Как называется законодательная ветвь власти парламент конгресс

Обновлено: 16.05.2024

Законодательный орган является совещательным узлом с полномочиями , чтобы сделать законы для более политического субъекта , таких как страна или город . Законодательные органы составляют важную часть большинства правительств ; в модели разделения властей они часто противопоставляются исполнительной и судебной ветвям парламентского правительства.

Законы, принятые законодательными органами, обычно известны как первичные законы . Кроме того, законодательные органы могут наблюдать за действиями управляющих и руководить ими, имея право вносить поправки в соответствующий бюджет .

Члены законодательного органа называются законодателями . В условиях демократии законодательные органы чаще всего избираются народом , хотя также используются непрямые выборы и назначение исполнительной властью, особенно в двухпалатных законодательных собраниях с верхней палатой .

СОДЕРЖАНИЕ

Название законодательного органа зависит от страны.

Общие имена включают:

  • Сборка (от до сборки )
  • Конгресс (от собираться )
  • Диета (от старогерманского `` народ '')
  • Дума (от русского dúma 'мысль')
  • Сословия или государства (от старофранцузского 'состояние' или 'статус')
  • Парламент (от французского parler 'говорить')

Хотя конкретные роли каждого законодательного органа различаются в зависимости от местоположения, все они преследуют одну и ту же цель - назначать должностных лиц, представляющих своих граждан, для определения соответствующего законодательства для страны.

Одним из первых признанных законодательных органов была Афинская Экклесия . [1] В средние века европейские монархи проводили собрания знати, которые позже превратились в предшественников современных законодательных органов. [1] Их часто называли Сословиями . Самым старым из сохранившихся законодательных органов является исландский альтинг , основанный в 930 году нашей эры.

Демократические законодательные органы выполняют шесть основных функций: представительство, обсуждение, законодательство, санкционирование расходов, формирование правительства и надзор. [1]

Существует пять способов обеспечения представительства в законодательном органе: [1]

  • Формально: как правила законодательной власти обеспечивают представительство избирателей;
  • Символически: как избиратели воспринимают своих представителей;
  • Описательно: насколько хорошо состав законодательного органа соответствует демографическим характеристикам общества в целом;
  • По существу: насколько хорошо представители на самом деле реагируют на потребности своих избирателей;
  • Коллективно: насколько хорошо представители представляют интересы общества в целом.

Одна из основных функций законодательного органа - обсуждение и обсуждение вопросов, имеющих большое значение для общества. [1] Это может происходить в двух формах. При дебатах в законодательных органах, таких как парламент Соединенного Королевства , в зале проходят оживленные дебаты. [1] Напротив, в законодательных собраниях, основанных на комитетах, таких как Конгресс США , обсуждение проходит в закрытых комитетах. [1]

В то время как законодательные органы номинально обладают исключительной властью создавать законы, существенная степень этой власти зависит от деталей политической системы. В законодательных органах вестминстерского типа исполнительная власть (состоящая из кабинета министров) может по существу принимать любые законы, которые она хочет, так как за ней обычно стоит большинство законодателей, контролируемых партийным кнутом, в то время как законодательные органы на базе комитетов в континентальной Европе и другие в президентских системах этих Америках больше независимости в разработке и внесении изменений в законопроекты. [2]

Истоки власти кошелька, которую законодательные органы обычно имеют при передаче или отказе в выделении государственных бюджетов, восходят к европейским дворянским собраниям, с которыми монархи должны были бы проконсультироваться перед повышением налогов. [3] Для того, чтобы это право было действительно эффективным, законодательный орган должен иметь возможность вносить поправки в бюджет, иметь эффективную систему комитетов, достаточно времени для рассмотрения, а также доступ к соответствующей справочной информации. [3]

Власть законодательной власти над правительством сильнее

Законодательный орган может привлечь правительство к ответственности несколькими способами, включая вопросы , запросы и вотум доверия .

В отличие от демократических систем, законодательные органы при авторитаризме используются для обеспечения стабильности структуры власти путем кооптации потенциальных конкурирующих интересов внутри элит, чего они достигают (ограничивают) следующими способами: [4]

  • Обеспечение легитимности;
  • Включение противников в систему;
  • Обеспечение некоторого представительства сторонних интересов;
  • Предлагая способ вербовки новых членов правящей клики;
  • Будучи каналом, через который могут быть переданы ограниченные обиды и уступки.

Каждая палата законодательного органа состоит из ряда законодателей, которые используют ту или иную форму парламентской процедуры для обсуждения политических вопросов и голосования по предлагаемому закону. Для осуществления этой деятельности должно присутствовать определенное количество законодателей; это называется кворумом .

Некоторые обязанности законодательного органа, такие как рассмотрение в первую очередь нового предложенного законодательства, обычно делегируются комитетам, состоящим из нескольких членов палаты (палат).

Члены законодательного органа обычно представляют разные политические партии ; Члены от каждой партии обычно собираются на закрытые собрания для организации своих внутренних дел.

Законодательные органы сильно различаются по величине политической власти, которой они обладают, по сравнению с другими политическими игроками, такими как судебные органы , военные и исполнительные органы . В 2009 году политологи Стивен Фиш и Мэтью Крениг составили Индекс парламентских полномочий в попытке количественно оценить различные уровни власти среди национальных законодательных органов. Германский Бундестаг , то итальянский парламент , и монгольский Великий государственный Хурал привязан к наиболее мощным, в то время как в Мьянме Палаты представителей и Сомали переходного Федерального Собрания Российской Федерации (с заменено наФедеральный парламент Сомали ) ничейный по численности . [5]

Некоторые политические системы следуют принципу верховенства законодательной власти , согласно которому законодательная власть является высшей властью и не может быть связана другими институтами, такими как судебная власть или писаная конституция . Такая система делает законодательную власть более сильной.

В парламентских и полу-президентской системы правления , то исполнительный несет ответственность перед законодательным органом, который может снять его с вотумом недоверия . С другой стороны, согласно доктрине разделения властей , законодательная власть в президентской системе считается независимой и равноправной ветвью власти наряду с судебной и исполнительной. [6] Тем не менее, многие президентские системы предусматривают импичмент исполнительной власти за преступное или неконституционное поведение.

Законодательные органы иногда делегируют свои законодательные полномочия административным или исполнительным органам . [7]

После выборов члены могут быть защищены парламентским иммунитетом или парламентскими привилегиями либо в отношении всех действий в течение всего срока их полномочий, либо только тех, которые связаны с их законодательными обязанностями.

Конгресс Республики Перу , национального законодательный орган страны, встречается в Законодательном дворце в 2010 году

Законодательный орган может обсуждать и голосовать по законопроектам как единое целое, или он может состоять из нескольких отдельных собраний , называемых разными именами, включая законодательные палаты , палаты для дебатов и палаты , которые обсуждают и голосуют отдельно и имеют разные полномочия. Законодательный орган, который действует как единое целое, является однопалатным , разделенный на две палаты - двухпалатным , а другой, разделенный на три палаты - трехпалатным .

В двухпалатных законодательных собраниях одна палата обычно считается верхней палатой , а другая - нижней . Эти два типа жестко не различаются, но члены верхних палат, как правило, избираются или назначаются косвенно, а не избираются прямым голосованием, обычно распределяются по административным единицам, а не по населению, и, как правило, имеют более длительные сроки полномочий, чем члены нижней палаты. В некоторых системах, особенно в парламентских , верхняя палата имеет меньше полномочий и, как правило, играет более консультативную роль, но в других, особенно в федеральных президентских системах , верхняя палата имеет равные или даже большие полномочия.

В федерациях верхняя палата обычно представляет государства, входящие в состав федерации. То же самое и с наднациональным законодательным органом Европейского Союза . В верхнюю палату могут входить либо представители правительств штатов - как в Европейском Союзе, так и в Германии и до 1913 года в Соединенных Штатах - либо она может быть избрана в соответствии с формулой, которая предоставляет равное представительство штатам с меньшим населением, как и дело в Австралии и США с 1913 года.

Трехпалатные законодательные органы редки; Совет губернатора Массачусетса все еще существует, но самый последний национальный пример - это последние годы правления белого меньшинства в Южной Африке . Четырехпалатные законодательные органы больше не существуют, но раньше они использовались в Скандинавии.

Размер законодательного органа - это компромисс между эффективностью и представительством; чем меньше законодательный орган, тем эффективнее он может работать, но чем крупнее законодательный орган, тем лучше он может представлять политическое разнообразие своих избирателей. Сравнительный анализ национальных законодательных органов показал, что размер нижней палаты страны обычно пропорционален кубическому корню ее населения ; то есть размер нижней палаты имеет тенденцию увеличиваться вместе с населением, но гораздо медленнее. [11]


Законодательный орган является узлом с полномочиями , чтобы сделать законы для более политического субъекта , таких как страна или город . В модели разделения властей они часто противопоставляются исполнительной и судебной ветвям парламентского правительства .

Законы, принятые законодательными органами, обычно известны как первичные законы . Кроме того, законодательные органы могут наблюдать за действиями управляющих и руководить ими, имея право вносить поправки в соответствующий бюджет .

Члены законодательного органа называются законодателями . В условиях демократии законодательные органы чаще всего избираются народом , хотя также используются непрямые выборы и назначение исполнительной властью, особенно в двухпалатных законодательных собраниях с верхней палатой .

СОДЕРЖАНИЕ

Терминология


Название законодательного органа зависит от страны.

Общие имена включают:

  • Сборка (от до сборки )
  • Конгресс (от собираться )
  • Диета (от старогерманского `` народ '')
  • Дума (от русского dúma 'мысль')
  • Сословия или государства (от старофранцузского 'состояние' или 'статус')
  • Парламент (от французского parler 'говорить')

Хотя конкретные роли каждого законодательного органа различаются в зависимости от местоположения, все они преследуют одну и ту же цель - назначать должностных лиц, представляющих своих граждан, для определения соответствующего законодательства для страны.

История

Одним из первых признанных законодательных органов была Афинская Экклесия . В средние века европейские монархи проводили собрания знати, которые позже превратились в предшественников современных законодательных собраний. Их часто называли Поместьями . Самым старым из сохранившихся законодательных органов является исландский альтинг , основанный в 930 году нашей эры.

Функции

Демократические законодательные органы выполняют шесть основных функций: представительство, обсуждение, законодательство, санкционирование расходов, формирование правительства и надзор.

Представление

Существует пять способов обеспечения представительства в законодательном органе:

  • Формально: как правила законодательной власти обеспечивают представительство избирателей;
  • Символически: как избиратели воспринимают своих представителей;
  • Описательно: насколько хорошо состав законодательного органа соответствует демографическим характеристикам общества в целом;
  • По существу: насколько хорошо представители на самом деле реагируют на потребности своих избирателей;
  • Коллективно: насколько хорошо представители представляют интересы общества в целом.

Обдумывание

Одна из основных функций законодательного органа - обсуждение и обсуждение вопросов, имеющих большое значение для общества. Эта деятельность может осуществляться в двух формах. Во время дебатов в законодательных органах, таких как парламент Соединенного Королевства , в законодательных органах часто возникают оживленные дискуссии. Напротив, в законодательных собраниях, основанных на комитетах, таких как Конгресс США , обсуждения проходят в закрытых комитетах.

Законодательство

В то время как законодательные органы номинально обладают исключительной властью создавать законы, существенная степень этой власти зависит от деталей политической системы. В законодательных собраниях вестминстерского стиля исполнительная власть (состоящая из кабинета министров) может по существу принимать любые законы, которые она хочет, так как за ней обычно стоит большинство законодателей, контролируемых партийной кнутом, в то время как законодательные органы на базе комитетов в континентальной Европе и другие в президентских системах этих Америках больше независимости в разработке и внесении изменений в законопроекты.

Утверждение расходов

Истоки власти кошелька, которую законодательные органы обычно имеют при передаче или отказе в выделении государственных бюджетов, восходят к европейским дворянским собраниям, с которыми монархи должны были бы проконсультироваться перед повышением налогов. Чтобы это право было действительно эффективным, законодательный орган должен иметь возможность вносить поправки в бюджет, иметь эффективную систему комитетов, достаточно времени для рассмотрения, а также доступ к соответствующей справочной информации.

Делая правительства

Власть законодательной власти над правительством сильнее.

Надзор

Законодательный орган может привлечь правительство к ответственности несколькими способами, включая вопросы , запросы и вотум доверия .

Функция в авторитарных режимах

В отличие от демократических систем, законодательные органы при авторитаризме используются для обеспечения стабильности структуры власти путем кооптации потенциальных конкурирующих интересов внутри элит, чего они достигают (ограничивают) посредством:

  • Обеспечение легитимности;
  • Включение противников в систему;
  • Обеспечение некоторого представительства сторонних интересов;
  • Предлагая способ вербовки новых членов правящей клики;
  • Будучи каналом, через который могут быть переданы ограниченные обиды и уступки.

Внутренняя организация

Каждая палата законодательного органа состоит из ряда законодателей, которые используют ту или иную форму парламентской процедуры для обсуждения политических вопросов и голосования по предлагаемому закону. Для осуществления этой деятельности должно присутствовать определенное количество законодателей; это называется кворумом .

Некоторые обязанности законодательного органа, такие как рассмотрение в первую очередь нового предложенного законодательства, обычно делегируются комитетам, состоящим из нескольких членов палаты (палат).

Члены законодательного органа обычно представляют разные политические партии ; Члены от каждой партии обычно собираются на закрытые собрания для организации своих внутренних дел.

Отношение к другим ветвям власти

Законодательные органы сильно различаются по величине политической власти, которой они обладают, по сравнению с другими политическими игроками, такими как судебные органы , военные и исполнительные органы . В 2009 году политологи Стивен Фиш и Мэтью Крениг составили Индекс парламентских полномочий в попытке количественно оценить различные уровни власти среди национальных законодательных органов. Германский Бундестаг , то итальянский парламент , и монгольский Великий государственный Хурал привязан к наиболее мощным, в то время как в Мьянме Палата представителей и Сомали Переходное Федеральное Собрание (с заменено федеральным парламентом Сомали ) ставят на наименее мощный.

Некоторые политические системы следуют принципу верховенства законодательной власти , согласно которому законодательная власть является высшей ветвью власти и не может быть связана другими институтами, такими как судебная власть или писаная конституция . Такая система делает законодательную власть более сильной.

В парламентских и полу-президентской системы правления , то исполнительный несет ответственность перед законодательным органом, который может снять его с вотумом недоверия . С другой стороны, согласно доктрине разделения властей , законодательная власть в президентской системе считается независимой и равноправной ветвью власти наряду с судебной и исполнительной властью. Тем не менее, многие президентские системы предусматривают импичмент исполнительной власти за преступное или неконституционное поведение.

Законодательные органы иногда делегируют свои законодательные полномочия административным или исполнительным органам .

Члены

После выборов члены могут быть защищены парламентским иммунитетом или парламентскими привилегиями либо в отношении всех действий в течение всего срока их полномочий, либо только тех, которые связаны с их законодательными обязанностями.

Палаты


Конгресс Республики Перу , национального законодательный орган страны, встречается в Законодательном дворце в 2010 году

Законодательный орган может обсуждать и голосовать по законопроектам как единое целое, или он может состоять из нескольких отдельных собраний , называемых по-разному, включая законодательные палаты , палаты для дебатов и палаты , которые обсуждают и голосуют отдельно и имеют разные полномочия. Законодательный орган, который действует как единое целое, является однопалатным , разделенный на две палаты - двухпалатным , а другой, разделенный на три палаты - трехпалатным .


В двухпалатных законодательных собраниях одна палата обычно считается верхней палатой , а другая - нижней . Эти два типа жестко не различаются, но члены верхних палат, как правило, избираются или назначаются косвенно, а не избираются прямым голосованием, обычно распределяются по административным единицам, а не по населению, и, как правило, имеют более длительные сроки полномочий, чем члены нижней палаты. В некоторых системах, особенно в парламентских , верхняя палата имеет меньше полномочий и, как правило, играет более консультативную роль, но в других, особенно в федеральных президентских системах , верхняя палата имеет равные или даже большие полномочия.


В федерациях верхняя палата обычно представляет государства, входящие в состав федерации. То же самое и с наднациональным законодательным органом Европейского Союза . В верхнюю палату могут входить либо представители правительств штатов - как в Европейском союзе, так и в Германии и до 1913 года в Соединенных Штатах - либо она может быть избрана в соответствии с формулой, которая предоставляет равное представительство штатам с меньшим населением, как и дело в Австралии и США с 1913 года.


Трехпалатные законодательные органы редки; Совет губернатора Массачусетса все еще существует, но самый последний национальный пример - это последние годы правления белого меньшинства в Южной Африке . Четырехпалатные законодательные органы больше не существуют, но раньше они использовались в Скандинавии.

Размер

Размер законодательного органа - это компромисс между эффективностью и представительством; чем меньше законодательный орган, тем эффективнее он может работать, но чем крупнее законодательный орган, тем лучше он может представлять политическое разнообразие своих составляющих. Сравнительный анализ национальных законодательных органов показал, что размер нижней палаты страны обычно пропорционален кубическому корню ее населения ; то есть размер нижней палаты имеет тенденцию увеличиваться вместе с населением, но гораздо медленнее.

Но­си­те­ля­ми законодательной власти обыч­но яв­ля­ют­ся об­ще­го­су­дар­ст­вен­ные и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны – пар­ла­мен­ты, из­ред­ка – так­же пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, пре­имущественно го­род­ско­го. Во мно­гих стра­нах законодательную власть мо­гут осу­ще­ст­в­лять из­би­ра­те­ли по­сред­ст­вом народного го­ло­со­ва­ния – ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательная власть пар­ла­мен­тов мо­жет быть не­ог­ра­ни­чен­ной, от­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ной и аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ной. Не­ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там обыч­но в уни­тар­ных го­су­дар­ст­вах, где законодательная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но центральным пар­ла­мен­том. От­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там в фе­де­ра­ци­ях и так называемых ре­гио­на­ли­зо­ван­ных го­су­дар­ст­вах (например, в Ита­лии), а так­же в го­су­дар­ст­вах, пе­ре­дав­ших часть сво­их су­ве­рен­ных прав над­на­цио­наль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ям (например, Ев­ропейскому сою­зу). Аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть име­ет ме­сто в стра­нах, где кон­сти­ту­ци­ей жё­ст­ко ог­ра­ни­че­на сфе­ра законодательной власти (напрмер, во Фран­ции и ря­де стран, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную сис­те­му), – от­но­ше­ния, не пе­ре­чис­лен­ные в Ос­нов­ном за­ко­не, счи­та­ют­ся не во­шед­ши­ми в законодательную власть; они вхо­дят в сфе­ру рег­ла­мен­тар­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мой ис­пол­нительной вет­вью. При этом ус­та­нов­ле­на пре­зумп­ция ком­пе­тен­ции ис­пол­нительной вла­сти.

2) Од­на из вет­вей государственной вла­сти в стра­нах, где дей­ст­ву­ет кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, пред­по­ла­гаю­щий не толь­ко раз­де­ле­ние вла­ст­ных пол­но­мо­чий ме­ж­ду раз­ны­ми сис­те­ма­ми государственных ор­га­нов, но и вза­им­ное урав­но­ве­ши­ва­ние пол­но­мо­чий этих сис­тем (прин­цип сдер­жек и про­ти­во­ве­сов). законодательная власть пред­став­ле­на пар­ла­мен­та­ми, ко­то­рые час­то, по умол­ча­нию или вы­ра­жен­но, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми как един­ст­вен­ные ор­га­ны законодательной власти. Так, статья 94 Кон­сти­ту­ции РФ ус­та­нав­ли­ва­ет, что Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­дательным ор­га­ном РФ; раз­дел 1 статьи I Кон­сти­ту­ции США про­воз­гла­ша­ет, что все пре­дос­тав­ляе­мые ею за­ко­но­дательные пол­но­мо­чия вве­ря­ют­ся Кон­грес­су Со­еди­нён­ных Шта­тов (в шта­тах но­си­те­ли законодательной власти оп­ре­де­ля­ют­ся их кон­сти­ту­ция­ми). Обыч­но при­ня­тые пар­ла­мен­том за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в санк­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый так­же час­то осу­ще­ст­в­ля­ет их про­муль­га­цию и, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет их официальное опуб­ли­ко­ва­ние. По­это­му в кон­сти­ту­ци­ях не­ко­то­рых го­су­дарств эти функ­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва рас­смат­ри­ва­ют­ся как уча­стие в законодательной власти. Например, со­глас­но статье 2 Кон­сти­ту­ции Ис­лан­дии, законодательная власть при­над­ле­жит со­вме­ст­но аль­тин­гу (пар­ла­мен­ту) и Пре­зи­ден­ту рес­пуб­ли­ки; ана­ло­гич­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со­дер­жит часть 1 статьи 26 Кон­сти­ту­ции Гре­ции. Пар­ла­мен­ты как ор­га­ны законодательной власти, на­ря­ду со сво­ей за­ко­но­дательной функ­ци­ей, осу­ще­ст­в­ля­ют и не­ко­то­рые дру­гие - кон­троль за ис­пол­нительной вла­стью, вер­хов­ное рас­по­ря­же­ние государственной каз­ной, вы­бо­ры и на­зна­че­ния долж­но­ст­ных лиц и тому подобное.

В ря­де стран кон­сти­ту­ция­ми до­пус­ка­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние законодательной власти так­же ины­ми, чем пар­ла­мент, ор­га­на­ми. Это пре­ж­де все­го де­ле­ги­ро­ван­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ляе­мое ис­пол­нительной вла­стью по по­ру­че­нию или с со­гла­сия пар­ла­мен­та. Так, со­глас­но статье 38 Кон­сти­ту­ции Фран­ции, пра­ви­тель­ст­во мо­жет об­ра­тить­ся к пар­ла­мен­ту за раз­ре­ше­ни­ем осу­ще­ст­в­лять в те­че­ние ог­ра­ни­чен­но­го сро­ка ме­ры, обыч­но вхо­дя­щие в об­ласть за­ко­но­да­тель­ст­ва, и, по­лу­чив та­кое раз­ре­ше­ние, при­ни­ма­ет по­сле за­клю­че­ния Государственного со­ве­та ор­до­нан­сы, под­пи­сы­вае­мые пре­зи­ден­том, об­ре­таю­щие си­лу за­ко­на по­сле опуб­ли­ко­ва­ния и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии за­ко­ном пар­ла­мен­та.

Ряд кон­сти­ту­ций на­де­ля­ет за­ко­но­дательной вла­стью так­же ор­га­ны пар­ла­мен­тов. В Ита­лии, Ис­па­нии, Бра­зи­лии за­ко­ны мо­гут при­ни­мать­ся пар­ла­мент­ски­ми ко­мис­сия­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми на ос­но­ве про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва пар­тий­ных объ­е­ди­не­ний пар­ла­мен­та­ри­ев. В не­ко­то­рых стра­нах ак­ты с си­лой за­ко­на из­да­ют­ся так­же бо­лее уз­ки­ми кол­ле­гия­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся вер­хов­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми из сво­его со­ста­ва и в от­ли­чие от этих ор­га­нов дей­ст­ву­ют по­сто­ян­но. Так, По­сто­ян­ный комитет Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей из­да­ёт за­ко­ны по ши­ро­ко­му кру­гу во­про­сов и мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в за­ко­ны, из­дан­ные Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем; Государственный со­вет Ку­бы в пе­рио­ды ме­ж­ду сес­сия­ми Национальной ас­самб­леи народной вла­сти (эти пе­рио­ды весь­ма про­дол­жи­тель­ны) мо­жет из­да­вать дек­ре­ты-за­ко­ны - ак­ты, имею­щие си­лу за­ко­на и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии Национальной ас­самб­ле­ей.

В Рос­сии Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ в ря­де сво­их по­ста­нов­ле­ний при­знал за Пре­зи­ден­том РФ пра­во свои­ми ука­за­ми вос­пол­нять про­бе­лы в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве на пе­ри­од до всту­п­ле­ния в си­лу со­от­вет­ст­вую­щих за­ко­нов.

три ветви власти

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Три ветви власти: описание

судебная власть

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

три ветви власти законодательная власть

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

 три ветви исполнительной власти

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

три основные ветви власти

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

власть разделена на три ветви

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

три ветви власти законодательная власть

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Читайте также: