Как именно проявляется влияние сми на несовершеннолетних граждан

Обновлено: 02.07.2024

Каждый родившийся человек входит в общество и вступает в процесс социализации, т.е. становления личности, усвоения им требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, в садике ,школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача опыта человека от старшего поколения к младшему.

Воздействие СМИ на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, мировоззрения, нравственных, духовных, и др. качеств личности.

С каждым днем мир не стоит на месте, придумывают какие либо новые методы познания, новые средства развития и образования, но ребенку трудно так сразу все это оценить и понять, тогда он обращается с данной проблемой к родителям, а они зачастую воспринимают информацию с устаревшей точки зрения, основанной на устаревших ценностях, тогда и приходят на помощь другие источники информации.

Все это определяет актуальность данного исследования. Тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации в различных источниках, что в конечном счете пагубно сказывается на развитие школьников.

Цель исследования: Изучить и понять влияние средств массовой информации, с помощью методов психологического исследования, на школьников.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме

2. Определить степень влияния СМИ на детей.

3. Составить анкету для выявления влияния СМИ на социальное развитие детей.

4.Сделать вывод, под каким влиянием, от СМИ, находится ребенок.

Средства массовой информации являются фактором, успешного развитие личности ребенка, эмоциональной и поведенческой характеристики. Развитие психики во многом зависит от правильно организованного досугового процесса, а так же от степени зависимости ребенка от СМИ.

Теоретическая часть

Современный период новых технологий дает о себе знать. Совсем недавно, компьютер, телевизор и интернет словно ураган, ворвались в нашу жизнь. Если раньше родители могли контролировать информацию, получаемую ребенком с помощью телевизора, то сейчас дети могут найти ее самостоятельно с помощью интернета. Ребенок со смартфоном в руках кажется привычным явлением на улицах наших городов и даже деревень. Как же дети справляются с таким объёмом новой информации, как это сказывается на их развитии? Пытаясь найти ответы на эти вопросы, мы обратилась к различным источникам.

Прочитав публикации педагогов на различных форумах, мы проанализировали и сделали выводы, разделив их на положительные и отрицательные.

О негативном влиянии СМИ на развитие детей :

Современные источники знаний изменяет психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки поведения. Из виртуального, волшебного мира в детское сознание зачастую вкладывают ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого поведения, что приводит к сильной возбудимости детей. СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. Если рассматривать СМИ в телевидении то там транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют детей . Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, особенно в сети Интернет.

Положительное влияние СМИ:

С рождения человек начинает развиваться : новые знания, новая информация и новые события. Не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно, помогают найти пути решения , дают толчок к самообразованию и развитию.

Сегодня информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности также и для детского обучения и творчества. Интернет, радио ,телевизор, газеты, книги созданы, чтобы развивать способности детей, их творческие умения, навыки. Например, основная деятельность ребенка- учебная, в ходе которой подросток не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми знаниями, изучает различные методы получения информации,, овладевает навыками взаимоотношений.

СМИ все чаще и чаще становится библиотекой знаний не только школьников, подростков, но и для вех людей, нуждающихся в получении информации. Во всемирной паутине с каждым днем прибавляется тысячи людей. Сеть изменила структуру современного общества. Объединив каждого с каждым, она сделала мир теснее, уничтожив географические барьеры, принципы.
Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии: новые информационные технологии, новшества в компьютерной сфере, прогрессивное развитие научно-технической базы, радио, новые методы изучения литературы - всё это оставляет своеобразный отпечаток на развитии детей.

Проанализировав, высказывания учителей начальных классов, отзывы родителей, мнение студентов, мы решили провести анкетирование среди учащихся педагогического колледжа, чтобы выяснить, как влияют на их развитие различные средства массовой информации.

Содержание анкеты

Анкетирование

Определить как статусы СМИ влияют на вас. Вам будут даны варианты ответа, либо строка для вашего ответа. Вопросы со звездочками являются обязательными! Ваши варианты ответа не будут никуда распространяться, они нам нужны только для исследовательской работы по психологии.

1.Какое из средств СМИ вы предпочитаете?
а) Телевидение
б) Радио
в) Интернет
г) Другое

3.Как часто вы пользуетесь СМИ?
а) Часто
б) Ежедневно
в) Нечасто
г) редко

4.Доверяете ли вы средствам массовой информации?
а) Да
б) Нет
в)50/50

5.Часто ли вы соглашаетесь с мнением, в СМИ?


6.Удовлетворены ли вы качеством информации в СМИ?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить

7.Для чего вы пользуетесь средствами массовой информации ?
а) учебы
б) Работы
в) Развития
г) Самообразования
д) Развлечения

8.Как, по вашему мнению, СМИ влияют на жизнь ребёнка?
а) Источник знаний
б) Дают возможность участвовать в жизни страны
в) Служат для развлечения
г) Виртуальное общение

9.Какой телеканал ты наиболее часто смотришь?
а) Стс
б) Муз тв
в) Россия
г) Тнт
д) Мультики

10. Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?

б) Газеты, журналы

г) Радио
11. Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?

б) Нет
12. Какие источники информации вы никогда не используете?

б) Газеты, журналы

13. Как часто вы анализируете информацию, полученную через СМИ?

14.В какой сфере передачи вам кажутся наиболее интересными?
а) Познавательной
б)Развлекательной
в) Политической
г) Музыкальной
д) Ни в какой

15.Каковы , на ваш взгляд, основные недостатки современных сми?
а) Недостоверность
б) Избыток рекламы
в) Отсутствие нужной информации
г) Другое:

Интерпретация

Какое из средств СМИ вы предпочитаете?

2. Как часто вы пользуетесь СМИ?

Проанализировав результаты данного вопроса, мы пришли к выводу: Более половины опрошенных регулярно пользуются СМИ.

4. Доверяете ли вы СМИ?

5. Часто ли вы соглашаетесь с мнением в СМИ?

Проанализировав данную диаграмму, мы пришли к выводу, что из всех опрошенных, 70% не согласны с мнением в СМИ, а 30% согласны.

6.Удовлетворены ли вы качеством информации в СМИ ?

Из всех опрошенных 75% довольны качеством информации, 10% затруднились ответить, остальные недовольны.

7.Для чего вы пользуетесь средствами массовой информации?

Большинство опрошенных склонны использовать СМИ в качестве развлечения, 15% людей для самообразования, 10% ради учебы и развития, а остальные для работы.

8.Как, по вашему мнению, СМИ влияют на жизнь ребенка?

Большинство опрошенных считает, что ребенку СМИ, нужны –как источник общения.

9.Какой телеканал ты наиболее часто смотришь?

Большинство опрошенных отдают предпочтение развлекательным каналам.

10.Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?

Из 18 опрошенных ответили: 14 человек назвали Интернет( 80%) 3 человека отдали предпочтение телевидению( 18%) и 1 человек ответил газеты ( 2%)

11.Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?

12. Какие источники информации вы никогда не используете?

Большинство опрошенных не использует радио и газеты.

13. Как часто вы анализируете информацию, полученную через СМИ?

Исследуя данный вопрос, мы пришли к выводу, что больше половины детей не анализирует информацию из СМИ.

14. В какой сфере, передачи вам кажутся наиболее интересными и полезными?

Велик процент опрошенных, считающих, что развлекательные программы наиболее интересны и полезны для детей.

15.Какие ,на ваш взгляд, основные недостатки СМИ?

Таким образом, в заключение следует отметить, что приведённые данные дают серьёзный повод задуматься над тем, чем же являются СМИ для современного ребенка – источником различного рода информации, которая ему так необходима, либо одним из факторов, влияющих негативно на формирование личности, следствием которого являются агрессия, пристрастие к вредным привычкам, искажённое представление о взаимоотношениях между людьми и т.д

В XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в том числе с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос.

Существует большое количество полезных и познавательных программ, радиопередач и т.д., так необходимых для ребёнка, но наряду с этим на подростка обрушивается мощный поток отрицательной информации, с экранов телевизора, с интернет-сайтов, рекламы, музыки, молодёжных журналов и т.д.

При анализе анкетирования, было видно, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор, общаться в интернете. Просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом, на общение с родными и друзьями, на самообучение, или познания мира. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, что не может положительно сказаться на здоровье ребенка.

Мы провели исследовательскую работу, поставили гипотезу о положительном влиянии СМИ на развитие ребенка. К сожалению, гипотеза не подтвердилась. Из анкеты можно сделать выводы, что школьники не проверяют информацию в СМИ, а так же в большинстве случаев СМИ используют лишь для развлекательных целей, а не для развития личности.

Средства массовой информации (СМИ) – это способ донесения информации до широкой аудитории слушателей.

СМИ передают информацию в разных формах и по разным каналам связи.

В современном обществе особую значимость приобретают следующие средства массой информации:

  • Печатные издания – газеты, журналы, бюллетени.
  • Радиовещание – это представление информации в аудио формате с определенной периодичностью.
  • Телевидение - это передача информации в аудио и видео формате. Оно оказывает особенно активное воздействие на восприятие человека.
  • Видеоролики и кино. Видеоролики, как правило, имеют небольшую продолжительность и ориентированы на представление информации из конкретной области, по определенной теме. Кино может носить развлекательный или документальный характер и быть отражением сущности каких-то событий, процессов и явлений.
  • Интернет – это представление информации в электронном виде, получить которую можно посредством подсоединения ПК или иного гаджета к локальной сети. Интернет содержит большие объемы информационных ресурсов, представленных в разных форматах.

Современный мир характеризуется большими объемами информационных ресурсов. СМИ выполняет роль просветителя. При этом, информация, представленная СМИ не всегда фильтруется. Поэтому, в настоящее время общество сталкивается с проблемой дезинформации (особенно это касается сети Интернет).

Отличительными чертами СМИ являются:

  1. Публичность – доступность информации для всех желающих;
  2. Получение информации требует наличия специального оборудования: радио, телевизора, ПК;
  3. Неустойчивый контингент пользователей. Информация слушается и усваивается теми пользователями, которые заинтересованы в ней в данный временной момент. Пользователи непостоянны и меняются;

В основе успешности просветительской функции СМИ лежит интерес пользователей к конкретной информации, представленной в той или иной форме.

Объемы информации ежедневно увеличиваются, и процесс распространения информации растет стремительными темпами. При этом, не вся информация, представленная СМИ, является полезной и оказывает положительное воздействие на развитие личности. некоторые информационные ресурсы являются опасными и угрожают жизни и здоровью подрастающего поколения.

Готовые работы на аналогичную тему

СМИ как фактор воспитания

Средства массовой информации в современном обществе реализуют просветительскую функцию, что обуславливает их воспитательное воздействие, оказываемое на отдельную личность и общество в целом.

Конечно, при правильном подходе и представлении верной и адекватной информации, СМИ способно полноценно выполнять свою просветительскую и воспитательную функцию. Однако, стоит отметить, что СМИ не всегда адекватно и добросовестно выполняют свою воспитательную роль в обществе, в первую очередь, это относится к представителям подросткового возраста. Данный возрастной период развития имеет свои особенности, обусловленные спецификой функционирования психических функций организма.

Информация в подростковом возрасте имеет свою специфику восприятия. В этот период происходит формирование ценностных установок личности, происходит выработка нравственных ориентиров деятельности. Это переходный период ребенка во взрослую жизнь. Подростки стремятся к усвоению всей информации, которая их окружает, потому что они проявляют интерес ко всему неизведанному. Любознательность выходит на первый план. Это обуславливает неоднозначное толкование информации подростком и неадекватное восприятие всего увиденного и услышанного.

Все это приводит к проблеме представления информации в современном обществе, ее фильтрации и адекватному усвоению подрастающим поколением.

Проблема влияния разных СМИ на развитие подростков

Рассмотрим основные формы представления информации и их влияние, оказываемое на развитие детей и подростков:

подростки у тв

Пользование средствами массовой информации (СМИ), в том числе социальными, является одним из наиболее распространенных видов деятельности современных детей и подростков. Любой веб-сайт, что позволяет осуществлять социальное взаимодействие, считается социальным СМИ. К ним относятся, например, сайты социальных сетей (Facebook, MySpace, Twitter), азартных игр и виртуальных миров (Club Penguin, Second Life, Sims), видео-сайты (YouTube) и блоги. Упомянутые ресурсы в последние годы чрезвычайно бурно развиваются, давая современной молодежи возможности для развлечений и общения. Важно, чтобы родители были осведомлены о природе таких медиа-сайтов, поскольку там не всегда создаются здоровые условия для детей и подростков.

Серьезной проблемой является то, что за счет времени, проведенного у экрана компьютера или телевизора, уменьшается время физической активности. Кроме того, реклама некачественных, неполноценных пищевых продуктов, размещенная в СМИ, способствует увеличению их употребления детьми и подростками, повышает риск заболеваемости ожирением.

Преимущества от использования социальных СМИ детьми и подростками

подростки сидят в телефонах

Социализация и связь

Сайты социальных СМИ позволяют подросткам выполнять в режиме онлайн много важных в реальной жизни задач: оставаться на связи с родными и друзьями, находить новых друзей, обмениваться фотографиями и идеями. Пользования социальными СМИ также может предоставить подросткам значительные преимущества, которые влияют на их самооценку, формирование мнения о себе, общество и мир. Например, такие:

  • возможности привлечения к общественной жизни: сбор средств на благотворительность или участие волонтером в местных событиях, в том числе политических и благотворительных мероприятиях;
  • развитие индивидуального и коллективного творчества путем разработки и проведения художественных и музыкальных мероприятий;
  • развитие идей благодаря созданию блогов, подкастов, видео и игровых сайтов;
  • расширение собственных интернет-связей через поиск лиц с подобными интересами, которые принадлежат к разным социальным слоям (такое общение является важным шагом для всех подростков и способствует уважению, терпимости и интенсивному обсуждению личных и глобальных проблем);
  • укрепление своей индивидуальности и вступления уникальных социальных навыков.

Расширение возможностей обучения

Ученики средних и старших классов используют социальные СМИ для совместного выполнения домашних заданий и групповых проектов. Например, Facebook и подобные социальные программы СМИ дают им возможность собираться за пределами класса для совместной работы и обмена идеями по поводу задач. Некоторые школы успешно используют блоги как учебно-методические пособия, укрепляет навыки по изучению языка, письменного изложения мыслей и творчества.

Доступ к медицинской информации

Риски, связанные с использованием подростками социальных СМИ

Секстинг

Влияние рекламы на покупку

Для слишком молодых: роль родителей и требования закона

Многие родители знают, что 13 лет является минимальным возрастом для посещения большинства сайтов социальных СМИ, но не понимают, почему выбран именно этот возраст. Есть две основные причины:

Важно, чтобы родители проанализировали сайты, которые хочет посещать их ребенок, убедились, что сайт подходит для ее возраста.

В общем, если веб-сайте в условиях предоставления услуг указан минимальный возраст пользователя, AAP призывает соблюдать это требование. Фальсификация возраста стала общепринятой практикой для некоторых детей и родителей. Родителям следует задуматься над этим и убедиться, что дети не предоставляют ложной информации, а безопасности в интернете всегда уделяется должное внимание.

Роль педиатра

Кроме того, AAP рекомендует всем педиатрам расширять свои знания по цифровых технологий, чтобы лучше ориентироваться в средствах, которые используют пациенты и их семьи. Это поможет обеспечить своевременный контроль СМИ, а также распознать связанные с ними вопросы в случае их возникновения.

AAP имеет ряд соответствующих интернет-ресурсов для оказания помощи семьям в обсуждении указанных выше, а также более сложных вопросов, с которыми дети сталкиваются в интернете. Педиатры, которые имеют собственные веб-сайты или блоги, могут создать разделы с ресурсами для родителей и детей, содержать информацию по этим вопросам, и предложить список сайтов социальных СМИ, подходящие для разных возрастных групп, или ссылки на них. Таким образом педиатры могут поддерживать усилия родителей, направленные на воспитание у молодежи ответственного, разумного и уважительного отношения к использованию интернет-ресурсов.

Связь между средствами массовой информации и ожирением у детей и подростков

Ожирение представляет явную и непосредственную опасность для здоровья детей и подростков. Его распространенность среди американской молодежи удвоилось за последние 30 лет, и теперь среди взрослых в США более лиц с лишним весом и ожирением, чем с нормальной массой тела. Ожирение также проблемой во всем мире; его частота возрастает почти в каждой стране.

Становится все более очевидным, что СМИ, особенно телевидение, играют важную роль в этиологии ожирения. В результате сегодня создают новые правила для телевизионной рекламы, направленной на детей, и многие правительственные учреждения здравоохранения разрабатывают рекомендации для родителей по количеству времени, которое дети проводят перед телевизором. К сожалению, данные о влиянии других СМИ ожирением на сегодня отсутствуют.

Есть несколько путей, которыми просмотр телевизора может привести к ожирению:

  • увеличение времени пребывания в сидячем положении и замещения им времени физических занятий;
  • употребление нездоровой пищи, к которому побуждают как телевизионные программы, так и реклама нездоровых продуктов;
  • поведение с увеличением количества премов пищи во время просмотра;

Нарушение нормального сна

Большинство современных исследователей согласны с тем, что доказательства связи между избыточным просмотром ТВ и ожирением являются убедительными. Результаты десятков лонгитюдных (продольных) и корреляционных исследований подтверждают эту связь. Все большее количество этих исследований показывает, что вклад просмотра ТВ в ожирения является значительным. Особенно убедительны результаты продольных исследований. Например, 30-летнее исследование, проведенное в Великобритании, позволило выявить, что большая среднее количество часов просмотра ТВ в день во время выходных была предиктором высшего индекса массы тела (ИМТ) в возрасте 30 лет. С каждой дополнительной часом перед телевизором в выходные дни в возрасте до 5 лет риск ожирения у взрослых увеличивался на 7%. Новозеландские исследователи, проанализировали данные более 1000 человек от рождения до 26 лет, обнаружили, что среднее количество часов просмотра ТВ буднего вечера в возрасте от 5 до 15 лет была сильным предиктором ИМТ во взрослом возрасте. В исследовании с участием 8000 шотландских детей просмотр телевизора более 8:00 в неделю в возрасте 3 лет был связан с повышенным риском развития ожирения в 7 лет. Кроме того, в 8000 японских детей более длительный просмотр ТВ в возрасте 3 лет приводило к более высокому риску избыточного веса в возрасте 6 лет. Подобные выводы были получены в многочисленных американских исследованиях.

Очевидно, что наличие телевизора в спальне ребенка усиливает влияние просмотра ТВ на состояние массы тела детей. Изучение данных 2343 детей в возрасте от 9 до 12 лет показало, что телевизор в их спальне был значительным фактором риска развития ожирения независимо от физической активности. Перекрестное исследование с участием 2761 родителей с маленькими детьми в Нью-Йорке показало, что 40% детей от 1 до 5 лет имели телевизор в спальне и именно они больше всего страдали от избыточного веса или ожирения. Подростки, которые имели телевизоры в спальне, тратили больше времени на его просмотр, меньше времени посвящали физической активности, ели меньше домашней пищи и овощей, больше тратили на подслащенные напитки, чем подростки, которые не имели телевизора в спальне.

Последние корреляционные исследования также обнаружили сильную связь между количеством времени, проведенного перед телевизором, и контролем уровня глюкозы в крови у молодых людей с диабетом, сахарным диабетом 2 типа, инсулинорезистентностью, метаболическим синдромом, гипертензией и высоким уровнем холестерина в крови. Также показано, что вследствие сокращения времени просмотра ТВ уменьшаются и показатели ожирения.

Механизмы

Как может время, затраченное на СМИ, привести к ожирению? Вопреки распространенному мнению, избыточный вес и ожирение, вероятно, является результатом незначительного постепенного увеличения потребления калорий (или увеличение пребывания в положении сидя). Чрезмерное потребление 50 ккал / день (например, дополнительный кусочек масла) вызывает увеличение веса примерно на 2,3 кг / год. Употребление банки газировки в день ведет к увеличению веса на 6,8 кг / год. На сегодняшний день около 40% калорий дети получают из твердых жиров и сахаров, а содовые или фруктовые напитки обеспечивают почти 10% от общего количества калорий. Поскольку ожирение связано с дисбалансом между потреблением энергии и ее затратами, время, проведенное перед экраном, может по-разному способствовать этому процессу.

Уменьшение времени более активного отдыха

Дети тратят на СМИ больше времени, чем на любую другую деятельность, за исключением сна — в среднем более 7 ч / день. Во многих исследованиях было показано, что физическая активность уменьшается с увеличением времени перед экраном, но результаты многих других исследований этого не подтвердили. Дети и подростки, которые пользуются многими СМИ, возможно, в общей сложности более склонны к сидячему образу жизни, или же оценка исследователями физической активности могла быть слишком неточной. Как бы то ни было, доказано, что повышение физической активности, уменьшение расходования времени на СМИ и улучшение рациона предотвращают развитие ожирения, а также уменьшают уже имеющееся ожирения. Таким образом, некоторые новые интерактивные видеоигры могут даже быть полезными. Например, затраты энергии детьми во время игр Dance Revolution (в которой игрок выполняет танцевальные движения) и Wii Sports для Nintendo (в которой игрок повторяет упрощенные движения спортсменов) были такими же, как при ходьбе средней интенсивности.

Нездоровое питание и влияние рекламы

Результаты исследований четко показывают, что реклама эффективно способствует тому, чтобы дети младшего возраста просили больше нездоровой пищи (джанк-фуд) и попытались повлиять на своих родителей. Например, исследования 2006 года с участием 827 детей третьего класса, за которыми наблюдали в течение 20 месяцев, показали, что по общему времени просмотра ТВ и общим временем пользования экранными СМИ можно предвидеть будущие запросы на рекламируемые продукты и напитки. Даже короткие ролики продуктов питания могут влиять на выбор пищи детьми дошкольного возраста. В недавнем эксперименте дети под влиянием рекламы продуктов питания во время просмотра мультфильмов ели на 45% чаще, чем под воздействием рекламы других продуктов. Дети, которые играли в онлайн-игру, которая предлагала здоровую пищу, чаще ее потребляли, чем те, кто играли в онлайн-игру, которая рекламировала джанк-фуд. Пожалуй, наиболее убедительным было исследование влияния рекламы с участием 63 детей, пробовали 5 пар образцов одинаковых продуктов (например, картофеля фри) и напитков (например, молока) — с упаковки без марочного названия и с фирменной упаковки. Результаты эксперимента показали, что дети отдавали значительное преимущество блюдам и напиткам в фирменной упаковке.

Чтобы проиллюстрировать возможности маркетинга, можно сравнить два факта: обязательства Фонда Роберта Вуда Джонсона (Robert Wood Johnson Foundation) тратить 100 млн долларов в год для борьбы с детским ожирением и расхода пищевой промышленности большую сумму ежемесячно на маркетинг в основном джанк- и фаст фуда для молодежи.

Большинство телевизионных программ и фильмов также содержат изображения нездоровой пищи. Изучение 30 программ с самым высоким рейтингом для 2-5-летних детей показало, что в среднем ребенок в течение недели видит более 500 ссылок на продукты питания, половина из которых бедны питательными веществами или содержат много жира / сахара / соли. Анализ 100 фильмов, снятых с 1991 по 2000 год, показал, что наиболее часто в них были изображены жирные продукты и сладости. Размещение рекламы в продукции Голливуда (скрытая реклама) также используется для влияния на формирование пищевых предпочтений и моделей покупки у детей и подростков. В 200 фильмах, проанализированных с 1996 по 2005 год, был определен в целом 1180 размещений торговых марок. Среди торговых марок продуктов питания наиболее распространенными были конфеты (26%) и соленые закуски (21%), среди марок напитков — подслащенные сахаром напитки (76%); две трети продуктов розничной торговли занял фаст-фуд.

Влияние СМИ на сон

Телевидение и другие СМИ, как известно, вытесняют или искажают модели сна молодых людей. Продольное исследование подростков в Нью-Йорке показало, что просмотр ТВ в течение 3 и более часов / день удваивал риск трудностей с засыпанием по сравнению с подростками, которые смотрят ТВ меньше 1 ч / день. Доказано также, что более поздний отход ко сну и меньше его продолжительность могут быть связаны с большим риском ожирения. К возможным механизмам относятся увеличение количества потребления менее здоровых продуктов для поддержания энергии, поскольку лишение сна приводит к усталости, побуждая к сидячему образу жизни, или метаболические изменения у детей, не спят достаточное количество времени.

Стресс также может играть определенную роль, хотя до сих пор проведено лишь несколько исследований, которые изучали этот вопрос. Например, шотландское исследование почти 1500 детей в возрасте от 4 до 12 лет показало, что чем больше дети смотрят телевизор, тем больше психологическое напряжение возникает в них, и этот эффект усиливается при уменьшении физической активности. Выводы СМИ, несомненно, играют важную роль в современной эпидемии детского и подросткового ожирения. Огромное количество рекламы джанк- и фаст-фуда, которую видят дети и подростки, влияет на них. Увеличение времени, затрачиваемого на СМИ, также способствует отходу от практики качественного питания. Для достижения успеха в борьбе с нынешней эпидемией ожирения необходимы признание обществом влияния СМИ, и особенно рекламы, как основного фактора риска развития ожирения у детей и молодежи и дальнейшие изменения в их привычках по использованию СМИ.

Рекомендации

1. Педиатрам при каждой возможности следует ставить родителям и пациентам два ключевых вопроса об использовании средств массовой информации:

  1. Сколько времени в день ребенок или подросток проводят у экрана СМИ?
  2. Есть ли телевизор или неограниченное неконтролируемое подключения к интернету в спальне ребенка?

2. Педиатры должны поощрять родителей к обсуждению рекламы продуктов питания с их детьми; родителям следует контролировать просмотр детьми телевизионных программ и обучать их питаться правильно.

3. Педиатрам необходимо советовать родителям, что:

  1. общее время, которое ребенок проводит за экраном СМИ не с целью обучения, не должен превышать 2 ч / день;
  2. в спальне ребенка не должно быть телевизора и интернет-соединение;
  3. в вечернее время пользования СМИ следует ограничить для улучшения сна детей;
  4. необходимо избегать воздействия экранных технологий СМИ на младенцев до 2 лет.

В недавнем исследовании с участием 709 детей 7-12 лет дети, которые не придерживались рекомендаций AAP о проведении перед экраном менее 2 ч / день и выполнения 11000 — 13000 шагов в день (по показаниям шагомеру), в 3-4 раза чаще имели лишний вес. И наоборот, среди детей дошкольного возраста, ужинали вместе с родителями, спали достаточное количество времени и не проводили лишнего времени перед экраном, распространенность ожирения была ниже на 40%, чем среди тех, кто не придерживался этих условий.

  • введение запрета на нежелательную рекламу продуктов питания во время программ, которые просматривают в основном дети младшего возраста. На сегодня в ряде европейских стран ограничено рекламу продуктов питания, направленную на детей младшего возраста. Некоторые производители пищевых продуктов уже заявили о своей готовности осуществить такой запрет добровольно, но еще неизвестно, будут ли они выполнять обещанное. Два недавних исследования показали, что запрет на рекламу фаст-фуда позволит сократить количество детей и подростков с избыточным весом в США на 14-18%. С другой стороны, следует поощрять рекламу и социальную рекламу здоровой пищи и здорового подхода к питанию. Один из недавно проведенных экспериментов показал, что у детей, которые подвергаются воздействию привлекательной рекламы здоровых пищевых продуктов, развивается значительно более позитивно мироощущение, чем у детей, которым показывают рекламу нежелательной пищи;
  • запрета интерактивной рекламы джанк- и фаст-фуда для детей через цифровое телевидение, мобильные телефоны и другие СМИ, а также платежи за скрытую рекламу в кинофильмах;
  • увеличить финансирование исследований на определение того, как влияют СМИ на психосоциальный состояние ребенка, как новые медиа-технологии могут усиливать влияние рекламы или побудить к сидячему образу жизни, из вышеуказанных механизмов наиболее влияет на развитие ожирения и как можно уменьшить это влияние;
  • поощрение производства контррекламы и создание просоциальных видеоигр и веб-сайтов, которые стимулируют выбор детьми здоровой пищи.

5. Педиатры должны знать, что дети, которые проводят много времени за экраном, имеют более высокий уровень стресса, создает угрозу не только появления ожирения, но и развития ряда связанных со стрессом заболеваний (например, расстройств настроения, токсикомании, сахарного диабета , сердечно-сосудистых болезней, бронхиальной астмы). Итак, трата времени не в сидение за экраном, а на занятия о социально видами активности, которые повышают устойчивость к внешним воздействиям (например, занятия спортом, творческие и социальные игры), является важным подходом к решению широкого спектра социальных проблем, в том числе ожирение.

Процесс социализации – важнейшее явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности ребёнка школьного возраста, его жизненную позицию оказывают влияние многие социальные факторы, в том числе и средства мас совой информации (печать, пресса , телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, сеть Интернет), без которых в современном мире обойтись невозможно. В связи с этим особенно важно контролировать воспитание и развитие ребёнка школьного возраста в его взаимодействии с различного рода информационными потоками, доступ к которым ребёнок через средства массовой информации ( СМИ).

Именно в процессе обучения в школе, когда ребенок начинает активно пользоваться материалами средств массовой информации ( телевидение, Интернет и др.), предназначенными не т олько для детей и, я бы сказала , в современном информационном потоке не столько для детей, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Следует отметить и положительные стороны использования средств массовой информации в школьном образовании и воспитании: использование СМИ позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

СМИ как фактор социализации выполняет следующие функции:

1) информационную , т.е. является источником разнообразной информации;

2) рекреативную , т.е. выступает как досуговое времяпрепровождение в группах или индивидуально;

3) релаксационную , т.е. позволяет снять ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение многих социальных норм, формирование ценностных ориентиров; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

В связи с тем, что развитие, воспитание современного школьника в процессе социализации подвергается значительному воздействию со стороны СМИ, и так как данное воздействие имеет как положительное, так и отрицательное направление развития, перед учеными и специалистами многих стран обострился актуальный вопрос о развитии информационной экологии, способной формировать здоровый информационный образ жизни людей, в особенности детей, в социальной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.

Сущность социализации заключается в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

1.Первичная социализация - это усвоение норм и ценностей ребенком. Происходит первичная социализация прежде всего в сфере межличностных отношений.

2.Вторичная социализация - это усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком в рамках социальных институтов.

Социализация личности представляет собой совокупность различных агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становлении личности человека в обществе.

На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.

К первичным агентам относятся люди, которые составляют непосредственное и ближайшее окружение человека. К ним относятся родители, сестры (братья), дедушки (бабушки), другие близкие родственники; также друзья, друзья семьи, сверстники, учителя-предметники, тренеры, воспитатели внеклассной работы, руководители кружков, классные руководители, врачи, лидеры молодежных группировок. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

К вторичным агентам относятся люди, которые оказывают менее важное воздействие на личность человека. К ним можно отнести представителей администрации школы, университета, предприятия, где человек работает, армии, по лиции, церкви, государства, а также сотрудники средств массовой информации и так далее.

Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации человека и направляют его.

Рассматриваются первичные и вторичные институты социализации.

Первичные институты - это семья, школа, сверстники и так далее.

Вторичные институты - это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и так далее.

В жизни человека не все агенты социализации играют одинаковую роль, и степень ее влияния на развитие личности со временем меняется. Так в период первичной социализации родители играют главенствующую роль, однако со временем она может ослабляться, и уже сверстники с течением времени становятся авторитетнее родителей. Это объясняется тем, что агенты и институты вторичной социализации специализированы и проводят социализацию в определенном контексте. Также агенты первичной социализации сами заинтересованы в социализации свое го ребёнка , а для агентов вторичной социализации это непосредственно их профессиональная деятельность (например, представитель школьной администрации или участковый полицейский).

Также агентами социализации являются средства массовой информации - телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. К ним также можно отнести сеть Интернет. Дети и взрослые проводят перед экраном телевизора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социальным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают современный мир и знакомятся с ним в большей степени через телевизионное изображение . И меется значительное количество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых.

Социализация начинает происходить с самого детства, когда формируется личность человека. Хоть это и самый незащищённый этап жизни, в это время происходит закладывание фундамента социализации, накапливаются социальные навыки и знания. Если в детстве не происходит накопления необходимых знаний, которые можно получить при обучении, общении, о поведении человека в обществе, т.е. в социуме, то во взрослой жизни возникают такие немалые проблемы, которые и решить будет невозможно.

Дети, которые каким-то образом оказались, изолированы от общества, погибают в социальном плане. Ведь социальная среда играет решающую роль в становлении личности. Дети, которые в силу каких – либо причин оказались оторванными от социальной среды, не могут стать полноценными членами общества. В качестве яркого наглядного примера можно вспомнить героя произведения Маугли , воспитанного животными и вследствие этого не знающего законов человеческого общества и норм поведения в нём. Но всё же большинство детей психологически весьма податливы, и они способны вырасти и развиться во взрослых людей совершенно разного типа. Это напрямую зависит от окружающей их обстановки.

Социализация школьника – очень сложный процесс, требующий большой психологической, нравственной работы как со стороны семьи, так и со стороны учебного учреждения, в данном случае школы.

В современное время , в век глобальной информатизации общества, наиболее остро стоит вопрос социализации детей школьного возраста. Неизвестно, в какую социальную группу попадёт учащийся, какие моральные , нравственные ценности выберет для себя, так как ведь зачастую современные школьники не имеют представления о том, что такое нравственность и что представляют из себя безнравственные поступки. Какая моральная, психологическая обстановка царит в семье ребёнка, какие жизненные приоритеты в той или иной семье. Все эти факторы так или иначе оказывают влияние на процесс социализации детей школьного возраста.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

Конечно, обвинять только современную семью в таком положении вещей было бы неправильно и несправедливо. Причин неспособности семьи выполнить свою главную функцию – воспитание ребёнка, его социализация, несколько. Первая – очень высокий темп жизни, повышенная стрессовость нашего общества. Вторая – чрезмерное обилие информации и невозможность её ежедневной переработки в полном объёме. Третья – недостаточность и слабость социальных программ (отсутствие многих благ, недоступность приобретения собственного жилья, удорожание образования и другие факторы).

На фоне всех указанных причин особую роль в процессе социализации современных школьников играет, безусловно, система образования. В государственной политике в области образования отчётливо прослеживаются основные принципы построения – толерантность, сотрудничество, гуманизм.

СМИ во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

У детей и подростков эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью.

Поведенческие последствия: в данном случае дети пытаются подражать героям телепередач, телефильмов.

Установочные последствия: в характере проявления данных последствий играет большую роль реклама. Посмотрев рекламу, дети могут потребовать купить родителей ту или иную разрекламированную вещь, подчас не совсем нужную и дорогую.

Физиологические последствия: это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием телевидения. К примеру, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Телевизионная реклама может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном рефлексе и к блокированию альфа - волн, испускаемых мозгом. Ухудшается зрение, память.

Дети школьного возраста с ещё несформированным психическим и физическим здоровьем наиболее подвержены негативным воздействиям современного телевидения. Современное телевидение подчастую играет отрицательную роль в социализации детей школьного возраста: на экране телевизора ребёнок видит сцены убийств, насилия, человеческой жестокости, подлости и т.п. В этой связи можно опять напомнить о роли семьи в социализации ребёнка, т. К. одной из задач родителей является осуществление контроля за информацией, которую получают дети вне школы, например, дома и за способом получения этой информации. Современные родители должны понимать, что СМИ оказывают даже большее эмоциональное воздействие на ребёнка, чем первичные и вторичные агенты. К сожалению, дети могут неосознанно, подражательно выбрать социальную модель поведения какого-либо отрицательного телевизионного героя , жить в виртуальном мире, отрешаясь от реального.

Среди всех средств массовой информации наиболее значительным по масштабам, воздействующим на массовое и индивидуальное сознание , является телевидение. В связи с этим главная, первостепенная задача школы, родителей – прививать культуру тел есмотрения нашим детям , умение видеть в окружающем мире прекрасное , учить отличать добро от зла.

Читайте также: