Как фома аквинский обосновывает право устранения тирана

Обновлено: 16.06.2024

Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Его политические и правовые взгляды изложены в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и ряде других сочинений.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку.

С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться. В целом, Августин отстаивает идею верховенства церкви над государством.

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство — христианское государство.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

Греховность земной государственно-правовой жизни (отношений и установлений в "земном граде") проявляется, согласно Августину, в господстве "человека над человеком", в существующих отношениях управления и повиновения господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет "естественным порядком" человеческой жизни. В этом смысле "естественным" (для жизни "по человеку") оказывается и рабство, хотя оно и противоречит первоначально созданной богом человеческой природе и жизни "по Богу".

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ФОМЫ АКВИНСКОГО

В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев с новым идеологическим обоснованием феодализма выступил крупнейший идеолог католицизма доминиканский монах Фома Аквинский (1225 или 1226—1274).

Фома рассматривает философию как служанку богословия (ancilla theologiae). Он за активное вторжение церкви в философию и науку, против концепции "двух истин", дававшей известный простор поиску "земной истины", низшей по отношению к истине "небесной" (постигаемой откровением и верой), но не зависящей от нее, а порой даже и приходящей с ней в противоречие.

Согласно учению Фомы мир основан на иерархии форм (от бога — чистого разума — к духовному миру и, наконец — к материальному), из которых высшие формы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и другим светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Достаточно практично для своего времени Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона человеческого другим видам законов. Как быть, если правитель предписывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким предписаниям, поскольку сохранение общежития основано на господстве и подчинении; не исключено также, что произвольные действия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление — грех. "Ведь Петр учит нас смиренно подчиняться не только добрым и честным, но даже, — как сказано во втором послании Петра, — дурным господам".

Если, однако, произвол правителей по отношению к подданным хотя и не одобряется, но и не влечет никаких последствий, то, согласно учению Фомы, иначе обстоит дело при произвольных действиях власти, противоречащих божественному закону.

Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по существу — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для обоснования теократических притязаний католической церкви. Подчинение светских феодалов божественному закону, настойчиво подчеркивал Фома, особенно важно в деле защиты религии.

Воспроизведя аристотелевскую классификацию форм государства (монархия, аристократия, полития; тирания, олигархия, демократия), Фома придает значение лишь некоторым из этих форм. Основным признаком государственной власти является право издания законов. Так, в аристократии источником права является мнение юристов, в олигархии — судебная практика. В правильных формах существует законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных попирается то и другое.

Монархия — наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. "Наилучшим образом управляется то человеческое множество, которое управляется одним, — пишет Фома, — это подтверждается на опыте. Ибо провинции или города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами и пребывают в волнении, не зная мира".

Республику Фома считает государством, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающей путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры. Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещаниям ему "наивысшей награды от бога", полагающейся добродетельному и справедливому царю.

5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского:

Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

Подведем итог:

Мировоззрение европейцев в Средние века полностью определялось христианством. Всё сущее являлось творением Б-га, а, следовательно, и общественное устройство толковалось как угодное Б-гу (нет власти не от бога), церковь при этом ставилась выше светской власти, а папа римский претендовал на главенство общеевропейское.

В то же время христианство привнесло новые идеи в пришедшую из античных времен философскую мысль. Прежде всего, изменился взгляд на человека. Если в философии древних он был одним из созданий, существовавших в космосе наряду с другими, то в Средние века утвердилось иное понимание: человек — главное творение Б-га, оно бесконечно ценнее любого другого земного творения.

В представлениях древних греков добродетель была важна сама по себе; христианство, исходя из идеи первородного греха человека и его будущего спасения, стало рассматривать добродетельную жизнь как путь к этому спасению. На смену распространенным в греко-римском мире взглядам на историю как циклический круговорот пришло осознание линейного (направленного к Судному дню) характера истории.

Первый вопрос – Логикотеоретическая основа политикоправового учения Фомы
Аквинского.
Второй вопрос – Содержание
правового учения Фомы
Аквинского.
Третий вопрос – Программная
часть учения Фомы Аквинского.

3. 1. Логико-теоретическая основа политико-правового учения.

Фома развивает свою политическую теорию в
рамках теоцентристской картины мира,
опираясь на идеи Аристотеля. Он
предложил синтез католической веры и
философии Аристотеля.

5. Биография Фома Аквинский 1225/1226г. - 1274 г.

-
итальянский католический философ,
доминиканский монах.
Родился в семье графа
Ландольфо, которому
принадлежал домен
(поместье) в окрестностях
города Аквино
(Ломбардия).
Получил имя Томазо, или,
по-гречески, Фома.

Сначала учился в школе при аббатстве,
затем в университете Неаполя,
основанного Фридрихом II.
В Неаполе сблизился с
доминиканцами - нищенствующими
монахами, и стал одним из них,
отказавшись от графского титула.
Фридрих II
Неаполитанский университет
имени Фридриха II

7 марта 1274 г. по пути в Лион,
куда он направлялся по приказу
папы Григория X для участия в
Соборе, Фома Аквинский
умер, канонизирован 18 июля
1323 г. В 1368 г. его останки
были перенесены в Тулузу.

9. 2. Содержание правового учения.

Политическое учение Фомы Аквинского
посвящено рассмотрению трех важнейших
проблем:
1. Взаимоотношению церкви и
государства;
2. Проблеме тираноубийства;
3. Идеальной форме правления.

10. 2.1. Церковь и государство.

11. 2.1. Церковь и государство.

12. 2.2. Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться тирану?
Фома высказывал следующие аргументы против
тираноубийства:
1) после убийства тирана может прийти новый
тиран, который будет еще свирепее;
2) убийство тирана не соответствует
апостольскому учению. Апостол Петр считал, что
нужно смиренно подчиняться не только добрым,
но и злым господам.

13. 2.3. Идеальная форма правления

Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления
государства:
монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию,
демократию.
Таблица: Политические взгляды Аристотеля и Фомы
Аквинского

14. 2.3. Идеальная форма правления

15. 2.3. Идеальная форма правления

16. 2.3. Идеальная форма правления

17. 2.3. Идеальная форма правления

18. 2.3. Идеальная форма правления

Соотношение позитивного человеческого закона и
естественного закона.
Позитивный человеческий закон должен соответствовать
естественному закону (lex naturalis). Принудительное
осуществление такого закона - признак тирании. Однако Фома
делает оговорку: такой закон может считаться обязательным,
если необходимо пресечь беспорядок.

19. 2.3. Идеальная форма правления

20. 2.3. Идеальная форма правления

21. 3. Программная часть учения Фомы Аквинского.

В своем учении Фома Аквинский выразил
интересы церковной власти, которую он
ставил на один уровень со светской властью.
Высказав идею об автономии светской и
церковной властей, Фома Аквинский, в тоже
время выступал за их взаимодействие.

22. Литература по теме:

23. Вывод:

В истории Католической церкви 13 в.
приходится на пик ее развития.
В оппозиции к Церкви в этот период
находятся средневековые юристы
(легисты) – глоссаторы (
преподаватели в 11-12 вв. в Болонье
римского права) Глоссаторы
выступают в поддержку светской
власти.
В таких условиях Католическая церковь
должна была отстаивать свое
господское положение в обществе.
Одним из идеологов и лидеров
Католической церкви 13в. выступал
Фома Аквинский, которой в своих
трудах и попытался примирить
формировавшиеся в обестве
противоречия между светской и
церковной властью.

Аврелий Августин Блаженный (354-430), ранний христианский теолог и церковный деятель, автор канонических трудов "О граде Божьем", "О свободной воле" является одном из "отцов церкви", главным представителем западной патристики.

По Августину, Вселенная разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу).

Государство и право принадлежат людям, значит, греховны, однако вполне допустимы, если не противоречат интересам церкви. В государстве обязательно должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь вынуждены мириться (сосуществовать) со светскими властями. Греховность земной жизни возникает вследствие господства человека над человеком, поэтому естественным и неизбежным является рабство (вплоть до Второго пришествия и Судного дня). Земные порядки, даже неправедные, все же следует соблюдать, если они не противоречат церковным. В государстве должны уважаться и соблюдаться правовые, моральные и религиозные нормы. Августин подчеркивал ничтожность отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид – только средство в осуществлении Божественного порядка.

Августин различал формы правления справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу (как Аристотель). Отсюда появляются несправедливая аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран.

Причина вселенского зла, по Августину Блаженному, – в свободной воле, ее извращенности.

Учение Августина Блаженного использовалось с V в. (вплоть до позднего Средневековья) римско-католической церковью для обоснования своих теократических претензий, попыток подчинить светских государей (королей) верховенству римского папы.

14. УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО О ЗАКОНАХ, ВЛАСТИ И ЦЕРКВИ

Фома Аквинский (XIII в.), философ и теолог, крупнейший представитель средневековой схоластики, его основной задачей было доказывание истинности догматов религиозного учения римско-католической церкви. Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его сочинения: "О правлении князей", "Сумма теологии", "Комментарии к "Политике" Аристотеля", "Комментарии к "Этике" Аристотеля", "Сумма против язычников".

Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере. Фома Аквинский подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.

Фома Аквинский видел задачу государства в том, что государство должно прежде всего охранять веру, католическую церковь. При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал Божественную сущность государственной власти, но не отдельного правителя, который может быть греховен. Гос. власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, так как римский папа – наместник Бога на земле (переработанная идея Августина Блаженного о двух градах). Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская их казнь, поэтому оправдывалась необходимость инквизиции.

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и несправедливой): монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия. Наиболее естественная форма правления – монархия: монарх должен олицетворять весь народ и заботиться о нем.

Право издания общеобязательных законов – основной признак гос. власти. Подразделял законы на категории: 1. Вечный закон – главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ Божественный разум. 2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали. 3. Человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает с нормами естественного закона. 4. Божественный закон – Священное Писание. Нарушение любого закона наказуемо.

Фома Аквинский сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина и конечная цель сущего. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в Божественной благодати, разум – в вере.

Римско-католической церковью Фома Аквинский был объявлен святым, а его учение (томизм) – единственно истинной философией католицизма.

15. УЧЕНИЕ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Марсилий Падуанский (кон. XIII – XIV вв.), итальянский политический мыслитель, развивая учение Аристотеля о форме и материи, в отличие от Августина Блаженного и Фомы Аквинского, поддержал светские власти в их борьбе против римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении "Защитник мира".

Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти и единственный носитель государственного суверенитета – народ. Он считал, что люди – материя государства, формой которого являются законы. Государство – и здесь Марсилий Падуанский следовал за мыслью Аристотеля – должно стремиться к общественному благу, а вовсе не к процветанию церкви.

Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, так как законы должны выражать общее благо, содействовать его достижению. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам. Форма государства – лучше всего наследственная монархия.

В общественной структуре Марсилий Падуанский выделял шесть социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (вторая категория, исполняющая общественные обязанности).

Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Из этого проистекает деление законов на две части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял Божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать Божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей Божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский в отличие от Фомы Аквинского отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие – не закон, а религиозное поучение; необходимы народные выборы священнослужителей, вплоть до римского папы.

16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ

Недовольство существующими порядками получило выражение в различных протестных еретических движениях. Ереси возникали в наиболее экономически развитых районах Европы.

XI–XIII вв. – ересь катаров (чистых), они назывались также богомилами. Основатель – священник Богомил. Катары, проповедовавшие в Западной Европе среди ремесленников и части крестьянства, осуждали католическое духовенство, феодальные общественные порядки, призывали к аскетизму. Папу катары считали наместником сатаны. В XII в. восстание против папы вспыхнуло в Риме, было подавлено при помощи войск Фридриха Барбароссы.

Взгляды катаров легли в основу идеологии ереси альбигойцев в Южной Франции в XII–XIII вв. Альбигойцы выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины в пользу церкви.

Вальденсы (по имени лидера Пьера Вальдо) – приверженцы ереси, возникшей в конце XII в. в Лионе – призывали к "евангелической бедности" и аскетизму, выступали против католической церкви, отвергали необходимость существования духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный христианин может выступить священнослужителем.

В XIV-XV вв. в Западной Европе выделяют два потока еретического движения: бюргерское и крестьянско-плебейское. Бюргерские ереси отражали общественно-политические интересы значительных слоев горожан, которые требовали секуляризации церковного имущества и отмены церковных иммунитетов, возврата к раннехристианским идеалам, защиты частной собственности от притязаний церковников. Идеологами бюргерских ересей были английский профессор Джон Уинклиф, лидер чешской Реформации Ян Гус (1371-1415). Последователями Дж. Уинклифа были лолларды, требовавшие возврата к простоте раннехристианских общин и оказавшие немалое влияние на крестьянское движение Уота Тайлера (1381).

Первый вопрос – Логикотеоретическая основа политикоправового учения Фомы
Аквинского.
Второй вопрос – Содержание
правового учения Фомы
Аквинского.
Третий вопрос – Программная
часть учения Фомы Аквинского.

3. 1. Логико-теоретическая основа политико-правового учения.

Фома развивает свою политическую теорию в
рамках теоцентристской картины мира,
опираясь на идеи Аристотеля. Он
предложил синтез католической веры и
философии Аристотеля.

5. Биография Фома Аквинский 1225/1226г. - 1274 г.

-
итальянский католический философ,
доминиканский монах.
Родился в семье графа
Ландольфо, которому
принадлежал домен
(поместье) в окрестностях
города Аквино
(Ломбардия).
Получил имя Томазо, или,
по-гречески, Фома.

Сначала учился в школе при аббатстве,
затем в университете Неаполя,
основанного Фридрихом II.
В Неаполе сблизился с
доминиканцами - нищенствующими
монахами, и стал одним из них,
отказавшись от графского титула.
Фридрих II
Неаполитанский университет
имени Фридриха II

7 марта 1274 г. по пути в Лион,
куда он направлялся по приказу
папы Григория X для участия в
Соборе, Фома Аквинский
умер, канонизирован 18 июля
1323 г. В 1368 г. его останки
были перенесены в Тулузу.

9. 2. Содержание правового учения.

Политическое учение Фомы Аквинского
посвящено рассмотрению трех важнейших
проблем:
1. Взаимоотношению церкви и
государства;
2. Проблеме тираноубийства;
3. Идеальной форме правления.

10. 2.1. Церковь и государство.

11. 2.1. Церковь и государство.

12. 2.2. Проблема тираноубийства.

Можно ли сопротивляться тирану?
Фома высказывал следующие аргументы против
тираноубийства:
1) после убийства тирана может прийти новый
тиран, который будет еще свирепее;
2) убийство тирана не соответствует
апостольскому учению. Апостол Петр считал, что
нужно смиренно подчиняться не только добрым,
но и злым господам.

13. 2.3. Идеальная форма правления

Вслед за Аристотелем он выделяет шесть форм правления
государства:
монархию, тиранию, аристократию, олигархию, политию,
демократию.
Таблица: Политические взгляды Аристотеля и Фомы
Аквинского

14. 2.3. Идеальная форма правления

15. 2.3. Идеальная форма правления

16. 2.3. Идеальная форма правления

17. 2.3. Идеальная форма правления

18. 2.3. Идеальная форма правления

Соотношение позитивного человеческого закона и
естественного закона.
Позитивный человеческий закон должен соответствовать
естественному закону (lex naturalis). Принудительное
осуществление такого закона - признак тирании. Однако Фома
делает оговорку: такой закон может считаться обязательным,
если необходимо пресечь беспорядок.

19. 2.3. Идеальная форма правления

20. 2.3. Идеальная форма правления

21. 3. Программная часть учения Фомы Аквинского.

В своем учении Фома Аквинский выразил
интересы церковной власти, которую он
ставил на один уровень со светской властью.
Высказав идею об автономии светской и
церковной властей, Фома Аквинский, в тоже
время выступал за их взаимодействие.

22. Литература по теме:

23. Вывод:

В истории Католической церкви 13 в.
приходится на пик ее развития.
В оппозиции к Церкви в этот период
находятся средневековые юристы
(легисты) – глоссаторы (
преподаватели в 11-12 вв. в Болонье
римского права) Глоссаторы
выступают в поддержку светской
власти.
В таких условиях Католическая церковь
должна была отстаивать свое
господское положение в обществе.
Одним из идеологов и лидеров
Католической церкви 13в. выступал
Фома Аквинский, которой в своих
трудах и попытался примирить
формировавшиеся в обестве
противоречия между светской и
церковной властью.

Читайте также: