Как каждый гражданин может участвовать в построение правового государства

Обновлено: 02.07.2024

Какова роль политики в жизни общества?

Политика играет важнейшую роль в жизни общества. Политика — это искусство управлять. Именно поэтому управленцем может стать не каждый. Важной чертой политики является то, что она нацелена на рациональное и прогрессивное развитие общества.

Гражданин – это человек, имеющий принадлежность (гражданство) к государству.

В чём заключаются права и обязанности гражданина России?
Гражданин в Российской Федерации несет права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в других законодательных актах.

За их несоблюдение законом предусмотрены санкции, закрепленные в нормативных актах. Например, в уголовном кодексе закреплены санкции за совершенные преступления, а в Кодексе об административных нарушениях закреплены санкции за совершение правонарушений.

Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Зачем людям нужны политические свободы?

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Кто может участвовать в управлении делами государства?
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Зачастую граждане не знают элементарных прав, их естественно нарушают, а способов защиты не знают и не могут знать из-за политической непросвещенности.
Чтобы я лично активно участвовал в политической жизни, мне необходимо стремление защищать свои нарушенные права, и права своих близких.

В Конституции РФ, в статье 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Соответственно, уведомительный порядок будет полнее отвечать соблюдению прав граждан, ведь разрешительный порядок может нарушать право граждан на свободу собраний, митингов.
Если речь о разрешительном порядке, соответственно, граждане должны спрашивать разрешение на вышеперечисленные формы выражения мнения.

Я считаю, что данные показатели вполне оправданы.
Молодое поколение скептически относится к своей возможности влиять на власть. Они считают, что даже их голос на голосовании ничего не решает, ну или они просто не имеют право голосовать до достижения 18 лет.

Самые пожилые граждане проявляют малый интерес к политике потому, что в силу своего самочувствия и болезней им не хочется активно участвовать в подобных мероприятиях. Зачастую это уже разочарованные граждане.

Средние возрастные группы считают, что никто кроме них не сможет изменить жизнь в стране в лучшем направлении. Они активно голосуют, проводят собрания, пишут обращения, звонят на горячую линию Президента РФ и так далее.

1. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

2. Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Выборы позволяют гражданам отдать свой голос за достойного по их мнению кандидата. Тем самым, если каждый гражданин выразит свою волю, то у власти будет именно тот, кого они хотели бы видеть.
Референдумы действуют по тому же принципу. На них решаются важнейшие вопросы. Например, на референдуме была принята Конституция Российской Федерации – основной закон.

3. Как можно воздействовать на власть, используя различные политические права и свободы?

Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе. Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

4. Чем определяются ограничения политических свобод?

Например, в статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

5. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Для того чтобы участвовать в политической жизни, необходимо наличие двух критериев: это вменяемость и дееспособность.
Существует две категории: дееспособность и правоспособность.

Правоспособность – способность иметь права, а дееспособность — способность их использовать.

До достижения 18 лет человек считается не дееспособным в политической сфере, так как не сможет максимально верно оценить существующие политические явления.

Именно поэтому, участие в выборах допускается только с 18 лет. Что касается прямого участия в выборах (право быть избранным), то возможность стать кандидатом в депутаты возникнет только в 21 год, а кандидатом в Президенты РФ только с 35 лет.

6. Какие действия являются проявлениями политического экстремизма?

В Российской Федерации к проявлениям политического экстремизма относят:

  • 1. Подготовку и совершение действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • 2. Подрыв безопасности Российской Федерации;
  • 3. Захват или присвоение властных полномочий.
  • 4. Создание незаконных вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности.
  • 5. Возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • 6. Унижение национального достоинства;
  • 7. Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы.
  • 8. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

В КЛАССЕ И ДОМА

В дискуссии высказаны две точки зрения: 1) политикой может заниматься каждый человек; 2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова твоя точка зрения? Аргументируй свой ответ.

Я считаю, что политикой может заниматься каждый, и каждый имеет право участвовать в политической жизни. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех. В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом.
Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Я считаю, что такое отношение к своей стране можно считать предательством. Нельзя не интересоваться политикой и не участвовать в государственных делах, ведь речь идет о нашей жизни, о жизни общества в целом, которую мы должны делать максимально комфортной и защищенной. Нельзя относиться с пренебрежением к своей возможности участвовать в политике.

3. В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п. Выскажи своё мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.

Я считаю, что это обосновано. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

4. На митинг, разрешённый органами власти, для охраны порядка были направлены наряды полиции. Во время митинга его возбуждённые участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по-твоему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или полиция? Свой ответ аргументируй.

Я считаю, что ущерб, который был понесен во время митинга, должны возмещать организаторы. В Кодексе об административных правонарушениях, а именно КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества.

Из нее следует, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Я считаю, что это верно. Из статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. А также гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Можно сделать вывод о том, что мы живем в демократии.
Например, в советские времена была строгая цензура, все произведения искусства, картины, книги, стихотворения – все подлежало тщательной проверке.

6. Объясни, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признаётся условием нормального развития человека и общества.

Это объясняется тем, что каждый человек имеет право выразить свою волю посредством разрешенных в Конституции РФ способов. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С помощью данных способов народ может в мирной форме высказать свое недовольство и свои требования.

7*. Подбери из газет и журналов (возможно, из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

В предстоящие годы в соответствии с парадигмой становления России как правового, демократического и социального государства с рыночной экономикой в крае необходимо проведение государственной политики, направленной на развитие гражданского общества и его активное вовлечение в социально-экономическую жизнь и реализацию Стратегии развития края.

Основной целью государственной политики в сфере развитии гражданского общества является создание правовых, информационных, организационных, инфраструктурных условий для поддержки и развития форм общественного участия и самоорганизации граждан.

В предстоящие годы проводимая государственная политика в сфере развития гражданского общества будет сосредоточена на следующих основных направлениях: 1. Совершенствование механизма исполнения социальных обязательств государства путем конкурсного перераспределения части исполнительных полномочий по предоставлению социальных услуг от государственных учреждений к общественным институтам.

Наличие права — признак любого государства. Появление государства и права — важнейший этап в развитии общества. Право не может существовать без государства, поэтому при появлении государства возникает и право. Правовые нормы в государстве являются едиными для всех и каждого. Норма права — это правило поведения, которое установлено не людьми, не обществом, а государством. Государство, установив норму права, также охраняет её от нарушений.

Право является посредником между обществом и государством, оно помогает регулировать отношения, возникающие между ними.

3. Чем отличаются нормы права от других социальных норм?

Среди социальных норм выделяют:

— Обычаи (традиции, обряды, ритуалы) — правила поведения, которые сложились в результате длительного, многократного применения и вошли в привычку.

— Религиозные нормы — правила поведения, регулирующие отношения верующих людей друг к другу, их отношения к Богу.

— Нормы морали — правила поведения, которые отражают представления людей, о том, что такое хорошо и что такое плохо, что есть справедливость, а что — несправедливость, что есть честность, а что — бесчестие, где добро и где зло.

— Нормы права — правила поведения, установленные государством, имеющие общеобязательную силу и письменную форму, охраняемые государством и предусматривающие в случае нарушения ответственность.

4. На чём основано правовое регулирование общественных отношений?

Регулирование общественных отношений основано на социальных нормах. Общество устанавливает эти нормы, чтобы регулировать поведение человека в обществе, они говорят нам: это правильно, а это нет, так можно, а так нельзя, это хорошо, а это плохо. К социальным нормам относятся: мораль, право, религия, этикет, мода, и т.д. Кроме того, общество устанавливает санкции, они могут быть позитивными и негативными, формальными и неформальными. Например, за участие в олимпиаде ты получил грамоту призёра, это формальная положительная санкция, начальник сделал выговор подчиненному или снизил зарплату — формальная негативная. Бабушка поблагодарила тебя за помощь — неформальная позитивная, мама поругала — неформальная негативная.

Наиболее важные общественные отношения регулируются государством с помощью правовых норм.

5. Какие отношения регулируются основными отраслями права России?

Государственно—правовые, гражданско—правовые, административно—правовые, уголовно—правовые и другие.

6. Приведите примеры правоотношений.

Кража денег мужчиной из кассы в магазине, молодые люди собираются заключить брак. В торговом центре закрыты запасные противопожарные выходы.

7. Приведите примеры правомерного и неправомерного поведения.

Приведите примеры правомерного и неправомерного поведения

8. Приведите примеры преступлений и проступков разного вида.

Приведите примеры преступлений и проступков разного вида

9. В чём состоит опасность правонарушений и необходимость правомерного поведения?

Опасность правонарушений заключается во вреде, который наносится социуму действием или наоборот бездействием самого человека и разложению, падению как личности. Если такие вещи будут происходить часто и массово, то легко, и, скорее всего приведет к анархии, а также хаосу в обществе, к падению морали. Правомерное поведение начинается в сознании субъекта и проявляется в поступках при соблюдении правил и законов. Оно необходимо для того, чтобы успешно самореализоваться в жизни, и облегчит путь к достижению поставленных целей, сплоченности, развитию и процветанию всего общества.

10. Каким образом и для чего налагается юридическая ответственность?

Юридическая ответственность — особый вид государственного принуждения. Это самая строгая мера государственного принуждения, которая применяется только вследствие совершённого лицом правонарушения. Юридическая ответственность — обязанность лица испытать на себе определённые лишения государственно—властного характера, предусмотренные законом за совершение правонарушения.

Существуют строгие принципы, которые должны быть соблюдены при наложении юридической ответственности:

11. Приведите примеры обстоятельств, исключающих юридическую ответственность.

Юристы выделяют пять обстоятельств, которые исключают юридическую ответственность:

— физическое и психическое принуждение;

— исполнение приказа или распоряжения.

12. В чём состоит ценность правового государства?

Правовое государство — это особый тип отношений права и государства, который пока существует только в сознании учёных и мыслителей. Правовое государство — это способ организации общественной жизни, при котором обеспечивается господство справедливых законов. Идеал правового государства полностью не достигнут ни в одной стране. Современная Россия идёт по пути строительства правового государства.

13. Как каждый гражданин может участвовать в построении правового государства?

Правовая культура гражданина — это вклад каждого гражданина в развитие правопорядка, законности и правового государства. Правовая культура — это система ценностей, убеждений, навыков и стереотипов поведения. Поэтому надо изучать право в школе.

14. В чём состоит ценность гражданского общества?

Гражданское общество — это сообщество граждан (в пределах страны), которое способно осознавать свои интересы и отстаивать их, возможно, даже наперекор воле правящей элиты. Эти интересы затрагивают личную или общественную жизнь, а также сферу управления обществом.

Гражданское общество свободно от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованно, внутренне упорядоченно и взаимодействует с государством на равных.

15. Как каждый гражданин участвует в формировании гражданского общества?

Каждый гражданин может участвовать в общественной жизни:

— выражать свою позицию в письменном виде;

— участвовать в деятельности различных общественных объединений;

— участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;

— обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, в суд, в прокуратуру и в другие правоохранительные органы.

От активной общественной позиции человека зависит уровень развития гражданского общества и существования правового государства.

Практикум к главе 1.

1) Какие источники правовых знаний вы знаете? Найдите в любом из них статью, которая кажется очень важной лично вам.

Источники правовых знаний:

— нормативно—правовой акт: законы и подзаконные акты.

Статья 6.25. Административного Кодекса — Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Сегодня много людей, курящих в общественных местах, нарушающих эту статью. Они наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. Хочется, чтобы все соблюдали этот закон.

2) Прочтите статьи из различных кодексов и ответьте на вопросы.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

О чем эта статья:

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Читайте также: