Как называется социальный институт созданный для обеспечения процесса образования

Обновлено: 18.05.2024

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленно форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворять социальные, экономические, политические, культурные потребности общества в целом или его части.

  • определенная группа людей, выполняющих общественные функции;
  • организационный комплекс функций, которые выполняют отдельные лица, члены группы от имени всей группы;
  • совокупность учреждений, организаций, средств деятельности;
  • некоторые социальные роли, особенно важные для группы, нацеленные на удовлетворение потребностей и регулирование поведения людей.

Правила, установленные институтами, влияют на поведение людей в обществе.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Суды в качестве социальных институтов выступают как:

  • группы людей, которые выполняют определенные функции;
  • организационные формы функций: суды анализирует, разбирают, судят;
  • учреждения, средства функционирования;
  • социальные роли участников процесса: судья, государственный обвинитель, защитник.

Характер общественных институтов страны определяет успех или провал ее развития в долгосрочной перспективе.

Классифицируют их по разным критериям. Наиболее распространено деление по целям (содержанию заданий) и сферам деятельности:

  1. Экономические— наиболее устойчивые, строго регламентированные социальные связи в хозяйственной деятельности. Макроинституты сферы промышленности, сельского хозяйства, финансов, торговли, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда. Строятся из собственности, управления, конкуренции, ценообразования, банкротства и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования.
  2. Политические— государство, парламент, суд, прокуратура, политические партии. Деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении порядка в обществе.
  3. Установления культуры и социализации— наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия в сферах науки, образования, религии, искусства, творческих учреждениях. Создают, укрепляют и распространяют системы ценностей, научные знания, социализируют молодое поколение.
  4. Социальные — организуют добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов. Регулируют повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.
  5. Институт семьи и брака— возник до религии, политики, государства, образования. Подразумевает также институты родства, материнства и отцовства, наследования социального статуса родителей, родовой мести, опеки.

По характеру целевых функций делятся на:

  • нормативно-ориентирующие. Осуществляют морально-этическую ориентацию поведения людей, утверждают общечеловеческие ценности, кодексы, этику;
  • нормативно-регулирующие. Регулируют поведение на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом выполнения являются представительские органы государства;
  • церемониально-символические и ситуативно-конвенционные. Определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации — разновидности обращений, приветствий, утверждений.

В зависимости от количества выполняемых функций:

  • монофункциональные (предприятие, организация);
  • полифункциональные (семья).

По критериям способа регулирования поведения людей:

1. Формальные — государство, армия, школа. Действуют в соответствии с четкими принципами (правовые акты, законы, указы, регламенты, инструкции), управляют на основе санкций, связанных с поощрением и административным или уголовным наказанием. Контролируются государством, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Определяют прочность общества. Регулируются не только писаными правилами, но и неписаными стандартами, морально-нравственными эталонами, обычаями, традициями.

2. Неформальные — культурные и социальные фонды, объединения по интересам, дружба, соседство, кровная месть. Не имеют четкой нормативной базы. Результат творчества на основе волеизъявления граждан. Контроль устанавливается с помощью норм, соответствующих гражданским традициям, обычаям.

Социальные институты современной России с примерами

Институт семьи и брака

В течение прошлого века в стране в результате урбанизации и крупных миграционных процессов многочисленные крестьянские семьи превратились в городские малые нуклеарные, близкие по размерам к европейским. Только 10% городских и 12% сельских насчитывают пять и более членов семьи.

При этом 90% всех российских семей проживает в городах. Эти факты дают основания прогнозировать демографическую убыль населения в ближайшие десятилетия.

Понятие брака в современной России уходит на второй план. В дореволюционное время диктовался правильный выбор супруга среди представителей своего класса, этнической группы, вероисповедания. В нынешней ситуации происходят изменения в структуре населения: сельские невесты уезжают в города, городские невесты испытывают острую конкуренцию, сельским женихам остается скромный выбор.

Получили распространение гражданский брак, добрачные отношения. Растет процент разводов. В результате этих изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам.

Но семья, как прежде, остается основной ячейкой социума. Почти 90% населения России живет в семьях, вне ее – каждый десятый (пожилые одинокие, призывники), что по современным меркам считается неплохим показателем. Для решения демографической проблемы на федеральном уровне принимаются законы о материнском капитале, для защиты прав детства — Семейный кодекс, нормативные акты в сфере опеки и попечительства.

Институты образования и науки

Российская система образования и науки включает:

  1. Органы управления и подведомственные им организации (министерства, Академии наук, ГорОНО).
  2. Сеть учреждений — школы, колледжи, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии.
  3. Творческие объединения — союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы.
  4. Инфраструктура науки и образования — проектные, производственные, клинические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
  5. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты (ФГОС).
  6. Учебники и учебно-методические пособия.
  7. Специализированные периодические издания.

Основные функции образования:

  • передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
  • генерирование и хранение культуры общества;
  • социализация молодежи, ее интеграция в социум;
  • формирование статуса личности;
  • социальный отбор, дифференциация молодых членов общества для воспроизводства и изменения социальной структуры общества, индивидуальной мобильности;
  • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора;
  • создание базы знаний для последующего непрерывного образования;
  • создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
  • социальный контроль.

Созданная в стране система обучения школа-техникум-курсы-вуз-аспирантура выполняет многие функции.

Характерная особенность науки в России — зависимость от государства.

  1. Государственность института науки и научного образования делает сферу зависимой от госполитики.
  2. Исследования и подготовка кадров зависят от социально-экономического заказа.
  3. На процессы в науке и образовании влияет общекультурная атмосфера в обществе.

Институт религии

Религия — сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяется потребностью общества в священном. Приблизиться к тому, что воспринимается с благоговением и трепетом, возможно через ритуал — социальное действие, предписанное специальными правилами поведения.

Функции института религии:

  1. Мировоззренческая. Дает ответы на вопросы о смысле жизни, причине страданий и сущности смерти.
  2. Компенсаторная. Ответы о смысле существования даруют верующим утешение и убеждение в том, что страдания на земле не напрасны.
  3. Адаптационная. Может помочь людям адаптироваться к новой среде.
  4. Охранительная. Церковь поддерживает существующую власть, власть поддерживает лояльные ей конфессии (РПЦ и действующая власть).
  5. Контролирующая. Религиозные нормы устанавливают ограничения для верующих (христианин должен соблюдать пост, выполнять требования заповедей).
  6. Социальная самоидентификация. Учения объединяют верующих в сообщества единомышленников, разделяющих одинаковые ценности и преследующих единые цели (религиозные общины, наличие духовенства).

Экономические институты

Механизмы организации хозяйственной деятельности, структуры управления конкретными отношениями включают в себя:

  • систему регуляторов взаимодействия между людьми (правила и нормы поведения);
  • организации или структуры управления, определяющие способ кооперации или конкуренции хозяйственных единиц.

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие их взаимодействие. Являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Создавались людьми для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли:

  • набор альтернатив;
  • издержки производства и обращения;
  • прибыльность;
  • вероятность привлечения к экономической деятельности.

Политические институты

Основные институты политической системы современного российского общества:

Политические образования, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений.

Подразделяются на институты:

  • власти. Осуществляют госвласть по иерархии (президент-полпреды-губернаторы областей и главы регионов, двухпалатный Совет федерации-парламенты регионов-муниципальные думы, правительство-агенства-управления и т.д);
  • участия (структуры гражданского общества в виде неправительственных некоммерческих организаций, объединений).

Трансформация политической системы России проходила в три периода:

Как социальные институты взаимосвязаны между собой

Социальных институтов, которые действовали бы в изоляции от остальных, нет. Производство учитывает потребности семей в новых квартирах, детских садах и школах. Система образования зависит от деятельности правительства по поддержанию престижа и развития перспектив учреждений образования и науки.

Действующая власть издает нормативные акты, одинаково воздействующие на родителей, священников, чиновников, руководителей предприятий, педагогов.

Многочисленные взаимосвязи объясняют и невозможность со стороны институтов тотально контролировать поведение своих членов.

Школы применяют стандартные планы обучения и воспитания для всех учеников. В семье, где родители поощряют развивающее чтение, школьник быстрее приобретает интеллектуальные интересы, чем в семье, где предпочитают только развлекательные направления.

Чтобы привести к балансу систему ролей, предписанных индивидам, институты идут путем договоренностей.

Промышленность, торговля зависят от поддержки правительства, которое ответственно за налогообложение, налаживание обмена и хозяйственных связей между ними. Правительство зависит от экономической поддержки со стороны этих институтов.

Наиболее важные социальные институты часто испытывают давление со стороны других, пытающихся захватить контроль над ними.

Значительное влияние образования и семьи на общество заставляет бороться за влияние на образование и семью со стороны политических, производственных организаций, церкви, армии. Политики поддерживают в школах установки на патриотизм и национальное самосознание. Производственные учреждения — профессионально ориентировать учеников с детства. Военные — вырастить будущих призывников.

Государство регулирует количество браков, разводов, рождаемость, устанавливает стандарты заботы о детях. Школы организовывают родительские комитеты для кооперации с семьей. Церковь пытается воспитать веру в бога, проповедует идеалы семейной жизни, стремится проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Иногда институциональные роли конфликтуют из-за принадлежности исполняющей их личности к нескольким институтам.

Выбор между карьерой или семьей. Предприятия и организации, чтобы включить деятельность супругов в сферу своего влияния, предлагают систему льгот, семейный отдых. Армия предусматривает включение жен в гарнизонную жизнь офицеров. Христианская церковь пошла другим путем — духовенство принимает обет безбрачия.

Институты адаптируются к изменениям в социуме. Изменение в одном неизменно влечет изменения в других.

Повсеместная урбанизация привела к тому, что в городах крестьяне создали свою субкультуру — и партии для привлечения электорального большинства, юридические организации в своей ежедневной деятельности изменили действия. Современная характеристика нуклеарной семьи изменила определение социального обеспечения государств, демографическую политику.

Социальное обеспечение влияет на покупательскую способность, экономическое положение влияет на электоральную активность и смену власти, преступность и политические решения определяют степень влияния церкви, социальная политика определяет количество работающих и т.д.

Социальные институты какого типа появились исторически последними

По мере развития общества возникают новые социальные потребности, для их удовлетворения образовываются новые институты. Прежние приспосабливаются к изменившимся условиям или исчезают (рабство, крепостничество, монархия). На их месте возникли институты президентства, парламентаризма, гражданского общества, СМИ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Институты социализации представляют собой относительно устойчи- вые типы и формы социальной практики по передаче социальных норм, культурных ценностей и способов поведения новым поколениям людей. Дея- тельность институтов социализации определяется устоявшейся в обществе совокупностью правил трансляции социального опыта от поколения к поко- лению и набором специфических социализационных практик как передачи, так и освоения социальности. Институты социализации — это прежде всего социальные институты, осуществляющие социализационную функцию. Та- кие социальные институты, как семья, система образования, институты куль- туры, СМИ, религия являются важнейшими из них. Они реализуют свои функции в большей степени на основе планомерных и управляемых процес- сов, которым присуще единообразие, заданность, определенная вариатив- ность. Но это не только социальные институты. К институтам социализации относятся и иные образования в различных сферах общественной жизни (круг сверстников, производственный коллектив, малая группа, локальное сообщество).

Одним из основных институтов социализации является система обра- зования. Она представляет собой совокупность взаимодействующих преем- ственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образо- вательных учреждений; органов и учреждений управления образованием. По- средством образования передается и трансформируется культура, воспроиз- водятся и создаются социальные функции и статусы. Образование также имеет определяющее значение для сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества. Система образования сохраняет определенный консерватизм и значительную стабильность социализационных процессов, реализуемых в устоявшейся совокупности правил передачи соци- альных норм и культурных ценностей новым поколениям. Система образова- ния, обладая относительной самостоятельностью и стабильностью нередко ока-

зывается в противоречии с потребностями общества как по причине отставания этой системы от темпов общественного развития, так и в результате появления внутри самой системы образования элементов, опережающих существующие на конкретном этапе общественные потребности. (Кон,1989).

Система образования имеет в своем распоряжении различные образо- вательные организации, обладающие необходимыми средствами и ресурсами в виде помещений, учебного оборудования, библиотек, интеллектуальными ресурсами в виде высококвалифицированных учителей, преподавателей, профессоров, а также моральными ресурсами — высокой мотивацией, увле- ченностью, взаимоуважением педагогов и учащихся.

Объективными причинами реформирования системы образования в России стали кардинальные изменения государства и общества, так и возрас- тание роли информации в обществе и развитие информационных технологий. Вектор реформ российского образования находился под влиянием общеми- ровых процессов глобализации, а также идеи о создании единого европей- ского образовательного пространства. Присоединение России к Болонскому процессу (2003 г.) определило внедрение западных моделей как единственно верных стратегий развития высшего образования. Последующие исследова- ния показали, что это не так (Плаксий, 2014).

Присоединение к Болонскому процессу обусловило концептуальные и методологические изменения, касающиеся кадровых стратегий и стратегий обучения. Эти стратегии, по своей сути, ведут к обезличиванию образова- тельного процесса, когда обучающийся рассматривается как потребитель об- разовательных услуг, а преподаватель — как работник сферы образователь- ных услуг, минимизируется контактная работа с учащимися, утрачивается личностный подход в процессе обучения, сокращаются гуманитарные дисци- плины.

Социализационная функция системы образования несмотря на прису- щий этой системе консерватизм трансформируется. Иначе и не может быть с учетом кардинальных перемен в обществе и глобальными социальными пе- ременами. Реформы этой системы дают противоречивые результаты. Систе- ма образования, как и другие социальные институты современного россий- ского общества, продолжает искать свою новую модель. Неустойчивость си- стемы сказывается на снижении ее роли в обеспечении интеграции молоде- жи в общество. Доступность бесплатного образования все больше обретает декларативный характер. Интенсивность изменений стандартов и нормати- вов, усиление формализации и контроля в системе образования отрицательно сказывается на качестве образования, которое оценивается преимущественно по косвенным количественным показателям. Основы образовательной систе- мы подрывает также то, что около половины всех видов профессий, по кото- рым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуются на рынке труда. Продолжается кризис системы образования. Наряду с этим система образова- ния сохраняет значительную стабильность социализационных процессов, реа- лизуемых в устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей новым поколениям.

Как пишут Ф.Э. Шереги и М.Н. Стриханов, по данным общероссийско- го социологического исследования взаимодействия школы и родителей, про- веденного в 200 средних школах в 69 субъектах Российской Федерации, по мнению учителей, успешная воспитательная работа в школе удается пре- имущественно в младших классах. В средних классах возникают значитель- ные трудности в реализации воспитательных задач, которые не удается пре- одолеть и в старших классах. Родители в основном удовлетворительно оце- нивают воспитательную работу школы. Большинство (77%) родителей счи- тают, что основное воспитательное влияние на детей оказывают они сами. Далее, по степени влияния на детей, следуют — друзья (отметили 51% опро- шенных родителей), телевидение (37%) и лишь после этого — учителя

Около трети опрошенных студентов (32,7%) отметили такую приобре- тенную компетенцию, как ставить цели и находить пути их достижения. Умение работать в коллективе как приобретенное в вузе качество называют четверть опрошенных студентов (25,3 %). Примерно таково же среднее число

выборов по компетенции, характеризующей умение принимать самостоя- тельные решения (21,2 %).

Для организаций высшего образования представляется актуальным поддержание мониторингового принципа собирания и анализа данных в об- ласти учебно-воспитательной работы с учетом усиления внимания государ- ства к вопросам воспитания подрастающего поколения. Это отражено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

В новых условиях социализации молодежи в высшей школе происхо- дят принципиальные изменения в ее основных сферах — деятельности, об- щении и самосознании. Преобразуются их содержание и формы, возникают новые не известные прежде способы реализации. Пользование Интернетом становится необходимым условием успешной социализации. В особой мере это затрагивает результаты социализации студенческой молодежи. Россий- ские федеральные государственные образовательные стандарты высшего об- разования предусматривают, что в каждой образовательной организации высшего образования функционирует электронная информационно- образовательная среда.

В системе образования осуществляется процесс социокультурного вос- производства как целенаправленная и организованная трансляция индивиду в форме культурных кодов определенного операционного и ценностно- смыслового состава основных видов деятельности и оформляющих ее соци- альных отношений. Происходит трансформация социализационной функции системы образования, проявляющаяся прежде всего в снижении его роли в обеспечении интеграции молодежи в общество и воспитании подрастающего поколения. Продекларированная много лет тому назад демократизация си- стемы образования пока не дает позитивных результатов. Возрастающая в обществе социальная стратификация находит свое проявление в деятельно- сти образовательных организаций. Основы образовательной системы подры- вает также то, что около половины всех типов профессий, по которым ведет- ся подготовка в учебных заведениях, не требуются на рынке труда. Продол- жается кризис системы образования, проявляемый как в утрате ее прежних признанных достижений, так и в поиске новых образовательных ориентиров, и расплывчатости государственных и общественных приоритетов образова- ния. Наряду с этим система образования сохраняет значительную стабильность

социализационных процессов, реализуемых в устоявшейся совокупности пра- вил передачи социальных норм и культурных ценностей новым поколениям.

Детский отдых и оздоровление: проблемы организации, содержание, воспитатель- ный эффект. — М.: ЦСП и М, 2015. —221 с.

Ковалева, А. И. (2013) Профессиональная культура университета как условие по- вышения качества образования // Знание. Понимание. Умение. №. 1. С. 225–234.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации : монография. М.

: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.

Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989

Плаксий, С. И. (2014) Высшее образование: вызовы и ответы : монография. М. : Нац. ин-т бизнеса. 604 с.

Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (2017) // Отчет по итогам со- циологического исследования; Моск. гуманит. ун-т. – М. 55 с.

Четверикова, О. Н. (2015) Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М. 149 с.

Шутенко, Е. Н. (2011) Проблема самореализации в вузовском обучении // Alma mater (Вестник высшей школы). № 7. С . 33–36.

Educational Goals (1980) / prepared for the International Bureau of Education UNESCO. Paris : Unesco. 231 p.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.





Образование как социальный институт можно рассматривать в качестве организованной системы связей и социальных норм. Оно объединяет важные общественные процедуры и нормы, необходимые для удовлетворения основных потребностей общества.

Любой функциональный институт возникает и работает, осуществляя некую потребность общества.

Определенные признаки

Рассмотрим основные черты, характеризующие образование как социальный институт:

  • установки и примеры поведения: стремление к знаниям, посещаемость занятий;
  • культурные символические признаки: песни, эмблема, девиз;
  • утилитарные черты: библиотеки, стадионы, классы;
  • письменный и устный кодекс – правила поведения учащихся;
  • идеологические особенности: прогрессивное образование, академическая свобода, равенство в процессе обучения.

Основными элементами являются:

  • учебно-воспитательные учреждения в виде организаций;
  • социальные общности: ученики и педагоги;
  • учебный процесс.

Развитие образования как социального института предполагает совершенствование всех элементов этой структуры. Только при своевременном внесении изменений можно вести речь о его полноценном развитии и функционировании.

образование как социальный институт

Основные виды

Сфера образования как социальный институт построена по несколько иным принципам. Она имеет несколько рядов звеньев:

  • систему дошкольного воспитания;
  • школьное обучение;
  • профессионально-техническое звено;
  • специальное среднее образование;
  • высшие учебные заведения;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

Рассмотрим функции образования каждого звена. Дошкольное воспитание предполагает формирование в подрастающем поколении трудолюбия, основ воспитанности, нравственных качества. Именно дошкольное воспитание имеет особое значение для развития гражданственности.

В тот период, когда в отечественном образовании апробировалось обучение с шестилетнего возраста, детские сады занимались адаптацией малышей к сложному школьному ритму, способствовали формированию у детей навыков самообслуживания.

Образование как социальный институт предполагает поддержку дошкольного воспитания со стороны государства, готовность родителей принимать активное участие в рациональной организации внеурочной деятельности.

В конце прошлого века только половина детей попадала в детские сады, что негативно отражалось на развитии коммуникативных качеств у будущих первоклассников.

В настоящее время система образования как социальный институт направлена на полноценную подготовку всех малышей к жизни в обществе.

Введение в дошкольные российские образовательные учреждения стандартов второго поколения способствовало совершенствованию содержания воспитательной и образовательной программы.

В детских садах педагоги стали акцентировать внимание на гражданственность, всестороннюю воспитанность дошкольников.

Обучающие функции образования были переданы школам.

В настоящее время акцент педагоги делают на изучение основных общественных ценностей, на ориентиры детей и родителей, их реакцию на применение инновационных воспитательных методик.

Школьная ступень

Это образование как социальный институт направлено не только на знакомство учащихся с теоретическими основами различных учебных дисциплин, но и на помощь в выборе профессии. К моменту завершения школьного образования подросток должен остановиться на одном из вариантов своего жизненного пути, роде занятий, профессии.

Образование как социальный институт – база для выполнения заказа общества. Для этого в рамках общеобразовательных школ внесены существенные изменения.

функции образования

Профоориентационная деятельность

Девятиклассникам предоставляется право на выбор нескольких элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки. Это позволяет им познакомиться со специфическими особенностями научных областей, их прикладным значением, а также познакомиться с миром профессий, проанализировать их востребованность на рынке труда.

Профессионально-техническая ступень

Понятие образование как социальный институт сложно осознать без этой ступени. Именно среднее специальное обучение имеет непосредственную связь с общественными потребностями, считается оперативной и быстрой формой внедрения в жизнь молодых людей.

Осуществляется оно на базе крупных производственных организаций либо в рамках государственной системы образования. Несмотря на попытки перевести на сочетание специального и полного обучения всю российскую систему, даже в наше время профессионально-техническая подготовка считается важнейшим вариантом получения будущей профессии.

Связана ли наука и образование как социальные институты? Для выявления связи социологи должны знать мотивы школьников, эффективность процесса обучения, роль определенных научных областей в решении социальных и экономических проблем общества.

В настоящее время вопрос о профессионализме специалистов стоит особенно остро, именно поэтому масштабное реформирование затронуло не только детские сады, школы, но и профессионально-технические учебные заведения.

система образования как социальный институт

Функции образования

Оно тесно связано с различными сферами общественной жизни. Реализация такой взаимосвязи осуществляется через личность, вовлеченную в политические, экономические, социальные, духовные связи. Образование – это единственная специализированная подсистема общества, основная функция которой полностью совпадает с его запросами.

Именно это свидетельствует о наличии ведущей социальной функции образовании – его гуманизации.

Она является объективной потребностью развития общества, направлена на человека.

В качестве метода мышления и принципа деятельности глобальный технократизм и принцип деятельности индустриального общества перешел в социальные отношения, поменял средства и цели местами.

структура образования как социального института

Специфика идеологии

По этой идеологии получалось, что жизнь подростка и ребенка не считалась полноценной жизнью, а рассматривалась в качестве некой подготовки к будущей трудовой деятельности.

черты характеризующие образование как социальный институт

Гуманистическая функция образования

В настоящее время существенных изменений в отношении людей к пожилым гражданам практически не поменялось. Но гуманистическая функция образования стала наполняться обновленным содержанием.

Человек стал рассматриваться в качестве полноценного участника воспитательного и образовательного процесса. Именно поэтому в федеральных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на саморазвитие и самовоспитание.

Особое значение закладыванию основ физического, нравственного, интеллектуального потенциала личности уделяется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что к девятилетнему возрасту интеллект человека формируется почти на 90 процентов.

Современный институт образования

Формирование образовательных общностей, которые связаны вовлечением в образовательные процессы и ценностным отношением к воспитанию, а также их воспроизводством, направлено на социализацию каждого ребенка.

Образование планомерно превращается в основной канал социальных перемещений, что позитивно отражается на детских садах и школах.

развитие образования как социального института

Социальная селекция

В отечественном образовании осуществляется разведение индивидов по потокам. Это ярко выражено на старшей ступени обучения. Ребята могут выбирать себе базовую (стандартную) либо профильную школу по тем научным дисциплинам, которые потребуются им в последующей социализации.

Для помощи подросткам предлагаются специальные тесты, проводятся беседы с детскими психологами. В предлагаемых тестовых заданиях содержится некий культурный контекст, понимание которого характеризуется потребностями общества.

понятие образование как социальный институт

Заключение

Несмотря на то что образование выступает в качестве социального института, в последние годы все больше видна связь между социальным положением родителей и образовательной карьерой ребенка. Школа предлагает индивидам неодинаковое образование, неравное формирование навыков и способностей, что подтверждается сертификатами определенных образцов. Это приводит к тому, что уже на школьной скамье наблюдается социальное расслоение подрастающего поколения.

Именно образование формирует в настоящее время профессионально-квалификационный состав населения. С количественной стороны образовательная система отвечает за подготовку высококвалифицированных кадров.

Если в профессию попадают люди, которые не обладают определенной подготовкой, это негативно отражается на профессиональной структуре, приводит к снижению производительности труда.

Происходит разрушение профессиональной культуры, внутри групп появляется неясность отношений, усиливается роль статусов для социального продвижения индивидов.

Для того чтобы избежать подобных "перегибов", в отечественном образовании проводится серьезное реформирование. Оно направлено на перевод с традиционной системы, предполагающей усвоение школьниками только теоретической информации, к варианту воспитания и обучения, направленного на максимальное вовлечение личности в самостоятельную деятельность.

Новые стандарты, внедренные в систему российского дошкольного и школьного образования, отвечают запросам общества. Разработаны специальные требования к личности выпускника детского сада, основной и средней ступени, профессионального училища, учебного заведения высшего звена. Это способствует оптимальной социализации молодого поколения, помогает им выбирать направление профессиональной деятельности.


Образование в современном мире представляет собой одну из важнейших организаций, которой государствами уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью постоянно получать новые знания, повышать квалификацию работников, передавать детям знания и умения. Рассмотрим образование как социальный институт и узнаем, какими свойствами и функциями оно обладает.


История развития образования

Потребность в образовании появилась еще в первобытном обществе. Люди стали нуждаться в передаче знаний и умений по изготовлению орудий труда, добыче пищи, строительству жилища и так далее.

Первоначально знания передавались из поколения в поколение, сообщались в устной форме, но со временем формируются специальные организации – школы, в которых ученики изучают предметы, записывают новые знания, их работу оценивает учитель.

II век н. э. ознаменовался появлением римской трехступенчатой системы образования, в которой дети обучались письму, чтению, счету, а в старших классах – греческому языку, риторике, грамматике, геометрии, астрономии, медицине и некоторым другим наукам.

В IX-X веках, в том числе на Руси, центрами письменности и образования становятся монастыри. При них открывались церковные школы.

Большое внимание развитию образования уделял Петр I. При нем были открыты различные образовательные организации: цифирные школы, кадетские корпуса, пансионы. Впервые началось обучение девочек (институты благородных девиц).

которые читают вместе с этой





В XIX веке большое распространение получили гимназии и реальные училища. Также существовало и домашнее обучение.

Современная система образования представляет собой взаимосвязанную цепочку учреждений: дошкольные образовательные организации, начальная школа, основная школа, учреждения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).


Функции образования как социального института

Образование на данный момент является не только потребностью человека, оно также вызвано государственным заказом на выпуск квалифицированных профессионально и жизненно подкованных специалистов. Это, несомненно, оказывает влияние и на функции, которое выполняет образование в обществе.

  • социализация, обучение и воспитание молодежи, передача им знаний, умений и навыков, а также привитие основных ценностей;
  • профессиональный выбор и получение специальных знаний, обеспечение предприятий квалифицированными кадрами;
  • организация преемственности образовательных учреждений, создание системы непрерывного образования на протяжении всей жизни.

В качестве примера непрерывности образования можно привести ситуацию, когда каждый работник, независимо от занимаемой должности, должен постоянно проходить курсы повышения квалификации.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что чертами современного образования являются его четкое государственное регулирование, практическая направленность и непрерывность.

Что мы узнали?

Итак, образование – это один из социальных институтов, играющий большую роль в современном обществе. Система образования формировалась на протяжении всей истории человечества и к настоящему времени приобрела несколько основных признаков, характеризующих ее как совокупность учреждений, государственных органов, норм, в комплексе достигающих единые цели – обучение, воспитание и профессиональное становление человека, способного свободно ориентироваться в социальном пространстве, продвигать свои идеи, обеспечивать себя и свою семью материальными благами.

Читайте также: