Как называется группа строк объединенных рифмой закономерно повторяющееся

Обновлено: 19.05.2024

3 линия строфы Он под названием Tercets. А комната in поэзия - это группа строк, обычно разделенных пустой строкой. Строфы of 3 линии под названием Tercets от латинского слова tertius, означающего три.

Тогда как называется стихотворение из 10 строк?

Действительно, есть название для десяти-линия stanza, распространенная во французском языке форма: dizain. Пример стих состоящий из нескольких дизайнов (которые действительно есть название для десяти-линия stanza, распространенная во французском языке форма: dizain.

Учитывая это, как называется строфа из 12 строк? Обычно в сонете 14 линий которые рифмуются. Но также часто бывает 12 линии. Google сообщает так: три линейная строфа is под названием терцет. Четыре линейная строфа это четверостишие, а пять линейная строфа это квинтет.

Как называется строфа из 13 строк?

Девять линий-спенсерианский. Десять линий- dizain. Одиннадцать и двенадцать линий- ничего из того, что я знаю. XNUMX линий- возможно под названием RONDEL (комбинация двух четверостиший, за которыми следует квинтет)

Какое еще слово обозначает Станца?

Как называется стихотворение из 32 строк?

A L'Arora, форма, созданная Лаурой Ламарка, является строфой, состоящей из октавы, состоящей из сестета и двустишия. Минимальная длина для стих это 4 строфы (32 линии или более) без указания максимальной длины.

Как называется стихотворение из 16 строк?

Четверть. Четверть - это шестнадцать линия Французская форма состоит из четырех четверостиший. Он похож на Kyrielle и Retourne. У него есть припев, который находится в разных местах в каждом катрене. Первое линия из строфы одна вторая линия строфы второй, третьей линия строфы третьей и четвертой линия строфы четвертой.

Что такое приговор для Станцы?

приговор строфы Примеры. Это последнее было написано непосредственно перед его смертью, а последнее комната добавлен в роковое утро. Каждое стихотворение содержит двадцать два комнатаs, что соответствует двадцати двум буквам еврейского алфавита; и каждый комната начинается с правильной буквы.

Как называется строфа из 1 строк?

Стихотворение или комната с одна линия is под названием моностич, one с двумя линий двустишие; с тройкой, тройкой или тройкой; четыре, катрен.

Что такое стихотворение из 5 строф?

Quintain, иногда называемый Quintet, - это стих or комната с пятью строками. Он может соответствовать любому метру или длине лески. Лимерик - самый известный пример Quintain.

Что такое поэзия на английском?

Значение Строфа. В поэзии комната представляет собой разделение на четыре или более строк, имеющих фиксированную длину, метр или схему рифмования. Строфы в стихах похожи на абзацы в прозе. Оба строфы а абзацы включают связанные мысли и выделяются пробелом.

Что такое стихотворение хайку?

Куплет - это строфа?

A двустишие это пара строк в стихотворении. Вы чаще всего слышите это в контексте рифмования куплеты. две строчки стихотворения. А комната представляет собой серию строк, объединенных в стихотворение.

Что такое метр в поэзии?

Метр является ударным и безударным слоговым образцом в стихе или внутри строк стих. Ударные слоги обычно длиннее, а безударные - короче. Простым языком, метров - это поэтичный устройство, которое служит лингвистическим звуковым образцом для стихов, поскольку оно дает поэзия ритмичный и мелодичный звук.

Что такое рифма в стихах?

рифма это популярный литературный прием, в котором повторение одинаковых или похожих звуков происходит в двух или более словах, обычно в конце строк в Стихи или песни. В рифмовать в английском языке гласные звуки в ударных слогах совпадают, в то время как предшествующий согласный звук не совпадает.

Какие бывают строфы?

Как называется стихотворение из 20 строк?

A стих с 20 линии. Нет стандартной фиксированной формы с 20 линии. Вилланелла - это 19 лет стихотворение с очень сложной схемой рифм; Сестина состоит из шести строф из шести линий, за которым обычно следует посланник из трех линий.

Как называется строфа из шести строк?

Сестет - это шесть–линейная строфа поэзии. Это может быть любой шесть–линейная строфа- то, что само по себе является целым стихотворением, или то, что составляет часть более длинного стихотворения. Чаще всего термин относится к финальному шесть строк сонета.

Как называется стихотворение из 11 строк?

§ это стих in 11 линии.

Что такое схема рифмы Ababcc?

Может ли строфа состоять из 6 строк?

Три линии комната называется терцет. Четыре линии комната это четверостишие, а пять строк комната это квинтет. Две другие распространенные длины - это сестет, шесть линий; и октава, восемь линий.

Как называется стихотворение из 14 строк?

Не все 14–стихотворения имеют конкретные названия, но название самого известного вида 14–стихотворение это сонет. Шекспировский сонет состоит из трех частей по четыре линии называются четверостишие и заключительный куплет. Шекспировский сонет имеет схему рифм ABABCDCDEFEFGG и написан ямбическим пентаметром.

Что такое поэзия на английском?

§ это стих in 11 линии.

Как называется стихотворение из 24 строк?

A линия единица языка, в которой стих или игра разделена, что основывается на принципах, которые отличаются от грамматических структур, таких как предложение или отдельные предложения в предложениях, и не обязательно совпадают с ними. Отдельная пронумерованная группа линий в стихах обычно называется строфой.

Должна ли поэзия рифмоваться?

Это правда, что если вы хотите что-то, что запомнится людям или будет хорошо звучать, читайте вслух рифмы помощь. Но в них нет необходимости. Много современного поэзия не рифмовать, и он по-прежнему отлично работает. Если вы заставите стих в рифмовать, читатель / слушатель сможет сказать.

Как называется строфа из 9 строк?

Самый известный из них - Спенсерианский комната (после Эдмунда Спенсера из Королевы фей), который рифмуется с ababbcbcc, первые 8 линий пентаметры и последний гексаметр или александрин.

Как называется строфа из 9 строк?

Поэзия это тип литературы, основанный на игре слов и ритма. В нем часто используются рифма и размер (набор правил, регулирующих количество и расположение слогов в каждой строке). В поэзияслова соединяются вместе, образуя звуки, образы и идеи, которые могут быть слишком сложными или абстрактными для непосредственного описания.

Как начать стихотворение?

  1. Выполняйте письменные упражнения. Стихотворение может начинаться с фрагмента стиха, строки или двух, которые, кажется, возникли из ниоткуда, или образа, который невозможно выбросить из головы.
  2. Вдохновляйтесь своим окружением и близкими вам людьми.
  3. Выберите конкретную тему или идею.
  4. Выберите поэтическую форму.
  5. Прочтите образцы стихов.

Как вы структурируете стихотворение?

  1. Длина линии. Длина строки показывает читателю, как ее следует читать. Короткие строки обычно читаются быстрее, с большим количеством эмоций.
  2. Станцы. Станцы, группы строк, подобны абзацу в прозе.
  3. Последовательность. Структура также относится к последовательности, используемой в стихотворении.

Как называется стихотворение из 5 слов?

Quintain, иногда под названием Квинтет, это стих или строфа с 5 линий. Он может соответствовать любому метру или длине линии. Лимерик - самый известный пример Quintain.

Что такое стихотворение из 6 строф?

Сестет. Шестистрочный комната, или последние шесть строк 14-строчного итальянского сонета или сонета Петрархана. Сестет относится только к последней части сонета, в противном случае шестистрочный комната известен как сексайн.

Что считается строкой в ​​стихотворении?

  1. Длина линии. Длина строки показывает читателю, как ее следует читать. Короткие строки обычно читаются быстрее, с большим количеством эмоций.
  2. Станцы. Станцы, группы строк, подобны абзацу в прозе.
  3. Последовательность. Структура также относится к последовательности, используемой в стихотворении.

Как называется конец стихотворения?

Что за проза?

A линия единица языка, в которой стих или игра разделена, что основывается на принципах, которые отличаются от грамматических структур, таких как предложение или отдельные предложения в предложениях, и не обязательно совпадают с ними. Отдельная пронумерованная группа линий в стихах обычно называется строфой.

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Стихосложение

Подчиняется трем основным схемам:

  1. Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
  2. Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
  3. Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

Виды строф в лирике

Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Твердые стихотворные формы

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

  • Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
  • Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.

Виды рифм

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Стихотворный размер - двухсложный

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

Стихотворный размер - трехсложный размер

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

Способы рифмовки в стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения – на мужские (ударение на последний гласный звук), женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) согласному звуку, то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет – рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк – первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) –

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

виды рифмовки

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк – первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д. Это вид рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

виды рифмовки в стихотворении

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

вид рифмовки абаб

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки – смежный вид, с третьей по шестую – перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы – ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет – схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих – форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

Ведь, если звезды зажигают (б) –

значит это кому-нибудь нужно (в)?

рифма виды рифм способы рифмовки

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий белого стиха от прозы – это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

СКВОЗНАЯ РИФМА - рифма, проходящая через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами. Ещё примеры.
АНГЕЛ
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон, мрачный и мятежный,
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

СЛУЧАЙНАЯ РИФМА – см. авторифма.

СМЕЖНАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при смежном способе рифмовки ААВВ.
Всю жизнь хотел я быть, как все,
Но мир в своей красе

- разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах. Образуется при смешанном способе рифмовки в сложных строфах.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
(А. Твардовский)
Стихи должны поэту сниться
По сотне памятных примет.
Как пешеходу в зной - криница,
Глухому - утренняя птица,
Слепому - утренний рассвет. (Маргарита Алигер)

СОГЛАСНАЯ РИФМА - вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В согласных рифмах последнему ударному гласному предшествует только согласный звук, который является опорным и несёт на себе основную нагрузку в рифме. Примеры: уха - чепуха, игру - гуру, всегдада, хожу - гляжу, неси – мерси, бубня - меня, ты- мечты,
чело - весло
Вдоль деревни, от избы и до избы,
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода, -
Мы такого не видали никогда.
(М. Исаковский)
В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов)
СОСТАВНАЯ РИФМА- рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи:
ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п. Составные рифмы могут быть как точными, так и приблизительными: небо – мне бы, жива ли - увяли, боже – кто же, неволишь – одно лишь, невод - э-вот, вдаль - тогда ль, все мы - темы, голова и - Гаваи, счёты - кто ты, петли - нет ли, корявы - якоря вы, прелесть - апрель есть, глав нам - главным, существую - листву и .
Разновидностью составных рифм являются каламбурные и авторские рифмы, составленные из различных слов и (или) их частей. Подобные рифмы дают возможность рифмоваться словам, не имеющим рифм изначально, или находить оригинальные и неординарные рифмы. Также см. разнословная рифма
Поверхность всей моей усадьбыСегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и записать бы, -
Так первый снег мне этот мил!
(А.М. Жемчужников)
Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату.
(С. Есенин)
Дружной колонной шагают эпитеты, -
Вот они лучшие в мире стрелки!
Эй, бездарности! Если хотите, то
Снайперы вправят вам ваши мозги!
(В. Невский)

Первые тавтологические рифмы были известны ещё в средневековой Руси по молитвенным стихам и проповедям. Такие рифмы были результатом синтаксического параллелизма, при котором в конце стихов располагались слова одинаковых частей речи (особенно часто глаголы) в одинаковых грамматических формах.
З добрымъ бо думцею думая
князь высока стола добудетъ,
а с лихимъ думцею думая,
меншего лишенъ будетъ.
(Даниил Заточник, "Моление", 13 век)
Сродни тавтологическим рифмам существуют и т.н. полутавтологические рифмы: ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои .

Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А.С. Пушкин)
ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой.
Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря
Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
(А. С. Пушкин)
Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэтэ.
(В. Маяковский)
Может думает обо мне
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
(С. Есенин)
Бренчит частушка, как медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал
Она тебя обманет!…
(Роберт Рождественский)
ТОЧНАЯ РИФМА - общее названиерифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм, подразумевается как графическое, так и звуковое сходство. Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…
"Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными" (В. Жирмунский)

ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название – гипердактилическая рифма. Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица…
О вы размеры старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,
Простой моей душе.
( И. Северянин)
ТРОЙНАЯ РИФМА- рифма из трёх слов в сложных строфах.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг
(Ф. И. Тютчев)
На тройных рифмах строятся все секстины (АВАВАВ).

УСЕЧЁННАЯ РИФМА –базоваяравносложная рифма,в которой пассивное слово заканчивается на согласную (или две),
а активное - на гласную.
Унылый - мило, тополь – Европа, омут- другому, стильный – обильно, кречет – вече, дальний - спальня
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
( М.Ю. Лермонтов)
Противоположность усечённой рифме – надстроечная рифма.
УСТОЯВШАЯСЯ РИФМА– часто употребляемая связка не совсем сходных по звучанию слов.
Жизнь = держись, вниз, ввысь…, грусть = Русь, вернусь…,
любви = твои, свои, соловьи…, люблю = пою, мою, твою и т. п.
Уноси моё сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слёзы твои
Кротко светит улыбка любви.
(А.А. Фет)
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводит грусть
Жёлтые дожди…
(К. Симонов)

ХОЛОСТАЯ РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе. Образуется при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи (наиболее часто - первый и третий в четверостишии. Схема рифмовки - АВСВ)не рифмуются . Т.о., под условным понятием "холостой рифмы" следует понимать её частичное отсутствие внутри строфы.
Лесом чистым и дремучим,
По тропинкам и по мхам,
Ехал всадник, пробираясь
К светлым невским берегам.
(А.Н. Майков)
Воды глубокие
Плавно текут.
Люди премудрые
Тихо живут.
(А.С. Пушкин)
ЧЕТВЕРНАЯ РИФМА- рифма из четырёх слов в строфе.
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)
ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА- рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суженными - жемчужинами, божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторговывая…
Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая удочками,
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели)ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА- рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.
Второе название – супергипердактилическая рифма.
Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - ябедничающий. ЭХО-РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой. Ещё примеры.
Где земля, и где закон, чтобы землю выдать к лету? –
Нету!
Что же дают за февраль, за работу, за то, что с фронтов не бежишь? –
Шиш!


ТЕРМИНОЛОГИЯ

Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. Таким образом, вся нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии.
АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса: попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.). В русском стихосложении принцип альтернанса был установлен впервые М.В. Ломоносовым в "Оде на взятие Хотина" и "Письме о правилах российского стихотворства" (1739г.), после чего неукоснительно соблюдался особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.

Дадут покров тебе чужие
И скажут: "Ты для нас чужой!"
Ты спросишь: "Где ж мои родные?"
И не найдёшь семьи родной.
(А.С. Пушкин)

АРИФМАТЫ (слова-сироты) – слова, не имеющие как точных, так и приблизительных рифм (за исключением редких составных и предударных созвучий). В большинстве своём - многосложные слова или слова нестандартных морфологических конструкций. Примеры слов-арифматов: живопись, туловище, жаворонок, проволока, выхухоль, заморозки. В большом словаре рифм такие слова подаются в конце и в алфавитном порядке.

АРИФМИЯ- нерегулярная рифма; сочетание рифмованных стихов (строф) с белыми в рамках одного поэтического произведения.
1. А-Я 2. О-Ё 3. У-Ю 4. Э-Е 5. Ы-И
Любой ударный твёрдый гласный звук рифмуется с его мягкой парой, и наоборот.
А-Я. ад - яд. О-Ё. ров - рёв. У-Ю. лук - люк. Э-Е. сэр – сер. Ы-И. быт-бит.
Согласные звуки объединены в родовые пары(б-п, в-ф, д-т, ж-ш, з-с)
и тройки (к-г-х, ц-ч-щ). Звонкая согласная в контексте рифмы всегда рифмуется с её глухой парой, и наоборот.
Кот - код, паж - ваш, шкив - миф, рыбак - очаг, поп - лоб, муз - ус, холод - молот…В зависимости от расположения таких согласных в клаузулах рифмующихся слов, рифма может быть точной или приблизительной. Подробнее см. Лаборатория.

Поле – доля, щука – звуки, нега - телегу, школой - голый, иней – синий, парами – старому, кубок – тюбик,
слышишь - пишешь, ужин - нужен, лужею - оружие..
Рифмы из слов с одинаковой гласицей относятся к родным и объединяются в словаре.
Лопата - злато – пенаты… Поле – роли – мусолю – воля… Аллея – скорее – орхидеи – лелею.
Рифмы в русском языке классифицируются:
1. По происхождению.
2. По объёму (количеству слогов).
3. По звучанию и родственным отношениям.
4. По ощущению.
5. По положению в стихе.
6. По положению в строфе.
7. По дополнительным признакам.

Читайте также: