Как называют часть трудоспособного населения занятую в материальном производстве

Обновлено: 28.06.2024

В общей численности населения выделяют кате­горию трудоспособного населения, к которому относят людей старше 16 лет. Трудоспо­собное население делится на две части: включаемых в численность рабочей силы (L) и не включаемых в численность рабочей силы (NL).

К категории не включаемых в численность рабо­чей силыотносятся люди, не занятые в обществен­ном производстве и не стремящиеся получить рабо­ту. В эту категорию попадают люди:

во-первых, находящиеся на содержании государ­ственных институтов и поэтому называемые инсти­туциональным населением, которые исключаются из численности рабочей силы автоматически, так как не считаются потенциальными компонентами рабо­чей силы:

отбывающие срок заключения в тюрьмах,

находящиеся в психиатрических лечебницах,

во-вторых, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают это­го в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и ра­боту не ищут:

студенты дневного отделения (поскольку должны учиться);

вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья — поскольку либо уже отработали свое, либо больше не могут работать);

домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд);

бродяги (поскольку просто не хотят работать);

люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому прекратив­шие поиск (поскольку отчаявшиеся найти работу учитываются в численно­сти не включаемых в рабочую силу, а не в численности безработных, несмо­тря на то, что они хотели бы трудиться, то их наличие в экономике занижа­ет официальный показатель уровня безработицы).

К категории включаемых в численность рабочей силыотносят людей, ко­торые либо имеют место работы в общественном производстве, либо рабо­ты не имеют, но работать хотят и работу активно ищут. Поэтому общая численность рабочей силы делится на две части:

безработные(unemployed — U) — это люди трудоспособного возраста, не имеющие работы, но активно ее ищущие, т.е. предпринимающие специальные усилия по поиску работы и готовые приступить к работе немедленно, или ожидающие начала трудовой деятельности с определенной даты. Поиск работы — главный критерий, отличающий безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна суммарной чис­ленности занятых и безработных:

(При этом военнослужащие, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно, если это не ого­варивается специально, рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели изменения количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу — это показа­тели потоков. Между этими категориями постоянно происходят перемеще­ния.

Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Неко­торая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (кто-то выходит на пенсию, кто-то становится домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в обществен­ном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщи­ны; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродя­ги). В условиях стабильной экономики (в состоянии равновесия) количество людей, теряющих работу, равно числу людей, находящих работу.




Показатели безработицы

Основным показателем безработицы является показатель уровня безра­ботицы. Уровень безработицы (и) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сум­ме количества занятых и безработных), выраженное в процентах:

u = илиu =

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе, который пред­ставляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Уровень участия в рабочейсиле =

и отражает долю трудоспособного населения, присутствующую на рынке труда.

Название предмета и класс: экономика, 11 класс.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • трудоспособное и нетрудоспособное население;
  • рабочая сила: занятые и безработные;
  • выбывшие из состава рабочей силы;
  • причины и типы безработицы (фрикционная, структурная, циклическая).

Глоссарий по теме: трудоспособное население, рабочая сила, занятые, безработные, выбывшие из состава рабочей силы, нетрудоспособное население, безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Население страны состоит из граждан, являющихся трудоспособными и нетрудоспособными.


Рисунок 1 – Структура занятости населения

Трудоспособное население – население трудоспособного возраста, который установлен законодательством страны: в России это женщины в возрасте от 16 до 55 лет, мужчины – от 16 до 60 лет. В отдельных случаях в Российской Федерации закон позволяет работать с 14 лет.

Нетрудоспособное население – население в нетрудоспособном возрасте, инвалиды и лица, находящиеся в институциональных учреждениях (например, тюрьма и т.п.).

К трудоспособным относятся граждане, которые формируют рабочую силу, и те, кто выбыл из неё.

Рабочая сила – это экономически активное население страны. В её состав входят занятые и безработные.

Занятыми считаются граждане, имеющие работу, в том числе если они работают даже неполный рабочий день.

Безработные – это люди, которые не имеют работу, стоят на учёте в центрах занятости и готовы приступить к подходящей работе в любой момент времени.

Выбывшие из состава рабочей силы – трудоспособные граждане, которые не отвечают признакам безработных: у них нет работы, но они и не ищут её или не готовы приступить к ней.

Безработица – ситуация, при которой часть экономически активного населения, имеющая желание работать, не может его реализовать.

В соответствии с причинами, различают три типа безработицы:

Рисунок 2 – Типы безработицы

Фрикционная безработица объясняется движением рабочей силы, какими-то собственными интересами людей (переезд в другое место, поиск лучшего места работы и т.п.).

Структурная безработица проявляется из-за изменений спроса на те или иные профессии (одни устаревают и становятся невостребованными, а другие – наоборот).

Циклическая безработица вызвана колебаниями деловой активности в экономике.

Резюме теоретической части

Трудоспособные – граждане трудоспособного возраста, который устанавливается законодательством.

Нетрудоспособные – граждане в нетрудоспособном возрасте, инвалиды и лица в институциональных учреждениях (тюрьмы и т. д.).

Занятые – граждане, имеющие работу, в том числе если они заняты неполный рабочий день.

Безработные – люди, не имеющие работу, состоящие на учёте в службе занятости, готовые приступить к работе в любое время.

Выбывшие из состава рабочей силы – трудоспособное население, которое не обладает признаками безработных.

Безработица – явление, когда часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите основные термины, которые вы вспомните или с которыми познакомитесь на уроке.


Рисунок 3 – Найди термины


Рисунок 4 – Верные термины

2. Выберите из приведённого списка тех, кто относится к категории занятых, и выделите их цветом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ половой состав 10 кл..docx

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификация

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией

В2 1. В какой из стран доля детей (до 15 лет) в возрастной структуре населения выше? А.Саудовская Аравия Б.Канада В.Испания Г.Япония 2. В какой из стран в половой структуре населения преобладают мужчины? А.Канада Б. Германия В. Пакистан Г. Финляндия 3. В какой из стран в половой структуре населения преобладают женщины? А. Турция Б. ОАЭ В. Австрия Г. Алжир 4. Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением 5. Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификация

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

В1 1.Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам А.Развивающимся Б.Развитым 2.Деление населения на группы по половому, возрастному и другим показателям называется А.Сортировкой Б.Группировкой В. Структурой Г.Классификацией 3.Мужское население преобладает в странах: А.России и Иране Б.Китае и Саудовской Аравии В.Германии и Франции Г.Ни в одной из стран 4.В какой из стран доля пожилого населения является наиболее высокой А.Япония Б.Тунис В. Кения Г.Монголия 5.Часть трудоспособного населения, занятого в материальном производстве и сфере услуг, называется: А.Трудовыми ресурсами Б.Экономически активным населением

\u0422\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u0435\u0441\u0443\u0440\u0441\u044b\u00a0- \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044e\u0449\u0435\u0435 \u043f\u043e \u0442\u0435\u043c \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043d\u044b\u043c \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u0430\u043c.

\u042d\u041a\u041e\u041d\u041e\u041c\u0418\u0427\u0415\u0421\u041a\u0418 \u0410\u041a\u0422\u0418\u0412\u041d\u041e\u0415 \u041d\u0410\u0421\u0415\u041b\u0415\u041d\u0418\u0415\u00a0(\u0420\u0410\u0411\u041e\u0427\u0410\u042f \u0421\u0418\u041b\u0410) - \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u00a0\u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0449\u0430\u044f \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u0439 \u0441\u0438\u043b\u044b \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 \u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433.\u00a0

\u0411\u0435\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0438\u0446\u0430\u00a0\u2013 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e-\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u0438 \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0438\u0437\u043b\u0438\u0448\u043d\u0438\u043c \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c.\u00a0

\u0411\u0435\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u044b\u043c\u0438\u00a0\u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u044b\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u044e\u0442 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u0438 \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430.

\u0423\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0431\u0435\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0438\u0446\u044b\u00a0\u2013 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0434\u0438\u043a\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043a \u043e\u0431\u0449\u0435\u0439 \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0433\u043e.\u00a0

\u0417\u0430\u043d\u044f\u0442\u043e\u0441\u0442\u044c\u00a0\u2014 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0440\u0435\u0447\u0430\u0449\u0430\u044f \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0443 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441 \u0443\u0434\u043e\u0432\u043b\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0438\u0445 \u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u044f\u0449\u0430\u044f \u0438\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043e\u043a, \u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434. ">]" data-test="answer-box-list">


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Структура занятости населения"

Темпы роста населения, его возрастная структура в значительной мере определяют количественные параметры трудовых ресурсов мира, от которых зависит развитие мировой экономики.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в трудоспособном возрасте, обладающую способностью к труду и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учёбе с отрывом от производства, на военной службе.

Нетрудоспособное население — это население нетрудоспособного возраста (дети, пенсионеры) и инвалиды.

В статистике ООН возрастные границы для определения трудовых ресурсов определяются возрастными рамками от 15 до 64 лет. Абсолютная численность трудовых ресурсов в мире оценивается в 4,6 млрд человек и составляет около 60 % от общей численности населения. В большинстве стран мира она близка к общемировому показателю и колеблется от 50 % (преимущественно в развивающихся странах) до 70 % в высокоразвитых.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодёжь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооружённых сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы (эмигранты).

Основную часть трудовых ресурсов мира составляет экономически активное население. Экономически активное население (ЭАН) — это часть населения, имеющая работу или активно занятая её поиском.

В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45 % всего населения, или более 3,4 миллиарда человек. Этот показатель очень сильно разнится по странам. Если, например, в Египте и Пакистане ЭАН составляет только 27—28 % всего населения, то в Японии — 53 %.

Низкий показатель ЭАН в арабских странах объясняется очень незначительной долей работающих женщин. В большинстве экономически развитых стран доля ЭАН во всем населении колеблется в пределах 45—49 %.

Современные тенденции демографического развития мира обусловливают концентрацию основной доли трудовых ресурсов в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии — 55 %. На развитие страны с рыночной экономикой приходится 16 % экономически активного населения. Большой процент экономически активного населения в стране еще не гарантирует процветания её национальной экономики.

Экономически активное население помимо количественных оценок имеет качественные характеристики: уровень образования, отраслевая структура занятости, профессионально-квалификационная структура рабочей силы и др. Глобализация и информатизация, беспрецедентное развитие высоких технологий в конце XX — начале XXI века выдвинули принципиально иные требования к профессиональной подготовке кадров, уровню их образования. Знания становятся двигателем национальных экономик, важнейшим их ресурсом в информационном обществе.

В экономически развитых странах неграмотность практически ликвидирована, а в развивающихся странах образовательный уровень ещё весьма низок. По данным специалистов, на Земле в настоящее время неграмотными являются около 900 миллионов человек, причём число неграмотных не сокращается, а увеличивается. Наибольшее их количество находится в Африке.

В экономически развитых странах мира сокращается численность рабочих преимущественно физического труда. Их место занимают более образованные работники, высококвалифицированные специалисты, создающие и обслуживающие автоматизированную и электронно-вычислительную технику.

Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа.

Уровень развития страны проявляется в занятости её населения. В связи с этим постоянно изучают структуру занятости. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит её субъекту заработок или доход.

Структура занятости населения обычно определяется по секторам и отраслям экономики. Выделяют население, занятое в отраслях материального производства, где создаются материальные блага (средства труда и предметы потребления), и в нематериальной сфере, которая обслуживает материальное производство и оказывает разнообразные услуги населению.

Если представить секторы в сферах хозяйства, то получится, что материальную сферу образуют первичный и вторичный секторы хозяйства, а нематериальную – третичный и четвертичный. В экономически развитых странах обозначилась устойчивая тенденция увеличения занятости населения в так называемых третичном и четвертичном секторах экономики (торговля, бытовое обслуживание, туризм, наука, образование, здравоохранение и др.). И наоборот, в отсталых по уровню развития государствах высоким остаётся удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве. Выделяют также структуру занятости в зависимости от принадлежности места приложения труда к определённой форме собственности: в государственном секторе, в частном бизнесе и т. п.

Главная тенденция в развитии структуры занятости заключается в постепенном сокращении числа и доли работающих в материальном производстве (с/х и промышленности) и увеличении занятых в непроизводственной сфере.

Расчёт уровня безработицы осуществляется по следующей формуле: количество безработных, делённое на рабочую силу страны (которая есть сумма занятых и безработных), умноженное на 100.

На конец 2018 года общее число безработных в мире оценивается в 120 млн человек. При этом еще около 700 млн являются частично безработными (сезонные рабочие, работающие неполный рабочий день). Как правило, уровень безработицы ниже в крупных городах, где существует более ёмкий и разнообразный рынок труда и, напротив, наиболее высок в аграрных странах.

Существует несколько видов безработицы:

Добровольная. Означает, что человек сознательно отказывается от работы и от её поисков.

Масштабы такой безработицы зависят не только от объективных экономических условий, но и от вида профессии, уровня квалификации и социально-демографической принадлежности индивида.

Фрикционная. Означает временный период, в течение которого человек занимается поисками и переходом на новую работу.

В случае, если человек не может найти новую работу, отвечающую его требованиям, говорят о вынужденной безработице или безработице ожидания.

Структурная безработица, наиболее тяжёлая из всех.

Такая безработица вызвана несовпадением спроса на рабочую силу и её предложением. Она может быть обусловлена технологическими причинами (автоматизацией производства), институциональными факторами (сворачивание тех или иных отраслей промышленности или сокращение предложения определенных услуг). Она может быть преодолена за счет изменения структуры экономики, переподготовки кадров и открытия новых рабочих мест.

Тот уровень безработицы, который существует при экономически стабильной ситуации в стране, называется естественной безработицей.

Что касается последствий безработицы, то они довольно разнообразны.

Социальные последствия носят почти целиком негативный характер – это рост социальной напряжённости, уровня преступности и смертности, зачастую возникает угроза политического переворота.

Они проявляются и на индивидуальном уровне – в этом случае речь идёт о психологических следствиях.

Что касается экономических следствий, то среди них есть как отрицательные, так и положительные.

К отрицательным можно отнести снижение уровня доходов населения и уровня жизни, затраты на помощь безработным и переподготовку кадров, что приводит к увеличению бюджетных расходов при снижении налоговых поступлений.

Сокращаются объёмы производства, а также происходит так называемое ржавение человеческого капитала – люди, долгое время бывшие безработными, менее привлекательны для работодателей.

К положительным экономическим последствиям безработицы можно отнести возникновение конкуренции между работниками, которая выступает как стимул к трудовой деятельности, повышение квалификации или переквалификацию многих работников, а также создание резерва для структурной перестройки рынка труда.

Безработица мешает мировой экономике реализовать свои потенциальные возможности.

Подведём итоги урока.

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретённому образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

Абсолютная численность трудовых ресурсов в мире составляет около 60 % от общей численности населения.

Уровень образования, отраслевая структура занятости относятся к качественным характеристикам экономически активного населения.

К числу безработных относят лиц трудоспособного возраста, не имеющих работы в данный момент, предпринимающих попытки найти её и готовых к ней приступить.

На конец 2018 года общее число безработных в мире оценивается в 120 млн человек.

Читайте также: