Как готовить индивидуальный проект пособие для школьников

Обновлено: 28.06.2024

В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них универсальных учебных действий, направленных на всестороннее развитие личности обучающегося.

Одним из средств раскрытия и развития способностей обучающихся является проектная деятельность.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность, как один из базовых компонентов учебной деятельности в условиях реализации ФГОС, позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала.

Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.

ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности и оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ).

Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую или иную).

Целями выполнения индивидуального итогового проекта (ИИП)являются:

• Продемонстрировать выпускникам способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

• Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.

• Сформировать у учащегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

• Оценить у учащегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.

• Определить уровень сформированности у учащегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Задачами выполнения ИИП являются:

• Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

• Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.

• Формирование и развитие навыков публичного выступления.

• Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).

Программа факультатива рассчитана на 34 часа, кружка – 72 часа. Учебные курсы реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подход. В 8 классе каждый обучающийся во внеурочное время осуществляет работу над 1 проектом.

Разработан локальный акт - Положение об итоговом индивидуальном проекте, с которым ознакомлены и обучающиеся, и их родители.

С учетом мнения обучающихся, а также выбранным профилем их дальнейшего обучения (в средне-специальных учебных заведениях, были определены руководители проектов.

Главная задача – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию, правилами оформления (рукописи проекта) и требованиями к защите проекта (публичному выступлению, требования к презентации); с критериями оценивания проекта.

Руководители проектов контролируют ход выполнения ИИП, оказывают консультационную поддержку обучающимся, обеспечивают доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.

формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация.

Основная цель факультатива и кружка познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Программы нацелены на достижение личностных и метапредметных результатов.

Результаты освоения программ:

- личностные результаты: самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

- умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретение коммуникативных умений, работая в группах; развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развитие системного мышления; вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность;

- ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении;

- реализация потенциала личности.

- ставить и формулировать для себя новые цели в учебной и познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей; корректировать свои действия в сложившейся ситуации;

- умение оценивать правильность выполнения учебных задач;

- принятие решение и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;

- умение создавать, применять символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

- поиск информации и понимание прочитанного;

- умение формулировать, аргументировать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

- обращение с устройствами ИКТ.

1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.

2. Практическая индивидуальная работа.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Прикреплённые файлы:

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Методические рекомендации для 10 класса. Индивидуальный проект.

Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

подготовительный

  • определение руководителей проектов;
  • поиск проблемного поля;
  • выбор темы и её конкретизация;
  • формирование проектной группы;

поисковый

  • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
  • определение и анализ проблемы;
  • постановка цели проекта;

аналитический

  • анализ имеющейся информации;
  • поиск информационных лакун;
  • сбор и изучение информации;
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
  • анализ ресурсов;

практический

  • выполнение запланированных технологических операций;
  • текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

презентационный

  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;
  • изучение возможностей использования результатов проекта;

контрольный

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта.

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет с учетом замысла и индивидуального подхода.

Это поможет легко сформировать список использованной литературы при завершении работы.

Собрав и изучив информационные источники и практический материал, обучающийся приступает к написанию индивидуального проекта. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания обучающийся использует весь имеющийся у него запас знаний и умений и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных предметов.

Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.

Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к содержанию проектов традиционным является следующий:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

На титульном листе индивидуального проекта указывается наименование учебного заведения, дисциплина, фамилия и инициалы обучающегося, тема, фамилия и инициалы руководителя (Приложение 4).

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список информационных источников, приложения. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 2).

Во введении индивидуального исследовательского проекта указывается цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, также может указываться гипотеза, теоретическая и практическая значимость исследования.

Раздел 1 индивидуального проекта - это теоретический раздел, Теоретическая глава должна отражать все многообразие мнений по рассматриваемой проблеме.

Раздел 2 индивидуального проекта - это результаты исследования.

Результаты исследования в виде таблиц, графиков, диаграмм. Материал этого раздела базируется на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материалов по теме исследования, техническая разработка, подробное описание структуры программы, созданной на одном из языков программирования.

Работая над основной частью индивидуального проекта, учащийся должен знать, что общим правилом для любой научной работы является доказательность высказываемых утверждений.

Утверждения, приводимые в индивидуальной работе, необходимо обосновать, подкрепить цифрами, фактами или цитатами.

РАЗДЕЛ 3 (необязателен и зависит от выбранной темы проекта)

Раздел 3 индивидуального проекта — это предложения (рекомендации) по совершенствованию исследуемой проблемы. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем.

В заключении индивидуального проекта учащегося отражаются выводы по проведенному исследованию; анализируется, достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи.

Здесь в сжатой форме дается общая оценка полученным результатам исследования, реализации цели и решения поставленных задач. Заключение включает в себя обобщения, краткие выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, положительные и отрицательные моменты в развитии исследуемого объекта, предложения и рекомендации по совершенствованию его деятельности.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В списке информационных источников указывается перечень печатной литературы и адреса электронных ресурсов, использованные при написании проекта.

К приложениям относится весь вспомогательный материал, который не вошел в основную работу из-за своего большого объема. К нему можно отнести таблицы данных, полученных при исследовании, инструкции, иллюстрации, помогающие лучше понять излагаемый учащимся материал и примеры различных документов. Так же приложением можно считать мультимедийную презентацию, все слайды которой распечатаны и приобщены к проекту.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен (таблица 2). Все листы проекта и приложения следуют переплести.

Таблица 2 - Требования к оформлению индивидуального проекта

Содержание требования

НЕ менее 4 страниц компьютерного текста.

Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4

Отступ красной строки

С левой стороны — 30 мм,

с правой — 10 мм,

- сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют,

- проставляется со второй страницы,

- порядковый номер страницы ставится внизу по середине строки в нижнем колонтитуле.

Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников

С новой страницы заглавными буквами по центру жирным шрифтом, в конце точка не ставится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Структура проекта" для обучающихся 10 класса по пр6дмету "Индивидуальный проект". Материал поможет обучающимся понять структуру проекта и выбрать и помочь в выборе продукта проекта. В презентации также имеются задания на Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)?

СТРУКТУРА ПРОЕКТА Автор: Вагу Мария Викторовна, учитель истории и обществознания, ГБОУ № 181 Санкт-Петербурга

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Автор: Вагу Мария Викторовна, учитель истории и обществознания, ГБОУ № 181 Санкт-Петербурга

Как назвать то, чем собираешься заняться(проект)? Метафорическое название (звучит ярко и образно) Описательное название (является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе) Требования к названию проекта 1.Точность. 2.Лаконичность 3.Правильное стилевое оформление. 4.Оптимальный вариант –7-9 слов.

Как назвать то, чем собираешься заняться(проект)?

Метафорическое название (звучит ярко и образно)

Описательное название (является более конкретным и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе)

Требования к названию проекта

3.Правильное стилевое оформление. 4.Оптимальный вариант –7-9 слов.

Актуальность проблемы -описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка , краткий анализ ее изученности.

Актуальность проблемы

-описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка , краткий анализ ее изученности.

Как определить объект и предмет проекта? Объект проекта - то, что изучается (процесс, явление. ) Предмет проекта - то, что в этом объекте получает объяснение.

Как определить объект и предмет проекта?

Объект проекта - то, что изучается (процесс, явление. )

Предмет проекта - то, что в этом объекте получает объяснение.

Как определить цели и задачи? Цель проекта -его продукт Задачи -содержательная, методическая и организационная конкретизация цели; формулировка того, что нужно сделать, чтобы достичь цели

Как определить цели и задачи?

Цель проекта -его продукт

Задачи -содержательная, методическая и организационная конкретизация цели; формулировка того, что нужно сделать, чтобы достичь цели

Как определить цели и задачи? Ошибки в определении цели проекта: • Неудачная формулировка. • Процессная формулировка. •Принципиальная и \или практическая недостаточность. Ошибка в определении задач проекта–чрезмерная детализация

Как определить цели и задачи?

Ошибки в определении цели проекта:

• Процессная формулировка. •Принципиальная и \или практическая недостаточность.

Ошибка в определении задач проекта–чрезмерная детализация

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)? Цель определяет вектор движения для всех и для каждого. Аристотель

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)?

Цель определяет вектор движения для всех и для каждого.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)? Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования, сформулирована проблема последующего исследования. Необходимо сформулировать цель предварительного исследования для разрешения проблемы.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)?

Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте

исследования, сформулирована проблема последующего исследования.

Необходимо сформулировать цель предварительного исследования для разрешения проблемы.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)? South and North America are washed by the Atlantic Ocean and the Pacific Ocean. Kazan is situated on the Volga River. China is washed by the Yellow Sea. Вариант ответа Проблема: почему одни географические названия употребляются с артиклем, а другие — без артикля? Цель: определить закономерности употребления определенного артикля с географическими названиями.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)?

South and North America are washed by the Atlantic Ocean and the Pacific Ocean.

Kazan is situated on the Volga River.

China is washed by the Yellow Sea.

Вариант ответа

Проблема: почему одни географические названия употребляются

с артиклем, а другие — без артикля?

Цель: определить закономерности употребления определенного

артикля с географическими названиями.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)? Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растений в почве и всасывания воды с растворенными минеральными ве- ществами. Однако встречаются растения, которые корней совсем не имеют. Вариант ответа Проблема: как существуют растения, не имеющие корней? Цель: изучить приспособленность растений, не имеющих корней, к условиям окружающей среды.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)?

Большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления

растений в почве и всасывания воды с растворенными минеральными ве-

ществами. Однако встречаются растения, которые корней совсем не имеют.

Вариант ответа

Проблема: как существуют растения, не имеющие корней?

Цель: изучить приспособленность растений, не имеющих корней,

к условиям окружающей среды.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)? Нерадивый лаборант поленился приготовить растворы солей к новому учебному году. На практической работе по химическим свойствам солей учащиеся видели непредусмотренные эффекты реакций: при взаимо- действии водных растворов хлорида алюминия и карбоната натрия выделялся газ и выпадал осадок. Вариант ответа Проблема: почему учащиеся видели непредусмотренные эффекты реакций? Какие химические процессы происходили при проведении данной практической работы? Главное: выпадение осадка происходит совместно с выделением газа. Цель: исследовать процессы совместного образования осадка и газа при взаимодействии солей различного состава.

Формулирование цели на основе поставленной проблемы (контекста)?

Нерадивый лаборант поленился приготовить растворы солей к новому

учебному году. На практической работе по химическим свойствам солей

учащиеся видели непредусмотренные эффекты реакций: при взаимо-

действии водных растворов хлорида алюминия и карбоната натрия

выделялся газ и выпадал осадок.

Вариант ответа

Проблема: почему учащиеся видели непредусмотренные эффекты

реакций? Какие химические процессы происходили при проведении

данной практической работы?

Главное: выпадение осадка происходит совместно с выделением газа.

Цель: исследовать процессы совместного образования осадка и газа

при взаимодействии солей различного состава.

Как правильно сформулировать гипотезу?? Гипотеза—научно обоснованное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения.

Как правильно сформулировать гипотезу??

Гипотеза—научно обоснованное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения.

Описание проекта При описание проекта учти: • Цель, задачи • Этапы, методы и формы деятельности. • Основные мероприятия. • Механизм контроля. • Описание партнёров проекта. •Подробное описание действий исполнителей. • Наиболее важные результаты.

Описание проекта

При описание проекта учти:

• Этапы, методы и формы деятельности.

• Описание партнёров проекта. •Подробное описание действий исполнителей.

• Наиболее важные результаты.

Этапы и календарный план • Подготовительный этап • Этап реализации • Итоговый этап

Этапы и календарный план

Выбери продукт для своего проекта: Web-сайт, атлас, видеофильм, видеоклип, электронная газета, электронный журнал, коллекция, дизайн-макет, сценарий, музыкальное произведение, мультимедийный продукт

Выбери продукт для своего проекта:

Выбери продукт для своего проекта:

Как ещё могут использоваться полученные продукты проектной деятельности?

Проектная папка включает:

1. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное

пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Ста-

цунова. — СПб. : КАРО, 2019. — 104 с.

2. Индивидуальный проект


-75%

Лора Кравченко

Уже несколько лет “Гуманитарно-юридический лицей №86” города Ижевска работает в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования и мы можем подводить промежуточные итоги в плане выполнения сформулированных в них требований. С 2016 года организуем работу учащихся 9-х и 10-х классов над индивидуальным проектом, и за эти годы накопили определенный опыт, которым многие педагоги просят поделиться.

Для начала позволю себе длинную цитату из документа 1 (пункт 11)

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Итак, наши учащиеся работают над индивидуальным проектом дважды: в 9-м и 10-м классах. Приветствуется продолжение работы в 10-м над темой, выбранной в 9-м классе. Но это не обязательно. Обучающийся может работать над совершенно разными проектами в разных предметных областях или метапредметным проектом.

Сроки: на выполнение проекта отводится 4 месяца, с сентября по декабрь.

Сентябрь - учащиеся определяются с идеей и темой проекта (ограничений в тематике нет), выбирают научного руководителя (учителя-предметника). Выбор за учеником. Учителей, сопровождающих учеников в их проектной и исследовательской деятельности не очень много, поэтому количество обучающихся, прикрепленных к одному педагогу регулируется заместителем директор по науке.

Октябрь-ноябрь - основная работа над проектом.

Ноябрь (первая половина) - предзащита проекта.

Декабрь (вторая половина) - защита проекта.

Январь (вторая половина) - повторная защита для тех, кто не смог по уважительным причинам попасть на первую.

Исключения: если ученик аргументирует просьбу продления срока проекта (проект долгосрочный, требует длительной обработки информации), то администрация всегда идет на встречу и продлевает срок работы над проектом согласно объему работы ученика. Но не более 1 учебного года.

Учебным планом отводится 1 час в неделю на электив “Проектная деятельность”, на котором школьники знакомятся с этапами проектной деятельности или повторяют изученное ранее, и работают над проектом. Нужно отметить, что времени, отведенного учебным планом, конечно, не хватает, и значительную часть работы обучающиеся выполняют самостоятельно во внеурочное время.

После организационного собрания ученики выбирают направление работы, тему проекта и тьютора, который будет их сопровождать. Тьюторов может быть и несколько, если проект межпредметный. В 2019 году одну исследовательскую работу по архитектурным особенностям г. Ижевска в 30-50-е годы сопровождали три тьютора: два учителя лицея (учитель искусства и методист, наставник проектов), а также учитель истории из сопредельного государства. Интересный опыт, который требует, возможно, отдельного поста. В локальном акте лицея есть пункт о том, что тьютором может являться не только школьный учитель, но и педагог дополнительного образования, тренер, а также родители. Иногда ученик настаивает на самостоятельной работе над проектом, и это не запрещено. Мы стараемся давать школьникам как можно больше свободы выбора. Но справедливости ради нужно признать, что проекты, выполненные не под руководством педагога-профессионала, практически всегда слабые, а иногда и очень слабые, такие, что ученик вынужден приходить на повторную защиту несколько раз.

Выбор темы и тьютора сопровождается подписанием информационного документа , в котором прописаны сроки выполнения всех этапов проекта. Этот документ подписывают ученик, один из его родителей и тьютор(ы). Копия остается ученику, а оригинал передается заместителю по НМР для дальнейшей работы.

Дальше начинается самый непростой этап, когда кажется, что времени еще очень много и можно не торопиться. Тут решающим фактором является грамотное сопровождение тьютора, который включается в работу с учениками. Каждый учитель решает для себя самостоятельно, как ему работать со школьником: кто-то делает это только в очной форме после уроков, кто-то выносит общение в сеть. Самым удачным вариантом, на наш взгляд, является сопровождение проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения. Это значит, что основные теоретические знания и небольшую практическую часть ученик получает и выполняет на элективном курсе, а остальной объем работы - в сети.

image

Для сопровождения проектной и исследовательской деятельности создана виртуальная среда, основной частью которой является социальная сеть "ВКонтакте". В группе “Индивидуальный проект”, выложены все необходимые для ребят учебные и информационные материалы. Навигация в группе организована с помощью графического меню, поэтому что найти все документы достаточно легко.

Обсуждения текущих вопросов сейчас происходят в беседах. Например, для учащихся, работающих над проектами по физике или межпредметными проектами с тьютором - автором статьи, созданы сразу несколько бесед “ВКонтакте”. Сейчас это очень удобный инструмент, так как беседа позволяет сохранять и быстро находить все вложения, отправленные школьникам: ссылки на документы, фото, аудио и видео материалы.

Непосредственная работа над проектом ведется параллельно в нескольких направлениях: самостоятельная работа ученика (поиск и обработка информации, выполнение некоторой практической части работы), работа с тьютором в онлайн-документе и работа над практической частью в школьной лаборатории.

На этапе планирования работы: написания цели, задач проекта, выбора объекта и предмета исследования (тут у ребят всегда сложности), выбора методов исследования - ученик переходит к работе в гугл-документе с доступом по ссылке. Часто именно гугл-документ является основной площадкой для взаимодействия наставника с учеником вне учебного заведения. Здесь тьютор видит, что делает обучающийся, на каком этапе он находится, какие испытывает затруднения. Тьютор может оставлять комментарии, а может писать просто в самом документе свои соображения. Иногда достаточно полчаса совместной работы вечером, чтобы ученик понял, как выйти из затруднений и двигаться дальше. Шаблон такого документа можно увидеть по ссылке

Таким образом, в школьной лаборатории ученик делает только экспериментальную часть, если она необходима. Всю остальную работу - в сети.

Естественно, оформление результатов проекта также происходит в общем гугл-документе. Можно работать в синхронном или асинхронном режиме. Вся история правок сохраняется и можно вернуться к любой из версий в любой момент. В конце работы все комментарии убираются, документ оформляется согласно требованиям локального акта лицея, добавляется титульный лист и распечатывается.

Видео - рассказ об организации проектной и исследовательской деятельности в технологии смешанного обучения:

За месяц до защиты проектов проводится предварительная защита. На нее обучающиеся приходят с теми материалами, которые уже есть на данный момент. За 3 мин они озвучивают название работы, цель, задачи и показывают уже выполненный объем. Учителя, слушающие ребят, дают советы, как улучшить работу, указывают на недостатки, помогают решить любые проблемы, возникшие в ходе работы.

К защите ученик должен подготовить:

  1. текстовую часть работы ( требования к работе );
  2. продукт (в исследовательских проектах продукта может не быть);
  3. презентацию к выступлению.

Защита проектов происходит по секциям в несколько дней. Комиссия состоит из трех человек - учителей различных профилей. Регламент на защите выдерживается жестко: 5 мин - доклад, 3 мин - вопросы. На защиту приглашаем и родителей защищающихся лицеистов.

После слушаний выставляются баллы согласно критериям и ученик получает "зачет" (от 50-ти баллов). максимальный балл - 100. Если учащийся получил "незачет", то обязан доработать проект и прийти на повторную защиту через 1,5-2 недели. При этом, родители получают уведомление о неудовлетворительном результате ребенка.

защита проектов

На фото один из членов комиссии рассматривает продукт проекта - фотоальбом с фотографиями, выполненными различными фотоаппаратами - от пленочного до цифрового

Учащимся, чьи работы получили 90 баллов и выше, комиссия рекомендует принять участие в научно-практической конференции школьников “Шаг в науку”, которая проходит в лицее в конце февраля. Часто бывает, что из небольшой проектной работы вырастает глубокое исследование, которое позже ученик представляет на различных Всероссийских конференциях и конкурсах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  1. Откуда брать темы для проектов, исследования?

Лучше всего отталкиваться от интересов ребенка, поэтому сначала выясняем, что ему интересно, потом под этот интерес либо он сам выдвигает, либо учитель предлагает темы. Например, в начале этого года паренек подошел с полным непониманием, что ему делать. На вопрос “что он любит?” ответил “играть в компьютерные игры” (как неожиданно!) Тут же предлагаю интерес перенести в проектную деятельность, изучить тему образовательных мобильных приложений. Найти в сети мобильные образовательные игры, поиграть в них немного, найти достоинства и недостатки, создать таблицу, классифицировать игры, проверить собственные знания и знания одноклассников, и дать совет геймера, стоит ли в них играть, чтобы повысить качество знаний. Чем не проект? И работа у мальчишки получилась.

2. А с гуманитарными предметами как быть? Там лишь рефераты получатся? Какие там методы исследования, только опрос?

Конечно же нет. Да и реферативные работы запрещены в нашем лицее (вполне возможно, что в других учебных заведениях такого запрета нет). Честно говоря, я иногда жалею, что не гуманитарий, потому что темы для гуманитарных проектов можно выбрать просто захватывающие! Думаю, читателям не надо напоминать, что проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата.

Итак, какой может быть проблема при изучении русского или иностранного языка? Проблема чтения и понимания текста школьниками существует? Программы по литературе и истории не имеют точек соприкосновения - это проблема? Недостаток материалов с национальными особенностями - существует такая проблема?

Имея сформулированную проблему, можно нанизать целую “гирлянду” тем для проектов: историческая канва литературных произведений (изучи исторический период, который описывается в произведении, проведи параллели, найди причины, почему герои поступают именно так, возможно на них влияют конкретные исторические события, создай ленту времени, на которой отобрази исторический и литературный ряд, проанализируй полученный результат); виртуальные экскурсии по… (собери информацию, отсортируй, создай свой видеоряд, озвучь, сними, смонтируй фильм); русские сказки на английском (татарском, удмуртском…) языке (выбери любимые сказки первоклассников вашего лицея, переведи, запиши аудио файл, подбери видеоряд, возможно, из рисунков самих первоклассников, проведи занятие, используя полученный продукт). Этот ряд примеров можно продолжать бесконечно.

3. Что делать, если нет научности в проекте?

Давайте вернемся к цитате, приведенной мною в начале текста. Прочитайте этот текст внимательно еще раз. Где-нибудь упоминается термин “научный”? Нет, речь идет об учебных проектах. Обратите внимание на то, что должны отражать результаты выполнения индивидуального проекта, какие навыки. И вы увидите, что речь идет о навыках, необходимых каждому человеку в любой сфере деятельности, чтобы быть успешным. А научностью пусть занимаются научные центры ;)

4. Как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться наставниками в проектной деятельности?

Это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по простому пути: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам НПК и конкурсов). В каждом коллективе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

На этом останавливаюсь. Тема эта бесконечна, статья может превратиться в нечитаемую из-за ее размера.

Большое спасибо Татьяне Серовой за мотивацию к написанию этой статьи и за неубывающий интерес к теме проектной деятельности в школе.

Отвечу на любые вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в школе, так как за пределами этой статьи их осталось много.

Читайте также: