Как назывались органы правопорядка при царе

Обновлено: 16.05.2024

Деятельность военной контрразведки в отечественной литературе отражена специфично. Часть авторов утверждают, что органы контрразведки были созданы только в начале прошлого века. Непонятно, правда, кто до этого ловил иностранных шпионов.

Часть первая
Политический сыск

Глава 1
Опричнина

Венцом опричного террора стал разгром Новгорода в 1570 г., когда жители этого древнего города были обвинены в измене и подвергнуты жестокой расправе. Понимая всю вздорность и надуманность выдвинутых обвинений, грозивших гибелью второго после Москвы города русского государства, А.Д. Басманов и А.И. Вяземский попытались если не предотвратить карательную акцию, то хотя бы предупредить новгородцев о нависшей смертельной опасности. Когда после разгрома Новгорода об этом стало известно Ивану Грозному, то опричная машина террора с легкостью перемолола своих создателей: по утверждению Курбского, Басманов был зарезан собственным сыном, тоже служившим в опричнине, а регулярно избиваемый палками Вяземский умер в оковах в тюрьме. Хотя М. Черкасский никакой самостоятельной роли не играл, но и он на следующий год был зарублен опричными стрельцами. После уничтожения создателей опричнины руководство этой организацией перешло к новым людям, бесспорное первенство среди которых занял печально знаменитый Малюта Скуратов, выдвинувшийся именно в связи с новгородским делом. Мастер заплечных дел, он пользовался полным доверием царя, однако доставшейся властью ему пришлось наслаждаться сравнительно недолго – в начале 1573 г. он погиб во время боевых действий в Ливонии. Отменив опричнину в 1572 г., царь Иван Грозный через три года возрождает ее под видом удела, полученного им от Симеона Бекбулатовича, временно посаженного прихотью царя на московский трон. В последний период опричнину возглавили Б.Я. Бельский и А.Ф. Нагой, благополучно пережившие эпоху террора.

Несмотря на то что из-за явного преобладания в опричнине даже не карательного, а террористического элемента, ее нельзя рассматривать как первый отечественный орган государственной безопасности в строгом смысле этого слова, тем не менее отдельные элементы политического сыска (наряду с ее функциями как удела, личной царской гвардии, своего рода пародии на духовно-рыцарский орден и т. п.) во вновь созданной организации налицо.

Глава 2
Приказ Тайных дел

Страшный опричный террор нанес огромный ущерб Российскому государству и стал одной из причин Смутного времени, в ходе которого страна чуть было не потеряла свою национальную независимость. После разгрома и изгнания из Москвы иностранных интервентов встал вопрос об избрании нового царя и новой династии вместо пресекшейся династии Рюриковичей. На Земском соборе 1613 г. прошла компромиссная фигура Михаила Федоровича Романова, положившего начало новой правящей династии. Однако сам факт выборности Романовых, отсутствия у них авторитета древности (в отличие от 700-летней династии Рюриковичей) делали их положение на троне более шатким по сравнению с потомками Рюрика. В этом отношении показателен пример московского восстания 1682 г., участники которого через 69 лет после избрания первого Романова вполне серьезно обсуждали идею истребления царской фамилии и провозглашения новым царем князя М.А. Хованского. На объективную шаткость новой династии накладывалось и растущее сопротивление народных масс, противившихся усилению различных форм государственного гнета, резко возросшего при первых Романовых. Достаточно сказать, что почти все время правления Алексея Михайловича, второго царя новой династии, сопровождалось народными восстаниями: в 1648 г. произошли социальные взрывы в Москве, Томске, Соли Вычегодской, Устюге и других городах, в 1650 г. – в Пскове и Новгороде, в 1662 г. – восстание жителей столицы, а в 1670–1671 гг. вспыхнула крупномасштабная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Наряду с социальной борьбой в русском обществе в это же время начался и религиозный раскол, вызванный церковными реформами патриарха Никона. Неудивительно, что в обстановке нестабильности государственная власть начинает спешно усиливать репрессивный аппарат. Именно при первых Романовых происходят два взаимосвязанных явления: с одной стороны, впервые государственные преступления начинают выделяться из общей массы уголовных преступлений, и появляются специальные органы политического сыска, которые эти преступления расследуют, – с другой.

За подтвердившийся донос назначалась щедрая награда, а за недонесение уложение сулило смертную казнь.

В силу зачаточности форм политического сыска в то время донос являлся для власти практически единственным способом получения информации о государственных преступлениях, в результате чего она и поспешила объявить его гражданской обязанностью для всех членов русского общества. Главным способом подтверждения правильности доноса была пытка. По сложившейся традиции в первую очередь пытали самого доносчика. Если он под пыткой не отказывался от своего доноса, то немедленно арестовывали обвиняемых и всех свидетелей того или иного события.

В 1654 г., всего через пять лет после законодательного закрепления понятия государственного преступления, возникает и первый отечественный орган государственной безопасности – Приказ тайных дел.

Приказ был учрежден Алексеем Михайловичем в 1654 г. перед военным походом против Речи Посполитой и оставлен в Москве, имея задачей разбирать подаваемые на царское имя челобитные. Во главе его был поставлен тайный дьяк, которому подчинялся небольшой штат из 6–7 подьячих. Обычно, рассмотрев дело по челобитной, глава Приказа тайных дел докладывал о нем лично царю, после чего по указу Алексея Михайловича дело, минуя Боярскую думу, разрешалось в личной канцелярии царя или передавалось для исполнения в другой приказ. Сфера деятельности приказа неуклонно расширялась по мере возникновения тех или иных вопросов.

Как орган политического сыска Приказ тайных дел рассматривал особо значимые дела государственной важности. В 1666 г. этот орган при личном участии царя производил розыск по доносу Михаила Афанасьева на патриарха Никона и по другим материалам, связанным с низложенным главой церкви. Дело о расследовании восстания Степана Разина формально велось через приказы Казанского Дворца и Разрядной, но фактически им руководил Приказ тайных дел. Именно в него поступила собственноручно составленная царем памятная записка с десятью вопросами, которые руководившие следствием бояре должны были задать Степану Разину. Особенно интересовала Алексея Михайловича возможная связь между вождем крестьянского восстания и патриархом Никоном. Приказ тайных дел периодически запрашивал из других ведомств и различные материалы для этого процесса – распросные и пыточные речи и т.д. Серьезную угрозу экономической стабильности государства представляло фальшивомонетчество, и именно из недр этого приказа 12 августа 1663 г. вышел царский указ, предусматривавший за первую попытку выпуска фальшивой монеты ссылку в Сибирь, за вторую – смертную казнь. Поскольку противодействие иностранному шпионажу было актуально во все времена, то в компетенцию Приказа тайных дел стал входить надзор за подозрительными лицами и чужеземцами на территории русского государства.

К сказанному следует добавить один малоизвестный факт. Подьячие Приказа тайных дел сопровождали российских послов во время их миссий в другие государства и воевод, когда последние отправлялись на войну. Там подьячие должны были следить за дипломатами и военачальниками и доносить об их словах и делах царю[36].

В середине XVII века был создан Приказ тайных дел, который сначала являлся личной канцелярией царя, то есть органа, позволявшего ему при решении важнейших государственных дел обходиться без Боярской Думы.

Еще в начале своего правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подъячих из Приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце в конце 1654 г. – начале 1655 г. получил определенную организацию Приказа тайных дел. Первоначально Приказом заведовал тайный дьяк, при котором находилось 5-6 подьячих. К концу существования Приказа во главе его стояла дьячья коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15).

Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказами, так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобитных, поданных лично царю. После рассмотрения дел по челобитной в Приказе тайный дьяк докладывал о нем царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую Думу, разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из приказов. Важнейшей функцией Приказа являлся контроль за розыском (следствием) по деяниям, направленным против существующего строя, непосредственно против царя. Например, Приказ принимал участие в следствии по делу Степана Разина и его сподвижников. Царь составил памятную записку с десятью вопросами. В Приказ запрашивали различные материалы для этого процесса: расспросные, пыточные речи, очные ставки и т.д. Приказ тайных дел помещался в царском дворе, и царь часто бывал в нем. Здесь он имел свой стол с письменным прибором, принимал участие в составлении бумаг, требовал отчетов, слушал доклады, рассматривал дела. Возглавлявшие Приказ дьяки пользовались большим влиянием в государственных делах. И хотя Приказ был упразднен в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.

В XVII веке произошел расцвет и падение приказной системы управления, важной особенностью которой являлась множественности и неопределенность функций приказов. Почти каждый приказ выполнял не только функции управления, в его ведении находились также определенные территории, налоги с которых поступали на содержание приказа, выполняли они и полицейские функции. Вскоре были созданы Временные следственные комиссии, которые выполняли функции расследования политических дел.

Рост преступности, а именно профессиональной преступности был одной из причин, вызвавших губную реформу. В ходе земско-губных преобразований периода малолетства Ивана Грозного (1530-1540-е гг.) произошло усиление карательной функции государства. Были созданы специальные земские и губные избы, как органы борьбы с преступностью на местах.

Каждый воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности: он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, с нарушением казенного интереса (кормчества), со всяким несоблюдением порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Административно-полицейский надзор воеводы простирался и на личную жизнь населения.

Сущность розыскного процесса в целом заключалась в том, что в лице государственного агента соединялись различные процессуальные функции: обвинителя и судьи, и этот агент противопоставлялся обвиняемому, который служил лишь объектом сыска. Сущность состязательного процесса - в споре о праве двух равноправных сторон перед третьим - судьей. Розыскной процесс, появившийся сначала исключительно для дел о государственных преступлениях, постепенно распространился и на другие уголовные дела, вытесняя судное производство, которое оставалось иногда для власть имущих, по сути как привилегия. Не полагаясь только на своих должностных лиц, правительство поощряло частную инициативу по поимке преступников. Отдельным лицам по их челобитным, выдавались так называемые погонные грамоты, разрешавшие челобитчику отыскивать известного ему вора и задерживать.

В XVII в. деятельность власти, осуществлявших полицейские функции, регламентировалась целым рядом правовых актов - Соборным Уложением 1649 г., Указными книгами приказов – Земского, Разбойного, Холопьего и др., а также отдельными указами царя и Боярской думы. Таким образом, во второй половине XVII в. законодательно были закреплены меры по обеспечению общественного порядка и спокойствия.

Общественные структуры в деле обеспечения правопорядка продолжали иметь большое значение, несмотря на усиление роли государственных органов. Территория с центром в сравнительно большом населенном пункте называлась крестьянами волостью, а население волости - миром. Волость на своих собраниях - сходах выбирала старосту и некоторых других руководящих лиц, решала вопросы о принятии в общину новых членов и выделении им земель. Волостная община самостоятельно ведала сбор податей, низший суд и полицию.

Представители княжеской администрации являлись в волость, только когда в ней было совершено преступление и начинался спор о границах ее территории с соседними или крупными землевладельцами. Значение мирского самоуправления усиливалось высшей выборной должностью сотского. Сотский являлся посредником между волостным старостой и чиновниками наместника.

Таким образом, в Московском государстве развивались лишь слабые зачатки того, что в дальнейшем будет квалифицироваться как полицейская деятельность, законодательством Московского государства XVII века запрещались и преследовались лишь те нарушения немногих и несложных норм, которые угрожали внутренней безопасности. В рассматриваемый период все полицейские функции государства сводились, в основном, к обеспечению внутренней и внешней безопасности подданных.

Памятник городовому - дежурному полицейскому - в Калуге.


В детстве каждый учил: номер милиции - 02. Взрослые уже примерно знают, с заявлением о каком преступлении куда конкретно идти. Ведь правопорядок охраняют участковые, инспекторы по делам несовершеннолетних, дорожная патрульная служба, следственный комитет… А кто и как охранял людей от воров, грабителей, убийц и насильников на Руси в былые времена, когда дружинники - армия - уже не могла и в строю служить, и справляться с преступниками?

Первым повсеместно ввёл учреждения по охране порядка молодой царь Иван Грозный. У него было много недостатков, но и неоспоримое достоинство: стремление создать хорошо функционирующее государство. Прежде всего Грозный ассоциируется с опричниками, которые были вроде его личных спецулжб. Но настоящую работу по борьбе с преступлениями выполняли учреждённые по всей Руси губные избы во главе с выборными губными старостами. Губой при Грозном назывался территориальный округ, который мог совпадать с волостью (областью) или посадом (поселением).

Тем не менее губные избы трудно было назвать профессиональной службой. Дворяне на местах под руководством губного старосты ловили преступников в качестве общественных обязанностей, на правах активистов. Сделать в сыскном деле карьеру было нельзя, никаких специальных приёмов расследования тоже не существовало.

Очень долго любое преступление рассматривали и пресекали стрельцы - военнослужащие допетровских времён

Очень долго любое преступление рассматривали и пресекали стрельцы - военнослужащие допетровских времён

Воры, пожары и должники: будни дореволюционной полиции

Пётр I привёз из Европы не только манеру брить бороды и любовь к немецким словам, но и представление о полиции как особой службе. В 1715 году в Санкт-Петербурге была учреждена Главная полицейская канцелярия. Притом самой полиции ещё не было, её обязанности исполняли солдаты и унтер-офицеры. Так что временем появления в России полиции стоит считать 1718 год, когда царь назначил главу новой службе и определил обязанности полицейских.

По замыслу Петра, полиция должна была бороться с бродяжничеством и нищенством, дезертирством и побегами работных людей, контролировать соблюдение правил торговли, обеспечивать пожарную безопасность и приемлемое санитарное состояние улиц города и в общем следить за порядком. Полиция не только задерживала нарушителей порядка и проводила расследования преступлений, но и занималась судебным рассмотрением дел, решения по которым сама же и приводила в действие. Была введена особая форма: ярко-синие кафтаны и штаны, красные обшлага, под кафтаном - зелёный камзол.

Форма полицейского петровских времён включала короткие штанишки

Первая полицейская канцелярия вне Санкт-Петербурга была создана в Москве в 1722 году, а затем и в нескольких крупных городах. Хотя начальники в отделениях и главной канцелярии уже считались офицерами именно полиции, в подчинённых у них по-прежнему были солдаты и сержанты. Учреждение отделений полиции шло со скрипом. Набирали туда, естественно, самых опытных и сообразительных, но именно с такими и не хотели расставаться другие службы. Сенату приходилось чуть ли не по каждому сотруднику издавать отдельный указ.

Содержание полиции легло на бюджет армии. Жалованье, провиант, амуницию сотрудники получали через Военную коллегию. Присягу полицейские произносили свою особую, отличную от армейской.

Дело Петра после его смерти продолжила племянница императора и новая императрица, Анна Иоанновна. Она издала указ об учреждении полиции в городах, с которого фактически началась история регулярных органов охраны порядка в масштабе страны.

Сотрудники Самарского жандармского Отделения

При Екатерине функции полиции расширились. Учреждённые ею земские исправники, например, должны были, помимо прочего, следить за состоянием дорог, бороться с эпидемиями, следить за своевременной уплатой податей. Появившимся тогда же городничим (не путать с городовыми - городничие были представителями власти), помимо того, вменялось в обязанности подавлять массовые беспорядки.

Именно при Екатерине II города стали делиться на полицейские участки и появилась классическая азартная игра “перебрось труп через канаву, чтобы другой отдел разбирался”.

К слову о городовых. Фактически, они были простыми сотрудниками полиции и исполняли обязанности вроде наших участковых. Для задержания преступников на месте у них, кроме револьверов, были сабли. Всё время существования у городовых была негласная привилегия получать подношения от простых горожан по праздникам. Верным помощником городового считался дворник. В случае правонарушения дворник дул в специальный свисток, и по этому сигналу появлялась полиция.

По большому счёту, вплоть до революции полиция продолжала функционировать именно так, как положили правители XVIII века. Правда, в XIX столетии от неё всё же отделилась в особую службу пожарная охрана.

Когда полиция сменилась милицией

В Российской империи милицией (точнее ландмилицией) называли войска, похожие по функциям на наших пограничников. Во время войны с Наполеоном милицией стали называть и партизанские отряды, но недолго.

Идея народной милиции как замены полиции - “пса режима” - родилась в кругах будущих революционеров. После Февральской революции (сейчас не все помнят, но это не та, которую устроил Ленин) были распущены жандармы и полицейские и учреждена народная милиция. Сам Ленин раскритиковал нововведение: во-первых, многие из “новых” милиционеров были “старыми” полицейскими, во-вторых, потраченное на выполнение милицейских обязанностей милиционерам из числа рабочих не оплачивалось. Параллельно официальной народной милиции на местах создавалась ещё рабочая. После Октябрьской революции они постепенно слились в один государственный орган. Тем не менее, тенденция пополнять ряды именно за счёт старых полицейских кадров осталась: для расследования преступлений нужны были опытные люди.

Один из вариантов милиционерской формы в двадцатые года

Вообще коммунистами милиция изначально воспринималась как первый шаг к отказу от полиции, а затем и от армии. Подразумевалось, что новый, послереволюционный человек, во-первых, не будет склонен к преступлениям, во-вторых, в любой момент сможет защитить родную страну, а потом вернуться к своему обычному рабочему месту. Как показала Великая Отечественная война, последние ожидания частично оправдались. Но частично. Новое государство не смогло существовать без обычных государственных служб, включая охрану правопорядка и регулярные войска.

Милиция продолжила работу и после распада СССР. Только в 2011 году она была переименована обратно в полицию.

Сейчас в каждой стране мира, наверное, есть полиция. В некоторых она, как в Индонезии, занимается слежкой за нравственностью граждан и “безнравственных” имеет право избивать палками . Всё законно! Тем и отвратительно.

Музейный Хранитель

Литература:
1. Мулукаев Р.С. История отечественных органов внутренних дел. М., 2005. Гл. 3, с. 16-35.
Гл. 1, с. 6-16.

2. Мулукаев Р.С., Борисов А.В., Малыгин А.Я. Полиция Российской империи: монография. М., 2013.
Гл. 2, с. 43-75.

3. Рыбников В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М., 2008.
Гл. 3, с. 34-58.

4. Меняйло Д.В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах. Белгород, 2009. С. 10-12.

История органов внутренних дел России

История органов внутренних дел России

История органов внутренних дел России

История органов внутренних дел России

История органов внутренних дел России

При Петре I в качестве специального органа политической полиции выступает Преображенский приказ. Возник он в 1686 году в подмосковном селе Преображенском для управления Преображенским и Семеновским полками. С 1695 года приказ ведает охраной порядка в Москве и (с 1697 года, после стрелецкого бунта) расследованием особо важных судебных дел. Руководил приказом князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский. По свидетельству современников, Ромодановский был страшным человеком, перед которым трепетало все и вся. Приказ состоял из двух дьяков и 5-8 подъячих. Для производства арестов, обысков и других действий использовались солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков. Наряду с Преображенским приказом в России существовали майорские канцелярии (просуществовали до 1723 года), которые возникали вследствие дачи Петром I особых личных поручений приближенным особам, чаще всего гвардейским офицерам в майорском чине. В 1718 году создается новая структура, занимающаяся политическим сыском - Тайная канцелярия. История этого учреждения связана с расследованием дела о бегстве наследника за границу. Размещалась канцелярия в Петропавловской крепости, руководил ей П.А. Толстой, добившийся высокого доверия императора возвращением царевича Алексея из-за границы на Родину.
Таким образом, в России существовало несколько учреждений, специализирующихся на политическом сыске. Сфера их деятельности разграничивалась территориально: Тайная канцелярия вела дела о политических преступлениях, совершавшихся в Петербурге и окрестностях, Преображенский приказ - дела, поступающие из других регионов России. После ликвидации Тайной канцелярии (1726 г.) и Преображенского приказа (1729 г.) политический сыск в стране осуществляли Верховный тайный совет и Сенат. Однако вскоре этот порядок изменился.
Императрица Анна Иоановна, племянница Петра I, в 1731 году для расследования политических дел учреждает особую канцелярию. В дальнейшем она стала называться Канцелярией тайных розыскных дел. Ее начальником становится бывший министр петровской тайной полиции генерал Андрей Иванович Ушаков. Начинал он свою службу в Преображенском полку. Затем вел рекрутские дела. Руководителем политического сыска Ушаков был с 1731 года и до самой смерти (1747 г.). К тому времени служба давно миновала период становления и была способна на проведение сложных операций, в том числе и с использованием агентуры, набиравшейся в том числе из преступников, приговоренных к достаточно строгим мерам наказания. Канцелярия тайных розыскных дел просуществовала до 1762 года и была упразднена Петром III. Очень не любивший свою тетку Елизавету Петровну, он ломал все созданное предшественницей. Все дела и материалы канцелярии передавались Сенату. Но в действительности орган политического сыска не был ликвидирован. Просто вместо канцелярии при Сенате была учреждена Тайная экспедиция. Главным розыскником при Петре III был генерал-адъютант барон Карл Унгер-Штернберг, а его помощником - петербургский генерал-полицмейстер Николай Андреевич Корф. Законодательство России упоминает несколько видов доказательств. Первым по степени важности считалось собственное признание при условии его полноты, безоговорочности, доказательственности, сделанное только перед судом. Только в этом случае оно могло быть положено в основу приговора. Другими видами доказательств являлись показания свидетелей, а также официальные документы, частная переписка и присяга.

История органов внутренних дел России

История органов внутренних дел России

Читайте также: