Как называется должность руководителя избирательной комиссии

Обновлено: 02.07.2024

Попал я в избирательную комиссию совершенно случайно — предложили подработать знакомые из садика, куда я вожу младшую дочь. Попробовать новую специальность и пообщаться с новыми людьми мне всегда интересно.

Вначале мы прошли обучение, так как многие правила заполнения документов и особенностей процесса с прошлого года сильно изменились. Теперь, например необходимо писать специальные заявления, если хочешь из-за переезда/отпуска/командировки проголосовать в другом городе. По началу это кажется очень сложным — много бумажной работы, необходимо правильно и точно заполнять кучу документов и журналов. А от бумажной работы я всегда старался держаться подальше - ранее даже когда необходимо было от руки заполнить какой-нибудь бланк, заявление, внести свои паспортные данные — возникало лёгкое чувство паники.

Это очень интересно, когда тебя на 4 часа оставляют в помещении с совершенно незнакомым тебе человеком. Людей приходивших написать заявление о голосовании не по месту прописки приходило не много, поэтому большую часть времени мы просто общались. Можно легко находить общие интересы и темы для разговора с человеком, который старше тебя на 30 лет, или младше тебя на лет на 15. С одной девушкой мы разговаривали о психологии и психотерапии; о том как здорово было бы иметь свой дом, о технологиях отопления посредством солнечных коллекторов или геотермального отопления. С другой женщиной о детях и образовательной системе. С третей - о кино. Эти дежурства были очень похожи на поездки в поезде. В том смысле, что люди со мной дежурившие на тот момент — не более, чем случайные попутчики, которые пытаются скоротать время поездки за разговором. А мне всегда везёт на случайных попутчиков, поэтому время моего дежурства пролетает незаметно. Говорить с ними легко, все с удовольствием идут на контакт. Зачастую разговор с попутчиком может превратиться в маленькое окошко осознанности, через которую можно по новому посмотреть на мир.

Перед днём выборов мы начали доставать кабинки голосования и урны из кладовой гимназии. Нужно было выставить стенды с кандидатами, поставить столы, наклеить объявления, кинуть времянки для подключения оборудования и повесить наш триколор. Очень здорово, когда все участники (а в избир.комиссии более 10 человек) вдохновлены работой и все чем-то постоянно заняты — есть чувство сопричастности. Это немного похоже на разворошённый муравейник.

В день выборов (а это было воскресенье) на участке нужно было быть в 6:30. Все нарядно одеты, у всех приподнятое настроение. В прошлые выборы наш участок сидел до 10 утра следующего дня, т.к допустили ошибки в документах. Поэтому я на всякий случай взял с собой пару одеял — на следующий день нужно было идти на работу, и при возможности я рассчитывал немного поспать, если появится такая возможность.

Голосование теперь идёт с использованием КОИБов — комплекса обработки избирательных бюллетеней. Это в общем-то простые сканеры, которые ставятся на избирательные урны. Не скажу, что мне нравится это решение — так как вручную количество голосов за того, или иного кандидата не подсчитываются. В конце считается только общее количество бюллетеней и сверяется с данными КОИБ. Сразу скажу — на нашем участке всё прошло быстро и честно. Никаких вбросов, подозрительных личностей и провокаций.

Утром, в 8 часов мы включили гимн РФ и все встали. Была произнесена речь, и были открыты двери для избирателей. Всё торжественно и волнующе . На первом этаже нашей гимназии был огромный стол, где продавали разнообразную свежую выпечку, играла музыка.

Около 10 часов начинают идти уже люди среднего возраста — большинство приходят с детьми. Это важно, как мне кажется, приучать детей ходить на выборы и делать выбор хотя бы из тех, кого предложат. Очень мало идёт людей до 30 лет, хотя в этом году вроде даже какая-то лотерея есть для проголосовавших — можно выйграть машину. Статистика примерно такая: 70% - пожилые, 20% — чуть старше среднего, 10% - средний. Приходил забавный ДЕД-хиппи. Синяя кепка, футболка с каким-то принтом, белые кроссовки, джинсы и пиджак. В руках — планшет, держался очень бодро.

В нашей избирательной комиссии есть очень бойкий Борис Николаевич, предпенсионного возраста. Мне кажется он работал на 79 заводе всю свою жизнь. Заводчане не похожи на других людей, создаётся впечатление что там время остановилось и до сих пор существует Советский Союз. Они как мне кажется до сих пор живут В ТОМ времени. Какие-то по хорошему простые, честные и не совсем приспособленные к современной жизни.

Я не заполняю списки и не раздаю бюллетени т.к первый раз учувствую в составе комиссии. Моя задача — периодически наблюдать за тем, чтобы в кабинках голосования всегда были ручки. И следить за порядком. Периодически я подсаживаюсь к нашим девушкам, чтобы поболтать, а Борис Николаевич меня от них отгоняет.

Вечером, когда избиратели идут совсем вяло мы очень оживлённо разговариваем с одной из девушек о соционике, Кастанеде и пейоте к нам подходит член избир.комиссии и даёт свой телефон. А в телефоне открыта трансляция с вёб камеры нашего участка и слышен ВЕСЬ разговор, который происходил у нас минуту назад. Начинаются шутки про то, что если на вёб-камеру зайдёт моя жена и увидит как я непринуждённо общаюсь — вечером у порога меня будут ждать чемоданы с моими вещами :)).

Собрали главные понятия грядущих выборов в Госдуму и петербургский Закс и стараемся понятно объяснить, чем ТИК отличается от УИК, что такое единый избирательный округ и какие полномочия есть у наблюдателей.

Горизбирком / ГИК / Санкт-Петербургская избирательная комиссия

Вышестоящая избирательная комиссия на территории Петербурга.

Горизбирком распределяет деньги из городского бюджета, выделенные на подготовку и проведение выборов, разрабатывает схему одномандатных округов, формирует окружные и территориальные избирательные комиссии, рассматривает жалобы на их действия и принимает решения по таким заявлениям.

В ведении Горизбиркома также всё, что связано с голосованием по единому избирательному округу: он регистрирует и публикует списки кандидатов, устанавливает, кто из включенных в список избран, и выдает им удостоверения.

Именно Горизбирком определяет и официально публикует общие результаты выборов по Петербургу, а также назначает и организует повторные и дополнительные выборы.

Депутат Госдумы

Работа депутата Госдумы — лично присутствовать на заседаниях парламента и парламентских слушаниях, участвовать в работе комитетов и комиссий, а также вносить законопроекты и поправки к ним и голосовать за или против принятия федеральных законов. Кроме того, депутаты обязаны рассматривать обращения избирателей и лично встречаться с ними.

Депутат может направлять запросы главам ведомств и руководителям органов власти, на которые те обязаны ответить в течение месяца. Зарплату депутаты получают из бюджета. Им запрещено заниматься предпринимательством или другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской, а также иметь счета в иностранных банках.

Депутата Госдумы не могут обыскивать и допрашивать, если только он не задержан на месте преступления или привлечен к уголовной или административной ответственности. Это называется депутатской неприкосновенностью, и ее можно лишить по представлению Генпрокуратуры.

Депутат Закса

Работа петербургского парламентария очень похожа на работу федерального. Он должен присутствовать на заседаниях Законодательного собрания, участвовать в подготовке проектов решений Закса и поправок к ним, посещать депутатские слушания, выполнять поручения Закса, направлять депутатские запросы. Депутат также обязан оборудовать приемную и принимать там граждан — рассматривать их жалобы и другие обращения.

Деятельность депутатов Закса влияет на жизнь города, несмотря на то, что принципиально новые законы, как правило, городской парламент не принимает — чаще уточняет федеральные. Например, инициированный петербургскими депутатами запрет продавать алкоголь после 22 часов — это ужесточение всероссийского требования. Закс также решает, какому бизнесу дать налоговые льготы, какую территорию отдать под застройку, какие штрафы повысить или понизить.

В петербургском парламенте депутаты получают зарплату — как в Госдуме, и им запрещено заниматься бизнесом или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной. Но это скорее исключение из правила — в большинстве регионов России не так.

Единый избирательный округ

Территория, от которой депутаты парламента избираются по партийным спискам.

На выборах в петербургский Закс единый избирательный округ включает в себя всю территорию Петербурга, на выборах в Государственную думу — всю территорию России. По единому округу избирается половина парламента (25 человек в Закс и 225 человек в Госдуму), остальные — по одномандатным округам.

Наблюдатель

Человек, уполномоченный наблюдать за деятельностью избирательной комиссии во время голосования и подсчета голосов. Он может обжаловать ее решения в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Главная задача наблюдателя на выборах — предотвращать и фиксировать нарушения.

Наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, любыми избирательными бюллетенями, следить за составлением протоколов об итогах голосования, получать их заверенные копии, обращаться с предложениями и замечаниями к председателю избирательной комиссии, а также фотографировать и снимать на видео происходящее на участке — правда, только только с места, определенного председателем. При этом препятствовать работе комиссии и участвовать в принятии решений наблюдатель не может.

Наблюдателей на участки направляют избирательные штабы кандидатов или партий. Стать наблюдателем может любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом, кроме некоторых должностных лиц, депутатов и госслужащих.

Одномандатный избирательный округ

Территория, от которой избирается один депутат. Одномандатные округа формируют так, чтобы в них было примерно равное число избирателей — так каждый депутат будет представлять в парламенте примерно одинаковое число людей, независимо от того, избран он от густонаселенного или малонаселенного региона или района. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

На выборах в городской парламент в Петербурге 25 таких округов — посмотреть, как они распределены, можно здесь. По ним избирается половина Законодательного собрания — то есть 25 депутатов из 50 представляют в городском парламенте какой-то округ.

В Госдуму половина депутатов, то есть 225, также избирается по одномандатным округам. У Петербурга их восемь — то есть город получит в парламенте восемь представителей.

Кандидата можно выдвинуть одновременно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу в составе партийного списка.

Открепительное удостоверение

Учителя и сотрудники бюджетных учреждений в Петербурге неоднократно рассказывали, что их принуждают брать открепительные и голосовать не на своих избирательных участках.

Партийный список

Список кандидатов от одной партии, избирающихся по единому избирательному округу.

Половина парламента (и Госдумы, и петербургского Закса) избирается по пропорциональной системе. Избиратели голосуют за партию, и по итогам выборов места в парламенте распределяются между депутатами пропорционально полученным голосам. То есть если по результатам выборов партия получает десять мест в парламенте, депутатами становятся первые десять человек из списка. Кто и в каком порядке будет перечислен в списке, решает партия.

Список может участвовать в распределении мандатов, только если за него проголосовало не менее определенного процента избирателей. На нынешних выборах и в Госдуму, и в Закс Петербурга этот барьер составляет 5 %.

Самовыдвиженец

Кандидат-самовыдвиженец может быть членом политической партии и вправе указать это при подаче документов, но быть выдвинутым политической партией он не может.

Территориальная избирательная комиссия / ТИК

Избирательная комиссия, действующая на определенной территории.

ТИК устанавливает итоги голосования на своей территории — и по одномандатному округу, и по партийным спискам, — после чего направляет протоколы об итогах голосования в вышестоящую комиссию.

В Петербурге 64 территориальных комиссии — реформа 2020 года увеличила их число в два раза и изменила границы. На выборах 2021 года на ТИКи также возложили полномочия окружных избирательных комиссий в одномандатных избирательных округах. Это значит, что ТИКи также регистрируют кандидатов, выдают удостоверения об избрании и проводят повторные и дополнительные выборы.

ТИК — вышестоящая избирательная комиссия для участковых избирательных комиссий. Она формирует их состав, освобождает от должности председателей, координирует и контролирует работу, рассматривает жалобы и принимает по ним мотивированные решения, обязательные для исполнения участковыми комиссиями.

Участковая избирательная комиссия / УИК

Нижестоящая избирательная комиссия в Петербурге.

УИК организует голосование на избирательном участке: информирует людей о дне, времени и месте голосования, уточняет и при необходимости исправляет список избирателей, составленный ТИК, готовит помещение, выдает открепительные удостоверения.

УИК также подсчитывает голоса и передает протоколы об итогах голосования в ТИК, а их заверенные копии — наблюдателям.

Схема округов действует до 2025 года

Если в округе их меньше 100 тысяч — не менее 3 тысяч подписей избирателей


Выборы в органы власти на различном уровне в РФ осуществляются при непосредственном участии специальных избирательных комиссий. То, каким образом они формируются и организуют свою работу, определяется на уровне федерального законодательства. Существует большое количество нюансов, характеризующих деятельность избиркомов, и все они требуют регламентации — в частности, в аспекте определения порядка формирования тех или иных структур, отвечающих за организацию выборов. Какие источники права при этом являются главными? Каков порядок формирования избиркомов на том или ином уровне?

Состав избирательных комиссий

Какие избирательные комиссии работают в России?

Прежде чем изучать то, каким образом формируются избиркомы, а также то, как осуществляется выход из состава избирательной комиссии ее участников, изучим основные сведения о соответствующих структурах, которые решают важнейшие задачи в рамках организации выборов в те или иные органы власти России.

Избирком — это коллегиальный орган, который формируется в порядке, определенном законодательством РФ, организует и обеспечивает проведение различных выборов. В соответствии с законодательством РФ — прежде всего, положениями Федерального закона № 67, принятого 12.06.2002, в нашей стране могут функционировать следующие структуры:

Состав избирательных комиссий в указанных разновидностях определяется отдельными положениями федерального законодательства.

Избирком может быть вышестоящим или нижестоящим по отношению к иным комиссиям, которые обеспечивают проведение выборов на соответствующем уровне.

Работа структур, о которых идет речь, осуществляется коллегиально. Избирком вправе приступить к своей работе, если он собран не менее чем на две трети относительно установленного. В случае если комиссия осуществляет деятельность на постоянной основе, то на свое первое заседание по вопросам выборов она собирается не позднее чем через 2 недели после того, как вынесены решения о назначении ее участников с решающим голосом, однако, не ранее истечения периода полномочий предыдущего избиркома.

Как только новая комиссия собирается, то полномочия предыдущей прекращаются. Таким образом, срок реализации полномочий избиркома исчисляется с момента осуществления его первого заседания.

Участковая избирательная комиссия

Во всех комиссиях должны назначаться председатели. Они выбираются из числа тех граждан, которые входят в состав избирательных комиссий на соответствующем уровне. Так, председатель ЦИК РФ избирается членами соответствующего избиркома. В свою очередь, глава избирательной комиссии на уровне субъекта получает свою должность по предложению ЦИК РФ.

Председатель избиркома на уровне муниципалитета избирается:

- при наличии предложения со стороны комиссии субъекта РФ — в соответствии с ним;

- при отсутствии предложения со стороны комиссии региона по предложениям, вносимым членами избиркомов с правом решающего голоса.

Председатель избиркома поселения избирается исходя из предложения районной комиссии или же территориальной. Также законом предусмотрен вариант, при котором председатель назначается исходя из предложений членов комиссии поселения, имеющих право решающего голоса.

Глава комиссии на уровне округа назначается из числа ее участников, имеющих решающий голос, а также освобождается от своей должности решением вышестоящего избиркома. Председатель, в свою очередь, территориальной комиссии назначается и освобождается в соответствии с решением избиркома на уровне субъекта РФ. Глава участковой комиссии назначается и освобождается от должности решением, вынесенным территориальным избиркомом.

Законодательством РФ также предусмотрено назначение заместителей председателя, а также секретарей комиссий. Аналогично кандидаты на соответствующие позиции должны входить в состав избирательных комиссий. Участники, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на заседаниях. Они имеют право инициировать голосование по любым вопросам в рамках компетенции соответствующего избиркома в соответствии с повесткой дня.

ЦИК РФ: формирование состава

Рассмотрим то, каким образом определяется состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также подчиненных ей структур.

ЦИК РФ должна состоять из 15 членов. Из них 5 назначаются Госдумой, еще 5 — Советом Федерации, другие 5 — президентом РФ. Члены ЦИК РФ должны иметь диплом о получении высшего образования. После своего назначения они избирают председателя, его заместителя, а также секретаря Комиссии.

Формирование избиркомов в регионах: общие положения законодательства

В ФЗ № 67 есть положения, устанавливающие общие правила относительно деятельности остальных комиссий, подчиненных ЦИК РФ. Так, в соответствии с данным Федеральным законом формирование соответствующих структур осуществляется исходя из предложений, поступивших со стороны политических партий. При этом каждая партия вправе предложить в избирательную комиссию только 1 члена, имеющего право решающего голоса, если иное не предписано федеральным законодательством.

Как выйти из состава избирательной комиссии

Состав избирательных комиссий, о которых идет речь, может быть представлен гражданами, проходящими государственную или муниципальную службу, не более, чем наполовину. Исключение установлено для избиркомов, учреждаемых в воинских частях, которые расположены в отдаленных местностях, а также за границей. Гражданин, кандидатура которого предложена на включение в состав той или иной комиссии, должен дать на это свое письменное согласие.

В случае если в определенном законом порядке состав избирательных комиссий соответствующих уровней не будет сформирован, то его определяет вышестоящая организация. В частности если речь идет об учреждении избиркома субъекта РФ, то в случае, если его состав не будет определен на уровне региональных органов, то данную задачу решает ЦИК РФ.

Рассмотрим теперь более подробно то, каким образом учреждаются рассматриваемые избиркомы.

Формирование избиркомов на уровне субъектов РФ

Прежде всего стоит отметить, что состав избирательных комиссий субъектов РФ может включать не менее 10, и не более 14 членов, имеющих право решающего голоса. Конкретная норма устанавливается правовым актом региона.

Формирование избиркома на уровне субъекта РФ осуществляется парламентом и главой исполнительной власти на основе предложений, поступающих в порядке, определенном законодательством. Одну половину состава комиссии региона должен назначить региональный парламент, другую — глава исполнительной власти. При этом как минимум половина от назначаемых членов избиркома должна определяться как парламентариями, так и главой исполнительной власти исходя из предложений, поступивших со стороны политических партий. В свою очередь состав избирательных комиссий регионов должен включать не менее 1 члена избиркома, назначенного исходя из предложений, поступивших со стороны ЦИК РФ.

Формирование избиркомов на уровне муниципалитетов

На уровне муниципальной власти учреждение избиркомов осуществляется представительными органами исходя из предложений, также получаемых в порядке, определенном федеральным законодательством. При этом состав избирательной комиссии муниципального образования должен не менее, чем наполовину состоять из членов, назначенных исходя из предложений, которые поступили со стороны:

- объединений, которые выдвинули кандидатов, допущенных к получению мандатов в рамках представительного органа муниципалитета.

В свою очередь, половина членов избиркома на соответствующем уровне должна быть назначена исходя из предложений, которые поступили со стороны вышестоящей комиссии - в случае, если избирком учреждается на уровне района, округа или же внутригородской территории.

Если комиссия формируется на уровне поселения, то половина ее состава определяется исходя из следующих норм:

- если полномочия избиркома на уровне района не делегированы в территориальную структуру, то 2 члена соответствующей структуры в поселении получают свою должность исходя из предложений избиркома района, а остальные — по спискам из территориальной комиссии;

- если полномочия избиркома района переданы территориальной комиссии, то участники избиркома в поселении получают свою должность исходя из предложений, которые сформированы территориальной комиссией;

- если полномочия территориальной структуры переданы избиркому района, то члены комиссии поселения должны быть назначены исходя из предложений, полученных комиссией района.

При этом предложения, которые выдвигает избирательная комиссия области или иного субъекта РФ, избирком района или же территориальная комиссия, должны быть подготовлены с учетом мнения общественных структур, предложений избирателей, а также избиркома района предыдущего состава.

Состав территориальной избирательной комиссии

Формирование окружных комиссий

Следующий уровень деятельности избиркомов — окружной. То, каким будет состав окружных избирательных комиссий, определяют органы власти на уровне субъекта РФ, а также муниципальные власти. Формирование соответствующей структуры осуществляется исходя из предложений, поступающих в порядке, определенном на уровне федерального законодательства, а также с учетом мнения представительных структур муниципалитетов и избирателей.

Не менее половины от состава окружного избиркома при выборе в органы власти субъекта РФ должна определять вышестоящая комиссия исходя из предложений, поступивших со стороны политических партий. В свою очередь, при выборе в муниципальные органы власти также должно учитываться мнение избирательных объединений, которые выдвинули кандидатов, допущенных к получению мандатов в представительной структуре муниципалитета.

Формирование территориальных комиссий

Состав территориальной избирательной комиссии может быть представлен количеством членов, обладающих правом решающего голоса, от 5 до 14. Формирование избиркомов на соответствующем уровне осуществляется комиссией на уровне субъекта РФ исходя из предложений, поступающих в порядке, определенном федеральным законодательством, а также с учетом позиции представительных структур муниципалитета и избирателей.

Состав территориальной избирательной комиссии должен быть сформирован не менее, чем наполовину с учетом предложений, поступивших со стороны:

- объединений, выдвинувших кандидатов в рамках распределения мандатов в представительной структуре муниципалитета.

Изучим теперь особенности формирования участковых избиркомов.

Формирование участковых избиркомов

Состав участковой избирательной комиссии избирательного участка определяется с учетом предложений, поступающих в порядке, определенном федеральным законодательством, а также мнения представительных структур муниципалитетов и избирателей. Примечательно, что количество соответствующих предложений законодательством не ограничивается.

Участковая избирательная комиссия должна не менее, чем наполовину формироваться территориальным избиркомом исходя из предложений от:

- объединений, которые выдвигают кандидатов в рамках распределения мандатов в представительной структуре муниципалитета.

Возможна ситуация, при которой граждане, которые предложены к включению в состав избиркома на рассматриваемом уровне, не утверждаются на соответствующей должности. В этом случае формируется резерв составов участковых избирательных комиссий, который ведется избиркомом на уровне субъекта РФ в порядке, определяемом ЦИК РФ.

Сроки и порядок прекращения полномочий участников избиркомов

Рассмотрим еще один аспект работы избирательных комиссий РФ — сроки, а также порядок прекращения полномочий их участников. Так, что касается членов избиркомов, имеющих право решающего голоса, то срок их полномочий истекает в момент прекращения деятельности соответствующей комиссии, если законодательством не установлено иное.

Как выйти из состава избирательной комиссии? Законом данная процедура также регламентирована.

В ряде случаев полномочия члена избиркома, имеющего право решающего голоса, могут быть приостановлены на основании решения комиссии, которое, в свою очередь, может быть основано на заявлении гражданина, изначально назначенного членом избиркома. Но это возможно только при условии, что данная процедура не приведет к тому, что состав комиссии будет неполным. Если данное условие выполнить не получается, то тем не менее полномочия гражданина могут быть прекращены в соответствии с решением органа, который назначил его в качестве члена комиссии. Если данной структурой не принято решения относительно того, чтобы вывести гражданина из состава комиссии в течение 1 месяца (10 дней в период кампании) с того момента, когда данный член избиркома направил в соответствующий орган заявление на выход из состава избирательной комиссии, то решение об аннулировании его полномочий принимается непосредственно избиркомом в течение 3 дней с момента истечения указанных сроков.

Выход из состава избирательной комиссии

Назначение нового участника комиссии

В случае если изначально назначенный член комиссии вышел из нее в определенном законом порядке, то орган, который его назначил, должен пригласить в состав избиркома нового кандидата — в течение 10 дней после того, как полномочия прежнего члена комиссии были прекращены, пока идет период кампании, или в течение 3 месяцев — в иные периоды. Если данное требование не выполняется, то нового члена избиркома назначает уже вышестоящая структура. Например, если есть необходимость утвердить кандидата на соответствующей должности на уровне субъекта, то решение принимает Центральная избирательная комиссия. Состав избиркома муниципалитета, в свою очередь, формируется при участии комиссии субъекта РФ. Так или иначе, назначение нового члена избиркома осуществляется той структурой, перед которой он подотчетен.

Состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

При этом, если формируется участковая избирательная комиссия, то человек должен быть назначен из резерва, о котором мы сказали выше. Данная процедура осуществляется учетом требований, установленных законодательством и в порядке, определенном ЦИК РФ.

Статус участников избиркомов с правом совещательного голоса: нюансы

Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется назначение гражданина на должность члена избиркома с правом решающего голоса, то, как определяются сроки его полномочий, а также то, как осуществляется выход из состава избирательной комиссии в порядке, утвержденном законодательством РФ. Изучим теперь особенности статуса членов избиркомов, которые, в свою очередь, обладают правом совещательного голоса.

Данные граждане в целом обладают теми же правами, что характеризуют деятельность участников комиссий с решающим голосом, за исключением полномочий, связанных:

- с выдачей и подписыванием выборных бюллетеней, а также открепительных документов;

- с участием в обработке бюллетеней;

- с формированием протокола о результатах голосования;

- с участием в принятии решений по тем вопросам, что находятся в компетенции соответствующей комиссии, а также с их документированием;

- с формированием протоколов о правонарушениях.

Можно отметить, что законодательством предусмотрены нормы, в соответствии с которыми политические партии или объединения не вправе предлагать на утверждение членами комиссии несколько кандидатур.

Избирательная комиссия области

Сроки и прекращение полномочий участника комиссии с совещательным голосом

Если в состав избирательных комиссий РФ входят члены, имеющие право совещательного голоса, назначенные теми кандидатами, что были избраны, объединениями, участвующими в распределении мандатов, а также политическими партиями, то срок их полномочий длится до окончания процедуры регистрации кандидатов, а также их списков на следующих выборах в соответствующий орган власти или же на аналогичную должность.

Полномочия других членов избиркома, который работает на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в момент завершения кампании. Также законом предусмотрен механизм, в соответствии с которым прекращение полномочий участников с совещательным голосом возможно в момент прекращения полномочий соответствующих избиркомов. В случае если кандидат не проходит регистрацию, то полномочия участников с правом совещательного голоса прекращаются в момент вынесения отказа в регистрации.

Кроме того, орган, который назначил гражданина членом избиркома с правом совещательного голоса, может прекратить его полномочия. Аналогичные правила установлены законом и для кандидатов. Можно отметить, что полномочия участников с совещательным голосом не прекращаются в случае, если соответствующий избирком будет расформирован.

Как стать членом избирательной комиссии и сколько за это платят?

Те, кто будет делать свою работу максимально честно. Хотя зачем я объясняю прописные истины? Лучше поговорим о том, как стать членом избирательной комиссии. Какие требования к кандидату, сколько ему придётся трудиться на участке. И ещё: заплатят ли? Найдём ответы прямо сейчас.

Что в теории?

  • ЦИК;
  • избирком субъекта РФ;
  • избирком муниципального образования;
  • окружные комиссии;
  • территориальные комиссии;
  • участковые комиссии.

Так вот, попасть в ЦИК тяжело: это постоянно действующий госорган, где служащие наделены 5-летним сроком полномочий. Из 15 членов по пять назначает Госдума, Совет Федерации и Президент. Если вдруг решите попасть в ЦИК, знайте: без высшего образования туда не берут.

Все остальные уровни избиркомов формируются на основании ст.22 ФЗ №67. В ней указано, что списки потенциальных членов представляют политические партии и общественные объединения. Избиркомы субъектов РФ тоже действуют на постоянной основе с 5-летними полномочиями. Туда тоже просто так не попасть: список формирует высшее должностное лицо и законодательный орган субъекта.

Куда может попасть обычный человек?

Теоретически простой смертный вправе найти место в территориальной или участковой избирательной комиссии. Вторая альтернатива – реальная. Возникает первая трудность: нужно как-то оказаться в списке предложений по кандидатурам в состав органа. Его формирует либо политическая партия, либо избирательное объединение. Сложно.

Не могут стать членом избиркома:

  1. Лица, не имеющие гражданства РФ;
  2. Ограниченно или полностью недееспособные;
  3. Несовершеннолетние;
  4. Депутаты, прокуроры и судьи;
  5. Граждане, имеющие судимость либо привлекавшиеся в течение года к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах.

Понадобятся некоторые документы:

  • ксерокопия паспорта;
  • справка с места работы или трудовая книжка, иной документ, подтверждающий род деятельности;
  • две фотографии 3х4 см;
  • письменное согласие на назначение.

А что на практике?

Партия (общественная организация) нужные списки направит сама, а собственное заявление с протоколом собрания следует передать в территориальный избирком. Если вопросов нет, соискателя поставят в резерв. При появлении вакансии соискатель станет членом избирательной комиссии. При обнаружении несоответствий ФЗ №67, кандидатура соискателя будет отклонена. Отказ можно обжаловать в суде.

Сколько это продолжается?

Состав избиркома утверждается на 5 лет. Значит, если счастливчик получил работу, то он должен участвовать во всех выборах и референдумах пятилетки. Правда, можно отказаться от почётной должности, уведомив об этом территориальный избирком. У членов комиссии есть дежурства, а ещё – работа в основной день голосования. Некоторым придётся посетить избирателей, изъявивших желание проголосовать на дому.

Заплатят ли?

Невероятно, но факт: труд члена участкового избиркома вознаграждается. Предусмотрена почасовая оплата, которая зависит от субъекта РФ (за основу берётся МРОТ). За работу ночью и в выходной день – доплаты. При этом от налогов полученный доход освобождается. Один из членов УИК на выборах президента в марте 2018 года заработал 9450 рублей.

blank

Резюме. Стать членом избиркома можно. В теории

Удивлён, насколько сложен процесс формирования избирательной комиссии. Разумеется, это сделано ради безопасности. Нельзя ведь доверить процесс и подсчёт голосов кому попало? Если серьёзно, то для попадания в избирком придётся потрудиться. Самый простой путь – выдвинуться от общественного объединения или политической партии.

Даже если кандидат поставлен территориальным избиркомом в резерв, это не гарантирует попадание на участок. Вмешаться в деятельность комиссий на законных основаниях трудно. Значит, члены участковых комиссий будут отбираться не всегда прозрачно. В интернете много пишут про блат… Не исключаю, что попасть на участок по знакомству проще, чем без оного.

Подписывайтесь на наши каналы!

Наш канал Яндекс.Дзен

YouTube Лого

EMAIL рассылки

Одноклассники Лого

Группа Одноклассники

Вконтакте Лого

Группа Вконтакте

Высококлассный юрист. Окончил с отличием Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Отлично совмещает работу журналиста в издании и практику в крупной международной юридической компании.

Выборы – дело ежегодное. Кого, когда и как будут выбирать россияне в 2022 году

Москве по-прежнему нужны сотни тысяч мигрантов. Насколько реальны планы властей отказаться от них?

Драки в парламентах: споры, в которых рождаются законы. Россия тоже в списке

Всё тайное становится явным: Кипр формирует реестр бенефициаров компаний

Как повернулись карьеры известных политиков: от станка и микроскопа – к трибуне

Запрет США на сделки с российским госдолгом – штука, конечно, санкционная. А вот насколько санкционная?

Успеет ли Россия достроить Северный поток-2 и почему он (не) окупится?

Сложная граница с обеих сторон. Разбираем законные способы попасть в Украину гражданину России

blank

Читайте также: