Как гражданами не осуществляется местное самоуправление референдум выборы митинг

Обновлено: 02.07.2024

Формы осуществления населением местного самоуправления - это совокупность закрепленных в законах правовых инструментов, с помощью которых население муниципального образования организует местное самоуправление и решает вопросы местного значения.

Местное самоуправления осуществляется населением:

4. В иных формах, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, к которым можно отнести митинги, демонстрации, шествия и пикеты по вопросам местного самоуправления.

Изучение этих форм (митингов и демостраций) не входит в программу краткого курса муниципального права, но отмечу, что правовое регулирование в этой области осуществляется:

Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",

Законом Архангельской области от 28.02.2006 N 149-9-ОЗ "О проведении публичных мероприятий на территории Архангельской области",

Вопрос 1. Формы непосредственного осуществления местного самоуправления.

1. Местный референдум — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого путем голосования.
Предусмотрен статьей 22 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, проживающие в границах муниципального образования.
Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования по инициативе:

- представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Если референдум предлагают провести граждане или общественные объединения, то они должны создать инициативную группу, которая установленным порядком регистрируется, после чего собирает подписи граждан в поддержку проведения референдума в количестве, установленной законом субъекта федерации.

Значительная часть местных референдумов проводилось по вопросам самообложения граждан. По результатам принимались решения о том, что граждане вносят в местный бюджет денежные средства (в среднем от 100 до 500 рублей) на ремонт уличного освещения, местных дорог, поддержание в порядке общественных территорий и т.п. Подавляющее большинство остальных местных референдумов проводились по вопросам о преобразовании муниципальных образований.

В тоже время, нельзя не отметить, что при надлежащей организации местный референдум может и должен стать реальной и действенной формой осуществления населением местного самоуправления, поскольку именно референдум позволяет реализовать интересы и волю большинства, а также вовлечь максимальное количество граждан в обсуждение и решение вопросов местного значения, от которых зависит наша повседневная жизнь. Отличные перспективы в этом направлении может предоставить использование электронного голосования, что сделает местный референдум менее затратным и значительно более доступным.

2. Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей МО в целях формирования выборных органов местного самоуправления и наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.
Предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

На муниципальных выборах избираются:

- выборные должностные лиц местного самоуправления (главы муниципальных образований).

Порядок проведения местных выборов определяется законом субъекта федерации, которым, в том числе, устанавливаются применяемые виды избирательных систем. Так депутаты представительного органа муниципального образования могут избираться:

- по мажоритарной системе, когда муниципальное образование делится на избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат;

- по пропорциональной системе, когда депутатами становятся представители партий, пропорционально количеству голосов, полученных этой партией на муниципальных выборах;

- по смешанной системе, когда часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по партийным спискам.

Конкретная избирательная система, применяемая в муниципальном образовании, определяется его уставом.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7.07.2011г. на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов не должна применяться пропорциональная избирательная система, чтобы депутатами не стали представители только одной победившей на выборах партии.

Что касается выборов глав муниципальных образований, то в 2014 году в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ были внесены изменения, позволилившие органам государственной власти субъектов РФ устанавливать порядок выборов глав муниципальных образований, который ранее определялся только уставами муниципальных образований.

Тем не менее, муниципальные выборы остаются важнейшим инструментом, с помощью которого население может осуществлять местное самоуправление. Даже если население крупных городов лишилось права избирать глав муниципальных образований (хотя в большинстве муниципальных образований такое право пока еще сохраняется), то никто не лишал нас прав участвовать в выборах местных депутатов, которые утверждают бюджет муниципального образования, принимают решения, определяющие порядок использования муниципальной собственности, и обязаны контролировать, как местная администрация эти решения выполняет. От этого зависит, какие у нас будут дороги, школы, детские сады, как будет работать общественный транспорт и ЖКХ.

Но если граждане не хотят использовать свое активное избирательное право, не ходят на выборы, не интересуются политикой (даже на местном уровне) то никаких позитивных изменений в жизни нашего города мы не дождемся. "Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой"!


3. Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления – это форма ответственности перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, выборного лица по воле избирателей.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

При этом на выборах главы муниципального образования, состоявшихся в 2013 году, Апатов победил, получив голоса всего 563 человек (40% участвовавших в выборах и 20% от всех избирателей). Данный пример убедительно показывает абсурдность требования о 50% пороге отзыва: чтобы стать главой муниципального образования Апатову достаточно было 20% голосов избирателей, а что бы его отозвать не хватило даже 48%.

4. Голосование по изменению границ (преобразованию) муниципального образования – это форма прямого волеизъявления населения, гарантирующая учет его мнения при решении вопросов об изменении границ и преобразованию муниципального образования.
Предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Осуществляется в случаях, предусмотренных ст.ст.12 и 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проводится в порядке, установленном:

5. Сход граждан – это форма прямого волеизъявления, посредством которой граждане решают вопросы местного значения в малочисленном поселении или в отдельном населенном пункте.
Предусмотрен статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Виды схода граждан:

1.Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа в малочисленном муниципальном образовании (в городском или сельском поселении):

- где проживает от 100 до 300 избирателей, если это предусмотрено уставом этого муниципального образования.

2.Сход граждан в отдельном населенном пункте, входящем в состав муниципального образования, по вопросам:

- изменения границ поселения или муниципального района, если изменение границ влечет отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого муниципального образования;

- организации местного самоуправления, в случае, если граждане этого населенного пункта намерены сформировать собственное муниципальное образование;

Должность старосты сельского населенного пункта введена в 2018 году и предусмотрена статьей 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Староста сельского населенного пункта:

- не является должностным лицом местного самоуправления или муниципальным служащим.

Главное отличие форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления от форм участия заключается в том, что голосуя на местном референдуме, на сходе, на муниципальных выборах и т.д., граждане принимают окончательные и обязательные для всех на уровне муниципального образования решения, или наделяют полномочиями депутата или главу муниципального образования, а формы участия населения в местном самоуправлении позволяют гражданам влиять деятельность органов местного самоуправления и на решение вопросов местного значения.

1. Правотворческая инициатива граждан – это правовой инструмент, позволяющий жителям муниципального образования внести в органы местного самоуправления проект муниципального правового акта.

Предусмотрена статьей 26 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом муниципального образования, а при отсутствии такового - в порядке Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

2. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

- на любых иных территориях проживания граждан.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. М ожет являться юридическим лицом и в этом случае подлежит государственной регистрации, как некоммерческая организация.

- порядок прекращения осуществления ТОС.

- избираются на собраниях или конференциях граждан, достигших 16 лет и проживающих на соответствующей территории;

- могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории и удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан.

3. Публичные слушания и общественные обсуждения.

Общественные обсуждения проводятся по проектам планов землепользования, застройки и благоустройства территории.

Отличие публичных слушаний от общественных обсуждений, заключает в том, что первые проводятся с непосредственным участием граждан, а вторые предусматривают использование Интернета, т.е. проводятся путем размещения соответствующей информации на сайте администрации муниципального образования с возможностью оставления отзывов граждан или их направления по электронной почте.

Порядок организации определяется уставом и/или нормативно-правовыми актами муниципального образования.

4. Собрание граждан.

Проводится для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц, и осуществления территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан вправе:

- избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

5. Конференция (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан.

Предусмотрена статьей 30 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Отличие собрания от конференции можно продемонстрировать на следующем простом примере. Если вы проводите собрание жильцов дома, то в нем должны участвовать все совершеннолетние граждане, а по вопросам ТОС - граждане, достигшие 16 летнего возраста. Если у вас на собрании присутствуют не все жильцы, а только по одному представителю от каждой квартиры - то это не уже собрание, а конференция (собрание делегатьв).

6. Опрос граждан.

Предусмотрен статьей 31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Проводится: - в порядке, определенном уставом или специальным нормативным актом муниципального образования;

- для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти;

- по инициативе государственных органов субъекта федерации при принятии решения об изменении целевого назначения земель.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

7. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Обращение - это предложение, заявление или жалоба, направленная в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в письменной форме или в форме электронного документа, а также устное обращение гражданина (на личном приеме).

Обращение должно содержать:

- если обращение нечитаемо, непонятен его смысл, или оно содержит оскорбления и нецензурные выражения, то ответ не дается, о чем заявителю в течение 7 дней направляется уведомление;

- если в обращении обжалуется судебное решение, то оно возвращается в тот же срок заявителю с разъяснением порядка обжалования;

- если ответ на аналогичное обращение уже размещен на официальном сайте, то заявителю в тот же срок направляется ссылка на этот сайт;

- во всех остальных случаях обращение рассматривается по существу в срок не более 30 дней с направлением ответа заявителю. При этом, на обращения, поступившие по электронной почте ответ направляется на указанный в обращении электронный адрес.

Продление срока рассмотрения обращения допускается:

- с обязательным уведомлением заявителя.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей. (Статья 5.59 КоАП РФ).

Правовое регулирование рассмотрения обращений может осуществляться нормативно-правовыми актами местного самоуправления.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.

при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Качерова А.Н. на решение Магаданского областного суда от 31 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании пункта 2 решения Избирательной комиссии Магаданской области от 10 марта 2016 года N 147-2-5 "О регистрации инициативной группы референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Теньковский городской округ" и обязании Избирательной комиссии Магаданской области устранить допущенное нарушение.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

25 марта 2015 года Магаданской областной Думой принят и 8 апреля 2015 года губернатором Магаданской области подписан Закон Магаданской области N 1887-ОЗ "О преобразовании муниципальных образований "поселок Усть-Омчуг", "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" путем их объединения с наделением статусом городского округа". Данный Закон вступил в силу 1 мая 2015 года (пункт 1 статьи 5 этого Закона).

Согласно пунктам 1 - 4 статьи 1 указанного Закона Магаданской области муниципальные образования городское поселение "поселок Усть-Омчуг" и сельские поселения "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" в границах Тенькинского района преобразованы путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование, которое наделено статусом городского округа и считается созданным со дня вступления в силу настоящего Закона. Вновь образованному муниципальному образованию установлено официальное наименование "Тенькинский городской округ".

10 марта 2016 года Избирательной комиссией Магаданской области принято решение N 147-2-5 "О регистрации инициативной группы референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Тенькинский городской округ".

Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума в муниципальном образовании "Тенькинский городской округ" Качеров А.Н. обратился в суд с административным иском о признании пункта 2 вышеуказанного решения избирательной комиссии незаконным и обязании устранить допущенное нарушение, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что избирательная комиссия обязана была рассмотреть ходатайство с разрешением его по существу, приостановление рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума не регламентировано действующим законодательством, и уклонение от принятия решения о регистрации инициативной группы нарушает конституционное право истца на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Решением Магаданского областного суда от 31 мая 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Качеров А.Н. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В силу статей 12, 130 (части 1, 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен статьей 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой избирательная комиссия соответствующего уровня, действующая со дня обращения инициативной группы по проведению референдума в качестве комиссии референдума, направляет ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 этого Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 этого Федерального закона, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

В соответствии с Законом Магаданской области "О преобразовании муниципальных образований "поселок Усть-Омчуг", "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" путем их объединения с наделением статуса городского округа" с 1 мая 2015 года образовано новое муниципальное образование "Тенькинский городской округ".

Согласно статье 4 названного Закона Магаданской области при отсутствии инициативы граждан, предусмотренной статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Тенькинский городской округ" определяется Собранием представителей Тенькинского городского округа первого созыва (пункт 2).

В случае отсутствия инициативы граждан, предусмотренной статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" первый глава Тенькинского городского округа избирается Собранием представителей Тенькинского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию Тенькинского городского округа (подпункт 2 пункта 3).

Выборы депутатов Собрания представителей Тенькинского городского округа проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, образованным на территории вновь образованного муниципального образования в порядке, установленном статьей 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; а в соответствии с пунктом 5 статьи 24 данного Федерального закона полномочия избирательных комиссий муниципальных образований "Тенькинский район", "поселок Усть-Омчуг", "поселок Омчак", "поселок им. Гастелло", "поселок Мадаун" прекращаются досрочно (пункты 4 и 5).

Статьей 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрен местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, порядка избрания главы муниципального образования в случае образования нового муниципального образования в результате преобразования существующего муниципального образования (часть 5).

Проведение местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования, которую жители муниципального образования вправе выдвинуть в течение одного месяца после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования (абзацы 2 и 3 части 5 статьи 34 указанного Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Магаданского областного суда от 13 августа 2015 года по заявлению Качерова А.Н. - уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования "Тенькинский городской округ" - признано незаконным постановление Избирательной комиссии Магаданской области от 15 июня 2015 года N 95/357 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. На Избирательную комиссию Магаданской области возложена обязанность по направлению ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального образования "Тенькинский городской округ" в представительный орган муниципального образования - Тенькинское районное Собрание представителей для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2015 года решение суда в части возложения обязанности на избирательную комиссию по направлению ходатайства инициативной группы для ее регистрации в представительный орган муниципального образования для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отменено, в остальной части решение оставлено без изменения.

В последующем, избирательная комиссия ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума муниципального образования "Тенькинский городской округ" и документы, приложенные к нему, 1 февраля 2016 года направила повторно в Магаданскую областную Думу для проведения проверки на соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Магаданская областная Дума 18 февраля 2016 года документы, представленные Избирательной комиссией Магаданской области, возвратила по тому основанию, что данный вопрос не входит в компетенцию Магаданской областной Думы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал правильный вывод о том, что на момент принятия избирательной комиссией оспариваемого решения порядок инициирования, назначения и обеспечения проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Законом Магаданской области от 22 декабря 2006 года N 787-ОЗ "О местном референдуме" не урегулирован, и Избирательная комиссия Магаданской области в отсутствие заключения Магаданской областной Думы не вправе была принимать решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума либо отказе в ее регистрации. Указанный вывод суда в полной мере согласуется с требованиями статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с вышеуказанным выводом суда.

Также Судебная коллегия соглашается и с выводом суда об отсутствии нарушения прав и законных интересов Качерова А.Н. на участие в референдуме граждан Российской Федерации оспариваемым решением избирательной комиссии, поскольку это решение не затрагивает вопроса проведения или непроведения референдума. Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно протоколу собрания инициативной группы по проведению местного референдума в муниципальном образовании "Тенькинский городской округ" от 24 мая 2015 года N 1 Качеров А.Н. избран уполномоченным представителем инициативной группы, и им подан административный иск, как уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, оспариваемое решение избирательной комиссии касается бездействия избирательной комиссии по регистрации инициативной группы, следовательно, затрагивает интересы инициативной группы.

Вывод суда о нарушении административным истцом установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневного срока обращения в суд, который судом исчислен с момента получения уполномоченным оспариваемого решения 17 марта 2016 года и подачи иска 22 апреля 2016 года, не обоснован, поскольку уклонение от принятия решения является длящимся нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме, по настоящему делу подлежит применению общий трехмесячный срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Однако наличие данного вывода не является основанием к отмене решения суда с учетом правильности выводов суда об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения избирательной комиссии.

При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Качерова А.Н. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Магаданского областного суда от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Качерова А.Н. - без удовлетворения.

Читайте также: