Как называют граждан афин

Обновлено: 04.07.2024

Основа Афинского общества - античная собственность, для которой характерен дуализм, т. с. сосуществование частной и общественной (государственной) собственности. Общественная собственность - это серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, удовлетворяла не только общегосударственные нужды, но и объединяла всех полноправных граждан в единый слой рабовладельцев. Доходы от нее распределялись поровну.

· Полноправные афинские граждане

· Метеки (иностранцы, живущие в Афинах)

Граждане Афин

Рекомендуемые файлы

В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т. е. в 20 лет. юноша становится полноправным гражданином.

С 20 лет - гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с .30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества - ЛЕТУРГИИ:

1. ХОРЕГИЯ - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров.

2. ГИМНАСИАРХИЯ - устройство гимнастических игр и состязаний

3. ТРИЕРАРХИЯ - снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности.

Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций.

С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИИ (колонии - поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.)

Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н. э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин, составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения.

Итог: идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно, к этому надо быть готовым.

Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством.

Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами.

В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства:

· Рождение от рабыни

· По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства)

Рабы: государственные, частные

Государственные рабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов.

Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего, и тот мог продаваться другому господину.

Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде - господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник).

В лекции "7 Средства для наркоза" также много полезной информации.

Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию.

Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб - вольноотпущенник и попадал под двойную власть:

1. государство надзирает та ним как за метеком

2. бывший господин - патрон вольноотпущенника.

traveller-eu Обсудить

Афины (Греция) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Афин с описанием, путеводители и карты.

Город Афины (Греция)

Афины - столица Греции и центр исторической области Аттика. Являются крупнейшим городом страны, её экономическим и культурным центром. Афины - один из самых значительных древнегреческих полисов и символ западной цивилизации. Это город, который многие считают колыбелью европейской культуры и науки. Здесь жили и творили Сократ, Платон, Аристотель, Софокл, Еврипид. Город назван в честь богини мудрости Афины и известен своим Акрополем, который является одним из самых захватывающих древних руин в мире с поразительными артефактами времён Древней Греции.

Афины - не просто реликвия прошлого. Это оживлённая, динамичная и современная столица. Облик города был сформирован тысячелетиями истории и несколькими древними великими цивилизациями. Здесь можно найти достопримечательности времён Древней Греции и Римской империи, ослепительные византийские церкви и очаровательные исторические районы, которые всё ещё сохраняют замечательную деревенскую атмосферу.

Содержание

Путеводители: Греция

География и климат

Афины расположены в южной части Греции на берегу залива Сароникос Эгейского моря. Город находится на Афинской равнине и окружён горами Эгалео, Парнис, Пенделикон и Имитос. Такие особенности рельефа нередко становятся причиной смога и загрязнения атмосферы. Через Афины протекают реки Кифисос, Илисос и Пикродафни.

Афины вечером

Афины вечером

Климат - субтропический полупустынный. Он характеризуется жарким и сухим летом. Зима достаточно тёплая с очень редкими отрицательными температурами. За год в Афинах выпадает всего 400 мм осадков, большая часть которых приходится на период с ноября по март. Самым комфортным временем для посещения Афин является весна, когда обычно держится отличная тёплая погода.

Информация для туристов

  1. Население - более 3 млн человек (агломерация - более 5 млн человек).
  2. Площадь - 412 км².
  3. Валюта - евро.
  4. Виза - шенгенская.
  5. Язык - греческий.
  6. Время - UTC +2, летом +3.
  7. Крупные торговые центры: Athens Metro (90 магазинов) и Athens Heart (80 магазинов).
  8. Главные торговые районы: Плака, Колонаки и Монастираки.
  9. Афины славятся отличной греческой кухней. Популярная уличная еда: гирос (греческая шаурма), сувлаки (жареные шашлычки в лаваше с томатами и луком), тиропита (сырный пирог).
  10. Отличную рыбу и морепродукты можно попробовать в порту Pireas.
  11. Клубы и бары сосредоточены в прибрежной зоне, в районе Плака, Kerameikos и севернее улицы Ermou.
  12. Несмотря на то, что Афины считаются безопасным городом, мошенничество и кражи происходят довольно часто. Будьте бдительны и следите за своими вещами.
  13. Лучшие районы для проживания: Плака, Монастираки, Синтагматос, Кукаки.

История

Афины - один из древнейших городов Греции, который был основан в седьмом тысячелетии до н.э. Есть миф, почему покровителем была выбрана богиня Афина. Первый афинский царь Кекроп предложил двум богам (Афине и Посейдону) поспорить за покровительство над новым городом. Для этого нужно было принести царю дар. Посейдон ударил трезубцем и из земли забил источник, но вода в нём оказалась солёной. Афина ударила своим копьём и из земли выросло оливковое дерево. Подарок Афины Кекропу понравился больше.

Расцвет Афин пришёлся на 5 век до н.э. В этот период город был одним из важнейших и самых могущественных полисов Древней Греции наряду со Спартой. Здесь процветала философия и культура, а политическим строем была демократия. Во второй половине 5 века до н.э. наступил золотой век Перикла - период наибольшего расцвета, во время которого был построен Акрополь и Парфенон.

Афины

Афины

Расцвет Афин длился недолго. После Пелопоннесской войны город утратил свои позиции и в эллинистическую эпоху был подчинён Македонией. В 146 году до н. э. Афины стали союзником Рима, но примкнули во время восстания к его противникам. В 86 году до н.э. город был разграблен римлянами и включён в состав Римской империи. В 3 веке н.э. Афины пришли в упадок.

После распада Римской империи город стал частью Византии, а официальной религией стало христианство. В Средневековье Афины утратили свои позиции и превратились в обычный провинциальный город. В 1458 году город был включён в состав Османской империи. В 17-19 веках Афины находились на рубеже военных конфликтов между Османской империей и другими странами. Во время войн были разрушены многие античные памятники и исторические районы. В 1687 году артиллерия Венецианской республики повредила Парфенон.

Парфенон

Парфенон

В 1833 году Афины была объявлены столицей Королевства Греция. В конце 19 века активизировались археологические раскопки и исследования. Во Вторую мировую войну город был оккупирован немецкими войсками.

Как добраться

Аэропорт Афин расположен к востоку от центра города и является крупнейшим в Греции. Из аэропорта в город можно добраться на метро (до площади Синтагматос и Монастираки) или на автобусах X93, X96 и X97. Железнодорожный транспорт в Греции не самый развитый. Фактически к Афинам подходит две железнодорожные линии: одна ведёт на юг в Пелопонесс, другая - на север в Салоники.

Афины

Афины

Общественный транспорт Афин представлен метро, пригородными поездами, трамваями, троллейбусами и автобусами. На всех видах транспорта действует единый билет. Метро имеет три линии: М1 (зелёная) - соединяет порт и северные пригорода через центр города, М2 (красная) - соединяет западные и южные Афины, М3 (синяя) - соединяет юго-западные пригороды с северными пригородами и аэропортом.

Достопримечательности

Самой известной достопримечательностью Афин является священный холм - Акрополь. Здесь расположены поразительные античные руины древних храмов, которые символизируют расцвет греческой цивилизации.

Акрополь

Акрополь

Акрополь имеет высоту 156 метров и заметен почти отовсюду. В древности здесь располагался царский дворец, величественные храмы богам, предметы культа и многочисленные скульптуры. Большинство главных сооружений Акрополя были построены в эпоху правления Перикла (5 век до н.э.) в период расцвета Афин.

Парфенон

Парфенон

Самой известной достопримечательностью Акрополя является великолепный Парфенон, который, несмотря на время, является одним из самых хорошо сохранившихся древнегреческих сооружений Афин. Парфенон считается крупнейшим храмом классического периода Древней Греции и посвящён Афродите. Он был завершён в 438 году до н.э. Храм известен монументальными дорическими колоннами и был украшен многочисленными скульптурами.

Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос

Среди древних руин Акрополя выделяется храм Ники Аптерос, построенный в 427—424 годах до н.э. и посвящённый Афине-Победительнице, пропилеи (главный вход, образованный колоннами и портиками), Эрехтейон, храм построенный между 421—406 годами до н.э. и посвящённый Афине, Посейдону и царю Эрехтею.

План Акрополя

План Акрополя

Все сооружения и руины Акрополя:

  1. Парфенон.
  2. Гекатомпедон.
  3. Эрехтейон.
  4. Статуя Афины Промахос.
  5. Пропилеи.
  6. Храм Ники Аптерос.
  7. Элевсинион.
  8. Бравронейон.
  9. Халькотека.
  10. Пандросейон.
  11. Аррефорион.
  12. Афинский алтарь.
  13. Святилище Зевса Полиея.
  14. Святилище Пандиона.
  15. Одеон Герода Аттического.
  16. Стоя Эвмена.
  17. Асклепион.
  18. Театр Диониса.
  19. Одеон Перикла.
  20. Теменос Диониса.
  21. Святилище Аглавры.

В 300 метрах расположен музей Акрополя, который является одним из самых важных современных зданий Афин и построен из стали, стекла и бетона. Здесь хранятся бесценные находки и древности, которые нашли здесь при раскопках.

Храм Зевса Олимпийского или Олимпион

Храм Зевса Олимпийского или Олимпион

От Акрополя в город ведёт археологический путь, на котором можно увидеть другие древности Афин, которые относятся к разным периодам и культурам. Так, у подножия холма, расположены руины Олимпиона, храма посвящённого Зевсу. Это было самое большое сооружение Древней Греции. Его начали строить в 6 веке до н.э. и закончили только во 2 веке н.э. при римском императоре Адриане. Более сотни огромных мраморных колонн когда-то поддерживали грандиозное святилище. До нашего времени сохранилось всего 15 из них.

Театр Диониса

Театр Диониса

Театр Диониса расположен на южной стороне Акрополя и считается древнейшим сооружением такого типа в Греции. На этой сцене были представлены многие из самых известных древнегреческих комедий и трагедий. Театр, первоначально построенный как храм, датируется 6 веком до н.э. Он был посвящен Дионису, богу веселья и вина, и мог вмещать 17 000 человек.

Римская Агора

Римская Агора

Древняя Агора была рынком и центром повседневной жизни в древних Афинах. Большинство сохранившихся руин относятся к римскому периоду и датируются 1 веком н.э. Агора была окружена колоннадами и колоннами. Здесь также проводились спортивные мероприятия и театральные представления. Восточнее расположена 12-метровая башня Ветра.

Отличный вид на Агору открывается с северной стены Акрополя.

Ворота Адриана

Арка Адриана

Арка Адриана была построена в 131 году н.э. и символизирует вход в древний город. Недалеко от западного склона Акрополя расположен холм Пникс. Здесь граждане Афин могли реализовать свои демократические права. К юго-западу от афинского Акрополя расположен холм Филопаппа, который был известен как холм Муз и сохранил несколько древних руин. Также здесь расположена крошечная византийская часовня 12-го века с фресками 18 века.

Плака

Плака

Ядром исторического центра Афин является район Плака, расположенный на восточной стороне Акрополя. Этот район был заселён с древнейших времён. Сейчас он представляет собой лабиринт узких цветущих живописных улочек с традиционными домами 19 века. Плака славится своей провинциальной атмосферой (иногда даже не верится, что это центр шумного мегаполиса), симпатичными ресторанчиками и историческими церквями.

Площадь Монастираки

Площадь Монастираки

От Плаки афинские улочки приведут на площадь Монастираки, которая является одной из центральных площадей старых Афин с узкими улочками и небольшими зданиями. На площади проводится традиционный базар (Yousouroum). Монастираки является популярным торговым районом, где расположено более 2000 самых разнообразных магазинов.

Анафиотика

Анафиотика

Анафиотика - еще один атмосферный деревенский квартал Афин, расположенный к северу от Акрополя. Здесь туристы могут насладиться традиционной греческой едой и прогулкой по извилистым улочкам в кикладском стиле. Анафиотика была построена в 60-х годах 19 века.

Одеон Герода

Одеон Герода

Одеон Герода - древнеримский театр, построенный во 2 столетии н.э. на крутых склонах Акрополя Геродом Аттиком в память о своей жене. Театр вмещал 6000 зрителей и был восстановлен в 1950-х годах.

Олимпийский стадион

Олимпийский стадион

Олимпийский стадион был построен в 19 веке для первой современной Олимпиады. Он вмещает 50 000 зрителей и является крупнейшим спортивным сооружением, выполненном полностью из мрамора. Первый стадион на этом месте был построен в 3 веке до н.э. и перестроен в 144 году. В древние времена на стадионе проводился религиозный фестиваль, посвященный богине Афине каждые четыре года.

Церковь Богородицы Капникареи

Церковь Богородицы Капникареи

Церковь Богородицы Капникареи - великолепный пример византийской архитектуры 11-го века. Церковь расположена на одной из центральных улиц Афин - Эрму.

Церковь Святых Апостолов

Церковь Святых Апостолов

Церковь Святых Апостолов - религиозное сооружение 10-го века на месте древней Агоры, построенное в типичном византийском стиле. Внутри купол украшен оригинальными фресками. Также сохранилась значительная часть древнего иконостаса 11-го века.

Площадь Синтагматос

Площадь Синтагматос

Площадь Синтагматос - центральная площадь современных Афин. Перед зданием греческого парламента стоит президентская гвардия в национальных костюмах. Смена гвардии происходит перед монументом Неизвестному солдату в 11 утра ежедневно.


Афины (греч. Αθήνα) - столица Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Располагается в Центральной Греции и является экономическим, культурным и административным центром страны. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю; в классический период (V век до н. э.) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы; политическим строем древних Афин была демократия.

Территория Афинской агломерации - 412 кв.км. Эта территория окружена горами: Эгалео (Αιγάλεω), Парнита (Πάρνηθα), Пендели (Πεντέλη) и Имито (Υμηττό). Общая численность населения составляет 1/3 от общей численности населения Греции и составляет, в соответствии с переписью 2001 года, 3 361 806 человек. Таким образом на 1 кв.км. приходится 8 160 человек. Высота центра города над уровнем моря составляет 20 метров, в то время как рельеф территории города очень разнообразен, с равнинами и горами.


Название города

Из мифологии известно, что имя богини мудрости - Афины - город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Известно, что первый царь Афин Кекроп (Κέκροπας), который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто будет покровителем города. Два бога - Афина и Посейдон - должны были сделать подарок Кекропу, и тот, кто сделает лучший подарок, становился покровителем города.

Тогда, перед Кекропом, первым ударил своим трезубцем Посейдон, и тотчас из земли забил источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там нужна, но она оказалась морской, солёной. После же удара Афины из земли выросло маленькое оливковое дерево. Кекроп был впечатлён подарком Афины и выбрал её в качестве покровителя города. Таким образом Афины и взяли имя великой богини. Но так как Кекроп не выбрал Посейдона, в Афинах стало не хватать воды. Эта нехватка чувствуется и по сей день.

Другая версия гласит: слово Афины (Αθήνα) произошло от слова Афон (άθος), что созвучно со словом цветок (άνθος).

История

Философские школы были закрыты в 529 году императором Византийской империи Юстинианом I. За 200 лет до этого в Византийской империи христианство было назначено официальной религией. Афины потеряли былое величие и превратились в провинциальный город. Между XIII и XV веком на город претендуют византийские, французские и итальянские рыцари из Латинской империи. В 1458 году турки захватили город и он стал частью Оттоманской империи. Население города сократилось в связи с ухудшением условий жизни после падения империи. Многие районы города (в том числе и старинные здания) были уничтожены в течение XVII-XIX веков, а город контролировали несколько группировок.

Афины были почти заброшены и необитаемы, когда они стали столицей нового Греческого Королевства в 1833 году. В последующие десятилетия Афины развивались и стали современным городом. Следующим этапом было расширение в 1923 году после Малоазиатской катастрофы, когда были созданы многие районы, главным образом хаотично, беженцами из Малой Азии. Во время Второй мировой войны город был захвачен немцами. После войны город вновь рос, особенно в 1960-е годы, когда произошёл бум в строительстве, и было возведено множество бетонных коробок на окраинах города.

Вступление Греции в Европейский союз принесло новые инвестиции в город, а вместе с тем проблемы с автомобильным движением и загрязнение атмосферы.

В истории Афин имели место и многие другие события. Это события 3 сентября 1863 года. Город был центром многих движений, в том числе освободительное движение во время Второй мировой войны. Также переворот 21 апреля 1967 года и события 1974 года, когда пала военная хунта и восстановился демократический режим в Греции.

Рельеф

Афины расположены на центральной равнине Аттики, так называемом бассейне, который окружен горой Эгалео (Αιγάλεω) с запада, горой Парнита (Πάρνηθας) с севера, горой Пендели (Πεντέλη) с северо-востока и горой Имито с востока и омывается заливом Сароникос с юго-запада. Поскольку Афины заняли всю равнину, в дальнейшем им будет очень сложно продолжать рост территории из-за естественных границ. Тем не менее, постоянно расширяются пригороды на окраинах городах, и сегодня Паллини (Παλλήνη), город на востоке Аттики и является восточной окраиной города, Айос-Стефанос (Άγιος Στέφανος) - северо-восточная окраина, Ахарне (Αχαρνές) - северная, Льосия (Λιόσια) - северо-западная окраина, Мосхато (Μοσχάτο) - западная и Варкиза (Βάρκιζα) - южная окраина Афин. Город разделен рекой Кифисос (Κηφισός), которая стекает с массива Пендели-Парнита, впадает в фалерскую бухту залива Сароникос и отделяет Пирей от остальной части Афин. Особенности местности и размещения Афин нередко вызывают эффект температурной инверсии, который отвечает за повышенное загрязнение атмосферы. Лос-Анджелес имеет аналогичное расположение и интенсивность движения, что приводит к таким же проблемам. Почва каменистая и малоплодородная, состоит из афинского сланца и известняка. Сейчас в Афинах протекают три реки:Кифисос, Пикродафни и Эридан.

Афины

Население Афин вместе с пригородами составляет около 3,7 млн человек (а также примерно 500 000 непостоянно проживающих иммигрантов). Это больше трети населения всей Греции.

Центр Древних Афин располагался вокруг Акрополя (Ακροπόλης), занимал районы Тисио (Θησείο) и Плака (Πλάκα). Эти районы сегодня являются туристическим центром города, вместе с площадью Синтагма (Σύνταγμα), районом Колонаки (Κολωνάκι) и холмом Ликавит (Λυκαβηττός). Площадь Монастираки (Μοναστηράκι) является крупнейшим торговым районом города и центром туризма. Центром современного города является площадь Синтагма (Σύνταγμα), где расположены старый королевский дворец, парламент и многие здания XIX века. В течение 3 лет после Второй мировой войны здесь было построено большое количество многоэтажных зданий, которые составляют современную картину города.

Административное деление Афин


Название Афины может быть отнесено к:

городу Афины, который занимает центр Афин, известный как зона А, разделённый на 7 муниципальных округов, а именно - центр города и районы муниципалитета;
номархии Афины, которая включает в себя центр города и ближайшие пригороды (зоны Α, Β, Γ, Δ);
городу Афины, известному как Афинская конурбация и включающему муниципалитеты в номархии Афин и номархии Пирея (зоны Α, Β, Γ, Δ, Σ, ΣΤ), а также некоторые муниципалитеты номархий Восточной и Западной Аттики;
метрополии города Афины, административному центру Греции, который занимает всю Аттику (зоны Α, Β, Γ, Δ, Σ, ΣΤ, Ζ).

В настоящее время Афины разделены на 7 муниципальных округов, нумерующихся с 1-го по 7-й:
1-й муниципальный район включает в себя центр города и так называемый торговый треугольник (Στάδιο-Ομόνοια-Πλάκα);
2-й муниципальный район включает в себя юго-восточные кварталы от Νέο Κόσμο до Στάδιο;
3-й муниципальный округ включает в себя юго-западные кварталы (Αστεροσκοπείου, Πετραλώνων και Θησείου);
4-й муниципальный округ включает в себя южные кварталы (Κολωνού, Ακαδημίας Πλάτωνος, Σεπόλια μέχρι Πατήσια);
5-й муниципальный округ включает в себя северо-западные кварталы до Προμπονά;
6-й муниципальный округ включает в себя север центральных кварталов (Πατήσια Κυψέλη);
7-й муниципальный округ включает в себя северо-восточные кварталы (Αμπελόκηποι, Ερυθρός).

Во всех вышеперечисленных округах имеются свои представительства власти и всех политических партий.

Знаменитые граждане Афин

Тесей - один из первых древних царей Афин в XIII в. до н. э., фактический основатель города
Мильтиад Младший - полководец V в. до н. э., победитель персов в битве при Марафоне;
Фемистокл - полководец V в. до н. э., победитель персов в битве при Саламине;;
Перикл - общественный деятель и руководитель Афин в V в. до н. э.;
Солон - законодатель и поэт начала VI в. до н. э., один из семи мудрецов;
Сократ - философ конца V в. до н. э., основатель сократических школ в философии;
Платон - философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля;


Транспортная инфраструктура

Система общественного транспорта в Афинах состоит из троллейбусов, автобусов, а также рельсового транспорта (метро, пригородные электропоезда и трамваи).

Афинское метро одно из наиболее современных в мире на сегодняшний день. Оно состоит из трех линий, которые на картах обозначаются разными цветами. Зелёная линия старейшая в современном метрополитене, и используется для связи Пирея и Киффисии, через центр Афин. Две другие линии строились в 90-х годах, и были запущены в 2000 году. Эти линии проходят исключительно под землей, на глубине 20 м и средней ширине туннеля 9 метров. Синяя линия соединяет Эгалео (Αιγάλεω) с аэропортом, а красная соединяет Айо-Димитрио (Άγιο Δημήτριο) с Перистери (Περιστέρι).

Автобусный парк состоит из автобусов с двигателями внутреннего сгорания (дизельное топливо и газ), а также троллейбусов. Новая трамвайная линия соединяет центр Афин (площадь Синтагма) с Глифадой и Нео Фалиро двумя линиями.

На гору Ликавиттос можно подняться на фуникулёре, трасса которого проходит внутри холма. Он работает с 8.45 до 0.45 в летнее время (кр. четверга, когда часы работы с 10.45 до 0.45) и с 8.45 до 0.15 зимой (кр. четверга, когда часы работы с 10.45 до 0.15).

В Афинах функционирует множество такси (жёлтого цвета), которые помогают разгрузить общественный транспорт. Афинское такси дешевле чем в других странах, но предоставляет услуги более низкого качества.

Аэропорт находится к востоку от Афин, около Спаты и связан с городом автодорогой и железнодорожной линией.

Две автомобильные дороги в Афинах: Афины - Патры (GR-8A, E65/E94) и Афины - Салоники (GR1, E75), а также внешнее кольцо (Αττική Οδός), которое связывает эти дороги, начинаясь у Элефсиса (Ελευσίνα) и заканчивая у международного аэропорта.


Достопримечательности эпохи Древней Греции и Древнего Рима

Акрополь
Башня Ветров
Театр Диониса
Ликавит
Одеон Герода Аттика
Афинская агора
Храм Зевса Олимпийского
Ареопаг
Стоя Аттала
Библиотека Адриана
Храм Гефеста

Музеи и общественные здания

В Афинах дважды проходили летние Олимпийские игры - в 1896 и 2004 годах. Также здесь прошли неофициальные Олимпийские игры 1906, которые проводились без согласия Международного олимпийского комитета и не считаются официальными соревнованиями.

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V–IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения.

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина.

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18–летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Народное собрание в Афинах

Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними. На Народном собрании избирались должностные лица, магистраты Афинского государства, обсуждались отчеты после их годичного управления, решались дела по продовольственному снабжению города, контролировались сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников, утверждались наиболее крупные завещания. Оно осуществляло контроль за воспитанием юношей, готовящихся к получению гражданских прав. В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм, т. е. изгнание на 10 лет всякого лица, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй.

Важнейшим делом Народного собрания было обсуждение и утверждение государственного бюджета, дарование прав гражданства иностранцам, хотя это случалось крайне редко. Оно выступало не только в качестве законодательного органа своего государства, но и контролировало ситуацию в сферах управления и администрации.

Народное собрание в Афинах собиралось в строго определенные сроки: раз в 9 дней или 4 раза в 36 дней, а вся годовая деятельность состояла из 10 циклов. Чтобы упорядочить работу Народного собрания, на каждое из них выносились свои важные вопросы. Скажем, на первом обсуждались военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проводилась проверка правильности избрания соответствующих магистратов. На втором — рассматривались ходатайства по личным и общественным делам и т. д. Повестка дня предварительно готовилась и обсуждалась Советом, председатели собрания избирались на один день по жребию.

Остатки с именами Фемистокла и Кимона

Участвовать в работе Народного собрания имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный, однако не все бедняки могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда целый день. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Чтобы привлечь к работе Народного собрания самый низший слой афинского гражданства, в начале IV века до н. э. был принят закон (по предложению Агиррия), устанавливающий вознаграждение за посещение Народного собрания в размере 3 оболов, средней заработной платы афинского ремесленника в день.

Однако, несмотря на принятые меры, далеко не все лица, имевшие гражданские права, могли принять участие в его работе. Ведь многие граждане жили вдали от Афин, где-нибудь в Элевсине, Марафоне или на мысе Суний, на островах, например Лемносе, Имбросе или Скиросе, и им было трудно приезжать в Афины. Обычно завсегдатаями народных собраний были граждане, проживающие в Афинах, Пирее или их окрестностях, так что из общего количества граждан 30–40 тыс. обычно в народных собраниях присутствовало около 3–5 тыс. человек. Вот почему для решения особо важных дел, например для проведения остракизма, требовалось наличие кворума хотя бы в 6 тыс. человек, и это количество собиралось не без труда.

Совет 500 и Ареопаг

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Прежде всего готовилась повестка дня собраний, обсуждались проекты возможных решений (включая проекты мирных договоров), бюджет, вопросы снабжения продовольствием и военным снаряжением, осуществлялась проверка законности избрания должностных лиц и их распоряжений. Совет следил за постройкой боевых кораблей и строительством общественных зданий. Широкий круг обсуждаемых вопросов делал необходимым его ежедневные заседания. Члены Совета получали жалованье в размере 5—б оболов, т. е. в два раза больше, чем за посещение Народного собрания.

Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг — один из древнейших органов государственного управления в Афинах, его следы восходят к IX–VIII вв. до н. э., к совету родовых владык.

Выборные должностные лица

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов (Первого Афинского морского союза в V в. до н. э. и Второго Афинского морского союза в IV в. до н. э.). В Афинах проживало многочисленное население, шла насыщенная различными событиями жизнь. Это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н. э. Компетенция архонтов была довольно широкой: по имени первого архонта назывался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии и празднества, определяли порядок рассмотрения многочисленных судебных дел как частного, так и государственного порядка, включая дарование гражданских прав или обвинения в ниспровержении государственного строя.

Одной из самых авторитетных правительственных коллегий в Афинах была коллегия 10 стратегов. Стратеги возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали им во время военных действий, возглавляли гарнизоны. Стратеги отвечали за военное финансирование, они же распоряжались захваченной добычей. В условиях постоянных войн в V–IV вв. до н. э. коллегия стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а наиболее крупные политические деятели Афинского государства занимали именно пост стратега, а не архонта. В руководстве военными делами стратегам помогали и другие выборные лица: 10 таксиархов, командовавших гоплитскими контингентами, 2 гиппарха — командиры конницы, 10 филархов — командиров более мелких отрядов конницы. На все эти военные должности подбирались граждане, обнаружившие способности к военному делу, получившие специальную подготовку. Они избирались открытым голосованием, в то время как на все гражданские должности назначали по жребию. Открытое голосование должно было исключить риск выбора на ответственную военную должность человека некомпетентного или не способного к командованию.

В органы управления входили и многочисленные финансовые коллегии, и это понятно: в условиях интенсивной хозяйственной жизни и активной государственной политики составление бюджета, финансирование многочисленных мероприятий имело особое значение. Финансовое обеспечение афинского войска занимало очень большое место в деятельности стратегов. В системе афинской демократии существовало несколько специальных коллегий, руководивших разными сторонами финансовой деятельности. Так, хранителями всей государственной казны были 10 казначеев богини Афины; главной заботой 10 полетов был контроль за поступлениями в казну (от сдачи в аренду государственных имуществ до получения налоговых сумм и других поступлений); 10 аподектов отмечали в списках все поступления в казну и выдавали должностным лицам положенные им суммы; 10 логистов регулярно проверяли финансовую отчетность должностных лиц. Нужно сказать, что учреждение нескольких финансовых коллегий, контролирующих друг друга, было и эффективным способом борьбы с казнокрадством и другими финансовыми злоупотреблениями должностных лиц. Такая система если не исключала целиком, то сводила к минимуму коррупцию, возможность хищения государственных средств.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, 10 ситофилаков, хлебных надзирателей, постоянно следили за ценами на хлеб (о важности этой коллегии говорит тот факт, что в середине IV в. до н. э. число ее членов увеличилось с 10 до 35: 20 вели наблюдение за хлебной торговлей в Афинах, а 15—в Пирее.) Полицейские функции, включая надзор за тюрьмами, приведение в исполнение смертных и других приговоров, осуществляла коллегия из 11 членов. В их распоряжении находился отряд из 300 государственных рабов, вооруженных луками, которых называли скифскими стрелками (хотя там могли быть рабы и других народностей). Избирались и другие коллегии должностных лиц. По словам Аристотеля, ежегодно в коллегии избиралось в Афинах до 700 различных должностных лиц.

Окрестности Афин

Цифрами на картинке обозначены: 1. Храм Зевса, 2. Пирейские ворота, 3. Священные ворота, 4. Ахарнские ворота, 5. Северо-восточные ворота, 6. Ворота Диохара, 7. Ворота Диомея, 8. Мелитские ворота, 9. Морские ворота, 10. Южные ворота, 11. Олимпий, 12. Гробница Гармодия и Аристогитона, 13. Гробница Перикла

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась. В Афинах была принята демократическая процедура избрания: кроме военных магистратур кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов, включая и граждан — бедняков. За отправление магистратур назначалась плата в размере дневного заработка ремесленника или несколько выше (от 3 до 5 оболов), что обеспечивало реальные условия для участия в управлении граждан низшего имущественного разряда. Так как повторное переизбрание исключалось, а коллегии были многочисленными, то практически каждый гражданин мог быть избран на одну или несколько должностей и тем самым принять прямое участие в государственном управлении своего полиса.

Суд присяжных — гелиея

Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных — гелиея. По преданию, она была создана еще во времена Солона, на рубеже VII–VI вв. до н. э. Роль гелиеи в V–IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно высоким. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными). Большое число членов всей гелиеи и отдельных палат можно объяснить как обилием различных судебных дел в таком большом и многолюдном городе, как Афины, так и стремлением предотвратить подкуп судей (подкупить большое число судей трудно, к тому же афиняне распределяли судебные дела между палатами по жребию). Некоторые особо важные дела рассматривались на объединенном заседании нескольких (до трех) палат. Гелиея была высшим судебным органом Афин, и потому ее компетенция была очень широка. В сущности говоря, гелиея разгружала Народное собрание от судебных дел и тем самым как бы дополняла его.

Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов — защитников, как в судах нового и новейшего времени. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление соответствующему магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование, передавал дело в суд и председательствовал при его разборе в соответствующей палате. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу; самыми суровыми были приговоры к изгнанию или смертной казни, лишению гражданских прав.

Тщательно разработанная процедура судебного процесса, большое число опытных судей, продуманные меры против подкупа делали афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. В нашем распоряжении нет данных о несправедливых решениях афинских судов, о злоупотреблениях или судебном произволе. Напротив, даже политические противники афинской демократии были вынуждены отдать должное объективности и компетентности афинских судов. Каждый гражданин Афин в течение своей жизни независимо от своего имущественного положения мог стать членом гелиеи и применить свои способности в различных судебных разбирательствах.

1. Храм Гефеста, 2. Храм Афродиты Урании, 3. Храм Артемиды Аристобулы, 4. Святилище Геракла, 5. Святилище Аполлона Пифийского, 6. Святилище Аполлона Пифийского, 7. Колодец "9 труб", 8. "Пестрый портик", 9. Одеон Перикла, 10. Театр Диониса, 11. Гелиэя, 12. Большой портик, 13. Портик Гермеса, 14. Булевторий, 15. Святилище Кодра, 16. Храм Диониса Элевтера

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности. Такая система отчетности была необходима потому, что частая сменяемость (через год) должностных лиц могла вести к безответственности, коррупции и злоупотреблениям служебным положением.

В целом же афинская демократия в V–IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Читайте также: