Как избирается спикер законодательной палаты олий мажлис республики узбекистан

Обновлено: 17.05.2024

Приложение №2 к Соглашению № ___ между

Законодательной палатой Республики Узбекистан

И Центральным советом Союза молодежи

Узбекистана от ______июня 2020 года

ПОЛОЖЕНИЕ

I. Общие правила

а) на государственном языке:

полное название – Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлиси Қонунчилик палатаси ҳузуридаги “Ёшлар парламенти”; сокращенно – “Ёшлар парламенти”;

б) на английском языке - Youth parliament under the Legislative chamber of the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan; сокращенно – Youth parliament.

  1. Основными целями Молодежного парламента являются поддержка молодежи, повышение ее правового сознания и грамотности, превращение молодежи в политически активное звено общества, практическое обогащение ее политически-правовых знаний и навыков, приобщение молодежи к законодательному и законотворческому процессу, парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи.
  2. Основными задачами Молодежного парламента являются:

1.Разработка предложений по совершенствованию законодательных актов по защите законных прав и интересов молодежи;

  1. Организация практических обсуждений по правилам законодательной техники, вопросам юридико-технического оформления проектов законов и правого творчества;

4.Взаимодействие с представительскими органами по повышению политических знаний молодежи, усилению в ней чувства патриотизма;

5.Повышение осведомленности молодежи о парламентской деятельности и всех этапах законотворчества.

  1. Повышение активности молодежи в определении новых и приоритетных направлений по повышению качества законотворческой деятельности;
  2. Содействие дальнейшему развитию международного сотрудничества в сфере молодежной государственной политики, защите прав и интересов молодежи, получающих образование и работающих за рубежом, проведению мероприятий, направленных на борьбу с торговлей людьми и незаконной трудовой миграцией;
  3. Разработка предложений по внедрению действенных механизмов по предупреждению правонарушений среди молодежи;
  4. Содействие повышению правовой культуры молодежи, расширению ее интеллектуального, духовно-просветительского, эстетического, художественного мировоззрения.

Состав Республиканской комиссии образуется из представителей следующих организаций:

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

Институт проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан;

Министерство юстиции Республики Узбекистан;

Центральный Совет Союза молодежи Республики Узбекистан (председатель Республиканской комиссии).

Состав районных (городских) комиссий формируется из представителей следующих организаций:

Соответствующие районные, (городские) кенгаши;

Соответствующие территориальные органы юстиции;

Соответствующие территориальные советы Союза молодежи (председатель Комиссии).

Районные (городские) комиссии завершают свою деятельность после регистрации Республиканской комиссией членов, избранных из соответствующих районов (городов).

В качестве кандидата не регистрируются граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Авторы анкет, соответствующих всем требованиям настоящего Положения, отбираются в двух этапах.

  1. В первом этапе кандидаты презентуют свою предвыборную программу районной (городской) комиссии. Члены комиссии при отборе кандидатов будет уделять внимание следующим аспектам предвыборной программы кандидатов;

Знания и представления в деле государственного управления;

Взгляды на последние реформы, осуществляемые в обществе;

Уровень правового сознания и правовой культуры.

По итогам первого этапа члены комиссии путем тайного голосования отбирают 5 кандидатов (каждая политическая партия по одному кандидату).

  1. Во втором этапе кандидаты представляют свои предвыборные программы в соответствующих районных (городских) кенгашах народных депутатов. Соответствующий районный (городской) кенгаш народных депутатов путем тайного голосования выбирает 1 кандидата. При отборе особое внимание уделяется:

Проблемам молодежи, поднятым в предвыборной программе кандидатов, а также предлагаемым путям их решения;

Ораторским способностям кандидатов, умению доносить суть проекта до слушателей;

Уровню знаний и остроумию.

  1. По завершению каждого этапа оформляется Протокол, который подписывается председателем Комиссии. Копия Протокола представляется Республиканской комиссии

Совет принимает решения по входящим в его компетенцию вопросам большинством голосов общего числа своих членов.

  1. Комитет по повышению правовой грамотности молодежи и предупреждению преступности;
  2. Комитет по вопросам культуры и искусства;
  3. Комитет по вопросам физической культуры и спорта;
  4. Комитет по вопросам СМИ и инноваций;
  5. Комитет по вопросам духовности и просветительства и развития чтения.
  6. Комитет по вопросам науки и образования;
  7. Комитет по вопросам развития волонтерства;
  8. Комитет по здравоохранению, экологии и социальным вопросам;
  9. Комитет по обеспечению занятости молодежи и развитию молодежного предпринимательства;
  10. Комитет по туризму и международным вопросам.

VII. Заключительные положения

Олий Мажлис (узб. Oliy Majlis ) — парламент Узбекистана, согласно итогам референдума 27 февраля 2002, состоит из двух палат — нижней (законодательная палата) и верхней (сенат).



Первые выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 26 декабря 2004 г. По итогам выборов, места распределились следующим образом:

Вторые выборы в нижнюю палату прошли в декабре 2009 - январе 2010 года.

Сенат состоит из 100 сенаторов. В соответствии с ст. 77 Конституции, президент назначает 16 сенаторов. Остальные избираются местными советами народных депутатов из числа областных и районных хокимов (мэры), хокима г. Ташкент, председателя Жугорги Кенеса Каракалпакстана и других активистов и местных народных депутатов.

Депутатов нижней (законодательной) палаты в первом созыве — 120 (избирались на прямых всеобщих выборах), во втором — 150, из них 135 избирались на прямых всеобщих выборах, 15 мест было зарезервировано для Экологического движения Узбекистана.

Ссылки

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

  • Парламенты по странам
  • Государственное устройство Узбекистана

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Олий мажлис" в других словарях:

ОЛИЙ МАЖЛИС — ОЛИЙ МАЖЛИС, название парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) (законодательного органа) Узбекистана, состоящего из двух палат Сената и Законодательной палаты. Сенат состоит из 100 членов, 84 из которых избираются на 5 лет депутатами областных и местных… … Энциклопедический словарь

ОЛИЙ МАЖЛИС — название однопалатного парламента (законодательного органа) Узбекистана … Юридический словарь

Олий Мажлис — (узб. Oliy Majlisi) парламент Узбекистана, согласно итогам референдума 27 февраля 2002, состоит из двух палат нижней (законодательная палата) и верхней (сенат). Первые выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 26 декабря 2004. По итогам… … Википедия

ОЛИЙ МАЖЛИС — название однопалатного парламента (законодательного органа) Узбекистана … Юридическая энциклопедия

олий мажлис — название однопалатного парламента (законодательного органа) Узбекистана … Большой юридический словарь

ОЛИЙ МАЖЛИС — название однопалатного парламента Узбекистана … Политология: словарь-справочник

Олий Мажлис, который делится на Нижнюю или Законодательную палату и Верхнюю или Сенат — Олий мажлис (узб. Oliy Majlisi) парламент Узбекистана, согласно итогам референдума 27 февраля 2002, состоит из двух палат нижней (законодательная палата) и верхней (сенат). Первые выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 26 декабря 2004 … Википедия

Парламент Узбекистана — Олий мажлис (узб. Oliy Majlisi) парламент Узбекистана, согласно итогам референдума 27 февраля 2002, состоит из двух палат нижней (законодательная палата) и верхней (сенат). Первые выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 26 декабря 2004 … Википедия

Узбекский парламент — Олий мажлис (узб. Oliy Majlisi) парламент Узбекистана, согласно итогам референдума 27 февраля 2002, состоит из двух палат нижней (законодательная палата) и верхней (сенат). Первые выборы в новый двухпалатный парламент состоялись 26 декабря 2004 … Википедия

Узбекистан — Республика Узбекистан Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в центральной части Средней Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Олий Мажлис ( кириллица Олий Мажлис , [ɑˈliː mæd͡ʒˈlis] ) - парламент Узбекистана . Он сменил Верховный Совет в 1995 году и был однопалатным, пока в результате реформы, проведенной в январе 2005 года, не была создана вторая палата.

Законодательная палата состоит из 150 депутатов , избираемых от территориальных округов. Сенат насчитывает 100 членов, 84 избираются из регионов, из Автономной Республики Каракалпакстан и из столицы, Ташкента и дополнительные 16 , выдвинутого Президентом Республики Узбекистан .

Оба дома имеют пятилетний срок. [1]

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Верховный Совет Узбекской ССР
    • 2.1 Спикер Законодательной палаты
    • 2.2 Председатель Сената

    Верховный Совет Узбекской ССР ( узбекский : Ўзбекистон ССР Олий Совети , русский : Верховный Совет Узбекской ССР ) действовал в стране в советское время в качестве основного законодательного органа. С момента своего создания в июле 1938 года, когда он сменил Всеузбекский съезд Советов, он провел 12 созывов : [2]

    31 августа 1991 года на внеочередной 6-й сессии Верховного Совета была провозглашена независимость и суверенитет Узбекистана. [ необходима цитата ] В 1992 году Совет был переименован, чтобы отразить новый статус независимости страны. [3] После последнего созыва Верховный Совет был распущен и преобразован в Верховное Собрание в феврале 1995 года.

    С февраля 1995 года по январь 2005 года председателем однопалатного Верховного Собрания Узбекистана был Эркин Халилов , исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета с 1993 по 1995 годы. С 2005 года Сенат и Законодательная палата имели своего председательствующего.

    • Эркин Халилов (27 января 2005 г. - 23 января 2008 г.)
    • Дилорам Ташмухамедова (23 января 2008 г. - 12 января 2015 г.) [4]
    • Нуриддинжон Исмаилов [ uz ] (с 12 января 2015 г., действующий президент) [5]
    • Мурат Шарифходжаев [ уз ] (27 января 2005 г. - 24 февраля 2006 г.)
    • Ильгизар Собиров [ uz ] (24 февраля 2006 г. - 22 января 2015 г.) [6]
    • Нигматилла Юлдашев (с 22 января 2015 г., действующий президент) [7]
    • Список председателей Верховного Совета Узбекской ССР
    • Политика Узбекистана
    • Список законодательных органов по странам
    1. ↑ Веб-сайт Министерства иностранных дел. Архивировано 14 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
    2. ^ http://www.knowbysight.info/1_UZBEK/03465.asp
    3. ^ http://www.lex.uz/docs/957016
    4. ^ Сайт Законодательной палаты
    5. ^ "Президент Ислам Каримов присутствует на первом заседании нижней палаты" . УзА. 2015-01-15 . Проверено 19 июля 2017 .
    6. ^ Веб-сайт Сената
    7. ^ "Сенат Узбекистана созывает свое первое заседание" . УзА. 2015-01-23 . Проверено 19 июля 2017 .
    • Сенат Олий Мажлиса
    • Законодательная палата Олий Мажлиса
    • Согдиа
    • Хорезмийская Империя
    • Чагатайское ханство
    • Империя Тимуридов
    • Эмират Бухара
    • Русский Туркестан
    • Узбекская Советская Социалистическая Республика
    • С 1991 г.
    • Границы
    • Города
    • Районы
    • Крайние точки
    • Леса
    • Озера
    • Горы
    • национальные парки
    • Провинции
    • Реки
    • Конституция
    • Выборы
    • Международные отношения
    • Права человека
      • ЛГБТ
      • Компании
      • Сом (валюта)
      • Налогообложение
      • Телекоммуникации
      • Туризм
      • Транспорт
      • Гимн
      • Герб
      • Демография
      • Образование
      • Этнические группы
      • Флаг
      • Здравоохранение
      • Языки
      • Люди
      • Праздничные дни
      • Архитектура
      • Кинотеатр
      • Кухня
      • Литература
      • Средства массовой информации
      • Музыка
      • Религия
      • Спорт
      • Аргентина
      • Австралия
      • Австрия
      • Бельгия
      • Босния и Герцеговина
      • Бразилия
      • Канада
      • Египет
      • Эфиопия
      • Германия
      • Индия
      • Малайзия
      • Мексика
      • Непал
      • Нигерия
      • Пакистан
      • Россия
      • Сомали
      • южный Судан
      • Судан
      • Швейцария
      • Соединенные Штаты
      • Афганистан
      • Алжир
      • Антигуа и Барбуда
      • Багамы
      • Бахрейн
      • Барбадос
      • Беларусь
      • Белиз
      • Бутан
      • Боливия
      • Бурунди
      • Камбоджа
      • Камерун
      • Чили
      • Колумбия
      • Демократическая Республика Конго
      • Республика Конго
      • Чехия
      • Доминиканская Республика
      • Экваториальная Гвинея
      • Эсватини
      • Франция
      • Габон
      • Гренада
      • Гаити
      • Индонезия
      • Ирландия
      • Италия
      • Кот-д'Ивуар
      • Ямайка
      • Япония
      • Иордания
      • Казахстан
      • Кения
      • Лесото
      • Либерия
      • Мадагаскар
      • Марокко
      • Мьянма
      • Намибия
      • Нидерланды
      • Оман
      • Палау
      • Парагвай
      • Филиппины
      • Польша
      • Румыния
      • Руанда
      • Сент-Люсия
      • Словения
      • Южная Африка
      • Испания
      • Таджикистан
      • Таиланд
      • Тринидад и Тобаго
      • объединенное Королевство
      • Уругвай
      • Узбекистан
      • Зимбабве
      • американское Самоа
      • Бермуды
      • Остров Мэн
      • Северные Марианские острова
      • Пуэрто-Рико
      • Венесуэла (1811–1999)
      • Конфедеративные Штаты (1862–1865)
      • Чехословакия (1920–1939) (1969–1992)
      • Эстония (1938–1940)
      • Сербия (1901–1903)
      • Советский Союз (1938–1991)
      • Техас (1836–1845)
      • Югославия (1931–1939, 1945–1963, 1974–1992)
      • FR Югославия (1992–2003)
      • Unicameralism
      • Трикамерализм
      • Тетракамерализм
      • Список законодательных органов по странам
      • Национальные однопалатные законодательные органы
      • Национальные нижние палаты
      • Национальные верхние дома
      • Афганистан
      • Армения
      • Азербайджан
      • Бахрейн
      • Бангладеш
      • Бутан
      • Бруней
      • Камбоджа
      • Китай
      • Кипр
      • Восточный Тимор (Тимор-Лешти)
      • Египет
      • Грузия
      • Индия
      • Индонезия
      • Иран
      • Ирак
      • Израиль
      • Япония
      • Иордания
      • Казахстан
      • Северная Корея
      • Южная Корея
      • Кувейт
      • Кыргызстан
      • Лаос
      • Ливан
      • Малайзия
      • Мальдивы
      • Монголия
      • Мьянма
      • Непал
      • Оман
      • Пакистан
      • Филиппины
      • Катар
      • Россия
      • Саудовская Аравия
      • Сингапур
      • Шри-Ланка
      • Сирия
      • Таджикистан
      • Таиланд
      • индюк
      • Туркменистан
      • Объединенные Арабские Эмираты
      • Узбекистан
      • Вьетнам
      • Йемен
      • Абхазия
      • Арцах
      • Северный Кипр
      • Палестина
      • Южная Осетия
      • Тайвань
      • Британская территория Индийского океана
      • Остров Рождества
      • Кокосовые (Килинг) острова
      • Гонконг
      • Макао

      Координаты : 41 ° 18′52 ″ с.ш. 69 ° 15′55 ″ в.д. / 41,31444 ° с.ш. 69,26528 ° в. / 41.31444; 69.26528

      На второй сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшейся 25 мая 2000 г., Президент Ислам Каримов выдвинул идею об образовании двухпалатного парламента. Эта идея предусматривала дальнейшее совершенствование деятельности парламента республики на двухпалатной основе и соответствовала принципу поэтапного осуществления демократических реформ.

      На седьмой сессии второго созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан, проходившей 6-7 декабря 2001 г., был обсужден вопрос об образовании двухпалатного парламента. Сессия приняла во внимание самые важные факторы функционирования профессионального двухпалатного парламента - формирование корпуса из высококвалифицированных политологов, юристов, экономистов и повышение правовой культуры в обществе - и пришла к заключению, что необходимо формировать двухпалатный парламент.

      Необходимость формирования двухпалатного парламента диктуют сама жизнь и дальнейшее укрепление институтов национальной государственности на основе разграничения полномочий власти. Известно, что в большинстве демократических стран парламент двухпалатный. В последние десятилетия XX века двухпалатная система превратилась в основную тенденцию развития парламентаризма.

      Двухпалатный парламент отличается рядом положительных особенностей:

      • исключается принятие несовершенных законов, преследующих популистские цели и интересы отдельных групп;

      • полнее принимаются во внимание региональные интересы страны (областей, города Ташкента, Республики Каракалпакстан);

      • повышается авторитет парламента среди институтов национальной государственности, гармонизируются отношения между законодательной и исполнительной властью;

      • появляется возможность для улучшения качества принимаемых парламентом законов, полного проявления воли народа;

      • больше проявляется плюрализм мнений в работе парламента;

      • ускоряется либерализация общества;

      • создается больше возможностей для профессионализации депутатов, формирования слоя политиков.

      Центральная избирательная комиссия своевременно провела организацию окружных и участковых избирательных комиссий по проведению референдума. Участникам референдума были созданы все возможности для свободного выражения их воли. Референдум проходил на демократической основе, открыто и гласно, с участием представителен широкой общественности, наблюдателей из зарубежных государств, средств массовой информации, инициативных групп граждан. В референдуме приняли участие 12 113 070 граждан, или 91,58% внесенных в список голосующих (13 266 602 человек).

      Итоги референдума продемонстрировали, с одной стороны, поддержку народом идей построения демократического государства, открытого гражданского общества и перехода к рыночной экономике. С другой стороны, стало ясно, что народ с большой надеждой ждет последовательного и решительного продолжения и дальнейшего углубления реформ.

      Название высшего представительного органа власти Республики Узбекистан осталось прежним - Олий Мажлис. В его составе были образованы две палаты: верхняя - Сенат, нижняя - Законодательная палата. Срок полномочий обеих палат - 5 лет.

      В декабре 2004 г. и январе 2005 г. в стране впервые прошли выборы в двухпалатный парламент.

      В нижнюю палату по избирательным округам на многопартийной основе были избраны 120 депутатов. В Сенат были избраны в равном количестве - по 6 человек - от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, всего 84 человека. Шестнадцать членов Сената назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.

      На первом заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, проходившем 27 января 2005 года, был избран председатель Сената — М. Шарифходжаев, его заместители и председатели комитетов. Таким образом, сформировался и начал свою деятельность двухпалатный парламент.

      В результате образования двухпалатного парламента на демократической основе были перераспределены полномочия между законодательной, исполнительной и судебной властью. Вырос авторитет парламента в жизни общества. Законопроекты сначала рассматриваются и принимаются Законодательной палатой, потом рассматриваются и утверждаются Сенатом. Закон обретает юридическую силу со дня его подписания Президентом Республики Узбекистан и публикации в печати.

      Часть полномочий Президента - назначение и освобождение дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах - были переданы Сенату.

      Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

      Читайте также: