Как называется фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне

Обновлено: 24.06.2024

Функционирование международного права в сфере внутригосударственных отношений часто называют имплементацией. Более точно смысл имплементации определил И.И. Лукашук – это осуществление международной нормы при помощи внутренней[120].

Различие между имплементацией и трансформацией состоит в том, что имплементация – это осуществление международного права на национально-правовом уровне или при помощи национального права, а трансформация определяет конкретные пути реализации международного права государством, его органами, физическими и юридическими лицами.

Каждое государство в соответствии со своим законодательством, правилами процедуры принимает необходимые трансформационные меры по выполнению международно-правовых обязательств.

Трансформация как родовое понятие включает несколько видов, чаще всего к ним относят прямую трансформацию, инкорпорацию, отсылку, рецепцию.

Когда вступивший в силу договор непосредственно приобретает силу закона – это прямая трансформация[121].

Инкорпорация (включение в свой состав, присоединение) – наиболее распространенный вид трансформации, посредством которого в правовую систему государства включаются нормы международного права. Для реализации входящих в национальную правовую систему международных договоров необходим трансформационный акт – закон или подзаконный акт, полностью внешне идентичный международному договору[122]. В России это касается всех международных договоров: межгосударственных, межправительственных, межведомственного характера.

В литературе различают формальную и материальную инкорпорацию. Формальная инкорпорация – принятие законодательного акта, который является лишь формальным предварительным условием включения международного договора в национальную правовую систему. Материальная инкорпорация – принятие законодательного акта, имеющего материальный характер, т. е. воспроизведение в той или иной форме содержания международного договора, поскольку сам договор не действует во внутригосударственном праве[124].

Другим распространенным способом трансформации считается отсылка. Объектом отсылки являются нормы международного права, а в национальном праве есть нормы, отсылающие к нормам международного права. В этом аспекте отсылку иногда рассматривают как метод согласования международного и внутригосударственного права[125]. Отсылка – это своего рода указание со стороны внутригосударственного закона на международно-правовой акт, означающее, что определенные внутригосударственные отношения не регулируются нормами национального права. При этом применению подлежит какой-либо источник международного права[126]. Нормы международного права, таким образом, трансформируются в национальную правовую систему с помощью норм внутригосударственного законодательства, отсылающих к источникам международного права. В данном случае нормы международного права сохраняют свою юридическую силу, а законодательство государств остается без изменения. Но необходимо принять внутренний нормативно-правовой акт, содержащий отсылочную норму, т. е. акт, который отсылает к международному договору или к его правилам. Конституции государств, иные законы нередко содержат отсылочные нормы к каким-либо конкретным нормам международного права. Так, например, в кодексах Российской Федерации сформировалась система отсылочных норм[127]. В результате внутригосударственный акт должен применяться в соответствии с определенным договором или другой нормой международного права. Международно-правовая норма в данной ситуации как бы заменяет внутригосударственную норму при регулировании конкретных отношений, возникающих внутри государства. И поскольку она включается в национальную правовую систему, при отсылке эта правовая система обогащается новыми нормами[128].

Отсылки классифицируются по различным основаниям: общая (генеральная) отсылка к нормам, к принципам международного права, ко всему международному праву (Конституция РФ, Основной закон ФРГ), далее отсылка к конкретным нормам, институтам международного права, к международным договорам, если они устанавливают иные правила. С.Ю. Марочкин, анализируя юридические условия выполнения норм международного права (общие, обязательные и дополнительные условия), определил следующие виды отсылочных норм: 1) в зависимости от иерархического уровня актов (ст. 15, 17, 46, 62, 63 Конституции РФ); 2) безадресные отсылки, т. е. вообще к нормам международного права или международным договорам; 3) конкретные отсылки к определенному договору или конвенции. Кроме того, виды отсылочных норм и их роль в отношении действия и реализации норм международного права различают в зависимости от их характера (например, нормы, которые представляют собой общие положения о непосредственном действии, нормы в конкретных законах)[129].

Рецепция (принятие, прием) как вид трансформации означает заимствование и приспособление норм международного права национально-правовой системой. В соответствии с правилами юридической техники во внутригосударственное право переносятся выражения, термины, понятия. Это необходимо для того, чтобы точно выразить во внутригосударственном праве суть норм международного права, передать их словесное выражение. Иначе говоря, нормы международного права переводятся на другой язык и создается словесная транскрипция. В результате внутригосударственный акт с незначительными текстуальными расхождениями отражает содержание и формулировки международно-правового документа.

Различаются прямая рецепция, когда действующие международные договоры по конституции государств являются частью национального законодательства, и бланкетная рецепция, когда норма международного права не заимствуется, но к ней делается соответствующая отсылка. В любом случае рецепция приспосабливает нормы международного права к правовой системе государства.

Как правило, трансформация оформляется официально, а ее виды зависят от принимаемых мер органами государства. В Законе о международных договорах РФ установлено, что международные договоры Российской Федерации выполняются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора (ст. 1). Выполнение международных договоров (разд. IV Закона) происходит в соответствии с условиями самих международных договоров. При этом органы государства (в частности, в России – Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти) принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации во внутригосударственной сфере.

Трансформация может быть общей и индивидуальной. Общая – когда государство устанавливает, что все нормы международного права или определенные виды принятых им норм являются частью права страны. Индивидуальная – когда в каждом случае нормы международного права вводятся специальным актом, прежде всего это относится к международным договорам[134].

Возможна также автоматическая трансформация, когда международное право и международные договоры объявляются частью правовой системы государств.

Виды трансформации, при помощи которых приводятся в действие нормы международного права, – это своего рода путь преобразования данных норм в норму внутригосударственного права.

Согласование внутригосударственного права с принципами и нормами международного права может происходить и в виде гармонизации, когда в нормах внутригосударственного права содержание международно-правовых норм воспроизводится не буквально, а передается их основная суть, что позволяет избежать противоречий между данными нормами. Выступая общей основой для всех государств, международное право способствует гармонизации национальных правовых систем.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют теории о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права?

2. Что такое правовая система?

3. В чем проявляется взаимодействие международного и внутригосударственного права?

5. Какие виды трансформации имеют место в правовой системе Российской Федерации?

6. Приведите примеры из законодательства Российской Федерации о взаимодействии международного и национального права.

Список рекомендуемой литературы

1. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002.

2. Бирюков П.Н. Международное право: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.

3. Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальной правовых систем. Владивосток, 2005.

4. Гаврилов В.В. Теории трансформации и имплементации норм международного права в правовой доктрине // Московский журнал международного права. 2001. № 2.

5. Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.

6. Граф Витцтум В. и др. Международное право. М.; Берлин, 2011.

7. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации. Общая часть. М., 2010.

8. Игнатенко Г.В. Новые кодексы Российской Федерации: опыт комплексной международно-правовой экспертизы // Российский ежегодник международного права. СПб., 2003.

9. Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.

10. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1996.

11. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. М., 1997.

12. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации. М., 2011.

13. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2009.

14. Международное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011.

15. Миронов Н.В. Советское законодательство и международное право. М., 1968.

16. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного права и национального права. М., 1982.

17. Осминин Б.И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств. М., 2006.

18. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М., 2012.

19. Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1994. № 4.

20. Усенко Е.Т. Очерки теории международного права. М., 2008.

21. Черниченко С.В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем (Размышления по поводу некоторых книг коллег) // Правоведение. 2009. № 1.

22. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2 т. Т. I: Современные теоретические проблемы. М.: НИМП, 1999.

1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права.
2. Взаимовлияние национального и международного права.
3. Реализация международно-правовых норм в РФ.

1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права

В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:
1. Дуализм - МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти).
2. Монизм - международное и национальное право части единой правовой системы но:
а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг)
б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен).
Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими.
Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:
- внутригосударственные
- межгосударственные
- международные отношения частного характера
Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений.
1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.
2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права.
3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.
4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.
5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы).

2. Взаимовлияние национального и международного права

В настоящее время практически все специалисты признают воздействие внутригосударственного и международного права друг на друга:
1. Внутреннее право воздействует на МП. Первичность здесь связана с тем, что создавая нормы МП государства руководствуются своим национальным правом и не берут на себя обязательств, противоречащих основам политического или социального строя, закрепленных, как правило, в конституционных нормах или же требующих значительной модификации национального законодательства.
Национальное право двояко влияет на МП:
1) через содержание норм внутригосударственного права на содержание международно-правовых норм.
2) Посредствам воздействия норм внутреннего права на сам порядок создания норм МП, их действенность.
В первом случае речь идет о материальном влиянии. Нормы внутригосударственного права влияющие на содержание норм МП:
- принципы ВП государства, закрепленные в основных законах (Конституциях)
- конкретные нормы национального права, регулирующие различные аспекты осуществления ВП функций государства (порядок заключения международных договоров, привилегии и иммунитеты, иммунитет государства и его собственности).
- прогрессивное законодательство в области прав человека.
- ряд общих принципов права первоначально появился во внутреннем праве.
2. Международное право оказывает влияние на национальное право государства:
Необходимость национально- правовой имплементации норм международного права служит основной причиной воздействия МП на национальное право.
В реализации нормы международного права когда требуются действия субъектов внутреннего права:
1) Государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются Ф и ЮЛ. Этот способ принято называть отсылкой.
Отсылка к МП может быть различной по форме:
- МП - это часть права страны(РФ, США, Испания)
- МП может применятся в сфере действия государственного суверенитета только после санкционирования национальным правом (Франция)
В данном случае речь идет об общей или генеральной отсылке.
2) Принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний МП. Они могут текстуально повторять некоторые правила международного договора(рецепция), конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства.
Нередко государства перед тем, как стать участником договора вносят в свое право соответствующие изменения и дополнения.

3. Реализация международно-правовых норм в РФ

В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах:
1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.
Это осуществляется путем:
а) Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора.
б) Издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов.
в) Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору.
2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применятся вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права.
Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права.
РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании.
В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч.4 ст. 15 Конституции РФ.
Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или “привязок” к договорам и т.д.

Вопросы:

1. Покажите влияние международного права на внутреннее право государства.
2. Покажите воздействие внутригосударственного права на формирование и реализацию норм международного права.
3. Назовите способы, посредством которых международно-правовые нормы могут быть реализованы в Российской Федерации.

Читайте также: