Как называлось специальное пособие которое регламентировало практически все аспекты светской жизни

Обновлено: 04.07.2024

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон .

Сборник советов и наставлений . Сост. Юрьев и Владимирский 1896

Издание третье, дополненное. Выпущено в 1896 году в Типо-Литографии А. Якобсон, Санкт-Петербург .
Со 100 рисунками и виньетками художника Р. Штейна. Новодельный переплет, узорный обрез. Сохранность раритета хорошая.


Сборник правил, советов и наставлений на разные случаи: как принято в светском обществе держать себя на крестинах, именинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, балах, раутах, журфиксах, на прогулках, в театрах, маскарадах и т. п.; изложение обязанностей посаженных и крестных отцов, матерей, дружек, шаферов.

Не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

Репутация. Нет ничего важнее и хрупче, чем честь женщины; она походит на зеркало, которое тускнеет от одного дыхания. Поэтому женщина должна не только остерегаться совершить какой-нибудь предосудительный поступок, но с не меньшим рвением должна избегать всего того, что могло бы послужить поводом к невыгодным для нее толкам.


Образование . Должны ли женщины получать его? Несомненно, так как они могут принести пользу науке и содействовать ее успеху. При выборе искусств, которым хотят научить молодых особ, всегда стоит предпочитать полезное приятному. Когда женщина образована, она может сделаться украшением дома и всегда будет в нем полезной.


Труд – счастье человека (особенно женщины). Для молодой девицы требуется труд действительный (реальный) и ежедневный. Правильный труд облагораживает женщину, тем более, что чистое содержание жилища исключительно лежит на ней. Счастлив супруг, судьба которого связана судьбой с женщиной, своим развитием и своими трудами успевшей поставить свое хозяйство таким, каким ему следует быть!


Чистоплотность . Тело необходимо обмывать чистой водой, каждое утро чистить зубы и полоскать рот: этого требует самое простое чувство приличия. Помните, что прославляемые шарлатанами зубные порошки в большинстве случаев вредны для здоровья. Нечистоплотная женщина вполне справедливо считается причиной всех беспорядков в доме. Она должна знать, что одеваться и раздеваться в присутствии кого-либо, коль скоро этого можно избегнуть, считается признаком дурного воспитания.

О приличиях . Чесать в голове, запускать пальцы в волосы, в нос, в ухо, грызть ногти, тушить свечу перед носом присутствующих – все эти действия считаются в обществе неприличными. Кроме того, очень неприлично за столом чихать и чистить в зубах, нюхать табак и т.п. Когда является крайняя необходимость плюнуть, то следует плюнуть в свой носовой платок. Что же касается самой неприятной из всех потребностей, удовлетворение которых допускается в присутствии посторонних, т.е. сморкание носа, то относительно этого почти невозможно принять каких-либо мер, могущих предотвратить то отвращение, которое невольно чувствуют все окружающие к сморкающемуся лицу. Когда кто-нибудь чихает, теперь уже не принято говорить: "будьте здоровы!" Приличие требует лишь слегка склониться перед чихающей особой.


О развлечениях. Вообще-то молодая женщина должна радоваться за себя, если она предпочитает науку или семейную жизнь шумным светским собраниям. Но уж коли она решилась предаться всяческим увеселениям, то должна соблюдать определенные правила.
Благовоспитанная дама должна входить в любое общественное собрание молча и скромно. Выражение ее лица должно быть веселым и любезным. Дама не должна подходить к буфету иначе как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она пожелает. Порядочная женщина вправе обидеться, если кавалер во время танца держит ее руку за своей спиной или прижимает ее к своей груди.


О туалете . Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.
Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины, таким образом лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом. Выходя на улицу пешком, одевайтесь скромно. Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного тона. Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым, значит нарушать все принципы вкуса. Простота всегда элегантна. Перчатки и обувь составляют весьма существенную часть женского костюма. Главное, чтобы перчатки гармонировали с платьем. Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы .

Ложиться спать молодой женщине следует около часа ночи. В постели - перелистывать французский роман. Засыпая, ни о чем грустном, неприятном и тяжелом не думать, в особенности об убийцах, нищих, мышах, пауках, привидениях, сиротах, страшных болезнях и пожарах.
Следует помнить, что спокойная совесть - лучшее средство для спокойного сна.


Видеть непристойные сны - совершенно неприлично молодой даме. В подобном случае ей следует, отнюдь не увлекаясь любопытством посмотреть, что будет дальше, немедленно проснуться и повернуться на другой бок.

Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны . Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица. Разговор светской красавицы ведется на французском языке. Надо говорить так быстро и часто чтобы издали казалось - горох сыплется. Если даже приходится говорить по-русски, то она должна не выговаривать звуков "р" и "л".

Разговаривая с мужчиной , особенно с холостым, барышня не должна смотреть своему собеседнику в глаза. Следует сидеть опустивши глазки и только изредка вскидывать их на собеседника.


Барышня вообще должна иметь вид невинный, но отнюдь не глупый . Она должна научиться краснеть по произволу, то есть краснеть тогда, когда это прилично, и не краснеть, когда это не прилично, - например, если услышит что-нибудь двусмысленное. В таких случаях лучше всего делать так называемое деревянное лицо.


Отнюдь не следует в обществе зевать . Это и невежливо, и неприлично, и некрасиво. Если барышне неудержимо хочется зевнуть, то уж лучше выйти в другую комнату.
Точно так же следует поступать и в том случае, если захочется чихнуть.


Ни под каким видом не следует самой надевать себе в прихожей галоши! Если нет подходящего кавалера, то эту обязанность исполняет прислуга или в крайнем случае мамаша.


Барышня в разговоре не должна упоминать про черта, акушерок, любовников, бородавки, кислую капусту, грибы, редьку, колбасу, хвост, нижнее белье, желудочно-кишечные заболевания, свиней, пиво, лысины, новорожденных детей и бандажи.

Благовоспитанная барышня должна иметь очаровательный характер и обворожительные манеры.


Барышни не должны ни много смеяться, ни много плакать, ни много говорить, ни много молчать, ни много есть, ни много петь, ни громко говорить, ни часто улыбаться, ни быстро ходить, ни громко сморкаться.


Все движения барышни должны быть легки, воздушны и грациозны. Грация достигается упорным трудом, через изучение жестов перед туалетным зеркалом или трюмо. Девичьей грации много способствует хороший корсет. Поэтому корсеты всегда надо делать себе на заказ, по мерке.

Не принято вообще, чтобы благовоспитанная барышня, находясь в постороннем обществе, особенно в мужском, хлопала себя обеими руками по бедрам, или садилась в кресло, положив ногу на ногу, или поправляла себе подвязки. Или кричала на прислугу, или драла за уши своих маленьких братьев и сестер, или грубила своей мамаше, или высовывалась наполовину из окна при виде проходящего по улице офицера, или икала, или неожиданно уходила из комнаты без какого-либо благовидного предлога.


За едой , держа вилку и нож, следует грациозно отодвигать в стороны мизинцы обеих рук. Чайную ложку следует держать большим и безымянным пальцами.


Сидеть в обществе следует так, чтобы показаться с самой выгодной стороны своей наружности (анфас, или в профиль, или в три четверти).

"Уважающая себя женщина никогда не должна придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость.
Туалет девицы всегда должен быть проще туалета замужней женщины, таким образом лучший способ найти себе хорошего мужа – это показать себя с простым вкусом.


Выходя на улицу пешком , одевайтесь скромно. Надеть шляпку, годную для кареты, и пойти в ней пешком – признак дурного тона.


Надевать одновременно красное с зеленым или розовое с желтым , значит нарушать все принципы вкуса. Простота всегда элегантна . Перчатки и обувь составляют весьма существенную часть женского костюма. Главное, чтобы перчатки гармонировали с платьем.


Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы".

Какого роста был Пётр I?

Какое образование получил Пётр I?

Петр I – младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной – родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров освоил много ремесел…

Какой город основал русский царь Пётр I?

Петр I основал город Санкт-Петербург «Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года — даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами.

Сколько раз был переименован город Санкт Петербург?

Петербург менял имя трижды, но всё же остался городом Петра 6 сентября 1991 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ленинграду было возвращено историческое наименование – Санкт-Петербург.

Что создал Петр I в России?

Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр.

Что сделал Петр 1 во время своего правления?

Петр I ввел новый календарь, при нем появилась первая в России печатная газета, был построен Санкт-Петербург. Он заставлял дворян ездить учиться за границу, ввез в Россию картофель. Это еще далеко не все, что он сделал за время своего правления.

Какие реформы провел Петр Первый в России?

Петр I проводил преобразования в государственной и общественной жизни страны. В их числе реформы государственного управления, областная, судебная, военная, церковная, финансовая. Преобразования в промышленности и торговле касались роста числа квалифицированных мастеров.

Что ввел в России Петр 1?

В сфере образования Петр I ввел обязательное (и даже принудительное) обучение для дворян и духовенства. Для тех, кто противился было установлено наказание в виде налогов, военной службы, невозможности вступать в брак. Петром было введено летосчисление по юлианскому календарю и празднование Нового года 1 января.

Что произошло при Петре 1?

1708 — 1715 разделение государства на губернии 1718 – 1721 – учреждение коллегией 1721 , 30 августа – Ништадский мир России со вецией. 1721, 22 октября – принятие императорскго титула.

Какой документ был издан при Петре 1?

Как назывался при Петре 1 свод правил регулирующий порядок какой либо деятельности?

Что было в 1720 году?

1720 год: в 1720 году произошла последняя крупномасштабная пандемия бубонной чумы, также называемая великой чумой Марселя . Отчеты показывают, что бактерии убили около 100 000 человек в Марселе. Предполагается, что бактерии распространяются мухами, зараженными этой бактерией.

Как назывался составленный при Петре I моральный кодекс?

При Петре I был составлен моральный кодекс “Юности честное зерцало”, в котором описывались основные требования к секретарю: приветливость, смирение и учтивость.

Как называлось специальное пособие которое регламентировало практически все аспекты светской жизни изданное в 1717 году?

Какие задачи ставились в книге Юности честное зерцало?

Что такое юности?

Ю́ность — период развития человека, предшествующий зрелости. Социально-возрастная группа, определяемая этим периодом — юношество (молодёжь).

Кто автор Юности честное зерцало?

Когда родители или кто другой их спросят то должны к ним?

6. Когда родители или кто другии их спросят [позовут], то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшка; или государыня матушка; или, что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь.

Как назывался учебник по этикету изданный при Петре I?

Что означает слово зерцало?

Зерцало — трёхгранная призма с орлом наверху и с тремя указами Петра I. Зерцало — упрощённое название зерцального доспеха, а также его главной детали. Зерцало, в иконописи — изображение прозрачной сферы в руках архангела, символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом.

Что было в 1820 году?

Испанская революция (1820). Французская интервенция в Испанию (1823). В результате Войны за независимость испанских колоний в Америке (1810−1826) объявляют независимость Мексика (1821), Великая Колумбия (1822), Федерация Центральной Америки (1824), Боливия (1825), Перу (1826).

Какая чума была в 1720 году?

В 1720—1722 годах эпидемия бубонной чумы в Марселе и ряде городов Прованса унесла жизни 100 тыс. человек. Вспышка чумы началась к 1771 году в России, проникнув из Османской империи.


В современном мире обращение к христианским ценностям порой кажется весьма скучным, архаичным и непрактичным. Тем не менее, как показывает практика, их ресурс неисчерпаем. В частности, проповедь христианских ценностей способна решать социально-политические проблемы. Здесь необходимо разобраться с самим понятием христианских ценностей. В общем смысле ценности – смыслообразующая категория социально-гуманитарного знания, означающая трудно рационализируемую и вербальную характеристику личности или общества, а также совокупность предпочтений и устремлений. Христианские ценности не являются лишь системой предпочтений и определенных устремлений. По своей сути, они не сводятся только к евангельским нормам (заповедям и правилам поведения). Знание о Боге (в результате сверхъестественного откровения) как о Любви есть высшее звено в иерархии христианских ценностей. Это знание является источником веры, которая формирует христианское мировоззрение. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию. Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути слово Божие призывает к всестороннему духовному совершенствованию. Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей определяется тем, что они даны нам Господом как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную. Наконец надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.

Обратимся к конкретным событиям, которые способны убедить нас в том, как проповедь христианских ценностей способна улаживать социальные конфликты.

Яркий пример можно найти в современной истории США. Во второй половине двадцатого века в США особенно остро стоял вопрос о расовой дискриминации, решить который взялись представители христианских (по большей части баптистских) церквей.

Известный баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг (1929–1968) предложил мирную тактику борьбы, основанную на христианских ценностях (любви, мире и добре), за права темнокожих американцев. Следует отметить, что движение борьбы, которое он возглавлял, во-первых, было направлено не против конкретных расистов, а против общественной системы США того времени; во-вторых, Кинг считал, что в идеологической борьбе не следует ожесточаться, так как лишь любовь может изменить этот мир к лучшему. [1] Сам Мартин Лютер Кинг писал о любви как о самом мощном оружии для достижения мира и безопасности. В итоге именно ему удалось объединить массы черных и белых противников расовой дискриминации в США, основной идеей деятельности которых стала реализация евангельской любви как метода ненасильственных действий против расизма.

Конкретный пример из недавнего прошлого подтверждает, что христианская миссия способна решать внутриполитические проблемы. Но мир полон проблем не только внутригосударственного характера. Одним из вызовов современности являются глобализационные процессы, существенной характеристикой которых является стремление к формированию нового типа цивилизации. [2] Новый тип цивилизации (мировая цивилизация) предполагает:

  • трансформацию локальных цивилизаций в цивилизацию планетарную;
  • использование всего наиболее ценностного в культурно-цивилизационном наследии народов;
  • формирование ряда новых базовых ценностей;
  • выработку глобального мировоззрения.

Именно поэтому в условиях, когда стираются границы между культурами как светскими, так и религиозными и наблюдается тенденция к унификации религиозной сферы, разговор о христианских ценностях приобретает особую актуальность. Современное секулярное сознание рассматривает религиозные ценности как вторичные по отношению к господствующим либерально-демократическим стандартам, толкование которых всё более расходится с традиционной христианской нравственностью. Поэтому диалог о христианских ценностях – это важнейшая форма свидетельства о вере перед лицом современного общества, отказывающегося от своих религиозных корней. Ни одна цивилизация в мире не существовала без непреложных духовно-нравственных максим, которые мы называем ценностями. [3]

Диалог о христианских ценностях – это важнейшая форма свидетельства о вере перед лицом современного общества


Сам вопрос места и роли христианства, христианской Церкви, христианина и христианских ценностей в общественном пространстве, в социуме в целом, был поставлен относительно недавно (в XX веке).

Гуманисты XVII–XIX вв. фактически инициировали изгнание христианской морали и ценностей из общественного пространства. [5] Многие прогрессивные богословы того времени восприняли этот вопрос – о месте и роли христианских ценностей – как своего рода философскую и публицистическую повестку дня. Именно поэтому следующий XIX век был столь плодотворен как раз на исследования, в которых осмыслялся материалистический, общественно полезный вклад христианства в мировую культуру.

Следует отметить, что средневековая Европа была весьма религиозна. Это проявлялось в почти полном отсутствии светской культуры (например, песенной), в религиозном обосновании ряда законодательных и правоприменительных актов и конкретных юридических практик, а также в централизации власти и экономики в руках одного из самых крупных землевладельцев эпохи – христианской Церкви. [6] Населением средневековой Европы это не воспринималось как своего рода утрата, и данное общество существовало достаточно органично. [7]

Однако современная эпоха ставит перед нами вопрос – каково место христианских ценностей в общественном пространстве? Этот вопрос тем актуальней (и этим его постановка кардинально отличается от той, которая имела место в XIX веке), что современный человек и современное общество находится в состоянии переизбытка информации и ее повсеместности. [8] Если обыватель средневековой Европы (и даже простой человек XIX века) был ограничен в информации и о многих явлениях просто не знал или не мог узнать (например, об иных религиозных традициях), то современный человек моментально, по собственному желанию, может узнать всё или практически всё о чем угодно (другое дело – сможет ли он корректно осмыслить полученную информацию).

Применяя эту особенность к вопросу о местоположении христианских ценностей, можно указать на основную проблему современности – плюралистичность мнений и верований. [9] Христианские ценности становятся в один ряд, например, с исламскими или буддистскими. И фрагментация продолжается – например, можно говорить о специфических протестантских, католических или православных ценностях (хотя и то, и другое, и третье – христианство). [10]


Большинство западных богословов старались примирить известный им современный мир и христианские ценности, христианский взгляд на мир. Во многом такая позиция оправдывалась тем, что христиане (как преобладающее население) и христианские государства были повинны в двух мировых войнах и геноциде многих народов в начале и середине XX века – во всяком случае, так считалось. [15] Однако, как мы отметили выше, сама постановка о пользе и месте христианских ценностей была поставлена в христианской культуре и имела старые светские и гуманистические корни. И хоть на словах, например, в вышеприведенной цитате Барта, западные богословы старались отстаивать ведущую роль христианства в мировой культуре и в мировой жизни духа, тем не менее в рамках поставленной повестки их позиция оставалась проигрышной, оправдательной. Можно предположить, что западную теологию и христианскую мысль в целом охватила излишняя саморефлексия, в рамках которой любое данное ранее святыми отцами утверждение корректировалось, реинтерпретировалось, деконструировалось или демифологизировалось (школа Бультмана). [16]


Однако сама свобода и нравственность не самоцель, и христианские ценности имеют более фундаментальное значение для современного общества, не обоснованное и объяснимое некоей полезностью христианства для него. Проповедь христианских ценностей может стать инструментом в преодолении политических кризисов, расколов и девальвации общечеловеческих ценностей как таковых. Но, конечно, это не может и не должно стать целью в деле христианской миссии. И сама по себе церковная миссия может выступать только лишь как средство в достижении главной цели христианского вероучения – приближения людей к Царствию Божию. Но в современном мире тем, кто осуществляет проповедь, необходим определенный инструментарий как из теоретических, так и из практических навыков.

В настоящее время, как мы знаем, дехристианизация Европы – очевидный факт. На европейском пространстве искусственно создаются культурные барьеры, создаются площадки для столкновения целых цивилизаций. Одна из особенностей христианства – это способность преодолевать культурные барьеры, чтобы объединиться в деле возвращения религиозного плюрализма к его пониманию и формам, созданным европейской цивилизацией при непосредственном участии христианских Церквей континента. Именно христианство, которое в Европе пока формально является религией большинства, может создать условия для подлинной свободы в области культуры и сделать континент гостеприимным домом для людей всех культур и религий.

[1] Яршин Н.Н. Христианские ценности в современном мире. (Электронная версия статьи).

[2] Кувалдин В.Б. Глобальность: новое измерение человеческого бытия // Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М., 2003. С. 37.

[4] Яковлев А.И. Религия и религиозный фактор в эпоху глобализации. (Электронная версия).

[5] Гальцева Р. Христианство перед лицом современной цивилизации // Новая Европа. 1994. № 5. С. 5.

[6] Муравьева Л.А. Экономика Западной Европы в период раннего и классического феодализма (V–XIV вв.) // Международный бухгалтерский учет. 2014. №3 (297). С. 55.

[7] Казаков Е. Ф. Душа средневекового человека // Вестник КазГУКИ. 2014. №3. С.25.

[8] Соловьева Л.Н. Человек современной информационной эпохи: проблемы самоидентификации // Социум и власть. 2015. №4 (54). С.52.

[10] Косиченко А.Г. Глобализация и религия // Век глобализации. 2013. №1. С.50.

[15] Хренов Н.А. Вторая мировая война в контексте заката проекта модерна // Вестник РХГА. 2016. №2. С.260.

[16] Ефремов Ф.А. Судьба христианства в постметафизическом мире в отражении философии Д. Ваттимо // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №99. С. 110.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 470 стр. 13 иллюстраций
  • Жанр:б огословие, п едагогика, р елигиоведение / история религий
  • Теги:д уховное воспитание, и скусство и религия, п едагогическое образование, п равославная культураРедактировать

2. Типология типологий

Существует несколько подходов к систематизации форм религиозного образования. Наиболее распространены типологии, опирающиеся на критерий светскости. В отечественной науке этот подход реализован в типологии И. В. Понкина, исходящей из того, что «существуют две основных формы преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний, касающихся религий и религиозных объединений:

• преподавание знаний о религии.

В комплексной типологии РО, разработанной Ф. Н. Козыревым [18] , указанное различие, основанное на критерии назначения образовательной деятельности, отнесено к первому из четырех уровней систематизации. Помимо профессионального и общего (школьного) РО на этом уровне предложено выделять специальное (приходское) РО, реализуемое в пространстве религиозной общины и отличающееся от двух других типов РО, тем, что задачи, связанные с поддержанием религиозной жизни общины, превалируют в нем над задачами собственно педагогическими или научными (в случае профессионального религиоведческого образования). Зарубежным аналогом этого различия может служить практика, принятая в Германии, при которой преподавание христианства в школе (“Lernort Schule”) и приходское обучение (“Lernort Gemeinde”) являются разными видами преподавательской специализации при получении профессионального педагогического образования. Соответственно развиваются два самостоятельных направления дидактики [19] . В англоязычном дискурсе различия между тремя типами образовательной деятельности, осуществляемыми в университете, общеобразовательной школе и церковной школе, задаются на уровне выбора обобщающих понятий. Это, соответственно, теологическое или религиоведческое образование (“Religious studies/Theology”) для университета, религиозное образование (“Religious education”) для школы и катехизация (“Catechism”) для церкви.

Четырехуровневая типология Ф. Н. Козырева, представленная на схеме, дает представление о наборе основных критериев, на которых строятся типологии РО. Это: назначение образовательной деятельности (уровень 1), отношение к светскости (уровень 2), теоретико-методологические принципы, или образовательная парадигма, (уровень 3) и модели и методы РО (уровень 4).


ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3. Религиозное образование и светскость

Тем не менее, при существующей относительности понятий и критериев оценки, к числу признаков, позволяющих с достаточной степенью уверенности говорить о светском характере РО, можно отнести следующие:

• Религиозное образование не требует религиозной самоидентификации учащегося и учителя ни в какой форме. Конфессиональная принадлежность учителя и учащегося не является условием их участия в образовательном процессе.

• Преподавание не ведется от лица религиозной общины или традиции. Преподаватель не является представителем религиозного объединения и не связан в своей профессиональной деятельности обязательствами перед ним.

• Преподавание не является апологетическим и/или законоучительным. Поощряется критическое исследование преподаваемых знаний и, наоборот, не поощряется представление учащимся вероучения в качестве непререкаемой истины и придание религиозному благочестию обязательного нормативного статуса.

• Религиозное образование не ставит целью обращение учащихся в веру, переориентацию их религиозных убеждений, принятие ими этических конфессиональных норм поведения (благочестия), включение в религиозную жизнь общины (воцерковление) или укрепление связи с общиной.

• Реализация данной формы образования предполагает отказ от включения в образовательный процесс культовых действий и открытых форм религиозного почитания, включая совместные молитвы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ


1. Конфессиональное обязательное (Германия, Испания и др.)

2. Конфессиональное факультативное (Польша, Италия и др.)

3. Неконфессионально-мультирелигиозное обязательное (Норвегия, Англия, Дания, Швеция и др.)

4. Неконфессионально-мультирелигиозное факультативное (Эстония, Молдавия)

5. РО отсутствует (Франция, Словения, Албания, Россия, Белоруссия и Украина)

6. Конфессионально-мультирелигиозное РО (Нидерланды, Швейцария, Турция).

В настоящее время сохраняется высокая степень неопределенности и несогласованности в оценке обоснованности отнесения к конфессиональному типу ряда традиционно конфессиональных форм РО, претерпевших за последние десятилетия сильные изменения в сторону более открытого к межрелигиозному сотрудничеству и более ориентированного на научно-критическое мышление стиля преподавания религиозных предметов. Это касается в первую очередь таких стран, как Германия, Австрия, Финляндия и Нидерланды. Применительно к таким новым образовательным формам данному уровню типологии релевантно предложенное Н. Смартом понятие неоконфессионального (“neo-confessional”) РО.

4. Парадигмы религиозного образования

Парадигмальная типология РО в отличие от других образовательных областей должна учитывать не только эволюцию педагогических идей, но и изменения в религиозной жизни общества. Формирование и смена педагогических парадигм в истории христианской Европы шли на фоне изменения взаимоотношений церкви и государства, школы и церкви, науки и теологии. Вопросы религиозного образования, таким образом, всегда оказывались вовлечены в реформирование как церкви, так и школы. Так, крупный культурологический сдвиг, маркировавший переход от Средневековья к Новому времени, отразился в области религиозного образования Европы в парадигмально новом требовании к качеству религиозного благочестия, включавшем знание основ веры каждым членом Церкви. Это породило практику всеобщей катехизации в протестантской Европе, а в качестве ответа контрреформации – феномен иезуитского воспитания с “Ratio Studiorum” и другими педагогическими нововведениями. В России синодальная реформа Петра I положила начало светскому образованию, развитию академического богословия, появлению не существовавшего до этого в России семинарского образования духовенства и другим образовательным инициативам, преобразившим облик страны.

Парадигмальные различия в области религиозного образования определяются, таким образом, как конфессиональными, так и цивилизационными различиями, касающимися в первую очередь вопроса об отношениях религии и образования в самом широком смысле. Опираясь на этот критерий, английский католический философ образования Джеймс Артур предложил в 1995 году различать три парадигмально разных модели католической школы: дуалистическую, плюралистическую и холистическую [27] .

Холистическая парадигма представляет собой традиционную неотомистскую модель конфессиональной школы, стремящейся к синтезу веры, знания и культуры. Дуалистическая парадигма, напротив, разделяет религиозную и образовательную функции школы, считая катехизацию и общее образование двумя совершенно разными видами деятельности. Плюралистическая парадигма представляет наиболее радикальный вариант отхода от традиционных принципов католической школы. В школах этого типа отрицаются абсолютистские притязания иерархии и поощряется критическое отношение учащихся к католической вере как к одной среди многих религиозных традиций, заслуживающих равного уважения. С точки зрения идеологов этой парадигмы, катехизация становится просто неосуществимой в новых условиях плюрализма, а прежние цели католической школы – неадекватными современным запросам учащихся. Если дуалистическая модель сохраняет катехизис как последний и единственный признак католической идентичности, то в плюралистической модели религиозное образование становится неконфессиональным и строится на том же академическом основании, что и другие предметы.

Согласно Ф. Н. Козыреву, выработка стратегии религиозного образования в школьном контексте сопряжена помимо решения указанной ключевой проблемы с решением как минимум следующих важнейших вопросов целеполагания:

1. Вправе ли школьное религиозное образование ставить свои специальные цели или оно может рассматриваться только как вспомогательный компонент общего образования?

3. Что есть успешный результат религиозного образования: правильная религиозная жизнь или правильное понимание религии?

4. Как цели религиозного образования должны быть связаны с конфессиональной идентичностью учащихся? [28]

Более перспективными оказались парадигмальные подходы, строящиеся на гносеологическом основании и систематизирующие существующие формы РО в зависимости от того, как в них решается проблема субъективности (отсутствия общезначимости) религиозных истин. Одним из первых в истории педагогики такой подход был применен в английском методическом руководстве по религиозному образованию для средних школ, составленном в 1971 г. при участии Н. Смарта:

Может ли учитель оставаться объективным, имея дело с таким эмоционально нагруженным предметом, как религия, или же субъективность неустранимо присуща религиозному опыту, делая религию несовместимой с принципами, на которых строится образование в поддерживаемых государством школах? На это вопрос существовало три ответа:

2. Антидогматический подход. Он вычеркивает из религиозного образования субъективный элемент и сводит его к академическому изучению, бесстрастному и объективному. Национальное секулярное общество, к примеру, считает, что изучение религии на таких началах должно быть частью программ по истории.

Доклад Комитета по религиозному образованию провинции Онтарио, выпущенный в 1969 г., также рекомендует такой подход.

(into) religion – в религии,

about religion – о религии,

from religion – у религии [32] .

Первый, интроспективный путь изучения практически соответствует понятию катехизического образования и осуществляется в конфессиональной форме. Второй и третий представляют существенно разные способы реализации светского религиозного образования. Термин “teaching about religion” со времен судебного решения 1963 г. по делу Абингтона использовался в западноевропейской и американской педагогической литературе как синоним религиоведческого – объективного, нейтрального, критического и исключительно информативного подхода к изучению религии. Основная идея типологии Гриммита состояла в том, что от этого научного образования необходимо отличать направление, или подход, при котором учитывается неустранимость субъективного элемента из знания и понимания религии.

• как закон – religion as a law,

• как факт – religion as a fact,

• как дар – religion as a gift [36] .

Предпринимаются попытки разработки парадигмальных типологий, в которых изменение подходов к РО рассматривается как следствие более крупных культурологических и цивилизационных сдвигов. Так, П. Шрайнер с соавторами вводит представление о современном переходе от механической к холистической образовательной парадигме, основанием для которого служит изменение гносеологической ситуации в науке [42] . Ряд авторов осмысливает современные процессы, затрагивающие теорию и философию РО, под категорией РО постмодерна, отмечая вклад постпозитивистской философии в реабилитацию религиозной картины мира [43] . Голландский философ образования Вилна Мейер акцентирует герменевтическую общность религиозного и гуманитарного знания и на этом основании предлагает рассматривать РО в ряду гуманитарных дисциплин со всеми вытекающими парадигмальными изменениями подходов к преподаванию [44] . Ф. Н. Козырев выдвигает, также на эпистемологическом основании, представление о закономерной смене образовательных парадигм, в которой типология религиозного образования (религия как закон, как факт и как дар) вкладывается в более крупную парадигмальную типологию (схоластическая – сциентистская – гуманитарная парадигмы) и вводит понятие гуманитарного религиозного образования [45] . Все перечисленные попытки объединяет представление о ключевой роли, которую играет в построении современной методологии религиозного образования кризис сциентизма, позитивизма и научного объективизма, характеризующий период распада модерна.

15. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: Про-Пресс, 2003. С. 261–263.

18. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: автореф. дисс… докт. пед. наук: 13.00.01 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2006. С. 20.

21. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб.: Апостольский город, 2005. С. 339.

22. См., к примеру: Interreligious and Values Education in Europe: Map and Handbook / Ed. by J. Lähnemann, P. Schreiner; Peace Education Standing Commission (PESC) of Religions for Peace (RfP), Comenius Institute. Münster: Comenius-Inst, 2009.

23. Пример – школьная программа РО в Гамбурге, разработанная Евангелической Церковью Германии. См. Dialogischer Religionsunterricht in Hamburg: Positionen, Analysen und Perspektiven im Kontext Europas / Hrsg. Wolfram Weisse. Müenster: Waxmann, 2008.

24. Toledo Guiding Principles on Teaching about Religion and Beliefs in Public Schools. OSCE, 2007. Р. 16.

25. Religious Education in Europe: Situation and current trends in school / Ed. by Kuyk Elza, Jensen Roger, Lankshear David, Manna Elisabeth Löh, Schreiner Peter. Oslo: IKO, 2007. Р. 12.

27. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография. СПб.: Апостольский город, 2005. С. 362.

31. School Council Working Paper 36: Religious Education in Secondary Schools. London: Evans; Methuen, 1971. Цит. по: Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб.: РХГА, 2010. С. 167.

32. Grimmitt M. When is Commitment a Problem in Religious Education? // British Journal of Religious Studies. 1981. V. 29 (1). P. 42–53.

33. Teaching about Religions in European School Systems: Policy issues and trends / Ed. by Luce Pepin; Network of European Foundations for Innovative Cooperation. London: Alliance Pub. Trust, 2009. P. 11.

35. Grimmitt M. Religious Education and Human Development: The relationship between studying religions and personal, social and moral education. Great Wakering, Essex: McCrimmons, 1987. Р. 210.

36. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. С. 56; Kozyrev F. Change of Paradigms in Religious Education // Interreligious and Values Education in Europe: Map and Handbook / Eds. J. Lähnemann & P. Schreiner; PESC, Comenius Institute. Münster: Comenius-Inst, 2008. P 46–52.

37. Hull J. M. Religion in the Service of the Child Project: The Gift Approach to Religious Education // Pedagogies of Religious Education: Case Studies in the Research and Development of Good Pedagogic Practise in RE / Ed. by Michael Grimmitt. McCrimmons, 2000. P. 112–129.

38. Grimmitt M. Religious Education and Human Development. Р. 225. Цит. по: Ф. Н. Козырев. Гуманитарное религиозное образование. С. 89.

42. Holistic education: Resource book. Learning and Teaching in an Ecumenical Context / Eds. Schreiner P., Banev E., Oxley S. Müenster; New York; Munich; Berlin: Waxmann, 2005.

43. Pollitt H. E. Religious Education in Postmodernism // Panorama: Intern. Journal of Comparative RE and Values. 2002. V. 14 (1). P. 141–152; Reichenbach R. Postmodern Knowledge, Modern Beliefs, and the Curriculum // Educational Philosophy and Theory. 1999. V. 31 (2). P. 237–244; Нипков К. Ян Коменский сегодня: Религиозно-педагогический аспект кризиса христианства и культуры эпохи модерна. СПб.: Глагол, 1995.

44. Meijer W. A. Religious Education and Personal Identity: A Problem for the Humanities // British Journal of Religious Education. 1991. V. 13 (2). P. 89–93; Meijer W. A. J. The Hermeneutics of (Religious) Education: Reading and interpretation as a model for the educational process // Journal of Religious Education. 2007. № 55 (3). P. 34–38.

45. Kozyrev F. Two Concepts of Religious Education in Postmodern Age: ‘Humanitarian’ versus ‘Holistic’ // Ecumenism of Life as a Challenge for Academic Theology: Proceedings of the 14th Academic Consultation of the Societas Oecumenica / Ed. by Bernd Jochen Hilberath; Societas Oecumenica; et al. Frankfurt am Main: O. Lembeck, 2008. P. 77–92; Kozyrev F. Towards a New Paradigm of RE in Eastern Europe // Religious Education in a World of Religious Diversity / Eds. W. A. J. Meijer, Siebren Miedema, Alma Lanser-van der Velde. Müenster; New York; München; Berlin: Waxmann, 2009. P. 21–39; Ф. Н. Козырев. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб.: РХГА, 2010.

Читайте также: