Как идти на уступки другой стороне переговоров
Обновлено: 28.05.2024
Готовьте финальное соглашение на переговорах, когда все тщательно обсуждено:
- Отказ другой стороны от подписания на финальной стадии сильно ударит по вашей позиции.
- Последствия отказа от подписания должны быть просчитаны.
- Каждая сторона должна ясно знать и выражать свои цели.
- Все ваши замечания должны сопровождаться комментариями.
- Оппонент должен быть убежден, что ваше финальное предложение искренне.
- Оппонент должен иметь возможность на короткое время отложить ответ на предложение, чтобы обсудить его.
Недостатки:
- Другая сторона может захотеть еще уступок.
- Уступки в конце переговоров могут представить вашу позицию более слабой.
- Использование этой тактики в качестве основной может завести переговоры в тупик.
Делая уступки, оцените ситуацию:
- Насколько вы должны отступить.
- Как это соотносится с определенной предварительно частью соглашения.
- Каков результат в долгосрочной перспективе, что вы получаете взамен.
Помните:
1 — Компромисс
Соглашение, предполагающие нахождение некой средней позиции.
2 — Возможность другой стороне выбрать из двух альтернатив
3 — Предложение новых стимулов или санкций (нажим, давление)
- Может служить необходимым толчком для принятия соглашения.
- Попытки угроз усиливают восприятие вас как враждебного партнера.
- Новые стимулы могут резко изменить баланс на переговорах.
4 — Введение новых фактов и идей. Интенсификация дискуссии.
5 — Откладывание переговоров в патовой ситуации
- Позволяет каждой стороне обдумать, по какой причине не достигнуто соглашение.
- Все могут посоветоваться с консультантами.
- Могут измениться обстоятельства. Собраться вновь может быть все труднее.
Стимуляция финального предложения
Необходимо создать дружественную или располагающую обстановку.
Подчеркивание выгод для оппонента
- Помогает другой стороне увидеть выгоды в предложении, которое ранее, возможно, не рассматривалось как приемлемое.
- Создает ощущение ВЫИГРЫШ — ВЫИГРЫШ, раскрывать свои выгоды не обязательно.
Поощрение побуждения
Рассматривайте и любое конструктивное предложение оппонентов, даже если не намерены с ним соглашаться, тем самым вы:
- Формирует позитивное настроение
- Позволяет избежать критического настроя в отношении ваших предложений
- Препятствует противодействию с другой стороны
Если вы сильно давите на оппонента — после у него возникает ощущение, что его вынудили согласиться. Делайте упор на взаимных интересах и выгодах, избегая проигрыша оппонента.
Сохранение лица
Позвольте другой стороне сойти с маршрута Задавайте убеждающие вопросы типа:
- Повышает вероятность реального рассмотрения ваших предложений.
- Оппоненты будут чувствовать себя свободнее — не под прессом.
Делая финальное предложение:
Тем не менее, не очень спешите, двигайтесь к соглашению медленно.
Используйте фразы, усиливающие финальное предложение, такие как:
Итоги, перед заключением соглашения
Чего хотели и Чего достигли, проговорите, отмечая невербальные сигналы:
Уменьшите расхождения, насколько возможно. Зафиксируйте результат.
Лучшая форма: «Мы договорились об А, Б, В. Осталось только…
Учимся сближать позиции
Небольшие тактические уступки могут помочь прийти к взаимоприемлемому соглашению. Пример
П: — Я бы хотел отгрузки в пятницу. А не в понедельник
О: — Я не могу
П: — Почему?
О: — По причинам А, В, С.
П: — Если я решу вопрос А, сможете ли Вы забыть о С.
О: — Да, но В по-прежнему остается проблемой.
П: — Почему?
О: — Потому что есть причина Х.
П: — Могу я снять проблему Х уменьшением цены В?
О: — да.
Отгрузка в пятницу, а не в понедельник, при условии более раннего запроса о поставках и снижения цены В.
Готовим соглашение на переговорах — полезные советы
Отсрочка
Когда Вы уже готовы принять предложения оппонента спросите себя, почему Вы это делаете? Потому, что действительно с ними согласны, или потому, что больше нет времени на обсуждение? Если окажется, что причина — недостаток времени, возьмите небольшую отсрочку (или попросите перерыв).
Отсрочка — полезный тактический прием, но пользоваться им надо умело:
- Просить отсрочки для обдумывания вне стола переговоров можно достаточно часто (при этом все может выглядеть совершенно иначе).
- Будьте готовы предоставить отсрочку другой стороне.
- Но не затягивайте переговоры — отсрочка предназначена для обдумывания, а не для затягивания.
- Если Вы просите отсрочку — четко оговорите сроки возобновления дискуссии.
Пропишите соглашение на переговорах вместе
Обсудите сроки и условия действия договора.
- Длительность действия теряйте лицо — способ оплаты.
- Сроки оплаты и пр.
Пропишите совместно все принятые соглашения:
- Это более эффективно.
- Помогает лучше понять приоритеты другой стороны на будущее.
Совместное написание соглашения, это страховка на случай отказа. Отказаться от соглашения, в данном случае — потеря реноме компании.
Хорошее соглашение на переговорах, критерии:
Соглашение на переговорах, готовим подписание.
Поэтому, не откладывая:
- Запишите все договоренности.
- Придайте записям официальный вид и направьте для подписи оппонентам.
- Оговорите способ разрешения возможных проблем.
- Если подписание готовится не при личной встрече, правильнее использовать письменный способ коммуникации.
- Если на этой стадии заново начнется обсуждение ключевого вопроса — обсуждение других тоже пойдет на новый виток. Умейте вовремя умолкнуть, если решение принято.
Готовим договор для утверждения:
Подписание договора — полезные советы
Важное и ответственное время — между достижением устных договоренностей и подписанием соглашения
- Если другая сторона колеблется, посочувствуйте, скажите, что тоже волнуетесь.
- Напомните, как далеко вы продвинулись вместе.
- Если партнеры пытаются отказаться и взять слово назад, скажите, что это нечестно и вредит их репутации — их сочтут ненадежными партнерами.
- Упомяните, что данные переговоры, возможно, не последние в истории ваших отношений.
Тупик в переговорах
Если переговоры зашли в тупик, ваша задача уйти с достоинством.
Другая сторона покинула переговоры
Переговоры могут прерваться демонстративным уходом одной из сторон. Это необязательно означает, что они хотят прекратить переговоры — возможно, это тактический ход, рассчитанный на затяжку переговоров и получение дополнительных уступок. В любом случае, не позволяйте перерыву затягиваться, особенно, если отсутствие сделки хуже, чем то, что предполагалось.
2 — Постарайтесь решить вопрос сами, без апелляции к посторонней помощи:
- Если ушел один из членов команды, то обратитесь к его коллегам.
- Если ушла вся команда, пусть один из вас, имеющий наилучшее отношения с оппонентами, попробует их вернуть.
3 — Только если ничто не помогает, обратитесь к помощи третьей стороны.
Участие посредника
В случае, если без посторонней помощи не удается продвинуться вперед в переговорном процессе, можно рассмотреть возможность помощи посредника.
Посредник — лицо, при участии которого ведутся переговоры между сторонами (Нужда в посреднике возникает, если вы испробовали все ходы, а соглашение не достигнуто). Посредник пытается найти поле для компромисса и вывести переговоры из тупика. (Если обе стороны согласны и готовы к этому — значит, действительно хотят разрешить ситуацию).
Советы посредника рассматриваются обеими сторонами, но не являются обязательными к исполнению.
Посредник должен признаваться обеими сторонами как независимый и знающий — эксперт в данной области.
Арбитраж (разрешение споров)
Арбитраж — государственный орган, занимается разрешением спорных вопросов.
Если переговоры все же сорвались, возможно потребуется обращение в арбитраж.
Читайте также: