Как ликвидировать правовую безграмотность

Обновлено: 30.06.2024

Крестьянская страна

По словам заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина, в конце XIX — начале XX века читать и писать умели около четверти жителей Российской империи.

10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный.

В свою очередь, замдиректора городского методического центра Департамента образования Москвы Андрей Лукутин отметил, что относительно невысокий уровень грамотности в Российской империи конца XIX столетия был обусловлен объективными историческими обстоятельствами.

После революции 1917 года большевики рассматривали борьбу за всеобщую грамотность как одну из предпосылок для коренных социальных преобразований в России. Проводниками этой идеи стали народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский и руководитель внешкольного отдела Наркомпроса, жена Владимира Ленина Надежда Крупская.

Луначарский говорил о необходимости организации сети школ, внедрения всеобщего бесплатного образования и поощрения всестороннего развития человека. Осенью 1917-го нарком просвещения подготовил несколько обращений к учителям и молодёжи с призывом помочь Советам.

Однако на фоне проблем, связанных с формированием органов власти, переговоров с Германией и Гражданской войны процесс распространения грамотности не мог идти так быстро, как того хотелось большевикам.

Работа по ликвидации безграмотности должна была также проводиться в Красной армии при участии политотделов.

Ровно 100 лет назад был официально утверждён текст первой советской присяги для бойцов Красной армии. Этот шаг заложил основы.

Органам местной власти давалось всего два месяца на подготовку планов ликвидации безграмотности. Потенциальные учителя были практически приравнены к мобилизованным военным.

Для обучающихся грамоте время работы сокращалось на два часа с сохранением оплаты труда. Впрочем, мотивация для потенциальных педагогов и учащихся была не только позитивной.

Двигатель мирового созидания

По словам историков, сотрудникам Наркомпроса первоначально не хватало самого необходимого: учебных пособий, письменных принадлежностей, оборудования. Кроме того, обучение миллионов людей чтению, письму и счёту требовало разветвлённой структуры специализированных учреждений.

19 июля 1920 года вышел новый декрет Совнаркома — о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез). А 12 ноября того же года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был учреждён Главный политико-просветительный комитет, которому была переподчинена комиссия по ликбезу. Председателем комитета стала Надежда Крупская. В её ведение передали организацию курсов ликбеза, подготовку учителей и издание учебной литературы. Содействие комиссии и комитету осуществляли советские писатели и поэты, помогавшие с подготовкой учебных пособий.

В каждом населённом пункте, в котором проживали свыше 15 человек, не умеющих читать и писать, создавалась школа, известная также как пункт ликвидации безграмотности. Сначала тех, кто посещал ликпункты, обучали преимущественно основам чтения, счёта и письма. Позже программа была расширена — в неё включили, в частности, изучение дробей, процентов и диаграмм, а также вопросы строительства советского государства.

90 лет назад в Советском Союзе была принята резолюция о пятилетнем планировании развития народного хозяйства, которая создала основу.

В 1920—1924 годах были выпущены два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. Вскоре появились Рабоче-крестьянский букварь для взрослых В. Смушкова и Букварь для рабочих Е. Голанта. Учебная литература издавалась на языках примерно 40 национальностей, проживавших в Советской России (а позже в СССР).

С 1917 по 1927 год органы Наркомпроса и общественные организации обучили грамоте около 10 млн граждан Советского Союза (из них 5,5 млн — в РСФСР). При этом Крупская призывала отказаться от принуждения в вопросах образования и опираться на помощь общественности. В 1928 году был развёрнут культпоход по ликвидации безграмотности.

Важной формой просвещения населения стали избы-читальни, при которых действовали библиотеки и кружки. В 1940-е годы их количество в СССР достигало примерно 48 тыс. В послевоенный период их постепенно вытеснили клубы и дома культуры.

По словам Андрея Кошкина, к 1936 году в СССР были обучены грамоте уже около 40 млн человек, а в 1939 году уровень грамотности в стране приблизился к 90%.


Основная часть населения России не задумывается о своих правах и свободах, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, в каких документах прописаны их обязанности и какое вообще значение имеют законы. Юридическая грамотность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Если человек не знает о своих правах, можно с уверенностью говорить, что у него их нет. В случае необходимости он не сможет применить свое право просто потому, что не знает о его существовании. Именно поэтому вопросы повышения юридической и экономической грамотности учащихся в школах и студентов в вузах актуальны как никогда. Однако этот вопрос касается и взрослых.

Почему человек должен быть юридически грамотным?

Каждый человек должен знать о своих правах для того, чтобы точно понимать, на что он может рассчитывать в определенной ситуации. Имея невысокий уровень юридической грамотности, гражданин не в состоянии углубиться в содержание законов, а потому остается неосведомленным о своих правах и обязанностях. При возникновении сложных жизненных обстоятельств многие россияне находятся в тупике.

Стоит заметить, что за всю историю существования Российской Империи, Советского Союза и современной России изучению основам права и повышению уровня юридической грамотности населения отводилось недостаточное внимание. Первостепенное значение имели патриархальные обычаи, их неукоснительное соблюдение. В различные периоды развития и становления Руси население доверяло свою судьбу царю, не задумываясь о ценности собственной жизни и интересов. Причиной этого явления является критично низкий уровень гражданского правосознания. Издавна в российском обществе власть игнорировала необходимость соблюдения прав человека, что оставило глубокий след на сознании современных граждан.

В общем можно сказать, что россияне не знают законов, не желают и не стремятся их придерживаться. Несоблюдение прав и свобод человека и гражданина со временем приводят к укоренению неправильных представлений о юридической ответственности и нарушениях законодательства. Для повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан требуется ряд мероприятий по правовому образованию. Повышение юридической грамотности граждан должно стать одним из приоритетных направлений в работе государственных органов.

повышение юридической и экономической грамотности учащихся широкое

Как развивалось правовое сознание человека?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истории. Например, на Востоке в древние времена ни о каком правосознании общества не могло идти и речи. В основе государственного устройства лежало разделение социума на рабов и богачей. Причем рабу не обеспечивалось даже элементарного права на жизнь.

Сегодня жизнь человека является важнейшей ценностью для государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Современное законодательство определяет невозможность произвольного лишения жизни другого человека. Для сравнения следует обратить внимание на свод законов XII таблиц в Древнем Риме.

Если рукой или палкой переломить кость свободному человеку, пусть заплатит 300 ассов, если рабу - 150 ассов. Если совершивший кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.

Исходя из данного примера, легко заметить, как изменилось отношение к ценности человеческой жизни и правам граждан. Повышение юридической и экономической грамотности – единственный способ защитить себя от произвола. Однако насильно заставить людей повышать уровень своего правосознания невозможно. К тому же начинать нужно с развития правовой культуры в целом.

Основные проблемы в данной сфере

Низкий уровень современного правосознания прямо пропорционален уровню юридической культуры, для повышения которой применяются различные инструменты правовой пропаганды в средствах массовой информации, обеспечивается доступ к законодательству, разрабатываются и внедряются действенные формы вовлечения граждан не только в правоприменительную деятельность, но и для решения правоохранительных, правотворческих задач.

юридическая грамотность салават

Главным элементом в процессе становления правового государства является всесторонне развитое и образованное население. При этом в первую очередь в основе юридической грамотности россиян должно лежать восполнение пробелов в правовой культуре. Ведь правовая безграмотность людей, проживающих на территории нашей страны, коллизии в законах и подзаконных актах, их несоответствие реальным потребностям и интересам общества – следствие правового нигилизма и пренебрежения моральными принципами.

Что же в действительности мешает развитию правовой культуры в современном социуме? К перечню актуальных проблем стоит отнести:

  • падение уровня нравственности преимущественной части населения;
  • расслоение общества по уровню финансово-материального благополучия;
  • рост конкуренции и ужесточение потребительских требований;
  • отсутствие достоверных и доступных источников юридических знаний;
  • несоответствие имеющейся законодательной базы условиям реальной жизни населения.

Для устранения данных проблем требуется радикальное изменение политического курса государства и заинтересованность власти в повышении юридической грамотности. В Салавате (Республика Башкортостан), например, создано общественное движение по повышению уровня правовой культуры общества в различных сферах жизнедеятельности государства. Поставленные задачи здесь решают путем демонстрации фильмов, пробуждающих правосознание, пропаганды правовой грамотности через СМИ, Интернет, художественную литературу.

экономическая и юридическая грамотность

Значение права и законов в общественной жизни

Повышение юридической и экономической грамотности учащихся в общеобразовательных и высших учебных заведениях – это ключевое условие для достижения поставленной цели. Становление правовой культуры, где главной ценностью являются законы, должно протекать параллельно с научно-техническим, социальным развитием современного общества. На основании законов издаются нормативно-правовые акты, появляются новые, ранее не известные правовые институты, что свидетельствует об укреплении правосознания. Законы позволяют устанавливать модель образцового поведения в обществе, правоотношений, соответствующих стандартам международного права, формируются органы государственной власти, несущие правовую культуру в массы.

Нельзя не вспомнить о таком аспекте как поддержание общественного правопорядка в стране. Например, недавние социологические исследования показали удручающие результаты. Как оказалось, только треть представителей современной молодежи готовы оказывать помощь правоохранительным органам. Большая часть трудоспособного населения считает, что система правоохранительных органов в России не способна защищать интересы граждан.

Преступность как следствие юридической безграмотности

По некоторым данным, за последние несколько лет наблюдается всплеск числа правонарушений различной степени тяжести. Если в советские времена, например, на каждые 100 тыс. человек приходилось четыре умышленных убийства, то сегодня от преступных действий погибает в 2-3 раза больше людей. На данный момент государство предпринимает множество попыток искоренения криминального мировоззрения россиян, но пока в стране наблюдается вялотекущий процесс борьбы с преступностью, которая корнями уходит в проблему низкой юридической грамотности.

повышение юридической грамотности салават

Как бороться с правовой необразованностью граждан?

Повышение уровня юридической грамотности в Салавате и других российских городах – это одно из доказательств того, что современное российское общество давно осознало необходимость в изменении модели правосознания и правовой культуры. При этом главным инструментом здесь является правовое воспитание как комплексное влияние на мировоззрение и поведение в обществе.

Сегодня используется немало механизмов, направленных на повышение юридической грамотности населения. Например, адвокаты, юристы, представители органов власти регулярно консультируют граждан, занимаются просвещением населения об их правах и обязанностях через средства массовой информации, лекции в школах и вузах. С целью повышения юридической и экономической грамотности учащихся широкое распространение получила практика организации юрклиник при вузах, общественных организациях.

Правосознание и правовое образование – это неотъемлемый показатель воспитания и общекультурных ценностей гражданина. В процессе формирования правильной модели правовой культуры каждого гражданина оказывает влияние:

  • распространенность и доступность для восприятия и использования юридической информации;
  • качество воспитания и обучения в школе, которое в идеале должно развивать основы правосознания у учащихся;
  • законопослушное поведение родителей;
  • морально-психологический климат в семье.

Юридическая грамотность – это гарантия того, что правоприменительные действия не станут препятствием на пути к достижению личных целей, а наоборот, будут способствовать решению ряда задач и проблем.

повышение юридической и экономической грамотности учащихся

Основы политики РФ в сфере правового обучения населения

Несколько лет назад Президент России озвучил новый курс для страны на преодоление юридической безграмотности граждан, определив главные принципы и направления в решении данного вопроса. Суть мер, направленных на формирование достойного уровня юридической культуры населения, заключалась в том, чтобы привить гражданам, начиная с детского возраста, уважение к закону и правопорядку. Добросовестность должна стать первостепенной особенностью правильного социального поведения. В целом нормативный акт называет главным фактором, препятствующим развитию России как современного цивилизованного государства, правовой нигилизм в обществе и призывает противостоять ему.

Еще одной причиной низкого уровня юридической и экономической грамотности является декларативный характер законов России. И хотя на бумаге органы власти регулярно отчитываются о проведении мероприятий, направленных на повышение образованности населения в правовых вопросах, на самом деле никаких реальных и эффективных действий предпринято не было. Все дело в том, что государственная власть не имеет заинтересованности в обучении людей. Намного легче управлять народом, который не желает думать и отвечать сам за себя. Говоря простыми словами, проще управлять юридически безграмотными людьми.

К тому же само общество пока не готово принимать правовую информацию в таком виде, в котором она существует на бумаге. Виной всему множество социальных неурядиц, нуждающихся в принятии незамедлительного решения. К наиболее острым и наболевшим проблемам относится выраженное расслоение населения, безработица, теневая экономика, изоляция России в международном сообществе.

Не утешает и отсутствие надежды на молодое поколение, поскольку отечественная система образования не предусматривает правового обучения. Школьники на уроках правоведения получают скудный объем знаний, которого недостаточно для оттачивания навыков защиты даже базовых прав и свобод. Таким образом, система образования дает детям знания, но как применять их на практике не учит.

повышение юридической грамотности

Стоит ли вообще получать правовое образование

Так зачем тогда человеку тратить 5-6 лет жизни на получение образования, которое не сделает его юридически грамотным? Получается, что идея отдавать свое время и деньги институту в обмен на документ об образовании изначально лишена смысла, ведь можно на зубок выучить законодательство, но при этом не уметь применять его нормы на практике. Сегодня в свободном доступе можно найти массу полезной и бесплатной юридической информации, которая каждому пригодится в самообучении.

Роль правовой грамотности в бизнесе

Неосведомленность предпринимателей в подобных вопросах – это серьезный ущерб развивающемуся бизнесу. Даже при наличии в штате опытного юриста или адвоката, финансовых возможностях для обращения в специализированные центры юридической грамотности, нет никаких гарантий, что дела пойдут вверх. Если предприниматель не ведет личную статистику бизнес-проектов и не способен анализировать свои ошибки правового характера:

  • штрафы и санкции;
  • финансовые неустойки при трудовых и коммерческих спорах;
  • необоснованные задолженности;
  • бессмысленные и затратные судебные тяжбы.

Юрисконсульт или адвокат не способен думать, как бизнесмен, поэтому рассчитывать на его помощь в расчете бизнес-схем неразумно. Предприниматель должен надеяться только на свои силы и на уровень своей личной правовой образованности.

повышение юридической и экономической грамотности

Заключение

В современных реалиях повышение уровня правовой грамотности должно стать основным фактором становления личности, формирования устойчивых позиций общества и демократической современной России. Граждане РФ должны жить в комфортных социально-правовых условиях друг с другом и поддерживать стремление государства к сокращению уровня правовой безграмотности, оказывать содействие органам государственной власти в решении важнейших задач, пропагандировать и разъяснять необходимость соблюдения обязанностей и правил общежития на территории России. Уважение прав и законных интересов других лиц, вне зависимости от расы, религиозной и национальной принадлежности, пола, языка и политических взглядов – один из главных принципов в реализации мер по ликвидации юридической безграмотности.

Елена Валевская

Кому не лень, прочитайте несколько нормативных актов, а еще лучше распечатайте их и носите с собой на флеш-мобы и митинги. Даны только некоторые тезисы, которые могут иметь непосредственное отношение к участникам митинга.

КОНСТИТУЦИЯ РФ - основной закон государства. Она имеет преимущество перед федеральными законами и подзаконными актами. Если положения таких законов и актов противоречат Конституции, применяются положения Конституции.

Статья 22 пункт 1 Конституции РФ: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 29: каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Статья 31: Граждане РФ имеют право собираться мирнор, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. (Кстати в Конституции ничего не сказано, что граждане имеют право на все это собираться только при условии разрешения собрания властями).

Статья 46: решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц иогут быть обжалованы в суд.

Статья 51: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (можете вообще отказаться отвечать на вопросы, ссылаясь на статью 51, правда тогда может возникнуть подозрение, что что-то скрываешь).

Статья 52: права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53: каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. (Можно подать в суд о признании незаконным доставления в отделение милиции и потребовать возмещение морального вреда. Сумма может быть чисто символической, например 100 рублей. Главное - создать прецедент и пригласить на судебный процесс прессу).

DELETED

Елена Валевская

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОЛИЦИИ

Глава 2. Принцип деятельности полиции.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Статья 6. Законность

- Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
- Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
- Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Статья 7. Беспристрастность

- Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. (Вот если бы какой-нибудь флэш-моб организовали нашисты, молодая гвардия или сами едросы, много бы было задержаний?)

- Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. (Ха-ха-ха! У нас полиция служит только одной партии и связана ее решениями и повязана с ней).

- Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Статья 13. Права полиции

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.

Кирилл Ул

Сегодня задавал вопросы по поводу отказа от Дактилоскопии и фотографирования:
Отзыв бывалого (с последнего митинга):

Отказ делается следующим образом: я обратилися к начальнику отделения и попросил человека, который примет отказ от отпечатков в письменном виде на имя начальника отделения, в отказе еще указывал что отказываюсь и от фотографирования.
НА это имею права, т.к. нас задержали не за ограбление или убийство, нам не инкриминируют никакого преступления, значит и отпечатки брать не имеют права.

Елена Валевская

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Статья 14. Задержание
Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Полиция имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
4) лиц, находящихся в розыске;
5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях;
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона (т.е. назвать должность,фамилию, показать удостоверение, объяснить причины задержания и т.д.), а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Для начала поде­лимся мне­нием: навер­ное, лик­без нужен был моло­дой совет­ской вла­сти для более эффек­тив­ной про­па­ганды и управ­ле­ния созна­нием масс.

s1200 - Неграмотная ликвидация

Время пока­зало: экс­пе­ри­мент во мно­гом тра­ги­че­ский. Насе­ле­ние дере­вень хлы­нуло в город, раз­ные куль­туры пере­ме­ша­лись. В первую оче­редь постра­дала город­ская куль­тура, её уро­вень резко упал. Уни­каль­ная кре­стьян­ская куль­тура с её глу­бо­кой духов­ной осно­вой, с мно­го­ве­ко­вым опы­том пра­во­слав­ной веры тоже мно­гое потеряла.

Вспо­ми­на­ется Бул­га­ков и его бес­смерт­ный пер­со­наж Шари­ков: из доб­рого хоро­шего пса он пре­вра­тился в злоб­ного без­нрав­ствен­ного про­ле­та­рия, при­чём без его ведома и согласия…

Правда, писа­тель вер­нул всё на круги своя, а вот в реаль­но­сти ход исто­рии нельзя было изме­нить. Но и это только одно из мне­ний… Дис­кус­сия исто­ри­ков, социо­ло­гов и спе­ци­а­ли­стов от обра­зо­ва­ния на эту тему продолжается.

Кампания была провалена

Игорь Кор­пу­сов, стар­ший пре­по­да­ва­тель Свято-Фила­ре­тов­ского пра­во­славно-хри­сти­ан­ского института:

Цель этого декрета – предо­ста­вить всем воз­мож­ность участ­во­вать в поли­ти­че­ской жизни страны. То есть вовсе не обра­зо­ва­тель­ная. В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии ситу­а­ция с обра­зо­ва­нием имела суще­ствен­ные недо­статки. Но это обра­зо­ва­ние было добровольным.

Вот это, мне кажется, тоже очень важно зафик­си­ро­вать. И доре­во­лю­ци­он­ные обра­зо­ва­тель­ные про­граммы стро­и­лись, в основ­ном, на прин­ци­пах доступ­но­сти образования.

Для этого Мини­стер­ство про­све­ще­ния про­во­дило две вещи. Во-пер­вых, бес­плат­ное началь­ное обра­зо­ва­ние. Реше­ние о нем было при­нято ещё в 1908 году. Была такая про­грамма: любой потен­ци­аль­ный уче­ник дол­жен жить не дальше, чем в трёх вер­стах от школы. А потом люди решали сами – про­дол­жать обу­че­ние или нет. Был вопрос мотивации.

Есть све­де­ния, что очень мно­гие воз­вра­ща­лись на лик­пункты. Почему? Я думаю, потому, что их обу­чали, а потом они нигде не при­ме­няли эти навыки. Они им были не нужны.

То есть кре­стьяне ста­но­ви­лись объ­ек­том неко­то­рого воз­дей­ствия, а потом ухо­дили в свою при­выч­ную жизнь, и всё, гра­мота забы­ва­лась. Не было моти­ва­ции, а моти­ва­ции не было, потому что заставляли.

230323 original - Неграмотная ликвидация

Несколько слов по поводу фак­тов и цифр. Пер­вая все­рос­сий­ская пере­пись 1897 года зафик­си­ро­вала, что в стране гра­мот­ными явля­ются 31,6% взрос­лого насе­ле­ния. После этого были пред­при­няты важ­ные дей­ствия в этом направлении.

Напри­мер, коли­че­ство началь­ных школ в Рос­сий­ской импе­рии с 1897 года по 1917 год выросло при­бли­зи­тельно в 10 раз. Коли­че­ство про­фес­си­о­наль­ных учи­лищ – в 15 раз. Коли­че­ство сту­ден­тов – в 11 раз. Но вот про­цент­ные пока­за­тели при этом уве­ли­чи­ва­лись незначительно.

Рос­сий­ское обще­ство про­хо­дило этап демо­гра­фи­че­ского раз­ви­тия, име­ну­е­мый демо­гра­фи­че­ским взры­вом. Насе­ле­ние росло очень быстро. Это созда­вало суще­ствен­ные труд­но­сти. Однако негра­мот­ность была поко­лен­че­ской проблемой.

Напри­мер, по Твер­ской обла­сти на 1915 год 88% при­зыв­ни­ков, моло­дые люди 18–20 лет были гра­мот­ными. В стар­ших воз­рас­тах, да, про­цент негра­мот­но­сти был доста­точно высок.

В.И. Ленин гово­рил, что пол­ной лик­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти нужно достичь к 10-летию рево­лю­ции в 1927 году. Однако пере­пись 1926 года пока­зала, что в Рос­сии гра­мот­ными явля­ются чуть более 50% населения.

Совет­ская Рос­сия зани­мала 19‑е место в Европе, усту­пая Пор­ту­га­лии и Тур­ции. Пере­пись 1937 года пока­зы­вает, что 26% не умели читать и писать.

Известно, что стало с этой пере­пи­сью. Её орга­ни­за­торы были рас­стре­ляны, пере­пись объ­явили вре­ди­тель­ской. И во время пере­писи 1939 года учли всех, кто умел даже только рас­пи­сы­ваться, полу­чив цифру в почти 90% грамотных.

Но в начале 1958 года выхо­дит сек­рет­ное сов­мест­ное поста­нов­ле­ние ЦК КПСС и Совета мини­стров СССР, кото­рое каса­ется, кстати, не окраин, а РСФСР – о лик­ви­да­ции негра­мот­но­сти. То есть в 1958 году пар­тия и пра­ви­тель­ство ста­вили подоб­ную задачу.

И вот, напри­мер, пере­пись 1959 года пока­зы­вает, что на тер­ри­то­рии РСФСР 7,5 мил­ли­о­нов негра­мот­ных, а 23 мил­ли­она чело­век не имеют началь­ного обра­зо­ва­ния. И надо ска­зать, что именно в тех воз­рас­тах, в кото­рых негра­мот­ность и должна была быть лик­ви­ди­ро­вана в 1920–30‑е годы, фик­си­ру­ется доста­точно высо­кий про­цент неграмотных.

То есть кам­па­ния не затро­нула или не была доста­точно эффек­тив­ной для зна­чи­тель­ного числа граждан.

rota v shkolu 1923 neizvestniy - Неграмотная ликвидация

Сле­ду­ю­щие пере­писи были в 1970 и 1979 годах, и вопрос об обра­зо­ва­нии в них не ста­вился, хотя негра­мот­ные были. Это известно из более позд­них пере­пи­сей, напри­мер 2002 и 2010 годов, кото­рые фик­си­руют негра­мот­ность. Они фик­си­руют её в тех воз­рас­тах, в кото­рых должны были вот эти совет­ские пере­писи их зафиксировать.

Но ста­ти­стика их ста­ра­лась не учи­ты­вать. И даже 1989 году из насе­ле­ния старше 15 лет 7,3 мил­ли­она чело­век в РСФСР не имели началь­ного обра­зо­ва­ния, это при­бли­зи­тельно 5% насе­ле­ния. В итоге, по моему мне­нию, кам­па­ния не решила пер­во­на­чаль­ных задач в коли­че­ствен­ном отношении.

Каче­ствен­ный вопрос ещё более сло­жен. Мне хочется спро­сить, что лучше: вообще негра­мот­ный чело­век, живу­щий некой есте­ствен­ной жиз­нью, или чело­век, кото­рый при­учен мыс­лить на уровне лозун­гов? Явля­ется ли вообще вто­рое гра­мот­но­стью в более глу­бин­ном понимании?

Понятно, что на местах все­гда были поло­жи­тель­ные при­меры. Но в целом не нанесла ли кам­па­ния вреда этому есте­ствен­ному чело­веку? С одной сто­роны, реду­ци­ро­ван­ным под­хо­дом к обу­че­нию, когда чело­веку кажется, что он вроде гра­мо­тен, а на самом деле – нет. А с дру­гой, убий­ством мотивации.

В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии зара­бот­ная плата рабо­чего и при­ват-доцента раз­ли­ча­лась где-то в 15 раз в пользу при­ват-доцента. То есть быть очень обра­зо­ван­ным было, кроме того, ещё и выгодно. А вот совет­ская система зача­стую людей интел­лек­ту­аль­ного труда и людей физи­че­ского труда прак­ти­че­ски уравнивала.

Трагедия образованного человека

– Обра­зо­ва­ние, пер­во­на­чаль­ные навыки гра­мот­но­сти для госу­дар­ства – это инстру­мент для дости­же­ния соб­ствен­ных целей с исполь­зо­ва­нием опре­де­лён­ного чело­ве­че­ского ресурса.

В XX веке абсо­лютно все страны сто­яли перед про­бле­мой смены эко­но­ми­че­ской фор­ма­ции, пере­хода от аграр­ного обще­ства к индустриальному.

Обра­зо­ва­ние было необ­хо­димо про­сто по объ­ек­тив­ным при­чи­нам. Рабо­чему нужно было хотя бы про­чи­тать инструк­цию к станку, чтобы за ним работать.

Кре­стья­нин, чтобы пере­сесть с лошади на трак­тор, дол­жен был раз­би­рать вся­кие тех­ни­че­ские над­писи. Вопрос в дру­гом: какая миро­воз­зрен­че­ская пер­спек­тива откры­ва­лась перед чело­ве­ком, полу­ча­ю­щим даже самое эле­мен­тар­ное образование.

Да, в XX веке все должны уметь читать. Но зачем граж­да­нину кон­крет­ного госу­дар­ства это уме­ние? Что он будет читать? Совет­ская власть, есте­ственно, выра­щи­вала не абстракт­ного гра­мот­ного чело­века, абстракт­ного рабо­чего, абстракт­ного спе­ци­а­ли­ста. Она выра­щи­вала носи­теля опре­де­лён­ной идео­ло­гии.

Это дол­жен был быть про­ле­та­рий, кото­рый осо­знает свои клас­со­вые инте­ресы, кото­рый объ­еди­ня­ется с дру­гими про­ле­та­ри­ями, чтобы создать госу­дар­ство-фаб­рику, чтобы постро­ить новое обще­ство, где совер­шенно по-иному рас­пре­де­ля­ются мате­ри­аль­ные блага, где фор­ми­ру­ются совер­шенно иные отно­ше­ния между людьми, между чело­ве­ком и природой.

Для такого чело­века или ухо­дят на вто­рой план, или ста­но­вятся каким-то пере­жит­ком, чем-то неваж­ным рели­ги­оз­ные иде­алы, наци­о­наль­ные иде­алы и семей­ные цен­но­сти, кото­рые, как известно, в 1920‑х годах были постав­лены под сомне­ние в Совет­ском Союзе.

Не слу­чайно в том же декрете церкви упо­ми­на­ются в том кон­тек­сте, что их поме­ще­ния можно изы­мать для орга­ни­за­ции пунк­тов по лик­ви­да­ции безграмотности.

До рево­лю­ции суще­ство­вала парал­лель­ная система зем­ских и цер­ковно-при­ход­ских школ, и их сум­мар­ное коли­че­ство (Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство ввело цер­ковно-при­ход­ские школы в госу­дар­ствен­ную систему) к 1919 году было таково, что новые совет­ские школы достигли этого пока­за­теля только к 1927 году.

Боль­ше­вики стро­или новую систему, новую обра­зо­ва­тель­ную инфра­струк­туру, но при этом лик­ви­ди­ро­вали систему цер­ковно-при­ход­ских школ по при­чине её оче­вид­ной идео­ло­ги­че­ской несов­ме­сти­мо­сти с новым госу­дар­ством и его идеологией.

На пла­ка­тах 1920‑х годов поп – мра­ко­бес, про­ти­во­сто­я­щий лик­ви­да­то­рам. Дело, однако, в том, что не мра­ко­бе­сие про­ти­во­сто­яло про­све­ще­нию, а две интер­пре­та­ции идей про­све­ще­ния: ради­кально ате­и­сти­че­ская и анти­на­ци­о­наль­ная про­ти­во­сто­яла рели­ги­оз­ной и опи­ра­ю­щейся на наци­о­наль­ные ценности.

01h early red poster 1 - Неграмотная ликвидация

Очень важно пони­мать, что боль­ше­вики себя вос­при­ни­мали как после­до­ва­тели, про­дол­жа­тели дела эпохи Просвещения.

Некра­сова (кстати, люби­мого поэта Ильи Улья­нова) насаж­дали, как кар­тошку, и Пуш­кина насаж­дали, как кар­тошку, и Досто­ев­ского в 1930‑е годы изда­вали огром­ными тиражами.

В извест­ном ленин­ском плане мону­мен­таль­ной про­па­ганды при­сут­ствуют рус­ские писа­тели, учё­ные, ком­по­зи­торы, пре­по­доб­ный Андрей Руб­лёв.

Есте­ственно, этот про­цесс был противоречивым.

Чело­веку давали инстру­мент. Но к чему он в миро­воз­зрен­че­ском плане выхо­дил, что ему пред­ла­га­лось по полу­че­нии этой доста­точно объ­ём­ной информации?

Он выхо­дил к тому миро­воз­зре­нию, где в основе всего лежит мате­рия, где все духов­ные, интел­лек­ту­аль­ные про­цессы, все дости­же­ния куль­туры объ­яс­ня­ются эко­но­ми­кой, где отри­ца­ется рели­гия, где нельзя смот­реть выше носа, под­ни­мать голову.

Советское поле экспериментов

Алек­сандр Буров, стар­ший науч­ный сотруд­ник Госу­дар­ствен­ного музея исто­рии религии:

Про­цесс, как тут уже было ска­зано, имел вполне кон­крет­ную поли­ти­че­скую цель: читать декреты новой вла­сти. Да, без­гра­мот­ный чело­век по-сво­ему тоже под­вер­жен влиянию.

Пла­кат, кар­тинка имели огром­ное, необы­чай­ное вли­я­ние на чело­века XIX века – с нашей точки зре­ния, без­гра­мот­ного. Однако на гра­мот­ного чело­века имеет совер­шенно сокру­ши­тель­ное вли­я­ние даже отно­си­тельно неболь­шой текст.

Я не так давно гово­рил со своим сыном, кото­рый учится в Гер­ма­нии. Гер­ма­ния, по срав­не­нию с нами – это доста­точно отста­лая страна. Там не рас­пла­чи­ва­ются кар­точ­ками, немцы этого не очень любят, рас­пла­чи­ва­ются налич­ными. Потому что в Гер­ма­нии не очень при­нято экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать над соб­ствен­ным населением.

Только в Рос­сии воз­можны такие сме­лые мас­штаб­ные экс­пе­ри­менты над боль­шим коли­че­ством населения.

И это, с одной сто­роны, дей­стви­тельно очень впе­чат­ля­юще – когда ты чита­ешь об этом на стра­ни­цах учебника.

Дру­гое дело, когда ты себя пред­став­ля­ешь на месте тех людей, над кото­рыми эти экс­пе­ри­менты производят.

Вспо­ми­на­ется экс­пе­ри­мент, кото­рый про­во­дил Э.В. Ильен­ков, извест­ный фило­соф-марк­сист, со сле­по­глу­хо­не­мыми, кото­рых он учил читать пове­сти Л.И. Бреж­нева. Это, пожа­луй, были един­ствен­ные люди, кото­рые дан­ные книги читали.

Очень похоже на кам­па­нию по лик­безу. Учили читать мани­фе­сты совет­ской вла­сти, вос­при­ни­мать боль­ше­вист­скую про­па­ганду, направ­лен­ную на уни­что­же­ние любой куль­туры – и рус­ской, в част­но­сти, на уни­что­же­ние наци­о­наль­ной традиции.

Глядя на цифры, при­ве­дён­ные Иго­рем Михай­ло­ви­чем, можно гово­рить о том, что это же коли­че­ство людей могло полу­чить закон­чен­ное реаль­ное, не направ­лен­ное на чте­ние ком­му­ни­сти­че­ских бро­шюр обра­зо­ва­ние, в есте­ствен­ных усло­виях, без вся­ких сры­вов и бес­смыс­лен­ных самопожертвований…

Читайте также: