Как меняет положение правовое положение крестьян

Обновлено: 16.05.2024

3 января был создан Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством тогдашнего председателя Госсовета князя А.Ф. Орлова, который говорил, что “скорее даст себе отрубить руку, чем подпишет освобождение крестьян с землёй”. Все представленные до этого времени проекты по отмене крепостного права в России имели общую направленность — стремление сохранить помещичье землевладение.. В состав комитета вошли государственные деятели, которые затягивали рассмотрение крестьянской реформы. Особенно ярыми противниками реформы были министр юстиции граф В.Н. Панин, министр государственных имуществ М.Н. Муравьёв, шеф жандармов князь В.А. Долгоруков, член Государственного совета князь П.П. Гагарин. И лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внёс позитивные предложения, одобренные Александром II: освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет, сохранение крестьянских наделов за повинности.

Позиция правительства и комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами.

Комитет склонялся к безземельному освобождению крестьян, но крестьянские волнения 1858 года в Эстляндии показали, что освобождение крестьян без земли не решает проблемы. Вскоре в Секретный комитет вошёл брат императора великий князь Константин Николаевич, а сам Александр II требовал от Комитета определённых решений. В 1858 году Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, а в течение этого года в стране открылось 45 губернских комитетов.

На следующий год, в феврале 1859-го, были образованы Редакционные комиссии, председателем которых стал член Главного комитета генерал Яков Иванович Ростовцев — близкий друг царя, который и предложил проект новой правительственной программы: выкуп крестьянами усадебной и надельной земли, учреждение крестьянского самоуправления и упразднение вотчинной власти помещиков. Так были сформулированы основные позиции будущей реформы.

Императорский Манифест от 19 февраля 1861 г.

По этим документам крепостные крестьяне получали личную свободу и право на надел земли. При этом они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались на 20% меньше тех, которыми они пользовались до этого. Величина крестьянского выкупа земли в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне затем в течение 49 лет расплачивались с ним.

2. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять, закладывать. Крестьяне теперь назывались свободными сельскими обывателями; они получали гражданские свободы — могли самостоятельно совершать сделки, приобретать и распоряжаться имуществом, заниматься торговлей, наниматься на работу, поступать в учебные заведения, переходить в другие сословия, самостоятельно вступать в брак. Но крестьяне получили неполные гражданские права: они продолжали платить подушную подать, несли рекрутскую повинность, их наказывали телесно.

4. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне бьли освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы (крестьяне были основными плательщиками налогов). Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

7. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица. За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины.

8. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой на-дел у помещика. Выкуп равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17(!) раз. Порядок выплаты был следующий: государство уплачивало помещику 80% суммы, а 20% платили крестьяне. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами. До 1906 года крестьяне выплатили 3 млрд. рублей — при стоимости земли 500 млн. рублей. До выкупа земли крестьяне считались временно обязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности — барщину или оброк (отменены лишь в 1881 г.). Вслед за русскими губерниями крепостное право было отменено в Литве, Белоруссии, на Украине, в Закавказье и др.

9. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая пору¬ка: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины.

10. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. При подавлении восстания в Бездне погиб 91 крестьянин, в Кандеевке — 19 крестьян. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осе¬ни 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

11. Крестьянская реформа имела огромное историческое значение:

> были созданы условия для широкого развития рыночных отношений, Россия вступила на путь капитализма, за 40 последующих лет страна проделала путь, который многие государства прошли за века;

> неоценимо нравственное значение реформы, которая по¬кончила с крепостным рабством;

> реформа открыла путь преобразованиям в земстве, суде, армии и т. п.

12. Но реформа была построена на компромиссах, учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян. Она не до конца искоренила крепостничество, пережитки которого тормозили развитие капитализма. Было очевидно, что борьба крестьян за землю и подлинную свободу будет продолжена.

17. ЭТАПЫ ЗАКРЕПОЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН НА РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯН И ПОСАДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

Закрепощение крестьян началось Судебником 1497 г. которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле (а не к личности помещика). Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян (продавать, закладывать, дарить и др.). К концу XVII в. помещики начали открыто продавать своих крестьян Легализовано это было Петром I.

Правовые этапы становления крепостного права (закрепощения крестьян) в России:

• Судебник 1497 г.

• Судебник 1550 г.

• Соборное Уложение 1649 г.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле, а не к личности помещика.

Состояние сельского хозяйства в положение крестьян

Состояние сельского хозяйства в положение крестьян Со второй половины XIV в. после некоторого облегчения положения крестьян в XII—XIII вв. в Германии обнаружилось стремление феодалов к укреплению и распространению крепостничества и к увеличению лежавших на крестьянах

Положение крестьян и их повинности

Закрепощение крестьян

Закрепощение крестьян В то самое время, когда на небосклоне дворянства Речи Посполитой ярко засияла звезда удачи, закатилась звезда крестьянина. Для шляхтича, дорвавшегося до немыслимых богатств и абсолютной власти, крестьянин — это прежде всего дешевая рабочая сила.

Глава III Положение крестьян

Формы эксплуатации земли и положение крестьян

Формы эксплуатации земли и положение крестьян Какими бы ни были истоки получения земли — наследование или приобретение, формы ее использования были одинаковыми: аренда или возделывание земли владельца, если не учитывать, кажется, все уменьшающуюся роль рабов.

ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г. 1. К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа Русии руку приложил. 2. К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил. 3. Митрополит Крутицкой Серапион р.п. 4. Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.

5.6. Освобождение крестьян

5.6. Освобождение крестьян Первые шаги модернизации были сделаны в военной, технической и экономической сфере; они не вызывали в обществе сомнений и споров. Следующий шаг состоял в распространении модернизации на социальную сферу: на повестку дня ставился вопрос о

3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г

18. ФЕОДАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г Основными видами феодального землевладения в России в XVII в. были вотчина и поместье.Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчины фактически были в свободном

1. Предпосылки закрепощения крестьян

1. Предпосылки закрепощения крестьян В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении второй половины XVI–XVII в. происходил обратный процесс – крестьяне превращались в крепостных, т. е.

3. Последствия закрепощения крестьян в России

3. Последствия закрепощения крестьян в России 3.1. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервировавшей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей

Без крестьян

3. Положение крестьян

Свобода за выкуп К годовщине отмены закрепощения крестьян

Свобода за выкуп К годовщине отмены закрепощения крестьян Завтра 151 год отмене российского крепостного права.19-го февраля 1861-го года по юлианскому календарю, то есть 3-го марта по григорианскому, император Александр Второй подписал Манифест «О Всемилостивейшем


3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

крестьянская реформа

Основные положения реформы

Размер наделов

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

Выкупные платежи

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Подготовка реформы по отмене крепостного права заняла достаточно продолжительное время. В январе 1857 г. был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный затем в Главный комитет по устройству сельского населения. Обозначились две точки зрения на крестьянскую реформу среди членов Главного комитета. Согласно первой точки зрения предлагалось сохранить всю земельную собственность в руках помещиков и продолжать дальнейшее развитие крупных помещичьих хозяйств. Сторонники второй точки зрения предлагали передать крестьянам землю в собственность за выкуп. Все вопросы, связанные с основными направлениями крестьянской реформы первоначально обсуждались на заседаниях дворянских губернских комитетов, которых в 1859 г. насчитывалось уже около 50. Предложения и проекты направлялись в специальные редакционные комиссии, которые их обобщали и передавали в Главный комитет. В декабре 1860 г. основные проекты законодательных актов поступили в Государственный совет, на заседаниях которого были в них внесены некоторые изменения. Они коснулись, прежде всего уменьшения размеров наделов и повышения повинностей и выкупных платежей.

Однако названные выше права крестьяне могли получить не сразу и не в полной мере, так как в статье 7 Общего положения устанавливался двухлетний срок для подготовки уставных грамот, в которых определялись новые формы поземельных отношений между помещиками и крестьянами. Поэтому еще в течение двух лет после отмены крепостного права крестьяне в значительной мере зависели от помещиков и продолжали выполнять в их пользу прежние повинности (барщину и оброк).

Однако в связи с тем, что сроки подготовки и заключения Выкупной сделки и соответственно перевода крестьян из одного разряда в другой не были четко обозначены в правовых актах, перевод многих крестьян из состояния временнообязанных растянулся на довольно продолжительный период. Так, в 1870 г. число временнообязанных крестьян превышало 30%. Поэтому в 1881 г. был принят закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении их временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.

В том случае если возникали спорные вопросы между крестьянами и помещиком, то их разрешением занимались мировые посредники, среди которых были такие известные общественные деятели, как писатель Л.Н. Толстой, физиолог И. М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и другие.

Вводились также некоторые ограничения на пользование земельной собственностью. Так, например, крестьянин-собственник в течение первых 9 лет не мог продавать свою землю. Кроме того, продолжала существовать общинная собственность на землю, переделы земельных наделов и круговая порука, которые существенно препятствовали внедрению в деревню капиталистических отношений. Те же Уставные грамоты заключались не с конкретными крестьянами, а с общиной, несшей ответственность на основе круговой поруки за выполнение крестьянами повинностей. В то же время для крестьян был значительно затруднен порядок выхода из общины.

В соответствии с Общим положением для контроля за деятельностью учреждений сельского управления создавались следующие органы: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам.

В чем же заключалась суть выкупной операции? В связи с тем, что большинство крестьян не могло заплатить выкуп, царское правительство, приняло решение выплатить помещикам всю выкупную сумму, став кредитором крестьян. Таким образом, помещик получал 80% выкупной суммы из казны государства в виде денежных средств или ценных бумаг. Оставшиеся 20% выкупной суммы крестьянин должен был внести непосредственно помещику. А сумму, которую помещик получил из государственной казны, крестьянин должен был возвращать государству в течение 49 лет в виде выкупных платежей с начислением 6% годовых.

В целом выплаты крестьянами помещикам растянулись практически на 20 лет. Такая ситуация была выгодна помещикам, так как временнообязанные крестьяне должны были платить оброк и выполнять дореформенные повинности до тех пор, пока не внесут соответствующую сумму выкупа. Поэтому царское правительство было вынуждено издать в 1881 г. специальный закон о ликвидации временнообязанного состояния крестьян.

Порядок проведения крестьянской реформы в некоторых национальных окраинах отличался от основных 34 губерний Российской империи. Так, в соответствии с Указом 1863 г. крестьяне западных губерний Украины и Белоруссии переводились из состояния временнообязанных в состояние крестьян-собственников, а их земельные участки были даже несколько увеличены.

После крупного восстания в Царстве Польском правительство России вынуждено было провести там крестьянскую реформу. Так, в 1864 г. был издан Указ об устройстве крестьян Царства Польского, в соответствии с которым крестьяне стали собственниками земли без выкупа. Кроме того, за ними сохранялись дореформенные наделы, они освобождались также от прежних повинностей. Тем не менее для польских крестьян вводился достаточно высокий поземельный налог.

В целом крестьянская реформа 1861 г., принесшая личную свободу и общегражданские права миллионам крепостных крестьян, не была в состоянии в полной мере упразднить прежнюю систему поземельных отношений, чему способствовало сохранение некоторых пережитков крепостничества. В то же время крестьянская реформа имела большое значение для развития капиталистических отношений в России.

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50% от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5% от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Выкупные платежи

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6% выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294% выкупной ссуды. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически уплачивали тройную сумму.

Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении. Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода.

57. Документы земской реформы 1864 г. Порядок формирования и правовой статус органов земского управления.

Гос-во должно было осущ-ть жестк.контроль за деят-ю земств. Губернатор в 7-мидневный срок мог наложить вето на любое распоряж-е земского органа.

в 1859 г. полиц-я власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию. Неприемлемым для устроителей земской реформы было всеобщее избирательное право.→уездн.насел-е→3курии (курия уездных землевладельцев, городская курия, сельская курия)

59. Причины и подготовка суд. реф. судебной реформы 1864 г. Основные принципы судеб.реформы. Судеб.уставы 1864 г.: общая хар-ка.

Судеб.реформа- самая буржуазная из всех реформ того времени и самая последовательная. В ее принципах буржуазная идеология отразилась наиболее точно. Затронула интересы всех классов и слоев рос.общ-ва.

Меры: введение принципа состязат-ти гражд-го процесса, сокращ-е судеб.инстанций.

Началось преобразование следствия.

Май 1860 г.- закон о судебных следователях, санкционирований императором. Но в ход обсужд-я гос.совет пришел к выводу, что сначала нужно изменить систему суд.

Особенности: прогрессивность; состоит из 3-х частей: судоустр-во, гражд.и уголов.судопроизв-во; новые институты: отдел-е суда от администр., выборн.мир.суд (всесослов.), присяжные заседатели в окр.суде, адвокатура, принцип состязат-ти, прокурор становился стороной в процессе (и в уголов.и в гражд.); принципы: осущ-е правосудия только судом, гласность суд.разбир-ва, отмена формал.док-в, упраздняется институт оставления в подозрении, но: сохр-ся институт особого порядка рассм-я дел по гос.прест-м.

60. Правовое закрепление принципов судоустройства. Учрежд-е судебных установлений 1864 г. Статус долж-х лиц: судьи, присяжные поверенные, прокуроры, нотариусы. Статус присяжных заседателей. Принципы: отдел-е суд.власти от администр-й, всесословность, выборн.мир.судья, институт присяжных, учрежд-е адвокатур, независим.институт суд.следоват-й, гласность, состязат-ть, устность, право на защиту, дисциплинар.отв-ть долж-х лиц. Были закреплены в Уставе судеб.установлений и в Уставе уголовн.судопроиз-ва. Присяжные заседатели назнач-ся из местн.обыв-ей всех сословий. Требования:внешние- возраст от 20 до 70 лет, жит-во в продолжении известного в том округе, где присяжные созыв-ся, влад-е недвиж или движ имущ-ом; внутр-е- известн.степень образованности, заслуж.доверие, добрая нравственность. Обяз-ва: за неявку на засед-е без причины- подверг-сь взысканиям, котор. опред-сь законом. Присяжные поверенные состоят при судеб.местах для занятий делами по избр-ю и поручению тяжущихся, а также по назнач-ю Советов присяжных поверенных и председателей судеб.мест. Требования:возраст 25 лет, рос. подданство, наличие недвиж или движ имущ-ва, и не состоящий на правит.службе или по выбору. аттестат об оконч-и курса юрид.наук, практика не менее 5 лет по судеб.ведомству, не менее 5 лет кандидат на длж-ть по судеб.ведомству. Судеб.практика под руков-ом присяж.поверенных. присяжные поверенные приписываются к судеб.палатам. нотариусы: рус. подданство, совершеннолетие, отсутствие судимости (неопороченные судом), хорошая репутация и не состояние на долж-ти гос или административ. Функции: засвидетельствование актов. Мировой судья выступал примирителем только по жалобам частных лицв делах, которые могут заканчиваться примирением. Приговоры овнушениях, выговорах, замечаниях, штрафах до 15 рублей, арест до 3х дней,считались окончательными. Остальные случае обжалования

61. . Принципы и порядок судопроизв-ва по гражд-м делам по Уставу гражд-го судопроизв-ва 1864 г.

1 гражд-ие споры рассм-сь только судами

2 провозглаш-ся принцип всеобщ.гражд.правоспособности

3 регламентируются гражд.правоотнош-я.

Книга 1: произв-во права мир.судей, подсудность, повер-е, предъявл-е иска, явка спорящих, док-ва, обеспеч-е иска, реш-е и исполн-е.

Книга 2: 5 разделов (I- о пр-ве в окр.судах, II- порядок обжалов-я, III- порядок исчисления сроков, IV- судеб.издержки зак.сила реш-й суда).

УГС- первый в истории Рос.зак-ва ГПК. Он впервые отделил гражд.судопроизв-во от уголов-го, приспособил судопроизв-во к нов.судеб.системе и установил принцип всесословности, охватил всю систему гражд-х правоотношений.

Основная форма- состязат.процесс, своб.доступ к обозрению.

Истец должен был доказать иск, ответчик- обратное.

Открытый состязат.процесс, гласность, публичность, диспозитивность- возможность участников свободно распоряжаться со своими правами при помощи суда.

62. Принципы и порядок рассм-я уголовн.дел по Уставу уголовного судопроизв-ва 1864 г.

Принципы: отдел-е суд.власти от администр-й, всесословность, выборн.мир.судья, институт присяжных, учрежд-е адвокатур, независим.институт суд.следоват-й, гласность, состязат-ть, устность, право на защиту, дисциплинар.отв-ть долж-х лиц. Были закреплены в Уставе судеб.установлений и в Уставе уголовн.судопроиз-ва.

Процесс согласно Уставу Уголовного судопроизводства распадался на несколько стадий. Предварительное расследование состояло из дознания и предварительного следствия. Дознание осуществлялось полицией, жандармами или администрацией. Целью дознания было установление факта преступления.

Предварительное следствие осуществлялось уже упоминавшимся выше институтом судебных следователей. Материалы по делу направлялись прокурору, который мог либо прекратить дело, либо возбудить его. Во втором случае прокурор составлял обвинительный акт, направлявшийся в суд.

63. Правовые основы и сущность проведения контрреформ в системе судоустройства и судопроизводства.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуж­дать дела против наиболее смелых публицистов и редакто­ров. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должност­ных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-су­дебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзира­ли за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее об­разование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий Имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде действова­ли уездные окружные суды, члены которого рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились го­родские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоявший из члена уездного окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким обра­зом, большинство мест в этих органах оказывалось за государ­ственными должностными лицами. Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия под руководством губер­натора и в основном состоявшие из государственных чинов­ников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганиза­ции перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департамента­ми Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887 г. было провозгла­шено право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в 1891 г. резко сужается гласность гражданского судопроизвод­ства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной ре­формы составляли особое звено судебной системы (специ­альный порядок судопроизводства, применение ими телес­ных наказаний, руководство нормами обычного права), с 1889 г. подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волост­ных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовыва­ли без особых формальностей волостных судей.

Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т.е. органы по своему существу административные.

64. Правовые основы и сущ-ть реформыполиции и полит.сыска во втор.пол-не XIX-начале XXв.

Какого-то единого НПА не было издавались какие-то указы, распоряжения, котор. меняли структуру, функции полиции. Эти реформы растянулись во времени- в период контрреформ.

1862 г. были изданы врем. правила об устр-ве полиции. Эти правила были направлены на ее организац-е усиление: гор. и уездная полиция были объединены. Согласно этому положению все уезды были поделены на станы. Была введена жандармская полиция.

Единого док-та , прописывающ.ф-ции и права полиции не было, были инструкции, рескрипты. Крупнейшая реформа полиции произошла в авг.1880 г.: 3 отделение было упразднено и объединено с полицией- департамент гос.полиции при МВД. Департамент разделен: распорядит, зак., секрктная. Функции полиции меняются: обнаруж-е и пресеч-е прест-й о гос.безопасности и порядке и усил-е жандармской полиции.

В 1871 г.- закон, реглам-й роль жандармов в пр-ве полит.дел. В 1898 г. наблюд-ся след.этап реформы: созд-ся 3 делопроизв-ва (1 и 2 заним-ся расследов-м общеуг.прест-й, 3- политич. прест-я). Создан особый отдел, котор.заним-ся агентурной работой. Он имел четкую структуру- 4 отдел-я: осущ-ть наруж-е наблюд-е, поддерживало связи с загранич. агентурой, контролировало ВУЗы и обществ.орг-ции., контрразведка.

65.Правовые основы тюремно реформы во IIп. XIX-нач XXв.

Пенитенциарная S РИ.

Отменены телесн.наказ-я для женщин, были отменены доп.телесн.наказ-я, усилен контроль за содерж-м зак: внеш. и внутр.

В 1879 г. создано главн.тюремн.управл-е (ГТУ). Все тюрьмы подчинены МВД.

Направл-е реформы: разв-е тюрем.строит-ва, размещ-е арестантов, улучш-е снабж-я арестантов, орг-ция работ в тюрьмах, пути нравст.перевоспит-я зак-х, совершенствование упр-я в тюрьмах.

Усилилось направл-е реформы- трудоиспользование.

Итоги :

улучш-е трудоиспользов-я в 2 раза, улучшение сан-гигиенич. сост-е в больницах, уменьшилась смертность, улучшилась система доставки зак-х до места исп-я наказ-я..

66. Правовой статус армии в XIX-нач XXв. Правовые основы и сущность военной реформы 1864 – 1874гг.

Рост революц-го движ-я, разв-е капиталистич-х отнош-й и пораж-е России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруж-х сил страны. На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинностькак способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правит-во ввести аналогичный порядок в русск.армии.

Для получения офиц-го звания требовалось спец-е воен.образов-е. Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длит-е время в нем преобладали дворянские элементы.

Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (тыловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (командных, юрид-х, мед-х).

Сохран-сь особая воен.юстиция, в вед-е которой в 1878 г. Было передано большое число дел о гос-х прест-х (сопротивл-е властям, нападение на полицию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восстанием генерал-губернаторам было дано право объявлять губернии на военном положении, в связи с чем многие дела переходили в ведение военных судов.

. На этот момент в государстве сложилась кризисная ситуация. Наблюдается замедление процесса, и необходимо было логически продолжать реформы (земская) или же возвратиться к старому периоду (где дворянство явл. гл. сословием).

1) был издан в чрезвычайных условиях: на 3 года, чтобы стабилизировать ситуацию. Но! Он постоянно продлевался и фактически был действителен до октября 1917г. ( впоследствии это дало революционерам право утверждать, что это была Конституция России)

2) Он вводил режим ЧП на территории РИ (предусм. мех-м ввода этого режима – в целом это положительно, т.к. для гос-ва необходимо иметь док-т такого рода, для непредусмотренных случаев).

! Этот документ ЧП именовал исключительным:

2 уровня: 1. усиленная охрана

2. чрезвычайная охрана.

В целом, этот был очень грамотный законодат. акт, он кодифицировал основные условия:

2. кто мог ввести ЧП;

3. Доп. полномочия должн. лиц, и что им запрещалось.

Уровень- Усиленная охрана.

1. основания: когда население действиями разл. антисоц. сил будет введено в тревожное состояние, когда возникнет опасность для безопасности г-ва и частных лиц.

2. Мог инициировать Генерал-губернатор, но окончательный указ д.б. подписан Министром ВД.

3. Дополнительные полномочия получали:Ген-губернатор, Губернатор, Градоначальник, их зам-ли, высшие чины губернского упр-ия (полиция и жандармерия):

-могут оштрафовать до 500 р.

-заключить в тюрьму до 3х месс.

-могли закрывать общественные заведения, торг и пром. учр-ия.

-получили право отказывать в поселении МЖ подозрит. лицам (админ высылка)

-освобождать от занимаем должностей нижестоящ отв. лиц (кроме МС, в губерн (земск) собр-иях.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.018)

Читайте также: