Как называется профильное министерство курирующее развитие системы медицинского страхования в рф

Обновлено: 04.07.2024


В статье проводится сравнение существующей страховой модели финансирования отечественного здравоохранения с ее предшественницей — бюджетной моделью. Дана оценка готовности действующей системы здравоохранения к экстремальному режиму работы, сформированы предложения по совершенствованию обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Мы приводим только основные тезисы из материала, если хотите прочитать статью полностью можете скачать ее здесь .

Две модели финансирования

В прошлом в нашей стране действовала бюджетная модель финансирования системы здравоохранения. При такой системе главенствующую роль играет государство, а источниками финансирования медицинской помощи населению являются нецелевые доходы бюджета — прежде всего налоги.

Сейчас в России работает модель страхового финансирования : фактически это сочетание рынка медицинских услуг с системой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Работодатели уплачивают за сотрудников страховые взносы, частью которых являются взносы в ФОМС, аналогичные взносы уплачивают самостоятельно индивидуальные предприниматели. Организация бесплатной медицинской помощи осуществляется через территориальные программы государственных гарантий, частью которых является базовая программа ОМС .

Проблемы современной системы здравоохранения

Можно выделить 4 ключевых проблемы действующей в России системы:

  1. Бюджетное финансирование занимает значительную долю в общей структуре финансирования . В 2020 году в крупных российских городах (миллионниках) распределение финансирования выглядело так: порядка 75-79% финансирование за счет ОМС, 21-25% за счет бюджета субъекта РФ.
  2. Базовая программа страхования охватывает не все медицинские услуги . Лечение многих социально-значимых заболеваний финансируется путем субсидирования медицинских учреждений.
  3. Инвестиции в здравоохранение и его развитие производит государство в рамках целевого финансирования. При этом существуют ограничения по осуществлению расходов. К примеру, в тариф ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью не более 100 000 руб. за единицу.
  4. Основную часть медицинских услуг в системе ОМС оказывают государственные учреждения здравоохранения . Это означает, что оказание медицинской помощи ложится в основном на бюджетный сектор экономики.

Внезапное появление и масштабное распространение коронавирусной инфекции повлияло на весь мир. Даже такие страны как Германия, Италия, Франция и США, которые считаются обладателями эффективных национальных систем здравоохранения, не смогли остановить развитие коронавируса. Аномальная нагрузка на систему здравоохранения сразу выявила ее слабые места:

  • неоперативное реагирование системы здравоохранения на ЧС;
  • отсутствие единых подходов к обеспечению эпидемнадзора;
  • затрудненный обмен медицинским опытом;
  • отсутствие достаточных кадровых резервов;
  • неготовность фармотрасли к увеличению производственной нагрузки.

При этом медицинские учреждения столкнулись с тем, что пришлось экстренно пересматривать и перестраивать процессы оказания медпомощи, что повлияло в конечном итоге и на финансирование:

  • сократились обращения в поликлиники в плановых и профилактических целях;
  • стационарная помощь была экстренно переориентирована в первую очередь на лечение инфекционных заболеваний, анестезиологию и реанимацию;
  • отдельным медучреждениям пришлось прекратить работу в связи с карантином;
  • больницы вынуждены перепрофилировать коечный фонд под лечение больных коронавирусом.

Экстремальные условия, вызванные пандемией, негативно отразились на финансовой стабильности медицинских учреждений. При этом механизмы компенсации финансовых потерь при экономической нестабильности не предусмотрены.

Справедливости ради — с подобными проблемами столкнулась не только Россия, а большинство государств. Это показало, что пора начать относится к здравоохранению, как к стратегически значимой отрасли, а не как к сфере услуг.

Возврат к прежней системе финансирования

По результатам исследований в пользу действующей финансовой модели ОМС приводятся несколько весомых доводов:

Однако, в современной России далеко не каждый из этих элементов реально работает. Например, может ли идти речь о добросовестной конкуренции? Автор приводит в таблице сравнение двух подходов к финансированию здравоохранения с отражением основных критериев:


  • Повышение прозрачности тарифной политики : определение тарифов ОМС следует производить на основе обоснованных нормативных затрат на единицу медицинской услуги и размещать открыто в сети Интернет в едином информационном ресурсе;
  • Разделение финансовых рисков : сверхнормативные затраты на медицинскую помощь должны покрываться в полном объеме за счет перечисляемой из территориальных фондов ОМС (ТФОМС) субсидии. Финансирование дефицита ТФОМС необходимо включить в расходные обязательства РФ или Фонда национального благосостояния и региональных бюджетов в пропорции 50/50.
  • Автоматизация операционных процессов в отрасли : необходимы единые классификаторы медицинских услуг с указанием платности, бесплатности или частичной платности. Это позволит не только исключить конфликтные ситуации и споры по предоставлению услуг на платной основе, но и даст возможность застрахованным гражданам ознакомиться с доступной информацией по ОМС, чего сейчас, к сожалению не наблюдается.

Требуется повсеместное внедрение программ электронного документооборота , автоматизация отрасли в целом.

Порядка 70% медицинской документации, которая ведется сейчас в бумажном виде, можно перевести в электронный. В том числе карты пациентов, направления на диагностику, рецепты и т.д.

Позитивным примером может служить проект единой медицинской информационной системы города Москвы (ЕМИАС). Эффективность ее внедрения говорит о том, что у веб-технологий в медицине и здравоохранении большое будущее.

Как раз в сфере автоматизация операционных процессов при управлении медицинской отраслью и связана работа автора в плане развития ЭС РАМЗЭС 2.0 , что позитивным образом сказывается на работе региональных министерств и департаментов здравоохранения , проекты которых ведет Юрий Алтынов.

К примеру, один из последних — внедрение ОИР (отраслевого информационного ресурса) в Департаменте здравоохранения ЯНАО.

Также у нас есть многолетние проекты с Министерством здравоохранения Московской области и Минздравом Сахалина, по которым мы активно продолжаем работать.

Система обязательного медицинского страхования должна трансформироваться, чтобы стать прозрачнее, считает глава Минздрава России Михаил Мурашко. В рамках принятых поправок в Конституцию в здравоохранении должна выстроиться четкая вертикаль в регулировании и финансировании, а еще - активнее отстаиваться и защищаться интересы пациентов.

"Вопрос, требующий каждодневного внимания - это защита законных интересов и прав граждан в сфере охраны здоровья, - заявил министр на недавней коллегии минздрава, где определялись ближайшие задачи в российском здравоохранении. - В 2019 году проведено почти 6 тысяч проверок по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Нарушения прав граждан выявлены в 56 процентах - более чем в 2700 - медорганизаций, был обеспечен контроль за их восстановлением".

Фото: iStock

В рамках действующей модели ОМС и финансирование медучреждений, и контроль за качеством лечения проводят страховые медорганизации и территориальные фонды ОМС. Принцип "деньги следуют за пациентом" требует четкого понимания, куда и как тратятся средства, поступившие в поликлинику или больницу. Но при этом действующую модель финансирования часто критикуют.

Медиков не устраивают бюрократические сложности и чрезмерная проверочная нагрузка. Это подтвердил опрос, проведенный приложением "Справочник врача". При этом врачи отметили, что в рамках нынешней системы все граждане страны имеют возможность получить бесплатное лечение в любом регионе. Еще один плюс - в рамках страховой модели пациент имеет право выбирать, где ему лечиться даже при получении бесплатной помощи, а не только при обращении в коммерческую клинику.

Проблемы ОМС известны: недостаточные тарифы на оказание помощи, из-за чего медучреждения оказываются "на голодном финансовом пайке". До сих пор, несмотря на усилия минздрава и ФОМС, сохраняется и разница в тарифах на одну и ту же помощь в разных регионах, а от этого страдает качество лечения.

"Системе ОМС традиционно противопоставляется сметная модель финансирования и призывы ликвидировать ОМС, что означает возврат к смете, - сказал "РГ" вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. - Однако нельзя проецировать проблемы здравоохранения (ту же проблему недостаточного финансирования) на отдельную составляющую - систему ОМС. Недостаток средств в здравоохранении приводит и к невысоким зарплатам медиков, и к большой нагрузке. Но это никак не связано с существующей моделью ОМС. Это вопрос размера бюджета здравоохранения".

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Наоборот, существующие правила ОМС помогают регулировать денежные потоки. Кроме того, в ОМС включена система контроля за качеством лечения. А в последние годы активно развивается еще одно направление - защита прав пациентов. "ОМС обеспечивает внешний контроль за количеством и качеством оказанной медпомощи, обеспечивает оплату лечения и защищает пациента, - говорит эксперт. - Непрозрачность - не единственная причина необходимости реформы ОМС. Нам нужно внедрить механизм, чтобы увязать качество работы врача, включая удовлетворенность пациента, с зарплатой. Это позволило бы повысить уровень медицинской помощи и финансово стимулировать лучших врачей", - считает эксперт.

"Наш препарат демонстрирует лучшие результаты по сравнению с конкурентами, в том числе американским препаратом "Ремдесивир", - прокомментировал глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. - C учетом решения властей США закупать практически 100 процентов произведенного "Ремдесивира" в ближайшие месяцы и дефицита эффективных препаратов на мировом рынке Россия готова прийти на помощь другим странам в борьбе с коронавирусом и начать зарубежные поставки "Авифавира". Российский препарат стоит в несколько раз дешевле, при этом форма выпуска в таблетках упрощает его прием, позволяя осуществлять терапию на ранних стадиях заражения. Интерес к препарату выразили уже свыше 50 стран".

Читайте также: