Как можно стать гражданином россии обществознание 8 класс

Обновлено: 28.05.2024

Технологическая карта занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Осуществляет организацию класса, предлагает для обсуждения высказывания

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Аристотель

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.
Аристотель

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.
Виссарион Григорьевич Белинский

Участвуют в обсуждении высказываний, формулируют тему урока, задачи урока.
План занятия:
1. Понятие гражданство

2. Пути приобретения гражданства

3. Права гражданина

Стадия осмысления (изучение нового материала)

Предлагает для записи в тетради определение понятия гражданство.
Гражданство - это устойчивая правовая связь гражданина и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство находит своё закрепление в Конституции РФ.

Предлагает для самостоятельного изучения сравнить понятия гражданство и подданство.

Объясняют пути приобретения гражданства

1.Оба родителя или один из родителей является гражданином РФ (право крови)

2.Один из родителей имеет гражданство РФ, а другой признан лицом без гражданства

3. Один из родителей гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин

4. По праву почвы (земли) ( Jus soli ) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве.

5. Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию.

Предлагает для ознакомления варианты приобретения гражданства: упрощенная процедура и общая процедура.

Требования приобретения гражданства по общей процедуре :

1.Совершеннолетие и дееспособность

2. Проживание на территории РФ не менее 5 лет

3.Знание русского языка

4. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ

5. Наличие законного источника средств к существованию

Организует обсуждение итогов работы и предлагает ответить в форме да или нет на ряд вопросов:
1. Гражданство является равным независимо от оснований его приобретения
(да)

2. Гражданин РФ не может быть выслан за её пределы или выдан другому государству

3. Лица, ранее имевшие гражданство РФ, но по каким- либо причинам его утратившие, имеют право восстановиться в нем
(да)

4. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ

Фиксируют определение понятия гражданство.

Работая с текстом учебника

Фиксируют пути приобретения гражданства

Изучают варианты приобретения гражданства по упрощенной схеме, работая с текстом учебника

Фиксируют основные требования приобретения гражданства.

С опорой на текст учебника обсуждают пути приобретения гражданства: оптация, усыновление, термин апатрид.

Выполняют задания, разработанные в системе подготовки к ЕГЭ
(Приложение №1)

Гражданские права
1. Право на жизнь
2. Право на защиту чести и достоинства
3. Право на свободу и личную неприкосновенность
4. Право на неприкосновенности жилища
5. Право на свободу передвижения и места жительства
Политические права
1. Право на участие в управлении делами государства
2. Право на объединения, свобода союзов, партий
3. Право на собрание, митинги, демонстрации
4. Право избирать и быть избранными

Экономические права
1. Право на частную собственность
2.Свобода предпринимательской деятельности
3. Право на свободный труд

Социальные права
1. Право на отдых
2. Право на социальное обеспечение
3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
4. Право на благоприятную окружающую среду
Культурные права
1. Свобода творчества
2. Право на участие в культурной жизни
3. Право на доступ к культурным ценностям

Подводят итоги своего выступления

Участвуют в обсуждении

Приложение №1
1. Рафик Мисаилов приехал в Москву из Азербайджана учиться в юридической академии. Проучившись 5 лет в вузе и получив диплом юриста, он обратился в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением и приеме в гражданство. Русским языком он к этому времени владел достаточно хорошо. Он был очень удивлен, когда получил отказ. Законно ли ему было отказано в приеме в гражданство?
(отсутствуют сведения об источнике средств к существованию)

2. В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик ?
(Гражданином РФ, по принципу почвы, так как родился на её территории (найден на её территории).

3. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?
(имеет право, так как ранее являлась гражданкой РФ).

4.Приехавший из Франции господин Д был принят в гражданство РФ по упрощённой процедуре, поскольку он являлся выдающимся деятелем культуры. Какие иные лица могут быть приняты в гражданство по упрощённой процедуре:
1. Лица, имеющие законный источник средств к существованию
2. Лица, состоящее в браке с гражданами РФ
3. Лица, которым предоставляется политические убежище на территории РФ
4. Лица, отказавшиеся от гражданства иностранного государства
5. Лица, имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
6. Лица, владеющие русским языком

8. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Н, обратился в полномочный орган государства Н с заявлением о вступлении в гражданство, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке:
1. Наличие среднего общего образования
2. Владение русским языком
3. Наличие родственников в РФ
4. Наличие собственности в РФ
5. Наличие законного источника средств к существованию
6. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы
9. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А) Граж­дан­ство – устой­чи­вая пра­во­вая связь ин­ди­ви­да с государством, вы­ра­жа­ю­ща­я­ся в со­во­куп­но­сти их вза­им­ных прав и обязанностей. (Б) В каж­дом го­су­дар­стве при­об­ре­те­ние граж­дан­ства тре­бу­ет со­блю­де­ния определённой процедуры. (В) Про­це­ду­ра – уста­нов­лен­ный по­ря­док ведения, рас­смот­ре­ния каких-либо дел. (Г) Слож­ность и дли­тель­ность про­це­ду­ры при­об­ре­те­ния граж­дан­ства любой из наи­бо­лее раз­ви­тых стран во мно­гом оправдана. (Д) Впол­не справедливо, что люди, стре­мя­щи­е­ся стать граж­да­на­ми этих стран, долж­ны знать го­су­дар­ствен­ный язык, быть

Технологическая карта занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Осуществляет организацию класса, предлагает для обсуждения высказывания

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.
Аристотель

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.
Аристотель

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин.
Виссарион Григорьевич Белинский

Участвуют в обсуждении высказываний, формулируют тему урока, задачи урока.
План занятия:
1. Понятие гражданство

2. Пути приобретения гражданства

3. Права гражданина

Стадия осмысления (изучение нового материала)

Предлагает для записи в тетради определение понятия гражданство.
Гражданство - это устойчивая правовая связь гражданина и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство находит своё закрепление в Конституции РФ.

Предлагает для самостоятельного изучения сравнить понятия гражданство и подданство.

Объясняют пути приобретения гражданства

1.Оба родителя или один из родителей является гражданином РФ (право крови)

2.Один из родителей имеет гражданство РФ, а другой признан лицом без гражданства

3. Один из родителей гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин

4. По праву почвы (земли) ( Jus soli ) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве.

5. Натурализация (укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию.

Предлагает для ознакомления варианты приобретения гражданства: упрощенная процедура и общая процедура.

Требования приобретения гражданства по общей процедуре :

1.Совершеннолетие и дееспособность

2. Проживание на территории РФ не менее 5 лет

3.Знание русского языка

4. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ

5. Наличие законного источника средств к существованию

Организует обсуждение итогов работы и предлагает ответить в форме да или нет на ряд вопросов:
1. Гражданство является равным независимо от оснований его приобретения
(да)

2. Гражданин РФ не может быть выслан за её пределы или выдан другому государству

3. Лица, ранее имевшие гражданство РФ, но по каким- либо причинам его утратившие, имеют право восстановиться в нем
(да)

4. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ

Фиксируют определение понятия гражданство.

Работая с текстом учебника

Фиксируют пути приобретения гражданства

Изучают варианты приобретения гражданства по упрощенной схеме, работая с текстом учебника

Фиксируют основные требования приобретения гражданства.

С опорой на текст учебника обсуждают пути приобретения гражданства: оптация, усыновление, термин апатрид.

Выполняют задания, разработанные в системе подготовки к ЕГЭ
(Приложение №1)

Гражданские права
1. Право на жизнь
2. Право на защиту чести и достоинства
3. Право на свободу и личную неприкосновенность
4. Право на неприкосновенности жилища
5. Право на свободу передвижения и места жительства
Политические права
1. Право на участие в управлении делами государства
2. Право на объединения, свобода союзов, партий
3. Право на собрание, митинги, демонстрации
4. Право избирать и быть избранными

Экономические права
1. Право на частную собственность
2.Свобода предпринимательской деятельности
3. Право на свободный труд

Социальные права
1. Право на отдых
2. Право на социальное обеспечение
3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
4. Право на благоприятную окружающую среду
Культурные права
1. Свобода творчества
2. Право на участие в культурной жизни
3. Право на доступ к культурным ценностям

Подводят итоги своего выступления

Участвуют в обсуждении

Приложение №1
1. Рафик Мисаилов приехал в Москву из Азербайджана учиться в юридической академии. Проучившись 5 лет в вузе и получив диплом юриста, он обратился в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением и приеме в гражданство. Русским языком он к этому времени владел достаточно хорошо. Он был очень удивлен, когда получил отказ. Законно ли ему было отказано в приеме в гражданство?
(отсутствуют сведения об источнике средств к существованию)

2. В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик ?
(Гражданином РФ, по принципу почвы, так как родился на её территории (найден на её территории).

3. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?
(имеет право, так как ранее являлась гражданкой РФ).

4.Приехавший из Франции господин Д был принят в гражданство РФ по упрощённой процедуре, поскольку он являлся выдающимся деятелем культуры. Какие иные лица могут быть приняты в гражданство по упрощённой процедуре:
1. Лица, имеющие законный источник средств к существованию
2. Лица, состоящее в браке с гражданами РФ
3. Лица, которым предоставляется политические убежище на территории РФ
4. Лица, отказавшиеся от гражданства иностранного государства
5. Лица, имеющие хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ
6. Лица, владеющие русским языком

8. Джон, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Н, обратился в полномочный орган государства Н с заявлением о вступлении в гражданство, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Джон может вступить в гражданство РФ в общем порядке:
1. Наличие среднего общего образования
2. Владение русским языком
3. Наличие родственников в РФ
4. Наличие собственности в РФ
5. Наличие законного источника средств к существованию
6. Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы
9. Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А) Граж­дан­ство – устой­чи­вая пра­во­вая связь ин­ди­ви­да с государством, вы­ра­жа­ю­ща­я­ся в со­во­куп­но­сти их вза­им­ных прав и обязанностей. (Б) В каж­дом го­су­дар­стве при­об­ре­те­ние граж­дан­ства тре­бу­ет со­блю­де­ния определённой процедуры. (В) Про­це­ду­ра – уста­нов­лен­ный по­ря­док ведения, рас­смот­ре­ния каких-либо дел. (Г) Слож­ность и дли­тель­ность про­це­ду­ры при­об­ре­те­ния граж­дан­ства любой из наи­бо­лее раз­ви­тых стран во мно­гом оправдана. (Д) Впол­не справедливо, что люди, стре­мя­щи­е­ся стать граж­да­на­ми этих стран, долж­ны знать го­су­дар­ствен­ный язык, быть

Рекомендации по выполнению работы

В сочинении нужно избегать речевых, фактических и орфографических ошибок. Повествование должно быть последовательным.

Правила текста

Перед тем как приступить к написанию сочинения, необходимо выявить главную идею текста, после чего составить план работы. Для этого можно ответить на вопросы, которые позволят более подробно раскрыть тему. Среди них могут быть следующие:

Сочинение должно соответствовать определенной структуре, придерживаться композиции. Работа подразделяется на три части: вступление, основная и заключительная части. Помимо этого, нужно придерживаться деления текста на:

Сочинение-рассуждение перед сдачей нужно прочитать и проверить на ошибки.

Советы по написанию

Гражданин обязан знать историю своего государства, а также быт, культуру и традиции народа, должен быть готовым защищать родину. Ему следует воспитывать в себе и своих потомках эти качества.

Написание сочинения

Примерные варианты

Любой человек с самого рождения становится гражданином своей страны, которая защищает его права и свободы. Можно выделить истинного патриота и обычного гражданина. В этих понятиях кроется глубокий смысл.

Чтобы иметь гражданство, недостаточно одного рождения в какой-либо стране, нужно быть активным к внутренним событиям и изменениям государства. То есть у человека должна быть активная гражданская позиция, но возможно и ее полное отсутствие.

Настоящий гражданин переживает за Родину

Настоящий гражданин переживает за Родину, ее развитие и будущее. Он участвует во всех значимых событиях страны, неравнодушен к неприятным событиям, любит свою Отчизну, помнит ее историю и своих предков, чтит их память. Такой человек не пройдет мимо несправедливости, поможет соотечественникам. Он направит свои силы на улучшение окружающей среды, общества, будет не только бороться за свои права, но и выполнять все обязательства.

Законопослушный человек не преступит черту закона, моральные принципы. Есть такие люди, которые приносят вред обществу. Они разрушают культурное наследие, хамят и оскорбляют, причиняют вред людям и их имуществу. Это беда нашего общества. Нет оправдания этим людям. Очень много тех, кто деградирует, создает опасные условия для жизни других.

Чтобы избежать такого, всем и каждому нужно начать с себя, своей семьи. С детства родители должны приучать детей любить ближнего, быть благородными, отзывчивыми, ценить людей, природу. Важно показывать это на своем примере, объяснять, что хорошо, а что плохо.

Проблемы, конечно, будут всегда в любом обществе. Но их количество можно снизить, достаточно начать с себя. Следить, что говоришь, делаешь, как себя ведешь. Если каждый человек будет этому следовать, контролировать поведение, брать ответственность на себя, то мир изменится в лучшую сторону.

Настоящий гражданин — это истинный патриот

Мы должны находить общий язык между собой, понимать друг друга, а не обвинять в любом пустяке. Не зря говорят во многих источниках, что хочешь изменить мир — начни с себя. Позиция каждого гражданина, его мировоззрения, самосознания — от этого зависит будущее нашей страны, где будут жить новые поколения.

Доклад по обществознанию

Участие в жизнедеятельности общества

Есть люди, которые просто проживают на территории страны, а есть те, кто желает участвовать в жизнедеятельности общества, решать острые и насущные проблемы. Идеальный гражданин любит и уважает родину, желает ей лучшего, улучшает жизнь сограждан, чтит законы, берет ответственность на себя за будущее Отечества, защищает его.

Конечно, наша власть неидеальна, но общими силами мы можем искоренить проблемы, решить важные вопросы, такие как загрязнение окружающей среды, уничтожение памятников, вырубка лесов, незаконная деятельность. Все это преступление против своих граждан, страны.

Любое доброе слово, поступок изменят наше общество к лучшему. Наши предки ценой своей жизни дали нам мирное небо над головой. Мы должны ценить это, не допустить новых войн. Нельзя отсиживаться и отмалчиваться. Быть гражданином — равно быть патриотом. Любить свою страну нужно не словами, а делами.

Третий образец

Быть патриотом своей Родины

Для меня быть гражданином своей страны — это быть ее патриотом, что значит любить родину. А также это преданность своим согражданам, готовность к жертвам и подвигам во благо государства и общества. Нужно улучшать жизнь людей, в том числе и свою. Если каждый человек станет заботиться о своем гражданском воспитании, то мир изменится, общество будет лучше.

Множество людей отдали свою жизнь ради Отечества. Они хотели и изменили жизнь в лучшую сторону. В наши дни многие граждане продолжают служить своей стране. Они преданы ей.

Моя бабушка говорит, что сейчас чувство патриотизма постепенно исчезает, а молодежь не проявляет это чувство так сильно, как их поколение. Я считаю, что в детях должны с раннего детства воспитывать патриотизм, любовь к ближним, ответственность за их жизнь. Только так можно изменить сложившееся положение. Любовь к стране, стремление к ее укреплению и улучшению, решение проблем народа — вот что должно быть важно.

Рекомендации по выполнению работы

В сочинении нужно избегать речевых, фактических и орфографических ошибок. Повествование должно быть последовательным.

Правила текста

Перед тем как приступить к написанию сочинения, необходимо выявить главную идею текста, после чего составить план работы. Для этого можно ответить на вопросы, которые позволят более подробно раскрыть тему. Среди них могут быть следующие:

Сочинение должно соответствовать определенной структуре, придерживаться композиции. Работа подразделяется на три части: вступление, основная и заключительная части. Помимо этого, нужно придерживаться деления текста на:

Сочинение-рассуждение перед сдачей нужно прочитать и проверить на ошибки.

Советы по написанию

Гражданин обязан знать историю своего государства, а также быт, культуру и традиции народа, должен быть готовым защищать родину. Ему следует воспитывать в себе и своих потомках эти качества.

Написание сочинения

Примерные варианты

Любой человек с самого рождения становится гражданином своей страны, которая защищает его права и свободы. Можно выделить истинного патриота и обычного гражданина. В этих понятиях кроется глубокий смысл.

Чтобы иметь гражданство, недостаточно одного рождения в какой-либо стране, нужно быть активным к внутренним событиям и изменениям государства. То есть у человека должна быть активная гражданская позиция, но возможно и ее полное отсутствие.

Настоящий гражданин переживает за Родину

Настоящий гражданин переживает за Родину, ее развитие и будущее. Он участвует во всех значимых событиях страны, неравнодушен к неприятным событиям, любит свою Отчизну, помнит ее историю и своих предков, чтит их память. Такой человек не пройдет мимо несправедливости, поможет соотечественникам. Он направит свои силы на улучшение окружающей среды, общества, будет не только бороться за свои права, но и выполнять все обязательства.

Законопослушный человек не преступит черту закона, моральные принципы. Есть такие люди, которые приносят вред обществу. Они разрушают культурное наследие, хамят и оскорбляют, причиняют вред людям и их имуществу. Это беда нашего общества. Нет оправдания этим людям. Очень много тех, кто деградирует, создает опасные условия для жизни других.

Чтобы избежать такого, всем и каждому нужно начать с себя, своей семьи. С детства родители должны приучать детей любить ближнего, быть благородными, отзывчивыми, ценить людей, природу. Важно показывать это на своем примере, объяснять, что хорошо, а что плохо.

Проблемы, конечно, будут всегда в любом обществе. Но их количество можно снизить, достаточно начать с себя. Следить, что говоришь, делаешь, как себя ведешь. Если каждый человек будет этому следовать, контролировать поведение, брать ответственность на себя, то мир изменится в лучшую сторону.

Настоящий гражданин — это истинный патриот

Мы должны находить общий язык между собой, понимать друг друга, а не обвинять в любом пустяке. Не зря говорят во многих источниках, что хочешь изменить мир — начни с себя. Позиция каждого гражданина, его мировоззрения, самосознания — от этого зависит будущее нашей страны, где будут жить новые поколения.

Доклад по обществознанию

Участие в жизнедеятельности общества

Есть люди, которые просто проживают на территории страны, а есть те, кто желает участвовать в жизнедеятельности общества, решать острые и насущные проблемы. Идеальный гражданин любит и уважает родину, желает ей лучшего, улучшает жизнь сограждан, чтит законы, берет ответственность на себя за будущее Отечества, защищает его.

Конечно, наша власть неидеальна, но общими силами мы можем искоренить проблемы, решить важные вопросы, такие как загрязнение окружающей среды, уничтожение памятников, вырубка лесов, незаконная деятельность. Все это преступление против своих граждан, страны.

Любое доброе слово, поступок изменят наше общество к лучшему. Наши предки ценой своей жизни дали нам мирное небо над головой. Мы должны ценить это, не допустить новых войн. Нельзя отсиживаться и отмалчиваться. Быть гражданином — равно быть патриотом. Любить свою страну нужно не словами, а делами.

Третий образец

Быть патриотом своей Родины

Для меня быть гражданином своей страны — это быть ее патриотом, что значит любить родину. А также это преданность своим согражданам, готовность к жертвам и подвигам во благо государства и общества. Нужно улучшать жизнь людей, в том числе и свою. Если каждый человек станет заботиться о своем гражданском воспитании, то мир изменится, общество будет лучше.

Множество людей отдали свою жизнь ради Отечества. Они хотели и изменили жизнь в лучшую сторону. В наши дни многие граждане продолжают служить своей стране. Они преданы ей.

Моя бабушка говорит, что сейчас чувство патриотизма постепенно исчезает, а молодежь не проявляет это чувство так сильно, как их поколение. Я считаю, что в детях должны с раннего детства воспитывать патриотизм, любовь к ближним, ответственность за их жизнь. Только так можно изменить сложившееся положение. Любовь к стране, стремление к ее укреплению и улучшению, решение проблем народа — вот что должно быть важно.

Читайте также: