Как не стать жертвой экстремизма 10 класс

Обновлено: 28.06.2024

Цель: выяснить общие правила личной безопасности, в чем заключается профилактика насилия, познакомится с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выяснить принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Планируемые результаты обучения

формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения учащимися правил личной безопасности , понятий: терроризм и экстремизм ; формирование правильного отношения к личной БЖ.

Обучающиеся должны понимать, какую серьёзную угрозу представляет международный терроризм для безопасности нашей страны и всего человечества; иметь представление о классификации современного терроризма;

Метапредметные: формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Оборудование:

Ход мероприятия:

Вед.1. Здравствуйте ребята! Мы собрались сегодня здесь, чтобы поговорить на очень серьёзную и актуальную тему.

Скажите, какую дату отмечают 3 сентября в России? (ответы учеников).

Вед.1. Наша встреча сегодня пройдёт в рамках дискуссионного клуба. Прежде чем перейти к обсуждению вопросов, давайте познакомимся с правилами нашего общения:

  • Уважительно отношение к личности выступающего.
  • Один говорит - другой слушает .
  • Обсуждать мнение, а не личность выступающего.
  • Говорить нужно от своего имени и свое мнение.
  • Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.
  • Соблюдать регламент .

Вед.1. Ребята, вы посмотрели видеоролик. Какие у вас возникают мысли, эмоции? Какими словами вы могли бы назвать события, которые там были отражены?(терроризм, террористы, ужас, смерть, страх).

Вед.2. Ребята, а что вы понимаете под словом терроризм?

Экстремизм (от фр. Extremisme – крайний) – это приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Терроризм это крайнее проявление экстремизма.

Отличие экстремизма от терроризма в том, что экстремизм это идеология, а терроризм – это воплощение идеологии на практике.

Вед.2. А как вы думаете, в чём причины возникновения терроризма?

Причины возникновения современного терроризма

Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.

Вед.1. Ребята, а как вы думаете, что мы с вами можем сделать в борьбе с терроризмом и экстремизмом? (ответы).

Правильно, быть бдительными, разборчивыми в знакомствах, соблюдать меры безопасности и безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Вед.2. Все ли из вас знают, как правильно себя вести в случае захвата в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, захвате транспорта, при угрозе теракта по телефону? (ответы)

Вед.1. Сейчас мы предложим вам решить несколько ситуативных задач и проверить насколько вы компетентны в этом вопросе.

Практическое занятие (по группам) (10 минут) :

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых обучающиеся должны представить свои действия.

Обучающиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание (раздаются карточки с заданиями). Представитель от каждой группы дает предполагаемый ответ. Обучающиеся из других групп делают свои дополнения.

Эпизод первый . В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Вопрос: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

Эпизод второй . Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в полицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий . Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

Эпизод пятый . Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

(Ответ: При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

Вед.2. Сегодня, вспоминая жертв Беслана и Будённовска, захвата театрального центра на Дубровке и при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, и всех террористических актов, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при выполнении служебного долга, мы едины в своём намерении всеми силами противостоять терроризму, как национальному, так и международному, не допустить разрастания этого преступного безумия.

Вед .1. Мы выражаем крайнюю озабоченность бесчеловечными актами террора , в результате чего имеется огромное число жертв . Ничто не может служить оправданием экстремизма и терроризма , никакие мотивы не могут являеться обоснованием такого рода актов безумия .

Давайте почтим память людей , ставшими жертвами экстремизма и терроризма минутой молчания (включить минусовку метронома) .

Вед.2. Светлая память погибшим.

Вед.2. Итак, у нас получилась памятка и чтобы вы не забыли эти постулаты, мы подготовили для вас печатный вариант (раздать памятки).

Вед.1. А теперь, мы проведём с вами небольшой флешмоб в поддержку мира на планете (звучит плюсовка)

Актуальность темы. Проблема экстремизма и ксенофобии в последние десятилетия актуальна в мире, поскольку ведет к значимым экономическим, политическим и социальным последствиям, проявляется в существовании терроризма, распространении случаев социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в нарушении прав и интересов человека в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, в проявлении националистических взглядов и в распространенности националистических движений.

Достаточно актуальна она и в России. Несмотря на существование ряда Федеральных Законов, законодательных актов, проблема экстремизма и ксенофобии в российском обществе проявляется постоянно и остро в существовании терроризма, распространении случаев социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п. Это же подтверждает случай, произошедший 24 января 2011 года в Москве, повлекший за собой 35 жертв.

Цель: способствовать формированию активной жизненной позиции старшеклассников через рассмотрение проблемы межнационального экстремизма на современном этапе как одной из глобальных проблем человечества.

Обучающая: углубить и систематизировать знания о понятии, видах и способах противодействия межнациональному экстремизму с помощью поисковой деятельности по теме (поиск литературы в разных источниках, работа с дополнительным материалом и средствами массовой информации).

Развивающая: формирование гражданской позиции старшеклассников, развитие исторического мышления через активные методы обучения.

Воспитательная: формирование этнической толерантности, социализации личности через обобщение доступной информации, способствовать формированию социально-мировоззренческой компетентности учащихся через знакомство с актуальными проблемами человечества на современном этапе.

Основные понятия: экстремизм, межнациональный экстремизм, терроризм, международный терроризм и др.

Оборудование: глобус, политическая карта мира, доска, цветные мелки, эмблемы между народных организаций и движений, выставки детских работ учащихся, иллюстративный материал в виде карикатур и агитационных листов, тесты, телевизор, мультимедийный проектор, презентации, информационные буклеты для учащихся.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ

Вступление. Учитель. Актуальность проблемы межнационального экстремизма.

На сегодняшний день одной из основных проблем является рост террористической деятельности, сопутствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры жизни; усиление жесткости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности, стремление добиться общественного резонанса, устрашения населения.

В этих условиях подрастающее поколение России оказалось самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Молодежь стала дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов.

Учитель. Обозначает цель урока, кратко характеризует форму работы (диспут), обращает внимание на законы диспута, обозначенные в буклете к уроку.

Цель: помочь Вам сформировать свою активную жизненную позицию через рассмотрение проблемы межнационального экстремизма на современном этапе как одной из глобальных проблем человечества.

Видеоролик. Правительство РФ об экстремизме.

Учитель. Ребята, с чего мы начинаем изучение любого теоретического вопроса? (с понятий).

Учитель. А что понимаем под межнациональным экстремизмом?

Ответ учащегося. В сфере межнациональных отношений - националистический экстремизм - находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах и столкновениях, в актах геноцида по отношению, к так называемому, некоренному населению, представителям других этнических образований, выступает с позиции защиты "своей нации", ее прав и интересов, ее культуры" и языка. При этом отвергаются подобные же права для других национальных и этнических групп.

Националистический экстремизм органически связан с сепаратизмом (фр. separatisme - отдельный), т.е. со стремлением к отделению, обособлению. Он направлен на развал многонациональных государств, утверждение господства коренной нации, отражает стремление титульных наций в национальных республиках получить преимущества перед некоренными жителями в политической и социальных сферах. Подобный экстремизм ведет к обострению межнациональных отношений и является источником вражды и конфликтов между народами.

Учитель. Ребята, нам необходимо выяснить причины этого серьезного явления.

Ответы учеников.

• это сегодняшние условия жизни, значительно ухудшившиеся за последние 10-15 лет, ухудшающиеся условия жизни большинства населения страны (необеспеченность жильем, платное медицинское обслуживание, образование, безработица, усиление имущественного неравенства и т.д.);

• война в Чечне, криминогенная обстановка, падение общей исполнительской дисциплины, рост антисоциальных проявлений;

• еще одним фактором, обострившим крайне националистические настроения среди молодежи России, является усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей, в первую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии.

• Россию охватил невиданный спад и кризис всех отраслей производства. Как следствие этого в стране растет безработица, несоответствие результатов экономических и политических реформ ожиданиям населения;

• Еще одна причина роста молодежного экстремизма - это усиление активности мусульманских экстремистов, террористические акты;

• К вышеназванным причинам необходимо указать еще ряд факторов, которые в совокупности вносят значительный вклад в существование молодежного политического экстремизма. Например, слабое и недостаточное внимание государства к молодежным проблемам. В первую очередь заниматься проблемами подрастающего поколения, должны определенные государственные структуры, например, Государственный комитет по делам молодежи, а также образовательные и культурные учреждения. Они должны заниматься проблемами досуга и культурного развития и морально-нравственного воспитания молодежи, так как произошел распад прежней системы ценностей, а замены ему нет.

Учитель. Синквейн (учащиеся делают записи в рабочем листе, см. приложение 1):

Межнациональный экстремизм (пример заполнения)

  • Два существительных: страх, трагедия;
  • Три прилагательных: крайний, агрессивный, жестокий, опасный;
  • Фраза: У экстремизма нет лица и нет границ; экстремизм – это зло, которое приводит к насилию.

Учитель. В нашем обществе участились случаи проявления межнационального экстремизма. Необходимо ли с ним бороться и какими методами.

Оценить поступок можно с разных позиций: с точки зрения морали, нравственности и закона.

В основном они сосредоточены в крупных городах Центрального, Северо-Западного и Уральского федерального округов. Особенно велико количество экстремистов в столичном регионе и в Санкт-Петербурге.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих противоправные действия в виде хулиганства или вандализма с одной лишь "развлекательной" целью, экстремистски настроенная молодежь осуществляет схожие по форме действия, связывая их с определенной идеологией.

Ярким примером экстремисткой организацией национального толка являются скинхеды (презентация, видеоролик).

Учитель. Почему существует такое многообразие организаций экстремистского толка и достаточно много приверженцев пропагандирующих такие идеи?

Ответ учащихся. Экстремизм обещает людям быстрое устранение трудностей, осуществляет гарантированный порядок, основанный на страхе и контроле. И самое главное, обещает социальную обеспеченность. Имеют четкую систему ценностей. Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах, носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц.

Учитель. Ребята у каждого из нас есть право выбора, поддержать или быть против этих организаций. Но вы должны помнить к каким последствиям они приводят. Поэтому мы сейчас Вам предлагаем определить свою гражданскую позицию следующим образом.

На доске представлены две позиции:

Я принимаю: я не принимаю:

Учащиеся должны распределить предложенные иллюстрации (карикатуры, фото, плакаты, 10 штук) по двум позициям, кратко объяснив свою точку зрения. Два ученика выполняют задание на доске, закрепляя материалы магнитами, остальные заполняют рабочие листы, проставляя нумерацию иллюстраций (см. приложение 2).

Учитель. Ребята сегодня мы затронули очень важную, широкую тему. За одно мероприятие невозможно рассмотреть все ее аспекты. К этой проблеме мы будем неоднократно обращаться на уроках истории и обществознания. Но обратим внимание, что, несмотря на то, что мы все разные по внешности, интересам, способностям, все мы сталкиваемся с проблемами экстремизма и бороться с ним можно только сообща.

Учитель. Подведем итоги диспута (рефлексия). Записи на рабочих листах (см. приложение 1).

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:

большой – для меня это важно и интересно …

указательный - я получил конкретные рекомендации…

средний - мне было трудно (не понравилось)…

безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

мизинец - для меня было недостаточно…

Учитель. Благодарит учеников за работу на уроке. Подводит общий итог.

Рабочий лист учащегося, ФИО ________________________________, класс____

а) Два существительных____________________________________________________________;

б) Три прилагательных_____________________________________________________________;

в) Фраза – экстремизм – это_________________________________________________________

Задание 2. П редлагаем Вам определить свою гражданскую позицию следующим образом. Представлены две позиции, распределите в таблицу предложенные иллюстрации на доске по нумерации (карикатуры, фото, плакаты, 10 штук) по двум позициям, кратко объяснив свою точку зрения:

Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. История показывает, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок, обладает способностью проникать во все сферы общественной жизни. За последнее время, экстремизм получив возможность использовать в своих преступных целях достижения науки, религию, не совершенство законодательства, становится все более масштабным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления.

Экстремизм: понятие, виды

Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений безопасности мирового сообщества, представляющий угрозу для всего общества, как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющий собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.

Экстремизм, культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба.

Прямые или косвенные деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремистской деятельности на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.

В политическом аспекте экстремисты выступают против сложившихся общественных структур и институтов, против общественных устоев, пытаясь подорвать их стабильность, в массе своей силовыми методами. При этом для них крайне важен резонанс, вызываемый их действиями в государстве.

В межнациональных отношениях экстремизм выражается в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями, вооруженных конфликтах, геноциде, посягательствах на территории соседних государств.

Несмотря на то, что сложность экстремизма часто бывает трудно увидеть и понять, то следует его определять, как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекие от общепринятых.

Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общепризнанных общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.).

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Вышеуказанное юридическое определение, является радикальным и не может быть эффективным правовым средством в противодействии экстремистской деятельности, в связи с тем, что:

1) экстремизм в начале третьего тысячелетия превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия на мировую политику;

3) современный экстремизм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социальное явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мира;

4) для определенной части населения земного шара экстремизм стал способом жизни, мышления и особой деятельности (включая мотивы и идеологические обоснования), а также средством реализации своих потребностей и интересов (включая вознаграждение за совершение действий экстремистской направленности);

5) экстремизм культивирует и поэтому это сложное явление, его сложность часто бывает трудно увидеть и понять и при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба;

6) экстремистская деятельность осуществляется под прикрытием религии, что создает правовой щит от преследования правоохранительных органов в виде конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также постоянного давления зарубежных правозащитных организаций.

В связи с тем, что экстремизм культивирует и это сложное явление, то его следует определять, как безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушение общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

2) политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды;

3) религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти;

4) националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного.

Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Лучший механизм управления народом – это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало.

Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления – плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира.

Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки. Они уверяют наших соотечественников, что именно они несут свет, истину и спасение человеческому роду.

Религиозная идеология имеет разные направления, закамуфлирована и на протяжении длительного времени культивируется. Все существующие религиозные тоталитарные организации, являются по своей сути закамуфлированными экстремистскими организациями, так как своими действиями контролируя сознание человека, разрушают его как личность, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие нарушение прав человека, разрушая семейную этику, возбуждая распри на религиозной основе и по другим социальным причинам.

Тоталитарность религиозных организаций, это не что иное как культивированное современное рабство людей, основанное на контролировании сознания человека путем психологического программирования.

3) попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

4) апелляция к каким-либо известным религиозным или идеологическим учениям с претензиями на их истинное толкование и в то же время фактическое отрицание многих положений этих толкований;

5) доминирование эмоциональных способов воздействия на сознание людей в процессе пропаганды идеологии экстремизма, обращение к чувствам людей, а не к разуму;

6) создание харизматического образа лидера экстремистского движения, стремление представить его непогрешимым.

Все эти признаки имеют внутреннюю связь и тесно взаимодействуют друг с другом. Крайняя идеализация экстремистской деятельности способствует появлению особого типа экстремистов, склонных к самовозбуждению и потере самоконтроля над своим поведением и совершаемыми действиями, готовых на любые акции.

Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы сознанием правоты и законности, предъявляемых ими требований, что вольно или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к видению мира через призму этой идеологии.

Исторические прецеденты достижения целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма создавать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает.

Для того чтобы лучше уяснить специфику экстремистской идеологии, существуют характерные особенности безотносительно к конкретному содержанию.

2) идея агрессивной нетерпимости по отношению ко всем идеологическим конкурентам или конкурирующим, альтернативным идеологиям;

3) деление человечества на две большие группы: своих и чужих, на друзей и врагов (неважно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию);

4) критическая оценка существующей социальной реальности, противопоставление идеала и наличной социальной реальности, осознаваемое и выражаемое в форме резкого конфликта между истинным идеалом и ложной реальностью;

5) установка на немедленную практическую деятельность по исправлению мира и людей (программа немедленного и решительного преобразования существующей социальной реальности);

6) преобладание деструктивных задач по разрушению ложного враждебного мира над конструктивными задачами в программе преобразовательных действий;

7) фантастический социальный идеал (который практически не может быть реализован, а если будет осуществлена попытка его реализовать, это приведет к серьезной деформации общества);

8) иллюзорный, практически невыполнимый, слишком суровый и извращенный кодекс личного поведения, требующий от человека каких-то экстраординарных, чрезвычайных поступков и жертв;

9) авторитарное обоснование идеала (от лица сверхчеловека, вождя, пророка, Бога или от других мистических сил);

10) упрощенная форма изложения, в которой отсутствуют строгая логика, последовательные доказательства, развернутое теоретическое изложение и обоснование, а присутствует ограниченный, легко усваиваемый набор догм;

11) иллюзорное, примитивное, не соответствующее действительности представление о человеке, обществе и законах социального развития.

В общем определении, экстремистская идеология - это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной социальной группы.

Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде, он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее, в социально дезориентированной части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе.

Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности, характерно для слабо модернизированных обществ, но от него не застрахованы и страны с благополучной жизнью и демократическим правлением. Это связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социальную обстановку в стране.

В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

В- шестых, люди сами по себе склонны к проявлению экстремистской деятельности и причины возникновения экстремизма находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью. Естественно, что подобные психологические внутренние противоречия могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

На сегодняшний день очень хорошо изучены патологические механизмы вовлечения индивидов в экстремистскую деятельность, среди которых различают убеждение, внушение, заражение. Все эти механизмы обеспечивают вовлечение широких масс в экстремистскую деятельность, они же отвечают за распространение среди людей идеологии экстремизма.

Одним из основных механизмов вовлечения человека в экстремистскую деятельность, является контролирование сознания человека, влекущее развитие безнравственных взглядов и принципов экстремистского характера в любом его проявлении.

Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих

3. Воспитывать самоконтроль, самообладание в трудных жизненных ситуациях.

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зача стую опасных.

Нередки случаи, когда в темном подъезде, на дальней остановке транспорта или в тихом

сквере совершаются разного рода преступления: убийства, изнасилования, нанесе ние

телесных повреждений, грабежи, разбои, мошенничества и т.п. Если вести себя боле е

осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье от престу пного посягательств а

1 . Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто - то позвонил, как ты поступишь?

б . Не будешь отзываться, имитируя, что дома ни кого нет. 2

в . Попросишь назваться человека, стоящего за дверью. 3

2 . Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных

3 . Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто - то открывает, как ты

4 . Если к тебе на улице подойдет незнакомый челове к и пригласит пойти куда - нибудь с

в. Подойдешь т у да, где есть люди или н ачнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание

5 .. Если ты хочешь во йти в подъезд, и за т обой идут один ил и несколько незнакомых

Иванченкова О. Б., у читель русского я зыка и литерату ры ГБОУ города Москвы «Инженерно -

б. Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд. 2

в. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь т у да, где больше людей , найдешь воз можность

 От 7 до 11 баллов - вам стоит задуматься и быть осторожнее;

 Не больше 5 баллов – вы правильно оцениваете опасную ситуацию.

Учитель. Что делать, если вы услышали шаги за спиной, и вам кажется, что кто - то

Во - первых, никогда не стесняйтесь повернуться т проверить свои подозрения.,

если чувствуете, что кто - то преследует вас. При этом попытайтесь изменить темп ходьбы

безопасное людное место. Если в опасной ситуации вы решились бежа ть, то делайте это

как можно быстрее и внезапнее, при этом зовите на помощь. Если же бежать некуда, в ы

можете попытаться предотвратить нападение или, по крайней мере, не оказаться

Во - вторых, оставаясь спок ойным и собранным, под внешним благовидным

и проп у стите преследователя вперед. Все время удерживайте его в поле зрения. Тем

самым вы заставите действовать этого человека в ситуа ции, к которой он внутренне еще

не успел подготовиться. Не очень решительный человек может растеряться и даже

Если вы идете поздно вечером один в незнакомом м есте, и вас решали взять на гоп -

Несмотря на то, что в драку гопники лезу т неох отно, сленг гопников может

заставить неподготовленного человека отдать свой мобильный телефон без борьбы, как

называется "на блюдечке с голубой каемочкой". Зачас т ую это даже не сопровождается

прямыми угрозами, при том что разведенная по понятиям жертва может начать

нервничать и повышать голос, когда как фразы гопника бу дут зв уч ать уб едительно и

логично. Чтобы этого не произошло, ведите себя и подбирайте слова таким образом,

чтобы у гопоты не возникло повода нанести вам вред, ве дь пока вы его не дадите, вас

никто не тронет, разве что совсем уж конченые наркоманы или пьянь. Если у вас с ударом

все в порядке, то можно и прописать - нет ничего приятнее лицезреть свежие с иняки н а

Иванченкова О. Б., у читель русского я зыка и литерату ры ГБОУ города Москвы «Инженерно -

Советы (всегда зачитывают учащиеся, которые предварительно разделены на гру ппы и

+ Вот два основных правила, которых надо придерживаться, если на вас напали на

+ На вопросы не отвечайте, даже на самые безобидные, ведь тогда у гопоты в

дальнейшем будет повод придраться к вам за то что вы, поддержав разговор, хотите

соскочить. НЕ оправдывайтесь и НЕ грубите. НЕ повышайте голос и НЕ выполняйте

+ Если гопник перешел грань, то можно спросить в лоб: "По беспределу наехать

хочешь?". Скорее всего , это его образумит, ведь чинящие беспредел никогда не будут

Атака человека, вооруженного ножом, может стать причиной серьезных травм, но даже

лишенный паники разум помогут вам мысленно вооружиться и подготовиться к

1. Держитесь на максимальном расстоянии от человека, вооруженного ножом,

используйте все находящиеся рядом предметы для того, чтобы вооружиться или

2. Старайтесь пн у ть атакующего при любой его попытке приблизиться, при этом

помните, что при ударе вам никак нельзя лишиться равновес ия, упасть или

растянуть связки. Старайтесь пинать в пах (вне зависимости от пола нападающего)

3. Приготовьтесь к атаке нападающего. Ищите любую возможность бу дьте готовы в

любой удобный момент бежать. Если у вас есть какое - то оружие или баллончик со

слезоточивым газом (подойду т и ключи, просунутые между пальцев), воор ужитесь,

но постарайтесь не выдавать противнику, что у вас есть чем защищаться.

4. Попроб у йте поговорить с нападающим, скажите, что если он сейчас прекратит

свои действия, вы не причините ему никакого вреда, предложите ему деньги, что

угодно. Помните, что нападения с ножом часто совершают совершенно

отчаявшиеся люди, на которых может подействовать разговор.

Учитель. Опасно пользоваться услугами попутных машин с незнакомыми водителями и

Избегайте подходить вплотную к стоящим автомобилям. Ос терегайтесь автомашин с

работающим двигателем и сидящими внутри людьми. Если машина тормозит, а

Иванченкова О. Б., у читель русского я зыка и литерату ры ГБОУ города Москвы «Инженерно -

пассажиры просят показать им дорогу (особенно с насту плением темноты), говорите с

ними, стоя на безопасном расстоянии. Не подходите к автомобилю на расстояние

вытянутой ру ки. Также не рекомендуется слушать на улице ау диоплейер. Как вы думаете,

Ученики. Можно не услышать сигнал автомобиля и попасть под коле са.

В наушниках невозможно распознать зв уки, предостере гающие об опасности

➢ Если вы идете по шоссе, держитесь той стороны, где транспорт будет двигаться

вам навстречу: так вас не смогу т затащить во внезапно притормозившую за спиной

➢ Сумочку с деньгами лучше держать в левой руке или на левом плече , чтобы

поравнявшийся с вами злоумышленник - мотоциклист не смог ее выхватить и

скрыться, прибавив газу . Ключи х раните в кармане, а не в су мочке - тогда в сл учае

ее похищения вы всегда сможете попасть в свой дом. Тем более, если в сумке

лежат документы, по которым вор сможет у знать ваш адрес.

➢ В случае нападения кусайтесь, царапайтесь, см ело принимайте меры самозащиты.

В некоторых случаях даже ваша попытка оказать сопротивление резко с нижает

желание преступника продолжить нападение. Нападающий рассчитывает найти в

вас чаще всего пассивну ю жертв у, поэтому любое сопротивление с вашей стороны

застанет преступника врасплох и может привести в замешательство. При этом

никогда не провоцируйте своего противника на обострение конфликта, не

отвечайте грубостью на грубость, оскорблением на оскорбление. Это может

явиться той последней каплей, которая толкнет его к агрес сивным действиям.

Учитель. Вечерами старайтесь ходить по хорошо освещенным, людным улицам. Но

если вам приходится идти переу лком, держитесь поближе к краю тротуара и подальше от

темных подъездов, куда вас может затащить внезапно возникший перед ва ми

злоумышленник. Идите с у веренным видом. На всякий случай держите в р уке зонтик или

фонарь (яркий свет может ослепить нападающего и дать вам возможность у бежать).

Не стойте долго перед входной дверью, ища ключи, лу чше иметь их под рукой.

Если в вашем подъезде есть домофон, не впускайте с собой незнакомых людей, резко

закройте дверь перед их носом. Если человек идет к кому - то в вашем подъезде, его не

Что вы будете делать, если вы пренебрегли мерами предосторожности, и прест у пник все -

Иванченкова О. Б., у читель русского я зыка и литерату ры ГБОУ города Москвы «Инженерно -

* Если нападают с целью пограбить, то можно сдела ть что - нибудь неожиданное: к огда за

девушкой в лифт вбежал паренек и сказал "с ни май золотишко", она нача ла снимать с

фразой "ну что за жизнь пошла, уже и бижу терию сни мают" .

* Не ездить лифтом после десяти вечера, входить в лифт в последний моме нт, когда за

вами уже никто туда не у спеет войти, оглядываться по сторонам, перед тем, как войти в

лифт. Ну, а если уже пришлось ехать в лифте с незнакомым че ловеком, то можно встать

возле панели с кнопками и загородить ее спиной - тогда у него не будет возможности

лифт застопорить, а нападать в условиях ограниченного времени вряд - ли кто станет, дверь

в любой момент может открыться на любом этаже, а никому не хочется попадать в

ситуацию, когда его могут либо задержать, либо потом опознать.

* Стоит также знать если не приемы ру копашного боя, то хотя бы болевые точки.

Например, под коленной чашечкой, а также на голени есть точки, которые вы зывают

просто адскую боль, когда по ней ударить. Особенно, если у дар нанесен острым носком

туфли. Если пытается напасть мужчина, то естестве нно, можно ударить в пах, желательно

коленкой - после этого у него уже мыслей о нападении не останется

Учитель . Как правило, жертвами престу пников становятся девушки и женщины.

❖ Не ходить в позднее время в одиночку, находиться на улице в компании дру зей, не

❖ Уходя из дома, позаботьтесь о том, чтобы родители знали, ку да вы направляетесь и

❖ Возвращаясь с работы или учебы, отметьте для себя попу тные места, где вам

смогут оказать помощь, где вы сможете укрыться: офисы, магазины, которые

работают допоздна, дома, в которых люди поздно ложатся спать.

❖ Направляясь куда бы то ни было, не поленитесь бросить в сум очк у лак для волос,

дезодорант, или, что будет еще действеннее, ку пите баллончик с перцовой

вытяжкой. Струя, направленная в глаза нападающему , вызовет шок.

Лучше всего, конечно, вовремя убежать. На всякий случай можно закричать,

Если же убежать не у дается, попроб у йте быстро сориентироваться, чего же х очет от

вас напавший: то ли это вооруженный грабитель, то ли убийца, насильник. В первом

случае следует без вс якого сопроти вления расстаться с деньгами и прочим. А во втором -

попытаться вывести напавшего из строя. Нижеследующие советы имеют в виду именно

этот, крайний, вариант. И использовать их следуе т только как последнее средство.

Иванченкова О. Б., у читель русского я зыка и литерату ры ГБОУ города Москвы «Инженерно -

Защищаться лучше всего каким - либо предметом. Предположим, у вас в руках зонтик

с острым наконечником. Держите его обеими рукам и и делайте выпады, к ак при

штыковой атаке, целя в лицо или живот напавшего. Удары ну жно наносить без

предупреждения, решительно и изо всей силы. Бу дьте готовы повторить атаку или

применить еще какой - нибудь прием, если первого удара оказалось недостаточно. Кричите

при этом изо всей мочи и продолжайте драться, пока напавший на вас человек не у падет

Если на вас напали сзади, обхватив шею обеими ру ками, слегка изогните т у ловище,

крепко сожмите кулак правой ру ки (или левой, если вы левша), поднимите ее и с силой

отведите назад, стараясь попасть локтем в солнечное сплетение нападающего. Этого у дара

часто бывает достаточно, чтобы заставить его отпустить захват и вырваться из его ру к.

Если удара локтем в живот не хватило для того, чтобы престу пник ослабил свою

хватку, приподнимите ногу и, согну в ее в колене, оп ус тите на кость передней части

голени ноги напавшего так, чтобы ваш острый каблу к (если он металлический - еще

лучше) проехал до самого низа и вонзился в его ступню. Каблу к - шпилька под тяжестью

вашего тела оказывает давление примерно в три четверти тонны на ква дратный

По данным Всемирного общества з ащиты животных , из 500 млн соба к, живущих в мире,

до 75 % являются бездомными. Свободное обитание на у лицах городов собак очень

опасно для челове ка, с обираясь в стаи, они часто н ападают н а прохожих . Таку ю же

опасность представляют и собаки бой цовских пород (те рьеры бу ль типа), которы х не

К огда собака нападает с лаем, опасность, как правило, невелика. Она вас просто

пугает, п рогоняя со своей территории. Не исклю чено, ч то она может у к усить, но

только когда вы повернетесь к ней спиной или бок ом и отведете от н ее взгля д. Не

делайте ни того, н и др угого. Не отводя взгляда от глаз собаки, не спеша и не делая

Бег ущая на вас молча или с рычанием собака атакует. Если поз воляют время и

обстановка, заберитесь куда - нибудь повыше и ли воспольз уйтесь бли жайшей

калиткой. Если есть водоем, зайди те в вод у. Даже если он неглубок и собака

попытается добрать ся до вас вброд, встретьте ее брызгами воды. Т ам, где соб аке

придется добираться до вас вплавь, - вы в безопасности.

Если нек уда спрятаться, бросьте горсть земли (по возможности с наименьшего

расстояния) в глаза и в пасть приближающейся с обаке.

К огда невозможно избежать кон такта с животн ым, приготовьтесь к защите.

Никогда не кричите бесцельно, особенно испуганным голосом. Не размах ивайте

руками и н е с уетитесь! Крик и нервозность еще больше возб удят собаку. Из

подручных средств можете воспользоваться палкой, ящиком, коробкой, верхней

Читайте также: