Как назывались в китае люди сдавшие экзамен на право занимать государственные должности

Обновлено: 02.07.2024

Я 15 лет преподаю английский язык, и 9 из них я готовлю учеников к международным экзаменам. Сертификаты получили 130 моих учеников.

В этой статье я расскажу, чем отличаются эти экзамены друг от друга, сколько стоит их сдать и на чем можно сэкономить.

Что за международные экзамены

Международный экзамен проверяет, как хорошо вы говорите по-английски , если этот язык для вас неродной. Экзаменов больше 50, но популярных всего десяток. Это линейка кембриджских экзаменов — FCE, CAE, CPE, — а еще IELTS General, IELTS Academic, IELTS Life skills, TOEFL и PTE.

Международные экзамены бывают общими, академическими и профессиональными. У каждой страны, компании и вуза свои требования, но в целом картина такая: общие экзамены нужны для жизни в стране, академические — для учебы, профессиональные — для работы.

Определить, какой экзамен вам нужен, очень просто: он всегда указан на сайте вуза, в который вы поступаете, или консульства страны, где хотите жить.

Требования Оксфордского университета к абитуриентам: базовые оценки подойдут тем, кто поступает на математический и компьютерный факультеты, повышенные — для остальных специальностей

Кембриджский сертификат Cambridge Advanced English — CAE — подтверждает свободное владение английским. Языковой уровень С2 самый высокий по международной шкале, он дает право поступать в любой вуз и готовить к любым международным экзаменам

Какой экзамен нужно сдавать

Бывает три типа экзаменов: общий, академический, профессиональный.

К общим экзаменам относится кембриджская линейка — YLE, KET, PET, FCE, CAE, CPE, а также IELTS, IELTS Life skills, PTE. Они нужны, чтобы получить визу в страну, где английский — государственный язык, или подтвердить знание английского для работы в международной компании.

Академические экзамены — TOEFL, IELTS Academic, PTE Academic, GRE, GMAT. Они нужны, чтобы подать документы на обучение в зарубежном вузе, колледже, получить учебную визу или стипендию на обучение за границей.

Профессиональные экзамены — BEC, BULATS, Marlins test, TELLCAP, TKT, CELTA, DELTA. Такой нужно сдавать, чтобы получить работу за границей, работать летчиком, моряком, учителем английского.

Чаще всего людям нужно сдавать британский IELTS или американский TOEFL. О них я и расскажу.

Что такое TOEFL и IELTS

Самые популярные экзамены — TOEFL и IELTS. 150 стран и 10 тысяч учебных заведений требуют их сертификаты.

TOEFL расшифровывается как Test of English as a Foreign Language, тест на знание английского языка как иностранного. Это экзамен для учебы. Он нужен, чтобы оценить, как иностранные студенты американских вузов справятся с учебой на английском языке. Поэтому у TOEFL только один вариант — академический, хотя его результаты также засчитывают при получении вида на жительство и устройстве на работу.

IELTS — International English Language Testing System, международная система оценки знания английского языка. У IELTS три варианта: академический, общий и упрощенный. Последний сдают те, кто хочет получить гостевую визу, он называется IELTS Life Skills.

Экзамены TOEFL и IELTS во многом похожи:

  1. Они очень популярны: TOEFL принимают в 130 странах, IELTS в 140.
  2. Чтобы получить учебную или рабочую визу, можно сдать любой.
  3. Состоят из четырех частей: чтение, аудирование, письмо и говорение.
  4. Действуют два года.
  5. Быстро приходит результат: сертификат выдают в течение 10 дней после сдачи TOEFL и 13 дней после IELTS. Для сравнения, сертификат любого кембриджского экзамена вы получите через два месяца.
  6. Стоят примерно одинаково, ниже я подробно посчитаю стоимость экзаменов и подготовки для разных регионов.

Международная шкала уровней и их соответствие международным экзаменам. Чтобы поступить в Кембридж, уровень языка должен быть C1. Это значит, за экзамен IELTS нужно получить не меньше 7 баллов

В чем разница между TOEFL и IELTS

Экзамены разработаны в разных странах: TOEFL — в США, IELTS — в Великобритании и Австралии. В них представлены разные варианты английского: американский и британский. Это нужно учитывать, выбирая экзамен. За лексические расхождения оценку не снижают, но в условиях стресса бывает сложно подстроиться к непривычному произношению.

Экзамены идут долго: TOEFL — 4 часа, IELTS — 2 часа 45 минут. В TOEFL есть десятиминутный перерыв, а IELTS проходит без остановок.

Чтение и аудирование у TOEFL проще: это вопросы с четырьмя вариантами ответа. В IELTS заданий гораздо больше и они разнообразнее: нужно подобрать однокоренные слова, озаглавить параграфы, заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

Задание из IELTS: прочитать статью и заполнить диаграмму верной информацией. Причинно-следственные связи между фактами из текста вы устанавливаете сами, правильный ответ должен состоять не больше чем из двух слов. На каждый текст и 13 вопросов есть только 20 минут

Как проходят экзамены

И IELTS, и TOEFL можно сдать в бумажном и электронном виде.

Бумажный формат похож на ЕГЭ. Экзаменатор раздает задания, засекает время для каждой части. Задания по аудированию проигрывают с компьютера для всей аудитории.

На электронном экзамене все задания делают на компьютере: отмечают правильные варианты и набирают текст. Даже черновые заметки по ходу экзамена делают в отдельном файле. Аудирование каждому проигрывают индивидуально, в наушниках.

Посмотрите, как проходит устная часть IELTS. Экзаменатор задает вопросы и дает инструкции к экзаменационным упражнениям. Если вы не поняли, можно уточнить. Конечно, только по-английски

Сильнее всего различаются устные части экзамена. На IELTS вы будете общаться один на один с экзаменатором. Экзаменатор — живой человек, его можно переспросить, если вы не поняли вопрос, можно просто по-человечески пошутить и разрядить обстановку, если вдруг от волнения кажется, что вы забыли вообще все английские слова. На TOEFL вопросы бездушной машины звучат в наушниках, вы отвечаете в микрофон, переспросить или послушать второй раз нельзя, а все ответы сразу записывают.

Сколько стоит сдать экзамен

В стоимость экзамена входит регистрация, само тестирование, проверка работы и сертификат. Подготовка к экзамену в стоимость не входит.

Цена зависит от того, в какой стране или даже городе вы его сдаете. В Нижнем Новгороде за IELTS Academic вы заплатите 19,5 тысячи рублей, в Екатеринбурге — 22 тысячи, а в Москве — 14 тысяч. Каждый центр назначает стоимость сам.

стоит сдать IELTS Academic в Москве

Даже если в вашем городе есть экзаменационный центр, может быть выгоднее поехать туда, где экзамен дешевле, если расходы на дорогу будут меньше, чем разница в стоимости. Двое моих учеников ездили сдавать экзамен в Москву. Один на своей машине, второй на поезде. Дешевый билет стоит 500 рублей, еще 100 на метро, а еду они взяли с собой. Получилось выгоднее почти на 5 тысяч рублей.

Точную стоимость экзамена вы узнаете только в момент платежа: она привязана к курсу доллара или евро. Оплатить экзамены можно картой прямо на сайте либо банковским переводом по реквизитам.

Как попасть на экзамен

TOEFL и IELTS можно сдать только в специальном международном экзаменационном центре. В мире их больше трех тысяч. В России они есть почти во всех крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Краснодаре, Ростове, Самаре, Омске, Владивостоке.

Экзамены проводятся в заранее установленные даты по предварительной регистрации. Чтобы зарегистрироваться, нужно заполнить форму на официальном сайте: ФИО, дата рождения, место жительства, выбранный центр, контактные данные и способ оплаты. Платить за экзамен почти везде нужно при регистрации. Есть центры, которые дают несколько дней отсрочки, но и там вас внесут в списки только после того, как полностью оплатите экзамен.

У каждого экзамена есть официальный сайт. Списки всех экзаменационных центров мира есть на сайте TOEFL и на сайте IELTS — можно выбрать тот, что лучше всех подходит по месту и дате экзамена. Во всех центрах регистрация на TOEFL заканчивается за 7 дней до экзамена, на IELTS — за 35 дней.

стоит сдать TOEFL в России — это в среднем 16 600 Р

На IELTS тоже можно зарегистрироваться позже чем за 35 дней, но только если есть свободные места. В таком случае центр сам продлевает регистрацию и отмечает в расписании экзаменов. Это бесплатно.

Расписание IELTS: во всех группах на ближайший месяц есть свободные места, но если вы все планируете заранее, можно зарегистрироваться даже за год, на стоимость экзамена это не влияет

Как перенести или отменить экзамен

IELTS тоже можно перенести или отменить. Если вы передумали сдавать, а до экзамена больше пяти недель, с вас удержат 25% оплаты. Те же 25% регистрационного сбора придется доплатить за перенос даты. Если отменить регистрацию позже, деньги не вернут.

стоит перенести TOEFL. Чтобы перенести IELTS, придется доплатить 25% от регистрационного сбора

Если вы не пришли на экзамен по уважительной причине — заболели, умер член семьи, призвали в армию или вы стали жертвой преступления, вы получите компенсацию. Центр вернет 75% оплаты, если в течение пяти дней после экзамена вы принесете документы: медицинскую справку, свидетельство о смерти родственника, протокол заявления из полиции. Заявление на возврат денег можно написать в свободной форме.

Какой нужен уровень английского, чтобы сдать экзамен

Требования разные, но в целом ориентир примерно такой: 5,5—6,5 IELTS — минимальный балл для большинства студенческих и общих рабочих виз. 78—82 TOEFL — средний балл для поступления в университет США не из первой сотни.

Если ваш уровень Upper-Intermediate, то есть B2 по международной шкале, вы можете рассчитывать, что сдадите TOEFL на 72 балла. Этого хватит, чтобы поступить в большинство колледжей США

Стоит выяснить свой уровень языка, прежде чем регистрироваться на экзамен. Самый надежный способ — пройти устную беседу с преподавателем и выполнить несколько лексико-грамматических экзаменационных заданий. Во многих языковых центрах устное тестирование проводят бесплатно. Чтобы получить точную оценку, сходите в несколько.

Наконец, сделайте несколько тестов. Их можно купить или скачать сокращенную версию бесплатно. Например, пройдите пробный бесплатный тест от разработчиков TOEFL. Если хотя бы 60% заданий вы решили верно, то можно приступать к подготовке.

Как подготовиться к IELTS и TOEFL

Подготовка к экзамену — это знакомство с форматом заданий. Она тренирует не знание языка, а только навыки сдачи экзамена.

Даже свободный общий английский язык не включает навыки, необходимые для анализа этой диаграммы. В задании просят выявить закономерности, на их основе сравнить данные и сделать выводы. Грамматические конструкции в вашем тексте не должны повторяться, и к каждому слову надо уметь быстро подобрать 4—5 синонимов

Подготовка к IELTS и TOEFL не улучшает ваш английский, а оценка редко отражает реальный уровень владения языком. На мой взгляд, оценка показывает другое:

  1. Насколько вы поняли специфику этого экзамена.
  2. Как вы справляетесь со стрессом и большим объемом заданий в сжатые сроки.
  3. Как у вас развиты аналитические навыки. В IELTS, например, всего 21 тип заданий, они повторяются в каждом тесте. Чем раньше вы начнете их узнавать, тем выше будет балл.

Поэтому главная задача подготовки — понять логику экзамена.

Как готовиться к IELTS и TOEFL самостоятельно

Я сдавала пять международных экзаменов: на сертификат преподавателя английского языка и для работы в международной компании. Ко всем экзаменам я готовилась сама, это самый дешевый способ. Для подготовки я решала настоящие задания экзаменов, читала учебники и общалась на тематических сайтах.

Задания экзаменов. В сети много тестов из международных экзаменов предыдущих лет. Вот мой топ-3 бесплатных ресурсов с настоящими заданиями IELTS:

Задания TOEFL тоже бесплатные:

стоит в среднем сборник экзаменационных тестов

Самоучители. Я рекомендую самоучители, в которых есть не только ответы, но и объяснения, почему вариант верный. Один из лучших — The official guide to new TOEFL издательства McGraw and Hill.

Сборники лексических упражнений. Советую серии Test your vocabulary for TOEFL, Test your vocabulary for IELTS, Check your vocabulary for TOEFL, Check your vocabulary for IELTS. В них есть все темы, которые встретятся вам на экзамене, все слова даны в контексте, много синонимов, идиом, живого настоящего языка.

Учебники крупных издательств. Cambridge University Press, Oxford University Press, Macmillan, Pearson Longman выпускают специальные учебники для подготовки к экзаменам. Их я не советую. Они предназначены для классических уроков: в них много заданий на разогрев, парных и групповых упражнений — все это бесполезно для индивидуальной работы. Ключи к заданиям часто даны в отдельной книге для учителя, которую тоже нужно покупать. В ней, как правило, нет объяснений, только ответы. Пользы от них мало: вы не поймете, почему ваш ответ неверен.

Обратная связь. Вы будете учиться намного быстрее, если найдете тех, кто будет проверять ваши работы. Я советую искать их на экзаменационных порталах. На сайте калифорнийской компании Magoosh, которая занимается подготовкой к экзаменам в интернете, можно задать любой вопрос о TOEFL, посоветоваться с бывалыми, получить отзыв о выполненном задании. Например, вы пишете эссе и загружаете его, а владелец сайта или посетители проверяют и комментируют.

Такие сайты бывают полностью бесплатными: там участники обмениваются опытом и переживаниями, делятся материалами и полезными ссылками. Я люблю сайт бывшего экзаменатора IELTS Саймона: там постоянно обновляют и добавляют материалы. Им удобно пользоваться и из соцсетей: есть официальная группа в Фейсбуке и на Ютубе.

стоит видеоурок от Лиз Фергюсон

Как готовиться с преподавателем и сколько это стоит

В группе из 6—8 человек заниматься дешевле всего. Стоимость академического часа в популярной школе Москвы — около 700 рублей, в Нижнем Новгороде — 300, в Калининграде — 200.

У группового формата есть два недостатка. Первый — преподаватель не учитывает ваши индивидуальные особенности, например слабую грамматику, а просто натаскивает на типы экзаменационных заданий. Второй — вы связаны общим расписанием, например нельзя заниматься каждый день или по утрам.

На индивидуальных занятиях можно выбрать любое расписание и интенсивность, а преподаватель кроит курс под ваши нужды. Это обойдется дороже: от 900 рублей за академический час.

У репетитора стоимость часа занятий — от 1000 рублей. Сложность в том, что преподавателя языковой школы проверяет работодатель, а оценивать репетитора придется самостоятельно.

Я рекомендую два критерия выбора репетитора:

  1. Репетитор сам сдавал нужный вам экзамен и получил не меньше 100 за TOEFL или 7.5 за IELTS, или у него есть другой международный сертификат по английскому, подтверждающий уровень не ниже С1.
  2. Репетитор прошел специальное обучение по подготовке к нужному вам экзамену и может доказать это свидетельством.

Важно: свидетельство о подготовке преподавателя должна выдавать организация, уполномоченная центром, в котором экзамен разрабатывался. Подготовку к этому экзамену подтверждает Кембриджский университет

Курс подготовки длится от 40 до 90 академических часов. Академический час — это 40 или 45 минут, зависит от языковой школы. Стандартное расписание — два занятия в неделю по 2—3 часа . Значит, курс идет от 2,5 до 4 месяцев. Это при условии, что ваш уровень с самого начала соответствовал той оценке, что вы хотите получить.

Часто школы предлагают интенсивные курсы подготовки на 5—7 дней : каждый день занятия длятся от трех часов. Обычно интенсив берут для решения узкой задачи, например научиться писать эссе. Я советую их, только если ваш уровень английского не ниже B2, потому что формат таких занятий предполагает очень быстрое знакомство с экзаменом и интенсивную проработку всех частей.

Пример стоимости. Для примера я посчитала, сколько придется заплатить, если сдавать IELTS в Нижнем Новгороде.

стоит сдавать IELTS в Нижнем Новгороде после групповых занятий

  • четырехмесячный курс — 25 000 Р ;
  • экзамен IELTS — 19 500 Р ;
  • итого — 44 500 Р .
  • 70 часов занятий — 70 000 Р ;
  • материалы для подготовки: учебник и рабочая тетрадь — 3000 Р ;
  • экзамен IELTS — 19 500 Р ;
  • итого — 92 500 Р .

Самостоятельная подготовка: если вы оценили свой уровень как B2 и выше и решили готовиться сами, можно сэкономить и на книгах. Классический учебник вам не понадобится, а тесты есть в сети. Из обязательных трат — только сам экзамен, 19 500 Р .

Как выбрать свой способ подготовки

По моему опыту, чтобы сдать TOEFL и IELTS хотя бы на 70 и 6 соответственно, нужно говорить по-английски на уровне Upper-Intermediate, или B2. Так вы сможете готовиться к экзамену без паники и зубрежки.

На мой взгляд, комфортный темп — это два занятия в неделю по 2—3 часа и три часа на домашнюю работу. Чтобы получить результат, учиться надо не меньше четырех месяцев. В каждом экзамене 8—10 тем , которые надо проработать. Если заниматься меньше, вы просто не успеете их пройти.

Я советую заниматься каждой темой не меньше трех уроков. Кроме заданий из самого экзамена делать лексические упражнения. Наконец, делайте 2—3 настоящих теста в неделю и обязательно засекайте время. Чем больше вы будете практиковаться в условиях, приближенных к экзаменационным, тем лучше усвоите логику заданий и тем быстрее будете с ними справляться.

Разработчики кембриджских экзаменов утверждают: чтобы перейти на следующий языковой уровень, нужно учиться не меньше 200 часов. В IELTS один уровень соответствует четырем рядом стоящим оценкам: если у вас уровень B1, можно рассчитывать на 4,5—6 баллов . Получается, что за каждые новые полбалла придется заплатить 50 часами обучения.

Фото: chuttersnap / Unsplash

Образование для китайцев — ценность с историей не менее древней, чем у самой Поднебесной. Стремительный экономический рост страны — во многом результат социальных установок, в которых у образования исторически главенствующая роль. В ментальности китайцев знание не только социальный лифт, но и мера, уравнивающая вообще все социальные отношения. По прогнозу Российского экспортного центра (РЭЦ), Россия в ближайшей перспективе должна стать крупнейшим поставщиком образования для китайцев.

Образование как ключ к госслужбе

Высший успех для китайца — стать госслужащим. Чиновники в Китае всегда были и остаются наиболее уважаемым социальным классом. Ранги мандаринов еще во времена Цинской династии (1644-1912) делили служащих на военных и гражданских, всего девять рангов с двумя подрангами в каждом: сослуживцы императора, великие секретари, магистры округов, сборщики налогов, заместители тюремных надзирателей и еще множество уважаемых позиций. Почему уважаемых? А потому, что на протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз, для назначения мандарином требовалось выдержать сложную процедуру экзаменации.

Примечательно, что исторически в системе государственного устройства Китая престиж позиций в силовых структурах всегда уступал гражданским: знание ценилось выше силы. После падения Цин на место мандаринов пришли современные чиновники, но образовательный ценз не поменялся, оставаясь исключительно высоким и сегодня. Например, в китайской практике экзаменации полностью отсутствует привычное списывание или его английский аналог — cheating. Ведь успешная сдача школьных экзаменов и госэкзаменов для поступления ведет китайцев к мечте — государственной службе.

Издалека стремление к госслужбе может казаться странным, хотя бы потому, что количество чиновников в нашем понимании ограничено. Но здесь надо учитывать, что в стане с населением 1,4 млрд человек государственный аппарат широк и разветвлен, Китай управляется большим количеством чиновников — людей, непременно получивших качественное образование.

Устройство системы образования

Система образования в Китае: дошкольное образование, начальная, неполная или полная средняя школа, университет, докторантура. В детсад китайцы идут с трех лет, можно выбрать между государственным и частным. Важно, что детский сад — обязательный этап образовательного процесса, без дошкольной подготовки детей не берут в школу. Именно в саду китайцы начинают изучать пиньинь — запись звуков китайского языка. Это подготовка к изучению иероглифов, без которой невозможно обучение китайской письменности.

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу, программа которой включает не только академические дисциплины, но и физические, и общее развитие. Программа начальной школы стартует в 7:00 и, как правило, продолжается до 16:00, после чего дети могут идти домой. Следующий этап — средняя или профессиональная начальная школа — этап, на котором дети и родители должны выбрать, поступать в ВУЗ или получать рабочую специальность. Во втором случае обучение длится четыре года, а средняя школа предлагает программу из нескольких ступеней: первой и высшей, каждая включает три года обучения.

Среднее образование в Китае обязательное и бесплатное, но только до высшей ступени, переход на которую невозможен без серьезных вступительных испытаний. Высшая ступень в Китае является не только конкурсной, но и платной. Таким образом, поступление в среднюю школу высшей ступени — первый существенный и жесткий водораздел, преодолеть который могут не все. Причем, способность оплачивать образование не поможет в случае провала экзаменов. Средняя школа готовит учеников к поступлению в ВУЗ, профессиональная помогает найти работу по завершении.

Но независимо от выбора школы, дисциплина и усердие остаются базовым требованием ко всем ученикам. Пропуск нескольких уроков влечет отчисление. Но особенно интересно, что дети, не сдавшие установленный госэкзамен по окончании школы, лишаются возможности обучаться в ВУЗе и могут рассчитывать только на рабочую профессию в профессиональной школе.

Подход к высшему образованию

Исторически сложилось, что китайцы считают правильным получать высшее образование в Китае: это возможность интегрироваться в профессиональную среду, установить прочные связи с будущими коллегами и партнерами. Но этот подход часто разбивается о нелояльную конкуренцию или отсутствие финансовых возможностей для получения высшего образования в своей стране. Тогда китайцы едут учиться в Россию или, например, США.

Постигнув всю сумму схоластической мудрости, каста ученых-управителей вполне искренне считала эту мудрость вершиной цивилизации и не допускала никаких сомнений на этот счет. Только ее изучение, только образцовое усвоение уже высказанных и апробированных идей давало человеку право занять важное место в сконструированной конфуцианцами государственной и общественной системе. И реализовывалось это право посредством конкурсных экзаменов.

Истоки системы конкурсного отбора наиболее способных и использование их на государственной службе восходят к древности [839, 82]. Современные исследования дают основание заключить, что идея экзаменационного отбора и конкурсной оценки чиновников впервые появилась еще у ранних легистов и лишь потом была заимствована также и конфуцианцами. Во всяком случае, известно, что институт отбора чиновников функционировал уже в Цинь [315, 613 – 633].

Однако если легисты ставили своей целью посредством отбора чиновников осуществлять верховный контроль правителя над страной, то конфуцианцы придали этому институту иной характер. Во-первых, уже в Хань акт отбора был заменен конкурсными экзаменами, итоги которых отражали объективную картину и свидетельствовали о действительной степени подготовки, знаний и способностей кандидатов [403, 2 – 3]. Тем самым была резко ограничена возможность произвола, роль личных отношений и т. п. в процессе отбора. Во-вторых, конфуцианцы фактически превратили конкурсные экзамены в средство подняться наверх по социальной и служебной лестницам, причем со временем, с эпохи Сун, – в основную и почти единственную возможность для этого57. В результате значение и общественная роль экзаменов намного возросли. В стране постепенно создался своеобразный культ экзаменов, культ полученной при благополучном прохождении экзаменов степени. Наконец, в?третьих, программа экзаменов и характер подготовки состязающихся, сумма знаний учащихся и перечень обязательных для них книг, кадры учителей и экзаменаторов и т. д. – все это было теперь конфуцианским и тесно связанным с основными принципами, традициями, нормами и культами конфуцианства58. Таким образом, предложенная в свое время легистами система отбора способных чиновников превратилась в руках конфуцианцев в одно из важных орудий упрочения своего господства, в надежный залог незаменимости конфуцианской теории и практики в административно-бюрократической структуре Китая.

Первое упоминание в китайских источниках о подобного рода экзаменах относится к 165 году до н. э. Экзамены были проведены по указу императора Вэнь-ди и при деятельном участии его ближайшего советника, конфуцианца Цзя И [315, 633]. Однако в эпоху Хань и в течение последующих столетий, характеризовавшихся ослаблением центральной власти (и соответственно роли конфуцианства в стране), эта система экзаменов еще не получила должного развития. В тщательно разработанную систему конкурсного отбора из нескольких этапов она превратилась лишь в эпоху Тан [480, 35], когда окрепла и усилилась единая централизованная империя и на повестку дня встал вопрос, как организовать подготовку и отбор кадров ученых-чиновников.

Китайская экзаменационная система, оказавшая известное влияние и на систему экзаменов в Европе, детально изучена синологами [725, 308 – 312]. Довольно трудно суммировать ее характерные черты в немногих словах, особенно если учесть, что на протяжении свыше тысячи лет своего активного функционирования она подвергалась значительным изменениям. Начиная с Тан эта система заключалась в следующем.

В разные периоды средневекового Китая условия для соискания всех трех степеней, в том числе первой, были различными. На раннем этапе активного функционирования экзаменационной системы эти условия, видимо, были более легкими: наиболее удачливые студенты достигали всех трех степеней и становились высшими чиновниками страны чуть ли не за десяток лет [534, 60]. Позже, с упрочением системы, с признанием ее значимости, а также в связи с возрастанием численности населения и количества желающих пробиться наверх получение даже низшей степени стало гораздо сложнее. Как явствует из специального исследования Чжан Чжун-ли, в XIX веке, для того чтобы получить право сдавать экзамены на степень сюцай, следовало предварительно пройти еще два тура полуотбора-полуэкзаменов, на что уходил ряд лет [254, 8 – 20]. При этом конкурс бывал весьма суров. Если в сунском Китае количество получивших степень колебалось от 1 до 10 процентов числа соискателей, в зависимости от места сдачи экзаменов (ближе к столице конкурс был выше – 534, 65), то в цинском Китае в XIX веке только 1 – 2 процента желающих из числа прошедших предварительные два тура допускались к третьему, дававшему право на получение низшей ученой степени [254, 11].

Справедливости ради необходимо упомянуть, что к сдаче экзаменов на вторую степень и в сословие шэньши допускались также и те, кто покупал низшую степень либо получал ее от императора в виде специального персонального пожалования. Покупка степени обычно стоила недешево и была доступна лишь богатым купцам или выходцам из землевладельцев-шэньши. Право на пожалованную степень имели немногие, обычно это были представители наиболее известных и заслуженных кланов. И, что особенно важно, владельцы степеней, полученных без экзаменационного конкурса, во?первых, составляли лишь незначительную часть тех, кто имел данную степень, и, во?вторых, всегда рассматривались как второразрядные обладатели степени, что практически сказывалось на всей их дальнейшей карьере [254, 19 – 20; 333, т. I, 394; 534, 76; 737, 131; 784, 218].

Экзамен на вторую степень обычно принимался в столице провинции раз в два-три года. Требования к экзаменующимся здесь были строже, задания – сложнее, хотя круг вопросов и знаний в общем оставался прежним. Зато успешно выдержавшие этот экзамен и получившие вторую ученую степень сразу же оказывались в привилегированном положении. Прежде всего, они теперь составляли высший, наиболее влиятельный слой шэньши, попасть в который было дано далеко не всякому даже из числа семей шэньши или иных зажиточных слоев общества. Продажа степени цзюйжэнь практиковалась в Китае крайне редко, лишь в исключительных случаях, по специальным императорским указам, главным образом с целью пополнения казны; стоило это неимоверно дорого [65, 169; 254, 24 – 25]. Очень немногим из числа представителей знатных и заслуженных семей давалась эта степень императорским пожалованием (разумеется, и купившие, и получившие степень в результате пожалования обязательно должны были быть обладателями первой, низшей, степени).

В целом трехступенчатая система конкурсных экзаменов действовала весьма успешно и эффективно. Довольно сложный и хорошо продуманный трехступенчатый барьер служил достаточно надежной гарантией для того, чтобы на высшую ступень попадали лишь действительно поднаторевшие в своем ремесле конфуцианцы.

Система конкурсных экзаменов, игравшая столь существенную роль в жизни Китая на протяжении почти двух тысячелетий, внесла свою лепту в формирование в стране упоминавшихся уже культов грамотности и образования, классических сочинений и вообще письменности. В то же время эта система, вкупе со всеми другими близкими ей и связанными с ней конфуцианскими институтами и культами, сыграла решающую роль в возникновении в Китае еще одного культа – культа ученых-чиновников, интеллектуалов-шэньши, то есть всех тех, кто учился, держал экзамены, получал степени и должности, мог учить других и быть жрецом грамотности, знаний, книг, науки.

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

РЕШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ

РЕШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ Самый сложный внутриполитический вопрос в Италии возник после захвата Рима в 1870 году: отношения с Ватиканом. Папа не признавал Итальянского государства. Монархия же не признавала светской власти Папы и провозглашала свободу совести. Пат.

Устройство государственных крестьян

Устройство государственных крестьян Важнейший результат деятельности комитетов, составленных для устройства крестьянского населения, состоял в учреждении особого управления для государственных крестьян. Чтобы приготовить развязку крепостного вопроса,

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи

Глава 1 (I–VII, X) Введение. — Миролюбивая система Антонинов. — Военная система. — Общее благосостояние. — Новые принципы управления. — Преторианская гвардия, ее бесчинства. — Тридцать тиранов. — Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако, все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Система экзаменов и сословие шэньши

Система экзаменов и сословие шэньши Истоки системы конкурсного отбора восходят к чжоускому Китаю: правители царств были заинтересованы в выдвижении подходящих кандидатов на должности чиновников, о чем есть упоминания в источниках. Придя к власти в эпоху Хань (III в. до

Имперский союз государственных служащих

Имперский союз государственных служащих (Beamtenbund), объединение сотрудников государственных учреждений, находившееся под строжайшим контролем нацистской партии. Являясь составной частью политики гляйхшалтунг, этот союз предназначался для вытеснения старых профсоюзных

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии)

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии) Философия — отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно. Олдос Хаксли Философия — это усилие, связанное с проверкой всех очевидностей. Лешек

Галерея государственных деятелей

V. Реорганизация государственных учреждений

V. Реорганизация государственных учреждений Я полагал, что парижские мятежники не смогут управлять собственным кораблем. (Жюль Фавр, Следствие по делу 18?го марта.) Итак, никакого соглашения достигнуто не было. Лишь один из четырех делегатов из–за явной усталости пошел на


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

В Японии понятие правящего класса ши стало подразумевать не гражданскую бюрократию, а самураев – военную элиту.


двойной клик - редактировать изображение

Первоначально относилось к разряду аристократической элиты, имевшей право пользоваться боевыми колесницами и командовать войском.

После распространения конфуцианства термин претерпел последнюю трансформацию: ши стало подразумевать интеллектуалов, получивших карьерное продвижение благодаря системе государственных экзаменов – кэцзюй (в 605 н.э. во времена правления династии Суй). Таким образом, сформировался класс местных элит, известный как шэньши.

Земледелие оставалось основным объектом налогообложения вплоть до индустриальной эпохи. Кроме того, с ослаблением аристократических линий класс землевладельцев оказался наиболее близким к ши. Категория нун не указывает на классовое разделение между владеющими землей и работающими на земле.

К этому сословию относились ремесленники, а также работники, свободно занимавшиеся трудом, либо кустарным производством.

Люди, занимавшиеся торговлей и коммерческой деятельностью.


двойной клик - редактировать изображение

2. Система девяти рангов (九品中正制, цзю пинь чжунчжэн чжи, или 九品官人法, цзю пинь гуаньжэнь фа, девять продуктов в системе, девять законов о продуктах) является системой отбора и назначения на государственную службу в Китае (Вэй, Цзинь, Южные и Северные династии) эпохи Троецарствия, зародившейся во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣/陈群) – министр государства Цао Вэй.

В теории, согласно этой системе, местные правители должны были выбирать талантливых кандидатов на правительственные посты, и, в зависимости от их способностей и умений, присваивать им одну из девяти степеней. В реальности кандидатами, как правило, становились лишь богатые и влиятельные люди, но образованность всегда ценилась в Китае, поэтому одарённые люди пробивались наверх, даже тогда, когда не имели сановного происхождения.

Система девяти рангов была заменена имперской системой государственных экзаменов кэцзюй.

4. Мандарин (португальский язык – министр, чиновник, от санскрита – мантрин – советник) – данное португальцами название чиновников в имперском Китае, позднее также в Корее и Вьетнаме. Название происходит через португальское посредство (слово обозначающее министра) из санскрита (командир) и соответствует собственно китайскому слову гуань (官). Вопреки расхожему заблуждению, это слово обозначало не только чиновников маньчжурской династии Цин. На протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз. Для назначения мандарином требовалось пройти сложную процедуру экзаменации.

5. В императорском Китае государственная служба существовала ещё со времён династии Чжоу, но тогда высшие государственные посты занимали в основном родственники монарха или представители дворянства.

После замены системы девяти рангов системой кэцзюй в 605 году при династии Суй, появилась почва для возникновения такого сословия как мандарины, и уже во времена династии Тан оно окончательно сформировалось. Мандарины стали основателями и ядром шэньши. Позднее мандарины отправлялись на службу в уездные города в свои резиденции – ямэни.

После падения династии Цин вместо мандаринов появились современные государственные служащие.

6. Во времена династии Цин (1644 – 1912 годы) существовали военные и гражданские служащие, которых делили на 9 рангов с 2 подрангами в каждом ранге. Гражданские назначения варьировались от сослуживца императора или великого секретаря в Запретном городе (самого главного) до магистрата округа, сборщика налогов, заместителя тюремного надзирателя, заместителя комиссара полиции или налогового инспектора. Военные назначения варьировались от фельдмаршала или камергера императорской стражи до сержанта третьего класса, капрала или рядового первого или второго класса.

Ниже перечислены все должности.

Слуги императора, Великие секретари

Фельдмаршал, камергер императорской охраны

Заместители слуг императора, слуги наследника, председатели судов, советники, цензоры

Знаменосцы генерал-лейтенанта, маньчжурский генерал-майор, главнокомандующий армией

Заместители слуг наследника, вице-президенты судов, министры при императорском дворе, генерал-губернаторы провинций

Знаменосцы генерал-капитана, коменданты дивизий, бригадные генералы

Канцлеры императорского двора и академии Ханьлинь, министр финансов, провинциальные губернаторы

Помощники вице-президентов цензуры, провинциальные судьи, директор судебных органов

Артиллерийские и стрелковые бригадиры, бригадир разведки, знаменосцы полковника

Директор имперских банкетов, императорский конюх, контролёр сбора соли

Знаменосцы бригадного командира вне Пекина

Директор и помощник директора императорского двора, судов, цензора, внешних связей и обслуживающего персонала

Подполковник артиллерии, капитан стрелковых войск и разведки, майор полиции в Пекине

Инструкторы в Великом Секретариате и академии Ханьлинь, префекты

Капитан, помощник майордома в княжеских дворцах

Заместители инструкторов в академии Ханьлинь, субпрефекты

Капитан полиции, лейтенант или старший лейтенант

Помощники инструкторов и библиотекарей в академии Ханьлинь, помощники директоров советов и судов, цензоры

Лейтенанты стражи ворот, младшие капитаны

Секретари и преподаватели Имперских и Ханлинских институтов, секретари и регистраторы, Имперских Офисов и Магистрата Полиции

Телохранители, лейтенанты артиллерии, стрелковых войск и разведки, младшие лейтенанты

Помощники секретарей в имперских канцеляриях и секретариатах законов, заместители провинциальных субпрефектов, буддийские и даосские священники

Заместитель лейтенанта полиции

Помощники полицейских магистратов, регистраторы исследований, директора исследований в Пекине, окружные магистраты

Клерк городских ворот, младший лейтенант

Секретари в офисах помощников губернаторов, контролёров сбора соли и транспортных станций

Помощник майордома в дворянской усадьбе

Помощники окружных магистратов, префектурные секретари, уездный директор по исследованиям

Заместитель директора по исследованиям, архивисты Управления по контролю за солью

Тюремные надзиратели, районные регистраторы, префектурные архивисты

Префектурный сборщик налогов, заместитель тюремного надзирателя, заместитель комиссара полиции, налоговый эксперт

Младший сержант, капрал, ефрейтор, рядовой

Во времена правления династии Цин, губернаторы провинций носили на своих шапках штырь с рубиновым шариком сверху. У более низких рангов чиновников вместо рубина использовался коралл, сапфир, лазурит, белый нефрит, золото и серебро.

7. Государственные экзамены в императорском Китае кэцзюй (科舉/科举) – неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат.

Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 (династия Суй) и до 1905 (закат династии Цин, за год до рождения Пу И). Её существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи. По мнению Бенджамина Элмана, после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая.

О существовании наиболее ранних экзаменов известно мало, косвенные сведения указывают на III век до н.э. Наиболее ранний документированный случай письменного экзамена (в Китае и в мире) – 165 год до н.э.

7.1. Предшественницей кэцзюй была система девяти рангов (九品中正製/九品中正制, цзю пинь чжунчжэн чжи, или 九品官人法, пиньинь: цзю пинь гуаньжэнь фа), зародившаяся в во времена династии Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.) и сформировавшаяся в эпоху Троецарствия. Её создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣/陈群), министр государства Цао Вэй. Местным правителям предписывалось рекомендовать кандидатов на посты в правительстве, характеризуя их таланты соответственно девяти степеням. Однако фактически кандидатами становились только богатые и знатные члены общин.

Введение системы кэцзюй позволило частично устранить этот недостаток. Централизованная экзаменационная система ослабила влияние аристократических кланов и на раннем этапе развития системы стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса (дискриминации подвергался класс торговцев, однако в поздний имперский период они также стали частью учёной элиты, поскольку право на экзамены предоставлялось их сыновьям. Участники движения Тайпинов впервые выступили за допущение к экзаменации женщин). По мнению ряда исследователей, благодаря кэцзюй Китай был близок к реализации меритократической модели управления государством. Целесообразность применения такой модели в российской системе государственного и муниципального управления должны оценить патриотические эксперты.

Успешная сдача всей серии экзаменов обеспечивала кандидату должность в корпусе высших чиновников. Однако реальная выгода от участия в экзаменах варьировалась в зависимости от имперской политики: альтернативной дорогой для продвижения, особенно в смутные времена, оставалась военная служба. Обладателям учёных степеней не всегда гарантировались государственные посты, но предоставлялись налоговые и судебные льготы. Процесс обучения был долгим и дорогим (как правило, для подготовки детей в состоятельных семьях нанимались частные учителя), и поэтому кандидатами на учёную степень становились преимущественно дети богатых землевладельцев, малочисленной, но влиятельной социальной прослойки. Кроме того, будучи дорогой к власти, система кэцзюй давала немало возможностей для злоупотреблений, которые иногда доходили до отмены экзаменов и прямой продажи должностей.

Тем не менее, государственная служба оставалась амбицией, поддерживаемой конфуцианской системой ценностей, а символ процветания – дух богатства Цай Шэнь – рисовался народному воображению носящим шапку и пояс чиновника высшего ранга. В плане внутренней политики система государственных экзаменов была мостом между императорским домом и местными элитами, обеспечивала лояльность последних и, в определённой мере, гарантировала равноправное представительство всех регионов империи в столице. В качестве защиты от коррупции и возможного усиления местных кланов, важным условием для предержащих высокие звания была регулярная смена места службы.

Циркуляция кадров по стране была также важным фактором общекитайского единства: будучи представителями государственной власти, чиновники пользовались унифицированным языком (в противопоставление местным диалектам (фактически различным языкам) и говорам) и являлись носителями единых культурных ценностей. Получая финансирование из центра и/или из местной казны, они становились инициаторами и координаторами локальных проектов (инженерных, образовательных, социальных), судьями, патронами искусств и учителями.

7.3. Система проведения экзаменов, и соответственно присваиваемых чинов, постепенно усовершенствовалась.

В своем классическом варианте, утверждённом в начале эпохи Сун, система кэцзюй состояла из трёх ступеней. Впоследствии, по мере увеличения территории страны в эпохи Мин и Цин, каждая из ступеней получила дополнительные градации, и система приняла следующий вид:

шэнъюань (生員/生员), более широко известный как сюцай (秀才) – лицензиат, обладатель диплома первой степени, сродни современному западному бакалавру. Экзамен проводился в региональных центрах ежегодно;

шэнъюань с лучшим результатом получал титул аньшоу (案首);

бытовал также титул гуншэн, старший лиценциат (貢生/贡生);

цзюйжэнь (舉人/举人) – обладатель второй степени, присуждаемой на провинциальном уровне раз в три года;

цзеюань (解元) – цзюйжэнь с лучшим результатом;

хуэйюань (會元/会元) – цзюйжэнь с лучшим результатом по итогам предварительных экзаменов;

гунши (貢士/贡士) – цзюйжэнь, прошедший этап предварительных экзаменов;

цзиньши (進士/进士) – обладатель высшей степени на экзамене, проводившемся в столице раз в три года;

цзиньши цзиди (進士及第/进士及第) цзиньши – обладатель первой степени по результатам экзамена;

цзиньши чушэнь (進士出身/进士出身) обладатель второй степени по результатам экзамена;

тун цзиньши чушэнь (同進士出身/同进士出身) цзиньши – обладатель третьей степени по результатам экзамена.

Согласно Б. Элману, сохранились записи об экзаменационных практиках в количестве: 2 от династии Сун, 18 –от Юань, 153 – от Мин и 869 – от Цин. Общее количество кандидатов, достигших степени цзиньши, за две последние династии составило более 50 000 человек.

7.5. Знаками различия держателей ученых степеней служили квадратные нашивки с изображением разного рода животных на груди парадного одеяния, а также замысловатые шапки и пояса, получившие гротескное изображение в китайском традиционном театре.

7.6. Эта система стала международной уже в 847 году (династия Тан), так как обладателем высшей ступени на имперском экзамене стал араб.

Первый аналогичный экзамен на государственную службу в Европе состоялся в Берлине только в 1693 году.

Около 1100 года (династия Северная Сун) в Китае распространилась практика серийного печатания карманных шпаргалок для использования на экзаменах.

Шпаргалка эпохи Цин могла представлять собой мелко исписанную исподнюю рубашку (поскольку экзаменующимся предоставлялись изолированные друг от друга кельи).

8. Восьмичленное сочинение (八股文) – специфический для Китая эпох Мин и Цин литературный жанр, используемый только в системе государственных экзаменов, основная форма аттестации.

1) вступление (破题) ‒ два предложения прозой, вводящие рассуждение;

2) развитие темы (承題) ‒ пять предложений прозой, развивающие вступление;

3) общее рассуждение (起讲) ‒ прозой;

4) развитие рассуждения (起股) ‒ экзаменационным заданием определялось количество: 4, 5, 8 или 9 параллельных рассуждений, которые должны были развивать общую тему, здесь автор сочинения показывал искусство подбирать синонимы при сохранении смысла и структуры текста;

5) центральное рассуждение (中股) ‒ ритмической прозой с параллелями, число которых, однако, не ограничивалось, для полного раскрытия темы сочинения;

6) завершающее рассуждение (后股) ‒ ритмической прозой с параллелями, в этой части допускалось обсуждение моментов, не вошедших в центральное рассуждение;

7) увязка рассуждений (束股) ‒ параллельные рассуждения числом от 2 до 5 пар, здесь должны быть связаны между собой все тематические линии сочинения;

8) большая увязка (大结) ‒ общий итог сочинения, писался прозой, данная часть была строго формализована, свобода выражения не допускалась.

Суть всех этих статей из единого цикла заключается в следующем: Китай (плохой или хороший, злой или добрый, успешный или неудачный) – это не игрушка в чьих-то натруженных руках, а настоящий мировой проект, который осуществляется (если верить официальной китайской историографии) под неусыпным контролем определённых китайских кланов и духовных лиц (носителей идей этого самого мирового проекта китайского государства) уже не менее 3,5 тысяч лет по меньшей мере. Клан Цзи (русское значение иероглифа 姬 – придворная дама, знатная женщина), проживавший ещё во II тысячелетии до н.э. на территории современной провинции Шэньси, возглавлял ряд самых крупных китайских государств в различные периоды его истории. Этот же клан Цзи и сейчас имеет представителей в высшем китайском руководстве. Такова природа любого подлинного государства. Хотя, сколько существовало в истории лимитрофных, буферных, полунезависимых государств и протекторатов. Провозглашения независимости той или иной неформальной организацией, считающей, что она представляет некую историческую общность (народ), бывает совсем недостаточно, чтобы государство было не эфемерным, а стало настоящей реальностью.


Государственные экзамены в императорском Китае (кит. трад. 科舉 , упрощ. 科举 , пиньинь kējǔ) — центральный элемент в системе конфуцианского образования, обеспечивавший местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат.

Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 (династия Суй) и до 1905 (закат династии Цин, за год до рождения Пуи). Ее существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи.

Содержание

Формирование и значимость

Предшественницей кэцзюй была система девяти рангов (九品中正制, она же 九品官人法), зародившаяся в во времена династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и сформировавшаяся в эпоху Троецарствия. Ее создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣 / 陈群, Chen Qun), министр Цао Вэя. Местным правителям предписывалось рекомендовать кандидатов на посты в правительстве, характеризуя их таланты соответственно девяти степеням. Однако фактически кандидатами становились только богатые и знатные члены общин.


Введение системы кэцзюй позволило частично устранить этот недостаток. Централизованная экзаменационная система ослабила влияние аристократических кланов и стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса (дискриминации иногда подвергался класс торговцев). Известен случай (эпоха Тан), когда обладателем высшей степени оказался мусульманин. Участники движения Тайпинов впервые выступили за допущение к экзаменации женщин).

При большинстве династий сдача экзаменов, естественно, требовала хорошего знания традиционного китайского литературного языка — вэньяня; однако в 1173 г император Шицзун (Shizong) чжурчжэньской династии Цзинь (1115—1234), властвовавшей в те годы на севере Китая, ввёл также и параллельные экзамены на чжурчжэньском языке. Впрочем, большинство кандидатов, прошедших чжурчжэньский вариант экзаменационной системы, нашли работу в чжурчжэньских школах, а не в системе государственной администрации. [1]

Успешная сдача всей серии экзаменов обеспечивала кандидату должность в корпусе высших чиновников. Однако реальная выгода от участия в экзаменах варьировалась в зависимости от имперской политики: альтернативной дорогой для продвижения, особенно в смутные времена, оставалась военная служба. Обладателям учёных степеней не всегда гарантировались государственные посты. Процесс обучения был долгим и дорогим (как правило, для подготовки детей в состоятельных семьях нанимались частные учителя), и поэтому кандидатами на учёную степень становились преимущественно отпрыски богатых землевладельцев, малочисленной, но влиятельной социальной прослойки. Кроме того, будучи дорогой к власти, система кэ цзюй давала немало возможностей для злоупотреблений, которые иногда доходили до отмены экзаменов и прямой продажи должностей.

Тем не менее, государственная служба оставалась амбицией, поддерживаемой конфуцианской системой ценностей, а символ процветания — дух богатства Цай Шэнь — рисовался народному воображению носящим шапку и пояс чиновника высшего ранга. В плане внутренней политики система государственных экзаменов была мостом между императорским домом и местными элитами, обеспечивала лояльность последних и, в определённой мере, гарантировала равноправное представительство всех регионов империи в столице. В качестве защиты от коррупции и возможного усиления местных кланов, важным условием для предержащих высокие звания была регулярная смена места службы.

Циркуляция кадров по стране была также важным фактором национального единства: будучи представителями государственной власти, чиновники пользовались унифицированным языком (в противопоставление местным диалектам и говорам) и являлись носителями единых культурных ценностей. Получая финансирование из центра и/или из местной казны, они становились инициаторами и координаторами локальных проектов (инженерных, образовательных, социальных), судьями, патронами искусств и учителями.

Устройство

Система проведения экзаменов, и соответственно присваеваемых чинов, постепенно усовершенствовалась.

В своем классическом варианте, утвержденном в начале эпохи Сун, система кэцзюй состояла из трех ступеней. Впоследствие, по мере увеличения территории страны в эпохи Мин и Цинь, каждая из ступеней получила дополнительные градации, и система приняла следующий вид:

Символика

Ранг предержащих ученую степень определялся сложной системой изображений животных на парадном одеянии, а также замысловатыми шапками и поясами, получившими гротескное изображение в китайском традиционном театре.

Читайте также: