Как еще можно назвать паспорт

Обновлено: 07.07.2024

ПАСПОРТ, -а, мн, -а, -ов, м. 1. Официальный документ, удостоверяющийличность владельца. Заграничный п. Фотография на п. 2. Регистрационныйдокумент машины, аппарата, предмета хозяйственного оборудования, сооружения.П. станка, автомобиля. Гарантийный п. нового дома. II прил. паспортный, -ая,-ое. смотреть

ПАСПОРТ

паспорт м. 1) Документ установленного образца, удостоверяющий личность. 2) а) Документ, содержащий подробное описание составных частей, свойств, особенностей машины, предмета хозяйственного оборудования и т.п. б) Регистрационный документ машины, предмета хозяйственного оборудования и т.п.

ПАСПОРТ

паспорт м.1. passport 2. тех. (оборудования и т. п.) registration certificate

ПАСПОРТ

паспорт См. свидетельство волчий паспорт. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. паспорт вид, вид на жительство, документ, свидетельство, серпастый Словарь русских синонимов. паспорт / временный: вид (на жительство) ) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. паспорт сущ. • вид • вид на жительство документ, удостоверяющий личность) Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. паспорт сущ., кол-во синонимов: 17 • аусвайс (3) • ветпаспорт (1) • вид (54) • вид на жительство (2) • диппаспорт (1) • документ (82) • загранник (2) • загранпаспорт (2) • инструкция (28) • мануалка (5) • паспортишко (1) • плакат (16) • правила (22) • руководство пользователя (4) • свидетельство (49) • серпастый (2) • техпаспорт (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: ветпаспорт, вид, вид на жительство, диппаспорт, документ, загранник, загранпаспорт, свидетельство, серпастый, техпаспорт. смотреть

ПАСПОРТ

ПАСПОРТ (от франц. passeport, первонач.- разрешение на проезд через порт), 1) в СССР - документ, удостоверяющий личность граждан СССР в возрасте от 1. смотреть

ПАСПОРТ

Паспорт (франц. passeport) — одно из средств для наблюдения за подозрительными лицами, в видах охраны государственной безопасности. Наблюдая за собственными подданными и за прибывающими иностранцами, власти могут требовать от них удостоверения самоличности, а также доказательств того, что они не являются опасными для государственного спокойствия. Эти требования, легко исполнимые в месте постоянного жительства лица, становятся затруднительными для путешествующих, а также для иностранцев. Чтобы дать им возможность удостоверить свою личность, государства вводят П., в которых обозначаются занятие, возраст, местожительство, приметы лица, а также продолжительность, цель и место путешествия. В то же время, П. является и разрешением на отлучку лица; устанавливается воспрещение путешествовать без взятия П., а также обязанность явки П. в местах пребывания; вводятся строгие полицейские меры против путешествующих без узаконенных П. Совокупность таких узаконений называется паспортной системой. Начало П. положено еще в XV в. строгими мерами, принимавшимися в то время против бродяг и нищих. Так как последние составляли тогда наиболее значительную часть лиц, менявших свое местопребывание, то на обязанности честных путешественников, не желавших, чтобы с ними поступали как с бродягами, лежало доказать свою самоличность. С средины XVII в. значение П., как разрешения на отлучку из местожительства, все более и более увеличивается: для воспрепятствования дезертирству являются военные П. (Militarpass), от приезжающих из зараженных или зачумленных стран требуется так наз. чумный П. (Pestpass); затем являются особые П. для евреев, для ремесленных учеников; в то же время возникает обязанность явки П. Высшего развития паспортная система достигает в конце XVIII в. и начале XIX в., главным образом во Франции; воспрещалась всякая отлучка, даже внутри государства, без взятия установленного П. Паспортная система в руках политической полиции явилась средством легчайшего нахождения лиц, опасных для государства, и в особенности обнаружения шпионов во время тогдашних беспрерывных войн. После Наполеоновских войн паспортные стеснения остались прежние; сделаны были лишь некоторые облегчения для пограничных сношений, а бедным П. выдавались бесплатно, и также бесплатно производилась их явка (Германия и Франция). Долголетний опыт показал, что обязательное взятие П. и явка их, с одной стороны, не достигают цели, так как при усилившемся передвижении людей явка обратилась в простую формальность, а с другой стороны, совершенно напрасно стесняют путешественников, большая часть которых — люди совершенно безвредные. Наоборот, неблагонадежные люди легко могут проживать по подложным и чужим П. Между тем, паспортная система, ограничивая свободу передвижения человека, вместе с тем задерживает и промышленное развитие страны. Поэтому в середине нынешнего столетия паспортные стеснения в государствах Зап. Европы мало-помалу смягчаются. В 1850 г. немецкие государства вступили в соглашение (на Дрезд. конференции), по которому подданные их государств освобождались от обязанности брать разрешение полиции для каждого путешествия в пределах договорившихся государств; эти разрешения были заменены паспортной картой, выдаваемой на год, без обязанности явки ее в месте пребывания. К этому соглашению в 1859 г. примкнула и Австрия. Затем в 60-х и 70-х годах отменяются существовавшие в различных государствах паспортные строгости: в Испании — в 1862 и 1878 гг., в Дании — в 1862 и 1875 гг., в Германии — в 1865 и 1867 гг., в Италии — в 1865 и 187 3 гг. В настоящее время в большинстве зап.-европейских государств существует система факультативной легитимации, по которой взятие П. составляет не обязанность, а право лица, желающего удостоверить свою самоличность. В Германии обязанность взять П. может быть установлена указом императора лишь временно и без обязанности явки П. или для определенных местностей (напр. для Берлина в 1878 г.), или для путешествий в определенные государства или оттуда, когда этого требуют безопасность государственная или общественная (напр. меры, предпринятые в 1879 г. против России по поводу ветлянской чумы). В других случаях в Германии действует факультативная легитимация, причем удостоверение выдается местными властями лишь в том случае, когда нет к тому законных препятствий (ограничение права жительства, публичные повинности и т. д.). В Италии удостоверение личности может быть произведено как П., так и другими способами. В Дании для иностранцев может быть установлена, в виде репрессалии, обязанность иметь П. В Англии, Швеции и Норвегии давно уже существует полная свобода передвижения, без обязанности иметь при себе П. В Австрии для передвижений внутри государства требуется легитимационная карта, выдаваемая на год и заменяющая П.; для некоторых лиц вместо легитимационной карты достаточно расчетных или рабочих книжек, если в них оговорено, что они служат вместе с тем удостоверением личности. Для путешествий за границу существуют особые П., а для пограничных сношений — удостоверения местных властей. Иностранцы обязаны иметь П., кроме подданных тех государств, которые участвуют в Дрезденской конвенции. Обязанность визировать П. на границе может быть установлена временно, при наступлении известных обстоятельств, угрожающих безопасности государства. Во Франции паспортная система, установленная законами 1795 и 1797 гг., существует до настоящего времени, так что по закону даже для отлучек внутри страны обязательно брать П.; но фактически она более не применяется. В некоторых государствах от иностранцев вместо П. требуется разрешение полиции на проживание, напр. в Румынии — на пребывание свыше 30 дней, в Эльзас-Лотарингии — на пребывание свыше 8 недель. В Дании иностранцам, занимающимся физическим трудом или по роду деятельности постоянно меняющим местожительство, выдается книжка на жительство, предъявляемая при каждом новом перемещении. В России приезд иностранцев был обставлен разными ограничениями уже в московском периоде; пограничные воеводы могли пропускать иностранцев в пределы государства лишь с разрешения высшего правительства. В смутное время начинает вырабатываться и для путешествий внутри страны система "проезжих" грамот, с целью, главным образом, полицейской. В общее правило проезжие грамоты возведены были Петром I (указ 30 октября 1719 г.), в связи с введенными им рекрутской повинностью и подушной податью. В 1724 г., для предотвращения возможности уклоняться от платежа подушной подати, установлены особые правила об отлучках крестьян, причем различались покормежные письма и пропускные письма (см.). С 1763 г. П. получил и фискальное значение, как средство для сбора паспортных пошлин (см.). Крайняя стеснительность П для народа вызвала целый ряд разновременных мероприятий, состоявших, главным образом, во временных льготах по выборке П. и в упрощении различных формальностей, но не затрагивавших общих начал паспортной системы. Вопрос о коренной ее реформе поставлен был на очередь еще в 1859 г., но существенное изменение проведено лишь законом 7 апреля 1897 г., уничтожившим фискальное значение П., после чего П. сохранил у нас функции полицейские и податные. Сохранение за П. значения орудия полицейского надзора признавалось комиссиями, учреждавшимися для пересмотра паспортного устава, необходимым, ввиду как обширности территории России, так и затруднительности обеспечить ее достаточными средствами охраны в полицейском отношении. Не меньшим препятствием к совершенной отмене П. служит сохранившаяся в нашем законодательстве круговая порука (см.) в исправном отбывании государственных и общественных сборов. Частичным смягчением паспортной системы, касающимся главным образом продолжительности сроков, на которые выдаются П., ограничилась и последняя паспортная комиссия, выработавшая ныне действующее Положение 3 июня 1894 г., о видах на жительство, законом 2 июня 1897 г. распространенное на всю империю, кроме губерний бывшего Царства Польского и Финляндии. Существенной стороной реформы 1894 г. является и установление точных правил о том, в каких случаях общества и домохозяева вправе отказывать в выдаче или возобновлении П. отлучающимся членам обществ или крестьянских дворов. Избрание в общественные должности сельских обывателей, отлучившихся по паспортным книжкам, допускается, без их согласия, не ранее как по истечении одного года со времени выдачи им П. книжек, и притом только в случае невозможности заместить эти должности другими лицами. По ныне действующему законодательству в месте постоянного жительства (см. Местожительство), по общему правилу, П. не требуется. Исключение составляют столичные и другие города, объявленные в положении чрезвычайной или усиленной охраны (см.). Кроме того, в местностях, на которые распространяются правила о надзоре за промышленными заведениями, рабочие фабрик и заводов обязаны иметь П. и в месте постоянного жительства. Не требуется П. при отлучке из места постоянного жительства: 1) в пределах уезда и за пределами его не далее как на 50 в. и не более как на 6 мес., и 2) от лиц, нанимающихся на сельские работы, — кроме того, в пределах волостей, смежных с уездом жительства, хотя бы и более чем на 6 месяцев. В виде на жительство вносится жена получателя и могут быть вносимы сыновья и мужского пола родственники, приемыши и опекаемые до достижения 18 лет, дочери до 21 года и лица преклонного возраста или по состоянию здоровья не могущие обходиться без постороннего попечения. Из числа лиц, вносимых в П., лица мужского пола, не достигшие 17-летнего возраста и не находящиеся на государственной службе, а лица женского пола, не достигшие 21 года, могут получать отдельные виды только по просьбе родителей или опекунов или с согласия попечителей; замужние женщины, независимо от их возраста — только с согласия мужей. Жене лица, находящегося в безвестном отсутствии или страдающего умопомешательством, может быть выдан, по закону 2 июня 1897 г., вид на жительство по распоряжению местного губернатора, градоначальника или обер-полицмейстера. Не отделенным членам крестьянских семейств, даже и совершеннолетним, вид выдается только с согласия хозяина крестьянского двора или по распоряжению земского начальника (мирового посредника). Лицам, включенным в общий вид, могут быть выдаваемы и отдельные виды на жительство, в месте их временного пребывания. П. выдаются на общем основании раскольникам всех сект, кроме скопцов. При обнаружении лица без надлежащего вида, если оно докажет свою самоличность, дается срок не свыше 6 месяцев для получения вида, а по истечении этого срока — особое удостоверение для отъезда в семидневный срок. Не уехавшие в этот срок высылаются полицией на основании инструкции, утвержденной министром внутренних дел (особые правила для Петербурга см. в прил. к ст. 340, прим., уст. паспортного). Дворянам не служащим, лицам, уволенным от государственной службы, офицерским чинам и чиновникам запаса, почет. гражданам, купцам и разночинцам видами на жительство служат бессрочные П. книжки, выдаваемые полицейскими управлениями (в столицах — участковыми приставами). Лицам, состоящим на гражданской службе, и духовенству всех исповеданий, кроме римско-католического, эти книжки выдаются по месту служения или от подлежащих духовных властей. Такие же книжки выдаются вдовам и достигшим совершеннолетия дочерям означенных лиц. Мещане, ремесленники и сельские обыватели получают от мещанских и ремесленных управ, через волостных старшин: 1) П. книжки на 5 лет, при наличности недоимок по общественным сборам — с согласия общества, причем обозначается годовой размер сборов, который должен быть внесен 31 декабря каждого года; в противном случае книжка отбирается; 2) П. на один год, 6 месяцев или 3 месяца, независимо от лежащих на получателе недоимок. В 1883 г. министру внутренних дел предоставлено право установлять обязательную заявку домохозяевами полиции о прибывших и выбывших во всех городах, посадах и местечках, где имеет пребывание чиновник полиции. Положение о видах на жительство 1894 г. не распространено на лиц, состоящих на действительной военной и морской службе, на лиц войскового сословия казачьих войск, на финляндских обывателей, на иностранных подданных, проживающих в империи, на лиц, отбывающих за границу и оттуда возвращающихся, на лиц римско-католического духовенства, на инородцев, на приисковых рабочих, скопцов, ссыльнопоселенцев и состоящих под полицейским надзором, учреждаемым по распоряжению административных властей. По отношению ко всем этим лицам, а также к обывателям губерний Царства Польского, сохранили свою силу прежние узаконения о П. Иностранцы допускаются в Россию только по П. российских миссий и консульств или по засвидетельствованным ими национальным П. Прибывшие без П. иностранцы высылаются обратно, а если иностранное пограничное начальство откажется от принятия их, то с ними поступают как с бродягами. П. на жительство в империи выдаются иностранцам начальниками губерний на один год. Проживательство без узаконенного вида или по виду просроченному карается по 61 ст. устава о наказаниях. Составление подложного вида на жительство для себя или другого лица влечет за собой заключение в тюрьме от 4 до 8 месяцев или от 8 мес. до 1 года и 4 мес., а изменение в своем или чужом виде указанных в них срока или местопребывания — заключение в тюрьме от 2 до 4 или от 4 до 8 мес. При этом, по разъяснению сената (1871 г. № 284), карается само составление подложного вида, независимо от того, извлек ли из него виновный пользу, сделал ли из него употребление. Передача своего вида другому для проживательства или переезда с ним, равно как проживательство по ложному или чужому виду, наказывается заключением в тюрьме на срок от 2 до 4 мес. или же арестом на время от 3 недель до 3 мес. (Улож. о наказ., ст. 976—983). Лицо, виновное в заведомо ложном, при получении вида на жительство, заявлении о том, что оно такого вида не имеет, подвергается тому же наказанию, что и за ложное показание без присяги перед судом, т. е. аресту на время от 3 недель до 3 месяцев, или же заключению в тюрьме на время от 2 до 4 месяцев (Улож. о наказ. ст. 943).

ПАСПОРТ

I. ПАСПОРТ I а, м., ПАШПОРТ а, м. passeport. Разрешение на отплытие из гавани. 1. Подорожное, пропускное письмо, пас. Вейсманн 1731. Документ, свидетел. смотреть

Какие права имеет обладатель паспорта в Российской Федерации

Паспорт является документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ или за ее пределами.

Выделяют различные виды паспорта, в зависимости от назначения документа.

Выдача, замена и правила использования паспортов регулируются целым рядом нормативных документов.

Паспортная система РФ

В нашей стране паспортная система – эта совокупность взаимоотношений между гражданами и органами внутренних дел, возникающих в связи с необходимостью учета и систематизации населения страны.

Помимо органов внутренних дел, к процедуре оформления паспорта гражданина при необходимости могут быть привлечены и другие уполномоченные организации: ЗАГСы, учреждения здравоохранения, военкоматы, ТСЖ и т.д.

Основные функции паспортной системы в нашей стране:

проверка документов сотрудниками полиции

  • Предоставление гражданам главного документа, удостоверяющего их личность. Наличие данного документа дает возможность свободно перемещаться, реализовывать себя в социальной сфере (поступить в ВУЗ, устроиться на работу и т.д.), участвовать в голосовании, получить при наличии паспорта иные необходимые документы, открыть лицевой счет в банке, вступить в банк и т.д.
  • Учет населения. Получение государством сведений относительно миграционных процессов, изменения численности и состава населения и т.д.
  • Борьба с правонарушениями. Наличие паспортов позволяет идентифицировать личность преступника, найти пропавшего без вести, обнаружить неплательщика алиментов и т.д.
  • Регулировать расселение граждан по территории страны. Регистрационный учет позволяет контролировать заселение людьми определенных территорий и при необходимости влиять на этот процесс.

Гражданин, как субъект паспортной системы

Являясь субъектом паспортной системы, гражданин имеет определенные права и обязанности.

К основным правам обладателя паспорта относится: право на идентификацию личности во всех инстанциях и учреждениях при помощи документа, право на перемещение, право на получение и замену документа.

На гражданина паспортная система накладывает следующие обязанности:

  • Иметь паспорт (получать, заменять, продлевать, хранить, сдавать).
  • Нести административную ответственность за отсутствие паспорта, его подделывание, потерю, порчу и т.д.
  • Сдавать паспорт, в случае выхода из гражданства РФ.

Нормативная база

Паспортный режим основывается на положениях целого ряда нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Указ президента (№232) и Постановление Правительства (№828) от 1997 года содержат определение паспорта, описание его внешнего вида и назначения.

Административный регламент Федеральной миграционной службы дает подробное описание процедур по выдаче и замене паспортов на территории страны. Этот документ утвержден в 2012 году приказом ФМС №391.

Паспорт

Паспорт – документ, удостоверяющий личность гражданина РФ.

паспорт РФ

Данный документ в обязательном порядке должен быть у всех граждан, достигших возраста 14 лет и постоянно живущих на территории страны.

В стандартной ситуации гражданин обязан получать паспорт по месту жительства.

В отдельных случаях допускается оформление документа по месту пребывания.

Так, дети, проживающие в специализированных воспитательных учреждениях, получают паспорта в соответствии с местом нахождения учреждений.

Лица, выходящие из мест лишения свободы, получают паспорт (в случае его отсутствия) по месту отбывания наказания.

Виды паспортов

В зависимости от формы и назначения документа выделяют следующие виды паспортов:

загранпаспорт РФ

  • Внутренний. Это основной документ любого гражданина страны. Он позволяет удостоверять свою личность на территории государства, но не наделяет никакими правами при выезде за границу.
  • Загранпаспорт (туристический). Этот документ позволяет попасть на территорию иностранного государства и находиться там до тех пор, пока не закончится действие визы. В настоящее время на территории РФ можно оформить загранпаспорта старого и нового образца. Они отличаются внешним видом, фотографиями, бланками для заполнения, размером оплачиваемой пошлины. Также, при оформлении документа старого типа можно вписать ребенка в паспорт родителя, а по новым правилам для детей оформляются отдельные паспорта.
  • Биометрический. Это загранпаспорт нового образца. Его ключевое отличие от старого документа – наличие чипа, в котором содержится вся информация о владельце документа. Такие паспорта в настоящее время использует большинство стран для своих граждан.
  • Служебный. Такой паспорт выдается лицам, которые часто выезжают за пределы государства с целью исполнения служебных обязанностей. При этом, данные лица не наделены дипломатическим иммунитетом.

Подобный паспорт оформляют, например, для депутатов, ряда чиновников, сотрудников крупных государственных предприятий и т.д.

паспорта РФ

  • Дипломатический паспорт. В России подобные паспорта есть только у президента, чиновников высшего звена (членов правительства, государственной Думы, генерального прокурора и т.д.), сотрудников посольств и консульств. Наличие подобного паспорта не означает автоматическое получение дипломатического иммунитета. Право на неприкосновенность дает непосредственно принимающая страна. Между РФ и рядом европейских государств существует соглашение, наделяющее лиц с дипломатическими паспортами соответствующим иммунитетом и правом безвизового въезда.
  • Временный паспорт. Выдается в случае потери, кражи основного паспорта на определенный период времени, за который должен быть изготовлен постоянный документ.
  • Паспорт моряка. Этот вид загранпаспортов предназначен для моряков, закрепленных за кораблем, на котором они пересекают границы государств.
  • Коллективный паспорт. Подобный паспорт оформляется на большие группы туристов для исключения излишней бумажной волокиты. Так, при туристической поездке заграницу группы школьников в сопровождении взрослого может быть оформлен один коллективный паспорт. Важно, чтобы принимающая страна признавала такую форму заграничного паспорта.
  • Семейный паспорт. Документ оформляется на одного из членов семьи, но в него вносятся и все остальные представители семьи. Путешествовать по данному документу может вся семья. Документ недействителен, если среди туристов нет непосредственно хозяина паспорта.
  • Laissez-passer. Этот документ выполняет функции паспорта, но им не является. Подобные документы присутствуют у представителей ООН.
  • Паспорт иностранного гражданина. Этот документ некоторые государства выдают лицам, проживающим на территории страны, но не являющимся ее гражданами.
  • Камуфляжный, фантастический. Подобные документы являются сувениром, который не наделяет владельца никакими правами. По этой причине изготовление или владение камуфляжным паспортом не считается нарушением закона. Тем не менее, использование такого паспорта в целях пересечения границы иностранного государства преследуется по закону. Чаще всего, для изготовления данного документа используются реальные бланки, которые уже вышли из употребления (по причине смены названия государства, либо исчезновения страны).

Получение и замена паспорта

Получение и замена паспорта производится в отделах ФМС по месту жительства, либо в отдельных случаях по месту пребывания.

получение паспорта в 14 лет

Первый раз граждане России получают паспорт в 14 лет, либо при оформлении гражданства РФ.

Паспорт подлежит обязательной замене, когда гражданин достигает возраста 20 и 45 лет.

Исключение составляют лица, проходящие срочную военную службу.

Выдача и замена паспорта в этом случае происходит после завершения службы.

Выданный после 45 лет документ является бессрочным.

Новый паспорт может быть оформлен в случае утери, порчи, кражи старого документа.

Также, паспорт подлежит замене при обнаружении ошибок в документе и при смене паспортных данных (например, смена фамилии при заключении брака).

По закону гражданин обязан подать заявление с необходимым перечнем документов в ФМС не позднее, чем через 30 дней после наступления ситуации, повлекшей необходимость замены документа.

В случае утраты или кражи паспорта гражданину необходимо обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением о пропаже документа.

Уполномоченные лица выдают гражданину временное удостоверение, заменяющее паспорт до момента получения нового документа.

При оформлении паспорта гражданин обязан уплатить государственную пошлину. Размер пошлины – 300 рублей.

Если причиной замены документа стала его утеря, либо порча, то размер пошлины составляет 1500 рублей.

Причина повышения величины пошлины – административная ответственность за небрежное обращение с документом.

Срок оформления паспорта при обращении по месту жительства – 10 дней.

При подаче документов не по месту жительства срок получения паспортов увеличивается до 2 месяцев.

Если гражданин обращается за заменой утерянного паспорта не в то подразделение, в котором документ изначально оформлялся, то срок оформления нового паспорта будет составлять 2 месяца.

Перечень необходимых документов

Для получения паспорта РФ необходимо подать следующие документы:


Он отметил, что все технические испытания электронных компонентов такого паспорта уже проведены.

Чернышенко напомнил, что цифровой паспорт является аналогом электронной банковской карты с бесконтактным чипом. Также по желанию в память смарт-карты можно занести ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения.

На карту, содержащую несколько степеней защиты от подделок, будут нанесены персональные данные человека, его фотография. К концу следующего года будут завершены все подготовительные мероприятия

Дмитрий Чернышенко вице-премьер России

По словам вице-премьера, замена документа на смарт-карту останется выбором каждого россиянина.

Электронные паспорта

В начале декабря министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сообщил, что в России сняли все разногласия по проекту указа о цифровых паспортах.

Паспорт у нас будет представлен в двух видах — собственно смарт-карта, которая должна заменить традиционный для всех бумажный паспорт, на чипе этой смарт-карты будут записаны необходимые сведения

Максут Шадаев министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

Карточка будет называться ПЭН — паспорт с электронным носителем. В ней будет QR-код для считывания информации, по которому можно получить доступ к защищенному облаку. В облаке можно найти все личные данные: помимо фотографии и сведений первого разворота традиционного паспорта, там могут храниться водительские права и полис ОМС.

В отличие от обычного паспорта, в электронном документе имя, фамилия, отчество, дата и место рождения, а также подпись и дата выдачи документа будут размещены на одной странице. При этом срок действия паспорта также обозначен на карточке.

Второй вариант получит название МИГ — мобильный идентификатор гражданина — и будет представлен, соответственно, в виде приложения на телефоне, которое позволит в отдельных случаях не показывать смарт-карту, а показывать QR-код, который будет подтверждать право лица на совершение определенных действий, рассказал Шадаев.

Российская IT-сфера получила поддержку государства. Что это значит для граждан и готовы ли они к цифровому скачку?

Российская IT-сфера получила поддержку государства. Что это значит для граждан и готовы ли они к цифровому скачку?

Также в новом паспорте будут содержаться и биометрические данные его владельца, такие как отпечатки пальцев. По желанию можно будет оставить в паспорте свою электронную подпись.

Ожидается, что на первом этапе количество выдаваемых документов нового образца составит не менее 100 тысяч.

Менять заграничные паспорта пока не планируется. Однако в МВД рассчитывают, что в страны, куда россияне въезжают по внутреннему документу, будут разрешать въезд по пластиковой карточке.

С юридической точки зрения ПЭН будет приравнен по статусу к действующим бумажным паспортам, иметь повышенные средства защиты, в том числе криптографические

МВД России

Слабое место

Эксперт по кибербезопасности, руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов напомнил, что смарт-карты, а также копии цифровых паспортов в телефоне могут представлять серьезную опасность, связанную с кражей личной информации злоумышленниками.

Конечно, электронный документ — это дополнительные риски. Например, злоумышленники смогут скопировать и использовать личные данные. Но внедрение будет поэтапным, не произойдет такого, что в один день всех заставят отказаться от бумажных паспортов, тем более, что пока смарт-карта подразумевается только как дубликат

Владимир Ульянов эксперт по кибербезопасности, руководитель аналитического центра Zecurion

Для увеличения безопасности, эксперт рекомендует гарантировать невозможность оформления цифровых паспортов без личного присутствия заявителя, в противном случае, это может обернуться кражей личности. Он также советовал воздержаться от полного перехода на новый формат до полной наладки системы и подождать, пока в ней не будут выявлены все уязвимые места.

Ульянов подчеркнул, что лиц старшего поколения на цифровые паспорта необходимо переводить в последнюю очередь, поскольку именно они чаще всего страдают от действий мошенников.

Другие нововведения

С 1 июля 2022 года у россиян появятся электронные копии документов. Правительство России утвердило перечень документов, на которые можно будет оформить электронные дубликаты. Всего на данный момент в списке значатся 19 документов. Это военный билет, документы, подтверждающие право на получение социальной поддержки, свидетельство об усыновлении, медицинские справки, судебные решения, документы об образовании, свидетельства ЗАГС, документы об инвалидности.

Сотрудник МФЦ отсканирует документ, заверит электронной цифровой подписью и вернет его владельцу. После этого дубликат будет храниться в личном кабинете на портале госуслуг, а при обращении в МФЦ или органы власти бумажные оригиналы документов предъявлять не потребуется.

Кроме того, в ноябре Экспертный институт социальных исследований сообщал, что ковид-сертификаты в России могут стать вторыми паспортами. Как уточнили исследователи, электронные сертификаты о вакцинации против COVID-19 доказали свою эффективность по всему миру. Специалисты призвали учитывать мировой опыт, особенно принимать и прорабатывать ошибки.

В США не существует единого документа, который обязательно выдается каждому гражданину федеральными властями и считается его удостоверением личности. Попытки создать такой документ предпринимались неоднократно, однако проваливались под давлением либеральных политических сил, считающих, что это дает государству больше возможностей иметь тотальный контроль над гражданами, а это, в свою очередь, противоречит идеалам отцов-основателей США. Впрочем, последние разоблачения вокруг АНБ показали, что отсутствие национального ID для государства в этом смысле - не помеха.

Американские граждане при желании могут обратиться в госдепартамент США за получением пластиковой паспортной карты либо паспорта, но они почти не используются внутри страны, лишь для поездок в соседние страны. Для других зарубежных вояжей необходимо получить обычный бумажный паспорт, который несколько дороже. С 2007 года госдепартамент оформляет исключительно биометрические паспорта, сохраняющие на чипе необходимую информацию о владельце. Как паспорт, так и карта выдаются гражданам США на 10 лет, а тем, кому меньше 16, на пять лет. Изготовление карты обойдется в 55 долларов, а паспорта - 135 долларов.

Основным же документом, используемым в качестве удостоверения личности на территории США, являются водительские права. Они выдаются не федеральным правительством, а властями штатов по месту жительства, как правило, с 14-16 лет на срок от 4 до 8 лет. За оформление в среднем придется выложить около 50 долларов США. Права - это обычная пластиковая карта, не содержащая какого-либо чипа или электронной информации.

Ну а как быть тем, кто не умеет либо не хочет водить автомобиль? В этом случае департамент транспортных средств выдает идентификационную карту, не дающую права управления транспортным средством, но считающуюся документом, удостоверяющим личность. Ее срок действия составляет от 6 до 10 лет, в зависимости от возраста гражданина, а стоимость - 27 долларов. Права и ID-карты требуются в США практически везде: при открытии банковских счетов, покупке алкоголя в магазинах, бронировании авиа или ж/д билетов. Другим важным документом для американца является карта, выдаваемая Администрацией социального страхования, а точнее ее номер, который используется для систематизации сведений о правах его владельца на различные социальные льготы. Со временем его использование стало более широким, в частности по номеру социального страхования иногда можно получить данные о кредитной или налоговой истории американца, его трудовой деятельности. В настоящее время гражданину США затруднительно вести какую-либо финансовую активность и получить доступ ко многим услугам без этого номера, поэтому абсолютное большинство получают соцкарту, хотя это и не обязательно.

На сегодня в еврейском государстве основным документом, удостоверяющим личность гражданина, является "теудат-зеут", по сути внутренний паспорт величиной чуть более обычной игральной карты. Такой документ состоит из двух частей - заламинированного толстого пластика с фотографией, указанием даты и места рождения, имен матери и отца, а также даты получения этого документа. Девятизначным номером "теудат-зеута" израильский гражданин наделяется один раз в жизни - при рождении или при репатриации. Обычно израильтяне его помнят наизусть.

Ни национальности, ни вероисповедания, ни срока действия "теудат-зеута" в нем не указано. В эту же "паспортинку" вложен бумажный вкладыш, на котором отмечено имя, фамилия, семейное положение и номера "теудат-зеутов" супруги и несовершеннолетних детей владельца документа. Выезжающим за границу выдается "даркон" - заграничный паспорт международного образца.

Глобальная тенденция универсализации удостоверений личности не могла пройти мимо Израиля. Так что никого не удивила инициатива министра внутренних дел Гидеона Саара о введении для всех израильтян биометрических паспортов. По его словам, пилотный проект выдачи биометрических документов позволит резко сократить количество правонарушений, совершаемых с помощью поддельных и ворованных удостоверений личности. В течение ближайших двух лет биометрический паспорт можно получить бесплатно исключительно на добровольных началах. У желающего приобрести такой документ, являющийся одновременно не только внутренним и заграничным паспортом, но и банковской карточкой, в отделении МВД снимут отпечатки указательных пальцев с обеих рук и сделают биометрическую фотографию. Предлагается также сканировать сетчатку глаза. Полученная информация, переведенная на микрочип, в обязательном порядке дублируется в центральной базе данных. Ответственность за сохранение тайны личных данных граждан еврейского государства поручена ШАБАКу (Израильской службе общей безопасности). Небезынтересно заметить, что сам документ имеет восемь полос защиты.

"Идея сделать единый умный паспорт невероятно удобная и практичная, - считает полковник полиции в отставке, уроженец Киева Миша Шаули. - Тех, кто опасается кражи своих биометрических данных, я могу заверить, что они никому не пригодятся". Шаули подкрепляет свою точку зрения следующим примером: "Любой человек во время работы, обеда в ресторане или пользования общественным транспортом оставляет множество своих отпечатков пальцев, но разве кому-то придет в голову ими воспользоваться?"

Во французском удостоверении личности нет ничего революционного. Пластиковая карточка размером 105 мм на 74 мм ("восьмушка" стандартного бумажного листа А 4), на которой помимо фотографии содержатся главные сведения о владельце (дата и место рождения), образец подписи, а также кем и когда был выдан документ. Правда, в него внедрены несколько степеней защиты, что тем не менее в последнее время не смогло остановить жуликов, фабрикующих подделки. По некоторым данным, ежегодно пускается в оборот порядка двух сотен контрафактных пластиковых "восьмушек" и далеко не все попадают в руки полиции.

Удостоверения выдаются в мэриях или префектурах полиции, для чего надо представить свидетельство о рождении, справку о месте жительства в виде счета за газ или электричество (там указаны имя и адрес проживания), а

также заполнить соответствующий формуляр. Документ выдается сроком на 10 лет и бесплатно. При потере для выдачи дубликата придется выложить 25 евро. Хотя у подавляющего большинства французов есть это удостоверение, оно, как это ни удивительно, не есть что-то обязательное. Некоторые обходятся без "восьмушки", а при необходимости предъявляют "розовую корочку" водительских прав.

Что касается электронного удостоверения личности (ЭУЛ), то французы с ним явно не торопятся. Вполне реальный проект появился в середине нулевых годов, а к их завершению его, как считалось, должны были вот-вот запустить. Сторонники ЭУЛ хотели сделать его не только на порядок более защищенным, чем нынешнее удостоверение, но и многофункциональным. Электронный микрочип предполагалось наполнить самой разнообразной информацией, включая биометрические данные, отпечатки пальцев, личный криптоключ владельца для цифровой подписи документов, сведениями о параметрах социального страхования и так далее.

Однако против выступили правозащитные организации, юристы. Они увидели в ЭУЛ попытку завести тотальное досье на всех французов. Дело было передано в Конституционный совет, и там после долгих размышлений пришли к выводу, что создание такого банка данных "ущемило бы право граждан на личную жизнь". Члены совета также высказали опасение, что информация, хранящаяся в централизованном порядке, при определенных условиях могла бы быть использована "не только для установления личности владельца".

Проект ЭУЛ передали на доработку, в результате чего многие функции, которые предположительно могли сделать его незаменимым во многих жизненных ситуациях, к примеру, служить электронным кошельком, оказались за бортом.

Что в сухом остатке? Удостоверение, которое отличается от старого лишь тем, что в него добавлены биометрические сведения, а также отпечатки пальцев. Точка.

Когда еще весной этого года министру внутренних дел Манюэлю Вальсу парламентарий Филипп Менье задал вопрос о том, когда все-таки ЭУЛ получит путевку в жизнь, то ответ был коротким: "Сейчас это нежелательно". Пожалуй, главная причина заключается в том, что на запуск программы ЭУЛ потребуется минимум 85 миллионов евро, что при нынешнем режиме строгой экономии бюджета было бы недопустимой роскошью.

Из всех удостоверений личности шведы предпочитают пользоваться одним номером. При этом самым ненадежным средством хранения личных данных они считают бумажные паспорта.

Уже больше полувека персональный номер сопровождает подданных Швеции на протяжении всей жизни. Куда бы они ни пришли: в школу, университет, больницу, аптеку или банк, везде для подтверждения личности попросят назвать комбинацию из 10 цифр. Первые шесть цифр соответствуют дате рождения. Седьмая и восьмая цифры определяют район страны, в котором родился подданный. Девятая указывает на пол человека: нечетная обозначает мужчину, четная - женщину. А десятая цифра - это так называемое "суммарное число", которое высчитывает по стандартной общеизвестной схеме. Персональный номер выдается каждому шведу при рождении налоговой службой.

В шведском законодательстве не прописано, что все подданные обязаны иметь документы, подтверждающие личность. Тем не менее на практике мало просто назвать свой номер, чтобы открыть счет в банке или получить медицинскую помощь в больнице. Чаще всего госучреждения попросят представить пластиковую биометрическую ID-карту. На карточке указаны номер документа, персональный номер владельца, полное имя, дата рождения, кто выдал документ, дата выдачи и срок действия. На лицевой стороне также есть образец подписи, фотография владельца карты и микрочип, на котором в электронном формате записана та же информация и фотография. Кроме того, чип содержит специальный код, который подтверждает, что сведения достоверны. На обратной стороне ID-карты расположена механически считываемая информация.

За получение ID-карты следует оплатить сбор в размере 400 крон (около двух тысяч рублей), она выдается полицией сроком на пять лет и позволяет свободно путешествовать в пределах Шенгенской зоны.

Однако далеко не все шведы подают заявку на получение такой карты. На данный момент только 100 тысяч человек обладают пластиковым документом. Остальные пользуются водительскими правами или удостоверением налогоплательщика. Этих документов достаточно для поездок в соседние Скандинавские страны.

Впрочем, для путешествий за границу, особенно если речь идет о перелетах, большинство шведов по традиции предпочитают пользоваться бумажными паспортами. Может, они и не самые надежные, зато проверенные временем.

Для иностранцев, проживающих в Швеции, получение персонального номера становится заветной мечтой. Потому что без него возможности человека в стране сильно ограничены. Невозможно составить ни один договор купли-продажи. Даже для покупки мобильного телефона. Иммигранты могут получить персональный номер, только если у них есть вид на жительство и подтверждение трудоустройства в Швеции. Тогда необходимо обратиться в налоговую службу, которая бесплатно выдаст персональный номер. Фактически он уравняет иностранца в социальных и юридических правах с остальными шведскими подданными. Однако приезжего не допустят к выборам в шведский парламент, хотя он сможет голосовать на муниципальных выборах.

В Южной Корее в качестве удостоверения личности используется пластиковая карточка размером примерно пять на восемь с половиной сантиметров. Сделана она так, чтобы ее было удобно хранить в бумажнике рядом с кредитными картами.

На лицевой стороне удостоверения размещена фотография, а также написано имя - как корейской азбукой, так и иероглифами. Кроме того, указан личный номер, первые шесть цифр которого являются годом (две последние цифры), месяцем и днем рождения. На этой же стороне прописан адрес, по которому проживает владелец документа. На обратной стороне карточки в правом нижнем углу находится фотокопия отпечатка большого пальца правой руки. Остальное место на этой стороне предназначено для внесения изменений в случае переезда на другое место жительства.

По закону, корейцы должны сообщать достаточно быстро о том, когда меняют адрес, но на практике распространены случаи, когда многие об этом забывают. И особой беды тут нет, поскольку это скорее формальность.

Несмотря на широкое распространение в Южной Корее передовых компьютерных технологий, пока внутреннее удостоверение личности не используется для получения зарплаты, пенсии, в него не занесены данные по медстраховке и прочее. Это "просто" удостоверение. Пожалуй, ключевыми данными в этом документе являются имя и личный номер корейца. Вот по номеру через единую государственную базу данных можно узнать очень многое, но доступ туда предоставляется только госслужащим и то только в рамках тех функций и задач, которые они выполняют. Утеря удостоверения личности не представляет для корейцев большой "трагедии". Карточку восстанавливают очень быстро, буквально в течение 10-20 минут. При выезде за границу граждане Республики Корея получают отдельный заграничный паспорт, в котором имеется специальный компьютерный чип.

Читайте также: