Как ликвидировать правовую безграмотность
Обновлено: 30.06.2024
Крестьянская страна
По словам заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина, в конце XIX — начале XX века читать и писать умели около четверти жителей Российской империи.
10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный.
В свою очередь, замдиректора городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин отметил, что относительно невысокий уровень грамотности в Российской империи конца XIX столетия был обусловлен объективными историческими обстоятельствами.
После революции 1917 года большевики рассматривали борьбу за всеобщую грамотность как одну из предпосылок для коренных социальных преобразований в России. Проводниками этой идеи стали народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и руководитель внешкольного отдела Наркомпроса, жена Владимира Ленина Надежда Крупская.
Луначарский говорил о необходимости организации сети школ, внедрения всеобщего бесплатного образования и поощрения всестороннего развития человека. Осенью 1917-го нарком просвещения подготовил несколько обращений к учителям и молодёжи с призывом помочь Советам.
Однако на фоне проблем, связанных с формированием органов власти, переговоров с Германией и Гражданской войны процесс распространения грамотности не мог идти так быстро, как того хотелось большевикам.
Работа по ликвидации безграмотности должна была также проводиться в Красной армии при участии политотделов.
Ровно 100 лет назад был официально утверждён текст первой советской присяги для бойцов Красной армии. Этот шаг заложил основы.
Органам местной власти давалось всего два месяца на подготовку планов ликвидации безграмотности. Потенциальные учителя были практически приравнены к мобилизованным военным.
Для обучающихся грамоте время работы сокращалось на два часа с сохранением оплаты труда. Впрочем, мотивация для потенциальных педагогов и учащихся была не только позитивной.
Двигатель мирового созидания
По словам историков, сотрудникам Наркомпроса первоначально не хватало самого необходимого: учебных пособий, письменных принадлежностей, оборудования. Кроме того, обучение миллионов людей чтению, письму и счёту требовало разветвлённой структуры специализированных учреждений.
19 июля 1920 года вышел новый декрет Совнаркома — о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). А 12 ноября того же года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был учреждён Главный политико-просветительный комитет, которому была переподчинена комиссия по ликбезу. Председателем комитета стала Надежда Крупская. В её ведение передали организацию курсов ликбеза, подготовку учителей и издание учебной литературы. Содействие комиссии и комитету осуществляли советские писатели и поэты, помогавшие с подготовкой учебных пособий.
В каждом населённом пункте, в котором проживали свыше 15 человек, не умеющих читать и писать, создавалась школа, известная также как пункт ликвидации безграмотности. Сначала тех, кто посещал ликпункты, обучали преимущественно основам чтения, счёта и письма. Позже программа была расширена — в неё включили, в частности, изучение дробей, процентов и диаграмм, а также вопросы строительства советского государства.
90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу.
В 1920—1924 годах были выпущены два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. Вскоре появились Рабоче-крестьянский букварь для взрослых В. Смушкова и Букварь для рабочих Е. Голанта. Учебная литература издавалась на языках примерно 40 национальностей, проживавших в Советской России (а позже в СССР).
С 1917 по 1927 год органы Наркомпроса и общественные организации обучили грамоте около 10 млн граждан Советского Союза (из них 5,5 млн — в РСФСР). При этом Крупская призывала отказаться от принуждения в вопросах образования и опираться на помощь общественности. В 1928 году был развёрнут культпоход по ликвидации безграмотности.
Важной формой просвещения населения стали избы-читальни, при которых действовали библиотеки и кружки. В 1940-е годы их количество в СССР достигало примерно 48 тыс. В послевоенный период их постепенно вытеснили клубы и дома культуры.
По словам Андрея Кошкина, к 1936 году в СССР были обучены грамоте уже около 40 млн человек, а в 1939 году уровень грамотности в стране приблизился к 90%.
Основная часть населения России не задумывается о своих правах и свободах, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, в каких документах прописаны их обязанности и какое вообще значение имеют законы. Юридическая грамотность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Если человек не знает о своих правах, можно с уверенностью говорить, что у него их нет. В случае необходимости он не сможет применить свое право просто потому, что не знает о его существовании. Именно поэтому вопросы повышения юридической и экономической грамотности учащихся в школах и студентов в вузах актуальны как никогда. Однако этот вопрос касается и взрослых.
Почему человек должен быть юридически грамотным?
Каждый человек должен знать о своих правах для того, чтобы точно понимать, на что он может рассчитывать в определенной ситуации. Имея невысокий уровень юридической грамотности, гражданин не в состоянии углубиться в содержание законов, а потому остается неосведомленным о своих правах и обязанностях. При возникновении сложных жизненных обстоятельств многие россияне находятся в тупике.
Стоит заметить, что за всю историю существования Российской Империи, Советского Союза и современной России изучению основам права и повышению уровня юридической грамотности населения отводилось недостаточное внимание. Первостепенное значение имели патриархальные обычаи, их неукоснительное соблюдение. В различные периоды развития и становления Руси население доверяло свою судьбу царю, не задумываясь о ценности собственной жизни и интересов. Причиной этого явления является критично низкий уровень гражданского правосознания. Издавна в российском обществе власть игнорировала необходимость соблюдения прав человека, что оставило глубокий след на сознании современных граждан.
В общем можно сказать, что россияне не знают законов, не желают и не стремятся их придерживаться. Несоблюдение прав и свобод человека и гражданина со временем приводят к укоренению неправильных представлений о юридической ответственности и нарушениях законодательства. Для повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан требуется ряд мероприятий по правовому образованию. Повышение юридической грамотности граждан должно стать одним из приоритетных направлений в работе государственных органов.
Как развивалось правовое сознание человека?
Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истории. Например, на Востоке в древние времена ни о каком правосознании общества не могло идти и речи. В основе государственного устройства лежало разделение социума на рабов и богачей. Причем рабу не обеспечивалось даже элементарного права на жизнь.
Сегодня жизнь человека является важнейшей ценностью для государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Современное законодательство определяет невозможность произвольного лишения жизни другого человека. Для сравнения следует обратить внимание на свод законов XII таблиц в Древнем Риме.
Если рукой или палкой переломить кость свободному человеку, пусть заплатит 300 ассов, если рабу - 150 ассов. Если совершивший кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.
Исходя из данного примера, легко заметить, как изменилось отношение к ценности человеческой жизни и правам граждан. Повышение юридической и экономической грамотности – единственный способ защитить себя от произвола. Однако насильно заставить людей повышать уровень своего правосознания невозможно. К тому же начинать нужно с развития правовой культуры в целом.
Основные проблемы в данной сфере
Низкий уровень современного правосознания прямо пропорционален уровню юридической культуры, для повышения которой применяются различные инструменты правовой пропаганды в средствах массовой информации, обеспечивается доступ к законодательству, разрабатываются и внедряются действенные формы вовлечения граждан не только в правоприменительную деятельность, но и для решения правоохранительных, правотворческих задач.
Главным элементом в процессе становления правового государства является всесторонне развитое и образованное население. При этом в первую очередь в основе юридической грамотности россиян должно лежать восполнение пробелов в правовой культуре. Ведь правовая безграмотность людей, проживающих на территории нашей страны, коллизии в законах и подзаконных актах, их несоответствие реальным потребностям и интересам общества – следствие правового нигилизма и пренебрежения моральными принципами.
Что же в действительности мешает развитию правовой культуры в современном социуме? К перечню актуальных проблем стоит отнести:
- падение уровня нравственности преимущественной части населения;
- расслоение общества по уровню финансово-материального благополучия;
- рост конкуренции и ужесточение потребительских требований;
- отсутствие достоверных и доступных источников юридических знаний;
- несоответствие имеющейся законодательной базы условиям реальной жизни населения.
Для устранения данных проблем требуется радикальное изменение политического курса государства и заинтересованность власти в повышении юридической грамотности. В Салавате (Республика Башкортостан), например, создано общественное движение по повышению уровня правовой культуры общества в различных сферах жизнедеятельности государства. Поставленные задачи здесь решают путем демонстрации фильмов, пробуждающих правосознание, пропаганды правовой грамотности через СМИ, Интернет, художественную литературу.
Значение права и законов в общественной жизни
Повышение юридической и экономической грамотности учащихся в общеобразовательных и высших учебных заведениях – это ключевое условие для достижения поставленной цели. Становление правовой культуры, где главной ценностью являются законы, должно протекать параллельно с научно-техническим, социальным развитием современного общества. На основании законов издаются нормативно-правовые акты, появляются новые, ранее не известные правовые институты, что свидетельствует об укреплении правосознания. Законы позволяют устанавливать модель образцового поведения в обществе, правоотношений, соответствующих стандартам международного права, формируются органы государственной власти, несущие правовую культуру в массы.
Нельзя не вспомнить о таком аспекте как поддержание общественного правопорядка в стране. Например, недавние социологические исследования показали удручающие результаты. Как оказалось, только треть представителей современной молодежи готовы оказывать помощь правоохранительным органам. Большая часть трудоспособного населения считает, что система правоохранительных органов в России не способна защищать интересы граждан.
Преступность как следствие юридической безграмотности
По некоторым данным, за последние несколько лет наблюдается всплеск числа правонарушений различной степени тяжести. Если в советские времена, например, на каждые 100 тыс. человек приходилось четыре умышленных убийства, то сегодня от преступных действий погибает в 2-3 раза больше людей. На данный момент государство предпринимает множество попыток искоренения криминального мировоззрения россиян, но пока в стране наблюдается вялотекущий процесс борьбы с преступностью, которая корнями уходит в проблему низкой юридической грамотности.
Как бороться с правовой необразованностью граждан?
Повышение уровня юридической грамотности в Салавате и других российских городах – это одно из доказательств того, что современное российское общество давно осознало необходимость в изменении модели правосознания и правовой культуры. При этом главным инструментом здесь является правовое воспитание как комплексное влияние на мировоззрение и поведение в обществе.
Сегодня используется немало механизмов, направленных на повышение юридической грамотности населения. Например, адвокаты, юристы, представители органов власти регулярно консультируют граждан, занимаются просвещением населения об их правах и обязанностях через средства массовой информации, лекции в школах и вузах. С целью повышения юридической и экономической грамотности учащихся широкое распространение получила практика организации юрклиник при вузах, общественных организациях.
Правосознание и правовое образование – это неотъемлемый показатель воспитания и общекультурных ценностей гражданина. В процессе формирования правильной модели правовой культуры каждого гражданина оказывает влияние:
- распространенность и доступность для восприятия и использования юридической информации;
- качество воспитания и обучения в школе, которое в идеале должно развивать основы правосознания у учащихся;
- законопослушное поведение родителей;
- морально-психологический климат в семье.
Юридическая грамотность – это гарантия того, что правоприменительные действия не станут препятствием на пути к достижению личных целей, а наоборот, будут способствовать решению ряда задач и проблем.
Основы политики РФ в сфере правового обучения населения
Несколько лет назад Президент России озвучил новый курс для страны на преодоление юридической безграмотности граждан, определив главные принципы и направления в решении данного вопроса. Суть мер, направленных на формирование достойного уровня юридической культуры населения, заключалась в том, чтобы привить гражданам, начиная с детского возраста, уважение к закону и правопорядку. Добросовестность должна стать первостепенной особенностью правильного социального поведения. В целом нормативный акт называет главным фактором, препятствующим развитию России как современного цивилизованного государства, правовой нигилизм в обществе и призывает противостоять ему.
Еще одной причиной низкого уровня юридической и экономической грамотности является декларативный характер законов России. И хотя на бумаге органы власти регулярно отчитываются о проведении мероприятий, направленных на повышение образованности населения в правовых вопросах, на самом деле никаких реальных и эффективных действий предпринято не было. Все дело в том, что государственная власть не имеет заинтересованности в обучении людей. Намного легче управлять народом, который не желает думать и отвечать сам за себя. Говоря простыми словами, проще управлять юридически безграмотными людьми.
К тому же само общество пока не готово принимать правовую информацию в таком виде, в котором она существует на бумаге. Виной всему множество социальных неурядиц, нуждающихся в принятии незамедлительного решения. К наиболее острым и наболевшим проблемам относится выраженное расслоение населения, безработица, теневая экономика, изоляция России в международном сообществе.
Не утешает и отсутствие надежды на молодое поколение, поскольку отечественная система образования не предусматривает правового обучения. Школьники на уроках правоведения получают скудный объем знаний, которого недостаточно для оттачивания навыков защиты даже базовых прав и свобод. Таким образом, система образования дает детям знания, но как применять их на практике не учит.
Стоит ли вообще получать правовое образование
Так зачем тогда человеку тратить 5-6 лет жизни на получение образования, которое не сделает его юридически грамотным? Получается, что идея отдавать свое время и деньги институту в обмен на документ об образовании изначально лишена смысла, ведь можно на зубок выучить законодательство, но при этом не уметь применять его нормы на практике. Сегодня в свободном доступе можно найти массу полезной и бесплатной юридической информации, которая каждому пригодится в самообучении.
Роль правовой грамотности в бизнесе
Неосведомленность предпринимателей в подобных вопросах – это серьезный ущерб развивающемуся бизнесу. Даже при наличии в штате опытного юриста или адвоката, финансовых возможностях для обращения в специализированные центры юридической грамотности, нет никаких гарантий, что дела пойдут вверх. Если предприниматель не ведет личную статистику бизнес-проектов и не способен анализировать свои ошибки правового характера:
- штрафы и санкции;
- финансовые неустойки при трудовых и коммерческих спорах;
- необоснованные задолженности;
- бессмысленные и затратные судебные тяжбы.
Юрисконсульт или адвокат не способен думать, как бизнесмен, поэтому рассчитывать на его помощь в расчете бизнес-схем неразумно. Предприниматель должен надеяться только на свои силы и на уровень своей личной правовой образованности.
Заключение
В современных реалиях повышение уровня правовой грамотности должно стать основным фактором становления личности, формирования устойчивых позиций общества и демократической современной России. Граждане РФ должны жить в комфортных социально-правовых условиях друг с другом и поддерживать стремление государства к сокращению уровня правовой безграмотности, оказывать содействие органам государственной власти в решении важнейших задач, пропагандировать и разъяснять необходимость соблюдения обязанностей и правил общежития на территории России. Уважение прав и законных интересов других лиц, вне зависимости от расы, религиозной и национальной принадлежности, пола, языка и политических взглядов – один из главных принципов в реализации мер по ликвидации юридической безграмотности.
Кому не лень, прочитайте несколько нормативных актов, а еще лучше распечатайте их и носите с собой на флеш-мобы и митинги. Даны только некоторые тезисы, которые могут иметь непосредственное отношение к участникам митинга.
КОНСТИТУЦИЯ РФ - основной закон государства. Она имеет преимущество перед федеральными законами и подзаконными актами. Если положения таких законов и актов противоречат Конституции, применяются положения Конституции.
Статья 22 пункт 1 Конституции РФ: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 29: каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Статья 31: Граждане РФ имеют право собираться мирнор, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. (Кстати в Конституции ничего не сказано, что граждане имеют право на все это собираться только при условии разрешения собрания властями).
Статья 46: решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц иогут быть обжалованы в суд.
Статья 51: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (можете вообще отказаться отвечать на вопросы, ссылаясь на статью 51, правда тогда может возникнуть подозрение, что что-то скрываешь).
Статья 52: права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53: каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. (Можно подать в суд о признании незаконным доставления в отделение милиции и потребовать возмещение морального вреда. Сумма может быть чисто символической, например 100 рублей. Главное - создать прецедент и пригласить на судебный процесс прессу).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ
Глава 2. Принцип деятельности полиции.
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Статья 6. Законность
- Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
- Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
- Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Статья 7. Беспристрастность
- Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. (Вот если бы какой-нибудь флэш-моб организовали нашисты, молодая гвардия или сами едросы, много бы было задержаний?)
- Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. (Ха-ха-ха! У нас полиция служит только одной партии и связана ее решениями и повязана с ней).
- Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.
Статья 13. Права полиции
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.
Сегодня задавал вопросы по поводу отказа от Дактилоскопии и фотографирования:
Отзыв бывалого (с последнего митинга):
Отказ делается следующим образом: я обратилися к начальнику отделения и попросил человека, который примет отказ от отпечатков в письменном виде на имя начальника отделения, в отказе еще указывал что отказываюсь и от фотографирования.
НА это имею права, т.к. нас задержали не за ограбление или убийство, нам не инкриминируют никакого преступления, значит и отпечатки брать не имеют права.
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Статья 14. Задержание
Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Полиция имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
4) лиц, находящихся в розыске;
5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (т.е. назвать должность,фамилию, показать удостоверение, объяснить причины задержания и т.д.), а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.
Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Для начала поделимся мнением: наверное, ликбез нужен был молодой советской власти для более эффективной пропаганды и управления сознанием масс.
Время показало: эксперимент во многом трагический. Население деревень хлынуло в город, разные культуры перемешались. В первую очередь пострадала городская культура, её уровень резко упал. Уникальная крестьянская культура с её глубокой духовной основой, с многовековым опытом православной веры тоже многое потеряла.
Вспоминается Булгаков и его бессмертный персонаж Шариков: из доброго хорошего пса он превратился в злобного безнравственного пролетария, причём без его ведома и согласия…
Правда, писатель вернул всё на круги своя, а вот в реальности ход истории нельзя было изменить. Но и это только одно из мнений… Дискуссия историков, социологов и специалистов от образования на эту тему продолжается.
Кампания была провалена
Игорь Корпусов, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института:
Цель этого декрета – предоставить всем возможность участвовать в политической жизни страны. То есть вовсе не образовательная. В дореволюционной России ситуация с образованием имела существенные недостатки. Но это образование было добровольным.
Вот это, мне кажется, тоже очень важно зафиксировать. И дореволюционные образовательные программы строились, в основном, на принципах доступности образования.
Для этого Министерство просвещения проводило две вещи. Во-первых, бесплатное начальное образование. Решение о нем было принято ещё в 1908 году. Была такая программа: любой потенциальный ученик должен жить не дальше, чем в трёх верстах от школы. А потом люди решали сами – продолжать обучение или нет. Был вопрос мотивации.
Есть сведения, что очень многие возвращались на ликпункты. Почему? Я думаю, потому, что их обучали, а потом они нигде не применяли эти навыки. Они им были не нужны.
То есть крестьяне становились объектом некоторого воздействия, а потом уходили в свою привычную жизнь, и всё, грамота забывалась. Не было мотивации, а мотивации не было, потому что заставляли.
Несколько слов по поводу фактов и цифр. Первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала, что в стране грамотными являются 31,6% взрослого населения. После этого были предприняты важные действия в этом направлении.
Например, количество начальных школ в Российской империи с 1897 года по 1917 год выросло приблизительно в 10 раз. Количество профессиональных училищ – в 15 раз. Количество студентов – в 11 раз. Но вот процентные показатели при этом увеличивались незначительно.
Российское общество проходило этап демографического развития, именуемый демографическим взрывом. Население росло очень быстро. Это создавало существенные трудности. Однако неграмотность была поколенческой проблемой.
Например, по Тверской области на 1915 год 88% призывников, молодые люди 18–20 лет были грамотными. В старших возрастах, да, процент неграмотности был достаточно высок.
В.И. Ленин говорил, что полной ликвидации безграмотности нужно достичь к 10-летию революции в 1927 году. Однако перепись 1926 года показала, что в России грамотными являются чуть более 50% населения.
Советская Россия занимала 19‑е место в Европе, уступая Португалии и Турции. Перепись 1937 года показывает, что 26% не умели читать и писать.
Известно, что стало с этой переписью. Её организаторы были расстреляны, перепись объявили вредительской. И во время переписи 1939 года учли всех, кто умел даже только расписываться, получив цифру в почти 90% грамотных.
Но в начале 1958 года выходит секретное совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которое касается, кстати, не окраин, а РСФСР – о ликвидации неграмотности. То есть в 1958 году партия и правительство ставили подобную задачу.
И вот, например, перепись 1959 года показывает, что на территории РСФСР 7,5 миллионов неграмотных, а 23 миллиона человек не имеют начального образования. И надо сказать, что именно в тех возрастах, в которых неграмотность и должна была быть ликвидирована в 1920–30‑е годы, фиксируется достаточно высокий процент неграмотных.
То есть кампания не затронула или не была достаточно эффективной для значительного числа граждан.
Следующие переписи были в 1970 и 1979 годах, и вопрос об образовании в них не ставился, хотя неграмотные были. Это известно из более поздних переписей, например 2002 и 2010 годов, которые фиксируют неграмотность. Они фиксируют её в тех возрастах, в которых должны были вот эти советские переписи их зафиксировать.
Но статистика их старалась не учитывать. И даже 1989 году из населения старше 15 лет 7,3 миллиона человек в РСФСР не имели начального образования, это приблизительно 5% населения. В итоге, по моему мнению, кампания не решила первоначальных задач в количественном отношении.
Качественный вопрос ещё более сложен. Мне хочется спросить, что лучше: вообще неграмотный человек, живущий некой естественной жизнью, или человек, который приучен мыслить на уровне лозунгов? Является ли вообще второе грамотностью в более глубинном понимании?
Понятно, что на местах всегда были положительные примеры. Но в целом не нанесла ли кампания вреда этому естественному человеку? С одной стороны, редуцированным подходом к обучению, когда человеку кажется, что он вроде грамотен, а на самом деле – нет. А с другой, убийством мотивации.
В дореволюционной России заработная плата рабочего и приват-доцента различалась где-то в 15 раз в пользу приват-доцента. То есть быть очень образованным было, кроме того, ещё и выгодно. А вот советская система зачастую людей интеллектуального труда и людей физического труда практически уравнивала.
Трагедия образованного человека
– Образование, первоначальные навыки грамотности для государства – это инструмент для достижения собственных целей с использованием определённого человеческого ресурса.
В XX веке абсолютно все страны стояли перед проблемой смены экономической формации, перехода от аграрного общества к индустриальному.
Образование было необходимо просто по объективным причинам. Рабочему нужно было хотя бы прочитать инструкцию к станку, чтобы за ним работать.
Крестьянин, чтобы пересесть с лошади на трактор, должен был разбирать всякие технические надписи. Вопрос в другом: какая мировоззренческая перспектива открывалась перед человеком, получающим даже самое элементарное образование.
Да, в XX веке все должны уметь читать. Но зачем гражданину конкретного государства это умение? Что он будет читать? Советская власть, естественно, выращивала не абстрактного грамотного человека, абстрактного рабочего, абстрактного специалиста. Она выращивала носителя определённой идеологии.
Это должен был быть пролетарий, который осознает свои классовые интересы, который объединяется с другими пролетариями, чтобы создать государство-фабрику, чтобы построить новое общество, где совершенно по-иному распределяются материальные блага, где формируются совершенно иные отношения между людьми, между человеком и природой.
Для такого человека или уходят на второй план, или становятся каким-то пережитком, чем-то неважным религиозные идеалы, национальные идеалы и семейные ценности, которые, как известно, в 1920‑х годах были поставлены под сомнение в Советском Союзе.
Не случайно в том же декрете церкви упоминаются в том контексте, что их помещения можно изымать для организации пунктов по ликвидации безграмотности.
До революции существовала параллельная система земских и церковно-приходских школ, и их суммарное количество (Временное правительство ввело церковно-приходские школы в государственную систему) к 1919 году было таково, что новые советские школы достигли этого показателя только к 1927 году.
Большевики строили новую систему, новую образовательную инфраструктуру, но при этом ликвидировали систему церковно-приходских школ по причине её очевидной идеологической несовместимости с новым государством и его идеологией.
На плакатах 1920‑х годов поп – мракобес, противостоящий ликвидаторам. Дело, однако, в том, что не мракобесие противостояло просвещению, а две интерпретации идей просвещения: радикально атеистическая и антинациональная противостояла религиозной и опирающейся на национальные ценности.
Очень важно понимать, что большевики себя воспринимали как последователи, продолжатели дела эпохи Просвещения.
Некрасова (кстати, любимого поэта Ильи Ульянова) насаждали, как картошку, и Пушкина насаждали, как картошку, и Достоевского в 1930‑е годы издавали огромными тиражами.
В известном ленинском плане монументальной пропаганды присутствуют русские писатели, учёные, композиторы, преподобный Андрей Рублёв.
Естественно, этот процесс был противоречивым.
Человеку давали инструмент. Но к чему он в мировоззренческом плане выходил, что ему предлагалось по получении этой достаточно объёмной информации?
Он выходил к тому мировоззрению, где в основе всего лежит материя, где все духовные, интеллектуальные процессы, все достижения культуры объясняются экономикой, где отрицается религия, где нельзя смотреть выше носа, поднимать голову.
Советское поле экспериментов
Александр Буров, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии:
Процесс, как тут уже было сказано, имел вполне конкретную политическую цель: читать декреты новой власти. Да, безграмотный человек по-своему тоже подвержен влиянию.
Плакат, картинка имели огромное, необычайное влияние на человека XIX века – с нашей точки зрения, безграмотного. Однако на грамотного человека имеет совершенно сокрушительное влияние даже относительно небольшой текст.
Я не так давно говорил со своим сыном, который учится в Германии. Германия, по сравнению с нами – это достаточно отсталая страна. Там не расплачиваются карточками, немцы этого не очень любят, расплачиваются наличными. Потому что в Германии не очень принято экспериментировать над собственным населением.
Только в России возможны такие смелые масштабные эксперименты над большим количеством населения.
И это, с одной стороны, действительно очень впечатляюще – когда ты читаешь об этом на страницах учебника.
Другое дело, когда ты себя представляешь на месте тех людей, над которыми эти эксперименты производят.
Вспоминается эксперимент, который проводил Э.В. Ильенков, известный философ-марксист, со слепоглухонемыми, которых он учил читать повести Л.И. Брежнева. Это, пожалуй, были единственные люди, которые данные книги читали.
Очень похоже на кампанию по ликбезу. Учили читать манифесты советской власти, воспринимать большевистскую пропаганду, направленную на уничтожение любой культуры – и русской, в частности, на уничтожение национальной традиции.
Глядя на цифры, приведённые Игорем Михайловичем, можно говорить о том, что это же количество людей могло получить законченное реальное, не направленное на чтение коммунистических брошюр образование, в естественных условиях, без всяких срывов и бессмысленных самопожертвований…
Читайте также:
- Как осуществляется взаимосвязь гражданского общества и правового государства
- Как поставить штамп о прописке в новом паспорте в другом городе
- Положена ли инвалидность при вич и гепатит с
- Что не является признаком коррупции в государственном управлении
- Является ли предоставление информации в росфинмониторинг нарушением банковской или иной тайны