Как феминистки борются за свои права

Обновлено: 15.05.2024

Злобные TERF

Как мы до такого дожили? Положение женщин в патриархальном мире: история и современность.

Итак, мы разобрались, что в нашем мире существует система патриархата. Но как такое стало возможным? Когда это началось? В первую очередь стоит договориться, что речь идёт не о теории заговора, а об исправно работающей и отполированной временем системе. Для лучшего понимания можно провести аналогию с биологической системой: ваш организм работает. Но не потому что ваше тело было спланировано высшей силой, а потому все ваши предки выжили и дали потомство. Но в 21 веке мы понимаем, что наше тело далеко не совершенно, и исправляем положение как с помощью техники, так и лекарств и протезов.

Историки расходятся во мнениях, но наиболее распространена версия, что возник патриархат примерно в эпоху неолита (поздний каменный век) с появлением огня и переходом от охоты и собирательства, когда собирательство которым занимались женщины, приносило больше ресурсов, чем "мужская" охота, к животноводству и земледелию, когда мужчины получили возможность захватить власть за счет повышения своей видимой роли в хозяйстве. Позже происходит переход от племен к родам и наконец к моногамным семьям, что окончательно закрепляет власть мужчин в своих кровных ячейках.

Также есть теория о том, что мужчины смогли захватить власть, воспользовавшись уязвимым положением женщин во время беременности и родов.

Однако как бы там не было у первобытных людей и в чем бы не была причина появления патриархата, это недоказуемо. Археологам доступны только бытовые орудия и предметы, на основе которых довольно трудно сделать вывод о социальном устройстве того общества.
Да и даже выяснение изначальной причины на сегодняшнем этапе не даст нам никакого результата, потому что он уже давно укоренен чисто социальными средствами, о чем свидетельствует то, что условия жизни людей давно изменились, но патриархат никуда не делся. Сответственно, решать проблему нужно тоже чисто социальными и политическими методами.

Кстати, важный момент в дополнение к первому посту: политический характер движения также имеет и прямой смысл: феминизм направлен на работу с властью, а точнее с балансом власти.

Но что точно можно сказать, так это то, что все первые появившиеся в мире цивилизации - Древние Египет, Китай, Индия, Греция, семитские государства западного средиземноморья и т.п. - совершенно точно были патриархальными. Мужчины имели власть, в том числе над женщиной, и считались полноценными людьми и гражданами, а женщины считались недолюдьми, по сути рабынями, имуществом людей-мужчин. Где-то это было более явно, где-то более завуалировано. И под это уже тогда подводилась крайне успешная мифологическая/религиозная теоретическая база.

Все общества и государства, возникающие по ходу истории с тех пор и до наших дней, такие же, разве что постепенно кое-где становится немного (!) легче, но и то появляются новые проблемы. Аргументы за угнетение женщин совершенствуются и становятся все более тонкими, как и способы держать женщин в подчинении. Из-за того, что женщины стали осознавать свое положение и бороться за свои права, что вынуждает мужчин идти на манипуляции и выставление удовлетворения мужских желаний как собственной цели женщины и даже эмпауэрмента. Но об этом в отдельной статье.

Злобные TERF

Как это влияет на мою жизнь? Угнетение, привилегии и модель айсберга.

Угнетение женщин составляет ОСНОВУ патриархального строя; он базируется на этом угнетении, дискриминации женщин, эксплуатации женщин, их труда, их тел. Оно пронизывает всю жизнь общества, т.е. ИНСТИТУЦИАЛИЗИРОВАНО: превращено в социальный институт и не просто осуществляется на уровне межличностных и общественных отношений, но и определяет сами эти отношения. А государствами и различными учреждениями утверждено на ОФИЦИАЛЬНОМ уровне, явно или косвенно. Женщины задействованы в огромном пласте неоплачиваемого труда: обслуживающий домашний труд, и, что особенно важно, репродукция — поддержание численности населения, увеличение количества солдат и покупателей.

Мужчины — адресаты выгоды в данной системе, участвуют в эксплуатации и угнетении женщин как социальной группы. В таких условиях не может быть обратного угнетения (угнетение системно, не стоит путать его с несистематическим вредом женщин мужчинам). Важно понимать, что ИСКЛЮЧЕНИЯ не отменяют СИСТЕМЫ. Что, если один мужчина поможет женщине/нескольким женщинам? Это не отменяет его привилегий, не защищает эту женщину от остальных мужчин и даже самого благодетеля

II
Пассивное угнетение
— трудовая дискриминация: стеклянный потолок, разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами;
— принудительная красота: убеждение и принуждение к практикам украшательства, калечащий дресс-код;
— гетеронормативность (женщина по умолчанию замужем/с парнем);
— репродуктивное насилие: ограничение права на аборт, проблемы с лечением для нерожавших женщин.
— социальная изоляция как участь нонконформных;

III
Активное угнетение
— побои;
— репродуктивные насилие и принуждение;
— сексуальное и физическое насилие, в т.ч. домашнее/партнерское;
— принудительные браки, "похищения невест" как переходная зона между третьим и четвёртым уровнем;
— унижение, травля как участь нонконформных;

IV
Полная обесчеловечивание
— рабство, похищение и другие формы ограничения свободы;
— убийство.

Злобные TERF

Почему она просто не уйдёт? Роль и воздействие насилия. Стокгольмский синдром.

В прошлом параграфе мы разобрали понятие угнетения и его уровни. Внимательные читательницы уже задались вопросом: как же такая система угнетения существует так долго и так успешно? Почему женщины, угнетенные и дискриминируемые, не восстают против угнетателей-мужчин, или для начала хотя бы не разведутся с мужьями-тиранами?
Несмотря на то, что левые систематически пытаются перетянуть феминизм и движение чернокожих под знамя марксизма, положение женщин принципиально отличается от положения рабочих до революции и положения чернокожих в Америке:
1) Теснейшая связь между угнетёнными и угнетателями. По историческим меркам, женщины перестали полностью зависеть от мужчин совсем недавно а бороться против тех, от кого полностью зависишь, практически нереально. Во-вторых, ситуация с чернокожими и крепостными крестьянами была однозначна — никто из них не питал горячей любви к хозяевам, как и дети дореволюционных рабочих не мечтали поскорее устроиться на фабрику;
2) Вплетением угнетения в женскую телесность — патриархат определяет не только то, как мы думаем, но и наши тела: то, как они функционируют, как выглядят, для чего существуют. Способы и цели угнетения рано или поздно упираются в телесность: возможности рожать, ублажать, обслуживать, поддерживать.

Постепенно в стрессовой ситуации зависимости жертва:
— Учится смотреть на себя глазами агрессора, чтобы вести себя аккуратнее и избегать агрессии;
— Перенимает взгляды хозяина в целом, начинает занимать его позицию;
— Идентифицирует себя с агрессором. Через некоторое время женщина начинает воспринимать интересы мужчины как свои собственные, поскольку ей важна благосклонность мужчины.

Так за что же борются феминистки? За какие такие права?

За что же они всё таки борются ? Может они действительно так плохо живут, чтоб с этим нужно было бороться. Нет, не те которые в арабских странах, а наши доморощенные бабы. Чего же они хотят конкретно? Ну про феминофашизм и так всё понятно – это попросту мужененавистники, которые мечтают перебить основную массу мужчин, а оставить лишь небольшую часть в резервациях, для размножения и обслуживания всех самок. Это уже клиника. Понятно, что обычные феминистки не такие экстремальные, а только, вроде как, отстаивают права женщин. Но, вопрос, какие права? И так, чего же конкретно хотят феминистки:

1. Соблюдения равных прав с мужчинами при приёме на работу. Это вызвано тем, что работодатель, вроде как, не хочет принимать на работу молодых незамужних и бездетных девушек, поскольку она может пойти в декретный отпуск, и ей необходимо будет платить определённую сумму денег, не получая в замен ничего.

Вроде бы всё как правильно. Не берут тут и всё. Но причём здесь дискриминация. Это чисто бизнес. Естественно бизнесмену невыгодны работники, которым нужно платить за невыполненную, по сути, работу. И как такой вопрос решить? Обязать работодателя брать на работу именно девушек? Но с какого, простите, перепугу?

2. Более высокой оплаты женского труда. Это вызвано тем, что ОЖП считают, что на более высокооплачиваемую работу женщин не берут, а та, которая есть, оплачивается мало.

По моему мнению, это просто бред. Нигде я не видел, чтоб за одну и ту же работу мужчинам платили больше. Порой ещё даже и меньше. Тем более, сейчас женщин берут в МВД, чего раньше никогда не было. Ну, правильно, платить же там стали хорошо, раньше бы такой вопрос вообще не поднимался. Хотя, я думаю, в МВД женщинам делать не фиг, это, всё-таки, СИЛОВЫЕ структуры. Что-то бабы не сильно рвутся поработать в шахте, металлургии, строительстве, а им подавай МВД, администрацию, юриспруденцию, налоговые органы. Короче там, где есть хоть немного власти. А если в шахту не берут, то и правильно делают, потому как таскать что-нибудь на себе или лопатой махать вы всё равно не будете, а попросите всё тех же мужчин, так на хера вы там сдались вообще.

4. Разрушения гендерных предрассудков и стереотипов о том, что женщине место только у плиты и у люльки с ребёнком, и что мужчина должен главенствовать в семье.

Так давайте обяжем женщин вообще не использовать косметику и носить только бесформенную одежду, потому что бывает когда бабу берут на высокую должность за красивую физиономию и короткую мини-юбку. У женщин вообще огромнейший арсенал манипуляций для достижения целей, в том числе и психологических приёмов: ябедничества, подлизывания, нытья, истерик. Чего мужчинам применять категорически нельзя, потому что сразу станешь нытиком, слабаком, психом и т.д. Причём женщинам всё это прощается с лёгкостью.

6. Устранить гендерные различия в обучении в школах, например на уроках труда и физкультуре.

7. Устранить такое явление как "девичья" и "новая" фамилия, то, что и фамилия, и отчество по мужской линии- очевидная дискриминация, отчество устранять (либо альтернатива - если есть отчество, то фамилия чисто по женской линии) а фамилию либо совмещать, либо на выбор.

Это тоже херня. Вам действительно есть разница какое отчество будет у ребёнка? Или если у ребёнка будет отчество не Викторовна а Ольговна ребёнку будет от этого легче? А вы ещё называете мужиков дебилами!

8. За публичнное проявление сексизма, сексизма в СМИ и выпуск сексисткой литературы- штрафовать и сажать.

Вот тут я согласен. Наконец-то не будут с утра до вечера крутить эти долбанные мелодрамы. Потому как в них явное проявление сексизма к мужчинам. Там же обычно все мужики козлы, а бабы жертвы мужских репрессий. И наконец-то мужчина может обвинить в сексизме судью, который отобрал у него ребёнка при разводе.

9. Устранять объективацию женских тел в рекламе для возбуждения потребительского чувства.

Так какого лешего вы все толпой прётесь в фотомодели и в модельные школы, отстаиваете огромные очереди на кастинги шоуменов. Какого черта покупайте кучу косметики, ходите практически нагишом, тратите кучу денег в салонах красоты?

10. Запретить церкви вносить свои догмы о роли женщины и мужчины.

11. Устранить, так называемое, бытовое насилие над женщинами. Мужей сажать за избиение жён в тюрьму.

Так за что же всё-таки борются феминистки? За какие такие права?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Критика феминизма

Прецедентом для написание данной являлась серия статей, в которых я разбирал самые часто используемые утверждения феминисток — Ответы на основные аргументы феминисток и Второй разбор аргументов феминисток. Изначально я планировал делать уже третью часть, но позже усомнился в необходимости создания третьей части. Да и аргументы новые я найти не смог, одно и то же находил. Решил сделать что-то немного другое и мне пришла в голову идея написать статью с критикой феминизма.

Моё отношение к феминизму

Критика феминизма

Начнём с моего отношения к феминизму и самим феминисткам. Как и у любого другого нормального человека, моё отношение крайне негативное. Я не вижу никакого смысла в данном движении. Но это не потому, что я предвзят из-за своего пола, нет, это потому, что оно действительно бессмысленно, что я аргументирую в данной статье.

Критика феминизма

Критика феминизма

Я бы мог начать критику, разбирая историю данного движения, но лучше уж начну с более важной его части — аргументов в пользу необходимости поддерживать данные идеи. Ранее я уже затрагивал их аргументы в двух статьях, которые упомянул выше, поэтому их мы в данной статье не коснёмся, будем разбирать лишь иные утверждения. Но они не менее ценные, скорее наоборот я сейчас затрону более важные моменты, нежели в тех двух статьях.

В 2015 году Елена Мизулина сообщила о том, что во время семейно-бытовых конфликтов погибло 1060 человек, из них 756 мужчин и 304 женщины, то есть более чем в два раза меньше. Но думают почему-то о женщинах. В 2019 году в результате семейно-бытовых конфликтов погибли 472 мужчины и 243 женщины.

Ещё есть очень уж явная ложь со стороны сторонников данного закона. Якобы от рук мужчин и родственников мужского пола в Российской Федерации умирают около 14000 женщин в год. Выяснилось, что данная цифра — оценка общего количество умышленных убийств женщин, а не именно в семье. Подобные ложные утверждения окончательно убивают доверие к феминисткам и близким к ним движениям.

Хочу ещё отметить тот факт, что чаще всего в семьях детьми занимается женщина, а не мужчина. И я уверен, что из них достаточно большой процент подвергает детей физическому и иному насилию. Но, естественно, дети не умеют писать заявление, потому мы об этом не узнаем. Также не забывайте и о том, что если детей заберут у родителей, то их может ждать детский дом, так что им будет скорее проще терпеть это. А вообще я считаю более распространён именно страх вообще заявить об этом.

Мужчины против того, чтобы давать женщинам такие права, как право на образование, они хотят чтобы мы были их вещью. Так же ложное утверждение, которое ни на чём не основывается. Точнее, ни на чём имеющем значимость, а так это основано на выдумках феминисток, чтобы привлечь новых сторонниц. Я же вам предоставлю какие-никакие, но доказательства того, что это не так. Я не считаю это опровержение таким уж значимым, ибо в этом опросе проголосовало лишь более 2000 человек, но всё же я предоставляю хоть что-то.

Критика феминизма

Критика феминизма

Не нужно мне сейчас говорить про Кавказ. Там ситуация другая из-за того, что там изначально другие порядки. В Чечне вот вообще террорист у власти, там людей и пытают и что только с ними не делают.

Ну и какая же это критика феминизма, если я даже не затрону известных деятелей этой идеи.

При патриархате каждая женщина — жертва в прошлом, настоящем и будущем. При патриархате дочь каждой женщины — жертва прошлого, настоящего и будущего. При патриархате сын каждой женщины — иуда, а также неизбежно насильник и эксплуататор других женщин Андреа Дворкин

Андреа Дворкин

Сие существо, едва напоминающее человека — Андреа Дворкин, которая произнесла эту цитату. Является еврейкой. Хотя, простите, это же конечно лишь глупые (((теории заговоров))), что евреи продвигают левые идеи. Умерла во сне в 2005 году, страдал от резко выраженного ожирения. Была также анархисткой и неверующей. Она любила другого еврея — Джона Столтенберга. При этом, он называл себя геем, а она себя лесбиянкой. Это всё, что вам нужно знать об ЛГБТ — очередной пример лжи. В общем, очередная бесполезная жизнь.

Движение настолько нелепо, что даже не могут решить что является угнетением, а что нет. Имеется ввиду порнография. Одни говорят что это часть свободы, другие же говорят что это угнетение, насилие и часть патриархата. Забавно, что извлекая выгоду для своих идей они противоречат друг другу. То есть движение даже не может найти компромисс среди своих сторонников.

Когда я хотел найти какие-нибудь статьи феминисток для своих разборов аргументов, то я ничего не находил. То есть, в основном сообщества и каналы в Яндекс Дзене забиты плохими новостями о мужчинах и восхвалением женщин. Здорово, но теорию, думаю, тоже делать нужно. Иными словами, движение построено на поливании мужчин грязью и восхвалении женщин.

Критика феминизма

Хочу также затронуть разницу в поддержке феминизма и антифеминизма. Против феминизма идут не только мужчины, но и огромное количество женщин. В поддержку феминизма же идут всякие куколды и просто безвольные мужчины. Также приписывают всяких актёров и других известных людей, но я не вижу от них ярой поддержки феминизма.

Есть ли польза от феминизма?

Конечно же нет. Особенно забавно слышать, что женщинам расширили права именно из-за феминисток. Самая наглая ложь. Права женщинам расширили мужчины по своей же воли. Основная деятельность феминисток — всякие пикеты и прочая чушь. Как сейчас со сторонниками Навального. Просто тогда мужчины согласились пойти на встречу, поэтому феминистки сейчас и присваивают себе расширение прав. Сейчас же Путин не идёт навстречу, поэтому все эти пикеты и прочее ничего не дают. То есть права женщин расширились благодаря мужчинам, а не феминисткам.

Вреда же гораздо больше, причём не только для мужчин, но и женщин. Вот, например, недавно Феминистка развернула кампанию по увольнению мужчины. Подобные выпады в сторону мужчин случаются часто. Не отрицаю, что он первым написал ей, но доводить до увольнения из-за личной неприязни это слишком.

Теперь о женщинах. Из-за феминисток к женщинам стали относится хуже в целом. А если она начинает говорить о правах, то и вовсе приписывают к феминисткам. Не думаю, что это вина противников феминизма. Вот отдельные случаи, которые могут быть интересны: Феминистки затравили девушку из-за видео про феминизм, Феминистки зарабатывают на создании видео для взрослых.

Критика феминизма: Правый феминизм

Я не вижу смысла в подобном делении правого движения на мужчин и женщин. Это всё равно, что если бы язычников и христиан заставили бороться по-отдельности. Или же всё равно, что не дать сотрудничать правым движениям из разных стран, чтобы каждое из них занималось лишь своей страной и нацией. Это приносит лишь вред, но никак не пользу.

Да и вообще, если девушка считает себя правой, то зачем ей какой-то правый феминизм? Не лучше ли поддерживать изначально правые движения, чем ассоциироваться с левой чушью под названием феминизм? То есть, я не вижу в этом смысла.

Тем более, зачем поддерживать феминизм, если те же правые идеи могут лишить женские проблемы и без него? Огромное множество преступлений совершается из-за мигрантов и алкоголя. Национализм решит обе проблемы. Он не даст въезжать в Россию кому попало, а продажа алкоголя, как минимум, будет ограничена. Немного статистики. Сайт Republic в 2013 году опубликовал новость, что 82% убийств происходят в алкогольном состоянии. В 2018 году ТАСС опубликовал новость, что каждое третье преступление в России совершено под влиянием алкоголя. В 2019 году Lenta опубликовала новость о том, что 34% преступлений в России совершается под влиянием алкоголя.

С чем боролись, на то и напоролись

Сейчас же мы можем посмеяться над феминистками и одновременно погрустить из-за того, куда катится мир. Феминистки же поддерживали и другие меньшинства, те же ЛГБТ, например. Теперь же они не совсем союзники. А точнее, даже конкуренты за место самого угнетённого меньшинства.

Критика феминизма

Феминистки во Франции против анти-миграционных протестов

Кроме того, многие феминистки также по глупости своей ещё и поддерживают завоз мигрантов в их страну. Потом эти же самые мигранты их насилуют и убивают. Вот это просто нечто, ничего глупее я и не видел.



Надо смотреть на то, какой эффект давал тот или иной подход. Легализация в Германии и Голландии привела к росту трафика в эти страны, и положение женщин, находящихся в проституции, ухудшилось. Туда пришел крупный криминал. Большая часть женщин, которые занимаются проституцией в странах первого мира, — мигрантки или представители этнических меньшинств. Никакая легализация им не интересна. Выигрывают от этого только владельцы бизнеса.

Декриминализация сутенеров и проституток в Новой Зеландии никак не повлияла на вопросы безопасности. 15 женщин с тех пор были убиты клиентами. В Германии и Голландии эти показатели выше. А в Швеции, где клиенты были криминализованы в 2001 году, с этого момента ни одна женщина не была убита.

Криминализация/легализация — это не вопрос исключительно проституции. Это вопрос отношения к женщине в обществе. Причина существования проституции — экономическое неравенство. Оно, к сожалению, никуда не исчезло. И легализация — не решение вопроса, а лишь следствие вытеснения. Криминализация — это комплексный подход, важная часть которого — объяснять мужчинам, почему покупать людей недопустимо. Существуют также программы реабилитации для женщин-мигранток, переживших проституцию, позволяющие им адаптироваться и остаться в стране.


Феминизм разнообразен, разные женщины по-разному ответят на этот вопрос. Я лично считаю, что криминализация клиента и сутенера и декриминализация женщин, занятых проституцией, свидетельствует о патерналистском отношении государства к женскому телу, то есть это словно бы не оставляет за женщиной права выбора. В теории в обществе гендерного равноправия женщина имеет право распоряжаться своим телом как ей угодно и выгодно — в том числе заниматься секс-работой.

В чем основная разница между академическим феминизмом и активистским и какой подход сейчас актуальнее?

Тут нельзя сказать, что актуальнее; это разные формы работы, иногда они пересекаются, потому что академический феминизм занимается развитием феминизма как теории, и это тоже важно и нужно делать, потому что меняется ситуация, появляются новые вызовы, надо осмыслять это с точки зрения гендерных отношений, с точки зрения феминистских каких-то программ. Нужно заниматься просвещением, что тоже удобно делать с позиций академического феминизма, но и активистская работа тоже нужна; то есть нельзя сказать, что одно важнее другого.


Мы живем в интересное время, когда академический и активистский феминизм cближаются — в частности, благодаря социальным сетям. Раньше, как мне кажется, академики и активистки находились очень далеко друг от друга. Были ученые в своей башне из слоновой кости, и были люди без докторских степеней, обычные люди, которые занимались активизмом. Но вся информация, все знания, полученные академиками, были труднодоступны для широких слоев общества. Сегодня происходит гораздо более широкий обмен идеями, есть твиттер, есть фейсбук, многие академики спускаются с Олимпа, так сказать. Есть ученые, которые пишут не только научные работы, но и книги для всех. Академики все яснее понимают, что им нужно общаться не только со своими коллегами, но и с обычными людьми. Я думаю, со временем этот процесс станет еще активнее.


Эти направления имеют разную целевую аудиторию. Академический феминизм рассчитан на академическую среду и на тех феминисток, которые уже находятся в движении. Активистский феминизм в первую очередь работает на СМИ, на интернет-паблики, на широкую публику.


Во многих странах женщины до сих пор поражены в правах, и феминистки борются за обеспечение их базовыми правами. Даже в европейских странах, в Польше и в Ирландии, у женщин нет права на аборт. В России есть официальный запрет на несколько сотен профессий: например, женщины не могут работать сталеварами и шкиперами.

К сожалению, одной лишь ликвидации неравенства на законодательном уровне недостаточно: гендерные стереотипы прочно укоренены в культуре и приводят к тому, что женщины и мужчины оказываются загнанными в рамки определенных общественных ожиданий. Это так называемая гендерная социализация, которой мы подвергаемся буквально с рождения: девочкам покупают розовое, мальчикам — голубое, девочкам — куклы, мальчикам — машинки, мальчикам нельзя плакать, девочкам нельзя драться и так далее.

Согласно прогнозам Всемирного экономического форума, гендерное равенство в экономике наступит через 170 лет. Это значит, через 170 лет средние зарплаты мужчин и женщин сравняются. То есть как минимум в ближайшие 170 лет феминисткам есть над чем работать.



доцент кафедры социологии Western Michigan University (США), основательница Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета в Минске

доцент кафедры социологии Western Michigan University (США), основательница Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета в Минске

Зависит от того, понимать ли под религией веру (личное отношение к мистической силе, индивидуальный поиск) или церковь, т. е. социальный институт, который организовывает отправление отношений веры. Если первое, то феминизм и вера не только совместимы, но многие верующие феминистки спрашивают: как можно быть верующей и не быть феминисткой? Для них Бог — это про правду и справедливость, и феминизм — теоретически — про то же. Если же вы спрашиваете о церкви, то исторически церковь являлась патриархатным (предполагающим мужское доминирование) институтом (впрочем, и все остальные социальные институты — семья, система образования, армия и т. д. — исторически были патриархатны). Часть этого института во второй половине XX века была реформирована в попытке соответствовать вызовам времени. Но другая часть церкви, например православие, осталась традиционной; часть иудаизма не реформирована. Православная церковь делала попытку выработать в начале 2000-х свою собственную социальную доктрину, пытаясь осмыслить такие явления современности, как новые технологии, изменение формы семьи, сексуальности, понятий приватного и публичного, но осталась при этом традиционной и даже консервативной. Она отвергает многие из тех положений, которые лежат в основе феминистской идеологии. И здесь возникает проблема, так как люди верят по-разному и у многих постижение Бога (если это возможно) осуществляется в том числе через отправление ритуала. Я знаю прекрасно образованных верующих людей, для которых важно коллективное переживание во время церковной молитвы. И тогда феминизм и религия оказываются несовместимыми: надо либо уйти из церкви, либо отвергнуть некоторые положения феминизма. Это может быть темой для большого общественного разговора, к которому, как кажется, не готовы обе стороны: как православная церковь, так и значительная часть общества.


Конечно, феминизм и религия совместимы. Просто религии бывают разные, с разной степенью ортодоксальности, с разной степенью жесткости доктрин. Существуют религиозные направления феминизма, очень давно существует христианский феминизм. Все зависит от того, как понимать: если понимать религиозное учение только в смысле каких-то очень жестких архаических правил поведения, то тогда, конечно, оно с феминизмом несовместимо. Если искать что-то большее (духовный путь, отношение к справедливости, какие-то этические хорошие решения человечества), то это прекрасно совместимо.


Я думаю, и взгляды на гендерное равноправие (помимо основных идей), и религиозные убеждения — это очень индивидуально. И хотя в целом во всех авраамических религиях, по крайней мере в традиционных их проявлениях, подчеркивается главенство мужчины над женщиной, я думаю, есть способы, какими отдельно взятые люди могут одновременно выступать за гендерное равенство и придерживаться неких религиозных взглядов.


Феминизм — такая штука, которая совместима практически со всем. Лично для меня любая религия — это патриархальный институт, который укореняет гендерные стереотипы и ставит женщину в подчиненное положение. Но за всех я отвечать не берусь.

Можно ли считать аргументом против феминизма то, что равноправие полов невозможно из-за физиологических причин, ведь женщина должна выносить и воспитать ребенка?


Я определенно не согласна, что женщины не могут делать то же, что и мужчины, из-за того, что они рожают и заботятся о детях. Забота о ребенке должна делиться между родителями, это не только ответственность женщины. Часто в обществе об этом забывают, хотя женщины действительно могут быть кем угодно: матерями, учеными, политиками. То, что у тебя есть ребенок, не значит, что ты работаешь хуже или ты менее квалифицированный сотрудник, чем мужчина.

Опыт скандинавских стран показывает, что под физиологией тут опять скрывается нежелание отказываться от привилегий. Когда я ездила на стажировку в Швецию, первое, что бросилось мне в глаза в аэропорту Стокгольма, — это наличие пеленальных столиков и в мужском, и в женском туалете. Наш куратор не пришел к нашей группе на вечеринку, потому что должен был забрать ребенка из садика. В нормальных социальных условиях, при правильной государственной регуляции, в культуре равных отношений эти вещи стремятся к балансу: равные отпуска по уходу за ребенком, доступная система дошкольного воспитания и так далее.

Как соотносятся философия феминизма и отношение к телу? Поддерживают ли те, кто стремится к худобе или прибегает к пластической хирургии, существующий порядок вещей?


Они, конечно, поддерживают существующий порядок вещей, только публичное порицание также его поддерживает. Сдирать с женщины хиджаб, называя это освобождением, — вещь того же порядка. У женщины есть право распоряжаться своим телом. Другой вопрос, что она может делать это под влиянием нереалистичных стандартов красоты. Культуру нельзя перевернуть в одночасье, хотя нам бы этого, конечно, хотелось.


Ты, определенно, можешь быть феминисткой вне зависимости от того, что делаешь со своим телом. Одна из главных идей феминизма в том, что у женщины есть выбор. Если ты хочешь увеличить грудь или еще как-то изменить свою фигуру, а кто-то тебе говорит, что этого нельзя делать, то это абсолютно антифеминистическое суждение. Даже если женщина хочет вписываться в традиционные гендерные роли, это ее выбор. Я думаю, при этом она по-прежнему может быть феминисткой, если она не осуждает отношение других женщин к своей внешности.

Эмма Уотсон может совершенно спокойно ходить топлес, если ей этого хочется. Мне кажется, некоторые думают, что если женщина обнажает грудь, то она это делает исключительно ради внимания мужчин, но иногда это не так! А даже если и так, то это опять же ее тело, она с ним может делать, что ей вздумается, я не считаю это лицемерием. Сейчас много говорят о так называемой моде на феминизм. Думаю, тут есть о чем побеседовать: действительно, феминизм — это не просто снять футболку, это еще и быть политически активным, пытаться что-то изменить. Но даже, на первый взгляд, малозаметные действия вроде того, что ты поступаешь со своим телом так, как считаешь нужным, тоже играют роль. Эмма Уотсон делает так много всего, помимо фотосессий для Vanity Fair! Нельзя все ее немалые достижения как феминистки сводить к тому, что она показала грудь и теперь она не феминистка.


доцент кафедры социологии Western Michigan University (США), основательница Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета в Минске

С одной стороны, феминизм проповедует радикальное переосмысление отношения женщин к своему телу, отказ от однообразного и калечащего стандарта, выработку новых представлений о красоте и, как писала Андреа Дворкин, уважение к человеческой жизни в ее бесконечном и прекрасном разнообразии. Что замечательно, но реальное всегда отличается от идеального. Социальная система, в которой мы существуем, постоянно вырабатывает нормы, стандарты, ценности и так далее, и мы стремимся им соответствовать. Или даже не можем не соответствовать, это способ бытования наших социальных тел. Бодипозитив может быть таким же стандартом, порожденным рынком и капитализмом, как и стремление к худобе.


Я убеждена в том, что та система, которая в феминизме называется патриархатом, наносит вред представителям обоих полов. Каждый платит за это свою цену. У мужчин цена тоже достаточно высокая, это видно даже из статистики: они действительно больше болеют, меньше живут, часто умирают не естественной смертью, а гибнут в результате несчастных случаев, каких-то криминальных ситуаций, военных конфликтов. Но при этом они продолжают получать значительное преимущество при делении материальных ресурсов, власти, денег. Это такая серьезная вещь, что отказываться от этого они в массе своей совершенно не готовы. Хотя они и сетуют на недостатки своего положения, все-таки эта система работает больше на них.



СССР часто любят приводить в пример как страну победившего гендерного равенства, что является большим заблуждением. Действительно, у женщин в СССР по сравнению с женщинами многих европейских стран рано появились избирательные права и возможность работать вне дома. Но СССР при этом оставался патриархальным государством: в политбюро ЦК КПСС за всю историю СССР не было ни одной женщины. Женщины, работавшие вне дома, на пресловутых заводах и в шахтах, продолжали выполнять большую часть работы по дому. Думаю, отчасти этим объясняется такое негативное отношение к феминизму сегодня: многие считают, что равноправие — это когда ты должна работать в шахте и тащить на себе домашний быт. Мысль о том, что равноправие — это, например, когда у женщин есть возможность быть политическими лидерами, многим даже не приходит в голову.

доцент кафедры социологии Western Michigan University (США), основательница Центра гендерных исследований Европейского гуманитарного университета в Минске

Читайте также: