Как на законодательном уровне обеспечивается защита семьи и детства в россии

Обновлено: 02.07.2024

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование.

Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39, ч. 1 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление основ федеральной политики в области социального развития. Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.
Целями государственной политики в интересах детей являются:

— осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества.

Меры государственной поддержки семьям с детьми:
Единовременное пособие при рождении ребенка

Дополнительные ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно

Выплаты многодетным — дополнительное единовременное и ежемесячное пособие

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу.

Л. Б. МАРЗАГАНОВА,

начальник отдела ГС ЗАГС Назрановского района и г. Назрани


Аннотация
Защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство должно не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.

Научный руководитель: Мишунина Алена Александровна

профессор кафедры конституционного и муниципального права

Института государства и права Тюменского государственного университета, доктор юридических наук

Законодательство нашей страны, декларирует, что защита семьи, материнства, отцовства и детства в свою очередь непосредственно обладают конституционно-правовым фундаментом, в него входят все инструменты, законы субъектов РФ и прочие нормативно правовые акты, которые в свою очередь направлены на регулирование и защиту российских семей. Тем не менее, материнство, детство, отцовство и семья согласно Семейному кодексу РФ представляют собой субъекты государственной защиты[4].

Необходимо отметить тот, факт, что защита семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется с учетом особенностей правового регулирование государства в данной сфере, также при решении данных вопросов государство не только опираться на законодательство, но и на общие представления о семейных отношениях.

Стоит отметить, что в первую очередь при защите интересов семьи, материнства, отцовства и детства необходимо руководствоваться Конституцией РФ именно она является главным гарантом в данном направлении, в ней отмечено, что наше государство отвечает за семейный институт. Если говорить, более доступным языком семейный институт для нашего правительства является весьма важным вопросом.

Исторически так сложилось, что формирование государства, его устройства, взаимоотношения между людьми и отдельными образованиями нуждаются в регулировании. Регулятором выступают нормы права, которые, будучи зафиксированными как итоговые постулаты, обязательные для всех и всеми признаваемых, легитимных. Именно право и формирующие его нормы и правила – это залог построения устойчивого, стабильного общества и государства. Границы дозволенного, запреты, правила поведения, методы реагирования на нарушения, способы наказания и многое другое – все это определяется и регулируется именно правом. Государственная власть реализуется не только как властная, карательная, но и путем защиты и оказания поддержки своим гражданам. Благополучия в обществе во многом определяется тем, насколько материально обеспечены и защищены от разного рода незаконных посягательств семьи. Общепризнанным является тот факт, что женщина в период беременности, а также после рождения ребенка уязвима, она большую часть своего времени отдает именно ребенку, вследствие чего нуждается в помощи со стороны. Исходя из признания равенства родителей и супругов. За отцами также признается право на воспитание детей и, как следствие, на получение поддержки от государства. Однако законодательство Российской Федерации крайне несовершенно, его нормы во многих случаях могут быть истолкованы двояко и неверно пониматься правоприменителями. Право толкования норм права, осуществления их проверки на соответствие положениям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, обладает Конституционный Суд Российской Федерации. Толкование, которое дается Конституционным Судом Российской Федерации не может оспорено никем и в практике нормы права должны применяться с учетом разъяснений, изложенных в определениях и постановлениях данного суда. Изучение и анализ решений, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации, позволяет в дальнейшем применять нормы права более корректно.

Семейные отношения являются неотъемлемой и важнейшей частью социальной жизни общества. Они закреплены и регулируются семейным законодательством в Конституции РФ.

Понятия уважения и любви в семье не могут контролироваться государством, но защитить члена семьи от грубости, насилия, жестокого отношения и обращения с детьми, стариками, женщинами государство обязано. Начиная с младенчества, семейным кодексом РФ предусмотрен постоянный контроль государства по охране материнства и детства, прав, а также обязанностей родителей по отношению к несовершеннолетним детям.[7]

Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.

Семья, материнство, отцовство и детство – в Российский Федерации эти ценности находятся под защитой государства. В Конституции РФ говорится об укреплении семьи, основой которой являются чувства взаимной любви и уважения, а также чувства взаимопомощи и ответственности. Особо отмечено то, что не должно быть какого-либо вмешательства в дела семьи извне, а также о защите своих прав членов семьи в судебном порядке.

В Конвенции о правах ребёнка содержатся следующие положения: ребёнок по причине своей умственной и физической незрелости, требует специальной заботы и охраны, в том числе защите его правовых интересов, как до рождения, так и после. Указанная норма не включена ни в один из законодательных актов РФ, хотя с юридической точки зрения её нужно закрепить.

К одному из важных элементов конституционно-правового статуса детей относятся принципы, согласно которым осуществляются отношения в сфере детства. К принципам могут относиться только те правила, которые являются признанными государством и обществом, и в то же время относятся к разряду ключевых установок и идей правового статуса человека и гражданина РФ. Принципы, относящиеся к правовому статусу личности, закреплены в Конституции РФ, они в равной степени должны быть применены в случае реализации прав и свобод детей. Всеобщий характер данных принципов можно объяснить их универсальностью, другими словами возможностью их применения независимо от возраста человека.

Автор считает, что появление системной программы могло бы позволить приблизить государство к уровню целостного и стройного механизма по защите материнства, детства, отцовства. Соответствующая программа приведет к тому, что можно избавится от барьеров и противоречий в законодательстве. Например, ежедневно сталкиваются с тем, что не принимают молодых девушек на работу (работодатели заранее предусматривают, что молодые специалисты уйдут в декретный отпуск).

В современной социально-демографической ситуации в Российской Федерации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обуславливает необходимость создания, федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты.

По мнению автора, для совершенствования конституционно-правовой защиты семьи, материнства, отцовства и детства необходимо:

- повышенная уголовно-правовая охрана семьи, что ведет к предотвращению домашнего насилия, в первую очередь в отношении детей и женщин;

- гарантия социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

- повысить государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Проблематика охраны семьи, материнства, отцовства и детства по- прежнему сохраняет свою актуальность, касаясь вопросов жизнедеятельности каждого жителя нашей страны. Необходим общий системный анализ не только законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, но и степени эффективности правозащитных механизмов в данной сфере. Однако в настоящее время можно наблюдать в информационном пространстве огромное количество материалов эмоционального, политизированного характера, и лишь отдельные разрозненные научные исследования в рассматриваемой области правовых отношений.

Таким образом, институт семьи, материнства, отцовства и детства предполагает характерную цепочку социальных факторов, которые затрагивают все проблемы общества и развитие его в целом, союз и передача от поколения к поколению, признание государством выполнение своих обязанностей по правам каждого гражданина. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.

Сегодня защита семьи, материнства, отцовства и детства является приоритетной в национальных проектах и важной в государственной семейной политике.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: