важна самооценка.

— Родители гонятся за успехами в общеобразовательной, музыкальной или спортивной школах и забывают о самооценке. Она не должна проседать. Иначе мы пожертвуем психологическим благополучием ради навыков, которые полезны, но одно другого не заменяет. Ребенок может быть инструментально компетентным, хорошо учиться, многое уметь, но быть с внутренними конфликтами и неустойчивой самооценкой, — говорит психолог.

Дело должно быть любимым и посильным

Фото: пресс-служба администрации Кургана

Нельзя ребенка перегружать, давить чрезмерными требованиями.

— Хорошо, когда ребенок делает и получает удовольствие, когда он не боится неудач. Как этого достичь? Пусть он немного меньше сделает, чем нужно, но он старался, и его похвалили. Тогда развивается мотивация к учебе. Тогда он учится получать удовольствие от процесса. Если на него давить, окружать нервозностью, тогда самооценка снижается, появляется мрачный эмоциональный фон. Обесцениваются все успехи. Поэтому так важен баланс. Загружать нужно, но если эмоциональный фон становится негативным, тогда с нагрузками лучше повременить, требования снизить. Может, даже сходить в школу, договориться с учителями. Стоит сосредоточиться на общении, куда-то съездить, сходить, развлечься.

В этом возрасте нужно разрешить ребенку быть взрослым.

Стремление доказать свою взрослость — главная примета этого возраста. Подростки стремятся быть самостоятельными, только тогда они чувствуют себя комфортно.

— С одной стороны, они нуждаются в контроле со стороны взрослых, с другой стороны — они плохо его переносят. Выстроить в этих условиях отношения сложно. Оптимальный стиль взаимодействия, когда подростка контролируют, но не в мелочах. Он способен сам принимать решения, но должен ставить о них в известность взрослого. Хорошо, когда у взрослого сохраняется право наложить запрет на действие, если оно опасно, угрожает подростку или окружающим, — рекомендует Чумаков.

Слушать, наблюдать, не конфликтовать по мелочам — формула воспитания подростка

Фото: пресс-служба администрации Кургана

Необходимо сохранить откровенность с ребенком. Это поможет вовремя заметить сигналы опасности.

— Ребенка всегда надо слушать. Внимательно за ним наблюдать. И не вступать в конфликты по пустякам. Это стоит применять и семье, и школе. Сейчас часто возникают темы: волосы покрасил в какой-то цвет, оделся не так. Да это вообще не предмет для разговора! Но почему-то превращается в такую конфликтную историю, которая выплескивается и в Сети, и в СМИ. А ведь это совершенно поверхностный, не стоящий таких усилий случай. Так подросток выражает свою индивидуальность, — убежден психолог.

Детство прошлое и настоящее

Или если говорить о стремлении к свободе, она тоже была у детей всегда:

— Для подростков чувство свободы — основное. В этом случае нет разницы между современными подростками и подростками 70-х годов. Возьмем споры по поводу одежды, окрашенных волос. Стремление выглядеть не как все, эпатировать было тогда и остается сейчас. Тогда, правда, волосы красили в ярко-рыжий, сейчас — в зеленый, синий и так далее, — рассуждает Чумаков.

Но есть факторы, о которых дети прошлого не знали.

Другая реальность

— Если речь идет о поверхностном уровне — отличий много. Сейчас психологическое благополучие, к примеру, зависит от того, насколько ребенок успешен в соцсетях, в интернете. Он может быть несчастен из-за нападок в сетях. А может, наоборот, там восполнять дефицит общения, черпать информацию, получать дополнительные положительные эмоции, — приводит доводы Михаил Чумаков.


Каждый год 1 июня в нашей стране отмечается День защиты детей. Этот период жизни по праву можно считать уникальным этапом развития и становления личности. О том, как научиться видеть мир глазами малыша, чтобы он чувствовал родительскую поддержку и понимание, рассказывает психолог Московской службы психологической помощи Анна Полестерова.

Проявляйте свою любовь

Чтобы у ребенка сформировалось восприятие безопасности мира и ему было легче адаптироваться к образовательным учреждениям, старайтесь чаще проявлять свою любовь. Не забывайте хвалить, будьте чуткими к эмоциональным потребностям ребенка. Выражайте любовь тактильно, объятия необходимы детям не только в младенчестве, но и в детском, и в подростковом возрасте: это укрепляет вашу взаимную эмоциональную привязанность и доверие. Иногда родители стесняются, и им кажется, что их дети выросли, или не хотят их баловать. Это должно стать естественной и повседневной частью ваших с ним отношений.

Когда дети чувствуют искреннюю любовь, они вырастают в спокойных и уверенных в себе взрослых. Когда родители ведут себя холодно, отстраненно по отношению к ребенку или их выражение чувств характеризуется непоследовательностью, ребенок не ощущает себя в безопасности и только иногда кажется сильным, но его вера в себя очень зыбкая. Любите своего ребенка любым, даже непослушного, трудного, возможно, неталантливого, как вам кажется, неудачливого — ему очень важно это знать.

Интересуйтесь, чем живет ребенок

Пожалуй, нет более важного проявления любви и вклада в развитие ребенка и его благополучие, чем глубокое и постоянное внимание и участие родителей в его жизни. Трудно поспорить с фактом, что дети, чьи родители интересуются и участвуют в школьной жизни ребенка и просто говорят с ним в свободное время, лучше учатся, более уверены в себе, имеют хорошую самооценку и у них реже возникают психологические проблемы. В стремительном ритме современной жизни ради нужд ребенка приходится переосмыслять свои приоритеты и даже жертвовать собственными интересами. Но поверьте: это того стоит. Как считал Януш Корчак, удивительный человек и прекрасный педагог, проблемы ребенка необходимо ставить на первое место, даже если они кажутся нам мелкими. Важно не относиться к его проблемам свысока, ведь жизнь дана каждому по силам, а ему она тяжела не меньше, чем взрослому, а может быть, и больше, поскольку у него нет еще опыта.

Меньше контролируйте

Детям необходимо понимать, что родители всегда рядом и готовы прийти на помощь, но также важно и ощущать собственную самостоятельность. Если тотально контролировать каждую мелочь в жизни ребенка и не давать ему возможности принимать самостоятельные решения и делать что-то самому, у него, скорее всего, не сформируется уверенность в собственных силах. Позвольте вашему ребенку право на свободу принимать собственные решения, даже если порой он будет ошибаться: ведь любой, даже неблагополучный опыт формирует устойчивость. При этом важно не забывать о том, что ожидания родителей должны соответствовать возрасту, индивидуальности и возможностям ребенка. Если ребенок ошибся, поддержите его и обсудите ситуацию. Обратите внимание на то, что ему удалось сделать правильно, сделайте акцент на его усилиях и помогите ему понять, что можно сделать по-другому или лучше в следующий раз.

Не забывайте хвалить

Будьте последовательны

Для того чтобы сформировать у ребенка устойчивый навык самоконтроля и ответственность, родителям очень важно удерживать единую линию воспитания и быть последовательными в своих решениях и установках. Когда правила часто меняются или родители требуют их выполнения от случая к случаю (если не разрешил один родитель, можно уговорить второго), ребенку трудно в них ориентироваться и понимать, что от него на самом деле ожидают. Примером самых простых правил являются традиции семьи, соблюдение режима дня, домашние обязанности ребенка и, конечно пример нашего собственного поведения. Держите данное вами слово и не давайте ребенку обещаний, которые не можете выполнить.

Детям очень важно ощущать, что дом — это их убежище, то место, где они могут укрыться от сложностей повседневной жизни, отдохнуть и побыть в спокойствии и безопасности. Создавайте в вашем доме комфортную эмоциональную атмосферу, которая позволит вашему ребенку действительно расслабиться и забыть о своих проблемах. Постарайтесь снизить уровень стресса и напряжения, сделайте так, чтобы дома не происходило бурных ссор, споров и эмоционального выяснения отношений.

Не забывайте про себя

Очень важно заботиться о себе и владеть навыками восстановления, ведь, находясь в ресурсном состоянии, мы с большим терпением относимся к промахам и неудачам ребенка, способны более продуктивно и полезно проводить с ним время. Постарайтесь найти приятные способы восстановления для себя и научитесь получать удовольствие от каждого мгновения жизни, а ваш ребенок научится этому у вас.

Пожалуй, это самые простые рекомендации родителям, которые помогут поддержать теплые и доверительные отношения с ребенком, сформировать у него навыки самоконтроля, ответственности и уверенности в собственных силах.

Телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, + 7(495) 051 с мобильного.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Ребенок - самый главный проект в жизни каждого человека. Воспитывая детей, родители надеются, что они превзойдут их, станут успешнее и счастливее. Эксперты сходятся во мнении, что в воспитании ребенка, которое станет эффективным инвестированием в его будущее, необходимо соблюдение баланса трех составляющих: приобретения новых знаний и умений, формирования здорового образа мышления и благоприятной окружающей среды, причем от качества последней зависит половина успеха.

 Фото: Vnukovo Country Club

Знания и навыки

Знания - по-прежнему важная составляющая успеха, однако нужен новый подход к обучению. Мир меняется быстро, на смену устаревшей схеме "школа-вуз" пришла концепция lifelong learning или непрерывное обучение в течение жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту. Поэтому хорошая школа должна не просто дать теоретические знания, но научить ребенка учиться самостоятельно и развивать главную компетенцию - постоянного обновления компетенций.

Именно в эффективной образовательной среде закладываются 9 главных навыков, которые, по мнению экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia, потребуются людям в будущем: концентрация, творческое мышление, логика, цифровая грамотность, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, кросскультурность, умение учиться и критическое мышление.

Образ мыслей

Высота достижений человека равна глубине его убеждений. Знать еще не значит делать - именно образ мыслей подстегивает человека к действию. Формированию у ребенка здорового, свободного от стереотипов мировоззрения способствует развитие следующих soft skills:

* Характер лидера - Детям нужно научиться ощущать себя полноценными, уверенными в своих силах людьми, умеющими добиваться своего и принимать для этого верные решения.

Что на практике: Спорт формирует и закаляет характер ребенка, учит ставить цели и достигать их. Во время занятий вырабатывается важное умение анализировать причины неудач и преодолевать страх провала. Это закладывает фундамент уверенности в себе и приводит к честной победе.


* Коммуникабельность - развивая коммуникативные навыки, дети учатся принимать разные точки зрения и аргументировать свою. Работа в команде также помогает ребенку выстроить крепкую базу моральных ценностей.

Что на практике: Развитию коммуникативных навыков способствуют командные виды спорта и занятия единоборствами. Они помогают детям понять, что существует что-то выше собственных амбиций - этика, порядочность и честность. Раскрыть потенциал ребенка помогает и творчество (занятия в театральной студии, уроки вокала и т.д). Оно раскрепощает, помогает детям найти свою роль в обществе и получать от нее удовольствие.

Окружение


Окружение - важнейший внешний ресурс, качество которого нужно повышать. Человек представляет собой среднеарифметическое той среды, которая его окружает. И в конечном счете эта среда влияет и на то, чему мы учимся, и на наше мышление, то есть косвенно определяет и первые 50% формулы. При этом окружение - это не только люди, но и пространство вокруг нас: обстановка в доме и школе, одежда и еда, окружающая нас природа и информация.

* Безопасность является базовой в иерархии потребностей человека. Пространство, в котором ребенок чувствует себя физически и психологически защищенным, где поддерживается безопасная информационная среда, помогает ему выстраивать здоровые отношения с миром.

* Красота и комфорт - хорошая школа возле дома сэкономит время, которое вы могли бы потратить на дорогу, расположенные рядом спортивные секции и творческие мастерские позволят ребенку выбрать занятие по душе, а окружающая красота станет источником вдохновения. Среда, в которой есть все необходимое для воспитания ребенка, позволяет родителям сконцентрироваться на важном - привитии здоровых привычек.


* Общие ценности - развиваясь в атмосфере доброжелательности, в окружении успешных людей, объединенных общими моральными ценностями, ребенок копирует их, перенимая лучшее. Учитель, который вдохновляет, спортивный тренер, который мотивирует, соседи, которые могут стать лучшими друзьями - все это примеры эффективных ролевых моделей в воспитании ребенка.

"Социальная среда ребенка определяется тем, где живет его семья и где он учится. Таким образом выбор родителей где жить, работать и где учиться детям, влияет на формирование характера и привычек подрастающего поколения, - уверен Дмитрий Кульков, основатель жилого комплекса Vnukovo Country Club. - Если с детства прививать ребенку полезные привычки и всесторонне развивать его, это даст ему большую фору в жизни".


Проект Vnukovo Country Club - уникальный пример безопасной и эффективной среды, который наглядно подтверждает, что чувство дома может оставаться с человеком далеко за пределами его квартиры. В клубном поселке проживают люди, объединенные общими идеями и придерживающиеся свода "золотых правил", одно из которых "относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе". На закрытой территории поселка расположены многофункциональный спортивный комплекс Vnukovo Sport Club с теннисной академией, школой гимнастики и акробатики, клубом единоборств, фитнес клубом, танцевальной студией и секцией командных игр; семейный ресторан VESNA, СПА-центр, торговый центр с супермаркетом премиум-класса, винотекой, кафе, лавкой фермерских продуктов и аптекой, благоустроенный парк с беседками для пикников, лаунж-зонами, детскими и спортивными площадками. И, конечно же, ключевой компонент комплекса - Международная школа Vnukovo International School, где применяются прогрессивные западные методики и классы устроены по принципу реально действующей мастерской, в которой педагог одновременно преподает предмет и показывает, как применить новые знания на практике. Кроме того, налаженная в поселке система сервисов, включая клининг, химчистку и room-сервис, позволяют семьям организовать быт и не тратить время на рутину.

"Здесь все важное находится рядом: можно заниматься спортом, встречаться с коллегами и при этом быть рядом со своей семьей без необходимости жертвовать чем-то в пользу другого, - говорит Дмитрий Кульков. - Жить должно быть не просто удобно, но и приятно. И фокус должен оставаться на главном: семье, любимом деле и здоровье, - обо всем остальном позаботится профессиональный персонал".

Воспитание, безусловно, - процесс сложный, но, если удастся обеспечить ребенку комфортную среду - счастливое детство вернется сторицей. Дети - самый ценный проект в жизни человека, и инвестировать в него нужно с любовью.

Читайте также: