Как обеспечить эффективную приемку передачу результата проекта

Обновлено: 29.06.2024

Управление проектами — это, говоря обобщенно, комплекс мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Но, когда перед командой стоит задача в сжатые сроки и при ограниченном бюджете создать корпоративный портал или мобильное приложение, уже не до обобщенных формулировок. Чтобы быстро сделать и доставить потребителю качественный работающий продукт, нужны конкретные принципы и методы управления проектами.

Процессы и стандарты управления

Для начала стоит понять, в чем цель процесса управления проектами и для чего нужно внедрять это в организации.

Помимо текущих повторяющихся операций, предприятия часто сталкиваются с уникальными разовыми задачами, которые имеют установленный срок завершения, определенный бюджет и ожидаемый результат. Это и есть проекты.

Проектный подход чаще всего используется в IT. Когда компании нужно создать сайт, мобильное приложение, доработать и настроить CRM под бизнес-процессы, обеспечить интеграцию информационных систем и во многих других случаях обращаются к команде разработчиков и запускают проект. IT-задачи зачастую нестандартны, и даже типовые решения нуждаются в кастомизации. За реализацию проекта отвечает далеко не один человек. А от результата зависит эффективность бизнеса: чем быстрее потребитель начнет пользоваться продуктом, тем больше у компании шансов опередить конкурентов.

Однако IT — далеко не единственная сфера, где применяется проектная методология. Она также актуальна для производства, торговли, строительства, банков, страховых и других компаний. По проектному принципу могут строиться маркетинговые кампании, открытие магазинов и филиалов, разработка новой продукции и другие активности.

Так что управление проектами в организации — необходимость. Благодаря этому удается контролировать бюджет, сроки, планировать расход финансовых, временны́х и человеческих ресурсов, координировать работу команды. Налаженная система управления проектами в организации позволяет избежать ошибок, ускорить выпуск продукта, а значит, реализовать поставленную цель с минимальными затратами и максимальной пользой для потребителя.

Цель любого проекта — создание уникального продукта, не имеющего аналогов. Так что можно смело сказать, что проектный подход — это основа внедрения инноваций. С помощью грамотного управления проектами компания может повысить свою эффективность.

Сухие цифры

Эффективность проектно-ориентированного подхода измеряется в цифрах. Согласно подсчетам IPMA (Международной ассоциации управления проектами), внедрение методологии помогает сократить финансовые расходы на 15–20 % и временны́е — на 20–30 % [1] .

Хотя в проектном подходе есть место творчеству, все же это регламентированная система, где существуют свои правила и определения. Они сформулированы в документах — международных стандартах. В крупных организациях стараются следовать этой методологии. Самые известные стандарты управления проектами — это:

  • PMBOK (Project Management Body of Knowledge) от американского института PMI;
  • P2M, разработанный японской Ассоциацией управления проектами PMAJ;
  • ICB от международной ассоциации IPMA;
  • ISO 21500.

Кроме того, существует российский стандарт ГОСТ Р ИСО 21500-2014 — он является аналогом международного ISO 21500.

В стандартах определена структура управления проектом. Она включает в себя несколько процессов. Согласно PMBOK, это инициация, планирование, организация исполнения, контроль и завершение. Для каждой группы процессов управления проектами разработаны инструменты и методы [2] .

Процессы управления проектами

Инициация

В результате инициации принимается решение о запуске проекта. В рамках этой группы процессов разрабатывают концепцию: изучают потребность в проекте, обеспеченность ресурсами для его реализации, собирают исходные данные, формулируют цели и задачи. На стадии инициации назначают менеджера, ответственного за управление проектом.

Планирование

Результат планирования — сводный план проекта. В ходе его разработки продумывают все аспекты: содержание, сроки исполнения, финансирование, ожидаемое качество, способы решения поставленных задач, риск-менеджмент. Планирование — не отдельный этап, а непрерывный процесс: в ходе реализации проекта, по мере выяснения деталей, в план могут вноситься изменения и дополнения.

Организация

В процессе организации менеджер распределяет задачи между членами команды, устанавливает границы ответственности, координирует их действия, контролирует соблюдение сроков, расходы, соответствие стандартам качества, при необходимости вносит изменения в план. Организационная часть управления проектом самая сложная: от менеджера требуются не только профессиональные навыки, но и лидерские качества.

Контроль

Контроль предполагает сравнение фактических показателей реализации проекта (сроков, затрат, результатов) с запланированными. Если обнаруживаются отклонения от плана, анализируют их причины и разрабатывают мероприятия по коррекции. Так что контроль, наряду с организацией и планированием, — процесс циклический.

Завершение

На стадии завершения заканчиваются работы, составляется заключительный отчет, подготавливается документация, разрешаются все спорные вопросы. Результат процесса — сдача проекта заказчику.

Методы управления проектами

Успех любого проекта зависит от эффективности методов, применяемых для его реализации. Не менее важно их соответствие специфике работы. Поскольку каждый проект уникален, универсальных методов, подходящих под каждый случай, не существует. Но разработанные технологии управления проектами разнообразны, и всегда можно выбрать методику, соответствующую вашему бизнесу. Рассмотрим самые популярные.

Waterfall

Водопадный метод управления проектами — классика. Иначе эта модель разработки называется каскадной, что отражает ее принцип. Реализация проекта осуществляется поэтапно и последовательно: каждая стадия имеет свое место в процессе, ни одна из них не может быть пропущена. К следующему этапу можно приступать только после того, как завершен предыдущий.

Справка

Метод управления проектами Waterfall был разработан еще в 1970 году американцем У. Ройсом и долгие годы служил эталоном для разных отраслей деятельности. Например, компания Toyota использовала водопадный метод до 2000-х годов — до тех пор, пока не разработала собственные подходы к управлению проектами (Lean и Kanban) [3,4] .

Применительно к любой сфере бизнеса можно выделить следующие универсальные этапы реализации каскадной модели:

  • обсуждение идеи;
  • анализ требований к проекту (по итогам этого этапа исполнители получают техзадание, также устанавливаются сроки и бюджет);
  • проектирование;
  • собственно исполнение;
  • тестирование и исправление выявленных ошибок;
  • внедрение и техподдержка продукта.

В чем преимущества Waterfall-методологии управления проектами?

Прежде всего, в четкой логике процессов: все шаги подробно описываются и документируются, требования ясны и однозначны. Сроки и бюджет заранее спланированы. Выполнение проекта легко контролировать — этому помогает удобная система отчетности. При необходимости уже в ходе реализации можно поменять команду исполнителей, благо разобраться в методологии несложно.

Зато водопадная модель уместна в сложных проектах, подчиняющихся строгому алгоритму, например в строительстве или производстве. Она актуальна там, где действуют жесткие требования к срокам реализации. Каскадная методология идеально подходит для управления типовыми проектами.

Agile

Agile — гибкое управление проектами — сравнительно новая и очень популярная методология. Это скорее система принципов, ставшая основой для целого ряда методов.

В чем главное отличие методологии управления проектами Agile от Waterfall?

Это лучше всего пояснить на примере разработки ПО. Процесс строится по принципу коротких циклов (итераций), в конце каждого из которых заказчик получает готовый продукт. Точнее, не полностью готовый, но способный решать часть задач — так называемых пользовательских историй. Скорость разработки — примерно четыре–шесть таких историй в неделю [6] . При этом непрерывно происходит автоматическое тестирование кода.

В гибких методах управления проектами иначе расставлены приоритеты: на первом месте — рабочий продукт (а не документация), возможность изменений (а не следование первоначальному плану), заказчик и его потребности (а не условия контракта). Agile предполагает постоянную коммуникацию: команда разработчиков должна тесно взаимодействовать с владельцем продукта и пользователями, чтобы понимать, какие истории делать в первую очередь. Это помогает управлять пропускной способностью и избегать перегрузки, когда запросов много, а ресурсы ограничены.

Плюсы системы управления проектами Agile очевидны: гибкие методы позволяют оперативно реагировать на меняющиеся требования к продукту и благодаря коротким циклам обеспечивают максимально быстрый результат для заказчика. Непрерывное тестирование в ходе разработки снижает риск ошибок, а значит, неоправданных расходов и потери времени.

Scrum

Scrum — метод управления проектами, построенный на принципах Agile. Процесс разработки разбивается на спринты — итерации продолжительностью от двух до четырех недель (сроки одинаковы на протяжении всего проекта). По завершении каждого спринта заказчик получает готовую к использованию часть продукта.

Схема разработки продукта по методу Scrum

Главным инструментом Scrum являются бэклоги — списки приоритетных задач. Перед началом спринта команда разработки совместно с владельцем проекта решает, какие задачи должны быть выполнены в первую очередь (в текущем спринте). Ежедневно проводятся краткие совещания, в ходе которых каждый из разработчиков рассказывает, что сделал вчера, что планирует сделать сегодня, с какими проблемами столкнулся. В результате команда может быстро обнаружить препятствия и при необходимости изменить стратегию. По окончании каждого спринта проводится ретроспективный анализ, цели которого — оценить эффективность работы, сделать прогнозы для последующих итераций, выявить возможные проблемы [7] .

Scrum — один из самых структурированных методов в семействе Agile [8] . И, конечно, он обладает всеми достоинствами гибкой модели, прежде всего адаптивностью и клиентоориентированностью.

Методов управления проектами много, и выбор зависит от особенностей работы. Модель водопада уместна там, где есть четкое ТЗ и жесткие требования, которые точно не изменятся в процессе. Для инновационных проектов с высоким уровнем непредсказуемости — когда нет смысла планировать заранее — лучше использовать гибкие методы, позволяющие быстро реагировать на изменения.

Проектные инструменты для любого бизнеса

Еще одна удобная функция — возможность разбивать проекты по отдельным параметрам: задачам, целям, инвестициям. Эти части можно привязывать друг к другу, например: получение очередного транша — к завершению этапа работы, выполнение задачи — к достижению цели.

Корпоративный мессенджер

Корпоративный мессенджер способен повышать лояльность сотрудников к компании и ускорять их адаптацию.

BPM-система

С помощью специальных инструментов можно моделировать и контролировать практически любой бизнес-процесс.

корпоративное приложение

Некоторые корпоративные приложения позволяют постоянно оставаться на связи с коллегами, при этом дополнительно оплачивать мобильный голосовой трафик не нужно.

Внедрение автоматизации

Грамотная система управления проектами может значительно оптимизировать бизнес-процессы, сократить временные издержки и финансовые траты.

система электронного документооборота

Внедрение системы электронного документооборота дает возможность избежать материальных и временных издержек и позволяет снизить загруженность персонала.

корпоративный портал

Корпоративные порталы помогают сотрудникам своевременно получать информацию о текущем положении дел в компании и в отделе.


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

В последние годы водопады уступают нишу Agile и Scrum. Среди причин сами разработчики часто называют не только сложность с настройкой после тестирования, но и вынужденные простои сотрудников в течение работы над проектом.

BPM-системы

Экономический эффект внедрения BPM-систем для управления бизнес-процессами

4) оценка и анализ результатов проекта, подведение итогов.

В процессе выполнения этих этапов устанавливается соответствие решений, которые заказчик принимал при разработке концепции проекта, полученным при его реализации результатам.

К пуско-наладочным работам относится комплекс мероприятий и работ, которые выполняются в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования смонтированного оборудования. При этом под оборудованием подразумевается вся технологическая система объекта, то есть все виды оборудования, трубопроводы, сооружения и устройства, которые обеспечивают выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом.

Порядок и условия выполнения пуско-наладочных работ и эксплуатационных испытаний конечного продукта проекта определяются соответствующими нормативными документами (инструкции завода – изготовителя, стандарты предприятий и т.д.).

После проведения пуско-наладочных работ и эксплуатационных испытаний производится приемка объекта в эксплуатацию.

Приемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) может производить как сам заказчик, так и любое другое уполномоченное им лицо. Заказчик вправе привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), проектировщиков, страховые общества, а также других юридических и физических лиц, создавая в необходимых случаях приемочные комиссии.

Законченные строительством объекты производственного назначения принимаются в эксплуатацию приемочными комиссиями только в том случае, если они подготовлены к эксплуатации. Сюда входят:

1) укомплектование эксплуатационными кадрами;

2) обеспечение энергоресурсами и сырьем;

3) устранение всех недоделок и дефектов;

4) начало выпуска продукции или оказание услуг в объеме, предусмотренном в договоре подряда.

Законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения, предъявляются к приемке в эксплуатацию после выполнения всех основных СМР и работ по благоустройству территории, а также при условии обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с проектом.

Для приемки объекта в эксплуатацию исполнитель (генподрядчик) должен предоставить заказчику или приемочной комиссии следующую документацию:

1) перечень организаций, участвующих в производстве СМР, с указанием видов выполненных ими работ, ответственных исполнителей (ИТР), а также соответствующих лицензий;

2) комплект рабочих чертежей на строительство объекта, который предъявляется к приемке, со всеми изменениями (т.н. исполнительная документация);

3) сертификаты, технические паспорта и другие документы, которые удостоверяют качество материалов, изделий и конструкций, применяемых при производстве работ;

4) акты на скрытые работы;

5) акты об испытаниях оборудования, трубопроводов, электроустановок и сетей, а также других систем и устройств. (например, телефонизация, сигнализация, взрыво- пожаробезопасность).

6) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом. Все участники инвестиционного процесса, (т.е. заказчик, проектные и строительно-монтажные организации) несут ответственность за нарушение требований законодательства, техники безопасности, строительных, санитарных и других норм, за устранение недоделок и за своевременный ввод в действие объекта.

Закрытие проекта

Закрытие проекта – это процедуры по завершению договорных обязательств между участниками проекта, а также комплекс организационных мероприятий по доведению ряда административных задач.

Как следует из зарубежного опыта (в отечественной практике отсутствуют нормативные документы, регламентирующие процесс закрытия проекта), закрытие проекта осуществляется в несколько этапов:




1 этап – проверка финансовой отчетности заказчика и подрядчика;

2 этап – паспортизация. Заключается в регистрации заказчиком ранее предоставленной ему документации на предмет ее соответствия существующим нормам, стандартам, техническим условиям (например, различные сертификаты качества, паспорта на оборудование). При правильно организованном процессе управления проектом вопросы паспортизации должны решаться своевременно, т.е. не только на этапе его закрытия, а на более ранних стадиях выполнения проекта;

3 этап – выявление невыполненных обязательств. Должно производиться постоянно в течение всего времени выполнения проекта. На этапе закрытия проекта все выявленные невыполненные обязательства должны быть полностью завершены;

4 этап – завершение невыполненных обязательств. На этом этапе предпринимаются усилия для исправления брака и устранения недоделок в соответствии с требованиями заказчика. При этом должна быть урегулирована финансовая часть этих обязательств. Например, вместо устранения недоделок в случае дороговизны и большой длительности этого процесса подрядчик платит заказчику штраф. Это обходится ему дешевле исправления;

5 этап – окончательный расчет, т.е. выписка счета для осуществления окончательного платежа: сопровождает закрытие проекта. При окончательных расчетах в контракте могут быть предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков строительства, а также возможность вознаграждения подрядчика за экономию издержек производства;

6 этап – подготовка итогового отчета.Осуществляетсяпризавершениипроекта. В итоговом отчете описываются все проблемы строительства, пуско-наладки и организации эксплуатации. Этот отчет отражает опыт реализации проекта и используется для разработки последующих аналогичных проектов;

7 этап – гарантийное обслуживание. Осуществляется после закрытия проекта специальной функциональной группой, а не командой проекта;

8 этап – демобилизация; включает в себя: расформирование организационной структуры проекта и его команды, возврат арендованного имущества и оборудования, реализацию оставшихся ресурсов.

Закрытие проекта— это процесс официального завершения всех операций проекта. При закрытии проекта менеджер проекта рассматривает всю предыдущую информацию, полученную во время закрытия предыдущих фаз, позволяющую удостовериться в том, что все работы по проекту завершены, и проект достиг своих целей. Так как содержание проекта определяется планом управления проектом, менеджер проекта производит анализ данного документа, чтобы удостовериться, что проект фактически завершен, перед тем как формально констатировать это. Закрытие проекта может быть осуществлено также досрочно, до окончательного выполнения всех операций.

В этом случае процесс завершения проекта также включает процедуры, исследующие и документирующие причины предпринятых действий.

На фазе завершения действия менеджмента носят, скорее, административный, чем технический или экономический характер. Это следующие процедуры, необходимые

для административного завершения проекта:

— действия и операции, необходимые для удовлетворения критериев завершения или выхода для фазы или проекта;

— действия и операции, необходимые для передачи продуктов, услуг или результатов проекта в следующую фазу или в производство и (или) операционную деятельность;

— операции, необходимые для сбора документов проекта или фазы, проверки успешности или неудачи проекта, аккумулирования полученных знаний и архивирования информации по проекту для будущего использования организацией.

Главная цель этой фазы — проверить и передать заказчику результат проекта. Для этого необходимо выполнить приемо-сдаточные работы в соответствии с процедурой приемки, которая должна быть определена заранее на самой ранней стадии проекта.

Проверка результатов проекта может осуществляться на основе эксплуатационных испытаний.

Цель проведения эксплуатационных испытаний — получение точных данных, характеризующих уровень результатов, достигнутых в результате выполнения работ по проекту. В ходе эксплуатационных испытаний выявляются фактические эксплуатационные характеристики работы оборудования, которые подтверждают или опровергают правильность выбранной технологии. Эксплуатационные испытания включают:

— сравнение эксплуатационных характеристик проекта с запланированными показателями;

— выявление расхождений между запланированными и реальными показателями;

— определение причин выявленных расхождений;

— разработку мероприятий по устранению обнаруженных расхождений;

— организацию работ по устранению расхождений.

Требования к проведению эксплуатационных испытаний определяются гарантийными соглашениями между поставщиками и заказчиком.

Гарантийное соглашение обеспечивает защиту прав обеих сторон и включает следующие пункты:

— проверка соответствия проекту установленного оборудования;

— наблюдение за испытаниями, началом работ и вводом в эксплуатацию;

— определение соответствия исходного сырья, используемого в процессе испытаний;

— определение времени и условий проведения испытаний;

— установление в процессе испытаний соответствия смонтированного оборудования его паспортным данным;

— устранение несоответствий проекту.

По результатам испытаний составляется отчет, включающий:

— наименование, адрес и местонахождение предприятия, в котором проводятся испытания;

— название технологического процесса, подтверждающего испытания;

— сравнение фактических и запланированных результатов;

— рекомендации и решения.

К отчету прилагаются ежедневные данные о проведении испытаний.

Результаты испытаний являются основанием для передачи ответственности от подрядчика к заказчику в период сдачи-приемки готовых объектов.

На фазе завершения результаты проекта должны быть переданы во внедрение или сопровождение или должным образом законсервированы для дальнейшего использования. Не должно оставаться ≪зависших≫ работ по проекту.

Все линейные руководители всех участников должны быть извещены о завершении работ по проекту, и освобождении сотрудников.

Вторая важная задача, которая должна быть решена на данной фазе, это реализация обратной связи по проекту. Цель — сохранить результаты, знания и опыт, полученные

в проекте, для более эффективного и качественного выполнения аналогичных проектов в будущем. Необходимо архивировать все результаты, документировать опыт, уроки по проекту и предложения по улучшению технологии выполнения

работ и управления проектами.

Все проекты и в особенности те, которые закрываются досрочно вследствие заведомого недостижения поставленных целей, должны завершаться итоговым отчетом, который должен содержать следующую информацию:

— описание достигнутых в результате реализации проекта результатов;

— описание дополнительных (незапланированных) полезных результатов, если таковые были получены. Это особенно характерно для инновационных проектов, где полу-

чение таких результатов может стать толчком для развития нового направления исследований, открытия новых рынков;

— результаты выполнения плановых целей по качеству проекта и его продукции;

— определение и анализ факторов (событий), положительно повлиявших на ход выполнения проекта;

— определение и анализ факторов, отрицательно повлиявших на проект;

— уроки проекта — как можно было бы избежать негативных отклонений от целей, сроков, качества, бюджета проекта;

— предложения по улучшению процесса управления проектом;

— организационные и технологические инновации, реализованные в ходе проекта;

— материалы, которые могут быть использованы при реализации других проектов.

Окончательный вариант итогового отчета предоставляется участникам и стейкхолдерам проекта.

Завершающие операции направлены на повышение эффективности следующих проектов — как экономической (доходность инвестиций), так и организационной и технологической. Для этого очень важно учесть опыт выполненного проекта и внести соответствующие изменения в организационную структуру, организацию финансирования, логистику, планирование проекта, разработать более эффективный стиль управления и т.д.

Вопрос 2. Закрытие контрактов проекта.

Завершение проекта подразумевает прекращение всех договорных отношений, действовавших в период его реализации, т.е. административное закрытие контрактов и осуществление всех выплат по проекту, оговоренных контрактами.

Основные мероприятия по закрытию контракта:

— проверка финансовой отчетности;

— выявление невыполненных обязательств;

— завершение невыполненных обязательств;

— гарантийное обслуживание и окончательные расчеты.

Проверка финансовой отчетности включает:

— проверку полноты выписки фактуры на весь объем незавершенных работ;

— согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами;

— проверку наличия документации по изменениям;

— контроль суммы удержаний, произведенных заказчиком;

— проверку платежей поставщикам и субподрядчикам;

— соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков;

— поиск просроченных платежей поставщику;

— подтверждение соответствующих удержаний.

Паспортизация — это регистрация у заказчика документов подрядчика, подтверждающих соответствие всех элементов проекта стандартам, техническим условиям и прочим требованиям качества.

Выявление и завершение невыполненных обязательств.

На этапе закрытия в результате проверки устанавливаются объемы работ, не требующих дополнительных усилий и готовых к закрытию, и объемы работ, требующих завершения для выполнения договорных обязательств. Окончательное решение по завершению невыполненных обязательств

остается за заказчиком. Если работа своевременно не выполнена, рассматривается

вопрос об изменении контракта. Все изменения утверждаются заказчиком.

Закрытие контракта должно сопровождаться завершением расчетов по нему.

Гарантийное обслуживание продукции проекта осуществляется после закрытия контракта специальной функциональной группой. Этой группе передается:

— руководство по эксплуатации;

— различные материалы поставщиков.

Условия гарантийного обслуживания оговариваются в контракте.

приемка законченного строительством объекта оформляется актом установленной формы. К акту прилагаются комплекты юридической, технической и технологической документации.

Вопрос 3. Постаудит проекта.

Постаудитопределяется как объективная и независимая оценка эффективности и целесообразности расходования средств в процессе реализации проекта. Оценка должна включать реализацию проекта от его утверждения до сдачи в эксплуатацию, а также техническое и финансовое его функционирования после принятия в эксплуатацию. Статистические исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют, что постаудит регулярно применяется в большинстве проектов 48% из опрошенных фирм.

Постаудит направлен на реализацию следующих основных целей:

1) повышение качества существующих инвестиционных решений. Возможность того, что методы, рассуждения и предположения, которыми руководствовался менеджер, могут быть подвергнуты аудиту в будущем, может рассматриваться как стимулирующий фактор, который побуждает менеджера к улучшению качества и достоверности информации.

2) повышение качества будущих инвестиционных решений. Постаудит должен обеспечить своевременную обратную связь и предоставить информацию относительно того, почему проекту не удалось достичь обещанного уровня и, таким образом, уменьшить вероятность неудачи при реализации будущих проектов;

3) инициирование деятельности по внесению корректив в уже существующие проекты.

Хотя постаудит является достаточно дорогой процедурой, его использование позволяет существенно повысить эффективность проектной деятельности.

Общепринятым на современном этапе подходом к управлению проектами является процессный подход.

Все процессы проектов и продуктов были должным образом выстроены и связаны с другими процессами для облегчения их координации. Эти взаимодействия между процессами часто требуют согласования требований и целей проекта. В рамках большого и сложного проекта могут происходить процессы, которые надо будет повторить несколько раз, чтобы определить и выполнить требования участников проекта и достичь согласия относительно результатов.

1. Процессы управления проектами

Управление Проектами - интегрированный процесс. Действия (или их отсутствие) в одном направлении обычно влияют и на остальные направления. Такая взаимосвязь заставляет балансировать между задачами проекта - часто улучшение в одной области может быть достигнуто лишь за счет ухудшения в другой. Для лучшего понимания интегрированной природы Управления Проектами опишем его через процессы, из которых оно состоит и их взаимосвязи.

Термин процесс не принят в России в том контексте, в котором он далее используется. Здесь и далее под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией функций управления. Такое понимание процессов принято в международном сообществе. Поскольку целью настоящей работы является такое изложение основ управления проектами, которое учитывает Российские особенности и при этом соответствует принятым в мире стандартам, мы по возможности сохраняем общепринятую в мире терминологию.

Эта глава представляет собой введение в концепцию Управления Проектами, как совокупность взаимосвязанных процессов, которые будут подробно описаны в последующих главах.

Проект состоит из процессов. Процесс - это совокупность действий, приносящая результат. Процессы проекта обычно выполняются людьми и распадаются на две основные группы:

  • Процессы Управления Проектами - касающиеся организации и описания работ проекта (которые будут подробно описаны далее);
  • Процессы, ориентированные на продукт - касающиеся спецификации и производства продукта. Эти процессы определяются жизненным циклом проекта и зависят от области приложения.

В проектах процессы управления проектами и процессы, ориентированные на продукт, накладываются и взаимодействуют. Например, цели проекта не могут быть определены при отсутствии понимания того, как создать продукт.

Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различныефункции управления:

  • процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта;
  • процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
  • процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
  • процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
  • процессы управления - определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
  • процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.


Наложение групп процессов в фазе.

Процессы управления проектами накладываются друг на друга и происходят с разными интенсивностями на всех стадиях проекта, как проиллюстрировано на рисунке.

Кроме того, процессы управления проектами связаны своими результатами - результат выполнения одного становится исходной информацией для другого.

И, наконец, имеются взаимосвязи групп процессов различных фаз проекта. Например, закрытие одной фазы может являться входом для инициации следующей фазы (пример: завершение фазы проектирования требует одобрения заказчиком проектной документации, которая необходима для начала реализации).

В реальном проекте фазы могут не только предшествовать друг другу, но и накладываться.

Повторение инициации на разных фазах проекта помогает контролировать актуальность выполнения проекта. Если необходимость его осуществления отпала, очередная инициация позволяет вовремя это установить и избежать излишних затрат.

Внутри каждой группы процессы управления проектами связаны друг с другом через свои входы и выходы. Фокусируясь на этих связях, опишем отдельные процессы через:

Описываемые ниже процессы характерны для большинства проектов и подробнее освещены в последующих главах.

Инициация включает единственный подпроцесс - Авторизацию, т.е. решение начать следующую фазу проекта.

Планирование имеет большое значение для проекта, поскольку проект содержит то, что ранее не выполнялось. Естественно, что планирование включает сравнительно много процессов. Однако не следует считать, что Управление проектами это в основном планирование. Усилия, прилагаемые для планирования, следует соизмерять с целями проекта и полезностью полученной информации.

Напомним, что следует различать цели проекта и цели продукта проекта, под которым понимается продукция (или услуги), созданная или произведенная в результате исполнения проекта.

Цели продукта- это свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта.

Цели проекта -это работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами.

В ходе исполнения проекта эти процессы многократно повторяются. Изменениям могут подвергнуться цели проекта, его бюджет, ресурсы и т.д. Кроме того, планирование проекта - это не точная наука. Различные команды проекта могут разработать различные планы для одного и того же проекта. А пакеты управления проектами могут составить различные расписания выполнения работ при одних и тех же исходных данных.

Основные процессы планирования

Некоторые из процессов планирования имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Так, например, сначала следует определить из каких работ состоит проект, а уж затем рассчитывать сроки выполнения и стоимость проекта. Эти основные процессы выполняются по несколько раз на протяжении каждой фазы проекта. К основным процессам планирования относятся:

  • Планирование целей - разработка постановки задачи (проектное обоснование, основные этапы и цели проекта),
  • Декомпозиция целей - декомпозиция этапов проекта на более мелкие и более управляемые компоненты для обеспечения более действенного контроля,
  • Определение состава операций (работ) проекта - составление перечня операций, из которых состоит выполнение различных этапов проекта,
  • Определение взаимосвязей операций - составление и документирование технологических взаимосвязей между операциями,
  • Оценка длительностей или объемов работ - оценка количества рабочих временных интервалов, либо объемов работ, необходимых для завершения отдельных операций,
  • Определение ресурсов (людей, оборудования, материалов) проекта - определение общего количества ресурсов всех видов, которые могут быть использованы на работах проекта (ресурсов организации) и их характеристик;
  • Назначение ресурсов - определение ресурсов, необходимых для выполнения отдельных операций проекта;
  • Оценка стоимостей - определение составляющих стоимостей операций проекта и оценка этих составляющих для каждой операции, ресурса и назначения;
  • Составление расписания выполнения работ - определение последовательности выполнения работ проекта, длительностей операций и распределения во времени потребностей в ресурсах и затрат, исходя и с учетом наложенных ограничений и взаимосвязей;
  • Оценка бюджета - приложение оценок стоимости к отдельным компонентам проекта (этапам, фазам, срокам);
  • Разработка плана исполнения проекта - интеграция результатов остальных подпроцессов для составления полного документа.
  • Определение критериев успеха - разработка критериев оценки исполнения проекта.

Вспомогательные процессы планирования

Кроме перечисленных основных процессов планирования имеется ряд вспомогательных процессов, необходимость в использовании которых сильно зависит от природы конкретного проекта. Такие процессы включают в себя:

  • Планирование качества - определение того, какие стандарты качества использовать в проекте, и того, как эти стандарты достичь;
  • Планирование организации - определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в организации;
  • Назначение персонала - назначение человеческих ресурсов на выполнение работ проекта;
  • Планирование взаимодействия - определение потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для участников проекта,
  • Идентификация риска - определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект;
  • Оценка риска - оценка вероятностей наступления событий риска, их характеристик и влияния на проект;
  • Разработка реагирования - определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события;
  • Планирование поставок - определение того, что, как и когда должно быть поставлено;
  • Подготовка условий - выработка требований к поставкам и определение потенциальных поставщиков.

Взаимосвязи между вспомогательными подпроцессами, как и само их наличие, в большой мере зависят от природы проекта.

Процессы исполнения и контроля

Под исполнением подразумеваются процессы реализации составленного плана. Исполнение проекта должно регулярно измеряться и анализироваться для того, чтобы выявить отклонения от намеченного плана и оценить их влияние на проект. Регулярное измерение параметров проекта и идентификация возникающих отклонений далее также относится к процессам исполнения и именуется контролем исполнения. Контроль исполнения следует проводить по всем параметрам, входящим в план проекта.

Как и в планировании, процессы исполнения можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным можно отнести сам процесс исполнения плана проекта.

Среди вспомогательных процессов отметим:

  • учет исполнения - подготовка и распределение необходимой для участников проекта информации с требуемой периодичностью;
  • подтверждение качества - регулярная оценка исполнения проекта с целью подтверждения соответствия принятым стандартам качества;
  • подготовка предложений-сбор рекомендаций, отзывов, предложений, заявок и т.д.;
  • выбор поставщиков- оценка предложений, выбор поставщиков и подрядчиков и заключение контрактов;
  • контроль контрактов - контроль исполнения контрактов поставщиками и подрядчиками;
  • развитие команды проекта - повышение квалификации участников команды проекта.

Процессы анализа

Процессы анализа включают как анализ плана, так и анализ исполнения проекта.

Анализ плана означает определение того, удовлетворяет ли составленный план исполнения проекта предъявляемым к проекту требованиям и ожиданиям участников проекта. Он выражается в оценке показателей плана командой и другими участниками проекта. На стадии планирования результатом анализа плана может быть принятие решения о необходимости изменения начальных условий и составления новой версии плана, либо принятие разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем служит основой для измерения исполнения. В дальнейшем изложении анализ плана не выделяется в качестве отдельной группы процессов, а включается в группу процессов планирования, делая эту группу процессов по своей природе итеративной. Таким образом, под процессами анализа в дальнейшем понимаются процессы анализа исполнения.

Процессы анализа исполнения предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения проекта согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования.В силу уникальности проектов эти критерии не являются универсальными, но для большинства проектов в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ проекта. При отрицательном прогнозе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий, выбор которых осуществляется в процессах управления изменениями.

Процессы анализа также можно подразделить на основные и вспомогательные.

К основным относятся те процессы анализа, которые непосредственно связаны с целями проекта и показателями, характеризующими успешность исполнения проекта:

  • анализ сроков - определение соответствия фактических и прогнозных сроков исполнения операций проекта директивным или запланированным;
  • анализ стоимости - определение соответствия фактической и прогнозной стоимости операций и фаз проекта директивным или запланированным;
  • анализ качества - мониторинг результатов с целью их проверки на соответствие принятым стандартам качества и определения путей устранения причин нежелательных результатов исполнения качества проекта;
  • подтверждение целей- процесс формальной приемки результатов проекта его участниками (инвесторами, потребителями и т.д.).

Вспомогательные процессы анализа связаны с анализом факторов, влияющих на цели и критерии успеха проекта. Эти процессы включают:

  • оценку исполнения- анализ результатов работы и распределение проектной информации с целью снабжения участников проекта данными о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта;
  • анализ ресурсов - определение соответствия фактической и прогнозной загрузки и производительности ресурсов запланированным, а также анализ соответствия фактического расхода материалов плановым значениям.

В число процессов анализа не включены анализ взаимодействия с целью оптимизации процедур обработки проектной информации, анализ исполнения контрактов с целью своевременного внесения изменений и предотвращения споров и ряд других процессов, которые не носят регулярного характера (как анализ взаимодействия), либо составляют часть включенных процессов (как анализ контрактов).

В результате анализа либо принимается решение о продолжении исполнения проекта по намеченному ранее плану, либо определяется необходимость применения корректирующих воздействий

Управление исполнением проекта - это определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта. Если исполнение проекта происходит в соответствии с намеченным планом, то управление фактически сводится к исполнению - доведению до участников проекта плановых заданий и контролю их реализации. Эти процессы нами включены в процессы исполнения. Другое дело, если в процессе реализации возникли отклонения, анализ которых показал, что необходимо определение и применение корректирующих воздействий. В этом случае требуется найти оптимальные корректирующие воздействия, скорректировать план оставшихся работ и согласовать намеченные изменения со всеми участниками проекта.

Итак, процессы управления предназначаются для определения, согласования и внесения необходимых изменений в план проекта. Такие процессы управления часто называются управлением изменениями и инициируются процессами анализа.

К основным процессам управления, встречающимся практически в каждом проекте, относятся:

Читайте также: