Как наказывали за воровство в древнем риме

Обновлено: 25.06.2024

Беседы с палачом

Казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме

Ликует буйный Рим… торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзённый в грудь — безмолвно он лежит

Во прахе и крови скользят его колена…

…нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.

Прорвалось наружу вдруг всё то, что до сих пор таилось внутри; произошла противоестественная перемена с сенаторами, консулами, преторами, трибунами, кандидатами на все эти магистратуры или состоявшими в этих должностях; теперь они бросались к ногам своих рабов с рыданьями, называли слугу спасителем и господином.

Задыхаясь, с холодным потом на челе, читал я страшную повесть.

Особенно поучительно такое осмысление на правовом и историческом материале Древнего Рима, юридическая система которого легла в основу современного европейского права и по сей день служит неиссякаемым источником для мыслящих правоведов.

Обращение к избранной теме необходимо ещё и потому, что в существующей справочной, научной и учебной литературе казни, пытки и другие наказания, применявшиеся древними римлянами, либо не освещены совсем, либо рассмотрены отрывочно, бегло и бессистемно (см., напр.,[3] .[4]

Отмеченные обстоятельства не только обедняют наши сведения об истории Древнего Рима, но и порождают досадные заблуждения. Так, например, в одной добротной книге по истории Средневековья, содержится мысль (как мы увидим, ошибочная), что средневековые истязания по своей жестокости намного превосходили древнеримские (см..[9]

Колоритные черты древнеримского быта, относящиеся к нашей теме, рассеяны в произведениях античных авторов. Такие сведения также требуют упорядочения и в ряде случаев — разъяснений и уточнений.

Указанные обстоятельства определили ближайшую цель нашей работы — выявить и систематизировать с возможной полнотой сведения о древнеримских казнях, пытках и суровых наказаниях, воспроизвести их описание в трудах древнеримских авторов, дать им по возможности адекватную правовую и нравственную оценку.

Читатель легко заметит, что изложенная в 1-й главе классификация древнеримских казней построена не на одном, а на нескольких основаниях: степень жестокости казней, их правовая обусловленность, технические особенности казней, их социальная приуроченность и др. Хотя наличие нескольких пересекающихся оснований далеко от идеала формальной логической стройности, такая (так называемая естественная) классификация, как представляется, и ближе к древнеримской исторической действительности, и даёт возможность вынести нравственную оценку карательным действиям, что бывает порой важнее, чем сама их сортировка и описание.

Разумеется, наша классификация не претендует на бесспорность и, как всякая коллекция, способна быть в дальнейшем расширена и уточнена.

Поскольку казни, пытки и суровые наказания в Древнем Риме нередко сопровождались изуверствами и издевательствами, а по способам и последствиям применения порой не отличались от первых, мы рассматриваем и эту группу явлений.

Нагромождение ужасов в нашей книге — не дань потаённому мазохизму или попытка произвести дешёвую сенсацию. Каждая казнь, каждая пытка, каждое издевательство и изуверство, даже в массовых масштабах и даже по высочайшему повелению коллегиальных органов — всегда дело рук конкретных палачей и мучителей, как бы они ни таились под маской, капюшоном или псевдонимом. Стало быть, каждый из них лично ответствен за то, что необозримый ряд безвременных могил расширился, а круг живущих людей трагически сузился.

Из сферы кровавой обыденности мы выходим здесь на простор философско-нравственных исканий, среди которых самыми жгучими являются, пожалуй, мысли об индивидуальном переживании бытия,[10] персональности исторического процесса ,[11] ,[12] о нравственной причастности личности к всечеловеческим деяниям[13] и осознании личностью её исторической ответственности вопреки обезличивающей стихии толпы[14] и иссушающему влиянию социологических доктрин.[15] И если читатель хотя бы на минуту погрузится в раздумья об ответственности всех нас за всё, что творится людьми на измученной планете, автор сочтёт свою книгу не напрасной.

Тяжкая жизнь крепостных крестьян на Руси — курорт по сравнению с участью рабов в Древнем Риме. Да, есть и в нашей истории тираны. Взять, к примеру, Салтычиху или вспомнить общепринятую практику пороть холопов на заднем дворе и сажать на цепь в колодках. Однако от изощренности наказаний рабов в величайшем государстве античности у нормального человека волосы на голове встают дыбом.

Как в Древнем Риме становились рабами?

Рабы и хозяин

Вам будет интересно: Выя — это устаревшее обозначение шеи

Каждый, кто знаком с историей Вечного города, знает, что римские граждане составляли ничтожно малую часть от общего количества населения. Основная массовая доля приходилась на рабов. Согласно законам кредитор мог обратить в долговое рабство своего заемщика. Рабыней становилась свободная женщина, уличенная в связи с невольником. И, наконец, осужденные преступники передавались в руки палачей, только обретая статус раба.

Основным же источником рабской силы были захватнические войны и морской разбой. Пленные иностранцы, независимо от социального положения, становились рабами, которых жители Древнего Рима считали низшей расой, называли варварами и с удовольствием покупали у работорговцев. При таком отношении наказание раба оказывалось крайне бесчеловечным и часто было синонимом истязаний и казни. Например, один господин приказал сжечь банщика заживо в печи за то, что тот мыл его слишком теплой водой.

Даже у простого ремесленника было хотя бы 2-3 раба, а у сенаторов и военачальников — до нескольких тысяч. По подсчетам ученых, рабы выполняли в доме хозяев не менее 150 функций и безжалостно наказывались за каждую провинность. Рабы, принадлежащие государству, были заняты на общественных работах, например, чистили клоаки, строили водопроводы или прислуживали в магистратах. Но несмотря на род деятельности, в большинстве своем отношение к невольникам было везде одинаковым, а наказания рабов на фото старинных гравюр выглядят цинично и бесчеловечно.

Раб — это одушевленное имущество, владеющее речью

Вам будет интересно: Проекция силы на ось и на плоскость. Физика

Истязание раба

В Древнем Риме царил произвол господ и надсмотрщиков, а что самое ужасное — не было кодекса, который определял бы конкретные преступные деяния и предусмотренные для них наказания рабов. Справедливости ради, примитивность судебной системы сказывалась на всех людях, совершавших преступления, однако жуткого самоуправства и беззакония, которому подвергались рабы, свободные граждане на своей шкуре не испытывали.

Преступления и наказания

Рабы и надсмотрщик

Сколько обязанностей — столько и провинностей, поэтому наказывали рабов буквально за все, нередко используя превентивные меры. Например, в пекарнях на шею невольникам надевали жернова, чтобы голодные рабочие не ели муку или тесто.

На тяжелых работах истощенных рабов подгоняли палками и плетями и жестоко избивали, если те не справлялись со своими обязанностями. Даже покалеченных людей вынуждали продолжать работу, пока они не падали замертво. Наказанием рабу могла стать казнь за случайно разбитую кухонную утварь, съеденную без разрешения еду, или если он перебежал дорогу кортежу храмовых жриц.

Страшным преступлением считалось убийство рабом своего господина. Тогда наказывали не только виновного, но убивали всех невольников, принадлежащих этому хозяину.

Еще человека могли убить забавы ради, потому что он раб, значит, личное имущество. В подземельях знатных вельмож томились несчастные, якобы уличенные хозяином в страшных грехах, что требовало наказания — смертного приговора. В разгар пиршества на потеху гостям раба приводили и показательно отрубали ему голову, и это было меньшим из зол, которые приходилось испытывать невольникам Древнего Рима.

Домашняя тирания

Господа не стесняясь раздавали затрещины часто ни в чем не повинным рабам, а хозяйки в плохом настроении кололи своих полуголых прислужниц длинными иголками. Для порки использовались специальные приспособления: кнуты с узелками и кожаные плетки. Особо провинившихся заковывали в ножные, ручные или шейные кандалы, выжигали на лбу клеймо позора, а могли посадить на цепь вместо сторожевого пса.

Наказание раба хозяином в гневе могло выплеснуться в настоящее членовредительство. Господин мог совершенно безнаказанно переломать невольнику кости или обмазать его голову смолой и содрать скальп. Взбреди хозяину в голову заполучить еще одного евнуха, как молодой раб был тут же оскоплен. Если господину казалось, что невольник слишком говорлив, несчастному вырывали язык. А бывало, что раб становился ненужным, или хозяин видел в нем возможность заработать.

Отлучение от дома

Гладиатор и лев

В эпоху расцвета работорговли одним из методов наказания рабов в Древнем Риме была продажа неугодных. Устав мучиться с непокорным невольником, молодого человека могли выгодно продать в гладиаторскую школу. Там раба ждала еще худшая участь, чем в хозяйском доме. Многие молодые люди становились участниками смертельных схваток с себе подобными и шоу с дикими животными.

Красивых юношей и девушек продавали в публичные дома, где их использовали так, что подумать страшно. Некоторых отправляли за границу или ссылали на рудники и в каменоломни, где невольники продолжали приносить хозяевам доход тяжким трудом.

Если рабу не посчастливилось стать свидетелем преступления хозяина, невольника отправляли в казематы для дачи показаний. Там в рамках судебной системы его предписывалось истязать на специальных станках и изуверских машинах, т. к. считалось, что только под пытками раб способен сказать правду.

Обреченные на смерть

Цепи и кандалы

Практически каждый человек, став рабом или рожденный в неволе, понимал, что его ждет неминуемая и преждевременная смерть. Народ Рима требовал хлеба и зрелищ, а одним из самых популярных развлечений этой жестокой эпохи были публичные казни.

Найти приговоренных не составляло труда. Что касается показательных наказаний для рабов, список получается внушительным и пугающим:

  • избиения до смерти палками, камнями и плетьми;
  • перемалывание мельничными жерновами;
  • обезглавливание;
  • перепиливание пополам;
  • отрезание носа, ушей, губ и конечностей;
  • растерзание толпой, зверями и хищными рыбами;
  • сожжение на кострах и в печах;
  • погребение заживо;
  • подвешивание на крюке и распятие на кресте;
  • утопление в кожаном мешке;
  • сбрасывание с Тарпейской скалы.

Чем мучительнее экзекуция и чем дольше страдал человек, тем больший восторг испытывала толпа.

Зверствовали в отношении рабов не только господа, но и потомки вольноотпущенных. Например, Ведий Поллион за малейшую провинность без суда и следствия бросал невольников в садок с муренами.

Но такое положение рабов не могло продолжаться вечно.

Изменения к лучшему

Восстание Спартака

Тяжкое существование и жестокие наказания рабов неминуемо приводили к мятежам. Серьезной угрозой Риму стало восстание Спартака, однако после кровопролитных сражений бунт был подавлен — 6 тыс. пленных рабов были распяты на Аппиевой дороге.

Наученные горьким опытом власти начали принимать меры в защиту прав рабов. Приказом императора Адриана тому, кто замучил невольника до смерти или продал в публичный дом, грозило уголовное наказание. Его сын, Антонин Пий, наложил запрет на торговлю детьми и отменил обращение в рабство должников. А император Константин Великий издал указ, согласно которому преднамеренное убийство раба приравнивалось к убийству свободного гражданина.

Каким рабам жилось хорошо?

Римская семья

Судя по чудовищным методам наказаний рабов Рима, создается впечатление, что свободные граждане империи — скопище садистов и маньяков. Однако наиболее бесчеловечные расправы не носили массовый характер и в большинстве своем относились к временам правления жестоких тиранов: императоров Калигулы и Нерона.

Но там, где царствует порок, всегда есть место добродетели. Были в Древнем Риме образованные и порядочные рабовладельцы, способные увидеть в невольнике не вещь, а человека. Такие хозяева своих рабов не наказывали, а воспитывали, обучали и давали им вольную. Яркий тому пример — Марк Туллий Цицерон и его раб Тирон, который был секретарем, биографом и другом знаменитого римского политика и философа.

Свод законов, составленный Солоном, регламентировал практически все стороны жизни. Одним из самых любопытных его законов был, например, тот, что разрешал любому свободному жителю Аттики привлечь к суду не только своего обидчика, но и того, кто нанёс урон другому, даже совершенно постороннему человеку. Таким образом, Солон призывал граждан к взаимопомощи – и, разумеется, воспитывал уважение к закону.

Ну, а что считалось оскорблением во времена древних греков? Чувствительное наказание ожидало каждого, кто назовёт другого убийцей или станет утверждать, что тот бросил щит на поле боя. Закон преследовал каждого, кто осмелится бездоказательно обвинить другого в том, что тот ударил свою мать или своего отца, и тех, кто на рыночной площади (то есть публично) пренебрежительно отзовётся о любой профессии любого жителя Афин.

А за что давали смертную казнь? Ну, во-первых, конечно, за умышленное убийство. Дела об умышленных убийствах принимал к рассмотрению один из девяти архонтов – высших должностных лиц в Афинах. Каждая из сторон – обвиняемый и обвинитель (согласно правилам – член семьи убитой жертвы или хозяин, если речь шла об убийстве раба) – имели право выступить перед судом дважды, только потом выносился приговор. Самое интересное здесь: перед вторым выступлением обвинителя обвиняемый мог объявить о том, что добровольно отправляется в ссылку и, таким образом, спасти свою жизнь.

Однако, как рассказывает в своей книге Йенс-Уве Краузе, по делам об убийствам в древних Афинах нередко выносились и оправдательные приговоры. Не наказывали, среди прочего, тех, кто убивал любовника своей жены, застигнутого в её постели.

Хотя закон здесь был по отношению к мужчинам куда более суровым, но им и разрешено было намного больше: в отличие от женщин, он совершенно свободно могли содержать любовниц (обычно рабынь), посещать многочисленные публичные дома и приятно проводить время в обществе гетер. Только вот домой их не рекомендовалось приводить: это считалось дурным тоном.

Да, вот такие нравы были в древней Греции. Чистый патриархат! Таким же был поначалу – во времена республики – и Древний Рим. Глава патрицианской семьи мог осудить и даже казнить сына, продать его в рабство. Такое случалось, конечно, не часто, но вот то, что ни один из членов семьи не мог без согласия её главы распорядиться её имуществом, не мог ни продать его, ни даже приобрести, - с этой проблемой сталкивались очень многие римляне на протяжении столетий. Любопытно, однако, что плебеи – одно из сословий свободного населения Древнего Рима, стоявшее ВНЕ родовой общины, - в течение нескольких веков упорно боролись за то, чтобы стать её частью. Впрочем, патриархат был тут не при чём.

Несмотря на то, что плебеи в Древнем Риме относились к свободным сословиям, таких гражданских и политических прав, как патриции, они поначалу не имели. И не имели прав на общинную землю. То есть им приходилось одалживаться у патрициев землёй, а также тягловым скотом, что привело к массовому долговому рабству. Соответствующий закон гласил: несостоятельный должник становится рабом или продаёт в рабство своих детей. Суровый закон этот существовал на протяжении столетий. Лишь в начале третьего века до нашей эры долговое рабство было отменено, и плебеев стали допускать к власти. Плебеи оказались очень полезными республике, а позже – и империи. Они исполняли полицейские функции в Риме: контролировали рынки, бани, акведуки, таверны, следили за проститутками, дебоширами и ворами (в случае необходимости – и судили их). Очень точно и очень лаконично описал судебную систему Древнего Рима российский историк Лев Остерман. Я не берусь конкурировать с ним и просто процитирую его. «Гражданские процессы, - рассказывает историк, - имущественные или наследственные споры вёл один судья. Более серьёзные дела – об убийствах, поджогах, прелюбодеянии (оно, как и в Древней Греции, каралось очень сурово), а также о взяточничестве, казнокрадстве, подкупах и подлогах – подлежали рассмотрению в специальных трибуналах. Рассматривали их коллегии судей. Половине этих коллегий могли дать отвод обвинение или защита. Обвинителем имел право выступить любой гражданин. Адвокатам, участвовавшим в делах, запрещено было получать гонорары от своих подопечных. Своей первой славе знаменитый Цицерон обязан именно выступлениям в качестве адвоката – или судебного оратора, как тогда говорили. Цицерон защищал некоего Росция, которого ложно обвинил в отцеубийстве один из клевретов тогдашнего диктатора Суллы и выиграл процесс.

Судебные заседания обязательно заканчивались до захода солнца. Что касается наказаний, то среди них фигурировали опять-таки денежные штрафы, конфискация имущества, лишение гражданских прав, изгнание, а также многочисленные (в соответствии с характером преступления и гражданским статусом преступника) варианты смертной казни.

Замечу, что в Древнем Риме, как и в Древних Афинах прелюбодеяние и супружеская измена карались очень сурово. Более того: муж обязан был подать в суд на жену, если узнавал о её измене. Если он этого не делал, то его самого могли осудить – за сводничество (существовал соответствующий закон). Любовника, застигнутого на месте преступления, муж, как мы уже рассказывали, мог во многих случаях совершенно безнаказанно убить. Тут ничего не изменилось даже тогда, когда самосуд отошёл в прошлое и функции отправления правосудия и исполнения наказания взяло на себя римское государство. Философа Сенеку спасло в своё время от смерти только то, что его тайная любовница Юлия Ливилла не была замужем. Император Клавдий всего лишь сослал знаменитого гуманиста. Пикантность этой истории состоит в том, что сам поборник нравственности славился своим женолюбием. В юности Клавдий (ещё не император) был помолвлен дважды. Только третья невеста стала его официальной супругой. Но с ней Клавдий развёлся – так же, как и со второй. Третьей же была Мессалина, имя которой стало нарицательным для бесстыдной и развратной женщины. Впрочем, другие римские принцепсы (что значит – первые) действительно чтили институт брака.

Об Октавиане Августе, который правил Римской империей почти полвека, чуть-чуть не дотянув до нашей эры, известно, что он был человеком строгих правил и воспитывал в своих подданных – причём, прежде всего, среди своих приближённых и в аристократии – уважение к закону. По его рекомендации сенат принял целый пакет законов, направленных на нравственное оздоровление элиты. Было, в частности, усилено уголовное наказание за взяточничество. Виновных в подкупе избирателей, кроме всего прочего, лишали права занимать государственные должности в течение пяти лет. Закон о роскоши ограничивал расходы на пиршества ста денариями в обычные дни и вдвое бОльшей суммой в праздники. Закон о браке предписывал его обязательность для всех представителей высших сословий – сенаторов и всадников. Развестись стало сложнее. Холостяков стали облагать высоким налогом, их ограничили в правах наследования. Ужесточили и наказания за прелюбодеяние. Не только муж, но уже и отец получил право безнаказанно убивать свою беспутную дочь и её любовника, если это был вольноотпущенник, гладиатор или актёр. Разумеется, убивать было не обязательно. Сам император Август, например, ограничился лишь изгнанием сначала дочери, а позже и внучки за их безнравственное поведение. Следует, однако, заметить, что он не пожелал делать исключение для членов своих семьи и сам обратился в сенат с требованием, согласно закону, наказать Юлию-старшую и Юлию-младшую (их звали одинаково) за разврат.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"

Временем основания Рима считают середину 8 века до нэ и это связывают с таким событием, как объединение племен латинов и сабинов. Становление римской государственности обычно связывают с периодом конца 6-начала 6 века до нэ. Историю римского государства делят на три этапа: Царский период, Республиканский период, а также Имперский период.

Уголовное право в Риме развивалось так, что практически не было связано с переменами, которые происходили в сфере частного права Рима и его судопроизводства. Это происходило потому, что одним из главных источников римского уголовного права стали постановления народных собраний, императорских конституций. Важное влияние на римское уголовное право оказали преторская юстиция и юриспруденция. В уголовном праве появление системы произошло довольно поздно: вторая половина 2 века- первая половина 1 века до нэ. Во время всего догосударственного и республиканского периода в Древнем Риме уголовное право претерпевало переход от охраны ценностей родового быта, который был очень тесно связан с религиозными установками.

В древнейший период именно магистраты и верховные жрецы имели право назначать наказания за действия, которые могли бы расцениваться как преступные.

Что касается самого судопроизводства, то инициатива уголовного обвинения могла исходить как от магистрата, так и от любого полноправного гражданина Рима. Обвинитель, во-первых, казывал на само преступление и непосредственно обвиняемого и назначал день слушания дела. Не менее четырех раз магистрат повторял вызов, если же обвиняемый не являлся на суд по каким либо причинам, не являющимися уважительными (уважительными причинами являлись: тяжкая болезнь, старость) , то его без слушания обвиняли, а затем объявляли изгоем. Вплоть до 4 века до нэ обвинение, защита велись самими участниками процесса. Допускалось присутствие так называемых помощников или похвальщиков, которые давали показания о репутации и достоинстве обвиняемого, при этом не имея отношения к обвинению. Приговор был устным. С конца 6 века до нэ граждане Рима могли апеллировать к народному собранию, в случае, если приговор был смертным.

Одним из самых важных и основополагающих источников как всего права древнего Рима в целом, так и уголовного права в частности являются Законы 12 таблиц.

Законы 12 таблиц или Leges duodecim tabularum являются кадификацией государственного закона от народа. Их создали в 451-450 годах до нэ. Эти законы были созданы специальной комиссий, которая в свою очередь состояла из 10 человек, называемых дицемвирами, и представляли свобой свод законов, регулирующие практически все отрасли права Древнего Рима. Одной из отличительных черт этих законов является строгий формализм.

Считается, что Законы 12 таблиц были приняты в два этапа. Первый этап прошел в 451 году до нэ и на нем были приняты 10 таблиц. Второй этап прошел в 450 году до нэ, на котором были приняты оставшиеся 2 таблицы. Как и следует из самого названия, законы были записаны на 12 досках, которые выставили на городской площади.

Изначальной целью данного закона было ослабить римский народ, в основном плебеев, от произвола жреческих судов, путем введения в традиционный порядок равного для всех права.

Законы 12 таблиц, как собственно и большинство предшествующих памятников рабовладельческого права регулировали в основном имущественные отношения в Риме. Законы 12 таблиц в основном регулировали отношения меня гражданами, то есть частные отношения. Стали известны такие понятия, как правоспособность, юридические лица, физические лица. Данные законы давали определенную классификацию вещей. Также оно определяло, какие предметы могут быть объектами сделок и кто может быть субъектом сделок. Существовало деление вещей на манципированные и неманципированные. Законы 12 таблиц устанавливали право на сервитуты, то есть чужие вещи. Устанавливались два основных способа приобретения собственности: производный, а также первоначальный.

Обязательства возникли из деликтов и из договоров. Неисполнение договора не требовало иска, а непосредственно влекло за собой юридические последствия. Что касается брака, то он являлся одним из видом особой сделки (путем покупки невесты с соблюдением обряда манципации).

Структура Законов 12 таблиц была следующей:

Таблица 9-публичное право

Таблица 10-погребальное право

Таблица 11-божественно право

Таблица 12-брачное право

2)Три деликта, отраженные в Законах 12 таблиц

Публичными деликтами в Законах 12 таблиц называли преступления. Видов публичных деликтов было немного: преступления против республик, влекущие за собой смертную казнь, убийства, сочинение песен, которые бы содержали клевету, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая.За некоторые преступления полагалась некоторые виды смертной казни, такие как: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание со скалы и т. д. Постепенно она начинает выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства, что я являлось достаточно серьезным наказанием. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискации имущества, ограничения гражданского статуса.

Чтобы нагляднее показать принцип действия уголовного права по Законам 12 таблиц, хотелось бы разобрать некоторые деликты отдельно.

Возьмем статью 11 таблицы 8, говорящую о чужих деревьях:

В данной статье указывается такой публичный деликт, как уничтожение чужого урожая или же имущества. За такое преступление следовало наказание в виде штрафа, составляющего 25 ассов.

По моему мнению достойной внимания является статья 8 таблицы 6, которая гласит:

Здесь, по видимому идет речь о возмещении ущерба, если кто-то украдет чужую вещь и использует ее в своих целях.

Довольно интересной мне показалась статья 1б таблицы 8 о:

Данная статья на первый взгляд кажется очень незначительной и даже смешной, но тем не менее, за ее нарушение следовала смертная казнь. Здесь идет речь об оскарблении личности, которое каралось самым жестоким наказанием.

3)Отражение смягчающих и отягчающих обстоятельств в Законах 12 таблиц.

Несмотря на ранний период в Законам 12 таблиц уже существовали понятия об обстоятельствах, при которых было совершенно преступление. Эти обстоятельства в последствии при вынесении наказания могли лио смягчить либо отяготить наказание.

Для начала хотелось бы сказать о смягчающих обстоятельствах. Одним из таких обстоятельств был возраст, совершившего преступление. Так, по статье 9 таблицы 8, гласившей:

Преступник, будучи в несовершеннолетнем возрасте получал значительно более легкое наказание, нежели взрослый гражданин Рима, совершивший такое же преступление.

О несовершеннолетних, совершивших кражу также говорит статья 14 таблицы 8:

Если у совершеннолетних граждан Рима не было выбора и за кражу они наказывались телесными наказаниями, а рабы были преданы смертной казни, то несовершеннолетним гражданам древнего Рима наказание выносилось по решению претора и было легче.

Одним из смягчающих обстоятельств могло служить то, что преступление было совершенно по неосторожности и непреднамеренность. В таком случае наказание было более легким. Это отражено в статье 10 таблицы 8:

Еще одним смягчающим обстоятельством было время совершения преступления и то, кого убили. Например, если вор, который совершил кражу убит на месте в темное время суток, то такое убийство не считалось за преступление вовсе (статья 12 таблицы 8):

Что касается отягчающих обстоятельств, то Законы 12 таблиц почти ничего об этом не говорят.

В статье 15а таблицы 8 говорится о том, что, если украденная вещь будет найдена при обыске, то нужно вору и укрывателю нужно заплатить штраф в тройном расмере:

Также можно считать отягчающим обстоятельством правовой статус преступника. Для рабов Древнего Рима наказания были более жестокими, чем для граждан. Об этом гласит вышеупомянутая статья 14 таблицы 8:

4)Недостатки уголовного права в царский период в законах 12 таблиц.

Говоря о Законах 12 таблиц, следует упомянуть, что у данного свода законов имеется один существенный недостаток. Это казуистичность, то есть в данных законах преобладали частные случаи над

общими принципами, и разработка деталей господствует над обобщающей работой законодателя. Это указывает на то, что Законы 12 таблиц были разработанны на определенных примерах, не давая законодателям рассматривать дела под другим углом или же с другими обстоятельствами.

Читайте также: