Как может повлиять на эффективность допроса определение ведущей репрезентативной системы свидетеля

Обновлено: 30.06.2024

Предлагаемый далее простой тест позволит вам четко определить, какая репрезентативная система является для вас ведущей.

Инструкция

Для каждого утверждения поставьте определенный ранг, например, цифру — ранг 1 перед предложением, которое, как вы считаете, лучше всего описывает вас (больше всего вам подходит), затем ранг 2 — перед предложением, которое подходит вам более всего после первого, и так до четырех.

Вопрос 1 2 3 . 12
Ответ/ранг
I 2 1 . . 4
II 1 2 . . 3
III 3 3 . . 2
IV 4 4 . . 1

Вопросы теста

1. Я, скорее всего, скажу:

I — важные решения — это дело моих чувств;
II — важные решения зависят от моего настроения;
III — важные решения зависят от моей точки зрения;
IV — важные решения — это дело логики и ума.

2. Тот скорее окажет влияние на меня:

I — у кого приятный голос;
II — кто хорошо выглядит;
III— кто говорит разумные слова;
IV— кто оставляет у меня хорошие чувства.

3. Если я хочу узнать, как вы поживаете:

I — я посмотрю на вашу внешность;
II — я проверю, что вы чувствуете;
III — я прислушаюсь к звукам вашего голоса;
IV — я обращу внимание на то, что вы говорите.

4. Для меня легко:

I — модулировать полноту звуков в стереосистеме;
II— сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III— выбрать очень комфортабельную мебель;
IV— найти богатые комбинации красок.

I — Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
II— Мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;
III— Я хорошо чувствую одежду, облегающую мое тело;
IV— Когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.

6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:

I — им следует узнать о моих чувствах;
II — им следует посмотреть, как я одет(а);
III— им следует послушать, что я говорю;
IV — им следует прислушаться к интонациям моего голоса.

7. Я предпочитаю:

I — услышать факты, о которых вы знаете;
II — увидеть картины, которые вы нарисовали;
III— узнать о ваших чувствах;
IV— послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий.

I — Когда я вижу что-то, я верю этому;
II — Когда я слышу факты, я верю им;
III — Я верю, когда чувствую что-то;
IV—В зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.

I — Обычно я хорошо чувствую настроения членов своей семьи;

II — Я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;
III — Я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
IV — Я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.

I — Я учусь понимать какие-то вещи;
II — Я учусь делать какие-то вещи;
III — Я учусь слушать новое;
IV — Я учусь видеть новые возможности.

Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:

I — приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;
II — приму решение в зависимости от моего настроения;
Ш — приму те решения, которые я вижу наиболее отчетливо;
IV — приму их с помощью логики и разума.

I — Мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
II — Мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
III — Хорошая мысль — вспомнить, что говорил мой друг;
IV— Мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.

Обработка результатов. Шаг первый

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ответ/ранг
I К А В А Д К Д В К Д К А
II А В К Д А В В Д В К А В
Ш В Д А К К Д К К Д А В Д
IV Д К Д В В А А А А В Д К

А — аудиальная репрезентативная система;

В — визуальная репрезентативная система;

К — кинестетическая репрезентативная система;

Обработка результатов. Шаг второй

Та репрезентативная система, которая наберет у вас наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для вас. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто она бывает на 3-4-м месте по значимости), является слабовыраженной и малозначимой для вас.


Каждый человек воспринимает мир по-своему. В основе его восприятия лежит тот или иной канал поступления информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (телесный). В этой статье мы рассмотрим, какие репрезентативные системы восприятия и обработки информации существуют, поймем, что каждая из них означает и научимся определять типы систем у себя и других.

Поэтому разные люди становятся более успешными в решении отдельных задач, в зависимости от того, какова специфика этой задачи. Например, у музыканта аудиальный канал восприятия будет явно более развит, а спортсмену необходимо развивать кинестетический канал. Архитектор же, в силу своей профессии, предпочитает мыслить образами.

Людей, которые в равной степени владеют всеми каналами восприятия и обработки информации и могут использовать их по своему усмотрению, очень мало. Хотя репрезентативные системы не являются взаимоисключающими, в основном, у человека есть один ведущий канал восприятия, обработки и хранения информации, второй — вспомогательный, третий — наименее развитый.

Поведенческие характеристики:

Аудиал: дышит всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, резонирующий и вибрирующий, мелодичный. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая её рукой или кулаком (телефонная поза). Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты. В лексике присутствуюттакие слова как, мне созвучно это, пропустил мимо ушей и т.п.

В последнее время стали выделять еще один тип людей.

Помимо вышеперечисленных телесных проявлений, существуют также ключи, которые позволяют прямо и четко определить, каков ход мыслей человека в данный момент времени. Эти ключи называюся глазными сигналами доступа.

В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно опрделить какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.

Ниже представлено краткое описание глазных сигналов доступа .

  • Глаза перемещаются вверх и влево (по отношению к человеку) – визуализация из прошлого опыта.
  • Вверх и вправо – конструирование зрительного образа.
  • По горизонтали влево – припоминание звуков.
  • По горизонтали вправо – конструирование звуков.
  • Вниз вправо – доступ к ощущениям.
  • Вниз влево – внутренний диалог.
  • Расфокусированный взгляд прямо перед собой — визуализация.

Более подробно движения глаз описаны в одноименной статье Глазные сигналы доступа

Кроме сигналов глаз, которые часто отражают ход мыслей человека, его ведущую реперзентативную систему можно определить по наиболее часто употребляемым им в речи сенсорноопределенным словам и выражениям. Ниже представлен краткий перечень ориентировочных слов и выражений, которые могут быть использованы представителями разных модальностей.

Примеры сенсорноопределённых слов и выражений:

Визуальные: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, тёмный.

Аудиальные: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.

Кинестетические: хватать, вручать, контактировать. Толкать, тереть, жёсткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, Напряжение, твёрдый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжёлый, гладкий.

Нейтральные: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.

Обонятельные: душистый, ароматный, дымный, спёртый, свежий, благоухающий, вонючий.

Вкусовые: кислый, солёный, сладкий, вкусный, сочный, привкус, горький.

Визуальные выражения:

  • я вижу, что Вы имеете в виду;
  • я внимательно рассматриваю эту идею
  • мы смотрим глаза в глаза
  • я имею смутное представление
  • у него слепое пятно
  • покажите мне, что Вы имеете в виду
  • Вы посмотрите на это – и рассмеётесь
  • это прольёт немного света на существо вопроса
  • он смотрит на жизнь сквозь розовые очки
  • это прояснилось для меня
  • без тени сомнения
  • смотреть скептически
  • будущее выглядит светлым
  • решение возникло перед его глазами
  • приятное зрелище

Аудиальные выражения:

  • на той же длине волны
  • жить в гармонии
  • говорить на тарабарском языке
  • пропускать мимо ушей
  • звонить в колокол
  • задавать тон
  • слово за слово
  • неслыханный
  • ясно выраженный
  • давать аудиенцию
  • держать язык за зубами
  • манера говорить громко и отчётливо

Кинестетические выражения:

  • я связался с вами
  • я ухватил эту идею
  • задержаться на секунду
  • я своей печёнкой чувствую это
  • человек с холодным сердцем
  • хладнокровный человек
  • толстокожий
  • руки чешутся
  • пальцем не тронуть
  • палец о палец не ударил
  • твёрдое основание
  • загореться желанием
  • не хватать звёзд с неба
  • плавно регулировать

Обонятельные и вкусовые выражения:

  • чуять недоброе
  • горькая пилюля
  • вкус к хорошей жизни
  • слащавый человек
  • кислая мина

Таким образом, согласно представлениям нейролингвистического программирования, у разных людей отмечается различное соотношение трех репрезентативных систем, то есть образов, относящихся к зрительной, слуховой или кинестетической (осязание и мышечное чувство, а также обоняние и вкус) системам. По типу ведущей репрезентативной системы можно отнести человека к визуалам, аудиалам или кинестетикам. Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Первое в большей степени характерно для маленьких детей, у которых сначала развивается лишь одна из репрезентативных систем (чаще кинестетическая), а лишь потом вторая и третья.

Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? Во-первых, то, какая информация из окружающего мира усваивается легче и быстрее всего, на какие ее стороны прежде всего будет обращено внимание. Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку. Визуал постарается рассмотреть ее как следует. Аудиал будет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть. Кинестетику же надо подержать в руках и потрогать игрушку. Скорее всего, эти трое и предпочтут разное: визуал – яркую и красивую игрушку, кинестетик – мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, то он, возможно, предпочтет персонажа сказки или мультфильма – того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное с ведущей репрезентативной системой, – предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой – голос, а третий – мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем – легкость оперирования с разными типами информации в процессе мыслительной деятельности. Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности. Визуал постарается запастись картой или воспользоваться навигатором. Если же ни того, ни другого нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа. Аудиал будет расспрашивать прохожих. Кинестетик, скорее всего, будет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не поймет, что на правильном пути.

Наконец, репрезентативные системы во многом определяют, в какие образы переводятся эмоции и чувства, переживания и внутренние состояния, а также то, на каком "языке" мы пытаемся поведать о них другим. Так, об одном и том же состоянии три человека с различными ведущими системами скажут совершенно по-разному. Визуал: "Когда я смотрю в свое будущее, оно кажется мне неясным". Аудиал: "Я не могу ничего сказать о своем будущем". Кинестетик: "Я не могу почувствовать, что должно произойти".

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз, что требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения.

Задание 3. Определение ведущей репрезентативной системы в беседе

Испытуемый (респондент). Ребенок от 6 лет или взрослый.

Процедура. Проводится свободная беседа, желательно записать ее на диктофон, если это невозможно, необходимо как можно точнее записывать все реплики респондента. Респондент не должен заранее знать о цели беседы; перед началом беседы его следует предупредить, что он может не отвечать на те вопросы, на которые не захочет (такое предупреждение обычно снижает тревогу). Количество и формулировки вопросов вы определяете сами; беседа длится до того момента, когда вы сочтете, что у вас достаточно данных для определения типа репрезентативной системы (или пока не иссякнет терпение у вас либо у вашего респондента)

Примерный круг вопросов, которые затрагиваются в беседе:

– любимые занятия, хобби (детей и студентов также можно спросить о любимых предметах в школе или в вузе и почему они любимые);

– как предпочитает отдыхать, проводить свободное время (для детей – что предпочитает делать на переменах);

– как предпочитают получать информацию (для детей и студентов – способы усвоения нового материала);

– как ориентируется в незнакомом месте;

– описать какой-нибудь запомнившийся эпизод из прошлого;

– назвать любимый предмет (для детей – любимую игрушку); почему они любимые; попросить его описать;

– чем руководствуется при выборе мобильного телефона (смартфона и пр.);

– как предпочитает проводить время в Интернете;

– что больше всего ценит в одежде;

– кем респондент себя считает: аудиалом, визуалом или кинестетиком (если этот вопрос задается, то последним, после того, как респонденту объяснили цель беседы).

Обработка и определение ведущей репрезентативной системы

Для того чтобы определить ведущую репрезентативную систему, необходимо учитывать два вида данных:

– анализ используемых испытуемым слов, соотносящихся с различными видами восприятия (ниже приведены примеры таких слов).

Визуальная система. Картина, точка зрения, перспектива, видение.

Видеть, замечать, освещать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать.

Четкий, блестящий, ясный, цветной, размытый, светящийся, изолированный, удаленный.

Я вижу, о чем вы говорите. Видеть в розовом свете. Пролить свет. Быть на виду. Показать в истинном свете. На первый взгляд.

Аудиальная система. Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня.

Слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, объявлять, спрашивать, выражать, обсуждать, излагать, кричать, звонить.

Говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.

Иными словами. Задавать тон.

Кинестетическая система. Тяжесть, чувство, напряжение, нагрузка, вес, давление, удар, контакт.

Касаться, трогать, ощупывать, стучать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться.

Чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, холодный, душевный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый.

Чувствовать проблему. Камень с души свалился. Развязывать узел. Вбивать клин. Наложить лапу. Крепко держаться.

В расшифровке аудиозаписи или в записи беседы слова, относящиеся к трем репрезентативным системам, выделяются разными способами (подчеркивание, цвет и пр.), затем подсчитывается и сравнивается их количество. Далее на основе подсчета и содержательного анализа определяется соотношение трех видов репрезентативных систем и обосновывается принадлежность испытуемого к одному из трех типов (аудиал, визуал, кинестетик). Можно дополнительно привлекать известную вам информацию о респонденте, выходящую за рамки беседы. Если не выявлено очевидное преобладание какого-то одного вида, то тип не выделяется, но описывается соотношение всех трех видов систем (например: "У респондента примерно в равной степени развиты аудиальная и кинестетическая системы, в меньшей степени – визуальная").

Вопросы для анализа и обсуждения

1 Каково соотношение трех видов репрезентативных систем у респондента? Можно ли его отнести к представителям одного из трех типов репрезентативных систем? Обоснуйте свою позицию.

2. Если вы считаете необходимым, дайте рекомендации по совершенствованию способов обучения, общения, других сфер жизни на основе данных об особенностях репрезентативных систем респондента.

Примеры и рекомендации. Труднее всего, как правило, определить аудиала. Следует учитывать характерную для него особенность: ответ на любой вопрос он может свести к рассказыванию истории, припоминанию подходящих случаев из жизни. Часто именно этот признак помогает определить аудиала.

Как правило, определить тип репрезентативной системы сложнее, чем в приведенных примерах. Во-первых, многие спонтанно не используют в речи характерных слов и выражений, которые связаны с особенностями восприятия; иногда их выделяют в особый тип – дигитал, то есть тот, у которого восприятие информации опирается на знаки, логику и абстракцию. Вот пример характерного диалога с дигиталом:

– Расскажите о вашем последнем отдыхе.

– Я ездила в Египет, жила в очень хорошем отеле (расспрашивающий, который делает уже не первую попытку вывести респондентку на описание чего-нибудь, радуется: теперь-то точно будут использоваться "нужные слова").

– Расскажите подробнее про отель, чем он был хорош.

– Это был четырехзвездочный отель.

Подобных респондентов необходимо "разговорить", причем нередко на это уходит немало времени, однако и у них, как правило, удается выделить преобладающий тип восприятия.

Другая сложность – хороший уровень развития всех репрезентативных систем и наличие в рассказе отсылок к каждой из них. Вот пример характерного диалога, в котором попытки проверить многократно возникающие гипотезы оказываются неудачными.

Презентация на тему: " Репрезентативные системы Репрезентативные системы." — Транскрипт:

1 Репрезентативные системы Репрезентативные системы

2 Репрезентативная система – особенность восприятия и переработки информации людьми разного возраста.

7 АУДИАЛЫ - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют 5% населения.

8 ДИСКРЕТЫ или дигиталы - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Деформированный тип - блокирована кинестетика (обычно в детстве) из - за боли (в том числе - душевной). Дискретный говорит звенящим голосом, речь монотонная, с длинными и умными предложениями. Употребляет неспецифические глаголы. "Думается, не могу согласиться". Очень любит номинализацию. Смотрит над собеседником или в его лоб. Примерный процент людей дескретного типа 25%

9 Маленькие дети, а затем и младшие школьники в большинстве своем кинестетики. В среднем звене происходит переход от кинестетической ведущей репрезентативной системы к визуальной и аудиальной. В старшем звене школы доминирующую нагрузку несет визуальный канал.

10 В России культура визуально – кинестетическая с большим процентом дигиталов. В США визуально – кинестетическая.

11 Мы провели исследование в старших классах нашей школы. Обследование проходило в форме тестирования по анкете Минюровой С. А. В обследовании принимало участие 28 учащихся. 9 класс10 класс 11 класс Данные обследования показали, что 9 класс – кинестетически - визуальный, у 3 учащихся второй ведущей репрезентативной системой является дигитальная. В 10 классе визуалов и кинестетиков по пятьдесят процентов. 11 класс – визуально – кинестетический, и есть дети с ведущей аудиальной системой. С каждым классом было проведено консультативное занятие по поводу особенностей развития репрезентативной системы каждого из учеников.

12 Общая диаграмма исследования репрезентативных систем учащихся старшего звена МОУ Мамоновской СОШ показывают, что ведущей репрезентативной системой у учащихся старшего звена является визуально-кинестетическая, что отражает картину в целом по России. От класса к классу процент учащихся с ведущей визуальной репрезентативной системой растет (9 класс- 41,6%; 10 – 50%; 11 – 62,5%).Это очень примечательно, поскольку по данным исследований среди отличников наибольший процент визуалов. К тому, же 80% информации человек воспринимает зрительно, т. е. в процессе взросления идет наиболее полная адаптация учащихся к окружающему миру.

13 У каждого представителя того или иного типа восприятия есть свои особенности, свои плюсы и минусы, которые можно и нужно использовать наиболее эффективно при обучении и подготовке к экзаменам. Мы выработали рекомендации по подготовке к экзаменам для каждого типа восприятия.

14 Как готовиться к экзаменам визуалам? Особенности запоминания: наглядность. Читайте, с выделением главного составляйте таблицы, схемы, опоры обклейте комнату этими схемами, опорами, словами, формулами, датами. Пишите краткие шпаргалки с целью запомнить. Смотрите обучающие фильмы. Учить можно где угодно: стоя на остановке, в транспорте, дома. Если есть время прочитывайте текст 2-3 раза запоминая его визуально. У вас блестящая способность запоминать зрительно текст – пользуйтесь ею!

15 Как готовиться к экзаменам аудиалу? Особенности запоминания: речь. Читать текст вслух Обсуждать с одноклассниками Записывать на диктофон, потом прослушивать. Попросите кого-нибудь чтобы вам почитали, а лучше рассказали нужный материал. Закрыться и уйти от всех. Посторонние шумы будут мешать. Делать периодически перерыв на минут – для еды, прогулки. Не слушать, не смотреть ничего нельзя. Все это потом перемешается в голове, и вы выдадите на экзамене абракадабру из определений и увиденного фильма или услышанной песни. Попробуйте обучение во сне – это как раз для вас!

16 Как готовиться к экзаменам кинестетику? Особенности запоминания: движение. Заучивать в процессе ходьбы Представлять образы Делать наглядные материалы (например, карточки) Писать пространные шпаргалки с целью запомнить все, что вы написали – вы запомнили. Учите на прогулке, в процессе ходьбы. И опять пишите. Если у вас хороший процент визуальной системы, неплохо тут же строить графики, рисовать схемы. И опять писать текст.

17 Как готовиться к экзамену дигиталу? Особенности запоминания: логика. Зубрить Читать, проговаривать, записывать логически обобщая – стройте схемы, причем в уме. Дигиталы – это те люди, которые за ночь перед экзаменом в состоянии выучить китайский язык. Но также благополучно его забыть после. Ищите практическое применение, тому, что вы учите.

19 Проделанная работа позволила узнать психологические особенности каждого учащегося старшего звена нашей школы, сформулировать рекомендации по рациональной подготовке к экзаменам и выбору профессии. Результаты исследований мы обсудили с участниками эксперимента, рекомендации планируем поместить на стенды для подготовки к экзаменам и выбору профессии. Кроме того, мы научились работать с теоретическими источниками, ресурсами сети Интернет, собирать статистический материал и систематизировать его, научились строить диаграммы, разрабатывать рекомендации, получили опыт ведения консультаций и публичного выступления.

Несмотря на своё страшное и непонятное название, репрезентативная система – это всего лишь один из способов восприятия мира. Люди разные, как и их характеристики, то есть уровень памяти, тип мышления, способности, сила воли и многое другое. Зная то, каким образом другой человек получает информацию, мы можем выбрать методы, с помощью которых будет легче повлиять на его мнение и решения.

электронная сеть

Всем привет! Несмотря на своё страшное и непонятное название, репрезентативная система – это всего лишь один из способов восприятия мира. Люди разные, как и их характеристики, то есть уровень памяти, тип мышления, способности, сила воли и многое другое. Зная то, каким образом другой человек получает информацию, мы можем выбрать методы, с помощью которых будет легче повлиять на его мнение и решения.

Типы репрезентативных систем

Визуальная репрезентативная система

Визуалы руководствуются образами, для них важна картинка. Считается, что их в мире наибольшее количество. У них развито воображение, которое вполне регулирует их внутренний мир и ощущения.

Признаки: сосредоточенный взгляд и ровная, выпрямленная спина. Дышит учащённо, в основном верхним, грудным способом.

нарисованный человек со светящимися глазами

Интересно, что на момент формирования образа, либо же сосредоточенного рассматривания того, что заинтересовало – способен задержать дыхание. Учитывая, что визуалам нужна картинка, длинную лекцию они не будут способны выдержать. Такова уж их психология.

Информация, которую требуется воспринимать на слух, утомляет и вызывает скуку. А работа при посторонних звуках станет невозможной, как и сон. Память, как вы уже могли догадаться, образная, поэтому при попытке что-то вспомнить, у них всплывают картинки перед глазами.

Важно не мешать им во время общения осматриваться по сторонам, а также не загораживать вид. Наиболее важен контакт глазами, именно такие люди способны замечать, что у вас изменилась причёска, появился новый элемент одежды, а также каким цветом глаза. Говорят быстро и громко, а всё потому, что картинки в голове проносятся молниеносно, и они стремятся успевать за ними.

Визуалы, в основном высокие, худощавые с тонкими губами. Голова поднята, взгляд устремлён вверх. Стараются держаться немного в стороне от собеседника, чтобы полностью его видеть. Шея в основном напряжена, наряду с плечами. Жесты на уровне лица, чтобы хорошо были видны.

  • Посмотрите
  • Я рассмотрю ваше предложение
  • Ответ появился перед глазами
  • Я теперь вижу, что вы пытались мне объяснить
  • Хочу увидеть вас
  • Интересное зрелище
  • Мы там увидим что-то невообразимое

Аудиальная

графическое изображение музыки и человека

Информацию улавливают, ориентируясь на звуки, как, в принципе, и запоминают её. Аудиалов намного меньше, всего лишь 20 процентов среди всего населения.

Признаки: дыхание в одном каком-то ритме, чётком и ровном, много говорят, стараясь как можно точнее и правильней изложить свои мысли, чтобы быть наверняка услышанным. Говорят настолько много, что окружающие устают от их присутствия. Порой даже разговаривают вслух с самим собой, когда остаются по каким-либо причинам в одиночестве.

Либо полноватые, либо среднего телосложения. Интересно, что в контакте с другими стараются быть как можно ближе, подавая корпус тела ближе к собеседнику. Так лучше слышно. Но когда в голове происходит внутренний диалог, чтобы его лучше уловить, они отстраняются от партнёра.

Так что, если вы внимательны, то всегда сможете отслеживать, отвлекся собеседник, или всё-таки слушает вас и слышит. Голова чаще всего наклонена в одну сторону, а не повернута прямо к партнёру. Так обычно ведут себя люди, когда прислушиваются к тихим или далёким звукам.

Не обижайтесь на то, что контакт глазами будет редким, так как когда они смотрят на другого человека – им сложнее воспринимать поступающую информацию, они попросту отвлекаются.

  • Я слышу
  • Я что, говорю на непонятном языке?
  • Пропустил мимо ушей
  • Держи язык за зубами
  • Не проронил ни слова
  • Вот такая манера говорить
  • Не могу слышать его голос
  • Вот послушай, что я тебе скажу
  • Это же неслыханно!

Кинестетическая

визуальные эффекты от прикосновения мужчины к планшету

Им очень важно чувствовать и ощущать тактильно, то есть, дотрагиваясь, щупая. И это не только для того, чтобы лучше понять материал и прочее, кинестеты используют прикосновения как способ выразить свои чувства. Так же как и аудиалы, составляют всего лишь 20 процентов среди остальных видов.

Признаки: их легко распознать не просто заметив частые прикосновения к вам, но и, присмотревшись к движениям зрачков, которые обычно имеют направленность сверху вниз и вправо. Дыхание глубокое, животом, его называют мужским, так как у женщин оно более поверхностное, грудное.

Разговаривает немного замедленно, делая многочисленные паузы, дабы прислушаться к внутренним ощущениям. Сам голос низкий, хриплый или тихий. При контакте располагается очень близко, порой нарушая интимную зону. При жестикуляции руки вверх не поднимает, в основном это движения не выше уровня живота.

Пухлые и мягкие губы, как и, в принципе, очертания тела. Нередко бывает мускулистым, крепким и сильным. Темп жизни, как и движений – медленный, поэтому, если хотите обратить на себя внимание, либо поддержать человека, у которого ведущая тактильная модальность – прикоснитесь к нему, погладьте, или просто похлопайте по плечу.

  • У меня чешутся руки, так хочется
  • Да я и пальцем его не трогал
  • Я человек с горячим сердцем
  • И зачем я только с вами связался?
  • Он довольно-таки толстокожий человек
  • Она вела себя хладнокровно
  • Не нужно мне тут хватать звёзды с неба!
  • Я загорелся желанием

Дигитальный

виртуальная реальность

Несмотря на сложность самого слова, определение достаточно простое. Дигиталы – это люди, которые ориентируются на все вышеперечисленные типы репрезентативной системы, только на метауровне. Таких личностей не часто встретишь, так как представляют самое малое количество.

Признаки: используют логику, стараясь во всём найти связь и объяснение. Движение зрачков обычно сверху вниз и влево.

Губы сжаты, руки чаще всего в закрытом положении, то есть, скрещены на груди. Дыхание достаточно неровное, поверхностное, с периодическими паузами. Также можно заметить, что такой человек часто вздыхает, будто его что-то тревожит или печалит. Говорит как на автомате, без особого проявления эмоций, отчего может вызывать скуку своей монотонностью и размеренностью.

Внешних отличий от других типов практически нет, они выглядеть могут совершенно по-разному. Распознать можно по тому, что двигаются как роботы, механически, и используют в своей речи такие фразы, которые кажутся заученными и заранее подготовленными.

Опираются на цифры, статистические данные, поэтому распознать дигиталов сможете по таким фразам и словам, как:

  • Мне всё понятно
  • Ясно
  • Я знаю
  • Мне нужно подумать
  • Я должен поразмышлять
  • Это достаточно интересно

Олдфакторы и густаторы

много красок

Редко встречающиеся, но всё же существующие виды: олдфакторы (обоняние) и дегустаторы (вкусовые рецепторы ведущие), и то, они существуют в связи с профессиональной деятельностью, или с физическими ограничениями. У тех, кто потерял зрение, обостряются другие органы, с помощью которых они научаются воспринимать поступающую информацию, они лучше слышат, различая людей даже по походке и улавливая их настроение.

Дегустаторы даже по запаху способны назвать продукты, которые входят в состав какого-то блюда.

  • У него такая кислая мина была
  • Моя жизнь горькая, как таблетка
  • Мое сердце почуяло беду
  • Он такой слащавый, аж противно

Рекомендации в общении

  1. Учитывая тот факт, что большинство людей являются визуалами, встречаясь с новыми людьми, старайтесь использовать слова, более близкие их типу восприятия, тогда шанс быть услышанным и понятым значительно вырастет.
  2. Обращайте внимание, какую дистанцию выбирают по отношению к вам, тогда вы точно сможете понять, дигитал перед вами или нет. И если от вас находятся слегка на расстоянии, не нарушайте личное пространство собеседника, дабы не спровоцировать его на конфликт или желание попрощаться с вами. Более подробно о зонах контакта вы узнаете из этой статьи .
  3. В разговоре вам потребуется прислушаться к тому, какие слова использует партнёр, с чем связана его работа, как проводит свободное время, как он выглядит (опрятно, удобно, модно и прочее), а также как именно он получает необходимые знания и что любит. Проанализировав вышеупомянутое, вы легко сможете определить, к какому виду он относится.
  4. Если в ходе беседы вы замечаете, что ваши аргументы и доводы не действуют, подумайте, возможно, вы ошиблись и опираетесь на неподходящие выражения, которые не соответствуют типу репрезентативной системы собеседника? Возьмите на вооружение статью вот здесь .
  5. Присмотритесь к ребёнку, чтобы понять, какая у него ведущая система, тогда мотивировать его и находить общий язык станет намного проще.
  6. Используйте полученные знания в рабочих процессах, подготавливая речь, презентации и доклады.

Заключение

И помните, что людям свойственно меняться в течение жизни, поэтому даже если вы раньше считали себя, допустим, кинестетом, то профессиональная деятельность, члены семьи и способ проведения досуга могли оставить свой отпечаток, превратив вас в дигитала или аудиала. Так что периодически присматривайтесь к близким и ценным людям, возможно, старые методы обращения с ними утратили свою актуальность, отчего не выходит найти общий язык.

Кстати, рекомендую вам прочитать статью о работе своего подсознания, возможно вам будет интересно.

Читайте также: