Как обеспечить боковой рост корней

Обновлено: 01.05.2024

Корень — это подземный вегетативный орган, который характеризуется радиальной симметрией, неограниченным верхушечным ростом в длину и способностью к ветвлению.

Боковые разветвления корня возникают эндогенно (из внутренних тканей). Точка роста корня покрыта корневым чехликом. У корня нет ни листьев, ни в определённом порядке размещённых почек.

Корень возник позже стебля и листа — в связи с переходом растений к жизни на суше. Настоящие корни впервые образовались у плаунов, но наивысшей дифференциации и специализации достигли у семенных растений.

По происхождению различают такие типы корней:

  • главный, который образуется из зародышевого корешка семени;
  • придаточные, которые образуются на стеблях, листьях или их видоизменениях;
  • боковые, которые отходят от главного или дополнительных корней.

Зародышевый корень, который при прорастании семени выходит из него, даёт главный корень. Участок на границе между главным корнем и стеблем называется корневой шейкой. Разветвления главного корня образуют боковые корешки.

Придаточные корни, развивающиеся не из корня, а из иной части тела растения, увеличивают корневую систему, а там, где нет главного и боковых корней, заменяют их. Такие корни образуются у однодольных растений из нижней части стебля; при окучивании некоторых растений (картофель, капуста) — из той части стебля, которая засыпается землей; у многолетних трав — на подземных стеблях (корневищах); на луковицах — из донца; при вегетативном размножении — на листьях (фиалки, бегония).

Готовые работы на аналогичную тему

У многих растений поверхность корня намного больше поверхности надземной части (у озимой ржи — в $130$ раз). Корни могут углубляться более чем на 20 м (растения пустыни).

Глубина проникновения корней, степень их ветвления и глубина, на которой оно происходит характерны для каждого отдельного вида растений и зависят от внешних условий.

Корневая система. Типы корневых систем

Корневая система — это совокупность всех корней одного растения.

По происхождению различают такие типы корневых систем:

  • Стержневая, или система главного корня - главный корень хорошо выделяется среди других по размерам, мощному развитию и вертикальному направлению роста (почти у всех двудольных растений);
  • Мочковатая, или система придаточных корней - главный корень быстро отмирает или не отличается от многочисленных достаточно развитых придаточных корней (у всех однодольных растений, а из двудольных — у лютиковых и подорожников);

Смешанная корневая система - имеет хорошо развитый главный корень и многочисленные придаточные корни (у помидоров, капусты, подсолнуха).

По характеру распределения основной массы корней в почве различают такие корневые системы:

  • поверхностную — корни располагаются близко к поверхности почвы (у тюльпана, ели);
  • глубинную — корни развиваются в глубину (верблюжья колючка, саксаул); универсальную — корни равномерно развиваются вглубь и вширь (картофель, пшеница).

Зоны корня

Продольный разрез корня

В направлении снизу вверх в корне расположены корневой чехлик и несколько функциональных зон.

  1. корневой чёхлик;
  2. зона деления клеток (конус нарастания);
  3. зона растяжения клеток;
  4. зона всасывания (зона корневых волосков);
  5. проводящая зона (зона боковых корней).

Корневой чехлик - специальное образование, которое подобно колпачку прикрывает растущую верхушку корня, защищает её от повреждений твёрдыми частичками грунта и способствует (благодаря слизи и постоянному отделению клеток внешнего слоя) движению корня в грунте.

От образования каждой клетки чёхлика до её отмирания у разных видов растений проходит $4—9$ суток. У некоторых водных растений, например, у ряски, вместо корневого чёхлика кончик корня гнадёжно защищён специальным кармашком от вымывающего действия воды.

Под корневым чехликом находится конус нарастания корня, или зона деления клеток, образованая клетками с тонкими стенками, которые плотно сомкнуты между собой и беспрестанно делятся.

За зоной деления находится зона растяжения клеток, где они вытягиваются и приобретают постоянную форму. Благодаря удлинению клеток корень растёт в длину. Вместе зона деления и зона растяжения клеток образуют зону роста корня.

Выше зоны роста корня размещена зона всасывания, или зона корневых волосков длиной $1,5 — 2$ см. В этой зоне клетки внешнего слоя корня образуют многочисленные одноклеточные выросты - корневые волоски, которые поглощают из почвы воду и растворённые в ней соли, увеличивая поглощающую поверхность корней во много раз. Корневые волоски очень густо покрывают корешок.

На $1$ мм поверхности корня яблони есть около $300$ корневых волосков, а кукурузы — более $400$.

Длина корневых волосков у разных растений колеблется от $0,05$ до $10$ мм. Они недолговечны.

У яблони корневые волоски живут $10 — 20$ суток, а потом отмирают и соскабливаются.

Вместо отмерших волосков образуются новые, потому по мере роста корня в глубину перемещается и зона корневых волосков.

Над зоной всасывания размещена проводящая зона, или зона боковых корней, составляющая большую часть корней. В этой зоне корни не имеют корневых волосков, но тут образуются боковые корни, которые удерживают растение в почве. По проводящим элементам (сосудам и ситовидным трубкам) этого участка вода и растворённые в ней минеральные соли двигаются к надземным органам растения, а необходимые для питания клеток корня органические вещества перемещаются вниз.

Внутреннее строение корня в зоне корневых волосков.

В зоне всасывания внутреннее строение корней всех растений одинаково. Покровная ткань — эпиблема — состоит из одного шара живых тонкостенных плотно сомкнутых клеток, которые способны образовывать корневые волоски.

Под эпиблемой размещена первичная кора, которая состоит из трёх слоёв. Внешний — экзодерма) -образован несколькими слоями многоугольных плотно прилегающих клеток, которые со временем опробковвевают и исполняют защитную функцию. Средний шар — мезодерма — образован живыми клетками паренхимы, в которых запасаются питательные вещества. В этих же клетках синтезируются некоторые органические соединения и происходит их транспорт в ткани. Благодаря наличию в этом шаре межклетников происходит газообмен. Мезодерма занимает наибольший объём первичной коры. Внутренний слой первичной коры — эндодерма — состоит из одного ряда клеток, которые в молодом состоянии живы, а со временем опробковевают, древеснеют и отмирают. Они становятся непроницаемыми для воды. Раствор минеральных солей из почвы может проникать к центру корня лишь сквозь тонкостенные живые пропускные клетки.

Непосредственно под эндодермой находится центральный цилиндр. Его внешний слой — перицикл — это образующая ткань, которая даёт начало боковым корням, потому его часто называют корнетворным слоем.

В средине центрального цилиндра расположена живая паренхимная ткань, в которую углублён проводящий пучок и механические элементы.

Рост корня. Факторы, влияющие на процесс роста корня

Развитие и рост корневой системы растений зависят от плодородия почвы, её влажности и температуры, а так же воздухопроницаемости почвы. На уплотнённых и чрезмерно влажных почвах корни замедляют рост. Но при недостаточной влажности почвы рост и развитие корней так же задерживаются.

Как и надземные органы, корневая система будет лучше и интенсивнее развиватьсяпри оптимальной для данного вида температуре. При незначительном снижении температуры будут лучше расти корни, а при повышении - надземные органы растения.

Рост и развитие корневой системы в значительной степени зависит и от плодородия почвы. На низкоплодородных почвах корни развиваются лучше, чем надземная часть растения, а на высокоплодородных — наоборот. Лучшему росту корней способствует внесение фосфорных удобрений.

Рост корней зависит так же от интенсивности фотосинтеза. При регулярном скашивании надземной части растений замедляется рост корней, что приводит к уменьшению их массы. Обильный урожай так же замедляет рост корней, а удаление соцветий наоборот стимулирует его.

Корень является важным органом растения. Он выполняет несколько жизненно важных функций: осуществляет почвенное питание, удерживает растение в грунте, участвует в вегетативном размножении, а в некоторых случаях создает запас питательных веществ. В статье особое внимание будет уделено придаточным корням и рассмотрены их функции.

Историческое развитие корня

По данным филогенетики, которая идентифицирует эволюционные изменения среди разных видов жизни на Земле, корень у растения появился позже, чем стебель и лист. Это произошло при переходе растений к существованию на земле. Для закрепления на твердой почве им потребовались особые органы, началом которых послужили подземные веточки, подобные корням, позже превратившиеся в корни. Они не содержат листьев и почек и растут в длину за счет деления верхушечных клеток.

Вам будет интересно: Слово "счастье": происхождение, легенды и значение

Корни дерева

Боковые и придаточные корни появляются из тканей, содержащихся внутри корней и стеблей, точка роста которых для предохранения от повреждений покрыта корневым чехликом. Система корней не прекращает формироваться в период всей жизни и развития растения.

Основные функции корня

Вам будет интересно: Минерал ортоклаз: разновидности, свойства и характеристики

Корнем называют осевую, в основном подземную часть высшего сосудистого растения, которая обладает неограниченным ростом в длину вниз к центру земного шара. Основные функции корней состоят в следующем:

  • впитывают из почвы вместе с водой минеральные вещества;
  • откладывают питательные вещества;
  • фиксируют и закрепляют растение в почве;
  • взаимодействуют с организмами, находящимися в земле: бактериями и грибами;
  • синтезируют гормоны, ферменты и аминокислоты;
  • способствуют размножению;
  • обеспечивают дыхание.

Виды корней

Корневая система растения состоит из совокупности всех корней. Все они разнятся по значимости и происхождению. Существует три вида корней:

  • Главный – его развитие происходит из зародышевого корешка семени. Он растет неограниченно и направлен всегда вниз к центру земного шара, причем обладает активной верхушечной тканью, долго сохраняющей способность делиться и образовывать новые клетки.
  • Придаточные – по внешнему виду они похожи на боковые и выполняют те же функции. Образуются придаточные корни от листьев, стеблей и старых корней. Благодаря их развитию, растение способно размножаться вегетативно.
  • Боковые – развиваются на других корнях, имеющих любое происхождение, являются образованиями второго и следующих порядков ветвления. Их возникновение происходит с деления особой меристемы (образовательной ткани способной делиться), расположенной на периферийном участке центрального цилиндра корня.

Вам будет интересно: Нравственная культура - это. Основы нравственной культуры

Виды корней

Каждый из корней: главный боковой и придаточный способны ветвиться. А это существенно увеличивает корневую систему, что улучшает питание растения и укрепляет его в почве.

Классификация корневых систем по происхождению и по форме

Совокупность всех корней растения: основного, боковых и придаточных формирует корневую систему. Их различают три типа:

  • Стержневую – у растения преобладает развитие главного корня. Он длинный и по толщине существенно превосходит боковые. Стержневая система характерна для многих двудольных: клевера, фасоли, одуванчика.
  • Мочковатую – преобладают придаточные корни, а также боковые. Главный – развивается медленно и рано прекращает рост. Такая корневая система присуща ржи, луку, кукурузе.
  • Смешанная – при крупном главном корне, может быть стержневой, мочковатой – при одинаковой величине всех корней.

Рост корней

Часто внутри одной системы корни выполняют различные функции:

  • скелетные, создают опору растению;
  • ростовые – отмечается усиленный рост и небольшое ветвление;
  • сосущие – тонкие, обильно ветвятся.

Классификация корней по происхождению

По происхождению корни подразделяются на несколько видов. Главный корень формируется из корешка зародыша и включает в себя главный корень и боковые корни нескольких порядков. Такая система наблюдается у большей части деревьев и кустарников, а также у травянистых, зародыш которых содержит только одну семядолю и ряда двудольных многолетников.

Мочковатая корневая система

Придаточный корень – происходит его образование на листьях, стеблях, старых корнях, а иногда на цветках. Такой источник корней считается примитивным, потому что он свойственен споровым растениям. Смешанный – встречается у растений с одной и двумя зародышевыми долями. Сначала из семени начинает расти и развиваться главный корень, но к осени первого года жизни его рост прекращается, и система главного корня составляет малую часть всей корневой системы. На второй и последующие года придаточные корни образуются в междоузлиях, узлах, над и под узлами. Примерно через три года главный корень отмирает и у растения остаются только корни на стеблях и листьях.

Формирование корневой системы

Когда повреждается кончик корня, прекращается его рост в длину. При этом начинает образовываться много боковых корней, располагающихся неглубоко, в плодородном слое грунта. Используя это свойство, например, пересаживая капусту, отщипывают (прием называют прищипкой) кончик главного корня и пересаживают растение с помощью палочки (пики) – пикируют растение.

Пикировка растений

Оно, с хорошо развитой корневой системой, получает больше питательных веществ и воды, поэтому быстрее растет и развивается. Увеличить количество корней в питательном слое земли можно и при помощи окучивания. Для этого околоназемный ствол растения засыпают грунтом, тогда придаточные корни отрастают от него, добывая дополнительное питание. Окучивание обычно проводят после дождя или обильного полива при высоте растения не меньше 20 см, а повторное – спустя две недели. Во время этой процедуры почва рыхлится, что обеспечивает хороший рост корней. На дачных участках, например, для окучивания картофеля используют мотыги, а на полях – разные виды окучников.

Корневая система злаковых культур

Среди цветковых растений злаковые культуры занимают особое положение. Они подразделяются на культурные и луговые. Для всех характерна мочковатая корневая система. Образуется она при недоразвитом главном и ранней его замены на придаточные корни растения. Они закладываются еще в стебельке зародыша и начинают развитие при прорастании семени вместе с главным корнем. А через несколько дней начинают появляться вторичные корни, которые образуются из подземных стеблевых узлов. А у таких культур, как сорго и кукуруза, развитие корней происходит из надземных узлов, близко расположенных к верхнему слою почвы. Они помогают растению сохранять устойчивость во время сильного ветра. Первичные корни злаковых проникают на большую глубину, но основная их масса располагается в верхнем, плодородном слое.

Зависимость корней от природных условий

Основной корень растений, содержащий зародыш с двумя семядолями, обычно сохраняется весь период их существования. Зародышевый корешок однодольных, наоборот, быстро отмирает, развития главного корня не происходит, а от основания побега начинает происходить разветвление корней нескольких порядков. Развиваются придаточные корни на листьях и стеблях. Эта особенность растений используется для размножения как листовыми, так и стеблевыми черенками. Первым способом разводят бегонию, фиалку, вторым – черную смородину, иву, тополь. Подземные черенки (корневища) часто используют для размножения лекарственных растений – купены, ландыша.

Окучивание растений

Высшие споровые растения – папоротник и хвощ - главного корня вообще не имеют, у них корни ветвятся только от корневища. У некоторых двудольных (крапивы, сныти) часто происходит отмирание главного корня, зато появляются другие, отходящие от корневищ. Глубже всего в землю проникают корни стержневой системы. Зато мочковатые корни растений предупреждают эрозию почвы и участвуют в создании дернового покрова. Корневая система растений в неодинаковых природных зонах и на различных почвах не одинакова. Известно, что корни могут уходить до 40 и более метров в глубину в пустынях, при глубоком залегании грунтовых вод. А вот эфемеры, имеющие поверхностное залегание корней, из-за нехватки влаги приспособились за короткий период времени проходить все фазы вегетации. Корни кустарника саксаул, растущего в пустыне, питаются водой в разные периоды года из неодинаковых земных слоев. Развитие системы корней у каждого вида растений находится в зависимости от природных условий, но в то же время одинаково для одной разновидности.

Заключение

Без корней жизнь высших сосудистых растений невозможна. Для получения полноценного питания, включающего минеральные вещества и воду, необходима развитая корневая система, состоящая из боковых, основного и придаточных корней.

Плющ балтийский

Помимо этого, корни удерживают растение в почве, оберегая его от проливных дождей и сильного ветра, а также способствуют размножению. Да и на почву они влияют благотворно, укрепляя ее верхний слой у неплотных, песчаных, делая более рыхлыми глинистые и каменистые грунты.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о жизнедеятельности корня, об усло­виях, необходимых для его нормальной жизнедеятельности; по­знакомить с составом и основными свойствами почвы, значением почвы для растений, с основными удобрениями и способами их применения; дать представление о гидропонике как одном из спо­собов выращивания растений.

Ключевые слова и понятия: корневое давление, поглощение воды и минеральных веществ корнем, дыхание корней, значение темпе­ратуры для жизнедеятельности корней, почва, гидропоника.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Каковы основные функции корня? (Ответы учащихся.)

Мы уже говорили, что основной функцией корня, кроме

укрепления растения в почве, является поглощение воды с рас­творенными в ней минеральными веществами.

Но как это доказать? (Учащиеся высказывают свои пред­положения.)

Наглядно продемонстрировать, что корни поглощают воду, можно на очень простом опыте. Надо взять проросток фасоли, гороха или тыквы, аккуратно выкопать его, промыть корневую систему и поместить в пробирку с водой. Вода должна покрывать только корневую систему растения. На поверхность воды нальем

тонкий слой подсолнечного масла для того, чтобы вода не испа­рялась. Отметим на стекле уровень воды в пробирке. Через один- два дня уровень воды в пробирке станет заметно ниже. Это корни нашего проростка поглотили воду и доставили ее наверх, к стеблю и листьям.

Для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям, называют кор­невым давлением. Вода никогда не пойдет из колодца вверх, если не создать давление в шланге при помощи насоса. Так и корни. Поглощая воду из почвы, они подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить влагу от корней к верхушке большого дерева! Давайте проведем опыты.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПОГЛОЩЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ КОРНЕМ И ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ИХ К СТЕБЛЮ И ЛИСТЬЯМ

Оборудование: молодое растение фасоли, слабый раствор чернил.

Общие рекомендации. На уроке демонстрируются условия, а также результат опыта, заложенного ранее.

В течение нескольких дней мы будем поливать растение слабым раствором чернил.

Через несколько дней оценим результат.

Итог. Стебель и листья окрасились в цвет чернил.


Вывод. Корень растения, поглощая растворенные в воде ми­неральные вещества, доставляет их к стеблю и листьям.

Для того чтобы корни растения могли выполнять свои функ­ции, они должны находиться в благоприятных условиях.

Что необходимо корню растения для нормальной жизне­деятельности? (Ответы учащихся.)

Кроме уже перечисленных условий, ему необходим кислород. Вспомните, мы с вами говорили о том, что прорастающие семена дышат. Но дышат не только семена. Корню растения также необ­ходим кислород для дыхания.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО КОРНИ РАСТЕНИЯ ДЫШАТ (ПОГЛОЩАЮТ КИСЛОРОД И ВЫДЕЛЯЮТ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)


Оборудование: широкая пробирка, молодое растение фасоли, лучина, спички.

Выкопаем молодое растение фасоли и тщательно промоем его корневую систему.

Возьмем пробирку и опустим в нее горящую лучину. Лучина продолжает гореть. Это доказывает то, что в пробирке присут­ствует кислород, способствующий горению.

Поместим в пробирку корень молодого растения.

Через некоторое время вынем растение и опустим в про­бирку зажженную лучину.

Итог. В пробирке, где находилась корневая система растения, лучина потухла.

Вывод. В пробирке недостаточно кислорода для поддержания горения. Следовательно, он израсходован корневой системой ра­стения на дыхание.

В начале урока мы проводили опыт, доказывающий поглоще­ние воды корнями растения. Чтобы избежать испарения, на по­верхность воды мы налили подсолнечного масла.

Как вы думаете, что случится с этим растением спустя не­которое время? (Оно погибнет.)

Как вы думаете, почему? (Растение погибнет оттого, что его корневая система не будет получать кислород, необходи­мый ей для дыхания, поступлению которого будет препят­ствовать масляная пленка на поверхности воды.)

Зная о необходимости наличия кислорода для дыхания корней, попробуйте определить, какие условия нужно со­блюдать для более комфортного произрастания комнатных растений.

(Учащимся дается 2—3 мин для оформления в тетради ответа на вопрос, после чего один из учеников отвечает, а класс допол­няет.)

Чтобы обеспечить корневую систему комнатных растений кислородом, необходимо соблюдать следующие условия:

Желательно периодически рыхлить почву, чтобы избежать образования на ее поверхности плотной корки, также пре­пятствующей проникновению кислорода.

Желательно выращивать растения в глиняных или кера­мических горшках с отверстиями на дне, чтобы обеспечить наилучшую вентиляцию корней.

Кроме доступа кислорода, корням для нормальной жизне­деятельности необходима благоприятная температура. Давайте проведем опыт, который нам это наглядно покажет.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТЕМПЕРАТУР ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРНЕЙ

Оборудование: два одинаковых по размеру трех-, четырехне­дельных растения фасоли; две стеклянные трубки чуть большего диаметра, чем диаметр стебля; две резиновые пробки; пластилин; два штатива.

Срежем растение на расстоянии 2—4 см от уровня почвы очень острым ножом. Наденем на него резиновую пробку с отвер­стием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении. Место соединения стеб­ля растения и пробки для герметичности залепим пластилином.

Так же подготовим и второе растение.

Польем первое растение теплой водой (около +18 °С), а вто­рое — холодной водой (примерно +1. +2 °С).

Итог. Через некоторое время мы заметим, что у растения, которое полили теплой водой, из стебля обильно выделяется жидкость и поднимается по стеклянной трубке на значительную высоту. А у растения, политого холодной водой, жидкости выде­лилось мало.

Вывод. Температура сильно влияет на работу корней. При благоприятной температуре процессы поглощения воды из поч­вы корнями происходят активнее, тогда как при более низких температурах их всасывающая способность сильно уменьшается.

Каково биологическое значение этой особенности корней в условиях средней полосы? (Ответы учащихся.)

Зимой растениям практически не требуются вода и минераль­ные вещества, так как у большинства из них сильно замедляются все процессы жизнедеятельности. Корневые системы зимой также практически перестают всасывать воду и минеральные вещества.

Когда мы перечисляли условия, необходимые корню растения для нормальной жизнедеятельности, некоторые из вас назвали также наличие почвы. Давайте подумаем, так ли это.

Существует способ выращивания растений, при котором вме­сто почвы используются галька, крупный песок, битый кирпич или другой материал. Такой субстрат не обладает никаким плодо­родием, но через него пропускают водный раствор необходимых минеральных веществ. Его функция — удерживать корни растения. Такой метод выращивания называется гидропоникой. Этот способ позволяет следить за изменениями, происходящими с растениями, и, соответственно, корректировать состав питательного раствора.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника перечислите основные минеральные соли, необходимые ра­стениям, а также основные минеральные удобрения и пра­вила их внесения.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Каковы основные функции корня?

Что такое корневое давление?

Опишите опыт, показывающий силу корневого давления.

Опишите опыт, доказывающий, что корень поглощает воду.

Опишите опыт, доказывающий, что минеральные вещества поглощаются корнем и перемещаются по стеблю к листьям.

Какие условия необходимы корню для нормальной жизне­деятельности?

Опишите опыт, доказывающий, что корни растения дышат (поглощают кислород и выделяют углекислый газ).

Опишите опыт, доказывающий необходимость определен­ных температур для нормальной жизнедеятельности корней.

Докажите, что растению для нормальной жизнедеятельно­сти не нужна почва.

Что такое гидропоника?

В чем преимущество этого способа выращивания растений?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Самостоя­тельно проделать дома опыт, доказывающий поглощение мине­ральных веществ растением. Сделать вывод.

Опыт/Доказательство движения воды и питательных веществ по сосудам древесины

Корень. Всасывание воды корнем

Питание растений

Минеральное питание

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к


Рассмотрены особенности выполнения подрезки корней как способа формирования компактной корневой системы крупномерного посадочного материала, выращиваемого в лесных питомниках, с целью минимизации ее повреждений при выкопке растений. Представлены конструкции корнеподрезчиков для выполнения данной технологической операции.

Ключевые слова: крупномерный посадочный материал, выкопка посадочного материала, корневая система, подрезка корней, корнеподрезчик

В настоящее время при выполнении лесокультурных, лесовосстановительных и озеленительных работ на основе эколого- и ресурсосберегающей технологий в производственных масштабах используется крупномерный посадочный материал, пересаживаемый с почвенным комом, в связи с его определенными преимуществами перед обычными видами сеянцев и саженцев [1, 2].

Качество посадочного материала играет важную роль при выполнении обозначенных работ. Быстрая приживаемость пересаживаемых саженцев на новом месте зависит от их сохранности: чем меньше при пересадке повреждений корневой системы, тем лучше в последующем корни смогут обеспечить питание наземной части.

В работе [3] на основе информации об особенностях залегания корневых систем основных лесообразующих пород 3–7 летнего возраста в почвенных горизонтах, которые произрастают под пологом леса, установлено, что рациональная величина заглубления рабочего органа выкопочных орудий, когда при выкопке растения сохраняется около 50 % физиологически активных корней, позволяющих обеспечить хорошую приживаемость и активное последующее развитие надземной части растения, составляет до 40 см. Ширина рабочего органа находится в рациональных пределах от 60 до 80 см.

В случае использования в качестве крупномерного посадочного материала культур из питомника без их пересадки из посевного отделения в школьное (без перешколивания) актуальной является задача формирования компактной корневой системы сеянцев с целью минимизации ее повреждений при последующей выкопке [4].

Процесс формирования мочковатой корневой системы, хорошо сохраняющейся при выкопке, должен обеспечить качественное перерезание корней с ровным срезом без их смятия, разрывов и размочаливания.

Учеными отмечается, что размеры корневых систем растений уже в первые годы роста значительно превышают практикуемую глубину выкопки посадочного материала (20…30 см), что ведет к неизбежной потере части корневой системы, т. е. к нарушению гармоничного развития всех органов посадочного материала [5]. С учетом этого рекомендуемая глубина подрезки корней должна быть меньше глубины последующей выкопки.

В работе [6] отмечается, что обязательным элементом в технологическом процессе выращивания крупномерных сеянцев без перешколивания, с целью образования компактной и хорошо развитой корневой системы, является корнеподрезка: у ели — боковая вертикальная, у сосны — горизонтальная. Авторами установлено, что при 4-летнем выращивании сеянцев ели подрезку корней целесообразно проводить на 3-й год в середине вегетационного периода, после окончания прироста в высоту. В этом случае отношение массы тонких корней к массе хвои у 4-летних сеянцев составляет не менее 1:4, тогда как без подрезки — 1:7 и ниже.

Мелешин П. И. также отмечает подрезку корней как эффективный способ улучшения качества посадочного материала при выращивании крупномерных растений в школьном отделении лесного питомника. Саженцы ели в возрасте 4…5 лет, компактная корневая система которых сформирована четырехсторонней подрезкой боковых корней за год до посадки в радиусе 5…15 см от стволика, показывали более высокую приживаемость и успешный рост, чем саженцы с неподрезанными корнями.

Результаты, полученные Макаровым В. А. и Шаховой К. И., показывают, что подрезка боковых корней саженцев ели на расстоянии 10 см от корневой шейки способствовала формированию компактной корневой системы, сбалансированной по массе с надземной частью, что является биологической предпосылкой для успешной приживаемости посадочного материала на лесокультурной площади.

В лесных питомниках Венгрии применили выращивание крупномерного посадочного материала сосны без перешколивания. При этом подрезка корней однолетних сеянцев на глубине 4 см обеспечила получение развитых растений с мочковатой корневой системой.

Опыты по подрезке боковых корней, проведенные в Канаде, показали, что наиболее компактные и хорошо развитые корневые системы у дугласовой пихты формируются при подрезке главного корня 1-летних сеянцев на глубине 15 см и подрезке боковых корней на глубине 22 см [5].

Таким образом, на основе оценки отечественного и зарубежного лесоводственного опыта можно отметить, что подрезка корней сеянцев и саженцев позволяет сформировать у крупномерного посадочного материала компактную и хорошо развитую корневую систему, которая при последующей выкопке с почвенным комом минимально повреждается, тем самым обеспечивая высокую приживаемость растений на месте постоянного произрастания.

Подрезка корней посадочного материала в лесных питомниках в настоящее время производится различными орудиями.

В качестве примера можно привести корнеподрезчик управляемый КНУ-1,2, агрегатируемый с тракторами класса тяги 0,9 и 1,4 [7].


Рис. 1. Корнеподрезчик КНУ-1,2

Орудие снабжено гидравлическим механизмом управления для корректировки положения рабочих органов относительно посевных строчек путём перемещения машины в поперечном направлении вправо или влево от продольной оси на 10 см. Управляет корнеподрезчиком оператор, находящийся на машине.

Приспособление для подрезки корней ППК-1,2 используется при выращивании крупномерных сеянцев хвойных пород без перешколивания. Машина представляет собой прямоугольную конструкцию, состоящую из двух вертикальных ножей-стоек, соединённых между собой горизонтальным ножом, который устанавливается вместо штатного рабочего органа (выкопочного лемеха) на скобу НВС-1,2 [7].


Рис. 2. Приспособление для подрезки корней ППК-1,2

Корнеподрезчик КН-1,2А предназначен для подрезки стержневых и боковых корней сеянцев хвойных и лиственных пород [5, 7]. Агрегатируется с тракторами МТЗ-80, МТЗ-82. Орудие имеет активный рабочий орган — скобу, которая совершает колебательное движение во время работы (рисунок 3).


Рис. 3. Корнеподрезчик КН-1,2А

Анализ состояния механизации подрезки корней с целью формирования компактной мочковатой корневой системы при выращивании крупномерного посадочного материала в лесных питомниках показывает, что для механизации данной технологической операции используются специальные орудия — корнеподрезчики. В настоящее время учеными и работниками лесохозяйственного производства отмечается эффективность использования в конструкции данных технических средств рабочих органов с активным приводом. Активные рабочие органы выполняют перерезание корней со скольжением, что повышает качество их среза и снижает тяговое сопротивление корнеподрезающих орудий.

Основные термины (генерируются автоматически): крупномерный посадочный материал, подрезка корней, посадочный материал, компактная корневая система, корневая система, последующая выкопка, мочковатая корневая система, почвенный ком, рабочий орган, развитая корневая система.

Ключевые слова

корневая система, крупномерный посадочный материал, выкопка посадочного материала, подрезка корней, корнеподрезчик

крупномерный посадочный материал, выкопка посадочного материала, корневая система, подрезка корней, корнеподрезчик

Похожие статьи

Формирование корневой системы дуба обыкновенного.

В культурах, созданных посадкой, корневая система хорошо развита, мочковатая, но сосредоточена преимущественно в гумусовом и элювиальном горизонтах. Стержневой корень отсутствует.

Статьи по ключевому слову "корневая система" — Молодой учёный

"корневая система": Молодой учёный №3 (62) март 2014 г. — Остапчук А. С.

Подрезка корней как способ формирования компактной корневой системы при выращивании крупномерного посадочного материала.

Дручинин Денис Юрьевич — Информация об авторе

Подрезка корней как способ формирования компактной корневой системы при выращивании крупномерного посадочного материала.

Развитие корневой системы яблони на подвое М9 при локальном.

Ключевые слова: корневая система, яблоня, внутрипочвенное орошение, капельное орошение, длина и масса корней, объем увлажнения.

Корневая система дерева воздействует на надземную часть и продуктивность дерева.

Выращивание тополя пирамидального в зеленом строительстве

Корневая система очень сформированная, широкая, полная, однако немало длинных корней и в плоскости.

Размножение производят семенами, черенками, корневыми отростками, пневой порослью.

Миляев Андрей Сергеевич — Информация об авторе

Подрезка корней как способ формирования компактной корневой системы при выращивании крупномерного посадочного материала.

Выращивание березы бородавчатой при озеленении населенных.

Береза отличается сильно развитой корневой системой, неглубоко проникающей в почву.

Корневая система у березы мощная, но может быть как поверхностной, так и глубокой.

Анатомическое и морфологическое строение корней.

Корневая система по глубине залегания превышает высоту надземной части в 4,5–5,5 раза. Диаметр корневой системы в 2,5 раза превышает диаметр надземной части особей. Подземная фитомасса в целом больше надземной в 1,5–2,5 раза (таблица).

Читайте также: